Кому светят алмазные грани
19/06/2010
Когда в обществе есть разные экономические интересы, любое решение власти, затрагивающее их, будет восприниматься неоднозначно. К этому пора привыкнуть и принимать как норму цивилизованного государства.
Не исключением, скорее всего, станет и опубликованный Указ Президента страны «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов». Ведь Указ вводит в регулируемое русло действия самых разных субъектов алмазо-бриллиантового комплекса, чьи интересы порой не только отличны друг от друга, но даже прямо противоположны, как, например, устремления алмазодобытчиков и огранщиков, сторонников «дикого» рынка и менеджеров государственного регулирования.
Тем не менее, многие субъекты АБК воспримут документ с удовлетворением, поскольку он не только сохраняет ряд традиционно сложившихся позиций, но и защищает их от имени государства. Одно из таких положений даже открывает Указ, подчеркивая тем самым государственную важность обозначенного. «Принять предложение Правительства Российской Федерации о дальнейшем сотрудничестве с корпорацией «Де Бирс»,- говорится в документе.
После острейшей дискуссии, развернувшейся в некоторых средствах массовой информации по поводу взаимоотношений России и «Де Бирс», это отрезвляющий душ для тех, кто хотел бы поссорить двух крупнейших на земном шаре регуляторов алмазного рынка к их обоюдным экономическим потерям.
«Сегодня нам выгодно работать через «Де Бирс», – сказал недавно в одном из своих выступлений первый вице-премьер Правительства А. Чубайс, – и поэтому мы работаем через нее. Если это станет невыгодным, мы перестанем это делать».
Надо отметить, что в значительной мере эту выгоду для страны отстояла созданная в свое время по указу Б. Ельцина акционерная компания «Алмазы России – Саха» («АЛРОСА»), являющаяся сегодня вторым в мире после «Де Бирс» производителем драгоценных камней. В.Штыров – ее президент, возглавляющий компанию два последних года – самых драматичных и вместе с тем самых успешных в деятельности «АЛРОСА», – комментируя эту часть указа, сказал:
– На изнурительных и трудных переговорах нам удалось отстоять те позиции, которые сегодня получили поддержку Правительства и Президента. Новые условия сотрудничества с «ДеБирс» значительно улучшают позиции российской стороны. Мы теперь можем на равных участвовать в регулировании цен на мировом рынке, ассортимента и объема продаваемого алмазного сырья. Кроме того, Россия сможет больше продавать алмазов на свободном рынке. Эти продажи будут проходить не как раньше – только в Москве и только с ограниченным количеством фирм, а там, где мы наметим сами. Это позволит лучше контролировать уровень цен, откроет нам доступ в традиционно алмазо-бриллиантовые центры.
Наконец, есть еще одна важная деталь новых условий сотрудничества с мировым алмазным лидером, – подчеркнул В. Штыров. – «Де Бирс» будет покупать у нас наряду с высококачественным сырьем и низкосортное, нерентабельное для огранки в России.
Таким образом, Указ закрепляет то, что выгодно для государства. Причем не только во взаимоотношениях с «Де Бирс». Усиление государственного влияния – характерная линия всего документа. Так, наряду с реализацией алмазов на мировой рынок через «АЛРОСА» этим теперь будет заниматься и государственное предприятие «Алмазювелирэкспорт». Проходить вся драгоценная продукция станет только через специализированные таможенные посты. В их работе обязательно начнут участвовать государственные контролеры Министерства финансов. А с 1 января 1998 года вступит в действие система государственного контроля за качеством сортировки, оценки и реализацией вывозимого алмазного сырья.
Если по ряду других положений Указа у алмазодобытчиков, а также у руководителя крупнейшего в России субъекта Федерации – Республики Саха (Якутия) – могут быть, что вполне естественно, свои точки зрения (например, по поводу административного ценообразования при сдаче камней в Гохран или уменьшения прав Якутии при формировании своего фонда), то усиление государственного контроля в алмазобриллиантовом комплексе не вызывает никаких возражений. Наоборот. Президент «АЛРОСА» В. Штыров заявляет: «Нам нечего бояться. Это наша инициатива. Мы работаем честно и открыто. Пусть боятся те, кто привык мутить воду, надеясь отловить в ней свой камень наживы».
Кого имеет в виду глава одной из крупнейших в Россиивалюто образующих структур, не согнувшейся под яростным натиском тех, кто хотел бы прибрать к рукам последнее отечественное богатство, можно только догадываться. Деятельность недавно разогнанного Роскомдрагмета и созданных при его поддержке многочисленных СП, ставших, по сведениям Счетной палаты РФ, каналами перекачки алмазов за рубежом, вполне может подходить под это определение. Но Указ и здесь поможет навести порядок, усилив государственный контроль на всех этапах движения алмаза к бриллианту.
Чтобы своевременно реализовать этот объемный и многоцелевой Указ, Президент предписывает Правительству предпринять целый ряд мер и в сжатые сроки выпустить немалое количество необходимых документов. Начиная от постановления, которым компании «АЛРОСА» будет поручено подписать от имени России торговое соглашение с «Де Бирс», и кончая другими актами, каждый из которых откроет возможность для нормальной работы своей грани алмазо-бриллиантового комплекса, а значит, и всему АБК в целом.
Вячеслав Иванов, “Российская газета”, 31 июля 1997 г.