Публикации за 2009 год

В этом году, как показывает статистика, из-за кризиса практически во всех регионах России наблюдается спад инвестиционной деятельности – в среднем на 20%. А вот Якутия за девять месяцев 2009 г. вложила в реализацию проектов на своей территории 152,8 млрд. рублей, что на 28,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такой результат позволил республике стать победителем VIII общероссийского конкурса «Стратегические инициативы в антикризисных программах» в номинации «За обеспечение инвестиционной привлекательности региональной экономики в условиях кризиса».

Эксперты считают, что всему виной – строительство проходящего по территории Якутии нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). О том, насколько это верно, а также о том, как выживает северный регион в условиях кризиса и что помогает ему уверенно смотреть в будущее, «Нефти России» рассказал Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.

Наша справка

Президент Якутии В.А. Штыров

Вячеслав Анатольевич Штыров родился 23 мая 1953 г. в посёлке Хандыга Томпонского района Якутской АССР. В 1975 г. он окончил Даль­невосточный политехнический институт по специальности «Инженер- строитель», а в 1991 г. – Академию общественных наук при ЦК КПСС.

С 1975 по 1991 гг. работал на стройках Якутии, прошёл путь от мастера до первого заместителя руководителя строительно­монтажного объединения.

С 1991 по 1992 гг. – Министр строительства и инвестиций Респу­блики Саха (Якутия).

В 1992-1996 гг. – вице-президент и Председатель Правительства Республики Саха (Якутия).

С 1996 по 2002 гг. – президент ком­пании «АЛРОСА», народный депутат Государственного собрания (Ил Ту- мэн) Республики Саха (Якутия).

С 2002 г. – Президент Республики Саха (Якутия).

Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Ор­деном Почёта, а также медалями.

Имеет звания «Заслуженный стро­итель Российской Федерации», «По­чётный гражданин Республики Саха (Якутия)», «Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия)». Лауреат Государ­ственной премии имени М.К.Аммосова в области государственного строительства.

В.А. Штыров – кандидат экономических наук, почётный профес­сор Иркутского государственного технического университета, ака­демик Международной академии наук о природе и обществе, член- корреспондент Международной инженерной академии.

Женат, воспитал двух дочерей.

– Вячеслав Анатольевич, за счёт чего Якутия была признана самым привлекательным для инвестиций регионом России? Только ли благо­даря строительству нефтепровода ВСТО?

– Действительно, львиная доля инвестиций пришлась на магистраль­ный трубопровод. По-другому и быть не могло – ведь строится объект го­сударственного значения. Протяжённость нефтепровода (по территории Якутии) составляет 1458 км. Для сравнения, расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга по прямой равняется 635 км.

Якутия является самым труднодоступным регионом России, одним из немногих субъектов федерации, не имеющих прямого доступа к желез­ным дорогам. Его характерные особенности – экстремальные природно­климатические условия, бездорожье, тайга, болота. Летом – мошка, кома­ры. Зимой – снежные заносы и морозы (до -60 0С).

Строителям нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» пришлось пересекать своенравную сибирскую реку Лену и прокла­дывать трубопровод по самому её дну. Общая длина уложенного дюкера составила 1598 метров. Глубина подводной траншеи до­стигает 12 м (от уровня воды).

При этом были приняты беспрецедентные меры по обеспече­нию технической надёжности и экологической безопасности объ­екта с учётом решений руководства и замечаний общественно­сти Республики Саха (Якутия). В частности, для изготовления труб использовалась сталь высочайшего класса с пределом прочности, на 15% превышающим уровень аналогов, применяемых в обычной практике строительства подводных переходов магистральных нефтепроводов.

Несмотря на все сложности, совместными усилиями нам удалось пол­ностью и в срок завершить запланированные работы. И, конечно, сред­ства были потрачены значительные. Они составили 40% от общей суммы всех инвестиций в республику. Остальные финансовые ресурсы были направлены на реализацию проектов в алмазной, угольной, нефтедобы­вающей промышленности и других отраслях.

Якутия. Алданский район. На строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». 2008 г.

– Оказало ли строительство ВСТО позитивное воздействие на эко­номику региона?

– Да, безусловно. Для нас реализация нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» проекта изначально была одним из главных приоритетов. По сути, вся республика (непосредственно или косвенно) участвовал в «стройке века». Она стала стимулом созда­ния новых круглогодичных маршрутов наземного сообщения, а также реновации речного флота и строительства магистраль­ных линий электропередачи, которые в перспективе объединят изо­лированные якутские энергосистемы.

Трубопровод вдохнул жизнь во многие населённые пункты, рас­положенные вдоль трассы его прохождения. А для нефтяников он стал палочкой-выручалочкой, так как перевёл производство «чёр­ного золота» из вялотекущего в активное состояние.

– Каким образом сооружение ВСТО отразилось на производственных показателях нефтяных компаний? Хватает ли сейчас углеводородно­го сырья для обеспечения внутренних потребностей республики?

– До конца 2008 года сбыт углеводородов в регионе ограничивался в основном потребностями жилищно-коммунального хозяйства в котельном топливе. А добыча нефти в республике не превышала 290-300 тыс. т в год.

Конечно, можно было производить больше. Но как транспортировать извлечённые из недр ресурсы? К примеру, объём добычи нефти «Сур­гутнефтегазом» на центральном блоке Талаканского нефтегазоконден­сатного месторождения ограничивала транспортная схема доставки до потребителя: пропускная способность временного нефтепровода ПМТП- 150 Талакан – Витим составляла 250-260 тыс. т в год.

Начиная с октября 2008 года, с запуска в реверсном режиме участка ВСТО Усть-Кут – Талакан, появилась возможность для более массовых поставок нефти с этого месторождения. Трубопровод позволил нефтя­никам наращивать добычу. По итогам 2008 года производство «чёрного золота» на центральном блоке Талаканского нефтегазоконденсатного ме­сторождения составило 598 тыс. т, что в 2,5 раза превышало показатели 2007 года.

Кроме того, ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» завершило разра­ботку проектов обустройства центрального блока Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения и сооружения подводящего не­фтепровода до системы ВСТО. Таким образом, в этом году в Якутии будет добыто порядка 1,2 млн. т нефти, большая часть – на Талакане.

– Насколько богаты нефтью и газом якутские недра? Надолго ли хватит их запасов?

Наша республика имеет большие перспективы развития не­фтегазового комплекса. Общая площадь основных потенциально нефтегазоносных территорий, расположенных в Якутии, превы­шает 1,5 млн. км2. Основные объёмы углеводородного сырья сосредо­точены в Ботуобинском и Вилюйском геологических районах, которые ха­рактеризуются наибольшей изученностью на общем фоне других.

По состоянию на конец 2009 г. в Республике Саха (Якутия) запасы при­родного газа по категории С1 составляют 1302,7 млрд. м3, С2 – 1208,9 млрд.

К промышленному освоению подготовлены запасы нефти, разведан­ные по категории С1 – 248,0 млн. т (извлекаемые). По категории С2 пред­варительно оценены запасы в объёме 188,1 млн. т (извлекаемые).

При текущем уровне внутреннего потребления (порядка 1650 млн. м3 газа и 200 тыс. т нефти в год) утверждённых запасов «голубого топлива» хватит на… 1500 лет, «чёрного золота» – более чем на 2 тыс. лет.

Обсуждение вопросов Восточной газовой программы на заседании Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока. Президент Якутии В.А. Штыров, губернатор Хабаровского края В.И. Шпорт, губернатор Амурской области О.Н. Кожемяко. г.Хабаровск. 2009 г.

В рамках реализации Восточной газовой программы запасы природно­го газа республики в состоянии обеспечить ежегодную добычу в объёме до 35 млрд. м3 в течение 114-160 лет. Этого вполне хватит для снабжения соседних регионов, особенно Амурской области, Хабаровского и Приморского краёв, нуждающихся в источниках энергообеспечения, а также для поставок в крупных объёмах в страны АТР

А запасы нефти достаточны для ежегодной добычи в объёме до 15 млн. т.

– Когда в регионе нашли «чёрное золото» и «голубое топливо», и сколько после этого понадобилось времени, чтобы начать промышлен­ную добычу углеводородного сырья?

– Наверное, предки, освоившие якутские земли, знали об их богатстве всегда. Ведь нефть, если она есть, сама об этом сигнализирует, появ­ляясь на поверхности. Документально сведения о наличии нефти у нас сохранились с конца XVIII века. В нашем национальном архиве хранится копия походного журнала «Дело о редкостях» сержанта Степана Попова, который по заданию коменданта Якутского уезда Г.Козловского-Угренина летом 1794 г. проложил маршрут в 1878 верст от Оленька до Сунтар с целью поиска полезных ископаемых. Сержант Попов писал: «Вышли на речку Лимпею, которая устьем впала в р. Хатунку с полуденной сторо­ны. Таковым же порядком прошли 20 верст и видели много утёсов и в одном нашли каменное масло».

Позднее мещанин А.С.Бельков писал на имя царя Александра I: «В прошлом 1804 г. по случаю переездов моих по берегу Ледовитого моря в Анабарской стороне найдены были мною соль каменная и таковое же масло, названная Врачебной управой чёрной нефтью».

Конечно, в царское время никто серьёзно поисками и добычей неф­ти не занимался, так как это было экономически нецелесообразно. Зато в советский период началось освоение недр. Уже в 1925 году Академия наук СССР организовала первую комплексную экспедицию с целью изу­чения естественных производительных сил республики. За два с полови­ной года общая протяжённость её маршрутов по Якутии составила более 100 тыс. км.

В дальнейшем исследования продолжились силами Якутской горно­технической конторы и Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Однако их усилия увенчались успехом только 20 декабря 1948 года, когда из скважины Р-102 (Южно-Тигянская антиклинальная складка) был получен первый в Якутии фонтан нефти объёмом 10-12 м3 в сутки.

А спустя восемь лет в устье реки Вилюй было найдено и «голубое то­пливо». Струя газа с глинистым раствором достигала более 40 м в высо­ту. Открытие Усть-Вилюйского месторождения имело огромное научное и практическое значение для дальнейших поисков углеводородного сырья в регионе, так как были окончательно развеяны сомнения скептиков по поводу перспективности территории Якутии для нефтегазового комплек­са.

Якутия. Ленский район. Эксплуатационная нефтяная скважина ОАО «Сургутнефтегаз» на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении. Талакан. 2009 г.

– Кто сегодня осваивает якутские недра? Сколько компаний занима­ются добычей углеводородов и насколько успешно?

– К концу 2009 года на территории Республики Саха (Якутия) реали­зацией нефтегазовых проектов занимаются пять компаний. Наибольший объём работы приходится на ОАО «Сургутнефтегаз», которое разрабатывает Талаканское, Алинское, Верхнепеледуйское, Северо-Талаканское, Восточно-Алинское месторождения, а также Хоронохский, Кедровый, Пе- ледуйский, Юряхский, Станахский и Бахчинский лицензионные участки. ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» работает на центральном блоке Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения и Ку- рунгском лицензионном участке, ЗАО «Иреляхнефть» – на Иреляхском нефтяном месторождении, Мурбайской и Кэдэргинской площадях, ООО «Газпромнефть-Ангара» – на Тымпучиканском газонефтеконденсатном месторождении, Хотого-Мурбайском газовом месторождении.

ОАО «Ленанефтегаз» оказывает этим компаниям операторские услуги по добыче и транспортировке нефти, бурению эксплуатационных и поис­ковых скважин.

Добычу газа осуществляют также пять компаний: ОАО «Якутгазпром» осваивает Средневилюйское и Мастахское газоконденсатные место­рождения; ОАО «АЛРОСА-Газ» – северный блок Среднеботуобинского; ОАО «Сахатранснефтегаз» – локальный участок Среднетюнгского; ООО «Ленск-Газ» – Отраднинское месторождения. «Газпром» приступает к освоению Чаяндинского газонефтеконденсатного месторождения, уни­кального по запасам и по содержанию ценных компонентов.

В прошлом году предприятия топливно-энергетического комплекса ре­спублики увеличили производство в 1,7 раза по сравнению с 2007 годом. Был достигнут максимальный за последние 15 лет объём добычи угля – 12,6 млн. т, что на 3,5% больше, чем годом ранее. Нефти было извлечено 675 тыс. т (в 2007 году – 260 тыс. т).

А вот добыча природного газа в прошлом году составила 1,4 млрд. м3. Могло быть и больше, но газовый рынок республики ограничивается по­требностями жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Якутия. Горный улус. Начало строительства магистрального газопровода на Бердигестях. с. Бясь-Кюёль.

Надо отметить, что газодобывающая и газотранспортная система Яку­тии состоит из трёх локальных подсистем – Центральной, Западной и Среднетюнгской. Они работают замкнуто и технологически независимо друг от друга. Газоснабжение Центрального энергорайона осуществля­ется предприятиями ОАО «Якутгазпром» и ОАО «Сахатранснефтегаз». Первое из них добывает природный газ на Средневилюйском и Мастах- ском газоконденсатных месторождениях и поставляет его в магистраль­ные газопроводы, а второе – транспортирует сырьё до конечного потре­бителя.

В Западном энергорайоне добычу и поставку «голубого топлива» с Северного блока Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного место­рождения осуществляет ОАО «АЛРОСА-Газ», которое реализует сырьё потребителям Мирнинского района, а также осуществляет его транспор­тировку по магистральным газопроводам и распределительным сетям. Основными покупателями данного энергоносителя являются «АЛРОСА» и «Якутскэнерго».

Уровень газификации с каждым годом растёт. Не так давно мы про­ложили газопроводы в сёла Кюбяинде и Усун. Следующий этап – расши­рение сбыта природного газа за счёт газификации населённого пункта Тербяс и других сёл Вилюйского улуса.

В октябре нынешнего года введён в эксплуатацию участок комплекс­ной подготовки газа Отраднинского газоконденсатного месторождения и налажена подача газа в г. Ленск. Трубопровод протяжённостью 64 км со­оружён ООО «Ленск-газ» (дочернее предприятие ОАО «Сахатранснефте-
газ»). Первый котёл котельной «Центральная» АК «АЛРОСА» переведён на использование «голубого топлива». В городе появились новые совре­менные котельные, потребляющие экологически чистые энергоносители, а сжигавшаяся до сего дня нефть (около 50 тыс. т ежегодно) пойдёт на экспорт по нефтепроводу ВСТО.

– Отвечает ли потребностям индустрии и населения газификация Республики Саха?

– Она началась с принятием Государственной программы «Газифи­кация населённых пунктов Республики Саха (Якутия) в 2002-2006 годах и основные направления газификации до 2010 года». До этого времени газификацией был охвачен 41 посёлок в пяти улусах, а также г. Якутск с пригородами.

Реализация же пятилетней программы позволила практически завершить гази­фикацию всех сёл, расположенных вдоль магистрального газопровода Мастах – Бер­ге – Якутск, а также села Кюль Верхневи- люйского улуса. Началось строительство газопровода к селу Бердигестях. Была вве­дена в эксплуатацию основная нитка ма­гистрального газопровода, пролегающего по дну р. Лена, что дало возможность при­ступить к газификации заречных улусов. На западе республики, в Мирнинском районе, построен магистральный газопровод Чер­нышевский – Айхал.

Кроме того, благодаря вводу в действие ГРС-2 и реконструкции газовых сетей была повышена надёжность системы обеспече­ния газом г. Якутска и Центрального энер­горайона республики.

В целом за пятилетний период – с 2002 по 2006 гг. – в Республике Саха газифици­рован 31 населённый пункт, построено 1362 км газопроводов, переведено на газовое топливо 70 котельных и четыре дизельные электростанции. Благодаря этому экономия составила 30 млн. рублей в год.

– Имеются ли перспективы создания в регионе нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий?

– В сфере переработки нефти похвастаться пока нечем. Производ­ство светлых нефтепродуктов составляет лишь несколько десятков тысяч тонн в год. Но и добыча «чёрного золота» долгое время была столь мала, что вряд ли могла обеспечить потребности даже небольшо­го нефтеперерабатывающего завода, хотя попытки создать мини-НПЗ на Среднеботуобинском, Иреляхском и Талаканском месторождениях осуществлялись.

Но сегодня, когда пришло время «большой нефти», мы возвращаемся к этой проблеме. Несмотря на экономический кризис, удалось убедить руководство ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» заняться строитель­ством первого в республике НПЗ. Уже в следующем году эта компания завершит проектирование завода на базе Среднеботуобинского нефтега­зоконденсатного месторождения. На эти цели выделено 800 млн. рублей. Предварительно согласовано, что мощность предприятия составит при­близительно 500 тыс. т нефти в год, а выпуск дизельного топлива достиг­нет 200 тыс. т., НПЗ будет сооружён к 2014 году.

Переработка газового конденсата осуществляется на Средневилюйском и Мастахском газоконденсатных месторождениях, владельцем кото­рых является ОАО «Якутгазпром».

На Якутском газоперерабатывающем заводе (принадлежит ОАО «Са- хатранснефтегаз») ведётся расширение производства, в частности в этом году завершено строительство дополнительных резервуаров.

Конечно, принципиально иные масштабы развития газовой от­расли мы связываем с Восточной газовой программой, практиче­ская реализация которой на территории Республики Саха (Яку­тия) уже начата ОАО «Газпром».

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий между ОАО «Газпром» и Правительством Республики Саха (Якутия) в июле 2007 года заключено Соглашение о сотрудничестве.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 г. №1707-р пять крупнейших месторождений Республики Саха (Якутия) от­несены к месторождениям, имеющим стратегическое значение для газос­набжения Российской Федерации (Чаяндинское, Таас-Юряхское, Верхне- вилючанское, Среднетюнгское и Соболох-Неджелинское).

В 2008 году Чаяндинское газонефтеконденсатное месторождение пе­редано на бесконкурсной основе в пользование ОАО «Газпром» – соб­ственнику Единой системы газоснабжения.

Якутия. Мирнинский район. Обсуждение вопросов реализации Восточной газовой программы на встрече Председателя Правительства России В.В. Путина и Президента Якутии В.А.Штырова. г. Мирный. 2009 г.

В течение 2009 года ООО «Газпром инвест Восток» изучило всю транс­портную инфраструктуру юго-западного региона Республики Саха (Яку­тия) в части организации доставки грузов наземным (зимники), водным (период навигации) и воздушным видами транспорта на Чаяндинское ме­сторождение, а также сформированный здесь фонд скважин.

Оператор геолого-разведочных работ ООО «Газпром нефть шельф» занимается бурением разведочных скважин и организацией подъездных путей в южной части Чаянды. Подрядчиком в лице ООО «Татнефтегео- физика – Групп» начаты подготовительные работы по сейсморазведке на нефтяной оторочке месторождения.

21 августа 2009 года на совещании под председательством В.В. Путина в г. Мирный Республики Саха (Якутия) были обозначены конкретные сроки разработки и освоения Чаяндинского газонефтеконденсатного ме­сторождения (2016 год), в том числе нефтяной оторочки месторождения (2014 год). Строительство газотранспортной системы Якутский центр га­зодобычи – Хабаровск начнётся с 2012 года, то есть сразу после завер­шения строительства газотранспортной системы Сахалинский центр газо­добычи – Хабаровск – Владивосток.

В рамках федеральных целевых программ и других федеральных стратегических документов проводятся мероприятия по опережающему развитию транспортной и энергетической инфраструктур территорий, примыкающих к Якутскому центру газодобычи. Это позволит обеспе­чить их электроэнергией и создаст условия для круглогодичного доступа транспорта к осваиваемым месторождениям, а также к объектам маги­стрального газопровода, газопереработки и газохимии.

Например, уже в 2010 году будет завершено строительство высоко­вольтной линии (ВЛ) 220 кВ «Сунтар-Олёкминск» в рамках ФЦП «Эконо­мическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Ука­занная линия будет обеспечивать энергоснабжение НПС-14 «Олёкминск» трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Учитывая, что трасса газотранспортной системы Якутский центр газодобычи – Ха­баровск будет проходить в одном коридоре с трассой ВСТО, мощности данной ВЛ позволят осуществлять энергоснабжение и других объектов ОАО «Газпром».

Ведётся проектирование высоковольтной линии Мирный – Ленск – Пеледуй, которая в перспективе будет задействована для энергоснабжения объектов Чаяндинского месторождения.

На Талаканском месторождении силами ОАО «Сургутнефтегаз» по­строена газотурбинная электростанция, мощность которой достаточна не только для производственных объектов этой нефтяной компании, но и других недропользователей, в первую очередь ОАО «Газпром».

Силами ООО «Востокнефтепровод» (дочернее предприятие ОАО «Транснефть») ведётся сооружение дорог вдоль трассовых и технологи­ческих проездов, уже обеспечен сквозной проезд от г. Алдан до НПС-14 «Олёкминск». «Сургутнефтегазом» введена в эксплуатацию автодорога Талакан-Витим. Построены и введены в эксплуатацию вертолётные пло­щадки на нефтеперекачивающих станциях ВСТО, а также по линейной части этой трубопроводной системы. Данные объекты также будут вос­требованы при строительстве газотранспортной системы Якутский центр газодобычи – Хабаровск.

Федеральной целевой программой «Развитие транспорта России на 2010-2015 гг.» предусмотрено строительство федеральной автодороги «Вилюй», трасса которой также проходит в непосредственной близости от нефтегазовых месторождений Западной Якутии.

Таким образом, на условиях государственно-частного партнёрства, за счёт средств федерального и регионального бюджетов и средств недро­пользователей, уже к 2012 году в инфраструктурном отношении как само

Чаяндинское месторождение, так и предполагаемая трасса газотран­спортной системы Якутский центр газодобычи – Хабаровск будут подго­товлены для организации широкомасштабного освоения.

Сжатые сроки ввода в эксплуатацию Чаяндинского газонефтеконден- сатного месторождения требуют консолидации усилий многих федераль­ных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. ОАО «Газпром» и других российских компаний по опережающему проектированию и строительству объектов обустройства и инфраструктуры – необходимых сооружений на буровых, трубопрово­дов, автомобильных дорог, линий электропередачи, базовых посёлков и городов.

Создание Якутского центра газодобычи позволит сформировать усло­вия для динамичного социально-экономического развития региона, повышения активности и уровни жизни в Республике Саха (Якутия). Поя­вятся новые рабочие места, вырастет занятость жителей республики, социальная стабильность будет обеспечена на долгую перспективу.

На условиях государственно-частного партнёрства Республикой Саха (Якутия) совместно с федеральным центром и частными инвесторами ве­дётся активная работа по организации перерабатывающих производств в рамках Инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Яку­тии», предусмотрено строительство газохимического комплекса в Ленске (для извлечения и хранения гелия и других ценных компонентов природ­ного газа), а также строительство завода моторных топлив в Алдане.

Предполагается, что продукция этого завода будет поставляться для нужд южного региона республики, при этом в случае наличия излиш­ков она может реализовываться как в южном направлении (за пределы республики), так и в северном (для нужд центрального региона респуб­лики). Предполагается, что на ГХК в Ленске на первом этапе гелий будет утилизироваться для хранения в подземных хранилищах, другие виды продукции (полиэтилены, полипропилены и т.д.) – вывозиться за преде­лы республики для нужд химической отрасли Российской Федерации по предусмотренной в «Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 г.» железнодорожной ветке Усть-Кут – Непа – Ленск.

– Вячеслав Анатольевич, теперь, когда многое уже сделано, респу­блика может почивать на лаврах или есть ещё над чем работать?

Мы только в начале пути, останавливаться нельзя. Якутия один из немногих субъектов федерации, где разработана ком­плексная стратегия развития, основанная на реальных долго­срочных целях и задачах. И, несмотря на финансовый кризис, эти планы претворяются в жизнь.

Сотрудничество органов власти федерального и регионального уровней предполагает дальнейшее внедрение принципов государственно-частного партнёрства. Сейчас, когда с развитием инфраструктуры открываются но­вые возможности, надо удвоить усилия по созданию новых производствен­ных мощностей, чтобы экономика региона заработала более эффективно. К 2015 году планируется построить Амуро-Якутскую магистраль, которая соединит столицу нашей республики с общей железнодорожной сетью страны. А к 2020 году за счёт введения в эксплуатацию новых производ­ственных объектов в Якутии появятся более 100 тыс. новых рабочих мест.

Важнейшей задачей, если хотите – мегапроектом республики, становится подготовка кадров из числа местных жителей для работы на проектируемых и строящихся предприятиях.

На строительстве железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. 2008 г.

21 октября нынешнего года Президент России Дмитрий Мед­ведев подписал указ ««О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах». Согласно данному документу, на базе ряда учебных заведений Якутии будет создан Северо-Восточный уни­верситет.

У нас есть и другие задачи. На новом этапе исторического развития не­обходимо предпринять шаги, которые позволят нам укрепить экономику и социальную сферу.

«Нефть России», № 12, 2009 г.