В этом году, как показывает статистика, из-за кризиса практически во всех регионах России наблюдается спад инвестиционной деятельности – в среднем на 20%. А вот Якутия за девять месяцев 2009 г. вложила в реализацию проектов на своей территории 152,8 млрд. рублей, что на 28,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такой результат позволил республике стать победителем VIII общероссийского конкурса «Стратегические инициативы в антикризисных программах» в номинации «За обеспечение инвестиционной привлекательности региональной экономики в условиях кризиса».

Эксперты считают, что всему виной – строительство проходящего по территории Якутии нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). О том, насколько это верно, а также о том, как выживает северный регион в условиях кризиса и что помогает ему уверенно смотреть в будущее, «Нефти России» рассказал Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.

Наша справка

Вячеслав Анатольевич Штыров родился 23 мая 1953 г. в посёлке Хандыга Томпонского района Якутской АССР. В 1975 г. он окончил Дальневосточный политехнический институт по специальности «Инженер-строитель», а в 1991 г. –  Академию общественных наук при ЦК КПСС.

С 1975 по 1991 гг. работал на стройках Якутии, прошёл путь от мастера до первого заместителя руководителя строительно-монтажного объединения.

С 1991 по 1992 гг. – Министр строительства и инвестиций Республики Саха (Якутия).

В 1992-1996 гг. – вице-президент и Председатель Правительства Республики Саха (Якутия).

С 1996 по 2002 гг. – президент компании «АЛРОСА», народный депутат Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

С 2002 г. – Президент Республики Саха (Якутия).

Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Орденом Почёта, а также тремя медалями.

Text Box:   Президент Якутии В.А. Штыров Имеет звания «Заслуженный строитель Российской Федерации», «Почётный гражданин Республики Саха (Якутия)», «Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия)». Лауреат Государственной премии имени М.К.Аммосова в области государственного строительства.

В.А. Штыров – кандидат экономических наук, почётный профессор Иркутского государственного технического университета, академик Международной академии наук о природе и обществе, член-корреспондент Международной инженерной академии.

Женат, воспитал двух дочерей.

– Вячеслав Анатольевич, за счёт чего Якутия была признана самым привлекательным для инвестиций регионом России? Только ли благодаря строительству нефтепровода ВСТО?

– Действительно, львиная доля инвестиций пришлась на магистральный трубопровод. По-другому и быть не могло – ведь строится объект государственного значения. Протяжённость нефтепровода (по территории Якутии) составляет 1458 км. Для сравнения, расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга по прямой равняется 635 км.

Якутия является самым труднодоступным регионом России, одним из немногих субъектов федерации, не имеющих прямого доступа к железным дорогам. Его характерные особенности – экстремальные природно-климатические условия, бездорожье, тайга, болота. Летом – мошка, комары. Зимой – снежные заносы и морозы (до -50 0С).

Строителям нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» пришлось пересекать своенравную сибирскую реку Лену и прокладывать трубопровод по самому её дну. Общая длина уложенного дюкера составила 1598 метров. Глубина подводной траншеи достигает 12 м (от уровня воды).

При этом были приняты беспрецедентные меры по обеспечению технической надёжности и экологической безопасности объекта с учётом решений руководства и замечаний общественности Республики Саха (Якутия). В частности, для изготовления труб использовалась сталь высочайшего класса с пределом прочности, на 15% превышающим уровень аналогов, применяемых в обычной практике строительства подводных переходов магистральных нефтепроводов.

Несмотря на все сложности, совместными усилиями нам удалось полностью и в срок завершить запланированные работы. И, конечно, средства были потрачены значительные. Они составили 40% от общей суммы всех инвестиций в республику. Остальные финансовые ресурсы были направлены на реализацию проектов в алмазной, угольной, нефтедобывающей промышленности и других отраслях.

– Оказало ли строительство ВСТО позитивное воздействие на экономику региона?

Text Box:   Якутия. Алданский район. На строительстве нефтепровода нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».                 2008 г. – Да, безусловно. Для нас реализация нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» проекта изначально была одним из главных приоритетов. По сути, вся республика (непосредственно или косвенно) участвовал в «стройке века». Она стала стимулом создания новых круглогодичных маршрутов наземного и воздушного сообщения, а также реновации речного флота и строительства магистральных линий электропередачи, которые в перспективе объединят изолированные якутские энергосистемы.

Трубопровод вдохнул жизнь во многие населённые пункты, расположенные вдоль трассы его прохождения. А для нефтяников он стал палочкой-выручалочкой, так как перевёл производство «чёрного золота» из вялотекущего в активное состояние.

Каким образом сооружение ВСТО отразилось на производственных показателях нефтяных компаний? Хватает ли сейчас углеводородного сырья для обеспечения внутренних потребностей республики?

– До конца 2008 года сбыт углеводородов в регионе ограничивался в основном потребностями жилищно-коммунального хозяйства в котельном топливе. А добыча нефти в республике не превышала 290-300 тыс. т в год.

Конечно, можно было производить больше. Но как транспортировать извлечённые из недр ресурсы? К примеру, объём добычи нефти «Сургутнефтегазом» на центральном блоке Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения ограничивала транспортная схема доставки до потребителя: пропускная способность временного нефтепровода ПМТП-150 Талакан – Витим составляла 250-260 тыс. т в год.

Начиная с октября 2008 года, с запуска в реверсном режиме участка ВСТО Усть-Кут – Талакан, появилась возможность для более массовых поставок нефти с этого месторождения. Трубопровод позволил нефтяникам наращивать добычу. По итогам 2008 года производство «чёрного золота» на центральном блоке Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения составило 598 тыс. т, что в 2,5 раза превышало показатели 2007 года.

Кроме того, ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» завершило разработку проектов обустройства центрального блока Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения и сооружения подводящего нефтепровода до системы ВСТО. Таким образом, в этом году в Якутии будет добыто порядка 1,2 млн. т нефти, большая часть – на Талакане.

– Насколько богаты нефтью и газом якутские недра? Надолго ли хватит их запасов?

– Наша республика имеет большие перспективы развития нефтегазового комплекса. Общая площадь основных потенциально нефтегазоносных территорий, расположенных в Якутии, превышает 1,5 млн. км2. Основные объёмы углеводородного сырья сосредоточены в Ботуобинском и Вилюйском геологических районах, которые характеризуются наибольшей изученностью на общем фоне других.

По состоянию на конец 2009 г. в Республике Саха (Якутия) запасы природного газа по категории С1 составляют 1302,7 млрд. м3, С2 – 1208,9 млрд.

К промышленному освоению подготовлены запасы нефти, разведанные по категории С1 – 248,0 млн. т (извлекаемые). По категории С2 предварительно оценены запасы в объёме 188,1 млн. т (извлекаемые).

При текущем уровне внутреннего потребления (порядка 1650 млн. м3 газа и 200 тыс. т нефти в год) утверждённых запасов «голубого топлива» хватит на… 1500 лет, «чёрного золота» – более чем на 2 тыс. лет.

Text Box:   Обсуждение вопросов Восточной газовой программы на заседании Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока. Президент Якутии В.А. Штыров, губернатор Хкабаровского края В.И. Шпорт, губернатор Амурской области О.Н. Кожемяко. г.Хабаровск. 2009 г. В рамках реализации Восточной газовой программы запасы природного газа республики в состоянии обеспечить ежегодную добычу в объёме до 35 млрд. м3 в течение 114-160 лет. Этого вполне хватит для снабжения соседних регионов, особенно Амурской области, Хабаровского и Приморского краёв, нуждающихся в источниках энергообеспечения, а также для поставок в крупных объёмах в страны АТР.

А запасы нефти достаточны для ежегодной добычи в объёме до 15 млн. т.

– Когда в регионе нашли «чёрное золото» и «голубое топливо», и сколько после этого понадобилось времени, чтобы начать промышленную добычу углеводородного сырья?

– Наверное, предки, освоившие якутские земли, знали об их богатстве всегда. Ведь нефть, если она есть, сама об этом сигнализирует, появляясь на поверхности. Документально сведения о наличии нефти у нас сохранились с конца XVIII века. В нашем национальном архиве хранится копия походного журнала «Дело о редкостях» сержанта Степана Попова, который по заданию коменданта Якутского уезда Г.Козловского-Угренина летом 1794 г. проложил маршрут в 1878 верст от Оленька до Сунтар с целью поиска полезных ископаемых. Сержант Попов писал: «Вышли на речку Лимпею, которая устьем впала в р. Хатунку с полуденной стороны. Таковым же порядком прошли 20 верст и видели много утёсов и в одном нашли каменное масло».

Позднее мещанин А.С.Бельков писал на имя царя Александра I: «В прошлом 1804 г. по случаю переездов моих по берегу Ледовитого моря в Анабарской стороне найдены были мною соль каменная и таковое же масло, названная Врачебной управой чёрной нефтью».

Конечно, в царское время никто серьёзно поисками и добычей нефти не занимался, так как это было экономически нецелесообразно. Зато в советский период началось освоение недр. Уже в 1925 году Академия наук СССР организовала первую комплексную экспедицию с целью изучения естественных производительных сил республики. За два с половиной года общая протяжённость её маршрутов по Якутии составила более 100 тыс. км.

В дальнейшем исследования продолжились силами Якутской горно-технической конторы и Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Однако их усилия увенчались успехом только 20 декабря 1948 года, когда из скважины Р-102 (Южно-Тигянская антиклинальная складка) был получен первый в Якутии фонтан нефти объёмом 10-12 м3 в сутки.

А спустя восемь лет в устье реки Вилюй было найдено и «голубое топливо». Струя газа с глинистым раствором достигала более 40 м в высоту. Открытие Усть-Вилюйского месторождения имело огромное научное и практическое значение для дальнейших поисков углеводородного сырья в регионе, так как были окончательно развеяны сомнения скептиков по поводу перспективности территории Якутии для нефтегазового комплекса.

– Кто сегодня осваивает якутские недра? Сколько компаний занимаются добычей углеводородов и насколько успешно?

Text Box:   Якутия. Ленский район. Эксплуатационная нефтяная скважина ОАО «Сургутнефтегаз» на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении. Талакан. 2009 г. – К концу 2009 года на территории Республики Саха (Якутия) реализацией нефтегазовых проектов занимаются пять компаний. Наибольший объём работы приходится на ОАО «Сургутнефтегаз», которое разрабатывает Талаканское, Алинское, Верхнепеледуйское, Северо-Талаканское, Восточно-Алинское месторождения, а также Хоронохский, Кедровый, Пеледуйский, Юряхский, Станахский и Бахчинский лицензионные участки. ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» работает на центральном блоке Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения и Курунгском лицензионном участке, ЗАО «Иреляхнефть» – на Иреляхском нефтяном месторождении, Мурбайской и Кэдэргинской площадях, ООО «Газпромнефть-Ангара» – на Тымпучиканском газонефтеконденсатном месторождении, Хотого-Мурбайском газовом месторождении.

ОАО «Ленанефтегаз» оказывает этим компаниям операторские услуги по добыче и транспортировке нефти, бурению эксплуатационных и поисковых скважин.

Добычу газа осуществляют также пять компаний: ОАО «Якутгазпром» осваивает Средневилюйское и Мастахское газоконденсатные месторождения; ОАО «АЛРОСА-Газ» – северный блок Среднеботуобинского; ОАО «Сахатранснефтегаз» – локальный участок Среднетюнгского; ООО «Ленск-Газ» – Отраднинское месторождения. «Газпром» приступает к освоению Чаяндинского газонефтеконденсатного месторождения, уникального по запасам и по содержанию ценных компонентов.

В прошлом году предприятия топливно-энергетического комплекса республики увеличили производство в 1,7 раза по сравнению с 2007 годом. Был достигнут максимальный за последние 15 лет объём добычи угля – 12,6 млн. т, что на 3,5% больше, чем годом ранее. Нефти было извлечено 675 тыс. т (в 2007 году – 260 тыс. т).

А вот добыча природного газа в прошлом году составила 1,4 млрд. м3. Могло быть и больше, но газовый рынок республики ограничивается потребностями жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Надо отметить, что газодобывающая и газотранспортная система Якутии состоит из трёх локальных подсистем – Центральной, Западной и Среднетюнгской. Они работают замкнуто и технологически независимо друг от друга. Газоснабжение Центрального энергорайона осуществляется предприятиями ОАО «Якутгазпром» и ОАО «Сахатранснефтегаз». Первое из них добывает природный газ на Средневилюйском и Мастахском газоконденсатных месторождениях и поставляет его в магистральные газопроводы, а второе – транспортирует сырьё до конечного потребителя.

В Западном энергорайоне  добычу и поставку «голубого топлива» с Северного блока Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения осуществляет ОАО «АЛРОСА-Газ», которое реализует сырьё потребителям Мирнинского района, а также осуществляет его транспортировку по магистральным газопроводам и распределительным сетям. Основными покупателями данного энергоносителя являются «АЛРОСА» и «Якутскэнерго».

Уровень газификации с каждым годом растёт. Не так давно мы проложили газопроводы в сёла Кюбэингде и Усун. Следующий этап – расширение сбыта природного газа за счёт газификации населённого пункта Тербяс и других сёл Вилюйского улуса.

В октябре нынешнего года введён в эксплуатацию участок комплексной подготовки газа Отраднинского газоконденсатного месторождения и налажена подача газа в г. Ленск. Трубопровод протяжённостью 64 км сооружён ООО «Ленск-газ» (дочернее предприятие ОАО «Сахатранснефтегаз»). Первый котёл котельной «Центральная» АК «АЛРОСА» переведён на использование «голубого топлива». В городе появились новые современные котельные, потребляющие экологически чистые энергоносители, а сжигавшаяся до сего дня нефть (около 50 тыс. т ежегодно) пойдёт на экспорт по нефтепроводу ВСТО.

– Отвечает ли потребностям индустрии и населения газификация Республики Саха?

Text Box:   Якутия. Горный улус. Начало строительства магистрального газопровода на Бердигестях.                 с. Бясь-Кюёль.  – Она началась с принятием Государственной программы «Газификация населённых пунктов Республики Саха (Якутия) в 2002-2006 годах и основные направления газификации до 2010 года». До этого времени газификацией был охвачен 41 посёлок в пяти улусах, а также г. Якутск с пригородами.

Реализация же пятилетней программы позволила практически завершить газификацию всех сёл, расположенных вдоль магистрального газопроводаМастах – Берге – Якутск, а также села Кюль Верхневилюйского улуса. Началось строительство газопровода к селу Бердигестях. Была введена в эксплуатацию основная нитка магистрального газопровода, пролегающего по дну р. Лена, что дало возможность приступить к газификации заречных улусов. На западе республики, в Мирнинском районе, построен магистральный газопровод Чернышевский – Айхал.

Кроме того, благодаря вводу в действие ГРС-2 и реконструкции газовых сетей была повышена надёжность системы обеспечения газом г. Якутска и Центрального энергорайона республики.

В целом за пятилетний период – с 2002 по 2006 гг. – в Республике Саха газифицирован 31 населённый пункт, построено 1362 км газопроводов, переведено на газовое топливо 70 котельных и четыре дизельные электростанции. Благодаря этому экономия составила 30 млн. рублей в год.

– Имеются ли перспективы создания в регионе нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий?

– В сфере переработки нефти похвастаться пока нечем. Производство светлых нефтепродуктов составляет лишь несколько десятков тысяч тонн в год. Но и добыча «чёрного золота» долгое время была столь мала, что вряд ли могла обеспечить потребности даже небольшого нефтеперерабатывающего завода, хотя попытки создать мини-НПЗ на Среднеботуобинском, Иреляхском и Талаканском месторождениях осуществлялись.

Но сегодня, когда пришло время «большой нефти», мы возвращаемся к этой проблеме. Несмотря на экономический кризис, мне удалось убедить руководство ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» заняться строительством первого в республике НПЗ. Уже в следующем году эта компания завершит проектирование завода на базе Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения. На эти цели выделено 800 млн. рублей. Предварительно согласовано, что мощность предприятия составит приблизительно 500 тыс. т нефти в год, а выпуск дизельного топлива достигнет 200 тыс. т., НПЗ будет сооружён к 2014 году.

Переработка газового конденсата осуществляется на Средневилюйском и Мастахском газоконденсатных месторождениях, владельцем которых является ОАО «Якутгазпром».

На Якутском газоперерабатывающем заводе (принадлежит ОАО «Сахатранснефтегаз») ведётся расширение производства, в частности в этом году завершено строительство дополнительных резервуаров.

Конечно, принципиально иные масштабы развития газовой отрасли мы связываем с Восточной газовой программой, практическая реализация которой на территории Республики Саха (Якутия) уже начата ОАО «Газпром».

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий между ОАО «Газпром» и Правительством Республики Саха (Якутия) в июле 2007 года заключено Соглашение о сотрудничестве.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 г. №1707-р пять крупнейших месторождений Республики Саха (Якутия) от­несены к месторождениям, имеющим стратегиче­ское значение для газоснабжения Российской Федерации (Чаяндинское, Таас-Юряхское, Верхне-вилючанское, Среднетюнгское и Соболох-Неджелинское).

В 2008 году Чаяндинское газонефтеконденсатное месторождение передано на бесконкурсной основе в пользование ОАО «Газ­пром» – собственнику Единой системы газоснаб­жения.

В течение 2009 года ООО «Газпром инвест Восток» изучило всю транспортную инфраструктуру юго-западного региона Республики Саха (Якутия) в части организации доставки грузов наземным (зим­ники), водным (период навигации) и воздушным видами транспорта на Чаяндинское месторождение, а также сформированный здесь фонд скважин.

Оператор геолого-разведочных работ ООО «Газ­пром нефть Шельф» занимается бурением разве­дочных скважин и организацией подъездных пу­тей в южной части Чаянды. Подрядчиком в лице ООО «Татнефтегеофизика – Групп» начаты подготовительные работы по сейсморазведке на нефтяной оторочке месторождения.

Text Box:   Якутия. Мирнинский район. Обсуждение вопросов реализации Восточной газовой программы на встрече Председателя Правительтсва России В.В. Путина и Президента Якутии В.А.Штырова. г. Мирный. 2009 г. 21 августа 2009 года на совещании под председа­тельством В.В. Путина в г. Мирный Республики Саха (Якутия) были обозначены конкретные сро­ки разработки и освоения Чаяндинскогогазонефтеконденсатного месторождения (2016 год), в том числе нефтяной оторочки место­рождения (2014 год). Строительство газотранспорт­ной системы Якутский центр газодобычи – Хаба­ровск начнётся с 2012 года, то есть сразу после завер­шения строительства газотранспортной системы Сахалинский центр газодобычи – Хабаровск – Владивосток.

В рамках федеральных целевых программ и дру­гих федеральных стратегических документов про­водятся мероприятия по опережающему развитию транспортной и энергетической инфраструктур территорий, примыкающих к Якутскому центру газодобычи. Это позволит обеспечить их электро­энергией и создаст условия для круглогодичного доступа транспорта к осваиваемым месторождени­ям, а также к объектам магистрального газопрово­да, газопереработки и газохимии.

Например, уже в 2010 году будет завершено строи­тельство высоковольтной линии (ВЛ) 220 кВ «Сунтар-Олекминск» в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забай­калья». Указанная линия будет обеспечивать энер­госнабжение НПС-14 «Олекминск» трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Учитывая, что трасса газотранспортной системы Якутский центр газодобычи – Хабаровск будет проходить в одном коридоре с трассой ВСТО, мощности данной ВЛ позволят осуществлять энергоснабжение и других объектов ОАО «Газ­пром».

Ведётся проектирование высоковольтной линии Мирный – Ленск – Пеледуй, которая в перспекти­ве будет задействована для энергоснабжения объектов Чаяндинского месторождения.

На Талаканском месторождении силами ОАО «Сургутнефтегаз» построена газотурбинная элек­тростанция, мощность которой достаточна не только для производственных объектов этой нефтяной компании, но и других недропользователей, в первую очередь ОАО «Газпром».

Силами ООО «Востокнефтепровод» (дочернее предприятие ОАО «Транснефть») ведётся сооруже­ние дорог вдоль трассовых и технологических про­ездов, уже обеспечен сквозной проезд от г. Алдан до НПС-14 «Олекминск». «Сургутнефтегазом» вве­дена в эксплуатацию автодорога Талакан Витим. Построены и введены в эксплуатацию вертолётные площадки на нефтеперекачивающих станциях ВСТО, а также по линейной части этой трубопро­водной системы. Данные объекты также будут вос­требованы при строительстве газотранспортной системы Якутский центр газодобычи – Хабаровск.

Федеральной целевой программой «Развитие транспорта России на 2010-2015 гг.» предусмотре­но строительство федеральной автодороги «Ви­люй», трасса которой также проходит в непосред­ственной близости от нефтегазовых месторожде­ний Западной Якутии.

Таким образом, на условиях государственно-частного партнёрства, за счёт средств федерально­го и регионального бюджетов и средств недро­пользователей, уже к 2012 году в инфраструктурном отношении как само Чаяндинское месторождение, так и предполагаемая трасса газотранспортной си­стемы Якутский центр газодобычи – Хабаровск будут подготовлены для организации широкомас­штабного освоения.

Сжатые сроки ввода в эксплуатацию Чаяндин­ского газонефтеконденсатного месторождения требуют консолидации усилий мно­гих федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации. ОАО «Газпром» и других российских компаний по опережающему проектированию и строительству объектов обустройства и инфра­структуры – необходимых сооружений на буро­вых, трубопроводов, автомобильных дорог, линий электропередачи, базовых посёлков и городов.

Text Box:   Использование возможностей Якутского центра добычи газа для предприятий проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Эльконский ГМК. Создание Якутского центра газодобычи позво­лит сформировать условия для динамичного со­циально-экономического развития региона, по­вышения активности и уровни жизни в Республи­ке Саха (Якутия). Появятся новые рабочие места, вырастет занятость жителей республики, социаль­ная стабильность будет обеспечена на долгую перспективу.

На условиях государственно-частного партнёрст­ва Республикой Саха (Якутия) совместно с феде­ральным центром и частными инвесто­рами ведётся активная работа по орга­низации перерабатывающих произ­водств в рамках Инвестиционного про­екта «Комплексное развитие Южной Якутии», предусмотрено строительство газохимического комплекса в Ленске (для извлеченияи хранения гелия и дру­гих ценных компонентов природного газа), а также строительство завода мо­торных топлив в Алдане.

Предполагается, что продукция этого завода будет поставляться для нужд южного региона республики, при этом в случае наличия излишков она может реализовываться как в южном направ­лении (за пределы республики), так и в северном (для нужд центрального региона респуб­лики). Предполагается, что на ГХК в Ленске на первом этапе гелий будет утилизироваться для хра­нения в подземных хранилищах, другие виды про­дукции (полиэтилены, полипропилены и т.д.) – вывозиться за пределы республики для нужд хи­мической отрасли Российской Федерации по предусмотренной в «Стратегии развития железно­дорожного транспорта России до 2030 г.» железно­дорожной ветке Усть-Кут – Непа – Ленск.

– Вячеслав Анатольевич, теперь, когда многое уже сделано, республика может почивать на лаврах или есть ещё над чем работать?

– Мы только в начале пути, останавливаться нельзя. Якутия – один из немногих субъектов федерации, где разработана комплексная стратегия развития, основанная на реальных долгосрочных целях и задачах. И, несмотря на финансовый кризис, эти планы претворяются в жизнь.

Сотрудничество органов власти федерального и регионального уровней предполагает дальнейшее внедрение принципов государственно-частного партнёрства. Сейчас, когда с развитием инфраструктуры открываются новые возможности, надо удвоить усилия по созданию новых производственных мощностей, чтобы экономика региона заработала более эффективно. К 2015 году планируется построить Амуро-Якутскую магистраль, которая соединит столицу нашей республики с общей железнодорожной сетью страны. А к 2020 году за счёт введения в эксплуатацию новых производственных объектов в Якутии появятся более 100 тыс. новых рабочих мест.

Text Box:   На строительстве железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. 2008 г. Важнейшей задачей, если хотите – мегапроектом республики, становится подготовка кадров из числа местных жителей для работы на проектируемых и строящихся предприятиях.

21 октября нынешнего года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах». Согласно данному документу, на базе ряда учебных заведений Якутии будет создан Северо-Восточный университет.

У нас есть и другие задачи. На новом этапе исторического развития необходимо предпринять шаги, которые позволят нам укрепить экономику и социальную сферу.

«Нефть России», № 12, 2009 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here