Вячеслав Штыров о ситуации на Украине
Тема номер один сегодня, которая тревожит и беспокоит каждого россиянина – это ситуация на Украине. События тяжелые сами по себе, а ещё и экономические санкции, которые наложены на Россию и последствия которых мы уже начинаем испытывать на себе.
Множество вопросов возникает – правильно ли поступила Россия, что начала военную операцию на Украине по поддержке Луганской и Донецкой народных республик? А может, не стоило этого делать? На эти вопросы отвечает Государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.
— Согласны ли Вы, что Россия начала спецоперацию на Украине ради того, чтобы предотвратить большую войну?
— Согласен. И по мере развития событий тому всё больше и больше подтверждений.
Чтобы понять причинно-следственные связи и логику происходящего, давайте вернёмся в прошлый год.
Что тогда происходило? На протяжении всего года шла постоянная эскалация напряжённости.
Прежде руководство Украины занимало такую позицию, что вот, да, есть Минские соглашения, они не выполняются потому, что есть некоторые вопросы, хотим поменять, например, последовательность их выполнения. Помните, шли бесконечные обсуждения, споры вокруг так называемой формулы Штайнмайера, которая определяла алгоритм выполнения договорённостей. Казалось бы, надо продолжить работу, искать компромиссы. Но вместо этого в какой-то момент президент Украины Владимир Зеленский во всеуслышание заявил, что нет, Минские соглашения, якобы, изначально были неправильными и выполнять их украинское руководство не намерено.
Это общий политический посыл Украины, совершенно чётко выраженный в прошлом году.
Одновременно за ширмой бесплодных переговоров шло нагнетание обстановки в информационно-идеологическом плане. На нашу страну посыпались голословные обвинения в срыве Минских соглашений. Хотя известно, что Российская Федерация не является их стороной. Вместо диалога с народом Луганской и Донецкой народных республик и переговоров с их руководителями усилились нападки на донбассцев с человеконенавистнических неонацистских позиций. Одновременно создавался соответствующий информационный фон в мире. Плюс к этому со стороны НАТО началась серьёзная подпитка украинского режима военной техникой, подготовка иностранными специалистами украинских войск, в страну приехали инструкторы по освоению новой техники, разработке оперативно-тактических вопросов. Тем более что опыт разнообразных войн у НАТО и Соединённых штатов Америки накоплен очень большой. Причём, самых современных войн. Началась проработка планов создания натовских баз на территории Украины. Одна из них была реально создана в Очакове для базирования военно-морских сил Соединённых штатов Америки. Стало известно, что на Украине действует целая сеть лабораторий, которые занимались разработкой биологического оружия. Одна из них – в Одессе и целая проблема будет, как сейчас ее ставить под контроль, если до этого дело дойдёт.
Вся эта активная подготовительная работа к концу прошлого года переросла в явно выраженную непосредственную подготовку к силовому решению Украиной вопросов своих притязаний на Донбасс и Крым. Общественное внимание до сих пор как-то сфокусировано на концентрации в самом конце 2021 года контингента войск Российской Федерации на границах с Украиной, проведении их учений. А давайте вспомним, что было чуть раньше? А раньше были признаки явного усиления украинской группировки в Донбассе. На линию раздела войск Украины и народных республик была стянута чуть ли не половина всей украинской армии – до 150 тысяч бойцов. Резко усилилась диверсионная и разведывательная деятельность. Постоянно наращивалась интенсивность обстрелов и бомбардировок Донецкой и Луганской республик. Причём, всё это шло по нарастающей. Шла подготовка к агрессии. Думаю, что военно-политическое руководство нашей страны имело об этом разного рода информацию, которую положено иметь. Сейчас взяты в плен украинские воины, которые подтверждают, что их готовили к активным наступательным действиям примерно в марте-апреле месяце.
Окончательного масла в огонь подлило выступление Зеленского на Мюнхенской конференции по международной безопасности, когда он заявил, что Украина готова создать так называемое «грязное» ядерное оружие. А оно не менее опасно, чем обычное, потому что оставляет заражение на долгие, долгие годы. Причём это заявление надо совместить с ранее сделанным руководством администрации украинского президента о реальном создании ВПК этой страны ракет средней дальности для возможной атаки территории России. Проще говоря на Украине началось создание наступательного ракетно-ядерного оружия. Поэтому стало ясно, что необходимо принимать меры для того, чтобы упреждающе предотвратить возможное нападение на нашу страну.
Поэтому я абсолютно согласен с этим тезисом — что Россия начала спецоперацию для предотвращения большой войны.
Вы можете задать вопрос, почему произошло именно так? Почему всё-таки урегулировать все вопросы вокруг Минских соглашений не удалось переговорным путём? Так уж ли остро стоял вопрос, что никаких других выходов не было?
Ответ может быть только один – дело в позиции руководства Украины. В первую очередь, её президента Владимира Зеленского. С его избранием связывалось много надежд, поначалу и многие россияне относились к нему с симпатией. А со слов президента Белоруссии Александра Лукашенко известно, что и президент России Владимир Путин поначалу благожелательно к нему относился, надеялся, что можно решить все сложные вопросы. Эти надежды основывались на той программе, которая была у Зеленского, когда он выдвигался кандидатом в президенты Украины. Ведь он говорил, что принесёт мир на Украину и в Донбасс.
Но почему же Зеленскому не удалось сохранить мир? Я думаю, что тому есть две большие причины.
Во-первых, он не смог справиться с внутриполитической ситуацией. Мы не должны сбрасывать со счетов, что к моменту прихода его к власти бандеровцы, националисты очень сильно укрепились по всей стране. Их идеология стала государственной, насквозь пронизывающей систему образования, культуры, информационную среду. Им удалось поставить под контроль силовые структуры, государственный аппарат, региональные и местные администрации, многие партийные движения и общественные организации. Зеленскому оказалось просто не по силам развернуть эти структуры в конструктивное русло, дать людям новое видение будущего страны, чтобы как-то реализовать свои мирные обещания. Он просто не справился с ситуацией и внутреннее давление понесло его по течению. Помните, как он награждал откровенного нациста высшей наградой Украины и тот прямо во время награждения говорил, что будет убивать российских младенцев. На это заявление, которое тянет на уголовное наказание, Зеленский никак не отреагировал. Это красноречиво говорит о том, что он потерял нити управления внутри страны.
А плюс к этому он испытывал большое давление со стороны Запада. Прежде всего, тех стран, которые мы в последнее время стали называть англосаксонскими – это Великобритания, Соединённые штаты Америки. Они начали его подталкивать к эскалации с Россией.
Тут тоже может возникнуть вопрос. А что им-то надо? Почему они так себя ведут? Отвечая на эти вопросы, я не буду подробно касаться нашей многовековой истории. Отмечу только, что с момента создания Древнерусского государства начались столкновения двух цивилизаций. Западной, ведомой Католической церковью, и Восточной Христианской, Православной. Они принимали самый разный характер, но шли непрерывно. Столкновения принимали форму территориальных споров, династических споров — какая династия и где будет поставлена. Типичный пример – Смутное время, когда поляки пытались поставить свою династию во главе нашего государства. Противоборство принимало и форму религиозных войн. Все знают про сражения Александра Невского – это по сути дела попытка Ватикана проникнуть на территорию нашего государства и дальше, на Восток. Оно принимало форму и глобального идеологического противостояния – как во время Советского Союза.
Смотрите – идёт время, мир меняется, меняются общественно-экономические формации, господствующие идеологии, политические структуры. А противоборство остаётся.
Конечно, это связано, прежде всего, с геополитическими вопросами, с попытками Запада установить контроль над земельными, природными, логистическими, человеческими ресурсами России. Это связано и с интересом западных стран в том, чтобы максимально ослабить Россию как конкурента – сегодняшнего или будущего – и оторвать её от возможных союзников. Сейчас исторический момент так сложился, что они находятся в Азии.
Мир стоит на пороге глобальных перемен и эти извечные вопросы вновь актуализировались.
Вот закончилась «холодная война». Казалось бы, все противоречия между Россией и Западом сняты. Бывший президент России Борис Ельцин принёс ему присягу, когда закончил своё выступление в Вашингтоне словами «Боже, храни Америку». Американцы начали у нас хозяйничать, формировать наше правительство, определять экономическую политику, организовали приватизацию и разграбление страны. Более того – мы не должны сбрасывать со счетов, что помимо того, что американцы получили доступ к нашим ресурсам на огромные триллионы долларов, они развязали себе руки в части коммерциализации своих военных технологий. Ведь именно с окончанием «холодной войны» отпала необходимость держать их в секрете и использовать чисто в военных целях. А поскольку это очень высокие технологии, США сразу опередили весь мир. Вот откуда родился, например, интернет. Он же начал создаваться чуть ли не с 1940-х годов, когда Норберт Винер создал свою науку кибернетику и вплоть до 1990-х годов шли разработки. В Советском Союзе они тоже были, но исключительно в оборонном секторе. Советского Союза нет, Америка грабит его ресурсы и одновременно появилась возможность осуществить конверсию своих оборонных наработок для того, чтобы сразу обеспечить себе технологическое лидерство во всём мире. Недаром в середине 1990-х годов президент США Билл Клинтон похвалялся, что американские IT-компании по капитализации превзошли все промышленные компании мира.
Казалось бы, цель достигнута, Советский Союз разрушен, Россия на коленях. Но нет же — им надо до конца довести задуманное: убрать Россию с мировой арены окончательно, она не должна играть какую-то роль.
Давайте посмотрим, как это делалось.
В разгар того, что Россия практически повержена, они начинают расширение НАТО. Ведь начало этому положено ещё в 1990-е годы. И с тех пор шаг за шагом НАТО приближается к нашим границам. Приблизили НАТО вопреки тем соглашениям, которые ранее были достигнуты. Всё ближе к границам России.
Затем начали устанавливать системы противоракетной обороны в Польше и Румынии. Когда им было заявлено со стороны Российской Федерации, что ведь это нарушение Договора по ПРО, они ответили, что если Россия так считает, то давайте США выйдет из этого Договора. А ПРО – противоракетная оборона – это важнейший элемент безопасности, о котором ещё во времена Советского Союза мы договорились с американцами. Руководство Российской Федерации предложило создать тогда совместную систему ПРО против любых возможных экстремистов и террористов. Но США всё-таки вышли из соглашения по противоракетной обороне.
И понятно почему. Ведь эти системы ПРО стали иметь двойное назначение: противоракетное и наступательное. Против России.
Далее США вышли и из Договора о ракетах малой и средней дальности, который был ключевым для Советского Союза, а теперь России – потому что европейская часть нашей страны подвержена этим ударам. Наконец, США вышли из Договора об «открытом небе» в соответствии с которым Россия и США могли осуществлять взаимный контроль состояния стратегических ядерных сил друг друга.
То есть в целом они шаг за шагом наращивали свои преимущества.
Теперь давайте сопоставим их шаги с доктринами в области национальной безопасности США, которые были приняты и действуют сейчас. Ведь там чёрным по белому написано, что они придерживаются доктрины превентивного глобального удара. То есть США на каком-то этапе пришли к выводу о том, что они могут нанести удар обычным ракетным вооружением (не обязательно ядерным оружием, чтобы весь мир не погиб) и уничтожить пусковые установки ядерного оружия на территории нашей страны, которую можно брать потом как говорится «голыми» руками.
А теперь подумаем, разве каждое приведённое выше действие не является вполне обдуманным конкретным шагом в реализации доктрины превентивного глобального удара США? А всё вместе, разве не продвигает этот удар прямо к границам нашей страны?
Понятно, что Российская Федерация не могла на это не реагировать. Вы помните, что дело дошло даже до того, что, как сейчас откровенно говорит президент России Владимир Путин, мы даже просили – давайте мы вступим в НАТО. Но нет – не нужна там Россия. Россию надо расчленить и уничтожить.
Украина во всей этой истории – один из важных, ключевых моментов.
Во-первых, это непосредственная близость к границам Российской Федерации. А теперь давайте вспомним, что в Конституцию Украины было внесено положение о том, что она стремится к вступлению в НАТО и никто из руководителей западных стран не сказал этому «нет». Больше того, началась проработка возможного размещения военных объектов НАТО на территории Украины, что делало возможным наносить прямой удар по Москве и другим нашим промышленным центрам. Из запланированных там к созданию баз возможно нанести прямо удар по Москве и другим нашим промышленным центрам. Удар настолько близкий, что на него почти невозможно будет среагировать. Разве это не реальные шаги к конкретному вполощению доктрины США превентивного глобального удара? В скобках замечу, что именно этой же целью обусловлены и тяжбы последних лет вокруг Курильских островов и проливов, и небывалая активность США и НАТО в Арктике.
С другой стороны – это возможность ослабления России за счёт разрыва экономических связей с Украиной.
И самое главное – за счёт разрыва человеческих связей двух братских народов. Значит, надо натравить одних на других. К сожалению, линия Зеленского была вписана в эти замыслы, и, как говорит наш Президент, мы были просто «поставлены прямо к стенке». Для нас не оставалось другого выхода, кроме как совершить превентивные действия.
В этом плане я абсолютно согласен с тем тезисом, что это действие России – военная операция на Украине – вынужденное. Направленное на ликвидацию реальной угрозы, которая возникла для нашей страны.
— Современный мир уже сложно представить без социальных сетей, интернета и сейчас в глобальной сети появляется огромное количество фейков. И создается впечатление, что весь мир против России. Как вы думаете, так ли это?
— Давайте разделим вопрос на две части. Во-первых, по фейкам, а во-вторых, весь ли мир против нас?
По фейкам. Я не буду касаться военной части нашей операции по защите Донбасса – это дело специалистов. Правильно мы действуем или нет. Но в одном мы явно проигрываем или на начальном этапе проиграли – это, конечно, в информационной войне. Может быть, мы придерживались такой линии, что два вот народа (а я убеждён, что это две части одного народа), нельзя ничем возбуждать вражду между ними, даже словами – нам же ещё жить вместе вечность. Мы же не англосаксы какие-нибудь, которые ради своих шкурных интересов натравливают народы друг на друга, чтобы разделять и властвовать. Ведь тотальная пропаганда ненависти и нацизма организована в первую очередь западными спецслужбами с использованитем украинских. Там в этом деле поднаторели и вещающие на Украину главные центры находятся в Польше. Нам, вроде, ни к чему заниматься назойливой пропагандой, народ и так всё понимает.
Ан нет. Как говорил Владимир Ильич Ленин, чтобы победила революция, надо захватить Центральный банк, почту и телеграф. Телеграф – тогда это было главное средство общения. Так вот и сейчас в первую очередь нам надо было захватывать и ставить под контроль объекты телерадиовещания или уничтожать их, подавить системы связи, в том числе сотовой. Это с одной стороны. А с другой – должны быть и наши кибер войска и «войска» пропагандистов, которые должны транслировать нашу позицию на Украину и по всему миру. Надо признать, что это не делалось или делалось недостаточно. На Западе этому направлению придают большое значение, поэтому видите как они последовательно, ещё до этих событий, начали устранять наши средства массовой информации со своего рынка, со своей арены. Они к этому подготовились, прямо скажем, и оказали всяческую помощь украинской хунте лучше. Из этого, наверное, какие-то уроки будут вынесены. Сейчас постепенно ситуация выправляется, виден пока что малый, но некоторый перелом.
А что касается того, как весь мир относится к событиям в Украине. Здесь далеко нет единства.
Свидетельством этому является тот факт, что три страны уже признали независимость ДНР и ЛНР – Никарагуа, Куба, Венесуэла. Некоторые могут сказать, что это страны, которые находятся в конфликте с Соединенными штатами Америки, и вообще у нас с ними особые связи. Но зададимся вопросом, а чем от них отличаются, скажем, Эстония, Литва или Болгария? Те точно также находятся под контролем и слушают, что скажут старшие. В данном случае США. А эти, по крайней мере, не боятся, это их добровольное решение, что уже о чём-то говорит.
Теперь посмотрите, какую позицию занимают те страны, которые не находятся в сфере непосредственного влияния Соединенных штатов. США полностью контролируют всю Европу. И когда мы говорим «Европейский Союз», мы должны иметь в виду, что кукловод там – Соединённые штаты Америки. Австралия и Великобритания – это традиционно англосаксонский мир. США также полностью контролируют Японию и Тайвань. Япония вообще по большому счету не является независимым государством – это протекторат США. Что японцам скажут, то они и будут делать. Вот эти страны дружным хором и выступают против России. А другие – нет.
Посмотрите, в Латинской Америке – что говорит Бразилия или Мексика. Посмотрите, какую сдержанную позицию занимают Индия, Китай, Арабские страны. А ведь это страны, которые сейчас являются одними из ключевых в мире. Они понимают, что им самим-то предстоят в скором времени столкновения со всякого рода «гегемонами». Потому что весь мир пришел в движение. Это вполне объясняется и экономической наукой: происходит переход на новый технологический уклад и в этом укладе старые лидеры теряют свои позиции. На мировую арену выходят новые – та же Юго-Восточная Азия. Это не только Китай, но очень быстро развивается весь регион. Им тесно. А с другой стороны, тот, кто был раньше в лидерах, хочет их отодвинуть в сторону. И поэтому всем им ещё предстоит пройти тот путь, который мы сейчас проходим. Ведь одна из задач англосаксонского мира – оторвать Россию от этих развивающихся центров. Поэтому они занимают такую взвешенную позицию. Поэтому я бы не сказал, что создан фронт всех против нас, хотя некоторые пропагандисты говорят об этом. Это неверно, это ошибка.