«АЛРОСА» готова к переменам на мировом алмазном рынке
Так прокомментировал заявление «Де Бирс» о новой стратегии, представленной общественности в июле, президент АК «АЛРОСА» Вячеслав Штыров.
Ещё несколько лет назад специалистами «АЛРОСА» в качестве одного из возможных сценариев развития мирового алмазного рынка рассматривалось разрушение одноканальной системы, созданной когда-то «Де Бирс» и практически до последнего момента контролируемой ею. Принцип сбыта алмазов через единый канал (ЦСО «Де Бирс») удовлетворял всех.
Существующая система позволяла регулировать мировые цены и поддерживать их уровень таким образом, чтобы предложение алмазов всегда соответствовало текущему спросу. Для производителей алмазов это обеспечивало монопольно высокие цены, для огранщиков – стабильность цен и сбыта бриллиантов, поскольку количество сырья на рынке соответствовало спросу на конечную продукцию.
Однако с середины 1990-х годов ситуация изменилась. Появление на рынке новых производителей алмазов (например, Канады, которая производит сегодня алмазной продукции на 300 млн. долларов, а в ближайшем будущем эта цифра, возможно, увеличится до 1 млрд.), неконтролируемый характер добычи вследствие гражданской войны в таких странах, как Сьерра-Леоне, Конго, Ангола, непрекращающиеся утечки алмазного сырья из России по контрабандным каналам способствовали выходу части алмазов из-под контроля одноканальной системы «Де Бирс».
В результате сфера контроля рынка ТНК «Де Бирс» сократилась с 90%, как это было много лет назад, до 65% в настоящее время. Таким образом, возникла ситуация, в которой поддержка прежней системы для «Де Бирс» утратила смысл.
На основании исследований Аналитического центра «АЛРОСА», которые велись всё это время, был разработан план, включавший несколько пунктов.
Одним из этапов реализации плана было создание «АЛРОСА» собственного ограночного производства, которое позволило бы компании, в случае каких-либо непредсказуемых изменений на рынке алмазов, выйти с конечным продуктом на рынок бриллиантов. В этой связи было создано подразделение «Бриллианты АЛРОСА», которое произведёт уже в нынешнем году бриллиантов более чем на 100 млн. долларов.
Также были организованы два дочерних предприятия в Орле. Кроме того, продолжают укрепляться связи компании с крупнейшими российскими производителями бриллиантов, такими, как«Туймаада Даймонд» (Якутск) и производственное объединение «Кристалл» (Смоленск), с которыми «АЛРОСА» начинает сотрудничать на основании долговременных договоров с целью гарантированного сбыта в нестабильных условиях рынка.
План, разработанный «АЛРОСА», включал также развёртывание собственной сбытовой сети за рубежом. С этой целью были открыты представительства компании в Израиле, Бельгии, Великобритании, Анголе, которые при необходимости могли быть превращены в торговые площадки. На это ушло несколько лет, и многое из этого плана реализовано.
Поскольку «Де Бирс» и «АЛРОСА» являются не только торговыми партнёрами, но и крупнейшими производителями алмазов в мире, заинтересованными в стабильности рынка, около полугода назад между компаниями начался активный обмен имеющейся информацией в области исследований рынка и результатов этих исследований.
В итоге диалога в начале июня в Москве, в период работы Наблюдательного комитета, задолго до официального объявления о новой стратегии «Де Бирс», были сформулированы основные положения и выводы относительно дальнейшего развития мирового АБК, вытекающие из новой стратеги «Де Бирс».
По мнению В. Штырова, можно рассмотреть несколько сценариев развития взаимоотношений двух лидеров мирового алмазного рынка.
Первый из них может подразумевать взаимоотношения двух крупных промышленных групп с вертикально интегрированным бизнесом и системой долгосрочных отношений с традиционными партнёрами. Этот вариант сценария подразумевает то, что все крупные производители, участвующие в алмазном бизнесе, начинают регулировать рынок при помощи соглашения, по примеру участников, входящих в ОПЕК. Иными словами, осуществляется совместная ценовая, квотная политика в условиях самостоятельной работы на рынке каждого участника соглашения.
Другой сценарий развития отношений между «Де Бирс» и «АЛРОСА» заключается в наличии единого канала сбыта. Однако для этого «АЛРОСА» должна стать акционером «Даймонд Трейдинг Компани» (ЦСО «Де Бирс»).
Суть третьего сценария может состоять в изменении условий торгового соглашения, которые коснутся, главным образом, ассортимента наших продаж «Де Бирс» и условий ценообразования. В этом случае традиционные торговые отношения «АЛРОСА» и «Де Бирс» будут продолжены, но на ином качественном уровне.
И, наконец, самый неконструктивный вариант – это развитие взаимоотношений в условиях конкурентной борьбы, которая была бы губительной для всех производителей алмазов, независимо от масштаба их деятельности.
«Поэтому нам сегодня, как никогда прежде, необходимо искать наиболее конструктивные пути дальнейшего совместного существования в мировом алмазном сообществе», – заключил президент «АЛРОСА» Вячеслав Штыров.
Елена НИКИФОРОВА, «Российская газета», 22 июля 2000 г