Два львенка вместе – льва сильнее
18/06/2010
В 1-м Казачьем переулке Замоскворечья, штаб-квартире акционерной компании “Алмазы России – Саха” (АРС) в апреле проходил очередной тур переговоров с “Де Бирс“. Руководители фамильного картеля Оппенгеймеров, контролирующего уже более ста лет процветающий рынок алмазов, и российской компании АРС разыграли очередную партию алмазного “покера” по жестким и в то же время джентльменским правилам, принятым в мире транснациональных компаний. За “Де Бирсом” стоят финансовая мощь, искушенность и легенда о всесилии мирового картеля. За АРС – алмазные недра студеной Якутии, сила сибирского характера и репутация одной из самых успешных алмазных корпораций мира и – острый интерес опустевшей российской казны в валютных доходах.
Очередной раунд, хоть на вершок, но приблизил стороны к соглашению. И как раз в горячие дни переговоров за столом у российской стороны был перевод обзора еженедельника “Тайм” о “битве за мировой алмазный рынок”. Редакция журнала “Металлы Евразии” обратилась к вице-президенту Республики Саха (Якутия) и главе АРС Вячеславу Штырову с предложением прокомментировать статью в “Тайме”. Ниже мы помещаем текст его комментариев.
Статья в “Тайме” содержит довольно взвешенный и основательный анализ переломной ситуации на мировом рынке алмазов. Несомненно, публикация повлияет на мнение деловых кругов мира. Это побуждает меня поточнее расставить акценты, кое в чем дополнить автора “Тайма”, а спорные утверждения рассмотреть особо. Например, со ссылкой на высказывание редактора влиятельного отраслевого издания “Даймонд Рипорт” Мартина Раппопорта “Тайм” уверяет, что “Де Бирс” сейчас оказался “перед затруднительной дилеммой”: финансировать ли в объеме 1 млрд. долл. алмазные разработки в Якутии, чтобы поднять их производительность, либо “отказаться от этих планов в наказание за прошлые “прегрешения” российской стороны”. Это надуманная и неверная постановка вопроса.
Отечественная алмазная промышленность ни на йоту не зависит от финансового вспомоществования “Де Бирс”. Более того, едва ли мы когда-либо позволим “Де Бирс” прямое участие в нашем капитале и инвестициях. С самого начала алмазодобывающая отрасль развивалась у нас на базе собственных накоплений, технологий, науки и менеджмента. И сейчас, несмотря на острый экономический кризис в России, АРС – прибыльная компания, одна из немногих в России, удерживающая парадигму расширенного воспроизводства.
Сказанное вовсе не означает, что “Де Бирс” нам не указ. Принимая стратегические решения, мы всегда сталкиваемся с вопросом: должны ли и дальше поддерживать монополию этого хорошо организованного и могущественного картеля? Или и впрямь решиться выйти на мировой рынок напрямую, не продлевать соглашение о сбыте якутских алмазов через “Де Бирс”?
Сторонникам такого радикального решения придает смелости то, что мировой алмазный рынок после второй мировой войны стабилен, а спрос на нем растет. На самом же деле рынок этот очень хрупок. Он переживал катастрофы, о которых многие забыли. Первый раз рынок был обрушен в прошлом веке, еще в те времена, когда Сесиль Родс нанимал чернорабочих, которые вручную, кирками и лопатами, разрабатывали алмазные жилы. В другой раз стабильность рынка была взорвана открытием богатейшей алмазной трубки “Премьер”, контроль над которой “Де Бирс” упустил. Цены упали, возник хаос. Алмазный рынок трясло и после открытияместорождений на морских отмелях Намибии. На этот раз положение выправил их хозяин – Эрнст Оппенгеймер, которому удалось установить контроль над “Де Бирс” и львиной долей мировой добычи и сбыта.
С тех пор на этом рынке картель “Де Бирс” контролирует объемы добычи, цены, квоты, равновесие спроса и предложения. Картель – гарант его стабильности. А в стабильности заинтересованы все участники алмазного бизнеса.
Алмазы имеют не такую потребительную стоимость, как другие стратегические товары. Они сродни произведениям искусства. Почему состоятельный человек приобретает картину Рафаэля или Пикассо? Цена, которую он платил, – дань не только редкости, единичности, но и стоимостный эквивалент “мифа” – иррационального, недоказуемого совершенства, ведомого только знатокам-искусствоведам. Поэтому покупатель, который не разбирается ни в Пикассо, ни в бриллиантах, ни на минуту не усомнится, что надежно помещает капитал в такую дорогую покупку. И на страже этой “мифологии” рынка стоят авторитет и товарный ярлык “Де Бирс”.
С этим надо считаться. Можно, конечно, распороть тонкую ажурную ткань созданной “Де Бирс” системы и наводнить прилавки мира алмазами так, чтобы они дошли до каждой “хижины”. Но тогда алмазы упадут в цене, перестанут быть желанным объектом инвестиций. Это разорит всех, кто с ними соприкасается. Вовсе не случайно Алексей Косыгин и Николай Рыжков в пору, когда возглавляли правительство, по зрелому размышлению посчитали выгодными для страны генеральные соглашения с “Де Бирс”. А уж их-то трудно заподозрить в небрежении государственными интересами.
Но времена меняются, и пришла пора, сохраняя систему в целом, изменить распределение ролей на алмазном рынке. Россия волей-неволей выступала в роли ведомой у “Де Бирс”, должна была подстраиваться под его стратегию поддержания стабильности рынка. Картель хотел бы пролонгировать этот расклад и в новом соглашении. Мы же твердо настаиваем на изменении правил игры. На мой взгляд, жесткость и недостаточная реалистичность позиции “Де Бирс” в том, что он рассматривает “Алмазы России – Саха” как одного из своих обычных партнеров или клиентов, который ради гарантированных прибылей согласится и дальше на роль ведомого.
Но реальности иные. АРС – не рядовая компания. За нами – 25 % мирового производства в стоимостном выражении. Это почти половина от мощи “Де Бирс”. У нас не только добыча, но и одна из лучших в мире алмазных геологий. Технологии и ноу-хау, созданные в наших институтах, востребованы на мировом рынке. У России своя сильная гранильная промышленность и развитая внутренняя торговля алмазами. Наконец, запасы камней в хранилищах государства настолько весомы, что могут наводнить рынок по любой нужной цене. И, объективно, мы способны быть самостоятельными.
Вот комплекс причин, почему мы не будем впредь ни в заложниках, ни в “пристяжных” у “Де Бирс”. И “Тайм” прав, когда подмечает, что без корпорации “Алмазы России-Саха” в партнерах “Де Бирс” – “просто одна из алмазных компаний мира”. Да, мы добиваемся партнерских, а не патерналистских отношений с “ДеБирс”. И меморандум, который был подписан российской делегацией во главе с министром финансов В. Пансковым после долгих и упорных переговоров с картелем, эту нашу позицию закрепил. Впервые в своей истории “Де Бирс” согласился совместно с АРС, а не самовластно, регулировать рынок, цены, обмениваться важной информацией о состоянии алмазного бизнеса.
Удалось отстоять в меморандуме и интересы российских производителей бриллиантов. Картель всегда препятствовал развитию гранильной промышленности в добывающих странах. На этот раз ему пришлось уступить. Специальным пунктом меморандума подчеркнута приоритетность для обеих сторон развития алмазообрабатывающих производств в России. Объем продаж якутских алмазов картелю исчислен “остаточным способом”. Вопреки утверждениям в некоторых органах печати, из меморандума следует, что в полном объеме удовлетворяются потребности отечественных гранильщиков в качественном сырье и только остаток будет продаваться “Де Бирс”.
Если раньше картелю “железно” причиталось 95 % от нашего экспорта камней, то теперь объем свободных продаж АРС на мировой рынок так называемых “контрольных обрезков” возрастает втрое – до 180 млн. долл. в год. А, главное, формулировки меморандума при всей ихкомпромиссности таковы, что механизм контроля за рынком не остается всецело в руках “Де Бирс”. Мы впервые получаем легальную возможность иметь информацию о картах партнера, которыми он ведет свою тонкую игру на рынке, не чуждую нашим интересам. Это и есть путь от роли ведомого – к партнерской. В этом контексте в публикации “Тайма” все слишком вертится вокруг “Де Бирс”, воля его представлена как абсолютная, а это вчерашний день…
Известно, что первый этап переговоров, в котором участвовали руководители Роскомдрагмета, МВЭС России и АРС, проходил под началом министра финансов России В. Панскова. На втором этапе правительство уполномочило АРС заключить с “ДеБирс” непосредственно Торговое соглашение. Сейчас переговоры по нему идут в рабочих группах. У нас в московской штаб-квартире АРС побывал глава центральной сбытовой организации “Де Бирс” (ЦСО) Гарри Рейф. Думаю, переговоры из-за упорства сторон в отстаивании своих позиций затянутся до середины лета. Большим подспорьем нам в этот переломный для алмазного рынка момент стало бы скорейшее принятие Федерального закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Этот закон, что называется, перезрел. Прошел три чтения в Думе и был отправлен Советом Федерации чуть ли не в последний день работы депутатов старого созыва в согласительную комиссию. Работа над законом в комиссии завершается. На мой взгляд, в проекте закона удачно сбалансированы рыночные основы производства и реализации драгоценных камней и жесткий контроль со стороны государства за стратегически важной отраслью. Примечательно, что за него выступают фракции и слева, и справа – КПРФ и “Наш дом – Россия”.
АРС – акционерная компания. 77 % акций в госсобственности. Ни одной акции не уплыло в руки иностранцев. Редкость по нашим временам. И тем не менее не перестают высказываться мнения, что зря алмазы попали в предпринимательский сектор экономики. Интересы государства, якобы, надежнее будут защищены, если добычу и торговлю алмазами разделить. Мы, выходит, будем добывать алмазы на краю света в вечной мерзлоте и мешками свозить их в Роскомдрагмет, а бюджетное ведомство – выносить товар на рынок. Так уже было в свое время. И эффективность отрасли была куда ниже, чем сейчас, когда алмазодобывающие предприятия вместе со всей отечественной промышленностью оказались в тисках кризиса, дороговизны ресурсов и кредитов. При старой системе, когда добытыми нами алмазами распоряжался чиновник, у нас, производителей, не было тревоги и ответственности за судьбу инвестиций, воспроизводство сырьевой базы, максимизацию прибыли, которая всегда сопутствует предприятию, по обязательствам которого государство не отвечает. И вернуться к этому уже при рынке? Те, кто хочет раздробить живой организм отрасли, вынуждены будут создать параллельную структуру сортировки, маркетинга и продажи алмазов. На эти цели запрашиваются у казны 500 млн. долл. Сомневаюсь, что эти деньги окупятся. Венцом нового “огосударствления” торговли алмазным сырьем станет лишь абсурдное раздувание операционных расходов, отвлечение средств, падение прибыли, общее снижение эффективности.
Посмотрим статистику: эффективность продажи российских алмазов возросла как раз в последние годы, когда компания «Алмазы России-Саха» стала управляться как типично рыночная структура. Для лучшего оборота капитала и устойчивости компании мы ее диверсифицировали, вышли на внешние рынки инвестиций, выиграли тендер на разработку алмазного месторождения в Анголе.
И если АРС сейчас во имя, якобы, государственных интересов, а на самом деле – интересов карманов некоторых чиновников, раздробить, разделить производство и сбыт, тут же ослабнут и наши позиции на переговорах с “Де Бирс”. Картелю выгоднее иметь дело с действующим врозь российским алмазным сообществом.
Мы считаем федеральный контроль за управлением госсобственностью в АРС необходимым. Приветствовали бы такое положение, когда на всех, даже конфиденциальных переговорах с “Де Бирс” и агентами ЦСО по правую руку от нас находился бы полномочный представитель Комдрагмета. Мы даже не против национализации АРС, если на то пошло. Но никогда не согласимся с предложениями разрушить целостность АРС, ее цикл воспроизводства и самофинансирования, вывести российскую компанию из непосредственной конкурентной борьбы на мировой арене за рынки сбыта и минерально-сырьевые ресурсы.
Как уже говорилось, алмазный рынок хрупок, как и сам этот замечательный камень. Выдерживая сверхвысокие давления, он раскалывается на куски при резком ударе. Конкуренция между мировыми производителями алмазов, способствуя технологическому прогрессу и постоянному перераспределению ролей между лидерами, не должна нанести рокового удара по хрупкому алмазному миру. И в этой связи хотелось бы сказать об одной инициативе АРС, поддержанной Роскомдрагметом и направленной на координацию действий стран – производителей алмазов. Наша идея состоит в том, чтобы создать консультативный орган с участием государств “алмазного мира”. Об этом мы вели речь во время визитов российской делегации в Ботсвану и Намибию, встреч с главами правительств этих стран.
Здесь нет намерения создать “алмазную ОПЕК”, которая делила бы квоты и назначала потолки цен. Эта роль пока сохранится за ЦСО ради стабильности рынка. Но консультативный орган правительств стран, добывающих алмазы, мог бы сыграть полезную роль в выработке солидарной ответственности за мировой рынок и скоординировал бы позиции товаропроизводителей в отношениях с картелем.
В статье “Тайма” живописуется схватка двух “алмазных тигров” – “Де Бирс” и АРС. Не думаю, что наш торг с “Де Бирс” столь яростен. Но коль скоро мы заговорили о солидарности производителей алмазов в мире, добивающихся более паритетных отношений с имперским картелем, мне вспоминается мудрая и обаятельная метафора из древнего шумерского эпоса: “Два львенка вместе – льва сильней”.
“Металлы Евразии”, № 3, 1996 г.