Публикации за 2006 год

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвящённом развитию образования, в г. Москве 24 марта 2006 года

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены Государственного совета Российской Федерации и приглашённые!

В своём выступлении я хотел бы коснуться двух вопросов, связан­ных с системой образования. Первый – это доступность образо­вания, второй – некоторые проблемы реорганизации профессио­нального образования.

Если говорить о доступности, то, как правило, под этим пони­мается социальный аспект. То есть обеспечение возможности по­лучения качественного образования определёнными категориями населения. Прежде всего, малоимущими или людьми с физическими ограничениями. Но применительно к нашей стране, особенно для её восточных регионов, очень актуальным становится простран­ственный аспект. Потому что на огромных просторах Сибири и Дальнего Востока образовательные центры удалены от мест расселения потенциальных потребителей услуг, предоставляе­мых этими центрами. Это, на самом деле, огромная проблема, ко­торую мы иногда недооцениваем.

Традиционно она решается способом, который можно назвать «человек идёт к знаниям». Иначе говоря, создаются какие-то логисти­ческие системы: школьные автобусы, сеть интернатов или, предположим, система поощрения тех семей, которые содержат у себя обучающихся школьников. Это правильный путь, требующий поддержки и разви­тия. Но надо видеть и его ограничения, потому что при этом возника­ют определённые физические и психологические нагрузки, особенно на маленьких детей. Ведь недаром врачи знают такой синдром, что когда че­ловек покидает родную семью, разрывается связь поколений, он стано­вится менее самостоятельным в своих решениях, менее ответственным в своих поступках.

Чтобы преодолеть это, необходимо проделать второй путь, характеризующийся другим, противоположным вектором дви­жения, связанным с тем, что «образование идёт к человеку». Это возможно реализовать при помощи современных технологий: дистанционных систем образования, системы доступа к базам данных.

Все эти проблемы известны и обсуждаются. Но в свете модерни­зации системы образования даже последних решений уже мало. По­тому что заложенные в них темпы развития систем теле коммуникаций и связи недостаточны, чтобы решить проблемы, которые выте­кают из представленной сегодня Госсовету концепции модерниза­ции системы образования. Что это за темпы, когда на всей террито­рии Сибири и Дальнего Востока в 2008 году в отдельных населённых пунктах мы будем иметь по одно­му телефону-автомату?

Сегодня в Республике Саха (Якутия) 100 процентов школ компьютеризи­рованы, но только 33 процента из них имеют доступ к сети Интернет. И здесь вопрос даже не в финансо­вых и бюджетных ограничениях, а в том, что мы не имеем технических возможностей из-за неразвитых систем связи и телекоммуникаций. По­этому необходимо пересмотреть даже самые свежие решения в области развития современных информационных и коммуникативных техноло­гий, ускорить темпы их внедрения.

Хочу остановиться также на том, что для отдалённых регионов и районов Крайнего Севера, а также для сельской местности явля­ется чрезвычайно актуальной проблема кадрового обеспечения педагогами. Представляется, что в современных условиях её мож­но решать несколькими путями, в том числе пересмотром учеб­ных программ подготовки педагогов, чтобы каждый из них мог преподавать не один-два предмета, как сейчас, а три. Возможность такого решения расширяется за счёт создания автоматизированных ра­бочих мест педагогов и дистанционных методов обучения. Конечно, это
потребует определённой перестройки всех учебных программ, но этот путь необходим.

Мы должны вернуться и к традиционным методам привлечения и закрепления кадров в отдалённых районах и сельской местности. Это создание определённых льгот и стимулов, которые можно ре­ализовать через контрактную систему. Думаю, главным стимулом здесь должно стать изменение или увеличение зарплаты в зависимости от непрерывности стажа работы. Другим может стать возможность для педагогов участвовать в ипотечных программах жилищного строитель­ства в любой точке Российской Федерации при достижении определён­ного педагогического стажа работы в сельских и удалённых местностях. Очевидно, что подобным образом необходимо решать и проблему пен­сионного обеспечения учителей.

Что касается системы профессионального образования, то все мы знаем ставшие притчей во языцех два главных недо­статка этой системы: с одной стороны, структура специаль­ностей выпускников не соответствует потребностям рынка труда, а с другой – квалификация выпускаемых кадров не соот­ветствует требованиям современного производства и мето­дам ведения бизнеса. Чтобы ликвидировать это положение, следу­ет поддержать предложения, изложенные в докладе Госсовета о создании специальных координационных органов, которые бы занимались прогнозами на рынках труда, а также вырабаты­вали определённые квалификационные требования, которые должны стать правилом для учебных заведений профессиональ­ного профиля.

Эти координационные органы должны состоять из представителей органов государственной власти и управления, представителей бизне­са и, возможно, профсоюзов. Они должны быть созданы на общефеде­ральном уровне и на уровне субъектов. Первый опыт создания таких органов в Республике Саха (Якутия) доказывает их эффективность. По итогам 2005 года 95 процентов выпускников профессиональных учеб­ных заведений Якутии нашли себе рабочие места.

Требует структурной перестройки и сама система профессионально­го образования. Здесь тоже есть место для участия бизнеса. Не только на договорных началах, не только на основе развитой системы контрактов, но и при помощи прямого участия в деятельности учреждений профес­сионального образования. Я имею в виду учредительство. И может, на­стало время, когда некоторые учебные заведения следует безвозмездно передать крупным корпорациям. Думаю, это только усилит связь между потребностью в кадрах и качеством выпускаемых кадров.

Но то, что можно сделать на одном уровне, едва ли возможно на другом. Имею в виду нецелесообразность создания корпоративных университетов для подготовки специалистов высшей квалификации. Ни одна корпорация в мире не в состоянии обеспечить нужный объём разнообразных знаний, удовлетворить интеллектуальные и культурные потребности для подготовки специалистов высокого уровня и класса. Здесь мы должны идти, скорее, не по пути развития кооперации через структуры, а по пути кооперации деятельности. А вот взаимосвязь меж­ду учреждениями Академии наук Российской Федерации и учебными заведениями может осуществляться по прямой интеграции этих струк­тур, по созданию кафедр для подготовки специалистов непосредствен­но в академических учреждениях.

Несколько слов о национальных и федеральных университетах. Да, конечно, правильно создавать их в крупнейших центрах Российской Федерации, традиционно являющихся центрами подготовки кадров. Но не надо консервировать ситуацию, надо смотреть в будущее. Можно поступить так, как поступали, например, при создании Сибирско­го отделения Академии наук. И в новых регионах, перспективных для развития, тоже создать федеральные и национальные высшие учебные университеты. Это, возможно, будет Владивосток, возмож­но, другие города и центры, где есть перспективы развития.

Если бы вы посмотрели первоначальные варианты доклада Госсове­та, то увидели бы там специальный абзац, посвящённый системе управ­ления. Он исчез в окончательном варианте. Вообще проблема модер­низации российского образования является многоуровневой. Она меж­отраслевая и требует организационных усилий, мобилизации научного потенциала и своего законодательного обеспечения. По-моему, одной из главных причин некоторых неудач и недостатков на первом этапе реализации концепции модернизации образования стало то, что всё управление сосредоточилось на уровне только одно­го ведомства.Мы, соответственно, должны сделать выводы из проис­шедшего. Несмотря на то, что, может быть, это и противоречит нашей «священной корове» – административной реформе, мы всё-таки долж­ны создать межведомственные органы при Правительстве Рос­сийской Федерации, помня о том, что существует такое правило в кибернетике – науке об управлении: система управления не мо­жет быть простой, она должна быть такой же сложной, как сло­жен управляемый объект.

Спасибо за внимание!

«Якутия», 1 апреля 2006 г.