25/11/2021

Обсуждение Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года на заседании президиума Государственного Совета с участием президента страны Владимира Путина не прошло гладко. Меж тем, как рассказал незадолго до этого мероприятия министр транспорта Республики Саха (Якутия) Владимир Сивцев именно Якутия стала тем субъектом федерации, который представил наибольшее количество предложений.

Впрочем, для республики активность в отстаивании своих транспортных проектов – это уже традиция, которая зародилась с начала 2000-х годов. Именно поэтому развитие транспорта стало ключевым звеном Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

Об этом красноречиво говорит само название этого стратегического документа. И правительство республики, и специалисты, и ученые, которые приложили силы к разработке Схемы Якутия-2020 под руководством президента Вячеслава Штырова, отчетливо понимали – ни о каком развитии не может идти речи, если нет самого главного – транспортной доступности.

Именно поэтому Схема Якутия-2020 послужила реальным рывком в развитии транспортной инфраструктуры республики. Благодаря научно обоснованному, системному подходу была построена железная дорога «Беркакит – Томмот – Якутск», сотни километров автодорог как федерального, так и регионального значения, магистральных трубопроводов, линий электропередачи. Даже старт строительства Жатайской судоверфи – есть результат стратегических замыслов еще середины 2000-х годов.

Об этом на состоявшемся заседании по подведению итогов реализации Схемы Якутия-2020 рассказал министр транспорта Республики Саха (Якутия) Владимир Сивцев.

Мероприятие было посвящено памяти выдающегося человека – Владимира Членова, который приложил немало сил к тому, что транспортная отрасль Якутии развивалась. Владимир Михайлович был самым непосредственным разработчиком и участником реализации проектов Схемы Якутия-2020.

Итак, чего нам удалось добиться с начала 2000-х годов и в период действия Схемы Якутия-2020 (с 2007 по 2020 годы) в транспортном развитии Якутии и чего ждать дальше?

 

Перевезено более 1 млрд человек

— Схема Якутия-2020 была разработана своевременно, в нее заложены абсолютно верные решения и на ее основе были достигнуты очень серьезные достижения.

Надо сказать, что некоторые проекты Схемы Якутия-2020 не были реализованы по разным причинам. А некоторые – осуществлены совсем недавно и, может быть, даже выше той производственной мощности, которая планировалась изначально.

Поэтому у меня есть предложение: лет через пять еще раз заслушать итоги Схемы Якутия-2020, чтобы действительно проанализировать эффект от того, что она дала, и какой вклад в развитие республики внесла.

Существует полемика: что должно пойти сначала – развитие производительных сил, а потом дорога, или наоборот? Я придерживаюсь второго. Поэтому давайте посмотрим, чего удалось достичь в развитии транспортных проектов в рамках реализации Схемы Якутия-2020.

В целом опережающее развитие транспортной инфраструктуры стало исключительной задачей Схемы Якутия-2020. Финансирование транспортного комплекса республики с 2007 года по 2020 год составило более 384 млрд рублей. За период реализации документа объем перевезенных грузов составил 533 млн тонн. Развитие грузовых перевозок в значительной степени связано с освоением месторождений полезных ископаемых в Западной и Восточной Якутии и реализацией инвестиционных проектов в Южной Якутии. Всеми видами транспорта с 2007 по 2020 год перевезено 1 млрд 254 тысячи человек.

 

Якутия – лидер по железнодорожному строительству

— Одним из самых значимых, ключевых проектов в создании опорной транспортной сети республики и главным стратегическим объектом транспортного строительства является, безусловно, строительство железной дороги «Беркакит – Томмот – Якутск». В 2010 году было уложено «серебряное звено» на станции «Кердем». Тем самым был завершен первый пусковой комплекс железнодорожной линии, а в ноябре 2011 состоялась церемония укладки «золотого звена» на железнодорожной станции «Нижний Бестях» с участием Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. В 2019 году был обеспечен ввод в постоянную эксплуатацию железнодорожной линии «Беркакит – Томмот – Якутск», открыто пассажирское сообщение, завершено сооружение 439 километров железнодорожного пути от станции «Томмот» до станции «Нижний Бестях». На станции «Нижний Бестях» введен железнодорожный вокзал с пропускной способностью 100 пассажиров в сутки и запущено пассажирское сообщение.

С 2021 года, стоит отметить, открыто беспересадочное сообщение из Якутска в Хабаровск, Владивосток, Иркутск, Благовещенск. И на сегодня железная дорога является одной из ключевых транспортных артерий как для ввоза грузов для республики и северного завоза, так и для вывоза на экспорт наших полезных ископаемых. Сегодня на базе железной дороги строится вся логистика, которая позволяет нам исключить значительное количество перевалок грузов.

Как-то в тени остается тот факт, что кроме АЯМа в республике построена еще одна железная дорога – Улак—Эльга. Но она выполнена. Причем в очень короткие сроки и в очень сложных горных условиях.

В целом по объемам и результатам нового железнодорожного строительства в 2007 – 2010 годах республика не имеет себе равных в Российской Федерации.

Также одним из ключевых проектов Схемы Якутия-2020 стало строительство Ленского моста, ввод которого мы планируем на конец 2024 года. Проект неоднозначный, довольно много о нем говорят и говорили на протяжении десятилетий. Изначально по Схеме Якутия-2020 закладывался мостовой переход совмещенного типа – железнодорожно-автомобильный.

К сожалению, в силу ряда причин этот проект не удалось реализовать. В новых экономических реалиях принято решение о строительство автомобильного моста на принципах государственно-частного партнерства.

Этот проект рассмотрен на Научно-техническом совете Роставтодора в виде вантового моста. Объект уже начат. Сегодня ведутся строительно-монтажные работы, и мы ожидаем завершения этого проекта к концу 2024 года, чтобы уже в 2025 году ввести объект в эксплуатацию.

Проект ключевой, он позволит повысить круглогодичное сообщение с 20 до 72 процентов. А также Ленский мост является одной из составных частей того транспортного коридора, который мы сейчас обсуждаем в Транспортной стратегии Российской Федерации. Совместно со строительством мостов по федеральным автодорогам «Вилюй» и Колыма», безусловно, этот проект даст свой эффект.

 

Масштаб работ по автодорогам впечатляет

— Теперь по автодорожным магистралям нашей опорной сети автодорог. Основу транспортного каркаса республики составляют федеральные автомобильные дороги «Колыма», «Лена» и «Вилюй». В строительство дорог, реконструкцию вложено порядка 150 млрд рублей. В 2019 – 2020 годах на федеральной автодороге «Вилюй» построено пять мостовых переходов, в том числе самый большой мост через реку Марха. В 2020 году начата реализация проекта Вилюйского каскада мостов, сегодня уже завершается этап проектно-сметной документации моста через реку Вилюй. До 2030 года мы планируем ввести в строй все четыре моста, что позволит обеспечить круглогодичное движение от города Якутска до города Мирный.

Ликвидирован грунтовый разрыв на участке Кюбюма — Селерикан протяженностью 67 километров, обеспечено сквозное движение транспорта по федеральной автомобильной дороге «Колыма» от Якутска до Магадана.

В 2012 году начата масштабная реконструкция автомобильных дорог «Лена» и «Колыма», сегодня реконструировано уже 172 километра автодорог, построено 463 погонных метра искусственных сооружений (2012 – 2013 годы).

Автодорога «Лена» ранее входила в список худших автодорог в мире, а сегодня завершается асфальтирование практически на всем ее протяжении. Остались сложные участки на перевале Тит, но к 2024 году также будут завершены работы по асфальтированию.

Уверенными темпами идет асфальтирование к селу Чурапча от Нижнего Бестяха по автодороге «Колыма» и мы ожидаем, что в следующем году к 100-летию республики асфальт дойдет до села Чурапча. Нужно отдать должное, что на «Колыме» ликвидированы печально известные опасные участки – так называемые прижимы.

По региональным дорогам. У нас также проведены работы, есть определённые победы. Это автодорога «Амга», которая дошла до Усть-Маи, автодорога «Умнас», которая дошла до Тит-Ары, и дошло асфальтирование по автодороге «Нам» до села Хатырык, родины Максима Кировича Аммосова. Обеспечен круглогодичный проезд по автодороге «Кобяй».

Вообще развитию опорной сети автодорог уделяется большое внимание на уровне президента страны, реализуется национальный проект «Безопасные и качественные дороги». Мы ремонтируем, вводим по 500 километров федеральных, региональных и муниципальных дорог.

В целом по региональным дорогам с 2007 года приведено в нормативное состояние порядка 910 километров. Протяженность автомобильных дорог общего пользования увеличилась на 79 процентов по отношению к 2005 году и составила 39 тысяч километров.

Таким образом, считаем, что в целом показатели по дорожному хозяйству достигнуты и превышают инновационный вариант Схемы Якутия-2020 более чем в полтора раза.Круглогодичная транспортная доступность населения с момента старта Схемы Якутия-2020 увеличилась с 8 до 21 процента.

 

 Реконструкция аэропортов и покупка авиационной техники

— По авиации. Стоит отметить, что предусмотренные Схемой Якутия-2020 проекты также реализованы. В 2007 году на базе аэропортов республики целью их сохранения и эффективного развития создано федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера». В его состав входило 23 аэропорта, с 1 января 2016 года под флагом ФКП «Аэропорты Севера» свою деятельность осуществляет уже 31 аэропорт и 2 посадочные площадки. В том числе и в Магаданской области.

Многие проекты, которые были в Схеме Якутия-2020, реализуются в рамках другого документа под названием «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», в рамках которого предусмотрена реконструкция 68 объектов в 66 аэропортовых комплексах Российской Федерации. Из них 24 процента от общего количества объектов реализуется на территории республики.

Таким образом, с 2019 года у нас ведется реконструкция 16 аэропортовых комплексов. Это Якутск, Олекминск, Нюрба, Мирный, Черский, Жиганск, Хандыга, Белая гора, Верхневилюйск, Вилюйск, Депутатский, Сангар, Нерюнгри, Полярный, Усть-Нера, Маган.

Продолжается модернизация аэропорта «Якутск», мы завершили реконструкцию еще одного участка длиной 625 метров. В целом работы планируем завершить к 2023 году.

Стоит отметить, что реконструкция 10 аэропортовых комплексов, к сожалению, не вошла в данный Комплексный план, но мы с этими объектами вошли в Национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Уверен, что с 2025 года, а он не за горами, наши аэропорты, такие как Ленск, Зырянка, Батагай, Усть-Куйга и другие войдут в план финансирования и государственные программы Российской Федерации.

В целом с 2006 года на финансирование по ремонту и содержание посадочных площадок с 2006 по 2019 год объем государственной поддержки составил более 150 млн рублей. А с 7 декабря 2020 года в Якутске был торжественно введен в эксплуатацию Якутский укрупненный центр Единой системы организации воздушного движения.

За все годы с момента старта Схемы Якутия-2020 активно обновлялся авиафлот, вертолетная техника. Из последних достижений хотел бы отметить, что мы приобрели дополнительные самолеты для «Полярных авиалиний» — два Bombardier DASH-8Q300,  которые хотим использовать для внутренних авиалиний.

 

На Жатайской судоверфи будет построено 130 судов до 2036 года

— По водному транспорту. В Схеме Якутия-2020 было предусмотрено строительство нового мелкосидящего грузового флота и модернизация имеющегося. И сегодня во исполнение Схемы Якутия-2020 реализуется крупнейший инфраструктурный проект при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации – строительство Жатайской судоверфи. На которой до 2036 года планируется построить порядка 130 судов, что позволит нам бесперебойно осуществлять северный завоз в труднодоступные населенные пункты.

В целом с 2016 по 2020 годы крупными предприятиями водного транспорта Ленского бассейна введены в эксплуатацию 26 судов, в том числе оснащены двойным дном 24 единицы и завершено строительство 2 наливных барж.

По пассажирскому флоту хотелось бы отметить, что более 30 лет не обновлялся пассажирский флот. В последнее время нам удается планировать и реализовывать планы по обновлению скоростного флота и мы активно пользуемся механизмами господдержки на федеральном уровне. Мы приобрели два «Валдая-45» и планируем еще приобрести несколько судов, таких как «Метеор» и новый тип водоизмещающего судна типа Катамарана проекта А-145.

 

Чего ждать от Транспортной стратегии Российской Федерации?

— Сегодня мы активно участвуем в процессе разработки проекта Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года. От республики в стратегию поступает предложений больше, чем от других регионов.

Могу сказать, что Транспортная стратегия Российской Федерации не подразумевает отдельных проектов, а предлагает системные стратегические меры по отдельным направлениям. В ней не прописывается реализация отдельных проектов, но есть такие крупные проекты как Северный широтный ход, развитие железнодорожной сети от Нижнего Бестяха на Магадан и другие.

Уверен, что после утверждения стратегии будет разработан план по ее реализации с уже отдельными проектами и нам сегодня важно, чтобы в данном проекте была выделена приоритизация развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны, Дальнего Востока, и, конечно, нашей республики.
Маргарита Нифонтова.