07/05/2010

Выступление на XIV сессии Верховного Совета Республики
Саха (Якутия) 24 июня 1992 года

В условиях становления суверенитета, увеличения степени экономической самостоятельности после подписания Федеративного договора и Экономического соглашения между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) расширился и усложнился круг вопросов, которые решает Правительство республики. Сегодня мы должны, учитывая динамику и многообразие происходящих процессов, рассматривать экономику республики в целом: как бюджетную часть, так и ту, что приходится на долю предприятий и иных субъектов хозяйственной деятельности. Это прямо вытекает из неразрывной связи, диалектического единства между расширением полномочий органов государственного управления республики в распоряжении ее экономическим потенциалом, природными ресурсами и их ответственностью за состояние дел во всех сферах общественной жизни, во всех отраслях народного хозяйства. Это вызвано и кризисным состоянием экономики. Кризис уже несколько лет переживает Российская Федерация в целом и в еще более жесткой форме, чем Якутия. Нам достаточно долго удавалось контролировать экономическую ситуацию, но сегодня обстановка осложнилась.

Об экономической ситуации

За пять месяцев 1992 года объем промышленного производства в сопоставимых ценах упал на 16,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, несмотря на то, что в мае произошла некоторая стабилизация в промышленности и строительстве. Производство товаров народного потребления в сопоставимых ценах и физических объемах упало на 14%, сельскохозяйственной продукции — примерно на 30%, ввод жилья и перевозки грузов — на 20%. Резко снизился розничный товарооборот и объем платных услуг населению.

В целом по республике уже в новых ценах получено примерно 11 млрд. рублей прибыли. Однако финансовое состояние предприятий все более ухудшается. Его можно определить как медленное движение к банкротству. Сегодня взаимные неплатежи по республике составляют примерно 10 млрд. рублей, если мы возьмем названный объем прибыли, то надо отметить, что 91,5% ее получено объединением “Якуталмаз”, а такие отрасли, как связь, геология, проектное дело, торговля, издательство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, имеют убытки. Экономическая ситуация усугубляется тем, что имеется значительная задолженность по выплатам зарплаты, пособий и пенсий, составлявшая на 1 июня 13 млрд. рублей.

Необходимо предпринять комплекс безотлагательных мер, которые позволят остановить спад объемов производства, поднять товарооборот, сбалансировать финансовую ситуацию.

Но план действий Правительства включает в себя не только текущие мероприятия стабилизационного характера. Его главная суть состоит в стратегических решениях по ключевым направлениям реформирования экономики и системы управления. Сиюминутные, тактические решения могут в лучшем случае законсервировать ситуацию, смягчить падение, выход же из кризиса связан с трудной дорогой реформ. Их общий курс в республике лежит в русле общероссийских процессов на пути к демократии и рыночной экономике. Однако, и конкретные решения по тем или иным направлениям, и сам социально-экономический облик обновленной Якутии должны соответствовать нашим региональным особенностям. Мы не можем слепо копировать все происходящее в Центре, в России в целом. Применительно к политическим, национальным, демографическим, природно-климатическим, экономико-географическим реалиям республики и разработан Правительством курс экономических реформ, план действий на ближайшие 2-3 года.

О разделении функций

Определяя свои подходы к разработке экономической политики, Правительство заняло четкую позицию: должно произойти разделение функций между субъектами хозяйственного управления разного уровня. На долю Правительства выпадает макроэкономическое регулирование. Решение экономических проблем на уровне предприятий, на уровне районов — это дело самих предприятий и районов, и мы взяли курс на то, чтобы не вмешиваться в их производственно-хозяйственную деятельность, предоставить им максимальную свободу. Этот курс будет продолжен и дальше. Однако я должен сказать, что жизнь заставляет нас иногда его корректировать: положение дел на транспорте, с завозом основных товаров в республику, видимо, потребует от Правительства именно в этих отраслях применять самые жесткие меры, в том числе административно-командные. Но в целом, я подчеркиваю, наша позиция такова, что Правительство будет заниматься своими вопросами, а предприятия, районы — своими. Таким образом, за Правительством остается определение стратегии и тактики социально-экономического развития республики, то есть то, что управленцы называют макроэкономической политикой.

Макроэкономическая политика в нашем понимании — это система комплексных, стратегических решений, которые должны приниматься взаимосогласованно. Главные направления для принятия стратегических решений на правительственном уровне следующие:

Первое — политика доходов населения, политика заработной платы.

Второе — политика расходов населения, политика цен.

Третье — политика социальной защиты населения.

Четвертое — структурная политика (перестройка структуры экономики, рационализация ее отраслевого состава с целью развития производств, обеспечивающих максимальную добавленную стоимость, прибыль, эффективную занятость населения).

Пятое — разгосударствление и демонополизация экономики, приватизация предприятий, развитие рыночных структур.

Шестое — изменение принципов формирования бюджета и корректировка налоговой системы.

Седьмое — создание надежной кредитно-финансовой системы с учетом изменившихся условий и принципов кредитования и финансирования предприятий и бюджетной сферы.

Восьмое — аграрная реформа.

Учитывая конкретную ситуацию, которая сложилась в республике, Правительство признало необходимым акцентировать внимание в разные периоды времени на отдельных элементах этой политики. Жизнь каждый раз ставит конкретные задачи, требующие детальной и глубокой проработки. На начальном этапе основное внимание было уделено по первым трем направлениям. Это связано с тем, что в условиях, когда республика несколько запоздала в реформе заработной платы, надо было подготовиться и к либерализации цен, и к переходу к свободным рыночным отношениям. Надо было суметь защитить население. Разработка началась еще в январе — феврале, а с марта осуществляется практическая реализация конкретных решений по этим трем направлениям.

Одновременно шла работа по остальным пяти. В течение II квартала были определены основные подходы к приватизации, демонополизации, развитию рыночных структур, сформулированы принципы формирования бюджета и корректировки налоговой системы, намечены главные направления перестройки структуры экономики республики. По этому блоку вопросов принят целый пакет постановлений Правительства, реализация которых начинается со второго полугодия.

Наконец, о создании надежной кредитно-финансовой системы и об аграрной реформе. Принято несколько указов, постановлений, но мы считаем, что эти вопросы у нас еще недостаточно глубоко проработаны теоретически и их практическая реализация начнется несколько позже. Эта работа активно ведется. Например, в начале июля мы будем проводить конкурсный отбор с тем, чтобы один из крупнейших европейских банков стал официальным консультантом Правительства.

О заработной плате

Проводя перед либерализацией цен реформу заработной платы, Правительство ставило перед собой три цели:

а) мы считали, что средний уровень заработной платы в республике с учетом ее региональных особенностей должен быть в 2-3 раза выше, чем в целом по Российской Федерации, тогда как по итогам первых месяцев 1992 года сложилась обратная динамика, пропадали стимулы для работы здесь, в наших северных условиях;

б) в республике возникли крупные диспропорции в заработной плате между отдельными отраслями. Причем в их основе лежали субъективные причины: ценовые диспаритеты, нарушения нормального межотраслевого товарообмена, степень способности отдельных трудовых коллективов добиться удовлетворения своих требований и другие. Имела место ситуация, когда заработная плата в промышленных районах превышала примерно в пять раз заработную плату в сельских;

в) с конца прошлого года начался спонтанный, неравномерный в отраслевом и региональном разрезе процесс взвинчивания зарплаты. В условиях отсутствия рынка труда он принял неуправляемый характер, вызвавший падение эффективности ряда производств и обострение социальной и политической ситуации в республике. Необходимо было создать такую систему, которая заставила бы выплачивать заработную плату и вообще наращивать фонды потребления в зависимости от результатов производства.

Механизмы, которые выбраны для достижения этих целей, прежде всего связаны с налоговой политикой и с активными действиями по регулированию заработной платы в отдельных отраслях. Налоговая политика была сформулирована Правительством и принята Верховным Советом.

На данном этапе реформу заработной платы можно оценить как вполне удавшуюся. Если говорить об объемных показателях, то мы вышли на тот уровень, который был рассчитан еще в феврале. В итоге средняя зарплата в республике составляет порядка одиннадцати с лишним тысяч рублей. Существенно уменьшились отраслевые диспропорции в оплате труда. Найдены основы механизма регулирования фондов потребления предприятий в зависимости от эффективности их работы через налоговую систему. В принципе, мы выполнили почти все задачи, которые ставили перед собой в начале реформы. Но есть еще вопросы, над которыми предстоит поработать.

В разных отраслях сохраняется разрыв в уровне зарплаты: примерно в два раза за один и тот же труд на селе платят меньше, чем в городе. И это, я подчеркиваю, не связано с рыночными обстоятельствами. Это чисто субъективные обстоятельства, которые частично исходят еще из старой экономической системы, а частично из отсутствия рынка труда. Второй недостаток. На основании серии постановлений Правительства, решений Верховного Совета, указов Президента, мы слишком резко подняли зарплату в социальной сфере. Правительство пошло на это, учитывая, что у производственников есть возможности роста, и, видимо, к концу года нормальное соотношение восстановится (приемлемым я считаю такое соотношение, когда заработная плата в таких важнейших отраслях, как здравоохранение и образование, находится примерно на уровне промышленности). Над этим, несомненно, еще предстоит поработать.

Подводя итог, скажу: мы считаем, что создали достаточный задел прочности по фондам потребления.

Заработная плата у нас росла быстрее, чем сводный индекс цен. В мае произошел перелом в этой динамике, но этот перелом ожидали, потому что в мае либерализованы цены на основные группы продовольственных товаров. Имеющийся задел позволяет, на наш взгляд, выдержать и повышение цен, связанное с изменением тарифов на энергоносители. Иначе говоря, я думаю и от имени Правительства говорю, что повышение цен на энергоносители, которое произойдет через некоторое время, не должно привести к тому, чтобы мы лихорадочно повышали заработную плату. В пределах той зарплаты, которую мы сегодня выплачиваем, можно его выдержать.

ВЫБОР У НАС ОДИН - РЕФОРМЫ

После принятия мер по регулированию заработной платы, естественно, возникает определенное недовольство и давление на Правительство, вплоть до угрозы забастовок со стороны отдельных трудовых коллективов, которые требуют ее дальнейшего роста. Я должен сказать, что примерно такую же позицию занимают и профсоюзы. Позиция Правительства в этом вопросе такова: мы будем жестко стоять на тех принципах, которые избрали. Мы не допустим дальнейшего необоснованного повышения зарплаты. Если только в дальнейшем произойдет нечто незапланированное, неконтролируемый резкий скачок цен, тогда будем говорить о повышении, но через систему индексирования.

Что бы ни говорили трудовые коллективы, что бы ни требовали отдельные работники, мы считаем, что достаточная база создана. Если дальше будет продолжаться необоснованный рост зарплаты — это финансовый крах республики, доходов предприятий и бюджета не хватит для того, чтобы просуществовать. Мы будем вынуждены закрыть многие предприятия, это приведет к массовой безработице. Введены два налога, через которые регулируются фонды потребления предприятий. Но в той системе, которая сегодня сформулирована Правительством в серии постановлений и инструкций, даются и стимулы предприятиям. На тех, кто повышает зарплату за счет повышения эффективности производства, не действуют жесткие налоговые меры. Пожалуйста, зарабатывайте без увеличения численности персонала, при тех же объемах производства или при снижении численности и увеличении производительности труда.

Я думаю, что позиции Правительства в этом отношении должны быть усилены принятием Закона об урегулировании трудовых споров, о забастовках. Сегодня по каждому поводу — угрозы забастовками, причем не соблюдается ни один закон. Идти на поводу у забастовщиков мы не будем! Если забастовка законная, то требования должны быть удовлетворены. Если она незаконная, то должна быть пресечена. Виновные — уволены, а предприятие должно продолжать свою деятельность. Вот такая постановка вопроса. Мы также предлагаем внести изменения в Кодекс законов о труде. К сожалению, в повестке сессии Верховного Совета этого важного вопроса не оказалось. Речь идет о контрактной системе. Она внедряется, но никак не узаконена. Некоторые юристы говорят, что можно внедрить ее в рамках существующего КЗОТа. Однако, сколько юристов, столько мнений, одни принимают, другие не принимают. И надо контракт узаконить, чтобы у каждого, в соответствии с ним, были обязательства, которые он должен выполнить. Эта контрактная система должна распространяться на всех снизу доверху.

О ценовой политике

Второе важнейшее направление деятельности Правительства связано с ценовой политикой. Мы последовательно провели либерализацию цен. Алгоритм действий был определен расчетами, которые показывали соотношение между ростом доходов и ростом потребительских расходов таким образом, чтобы оно имело определенные пропорции, и внезапная либерализация цен не привела бы к превышению уровня цен над доходами населения. В этой связи, как известно, мы в первом квартале задержали либерализацию цен на многие товары, и фактически она началась со второго квартала. С 1 апреля мы сняли ценовые ограничения на непродовольственные товары и на услуги производственной сферы, в частности, транспорта и других отраслей. С 1 мая отпущены все остальные цены, за исключением трех видов товаров: молоко, хлеб и детское питание.

ВЫБОР У НАС ОДИН - РЕФОРМЫ

Были ли допущены ошибки в ценовой политике? Да, были. В некоторых случаях мы, видимо, недостаточно глубоко сделали расчеты и спрогнозировали последствия. Поэтому цены выросли в большей степени, чем ожидалось. В частности, так было с ценами на масло и некоторые другие виды продовольственных товаров. По ходу дела приходилось вносить коррективы. Имеет место и определенная непоследовательность в ценовой политике, например, принято ошибочное решение, когда директивно понизили тарифы на авиационные билеты. Я думаю, что они снизились бы сами по себе до экономически более оправданного уровня, поскольку компания “Якутавиа” была бы поставлена в условиях свободных тарифов перед необходимостью снижения издержек с целью восполнения объемов перевозок. Иначе говоря, допускаются рецидивы административного вмешательства.

Но есть еще вопрос и в том, что мы не вполне избежали последствий исключительно монопольной структуры торгующих организаций республики, которая позволяет им взвинчивать цены. Здесь широкое поле деятельности как по реорганизации сети торгующих организаций, так и для массированного применения антимонопольных контрольных мер. Уже сформированы контрольные органы: ценовая и торговая инспекции, Главное контрольное управление. Их задача — контроль за ценами и правилами торговли в республике на основе разработанных Правительством методик ценообразования и других нормативных документов. Если некоторые скажут, что это не рыночные меры, то это не так. Любое Правительство контролирует цены, но присущими рыночной системе способами. Пока наша слабость в том, что все отработано в теории: и принципы ценообразования, и последовательность шагов либерализации, но неэффективно реализуется на практике.

Об адресной социальной защите

С политикой заработной платы и политикой цен, безусловно, тесно связан вопрос социальной защиты населения. Первоначально определяющим было мнение, что она должна осуществляться через установление низких цен на широкий круг товаров, что позволит защитить все население. Этот подход ошибочен в принципе и от него Правительство отказалось. Мы обратились к адресной системе защиты населения. Что сделано в этом направлении? Во-первых, сформированы фонды социальной защиты различных категорий населения, защиты семьи на уровне Правительства республики. Но их использование передано в районы. Из этих фондов главы районных администраций могут и должны оказывать адресную помощь каждому конкретному гражданину, который попал в беду или беден. На основании многочисленных расчетов была определена черта бедности. Люди, которые живут ниже этой черты, имеют право на получение государственной помощи. Были разработаны меры по социальной поддержке студентов, пенсионеров, инвалидов, матерей.

Таким образом, сформирована определенная целостная система, которая теперь обращена именно к тем, кто нуждается. Правительство много занималось ее созданием, и теперь работа разворачивается на практике. Все для этого есть: и основные подходы, и деньги, и органы, сформированные в центре и на местах.

Подводя итог уже проделанной работы по разработке и реализации политики регулирования заработной платы, цен, социальной защиты населения, Правительство оценивает их как положительные. Об этом свидетельствует более устойчивая социально-экономическая обстановка в республике, чем в целом в Российской Федерации, и относительная политическая стабильность. Следовательно, выработанные принципы и подходы по этим трем важнейшим направлениям деятельности Правительства должны быть сохранены и развиты.

В июле начинается практическая реализация плана действий по трем другим стратегическим направлениям экономической политики: структурной перестройке экономики, разгосударствлению и приватизации, изменению принципов формирования бюджета с корректировкой налоговой системы.

О программах структурной перестройки экономики

Правительством утверждены и рассмотрены 22 программы структурной перестройки экономики. В отличие от прошлого времени, они рассматривались в комплексе, чтобы увязать их друг с другом, сбалансировать финансовые, кредитные и другие ресурсы, направляемые на выполнение этих программ. Второй принцип заключается в том, что мы разделили функции республики и местных органов власти, Правительству — выполнение ключевых программ, которые обеспечивают социально-экономическое развитие республики в целом. Все остальные вопросы передаются на местный уровень.

Основные подходы при формировании программ были следующие.

Во-первых, постарались сделать эти программы реальными. Мы не заглядывали до 2050 года, хотя началась работа и по научно-теоретической проработке вопросов о том, каково будет положение в республике в условиях рынка, изменения ее положения в составе Российской Федерации, расширения связей с иностранными партнерами. Но это далекая перспектива. Сегодня программы нацелены на практические дела и в них включено только то, что возможно осилить за ближайшие 3-4 года. На выполнение программ направляются бюджетные средства и средства предприятий, нацелена налоговая и кредитная политика. Программы разделены на производственные и непроизводственные и, впервые в практике, вводится возвратное финансирование производственных объектов из государственного бюджета. Если деньги раньше просто вкладывались, то теперь любой субъект хозяйствования, взяв у нас деньги, будет их возвращать.

Участвовать в реализации республиканских программ могут и будут не только государственные структуры, но и любые другие, которые докажут, что сделают это эффективно, на возвратной основе. На реализацию всех 22 программ в 1992 — 1994 гг. потребуется примерно 106 млрд. рублей и около 760 млн. долларов США.

Если коротко охарактеризовать суть принятых программ, то их содержание таково: в энергетическом комплексе мы должны закончить строительство Вилюйской ГЭС. Этот объект открывает путь к удешевлению электроэнергии и надежному энергоснабжению всей вилюйской западной групп районов. Продолжатся сооружение очередного блока Нерюнгринской ГРЭС, строительство линий электропередач Мирный — Нюрба и реконструкция Якутской ГРЭС. Плюс сельская электроэнергетика. Ничего другого энергетическая программа больше содержать не будет. В транспортном комплексе планируется за это время довести Амуро-Якутскую железную дорогу до Томмота. Развить там входную базу, создать крупную автобазу в Алексеевске. После того, как будет принято решение по дальнейшей судьбе АЯМа, мы обдумаем все вопросы, связанные со строительством железной дороги до Якутска. Если говорить об автомобильных дорогах, то Правительство республики основное внимание будет уделять строительству дорог республиканского значения: Мирный—Якутск и Якутск—Хандыга. Все остальные — это местные дороги, и забота о них ложится на местные органы управления. Есть намерение приобрести 2-3 танкера ледового класса для обеспечения перевозок по Северному морскому пути, поскольку Латвийское пароходство теперь требует за доставку нефтепродуктов крупные суммы в валюте. Необходимо пополнить мелкосидящий флот и возобновить движение по тем рекам, которые на сегодняшний день заброшены для судоходства. Существенным образом должен обновиться парк нефтеналивных судов Ленского пароходства. Предстоят закупки авиационной техники для замены выбывающей. Положение осложняется тем, что ряд моделей самолетов снимается с

ВЫБОР У НАС ОДИН - РЕФОРМЫ

производства, в том числе и АН-2 и АН-24. Для их замены потребуются крупные средства.

По связи за счет республики будут выполняться только две программы: “Саха связь” (спутниковая) и “Сахателевидение” — для решения проблем районов, которые сегодня не обеспечены республиканским телевещанием. Все остальное надо решать за счет предприятий и местных бюджетов. Реальная ситуация с газом такова, что мы в состоянии за ближайшие 2-3 года только начать подготовку к его масштабной передаче в разные группы районов, но там, где сегодня газ уже есть, будет продолжаться газификация населенных пунктов.

Неназванные программы касаются не только развития экономики республики, но и решения многих социальных и культурных вопросов. И на это требуются крупные средства, которые будут выделяться из республиканского бюджета.

О промышленном развитии

Я бы хотел немного остановиться на нашем подходе к промышленному развитию республики. Мы считаем, что, объемы горнодобывающей промышленности должны быть таковы, чтобы обеспечить нормальную жизнь республики, поэтому увеличивать их не следует. Надо искать пути повышения эффективности внутри самой горнодобывающей промышленности. Естественно, будет многое зависеть от конъюнктуры рынка. Но основное развитие в республике получат, на это выделены средства и разработаны конкретные планы действий, такие отрасли, которые могли бы максимально использовать те изюминки, которые есть в нашей экономике. Это, прежде всего, глубокая переработка алмазного сырья. Мы намерены создать у себя в республике гранильную промышленность, промышленность по производству алмазных инструментов. Это новая отрасль, которая позволит увеличить доходы от алмазов, обеспечить эффективную занятость населения. Развитие получит ювелирная промышленность с использованием тех металлов, которые у нас в республике есть, до максимально готового выхода. Будет начата работа по созданию предприятий, перерабатывающих пушнину. Иначе говоря, главное развитие получат те отрасли, при помощи которых мы можем максимально использовать и до конца довести переработку тех ресурсов, которые у нас сегодня имеются. Я должен сказать, что структурная перестройка экономики республики заключается не только в создании новых отраслей и производств, но и в рационализации того, что существует. Это как в саду: надо срезать сухие ветки, которые не плодоносят. Вот также предстоит ликвидация некоторых производств, которые лежат обузой на других. Мы начали разрабатывать планы поэтапного сокращения тех отраслей, которые сегодня не приносят доходов и в будущем не будут их приносить. На это предусматриваются средства в программах социальной поддержки населения и фондах занятости, так как будет происходить значительное сокращение численности занятых в народном хозяйстве, в основном, в промышленных отраслях. Надо действовать осознанно, не дожидаясь того, когда неэффективные предприятия сами закроются под грузом финансовых проблем.

О рыночной инфраструктуре

Второе направление плана действий Правительства, реализация которого начнется в июле — выполнение программ демонополизации, приватизации, развития рыночной инфраструктуры. Сегодня этот процесс в республике в определенной степени развернулся. Однако ходом его мы не удовлетворены. Здесь есть и субъективные, и объективные причины. Одна из них — несовершенство нашего законодательства. Поэтому мы обратились к Верховному Совету с предложением внести поправки в Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, чтобы процессы демонополизации, приватизации не шли стихийно, когда разбазаривается государственное имущество, когда фактически разваливаются производственные структуры, когда на месте одних монополий появляются другие, когда многое зависит от воли одного, двух, трех человек. Мы должны совершенно четко заявить, что собственность на 98% — государственная, что все вопросы приватизации должны идти под контролем государства по определенной программе и с определенными целями. Не приватизация ради приватизации, а приватизация ради создания здоровой экономики.

С точки зрения направлений процесса приватизации, мы считаем, что основным будет акционирование предприятий. Надо отказаться от первоначальной практики, когда создавались в основном акционерные общества закрытого типа. Большинство акционерных предприятий, должны стать обществами открытого типа. Это необходимо для привлечения свободных капиталов и денежных средств населения через операции на рынках ценных бумаг.

Надо осторожно подходить к реорганизации тех структур, которые действуют эффективно. Не разрушать их, а создавать рядом с ними новые. Например, мы не намерены дальше развивать объединение “Якутуголь”, но рядом мы создадим несколько новых предприятий, которые будут конкурировать с ним.

В других отраслях могут быть иные подходы. В республике есть совершенно паразитические фирмы, которые пытаются по-прежнему управлять предприятиями, а в общем-то занимаются своими внутренними вопросами. Поэтому предстоит их ликвидировать, разукрупнить и превратить в несколько конкурирующих между собой организаций. Такая судьба, в частности, ожидает некоторые строительные структуры.

Особая забота — это торговля. Мы активно начали процесс ее коммерциализации. Пока не трогали только сельскую торговлю. Но во всех городах республики коммерциализация началась. Она принесла некоторые положительные моменты: увеличилась самостоятельность магазинов, появились новые возможности, конкуренция. Но в то же время возникли новые монополии — это бывшие оптовые структуры, которые буквально душат теперь коммерциализированные магазины и фактически являются авторами того витка цен, который у нас появляется. Теперь предстоит взять их под контроль как монополистов, принудительно разделить и превратить в конкурирующие структуры. При этом, возможно, запретить им заниматься розничной торговлей.

Это — следующий этап, мы к нему приступаем с июля. Что касается сельской торговли, то здесь нужен более осторожныйподход. Начать с создания параллельной “Холбосу” сети торговых организаций.

О бюджетной системе

Наконец, последнее направление деятельности Правительства, которое будет реализовано во втором полугодии — это изменение бюджетной системы. В его основе разделение функций между органами управления. До сих пор средства направлялись в большей части в республиканский бюджет, а потом из этого общего котла “добрый дядя” раздавал по районам. Надо создать районам самостоятельную доходную базу, которая будет состоять из двух элементов. Первый — стандартные налоги, второй — плата за природные ресурсы, которая раньше осуществлялась только за золото и алмазы. Но в то же время, на территории республики добывается масса других природных ресурсов. И поэтому Правительством были разработаны и приняты постановления о введении платы за пользование всеми природными ресурсами. Они разделены на три группы: республиканские, республиканско-местные и местные. По первой группе плата вносится в республиканский бюджет, поскольку она вносится за природные ресурсы, являющиеся общенациональным достоянием и должна идти на благо всех районов. По второй и третьей группам — в бюджет района. Плата за природные ресурсы состоит из трех частей. Первая — плата за право пользования или то, что мы раньше называли платой за невозобновляемые природные ресурсы. По сути — это абсолютная рента. Вторая — это дифференциальная рента, которая зависит от качества месторождения, от экономико-географических и других условий, и в каждом случае она разная. И третья — плата за восстановление, возмещение природных ресурсов (на геологоразведочные работы, на восстановление лесных ресурсов и т.д.). Передав часть платы за природные ресурсы районам, мы обеспечиваем их финансовую базу.

По налогам. Львиная их доля уходит в районы. В частности, самый главный налог — на доходы с предприятий полностью перечисляется в местные бюджеты, республика себе ничего оставлять не будет. Но у каждого района доходная база разная и он может не решить те задачи по социально-экономическому развитию, которые перед ним стоят. Поэтому в республиканском бюджете, как и в бюджете любого другого государства, создан фонд выравнивания, который образуется из доходов республики.

По балансу бюджета на 1992 год расчетные расходы значительно превышают доходы. В целом по республике получается 30% дефицита бюджета. Эти цифры обсуждались в Правительстве и комиссиях Верховного Совета, но мы вынуждены пойти на такой дефицит. Когда рассматривался вопрос о том, чтобы из фонда выравнивания направить часть средств районам, то поступили таким образом: львиную долю дефицита взяли в республиканский бюджет, а по всем районам из фонда выравнивания добавили такие суммы, чтобы дефицит был одинаковый — примерно 14,5% по каждому району. Район должен искать в своей доходной базе возможности для повышения эффективности финансовой деятельности, открытия новых доходов и сокращения расходов. Исключение составляют четыре национальных района. У них дефицит должен свестись к нулю. ЭтоАнабарский, Оленекский, Эвено-Бытантайский и Момский районы.

Фонд выравнивания из доходов, которые имеет республиканский бюджет, составляет сейчас примерно 60%. Только 40% остается на развитие, которые целиком пойдут на реализацию республиканских программ.

Итак, наша позиция заключается в том, что в условиях структурной перестройки макроэкономическую политику Правительство берет на себя, а все хозяйственные заботы падают на долю предприятий и районов. Три важнейших направления макроэкономической политики реализованы в первом квартале, а со второго будут развиваться дальше. Три следующие мы реализуем сейчас.

Остались два направления: кредитно-финансовая система и аграрная реформа. Мы еще не до конца знаем, как двигаться по этим направлениям, ведем активную теоретическую и подготовительную работу, и я думаю, что в течение квартала подготовим решения. Тогда у нас сложится целостная система хозяйствования, учитывающая особенности экономики республики и позволяющая нам выдержать все трудности рыночной экономики.