22/06/2010

Жертвы намечены – это “Де Бирс” и российское Правительство

Президент крупнейшей российской алмазодобывающей компании “Алмазы России – Саха” Вячеслав Штыров сообщил, что готовит иск к Правительству РФ. АЛРОСА намерена потребовать у государства компенсации убытков в размере 60 млн. долл. По словам г-на Штырова, именно столько компания потеряла из-за того, что правительственные чиновники не выпустили в назначенный президентом срок постановление о квотах на вывоз алмазов из страны.

Многое в поведении государства по отношению к АЛРОСА, мягко говоря, необъяснимо. Компания, которая является для государства “дойной коровой”, не менее ценной, чем тот же “Газпром”, вместо того, чтобы получать господдержку, теряет большие деньги из-за чиновничьих проволочек. Постановление о квотах должно было появиться до 1 декабря, но по причинам, которые Вячеслав Штыров назвал “необъяснимыми”, вышло лишь в начале марта. Еще 4 недели были потрачены на госэкспертизу вывозимых камней. В результате график экспорта алмазов из страны сдвинулся на 3 месяца. Соответственно сдвинулось и поступление денег от “Де Бирс”. Итог: за 3 месяца компания продала камней всего на 24 млн. долл. При годовой квоте 1,4 млрд. долл.

В результате таких действий правительства компания оказалась в сложном финансовом положении. У нее появились долги перед Пенсионным фондом, бюджетами всех уровней и собственными работниками. Мало того, из-за отсутствия денег АЛРОСА не смогла вовремя вернуть кредиты и вынуждена была нести дополнительные расходы по обслуживанию процентов. А кроме того, синдицированный кредит, на который компания очень рассчитывала, был получен только после того, как ситуация стабилизировалась. А размер кредита, организованного банкомSBCWarburg, – 55 млн. долл. – оказался втрое меньше, чем планировалась.

Г-н Штыров обвиняет в проблемах компании в первую очередь департамент финансов правительства РФ и государственное правовое управление при президенте. А персональная ответственность за случившееся, по его мнению, лежит на Анатолии Чубайсе и начальнике экономического управления президента Антоне Данилове-Данильянце. Много поводов для размышления дает также оброненная Штыровым фраза о том, что возглавляемая им компания “принципиально не берет и не дает взяток”.

Не менее решительно настроен президент АЛРОСА и по отношению к своему “закадычному другу” – транснациональной компании “Де Бирс”. После выступления г-на Штырова в новом свете предстает появившееся недавно сообщение о заключенном на днях межправительственном соглашении между Россией и Намибией, по которому в сферу интересов АЛРОСА попадаютнамибийские алмазоносные участки. Эксперты уверены в том, что дальше разговоров дело не пойдет.

Однако Вячеслав Штыров считает южноафриканские проекты достаточно перспективными. И хотя прямо об этом глава АЛРОСА не сказал, складывается впечатление, что соглашение с Намибией – некая изощренная месть АЛРОСА. Все началось с того, что в начале марта “Де Бирс” объявила о регистрации в Москве закрытого акционерного общества “Согласие – DeBeersMiningInvestments”, основной целью которого станет участие в разработке перспективного Ломоносовского месторождения в Архангельской области. Не прошло и месяца, как АЛРОСА ответила на это вторжением “святая святых” “Де Бирс”. Но это был не единственный ход компании.

Одновременно АЛРОСА начала также скупку акций АО “Севералмаз”, держателя лицензии на право разработки Ломоносовского месторождения. По словам Вячеслава Штырова, к настоящему моменту его компания располагает 10-процентным пакетом и скупка акций продолжается. При этом г-н Штыров выразил уверенность, что предпринятое широкомасштабное наступление на “Де Бирс” никак не отразится на отношения партнеров и в ближайшее время начнутся их переговоры о пролонгации заключенного в прошлом году соглашения между двумя компаниями.

Екатерина Кац, “Сегодня”, 4 апреля 1998 г.