Будущий год для Республики Саха будет непростым
15/06/2010
Как уже сообщалось, с 26 по 29 октября в Мирнинскомрайоне находился Вице-президент РС (Я) В. Штыров. В ходе визита состоялась совместная пресс-конференция В. Штырова и первого вице-президента, генерального директора АК «Алмазы России — Саха» Л. Сафонова
Открыл пресс-конференцию Вице-президент Республики Саха: «Сейчас такое время, когда необходимо спрогнозировать экономическую и социальную ситуацию на следующий год. Как республика будет развиваться, каким будет ее финансовое положение? Чтобы ответить на эти вопросы мы проводим серию поездок в районы, в ходе которых совместно с администрациями на местах, с руководителями местных предприятий обсуждаем планы Правительства Якутии. Это позволит правильно вы- работать направления экономической политики и социального развития, нашей производственной деятельности на следующий год.
Одновременно подводим и предварительные итоги текущего года. Поэтому сейчас ведется сверка всех экономических показателей, расчетов и планов.
В районе находится большая группа представителей центральных органов управления республики. В их числе министр финансов, министр промышленности и энергетики, председатель Комитета по геологии и недропользованию, первый заместитель председателя Комдрагмета республики, представители других министерств и ведомств».
А. Михеев : Каковы на сегодня отношения Республики с российским бюджетом? Есть информация Министра финансов России Бориса Федорова о том, что Якутия не платит налогов. Есть информация министра финансов Якутии о том, что вроде бы обо всем договорились.
Поскольку этот вопрос приобрел определенное звучание не только у нас в республике, но и в Российской Федерации, поднимали его и многие газеты, и политические деятели, я несколько подробнее остановлюсь на нем.
История проблемы уходит в прошлый год. После того, как был подписан Федеративный договор в соответствии с которым, я подчеркиваю, республики не приобрели больше прав в экономической сфере, чем края и области, то встал вопрос о подписан и на основании Федеративного договора целой серии соглашений. В частности, были подписаны такие ключевые документы, как соглашение о собственности между правительствами России и Республики Саха, бюджетное соглашение и другие. Иными словами, целый пакет нормативных документов, которые регламентируют наши взаимоотношения. После продолжительной работы осенью прошлого года мы подписали долгосрочное соглашение и о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Саха. Его подписали бывший Министр финансов России В.В. Барчук и я. В соответствии с этим соглашением мы должны действовать примерно так: на территории Якутии полностью сохраняется 6юджетная система Российской Федерации. Это говорит о том,что мы сторонники сохранения единого экономического пространства, чтобы у нас были одинаковые условия работы.
Но с другой стороны, на территории республики осуществляется целый ряд программ Российского правительства. Многие мероприятия осуществляются за федеральный счет. Естественно, федеральная казна формируется за счет налогов, которые платят любые субъекты хозяйственной деятельности – юридические лица в соответствии с действующим законодательством, в том числе и наши.Таким образом, с одной стороны, есть федеральные расходы на территории республики и есть федеральные доходы, с другой. Для того, чтобы упростить систему взаимоотношений, не перекачивать деньги туда-сюда, мы договорились в прошлом году, что Российское правительство доверяет нам финансировать федеральные программы на территории республики. По этому ту часть налогов, которую необходимо перечислить в федеральный бюджет, мы, минуя Москву, используем для финансирования федеральных программ, а отчет присылаем в российский Минфин. В результате этих операций может быть три исхода: либо расходы на федеральные программы в республике больше федеральных налогов, собираемых у нас, тогда Минфин России должен добавить нам средств. Либо все сводится к нулю, тогда никто никому ничего не должен. Либо на территории Якутии федеральные расходы меньше федеральных доходов. Тогда мы должны профинансировать все федеральные расходы, а оставшуюся часть средств отправить в Москву. Подписанное соглашение между двумя правительствами было долгосрочным. Поэтому мы полагали, что оно будет действовать каждый год, и ежегодно нам будет нужно только уточнять цифры.Такова была наша позиция.
Но, к сожалению, новое руководство Минфина России начало вы двигать новые условия и требования, в итоге вопрос уточнения бюджетных взаимоотношений очень сильно затянулся. В конце концов в этом году мы подписали такое же самое соглашение, но на это ушло почти девять месяцев. На мой взгляд, истинная причина затяжки его подписания объясняет словами одного из работников российского Минфина. Он мне сказал так: «В принципе, я согласен с тем, что вы предлагаете. Но дело в том, что ввиду страшного дефицита бюджета РФ мы, получив сполна от вас доходы, конечно, не профинансируем полностью федеральные программы на территории Якутии, поскольку у нас нет средств. А если мы вам передадим, то вы профинансируете их сполна, поскольку это вас кровно интересует».
Вот это истинная подоплека всех трудностей. Но тем не менее, все вопросы отрегулированы и сегодня можно сказать: уточненное Соглашение на текущий год подписано. Оно устраивает нас и Правительство России. Что будет на следующий год, сказать сейчас трудно. Есть определенные идеи изменения бюджетной системы, чтобы федеральный бюджет получил более твердые источники доходов и чтобы местные органы власти получили больше прав и возможностей распоряжаться деньгами. Потому что именно здесь решаются все вопросы. Оттуда, из Москвы, их не видно. Причем мы не ставим вопроса об исключительности нашей республики, а предлагаем закрепить такой подход для всей федерации.
Входят ли в это Соглашение централизованные кредиты под завоз товаров или льготные кредиты?
Существуют два документа, положения которых принципиально не будут исполнены из-за отсутствия средств. Первый документ — это известный Закон Российской Федерации о гарантиях для северян. Второй — о компенсациях транспортных затрат и процентных ставок. Под эти расходы нет бюджетных доходов. Поэтому этот вопрос не будет решен. Надо смотреть правде в глаза и мы объявили торгующим организациям, что компенсаций не будет, поскольку они превышают возможности нашего и федерального бюджетов. Все расходы должны лечь в цену.
Л. Петелина («Республика Саха»): Не так давно у меня состоялась беседа с первым вице-президентом, генеральным директором АК «Алмазы России — Саха». Он подчеркнул, что компания находится в тяжелом экономическом положении. Если бы ей сейчас предъявили все счета, то компания оказалась бы в долговой яме. Один из путей выхода из создавшегося положения он видит в изменении налоговой политики республики. Хотелось бы знать позицию Вице-президента республики на этот счет.
Где бы и с кем бы ни беседовали, все говорят о том, что налоговая система суровая, жесткая и т.д. Я бы подошел к этому вопросу с двух сторон. Безусловно, налоговая система несовершенна, она требует доработки. Может быть она чрезмерно жесткая. Действительно, некоторые элементы налоговой системы заставляют поднимать цены,значительная часть доходов изымается… Но дело не в том, что существуют субъективные устремления Правительства республики. Это объективные обстоятельства. Они связаны с несколькими причинами. Первая кроется в том, что в нашей жизни произошли коренные изменения. Предприятия стали самостоятельными, они перестали зависеть от государства. Они коммерциализировались, перешли на рыночные условия. Все это позитивные моменты. Но мы забываем,что государство раньше имело доходы не только от налоговой системы. Оно было крупнейшим собственником. Поэтому значительная часть его доходов рождалась как доходы от собственности.
Сейчас ситуация коренным образом изменилась. В этих условиях государству приходится менять подходы к формированию бюджета,увеличивать налоговый пресс. Но что касается системы налогообложения, применяемого в нашей республике, то я бы не сказал, что она слишком сильно отличается от систем, применяемых в других регионах. Кстати, тот же Оппен геймер говорил открыто, что налоги от дохода у них составляют семьдесят процентов. По нашим расчетам,такое же налогообложение применяется и к акционерной компании.
С.Корзенников (ЯСИА): В одном из своих интервью Вы говорили: все идет к тому, что на территории республики надо будет вводить чрезвычайное положение в области экономики и финансов. Не кажется ли Вам, что некоторыми своими действиями Правительство ЧП уже ввело?И еще, в части налогообложения. Есть информация, что сегодня компания платит налоги в объеме 84%. Не получится ли, что, если не поменять налоговую политику, своими собственными руками мы зарежем курицу, которая несет золотые яйца? Ведь, что ни говори, компания на сегодня, являясь ведущим предприятием и практически единственным налогоплательщиком, в основном кормит республику.
Да, действительно, в одном из своих выступлений я говорил о возможности введения чрезвычайного положения в республике. Это выступление получило широкий резонанс. Но оно было сделано, когда ситуация с завозом грузов по навигации складывалась для нас попросту катастрофически. Да, нам говорили, нам обещали в Правительстве России, что помогут решить проблему завоза товаров и продовольствия в наши края. Но тем не менее, мало кто что делал, чтобы отрегулировать положение не только для Республики Саха, но и для других краев и областей. Вот поэтому такое заявление и было сделано. Я думаю, оно в числе других мер сыграло свою роль. В конечном итоге нам удалось решить все вопросы с федеральным Правительством, и мы получили необходимое количество кредитов, чтобы обеспечить завоз на Крайний Север. По состоянию на сегодняшний день, можно сказать, что мы справились с навигацией и будем жить эту зиму уверенно.
Что касается налогоплательщиков, то скажу прямо — существуют неправильные суждения, которые базируются на примитивных и поверхностных взглядах на экономику. На самом деле никто никого не кормит. Каждый человек работает на себя. Точно так же и пред-приятия.
Вот, есть такое мнение — компания «Алмазы России – Саха» кормит всю республику. Оно неверно. Наоборот, республика кормит компанию хотя бы тем, что разрешает работать на алмазах, которые принадлежат всей республике. Мы дали ей работу на своих месторождениях. А могли дать кому-либо другому.Поэтому не компания нас кормит, а все мы своим трудом кормимся.Другое дело, что каждый по-разному работает, кто хорошо, кто плохо…
Сегодня я с уверенностью могу сказать, и это признают и руководители Российского правительства, что алмазная компания, говорю с гордостью, одно из лучших предприятий в России по всем показателям. В этом заслуга и руководителей, и всех работников компании. Конечно, у нее самый большой объем налогов. Но налоги платят исправно и золотодобытчики, и энергетики, и транспортники, и все остальные. Но вы совершенно правы – всегда нужно соблюдать баланс. Надо не переборщить, чтобы не поставить компанию на колени. Существует официальная налоговая система, но мы ее не придерживались. Всегда находили золотую середину: садились с руководством компании и разбирались, какие платежи надо сделать в первую очередь, какие доходы ей оставить.
Думаю, таким же путем мы проработаем и до конца нынешнего года, чтобы учесть и интересы республики, и интересы компании. Даже попытаемся, если это будет возможно, обеспечить необходимый уровень дивидендов. Если будет нужно, изменим закон и сделаем так, чтобы сбалансировать интересы. Хотя, в принципе, налоговая система в целом должна подвергнуться изменению.
С. Корзенников (ЯСИА): Каковы основные направления Правительства в области инвестиционной политики в будущем году?
Особенность нашей республики такова, что нам требуются огромные капитальные вложения. В последнее время республика развивалась очень быстро. Были начаты новые стройки, которые имели не только республиканское значение. Они были под силу такому государству, как Советский Союз. Теперь этого государства нет, у Российского правительства средств не хватает. Инвесторы, которые могли бы вкладывать деньги, еще не сформировались. И мы сейчас остались один на один с этими объектами. Например, железная дорога Беркакит–Томмот–Якутск, водохозяйственное строительство в заречных районах республики, Вилюйская ГЭС-3, ГОК «Юбилейный». Этот инвестиционный пик приносит нам чрезвычайные трудности…
В порядке самокритики должен сказать, что в 1992-1993 годах нам не удалось сосредоточить достаточные финансовые и материальные ресурсы на тех направлениях, которые являются главными.
Сегодня главные направления такие: в Западной Якутии — нефтяная и газовая промышленность, ввод алмазодобывающегоГОКа «Юбилейный», Вилюйская ГЭС-3, газопровод на северМирнинского района. В Якутске — крупная энергетическая программа. Строительство железной дороги. Решение проблем сельского хозяйства. Кроме того, создание новых отраслей в республике. Вы знаете, мы создаем алмазообрабатывающуюпромышленность. На сегодня действует пять бриллиантовых заводов. Будет пятнадцать. Создаем камнеобрабатывающую, ювелирную промышленность. Эти направления тоже будут под особым контролем.
Л. Пустовалова (МСТ): Начался массовый отток людей с Севера, в том числе и квалифицированных кадров. Не беспокоит ли это обстоятельство Правительство республики?
Конечно, беспокоит. Но тем не менее по обобщающим показателям республика в пятерке лучших в РФ по уровню жизни. Есть, конечно, отток людей, но есть и процесс возврата людей.
Процесс перехода к рынку высветил крупные недостатки в экономике Севера. Создали, например, Депутатский оловодобывающий комбинат. Гордились им — один из лучших в мире, самый северный. Теперь получается следующее: только топлива нужно завезти для него на 40 млрд. рублей, а объем продукции, который может дать комбинат всего на 23 млрд. рублей. То есть это заведомо убыточное предприятие. Этот пример говорит о том, что подходить к любому вопросу надо очень взвешенно. Если допустим, арктическая зона республики относительно перенаселена, значит там людям не будет ни дохода, ни работы. Поэтому должна осуществляться целенаправленная программа переселения людей внутри республики. Над этим мы работаем.
Л.Сафонов : Я бы добавил к сказанному следующее. Вчера мы были на Севере — в Эбеляхе, Айхале, Удачном. Действительно, видели громадное количество контейнеров. Но один интересный парадокс: Эбелях — самый северный поселок, где и леса практически нет. Но оттуда текучесть небольшая. Зарплата такая же, как и в Удачном. А из Удачного люди уезжают,из Айхала — особенно. Потому что в Эбеляхе нормальный ритм работы, очень хорошие бытовые условия. Люди это ценят.
В Айхале же особая неустроенность. Производство бурно пошло вперед, а все остальное отстало. Нет больницы — сгорела.Нетклуба — сгорел. Остро не хватает жилья. Все это при относительно невысокой зарплате играет свою роль. Так что у нас большое поле деятельности в области строительства благоустроенного жилья и социальных объектов. Это позволит задержать людей.
С.Корзенников: Лев Алексеевич, как бы Вы сейчас охарактеризовали состояние компании. Есть ли возможность вести разговор о дивидендах?
Л.Сафонов: Я не могу дать однозначного ответа. Могу сказать следующее. Первое. Начиная с мая стабильно пошел процесс реализации алмазной продукции. Он сейчас идет по нарастающей, и мы рассчитываем стабилизировать все наши показатели в I квартале будущего года. Если до сих пор реализовали продукции на сумму 588 млн. долларов, то в октябре мы рассчитываем минимум на 100 млн. долларов, в ноябре-декабре по 130-140 млн. долларов.
Что касается наших московских сбытовых структур, то по ряду причин они были сдерживающим началом: сначала вырабатывались схемы реализации алмазов, потом получали лицензии, квоты. Потом работали с Лондоном. Сейчас эта схема заработала. Конечно, возникнут определенные новые проблемы с получением квот, лицензий, документов. Но этот путь нами уже пройден, поэтому я смотрю на наши перспективы с оптимизмом.
Второе. Нам при всей сложности и утечке кадров удалось удержать коллективы, и забастовки, которые прошли в прошлом и в этом году, не приняли разрушительный характер. Единственно, что является серьезным препятствием — это процесс инфляции. Наша планка определена объемом нашей добычи, больше мы давать продукции не можем. Сырьевая база определена, ограничена. Квота на мировом рынке тоже задана. Поэтому мы имеем предельный уровень количества продукции, которую можем реализовать. А вот нижняя планка все время поджимает: ресурсная часть резко пошла вверх вслед за ценами на нефтепродукты и т.п. Таким образом, пространства для маневра остается все меньше. В прошлом году мы были тоже недовольны, говорили, что налоги непомерные, и вышли с дефицитом. Но этот разрыв не был катастрофическим. Благодаря определенному запасу ресурсов пережили тяжелое инфляционное время. В этом году мы уже не смогли купить процентов сорок оборудования для ГОКа «Юбилейный», не обеспечиваем запасными частями предприятия. К примеру, автотранспорт обеспечен ими на 4% от нормативного. Иными словами, перейден рубикон, за которым начались разрушительные процессы. Поэтому мы обращаемся к Правительству с просьбой помочь в решении этого вопроса. Недавно здесь работала неделю комиссия экономистов, она представит свои соображения.
Мы считаем, что налоговое бремя на компанию великовато и пытаемся это доказать. Мы бы очень хотели, чтобы вышел в итоге Указ Президента республики, который бы помог нам в нашей работе. Нам сегодня очень нужна помощь Президента и Правительства республики, и мы на нее надеемся. Нам нужна передышка минимум полгода, чтобы рассчитаться и погасить долги, не прибегая к крупным рублевым займам в банках, поскольку это совершенно разорительно. Необходимо запустить ГОК «Юбилейный» и Анабар, чтобы эти стройки начали приносить свою долю прибыли. Тогда из крупных строек останется рудник «Интернациональный», который, по нашим оценкам, потребует вложений еще года три. Затем остается один крупный инвестиционный проект — рудник «Мир». Будет временная инвестиционная передышка. Тогда можно будет какие-то процессы регулировать. Мы надеемся, что и инфляционное бремя к этому времени ослабнет.
Вопрос в продолжение вышеизложенного. Вы сказали, что стабилизация положения компании произойдет в первом квартале будущего года. Нетрудно заметить, что руководством компании срок стабилизации вновь и вновь переносится на более поздние сроки. При каком условии названный Вами I квартал станет последней точкой отсчета неблагополучия компании?
Л.Сафонов: Мы надеемся на получение определенной суммы дивидендов для того, чтобы трудовой коллектив и вилюйская группа районов получили через них определенное вознаграждение. Для этого нам нужно помочь в области налогообложения. Действительно, все наши расчеты строились на том, что в конце третьего — начале четвертого квартала мы войдем в нормальное экономическое положение. И мы шли к этому.
Но, во-первых, изменилась налоговая система. Если по договору аренды мы платили налоги от реализации продукции и вели весь счет, исходя из этого, то впоследствии был введен налог от добычи, которая шла равномерно. Но добычу мы сделали, а средств нам не поступило из-за проблем со сбытом алмазов. В результате мы оказались в очень крупном долгу перед бюджетом. И, как говорил Вячеслав Анатольевич, приходилось садиться и договариваться: нам было разрешено временно недоплачивать в бюджет.
Во-вторых, был введен валютный налог, который мы считаем несправедливым, поскольку возникло двойное налогообложение. Мы считаем — этот налог должен быть отменен.
И, конечно же, инфляционная волна сделала свое дело, в силу чего все наши прогнозы не оправдались. Сегодня одна из наших первоочередных задач — расчет о всеми долгами и поиск варианта выхода на дивиденды. Принципиально и Президент, и Вячеслав Анатольевич такую постановку вопроса поддерживают.
Т. Бобровская(редакция радио): Лев Алексеевич, исходя из сложившейся ситуации на сегодняшний день, не исключено, что в начале нового года в компании будет проведено сокращение рабочей силы. Возьмет ли на себя компания заботу об этих людях, или по весне начнется массовый отъезд из нашего города?
Л. Сафонов:Мы не прогнозируем массового сокращения, поскольку объемы производства и алмазодобычи остается на уровне этого года. Объемы горных работ, например, в Удачном нужно наращивать. У нас действует запрет на прием в компанию трудящихся. Единственное право приема — у генерального директора компании. Я этим правом пользуюсь.
Огорчает, что среди отъезжающих людей много представителей ведущих профессий — водителей, строителей, ремонтного персонала… Нужны стимулы, чтобы удерживать их. Этой работой мы сейчас занимаемся.
В ходе пресс-конференции были заданы и другие вопросы. В заключение Вице-президент сказал следующее: «Что бы ни говорили, но Республика Саха, один из немногих регионов в Российской Федерации, где удалось стабилизировать объемы производства. Таких в стране не более десятка. Мы стабилизировали добычу угля, золота добыли столько, сколько в прошлом году. Устойчиво работает алмазная компания. Электроэнергетика, добыча газа — на уровне прошлого года. По некоторым отраслям есть и прирост. Однако, развитие событий в этом году показало, что достигнутого мало. Поэтому в будущем году мы будем проводить ряд крупномасштабных действий, связанных с дальнейшим оздоровлением экономики с целью повышения доходности предприятий. Ведь это касается судеб людей».
«Мирнинский рабочий», 5 ноября 1993 г.