Что ждет Якутию за 100-летним рубежом?
28/12/2021
Сегодня вся республика озабочена предстоящим юбилеем республики. Все планы приурочены к этому дню.
Однако, по моему мнению, надо посмотреть дальше и подумать о том, что ждет нас после празднования юбилея Якутии.
Эти мысли появились неспроста, а после очередного подведения итогов стратегического документа Якутии – Схемы комплексного развития производительных сил, транспорт и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
Я говорю «очередного», потому что Правительство Якутии в течение всего этого года подводило итоги этого документа. И правильно делало. Как сказал заместитель ректора СВФУ по аналитической и экспертной деятельности Александр Кугаевский, это хорошая практика, и (обращаясь к министру экономики Майе Даниловой): «Пусть практика подведения итогов реализации тех или иных задач станет постоянным атрибутом в деятельности министерства».
Тут Александр Андреевич очень прав, так как даже на федеральном уровне принимается масса документов, законов, программ, стратегий, но никому и в голову не приходит подвести итоги их реализации. Такой практики просто нет. Вместо этого, как с чистого листа, принимаются все новые документы и начинается их новая прекрасная, как будто бы лишенная разного рода ранее нерешенных проблем, жизнь. О том, что было ранее, предпочитают не упоминать. На первый план выходят новые термины, громкие заявления. Как, например, недавно высказанное министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым про четыре экономических зоны на Дальнем Востоке. Заявление было подано как открытие, хотя про это условное деление еще в советские годы были разработаны научные труды. Но хуже того, что эти вбросы в информационное пространство не влекут за собой никаких реальных действий.
Впрочем, мы отвлеклись.
Якутия в этом плане молодец. Мало того, что республика стала первым регионом в России, в котором был принят в 2006 году Постановлением правительства Российской Федерации стратегический документ развития Схемы Якутия-2020, так теперь еще и итоги его реализации подводятся.
Все верно и правильно.
Другой вопрос в том, что же ждет республику дальше.
Формально на этот вопрос есть ответ. В Якутии в 2018 году была принята Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года. То есть как бы план действий у нас есть. Как минимум, до 2050 года. Разработчики Стратегии-2032 (назовем ее коротко так) говорят, что она подготовлена на базе Схемы Якутия-2020. В продолжение, так сказать.
Но так ли это в реальности?
Вот об этом на прошедшем сегодня заседании под названием Стратегическая сессия «Генезис стратегии развития Якутии: программа – Схема Якутия-2020 – Стратегия-2032 – долгосрочные стратегические цели повышения качества жизни» и шла речь.
Примечательно, что на это мероприятие приехал важный гость – директор межведомственного центра интегрированных регионально-транспортных проектов Государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» Виктор Разбегин.
В свое время, при разработке Схемы Якутия-2020, Виктор Николаевич вплотную работал с Якутией. Он вспоминал, ка была организована эта была работа. Рассказал, что все силы Якутии, да и научные учреждения Москвы, были собраны в единый кулак. «Представители федеральных министерств, все министерства Якутии принимали участие при подготовке документа в 2006 году. И не только они – крупный бизнес, все компании, дали своих представителей, чтобы они тоже были вовлечены в процесс», — сказал Разбегин. Поэтому его участие при подведении итогов Схемы Якутия-2020 абсолютно логично.
Что Виктору Разбегину рассказали наши руководители во главе с министром экономики Якутии Майей Даниловой?
Самое основное – Схемы Якутия-2020 по большинству показателей реализована. Экономический рост в республике приобрел устойчивый характер. Доходы бюджета Якутии увеличились с 52 млрд рублей в 2005 году до прогнозируемых 311 млрд рублей в 2021 году. Построено более тысячи социальных объектов. В 2020 году по предварительной оценке ожидаемая продолжительность жизни составила 71,1 лет, что выше значения инновационного сценария, заложенного в Схеме Якутия-2020, на 6,3%. Рост денежных доходов населения за 2020 год к 2005 году увеличился в 3,1 раза. За 2005-2020 годы привлечено 3,4 трлн рублей инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал вырос в 6,2 раза. К 2020 году произошли значительные структурные изменения в объеме ВРП: в дополнение к традиционным базовым отраслям по добыче алмазов, золота и угля был создан нефтегазовый комплекс. Если доля алмазодобычи в объеме ВРП в 2005 году составляла 26%, то в 2020 году она составила 10%. То есть мы фактически слезли с алмазной иглы.
Иными словами, в связи с реализацией Схемы Якутия-2020 была создана экономическая основа, благодаря чему республика, как сказала министр экономики Майя Данилова, успешно прошла три кризиса (2008, 2014 и 2020 годов). Вот такая прочная база собственных налогов была сформирована в Якутии благодаря реализации крупнейших проектов.
В первую очередь благодаря созданию нефтегазовой отрасли общероссийского и даже мирового масштаба, новых угледобывающих проектов — “Эльга” и “Колмар”, модернизации алмазодобывающей отрасли, реализации крупнейших транспортных проектов, таких как строительство железной дороги “Беркакит–Томмот–Якутск”, реконструкции и строительству федеральных автодорог “Лена”, “Колыма”, “Вилюй”, масштабным изменениям в электроэнергетике — например, объединению изолированных энергосистем Якутии, строительству тысяч километров высоковольтных линий электропередачи и модернизации десятков дизельных электростанций во многих улусах республики и многому другому.
«Это и является настоящим воплощением постулата о развороте на Восток. Тогдашний президент Якутии Вячеслав Анатольевич Штыров на каждом совещании с федеральными органами власти говорил, что нужно разворачиваться на Восток. Теперь мы воплощаем его планы в жизнь», — подчеркнула Майя Данилова.
Другие выступающие подтвердили это. Есть масса достижений и в транспорте, и в энергетике, и в туризме, и в деле подготовки кадров со средним специальным образованием благодаря строительству трех современных техникумов – индустриального в посёлке Светлый, горно-геологического в поселке Хандыга и транспортного в Нижнем Бестяхе.
В общем, как сказал директор Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия) Александр Кондрашин, «нам повезло». Повезло в том плане, что когда-то Схема Якутия-2020 была разработана, реализована и теперь на ее базе можно развиваться дальше. «А другие регионы страны такой возможности не имеют», — заметил Кондрашин.
Но все-таки – что же дальше?
Стратегия-2032, как уже было сказано, позиционируется как логичное продолжение Схемы Якутия-2020. Но новый документ в большей степени ориентирован на социальную сферу. Якутия, по замыслу разработчиков, должна стать лидером международного уровня по конкурентоспособности человеческого капитала. Отсюда в стратегии много уделено внимания развитию культуры, здравоохранению, спорту, образованию, экологии, развитию высокотехнологичного сектора экономики. Есть ряд промышленных проектов, транспортных, энергетических, которые, по сути, действительно взяты из Схемы Якутия-2020.
Однако модератора стратегической сессии Виктора Разбегина больше интересовал вопрос не гуманитарного продолжения развития Схемы Якутия-2020, а продолжение воплощения тех проектов, которые пока что не были реализованы. Поскольку базовая устойчивость экономики республики достигнута, а значит, на ее основе можно двигаться дальше. Что в принципе абсолютно логично, потому что без развития экономики, пополнения доходной части бюджета движение дальше весьма затруднительно. По мнению эксперта, надо заняться, к примеру, разработкой железорудных месторождений, строительством Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, созданием перерабатывающих отраслей, допустим, черной металлургии в Южной Якутии, строительством газоперерабатывающего завода, и, наконец, — железной дороги в Якутск и на восток, на Магадан.
Ученый спрогнозировал, что будет дальше, например, из-за того, что железная дорога не зайдет в Якутск. Во-первых, обосновать с помощью грузовой базы строительство автомобильного моста через реку Лена будет проблематично. А значит, и построенная железнодорожная инфраструктура до Нижнего Бестяха будет работать не в полную силу и использоваться не так эффективно, как могла бы. Кроме того, Якутский речной порт будет неизбежно угасать, потому что основные портовые мощности будут сосредоточены в Нижнем Бестяхе и так далее. Также, отметил Разбегин, на базе угольных и железорудных месторождений могло бы быть создано высокотехнологичное производство, которое стало бы базовым для всего Северо-Востока России.
Одним словом, по мнению Виктора Разбегина, начатые проекты в Схеме Якутия-2020 надо продолжать и возобновлять работу по их научному обоснованию в новых условиях. Особенно это важно в канун 100-летия республики.
Но вот вопрос – возьмется ли за это республика? Стратегия-2032 существует, это утвержденный документ, который, кстати говоря, почему-то был принят за два года до окончания Схемы Якутия-2020, что в принципе нелогично. Вряд ли новый документ будут переписывать.
Но, если вдуматься, то, во-первых, анализ реализации Схемы Якутия-2020 должен был быть проведен не только на республиканском уровне, но и на федеральном, потому что и принята была эта стратегия развития федеральным правительством. Республике можно было бы на этом настоять. Во-вторых, анализ мог быть организован не только с участием разработчиков, но и тех, кто ее реализовывал – например, крупных республиканских предприятий и добывающих компаний. Тут-то и можно было бы сделать и согласовать совместные планы на будущее. Ну, и самое главное – на мой взгляд, да, развитие социальной сферы – есть конечный результат любой программы, которая создается. Но для начала надо определиться, что сделано в Схеме Якутия-2020, что нет, почему, и понять, надо ли это делать в дальнейшем. И если надо, то делать.
Разве у нас закончено строительство опорной сети автодорог? Разве решены проблемы в электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве? Разве развивается железнодорожный транспорт и поднимается авиация? Вопросы можно продолжать до бесконечности, а их решение требует денег и немалых. И они напрямую влияют на развитие социальной сферы.
Вот что, по идее, должно было быть заложено в Стратегии-2032. Точнее, в таком порядке – сначала идея, где мы возьмем средства для ее реализации, как заработаем, а уже потом – на что пустим.
Ведь не зря же идейный вдохновитель создания и реализации Схемы Якутия-2020 второй президент республики Вячеслав Штыров неоднократно говорил, что и документ этот родился именно потому, что правительство Якутии начала 2000-х годов осознало: даже если привести в норму все предприятия республики после развала 1990-х, ликвидировать миллиардный долг по заработной плате, то все равно этого будет недостаточно для развития. Значит, надо сначала думать, откуда взять средства, а потом – на какие задачи их тратить. А причиной движения по разработке Схемы Якутия-2020 стал огромный груз нерешенных социальных проблем, которые без решения вопросов экономики осилить невозможно. Иными словами – социальные проблемы нельзя решить без экономики, которая дает рабочие места и доходы.
Поэтому, с моей точки зрения, 100-летие республики – это не столько праздник, сколько повод серьезно задуматься, в какую сторону двигаться дальше. Возможность переосмыслить понимание роли экономики Якутии в составе экономики Российской Федерации. Возможность поставить перед собой, а затем и перед Правительством Российской Федерации крупные, масштабные цели, которые необходимо достичь не только и не столько самой республике, сколько всей стране. А под эти цели продумать, какие крупные инвестиционные проекты надо реализовывать, какие компании для этого привлекать, как и где готовить кадры для этого, как их обеспечить качественной медицинской помощью и создать механизмы по обеспечению жильем.
Вот именно в таком порядке, по-хорошему, и могла бы строиться будущая стратегия развития республики. И если уж у нас есть такой серьезный повод как 100-летие республики, то и размах мыслей, идей и планов должен быть соответствующий.
А не очередной сбор предложений граждан к 100-летию республики в рамках «Столетнего плана развития республики», которые, как было озвучено на мероприятии, хотят (вы только вдумайтесь!) качественных дорог, недорогих цен на авиабилеты и комфортной среды в городах и селах.
Маргарита Нифонтова.