Публикации за 2005 год

– Вячеслав Анатольевич, как вы оцениваете ситуацию вокруг «АЛ­РОСА»? И о каком судебном разбирательстве по поводу имуществен­ного комплекса компании идет речь?

Я думаю, что большинство жителей Якутии хорошо осведом­лены о ситуации вокруг ««АЛРОСА», связанной со спором между Правительством России и Правительством Республики Саха (Якутия). Спор этот можно свести к двум моментам.

Первый – кому принадлежит имущественный комплекс АК «АЛ­РОСА». Изначально он, естественно, принадлежал Советскому Союзу и был отнесён на баланс Производственно-научного объединения «Якуталмаз» и некоторых других предприятий, впоследствии вошедших в состав вновь создаваемой акционерной компании по добыче алмазов. Затем по Соглашению об экономических взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия), подписанному Президентом России Б.Ельциным и Президентом Якутии М.Николаевым, и на основа­нии других документов, принятых на уровне различных федеральных и республиканских органов государственной власти, имущество было от­несено к собственности республики, а уже Якутия сдает его в аренду «АЛРОСА».

Сам по себе факт аренды – чисто юридическое действие, но за ним кроются глубокие экономические последствия, так как арендная плата поступает арендодателю. В нашем случае это означает – в бюд­жет Республики Саха (Якутия). Поэтому в глубине своей суть спора по вопросам имущественного комплекса состоит в том, чей он и кто должен получать за него арендную плату: республика или федеральный центр.

Второй вопрос – распределение акций. АК «АЛРОСА» создавалась на основе указа Президента России Б. Ельцина, которым было опреде­лено, кто сколько акций должен иметь в компании. Но уже в момент её создания, прямо на учредительном собрании, которое проходило 25 июля 1992 года в г. Якутске, акции были распределены несколько по-иному. В числе акционеров появились улусы «алмазной провинции», которых не было в указе, но которым правительства России и Якутии, а также тру­довой коллектив, добровольно выделили 8% акций – по одному процен­ту на каждый улус.

Таким образом, распределение акций формально не соответствовало и ныне не соответствует ельцинскому указу. И хотя за­тем принятые учредительным собранием решения были подтверждены на федеральном уровне, спустя годы Правительством России поднят во­прос о правомерности фактически существующего распределения акций. Возник спор.

Всё это – не новость. Впервые эти вопросы были озвучены на Наблюдательном совете АК «АЛРОСА» 13-14 мая 2000 года в г. Геленджике. Тогда В.Рудаков, который в то время был заместителем министра финансов и руководителем Гохрана России, сопредседателем Наблюдательного совета с федеральной стороны, заявил, что ситуация в алмазной компании с имуществом и акциями сложилась неправильная и нужно вернуться к ее рассмотрению. Примерно то же самое прозвучало и из уст тогдашнего руководителя Минимущества России. Но вопрос тогда звучал, скорее, теоретически. В практическую же плоскость он пере­шел в 2001 году, когда Главное контрольное управление Админи­страции Президента Российской Федерации по итогам проверки Республики Саха (Якутия) направило доклад Президенту России.

8 апреля 2001 года, согласившись с основными выводами этого доклада, Президент поручил федеральному Правительству рассмотреть вопросы, связанные с ситуацией в «АЛРОСА» по этим двум спорным пунктам. Ре­золюция В.Путина говорила о необходимости защитить государственные интересы в алмазной компании. Так что это вопрос не сегодняшний, он длится уже несколько лет.

Иногда можно услышать мнение, что в 2001 году руководству республики удалось решить вопросы по АК «АЛРОСА» и они были сняты. Это не так.

Действительно, после того как Президент России дал поручение, ре­спублика определила свою позицию, изложила ее в нескольких доку­ментах и направила их в адрес руководства страны. Суть этой позиции заключалась в следующем: мы считаем, что те решения, которые были приняты в момент создания компании в 1991-1992 годах, правильны и обоснованны, Якутия имеет законное право владеть имущественным комплексом компании и получать арендную плату. Что же касается фак­тического распределения акций АК «АЛРОСА», то этот вопрос был согла­сован с исполняющим в то время обязанности Премьер-министра России Е. Гайдаром. А потому нужно оставить все как есть.

Но Российская Федерация с этим не согласилась, возник спор, кото­рый не был урегулирован в 2001 году. Другое дело, что он не получил тогда, и практического развития, потому что в 2001 году в Якутии были катастрофическое наводнение и президентские выборы. Было не до это­го, вопрос отложили. Однако уже в 2002 году он вновь стал обсуж­даться. А в 2003-2004 годах во время проверки Республики Саха (Якутия) Счетной палатой России опять было обращено внима­ние на неурегулированность вопросов по АК «АЛРОСА». И вновь было сказано, что они должны решаться в пользу Российской Фе­дерации.

Кроме того, поскольку поручение Президента России 2001 года не было выполнено, то Контрольное управление стало регулярно направлять российскому Правительству требования о необходи­мости решения вопроса. Это было и в 2003, и в 2004 и 2005 годах. Во исполнение этих требований проводились всевозможные совещания, со­гласования. Мы продолжали настаивать на том, что имущественный ком­плекс должен остаться собственностью республики, нет необходимости в перераспределении акций. Федералы стояли на своём.

Достигнуть позитивных договоренностей, которые устраи­вали бы обе стороны, не удалось. Время идет, а спор годами про­должается. Но любой спор должен иметь завершение. После того как в очередной раз летом 2005 года Правительство республики не со­гласилось с предложениями, выработанными рабочей группой под руководством заместителя министра экономического развития России А. Шаронова, мы пришли к выводу, что продолжать спор бесполезно, тем более что он стал крайне негативно сказывать­ся на межбюджетных отношениях республики с Российской Феде­рацией. Стороны согласились, что так как мы не можем найти общее решение, настолько диаметрально расходятся наши пози­ции, вопрос необходимо перенести в судебную плоскость. Теперь мы готовимся к участию в судебном разбирательстве, чтобы уже там за­щищать свои позиции, которые по основным параметрам остаются неиз­менными. Такова ситуация на сегодняшний день.

Для Республики Саха (Якутия) она далеко не рядовая, потому что до­ходы от АК «АЛРОСА» формируют значительную часть республиканского бюджета. В иные годы они зашкаливали за 50% всех доходов, сегодня это примерно четверть. И если мы потеряем из бюджета перечисляемые нам компанией в виде арендных платежей за имущество 10,5 миллиардов рублей, то у нас возникнут серьезнейшие экономические, социальные, политические последствия. Понятно, что этот вопрос не мог не подни­маться мной на встречах с Президентом России. Из его уст прозвучало, что Российская Федерация понимает всю полноту своей ответственности за ситуацию в Якутии, поэтому при необходимости будут приняты меры для компенсации выпадающих из бюджета республики доходов.

Якутия. Мирнинский район. Один из крупнейших в мире обогатительных ком¬плексов – фабрика №14 Айхальского ГОКа АК «АЛРОСА». п. Айхал. 2005г.

– Какими могут быть решения по имущественному комплексу АК «АЛРОСА»?

– Этот вопрос не является простым и однозначным. Имущественный комплекс – совокупность всевозможных объектов хозяйствования, которые, функционируя вместе, могут давать конечный продукт. Этих объектов ты­сячи. И без каждого из них получить продукцию невозможно. Если мы заглянем в нормативно-правовые акты, то выяснится, что часть этих объ­ектов, даже если когда-то была неправильно отнесена к собственности республики, может нам принадлежать по федеральным Законам №131 и №122. Так что во время судебного разбирательства мы должны установить, из-за чего, собственно, происходит спор. Какие объ­екты кому принадлежат? Что бесспорно должно быть отнесено к республиканской собственности, что к муниципальной, а что является предметом спора с Россией. И кто прав в этом споре?

Кстати, ответы на эти вопросы могут дать некоторые возможности и для разрешения спора по акциям. Речь идет о том, что Правительство России высказывает намерение создать на базе «АЛРОСЫ» националь­ную горнорудную компанию. Но для этого необходимо довести феде­ральную долю в её уставном капитале до 51%, что потребует увеличения самого капитала. С другой стороны, Правительство и улусы республики, владеющие сейчас 40% акций, не собираются снижать свою долю. Сле­довательно, и федеральная, и республиканская стороны, одна для уве­личения своего участия, другая – для сохранения, должны делать новые взносы в уставной капитал «АЛРОСЫ». Это можно было бы осуществить путем внесения в него спорного имущества от имени обоих сторон в за­ранее определенной пропорции.

Может быть это и есть оптимальный вариант. Но надо иметь ввиду, что в этом случае у нас не будет сдаваемого в аренду имущества и, со­ответственно, арендных платежей за него. Тогда должны быть за респу­бликой закреплены источники компенсаций выпадающих доходов. При­чем это должно быть сделано на долговременной основе и закреплено федеральными законами, чтобы никто не мог оспорить правомерность принятых решений.

– Рассматривался ли этот вариант руководством Российской Фе­дерации? И каковы итоги состоявшегося в ноябре текущего года со­вещания в г. Москве?

Совещания, рабочие встречи, острые споры и дискуссии по вопросам имущественного комплекса и акциям «АЛРОСЫ», как я уже говорил, идут несколько лет. Сейчас ситуация достигла своей кульминации. Мы дошли до точки, когда дальше уходить от реше­ния вопроса нельзя. Вот почему на этом этапе у нас была сформирова­на новая специальная рабочая группа под моим руководством, в состав которой вошли первый заместитель Председателя Правительства Якутии Г.Ф. Алексеев, министр финансов республики А.С.Николаев и замести­тель нашего Постпреда в г. Москве Г.И. Данчикова.

Эта рабочая группа ак­кумулировала и анализировала все предложения, комментарии, расчеты и наработки наших и привлеченных специалистов для выработки позиций по спорным вопросам. В завершающих совещаниях и встречах в Москве от Якутии принимал участие я. Именно я, как Президент республики, и несу все полноту ответственности за принимаемые решения и их последствия для всех якутян. Конечно, пользуясь юридическими зацепками или отговорками, можно было бы попытаться ещё потянуть время. Но через год заканчивается срок моего президентства и считаю принципиально неправильным оставлять новому руководству нерешен­ными важнейшие для жизни республики вопросы.

В Москве сначала состоялось совещание при Президенте Рос­сийской Федерации. Скажу прямо, что развернувшаяся на нём наша по­лемика с руководителями федеральных министерств была очень острой, а порой принимала даже ожесточенный характер. Президент России в конечном итоге ясно и твердо высказал свою позицию, которая заключается в том, что никто ничего не должен отбирать у респу­блики, но вопрос должен быть четко урегулирован юридическим путем, чтобы в будущем не возникало никаких коллизий во взаи­моотношениях федеральных властей и республики, в деятельно­сти алмазной промышленности. Он также особо подчеркнул, что за состояние дел в Якутии Правительство России несёт такую же ответственность, как и республиканское, и, в случае необхо­димости, республика должна получить компенсации выпадающих у неё бюджетных доходов.

После этого состоялось уже рабочее трехстороннее совещание с участием Республики Саха (Якутия), Минфина и Минэкономраз­вития Российской Федерации. Подписанный по его итогам тремя сторонами протокол – это не итоговый документ, а дальнейший план действий. В протоколе констатируется факт, что сторо­ны не пришли к согласию и предстоит судебное разбиратель­ство. Кроме того, там указано, что при любом исходе судебного разбирательства необходимо решить вопрос о формировании без потерь доходной части бюджета республики, определиться с составом имущественного комплекса и произвести его оценку, чтобы выявить предмет судебного спора. Поэтому, когда гово­рят, что протокол является точкой в ситуации с «АЛРОСА», это неправильно. Протокол – запятая.

Потому что на его основании нам предстоит еще очень много поработать. В том числе сформи­ровать официальную позицию республики в судебном разбирательстве, провести согласованные с Правительством России расчеты по выпадаю­щим доходам и способам их возмещения, тщательное разбирательство с составом и оценкой имущественного комплекса. Обо всем этом я говорил на встрече с депутатами Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Яку­тия), где принято решение о создании нескольких специальных рабочих групп, которые будут заниматься этими вопросами. В их состав войдут члены Правительства и народные депутаты республики, юристы и эко­номисты.

В Государственном собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). г. Якутск. 2005г

– Как это будет развиваться во временном масштабе?

– Я думаю, что на решение вопроса уйдет не меньше года, потому что оценка имущества, расчеты выпадающих доходов и способов их компен­сации, подготовка к судебному разбирательству и само разбирательство это процесс, растянутый во времени. Пока он будет идти, никаких из­менений в арендных платежах компании в бюджет республики не будет и в 2006 году они останутся на уровне 2005 года.

– Как вы оцениваете встречу с депутатами Ил Тумэна и то, как республика реагирует на ситуацию вокруг «АЛРОСА»?

Должен сказать, что на протяжении последних лет сложи­лись конструктивные отношения Президента и Правительства республики с Государственным собранием (Ил Тумэн), все важней­шие вопросы решаются совместно. Для депутатов вопрос по «АЛРО­СЕ» не новый. Некоторые из ныне действующих парламентариев, таких как К.Е.Иванов и З.А. Корнилова, стояли у истоков создания компании, а потому назубок знают ее историю. Более того, мы все неоднократно об­суждали возможные последствия тех или иных событий вокруг алмазной промышленности. Потому на встрече с депутатами обсудили скла­дывающуюся ситуацию как таковую, способы поиска оптимальных решений и договорились о создании рабочих групп. Теперь по совместному плану будем работать.

– Почему так долго умалчивалось само существование протокола?

– Упомянутое раньше трехстороннее совещание состоялось в Москве 8 ноября. Но любое совещание никогда сразу не заканчивается подписа­нием протокола. В данном случае нас совершенно не устраивали фор­мулировки по некоторым вопросам, поэтому еще три недели ушли на со­гласование пунктов до последней запятой. Эта работа вызвала дебаты, не меньшие, чем на самом совещании. К тому же я не могу постоянно находиться в Москве. Так что протокол как таковой был подписан в конце ноября. И поскольку протокола не было, никто его и не комментировал. Сам документ поступил в первый отдел Администрации Президента и Правительства республики только на этой неделе. К сожалению, как у нас водится, документ был ещё не подписан, а уже началось его вольное из­ложение и обсуждение несуществующих пунктов. Как всегда с указанием: «наш источник в «АЛРОСЕ» или «наш источник в Минфине»…

– Планируете ли вы встречу с общественностью, в частности, с И.Шамаевым?

С общественными организациями мы очень тесно взаимодей­ствуем через Общественно-консультативный совет при Прези­денте республики, заседания которого проводится регулярно. Тема по «АЛРОСА» там и будет обсуждаться и не только с обще­ственным движением, которое возглавляет И.Шамаев, а и с другими.

– Каково отношение к ситуации в алмазной компании в мире?

– Волнений среди партнеров по бизнесу нет, потому что некоторые возможные решения, особенно в части имущественного комплекса, пойдут «АЛРОСЕ» только на пользу. Судите сами: сегодня огромная междуна­родная компания, которая входит в десятку крупнейших в России, не имеет своего имущества, а арендует его. Если в результате урегулиро­вания спора имущественный комплекс будет каким-то образом внесен в уставной капитал компании, то резко улучшится её бухгалтерский баланс и повысится кредитный рейтинг. С другой стороны, решение вопроса о компенсации республике выпадающих доходов бюджета в случае пре­кращения арендных платежей за имущество, означает для «АЛРОСЫ» снижение уровня её налогообложения.

Я хотел бы остановиться на этом вопросе подробнее. Для республики важно наполнение бюджета, а не то от «АЛРОСА» это наполнение берется или каким-то другим способом. И вопрос надо рассматри­вать не только с позиций сегодняшнего дня, но и с точки зрения дня завтрашнего.

Представьте себе, что сохраняется статус-кво и имущественный ком­плекс «АЛРОСА» остается в собственности республики до конца аренд­ного договора, подписанного на 25 лет. Но уровень арендных платежей компании за это время неминуемо значительно уменьшится. Во-первых, из-за амортизации самого арендованного имущества. А, самое главное, компания по своей экономике будет не в состоянии выплачивать прежние суммы.

Еще в 1996 году, будучи президентом компании, я впервые поставил перед Президентом и Правительством Якутии вопрос о том, что «АЛРО­СА» не в состоянии платить такое количество налогов, которое было в первые годы ее существования, – до 70% от реализации добытых алма­зов. У компании больше не хватало денег на самые насущные нужды и я, по сути, выполнял роль антикризисного менеджера, потому что «АЛРО­СА» по всем признакам была банкротом. Мы договорились, что арендная плата будет уменьшаться и пересматриваться каждые пять лет. Так оно и было, а в последние годы мы вообще берем с компании фикси­рованную сумму – 10,5 миллиарда рублей в год, что значительно меньше ранее существовавших платежей относительно выручки «АЛРОСЫ». Не уверен, что и эту сумму компания будет в состоя­нии выплачивать и дальше. И вот почему.

В нынешнем году мы праздновали 50-летие алмазной промышлен­ности России, а это значит, что 50 лет эксплуатируются наши алмазные месторождения. Но ведь и всё хорошее когда-то кончается. В 80-е годы объединение «Якуталмаз» добывало больше всех в мире алмазов с наи­меньшими затратами. Сейчас ситуация изменилась, многие алмазные месторождения исчерпаны, уже не работают наши богатейшие трубки «Айхал» и «Мир». Эти карьеры выработаны и законсервированы. Нача­лось строительство подземных рудников, каждый из которых стоит огром­ных денег: «Удачный» – 1,5 или чуть больше млрд. долларов, «Мир» – 1 млрд., «Айхал» – 600 млн. Это огромные капиталовложения, которые надо откуда-то взять.

Якутия. Нюрбинский улус. В Нюрбинском горно-обогатительном комбинате АК «АЛРОСА».

Даже если предположить, что мы вовремя сдадим в эксплуатацию все рудники, эффективность добычи алмазов упадет. В карьере «Удачный» компания раньше добывала по 12 млн. тонн руды, причем дешевым открытым способом, теперь максимум, что мы сможем вытащить «подземкой» – 4 млн. тонн. О падении эффективности добычи алмазов свидетельствует пусть пока и небольшое, но ежегодное сниже­ние уровня рентабельности компании. Рано или поздно наступит такой момент, когда она будет не в состоянии платить республике 10,5 млрд. рублей. Уже при формировании плана 2005 года «АЛРОСА» запросила представить ей налоговые скидки на «Удачном», мотивируя это началом строительства подземного рудника, а это 60%-е уменьшение арендных платежей в целом по компании.

Пока мы считаем, что для этого нет оснований. Ведь в 1990-е годы мы открыли два новых месторождения – труб­ки «Ботуобинская» и «Нюрбинская», ускоренными темпами построили Нюрбинский ГОК, который пока еще является одним из самых высоко­эффективных на планете. Он будет компенсировать снижение доходов компании от работы других комбинатов, и поэтому ее общее положе­ние более-менее ровное. Добавьте к этому резкий рост мировых цен на минерально-сырьевые ресурсы, в том числе и на алмазы. Но эти факто­ры не являются постоянными. Может быть исчерпана база Нюрбинского ГОКа, там тоже уже начато проектирование шахты подземного рудника. Да и конъюнктура рынка не всегда бывает такая хорошая. Так что рано или поздно мы сами должны были уменьшить арендные платежи, и вопрос возмещения платежей в любом случае стоит перед Пра­вительством республики. Так что, чем раньше начнем решать этот вопрос, тем лучше.

Заканчивается год, все предприятия подводят итоги. Через некоторое время вы услышите из уст руководства АК «АЛРОСА», как они хорошо отработали, как у них все благополучно. В каких-то аспектах – да, но на самом деле добыча алмазов в этом году снизилась на 13%, а в сле­дующем году она уменьшится еще на 7%. Есть задержки со строи­тельством подземных рудников, существуют крупные проблемы в технологии ведения горных работ. Мне уже приходилось крити­ковать по этим вопросам нынешнее руководство «АЛРОСЫ». Это сигналы, что надо принимать различные меры в самой компании.

И еще, компенсация выпадающих доходов республиканского бюджета – это хорошо, но мы не должны быть в роли вечных про­сителей. Это не решение проблемы. Требуется развитие других от­раслей, которые дадут нам новые доходы. Главная наша надежда на ускоренное развитие нефтяной промышленности. Дела там, слава богу, пока идут очень хорошо. Я надеюсь, что в 2008 году будет введена первая очередь нашего нефтяного промысла и мы начнем до­бычу сначала 4 млн. тонн, а затем доведем ее до 10 млн. Объем выручки будет примерно такой, какой сегодня нам дает «АЛРОСА».

Есть целый ряд других решений, они заложены в программы Правительства республики на следующую пятилетку, которые сейчас прорабатываются.

Марина КОЛБАСИНА,
«Якутия», 24 декабря 2005 г.