Публикации за 2004 год

Доклад Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на Межрегиональном совещании Министерства природных ресурсов Российской Федерации по вопросам перспектив освоения месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока в г. Якутске 18 февраля 2004 года.

Уважаемые товарищи! Многолетними усилиями многих трудовых коллективов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке создана значи­тельных масштабов минерально-сырьевая база для развития нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения углеводородов Восточной Сибири сосредоточены в Красноярском крае, Эвенкийском автономном округе и Иркутской области, а Дальнего Востока – в Респу­блике Саха (Якутия) и на Сахалине, включая его материковую часть и шельф. Суммарные доказанные запасы этих месторождений по катего­риям С1 и С2 составляют 6,7 триллиона метров кубических газа и 1 мил­лиард тонн нефти.

На Межрегиональном совещании по проблемам нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока. Заместитель министра природных ресурсов Российской Федерации П.В. Садовник, Президент Якутии В.А. Штыров. г. Якутск. 2004 г.

Ясно, что Восточная Сибирь и Дальний Восток – это огромный макро­регион, который занимает по площади больше половины всей терри­тории Российской Федерации. Но это – и огромные расстояния между центрами экономической деятельности в целом и, в частности, между местами проводившихся и проводимых геологоразведочных работ, ко­торые были локализованы по вполне понятным причинам, исходя из чисто геологических предпосылок.

В этой связи предлагается рассма­тривать не судьбу отдельных месторождений, а вопросы комплексно­го освоения их групп, пусть и относящихся к разным с геологической точки зрения нефтегазоносным провинциям и зонам, но распложенных географически близко друг к другу. Конечно, слово «близко» надо по­нимать относительно наших сибирских пространств. Тогда сходство экономико-географических и природно-климатических условий обу­словит для этих групп месторождений общность целей освоения, спо­собов организации производства, решения инфраструктурных вопро­сов и логистики доставки продукции потребителям.

В этом контексте все месторождения и перспективные на углеводо­роды территории Восточной Сибири и Дальнего Востока можно разде­лить на три группы. Первая – расположенные на арктической материко­вой части Красноярского края и Якутии и на шельфах морей Северного Ледовитого океана. Вторая – сахалинские и шельфовые Охотского и Бе­рингова морей. И третья – расположенные в Эвенкийском автономном округе, Иркутской области и на западе Республики Саха (Якутия).

Третья группа месторождений представляет собой относительно компактную их совокупность, в которой сосредоточена наиболее зна­чительная часть материковых запасов нефти и газа Восточной Сибири и Дальнего Востока. Географически её можно условно представить в виде треугольника, вершинами которого являются Юрубчёно-Тахомское в Эвенкии, Верхневилючанское в Якутии и Ковыктинское в Иркутской об­ласти месторождения углеводородов. Именно об этой группе и пойдёт речь в моём сегодняшнем выступлении.

По газу начальные суммарные ресурсы группы составляют более 25 триллионов метров кубических, а уже разведанные запасы около 5,5 триллиона. Запасы сосредоточены в месторождениях, два из кото­рых – Чаяндинское и Ковыктинское – по геологической классифика­ции отнесены к числу уникальных, а целый ряд – Собинское, Средне- Ботуобинское, Таас-Юряхское, Верхневилючанское и другие – в разряд крупнейших. Такая концентрация запасов газа в крупных месторождени­ях создаёт очень хорошие предпосылки для их ускоренного освоения.

Понятно, что эти предпосылки могут быть реализованы только при наличии потребителей газа. В этой связи ОАО «Газпром» по заданию Правительства Российской Федерации выполнил расчёты, в соответ­ствии с которыми внутреннее потребление газа в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2020 года составит примерно 40 милли­ардов метров кубических в год. Предполагается также, что на уровне 30 миллиардов метров кубических в год потребуется ежегодно подавать в Единую систему газоснабжения России из восточных центров добычи газа на запад.

Оценивается, что за пределами 2010 года возникнет спрос на наш газ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и к 2020 году он достигнет 50 миллиардов метров кубических в год. Итого возможное расчётное потребление восточносибирского и дальневосточного газа определяется в пределах 120 миллиардов кубических метров в год. Это усреднённая величина, а разные вариации расчётов дают цифру от 95 до 130. В этом же диапазоне лежат и прогнозы потребности в газе на востоке страны с учётом экспорта, выполненные рядом специализиро­ванных институтов и независимых экспертов.

Если сопоставить уже имеющиеся запасы газа месторождений Вос­точной Сибири и Дальнего Востока, не говоря даже о его ресурсах в этих регионах, с прогнозными потребностями и сбытовыми возможно­стями, то можно однозначно констатировать, что на сегодняшний день у нас есть все необходимые предпосылки для организации добычи газа в объёмах до 100-130 миллиардов метров кубических в год.

Что касается нефти, то на балансе Государственной комиссии по за­пасам в настоящее время по месторождениям Эвенкии, Иркутской об­ласти и Западной Якутии по категориям С1 и С2 состоит около 1 милли­арда тонн. Речь идёт об извлекаемых запасах. Их достаточно, чтобы уже сейчас создать нефтедобывающие промыслы мощностью до 30 миллио­нов тонн добычи в год.

Однако некоторые расчёты показывают, что для ускорения окупаемости затрат на строительство нефтетранспортных систем, а также исходя из потребностей внутреннего и внешнего рын­ков целесообразно было бы добывать 50 миллионов тонн в год. В этом случае необходимо довести достоверные запасы в недрах до 1,5 мил­лиарда тонн извлекаемой нефти. Думаю, что эта задача вполне реша­ема в короткие сроки. Скажем, исходя из имеющихся геологических данных, при наличии необходимых финансовых ресурсов в Республике Саха (Якутия) вполне реален прирост запасов за 3-4 года на 400 мил­лионов тонн. Очевидно, что перспективы в Эвенкии и Иркутской об­ласти не меньше, чем в Якутии.

Якутия. Ленский район. Посёлок Витим – будущий главный центр нефтедобывающей промышленности Республики Саха (Якутия). 2003 г.

Подводя итог сказанному, можно сделать главный вывод: имею­щаяся минерально-сырьевая база, спрос на углеводородное сырьё и продукты его переработки на внутреннем и внешнем рынках, тех­нологические возможности крупнейших российских компаний до­статочны для организации в короткие сроки нового масштабного нефтегазодобывающего и нефтегазоперерабатывающего ком­плекса в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке мирового уровня. Создание такого комплекса будет иметь революционизирующее значение для социально-экономического развития Эвенкии, Ир­кутской области, Якутии, субъектов Федерации юга Дальнего Вос­тока. Эту задачу нельзя откладывать в долгий ящик.

Очевидно, что реализация проекта таких огромных масшта­бов требует скоординированных усилий всех его участников: фе­деральных и региональных органов государственной власти, муници­палитетов, недропользователей, множества подрядных, транспортных, сервисных, инфраструктурных организаций, финансовых институтов. По сути дела, речь должна идти о программном подходе, о чём уже говорил сегодня заместитель Министра природных ресурсов России Пётр Васильевич Садовник. Конечно, будущая программа, а может, она будет и не одна, должна быть многоаспектной, учитывать нормативно­правовые, экономические, экологические, организационные, междуна­родные и другие особенности проекта. Но я хотел бы остановиться на двух срочных вопросах, которыми надо заниматься немедленно, не дожидаясь глобальных программных решений. Это интенсифи­кация геологоразведочных работ и выбор трасс магистральных нефте- и газопроводов.

Уже говорилось о том, что есть необходимость быстро нарастить из­влекаемые запасы нефти нашего условного «восточносибирского угле­водородного треугольника» хотя бы на 0,5 миллиарда тонн. Но и по газу необходимо увеличение объёмов геологоразведочных работ с целью уточнения границ известных месторождений, перевода из категории в категорию и увеличения их балансовых запасов за счёт доразведки флангов и глубоких горизонтов, поиска на перспективных площадях новых месторождений. Всё это требует не только времени, но и значи­тельных финансовых ресурсов. Чтобы их привлечь из внебюджетных источников, на наш взгляд, надо действовать быстро и решительно по трём направлениям.

Первое. Сейчас целый ряд месторождений находится в нераспреде­лённом фонде государственных запасов. Они не имеют хозяина и ра­боты по ним не ведутся. К примеру, в Республике Саха (Якутия) только из числа крупнейших и крупных нефтегазовых месторождений таких 7. Даже наш гигант – знаменитая Чаянда – не имеет недропользователя, со­ответственно, ничего там не делается. Поэтому необходимо в течение текущего 2004 года, крайний срок – в первой половине 2005 года, провести аукционы и конкурсы по всем месторождениям Восточ­ной Сибири и Дальнего Востока, находящимся сейчас в нераспреде­лённом государственном фонде. Затем установить жёсткий контроль за сроками, объёмами и полнотой доразведки этих месторождений за счёт средств недропользователей, получивших на них лицензии.

Второе. В течение 2004 и 2005 годов, не дольше, надо провести аукционы на выдачу сквозных лицензий на те геологические пло­щади, где есть предпосылки для открытия новых месторождений. Только в Якутии таких площадей 15, они есть и в Эвенкии, и в Иркутской области. Сквозные лицензии должны давать право недропользовате­лям на добычу углеводородов на выявленных в ходе проводимых за их счёт геологоразведочных работ месторождениях.

Якутия. Мирнинский район. Генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» В.Л. Богданов, Президент Якутии В.А. Штыров. Обсуждение вопросов геологоразведочных работ
в Западной Якутии. г. Мирный.

Работа по этим двум направлениям позволит резко активизи­ровать геологоразведочные работы на нефть и газ на востоке страны за счёт привлечения финансовых и организационных воз­можностей потенциальных недропользователей – частных ком­паний и государственных монополий. К сожалению, в последние годы она применительно к Восточной Сибири и Дальнему Востоку была фак­тически заморожена. Свидетельством тому является и звучавшее уже на нашем совещании признание Министерства природных ресурсов Рос­сии, что последние аукционы здесь проводились в 2001 году. Надо ре­шительно изменить сложившуюся ситуацию. Это ключ к внебюджетным инвестициям в геологоразведку.

В то же время необходимо сохранить, а по возможности даже уве­личить выделение государственных средств на работы по обще­му геологическому изучению восточных регионов страны – на так называемые региональные работы. Ведь их результатом являются выявленные нефтегазоносные провинции и области, выделенные пер­спективные на углеводороды территории. Эта информация сама по себе является особой ценностью стратегической важности для прогнозиро­вания развития страны. А кроме того, сам факт участия государства в финансировании геологических работ является хорошим стимулом для активизации частных инициатив и капиталов в сфере недропользова­ния. Поэтому увеличение объёмов региональных работ за счёт средств федерального бюджета и, по возможности, бюджетов субъектов Феде­рации является третьим важнейшим направлением интенсификации геологоразведочных работ на нефть и газ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Все месторождения углеводородов Эвенкии, Иркутской области и за­пада Якутии находятся на большом удалении от потенциальных их потре­бителей. По этой причине ни одно из них, даже уникальное по запасам, будучи взятым само по себе, не может быть экономически эффективным из-за несоизмеримо значимых капитальных и текущих затрат на строи­тельство и эксплуатацию систем транспортировки нефти и газа. В этой связи совершенно очевидно, что нет альтернативы созданию еди­ных для всех месторождений систем магистральных нефте- и газо­проводов, к которым они могли бы быть подключены подводящими трубопроводами. Такая схема в настоящее время является общепри­знанной и уже существует несколько вариантов трасс нефтяных и газовых магистралей. Прежде чем говорить о них, хотел бы высказать точку зре­ния по критериям для выбора наиболее оптимального варианта трассы.

Критерий первый – наименьшая протяжённость трассы. Казалось бы, вопрос очень простой: заданы исходная и конечная точки магистра­лей – проводи самую короткую линию между ними и задача решена. Однако необходимо учитывать не длину одних только магистралей, а их протяжённость плюс протяжённость подводящих к ним трубопроводов от месторождений.

Критерий второй – экологическая безопасность. Это особенно важ­но, ведь территории, по которым двинутся трубопроводы, имеют ту или иную степень сейсмичности, надо пересекать целую серию крупных во­дотоков, обходить заповедники.

Критерий третий – национальная безопасность. С этой точки зрения магистральные трубопроводы не должны проходить вблизи государ­ственной границы Российской Федерации и, по возможности, должны иметь самостоятельную трассу относительно федеральных автомо­бильных и железных дорог. Последнее необходимо для организации доставки потребителям углеводородов разными видами транспорта и маршрутами в особый период.

Критерий четвёртый. Для того чтобы избежать монополизма ино­странных покупателей, магистральные трубопроводы должны нахо­диться целиком на территории Российской Федерации, а для обеспе­чения экспортных поставок должна быть предусмотрена возможность врезки специальных трубопроводов-отводов.

Критерий пятый – возможность подключения к централизованным электрическим сетям с целью обеспечения дублирующих независимых источников питания технологических установок магистральных трубо­проводов.

Можно предложить и другие критерии, мы готовы их обсуждать.

Что касается оценки конкретных предлагаемых вариантов трасс ма­гистральных трубопроводов, то я не буду останавливаться на уже по­рядком устаревших, как, например, «Сахагаз» 1995 года или совершен­но, на мой взгляд, экзотических, как совсем недавний «Ангарск-Дацин», предлагавшийся «ЮКОСом». Выскажу точку зрения Правительства Ре­спублики Саха (Якутия) на более или менее реальные проекты.

ОАО «Газпром» в рамках выполнения поручения Правительства России о разработке проекта программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспор­тировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона подготовил схему размещения объектов газодобычи и трассы магистраль­ного газопровода.

В соответствии с этой схемой совокупность вос­точносибирских и дальневосточных месторождений и перспективных на газ площадей рассматривается как новый газодобывающий регион общероссийского значения, включающий четыре центра газодобычи: Сахалинский, Якутский, Иркутский и Эвенкийский. Эти центры подклю­чаются к единому магистральному газопроводу, который берёт начало от действующей Единой системы газоснабжения в п. Проскоково Крас­ноярского края, идёт через Ковыктинское месторождение на Чаянду с подключением по пути Юрубчёно-Тохомского и Собино-Пайгинского месторождений. Затем через Алдан и Сковородино он направляется в Хабаровск, где соединяется с газовой магистралью с Сахалина. Завер­шающий отрезок магистрального газопровода проходит по маршруту Хабаровск – Владивосток.

Предусмотрены отводы для поставок газа в Китай и Южную Корею. Должен сказать, что вариант «Газпрома», на наш взгляд, удовлетворяет всем указанным выше критериям. За исключением некоторых деталей он соответствует и подготов­ленным ранее предложениям Республики Саха (Якутия). Мы полно­стью поддерживаем этот вариант.

Теперь относительно вариантов трасс магистральных нефте­проводов. В последнее время активно обсуждаются два из них, пред­ложенных ОАО «Транснефть».

Схема 1. Варианты трасс магистральных нефтепроводов Восточной Сибири и Дальнего Востока, предлагаемые ОАО «Транснефть». 2004 г

Первый вариант «Транснефти» предполагает сбор нефти подводящи­ми трубопроводами со всех месторождений Восточной Сибири в Ангар­ске и направление её по магистральному нефтепроводу, проложенному вдоль государственной границы Российской Федерации, на Дацин в Ки­тайской Народной Республике. Очевидно, что этот вариант удовлетво­ряет только одному из предложенных выше пяти критериев и не может быть принят.

Второй вариант «Транснефти» (схема 1) я назову «южный», чтобы отличить его от предлагаемого Правительством Респу­блики Саха «северного», о котором будет сказано ниже. «Южный» вариант сейчас считается основным. Он предполагает начало ма­гистрального нефтепровода в точке врезки в действующую нефтяную магистраль Красноярск – Иркутск в Тайшете, а затем прохождение его вдоль Байкало-Амурской железной дороги через Усть-Кут до Тынды, далее на Сковородино и Хабаровск, затем в Находку.

На первый взгляд это вариант наименее затратен и быстр в исполнении. Но при более детальном рассмотрении выявляются его существенные недостатки, из-за которых предложенная трасса становится неприемлемой. Оста­новлюсь на некоторых из них. Во-первых, магистральный нефтепро­вод планируется проложить на таком удалении от основных место­рождений нефти, что длина подводящих трубопроводов делает даже самые лучшие из них – такие, как Талакан или Верхняя Чона, просто нерентабельными. По сути дела, значительная часть запасов нефти экономически отрезается от системы её транспортировки потреби­телям.

При таком подходе и магистральную трубу-то станет нечем заполнить до проектной мощности прокачки. Во-вторых, в этом ва­рианте трасса проходит прямо через самые опасные в сейсмическом отношении ландшафты Восточной Сибири. Вероятность десятибалль­ных землетрясений в районе некоторых её участков составляет 10%, то есть они случаются один раз в десять лет. Давайте вспомним, что именно здесь из-за постоянных сдвижек земной коры Северомуйский тоннель Байкало-Амурской железной дороги строился почти четверть века. Однако дело не только в технических сложностях строительства, а главное – в возможности катастрофических разливов нефти в ре­зультате прорывов нефтепровода во время землетрясений.

В-третьих, не выполняется ряд других требований безопасности: в отношении необходимости обеспечения постоянного энергоснабжения нефте­транспортной системы от независимых источников её генерации; в отношении независимости альтернативных магистральных путей транспортировки углеводородов потребителям. Есть и ещё целый ряд недостатков. А в целом можно сделать вывод, что «Транснефть» предлагает «южный» вариант, руководствуясь собственными корпоративными критериями эффективности. Но выгоды одной компании могут обернуться потерями для всех других участни­ков проекта или попросту сделать его бессмысленным. А ведь речь идёт ни много ни мало о начале освоения целой новой нефте­газовой провинции страны, за которой будущее. Здесь нужен го­сударственный, а не корпоративный подход.

Схема 2. Вариант трассы магистральных нефте- и газопроводов в одном коридоре, предлагаемый Правительством Республики Саха (Якутия). 2004 г.

Учитывая все эти обстоятельства, Правительством Респу­блики Саха (Якутия) по согласованию с ОАО «Сургутнефтегаз» и другими нефтедобывающими компаниями предлагается другой вариант прохождения трассы магистрального нефтепровода, ко­торый назовём «северным» (схема 2). В этом варианте нефтепровод начинается от точки врезки в действующую магистраль Красноярск – Иркутск в Нижней Пойме (Иркутская область, район Тайшета), затем через Юрубчёно-Тохомскую и Собино-Пайгинскую группы месторожде­ний углеводородов в Эвенкии, север Иркутской области движется на Талакан в Якутии и далее через Алдан, Сковородино, Хабаровск приходит в Находку.

При этом нефть с Ковыктинского и других месторождений северо-востока Иркутской области может подаваться как на юг, так и на север по подводящему трубопроводу Ангарск – Ковыкта – Усть-Кут. «Северный» вариант удовлетворяет всем указанным выше критериям оптимальности трасс магистральных систем транспорта углеводородов и не имеет большинства недостатков «южного». Его достоинством явля­ется и то, что почти на всём своём протяжении трасса проходит в одном коридоре с маршрутом магистрального газопровода, который предла­гается ОАО «Газпром» в проекте схемы размещения объектов добычи и транспортировки газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В этом случае может быть достигнут серьёзный экономический эффект за счёт создания общей инфраструктуры для систем нефте- и газопроводов.

Безусловно, предлагаемый «северный» вариант, как и все другие, представляет собой только общую схему прохождения трассы маги­стрального нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток. Ещё потребуется более детальная проработка многих его аспектов. В част­ности, в зависимости от сроков и темпов освоения месторождений Эвенкии (Юрубчёно-Тохомского, Куюмбинского, Терского, Собинского, Пайгинского и других) и севера Иркутской области (Ярактинского, Дулисьминского, Даниловского и других) возможны разные конкрет­ные маршруты начального участка трассы от района Тайшета до Верх­ней Чоны и Талакана.

Но в целом Правительство Республики Саха (Якутия) считает «северный» вариант трассы магистрального нефтепровода (район Тайшета – Талакан – Алдан – Сковородино – Хабаровск – Находка) наиболее обоснованным и оптимальным и будет настаивать на его принятии в качестве основного при раз­работке схемы развития нефтедобывающей и нефтеперераба­тывающей промышленности востока страны.

Хотел бы остановиться на ещё одном важном вопросе. Обеспечение теплом и электроэнергией многих населённых пунктов севера Восточ­ной Сибири и Дальнего Востока осуществляется от изолированных от централизованных энергосистем источников, работающих на крайне дорогостоящем привозном топливе. В то же время уже сейчас есть воз­можность перевести их работу на газ от близрасположенных известных его месторождений.

Речь идёт о создании локальных систем газо­снабжения в отдельных отдалённых районах Камчатки, севера Иркутской области, центральной Якутии, где для этого есть со­ответствующие условия. Считаем, что эта важная задача долж­на быть решена в рамках разрабатываемого ОАО «Газпром» проек­та программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки стран Азиатско- Тихоокеанского региона.

В заключение от имени Правительства и Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выражаю искреннюю благодар­ность Министерству природных ресурсов Российской Федерации за принятое предложение республики о проведении этого важнейшего совещания, а его участников – за то, что Вы прибыли в г. Якутск, оставив все свои дела. Уверен, что наша встреча станет рубежной в решении во­просов перспектив создания на Востоке России масштабного нефтега­зового комплекса мирового уровня.

Стенограмма Межрегионального совещания Министерства природных ресурсов Российской Федерации по вопросам перспектив освоения месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока. – Якутск: Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2004 г. – С. 6-18.