О результатах и основных направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)
Публикации за 2007 год
Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на заседании Правительства Российской Федерации в г. Москве 8 февраля 2007 года
Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые члены Правительства!
I
Республика Саха (Якутия) является самым крупным по площади субъектом Российской Федерации, занимая без малого пятую часть территории всей страны. Протянувшись с севера на юг на 2000 км, а с запада на восток на 2500 км и имея общую площадь 3,1 млн. кв. км, по своим размерам республика сопоставима с Индией или всей Западной Европой.
Географическое положение
Якутия занимает почти всю северо-восточную часть азиатского материка, выходя на побережье двух морей Северного Ледовитого океана. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом. В её пределах расположены три часовых пояса.
До настоящего времени Якутия остаётся одним из самых изолированных и труднодоступных регионов мира в транспортном отношении: 83% территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения.
Природно-климатические условия
Природно-климатические условия Якутии во многих отношениях характеризуются как экстремальные. Прежде всего, Якутия – самый холодный из обжитых регионов планеты. Обычная температура воздуха зимой в большинстве районов республики -45°С… -50°С, доходя в отдельных случаях до -70°С. В то же время лето жаркое (до +35°С) и годовая амплитуда температур составляет более 100°С. Среднегодовое количество осадков невелико: 200-290 мм, поэтому нередки засухи. Большая часть территории лежит в зоне вечной мерзлоты.
В орографическом отношении территория Якутии делится на две примерно равные части: плоская равнина на западе и мощнейшие горные хребты на востоке.
Климатические и орографические условия сформировали на территории республики четыре природно-климатические зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра и зона северной тайги.
Сама жизнедеятельность человека и способы ведения хозяйства требуют особых подходов и технологий, исходя из условий каждой природно-климатической зоны. Так, в среднем на территории Якутии продолжительность отопительного сезона составляет 8-9 месяцев в году, в то же время в арктической зоне она круглогодична.
Демографическая ситуация
Численность населения Якутии составляет 950 тыс. человек. В республике проживают представители 120 национальностей, в том числе коренные малочисленные народы Севера – эвены,эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Большую часть населения составляют якуты (45%) и русские (41%).
Демографическая ситуация характеризуется стабильным ежегодным превышением рождаемости над смертностью.
В 2006 году естественный прирост превысил отрицательное сальдо миграции и в республике впервые за прошедшие 15 лет возросла абсолютная численность населения.
Структура экономики
Основу экономики Республики Саха (Якутия) составляет промышленность, развитие которой связано, прежде всего, с освоением богатейших природных ресурсов. По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации.
Большую часть объёмов промышленного производства обеспечивают цветная металлургия (добыча алмазов, золота, олова, сурьмы) и топливно-энергетический комплекс (добыча угля, газа, нефти и электроэнергетика). Их доля составляет более 90% в общем объёме продукции собственного производства Якутии. В то же время необходимо отметить высокую степень зависимости общего экономического состояния региона и доходов бюджета от алмазодобывающей промышленности, которая в объёме промышленного производства составляет 60% и от результатов деятельности которой формируется в настоящее время 55% доходов бюджета республики.
Одной из важных особенностей Республики Саха (Якутия) является исторически сложившийся большой удельный вес сельского населения в общем числе жителей (36,8% при 26% в среднем по Российской Федерации и 8% в других северных регионах России). Причём в сельской местности проживает преимущественно коренное население – якуты, русские старожилы, коренные малочисленные народы Севера – со своими традиционными занятиями. Поэтому в Якутии развиты не только характерные для Севера подотрасли аграрного производства – оленеводство, охотничий и пушной промыслы, рыболовство, но и самые северные в мире земледелие и разведение мясо-молочного крупного рогатого скота и лошадей. Аграрный сектор в целом имеет значительный удельный вес в формировании валового регионального продукта и численности занятых в республике.
В целом по интегральным показателям Минэкономразвития России Якутия относится по экономическому развитию к группе районов страны с рейтингом выше среднего (22-е место в Российской Федерации), по показателю качества жизни – к регионам со средним уровнем развития (31-е место).
В то же время по валовому региональному продукту и произведённой добавленной стоимости на душу населения в 2005 году республика занимала 4-5-е место в Российской Федерации, а по уровню развития человеческого потенциала – 8-е место.
II
После кризисных 1990-х, к началу 2000-х годов в республике накопился ряд острых проблем, угрожающих экономической безопасности и способствующих росту социальной напряжённости.
Поэтому Правительством Республики Саха (Якутия) были разработаны индикативный пятилетний план и пятнадцать целевых республиканских программ на 2002-2006 годы, направленные на решение наиболее важных первоочередных задач.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА
- Расшивка узких мест в инфраструктуре как основы развития экономики и решение социальных задач
- Реструктуризация, оздоровление и стабилизация с умеренным ростом предприятий базовых отраслей экономики
- Решение первоочередных, наиболее острых социальных проблем
В основу выполнения этого плана была положена работа по реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий и целых отраслей народного хозяйства (ЖКХ, транспорт, сельское хозяйство); стабилизация работы и обеспечение умеренного роста предприятий базовых отраслей за счёт внутренних резервов; расшивка узких мест в инфраструктуре (ликвидация дефицита энергомощностей, создание первого этапа сети опорных дорог, реализация программы энергосбережения), решение первоочередных социальных задач (ликвидация ветхого жилья, замена аварийных школ и другие вопросы). По итогам пятилетней работы эти задачи в основном выполнены.
В 2002 – 2006 годах обеспечен рост производства во всех отраслях народного хозяйства (по уточнённым данным: промышленность – на 13%, сельское хозяйство – на 6%, транспорт – на 20 %, торговля – на 52%). В результате реальный рост валового регионального продукта составил 16%, а его общий объём достиг 215 млрд. рублей.
Сохранены лидирующие позиции в Дальневосточном Федеральном округе по объёму отгруженной продукции собственного производства, строительству социальных объектов и жилья.
Доля налоговых поступлений в доходах бюджета увеличилась с 36% в 2002 году до 45% в 2006 году. Полностью реструктурированы долговые обязательства перед федеральным бюджетом.
Началось решение первоочередных социальных задач. Реальные доходы населения возросли в 1,4 раза, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 26,4% в 2001 году до 20,2% в 2006 году. Практически ликвидирована просроченная задолженность по заработной плате. Построено 1,3 млн. кв. м жилья, и по обеспеченности жильём на одного человека республика впервые вышла на среднероссийский уровень.
Предприняты меры по снижению зависимости от моноотраслевой структуры экономики и привлечению в республику новых инвесторов. Сегодня из крупных компаний в Якутии работает не только «АЛРОСА», но и ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Мечел», ОАО «Транснефть», подразделения ОАО «Газпром», «Росатом», РАО «РЖД», РАО «ЕЭС России» и другие компании.
В этот период времени реализован ряд инвестиционных проектов, имеющих значение не только для Якутии, но и для Российской Федерации в целом. Таких, как строительство и ввод в эксплуатацию одного из крупнейших в мире Нюрбинского горно-обогатительного комбината, первого агрегата Светлинской ГЭС, железной дороги Бер- какит – Томмот.
ВВОД ВАЖНЕЙШИХ ОБЪЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) в 2002-2006 гг.
Объекты инфраструктуры:
- Введено более 870 км линий электропередач, 315 МВт генерирующих мощностей, в том числе 2 агрегата Светлинской ГЭС;
- Реконструировано и построено более 200 новых котельных, введены очистные сооружения г. Якутска;
- 1 этап III нитки магистрального газопровода СВГКМ – Якутск;
- Началась масштабная газификация сёл: построено 1326 км газопроводов, газифицировано 11,4 тыс. жилых домов, проложен подводный газопровод через реку Лена;
- Введена железная дорога Беркакит – Томмот, начато строительство железнодорожной линии Томмот – Якутск;
- Завершён первый этап создания опорной сети автодорог.
Производственные объекты:
- Нюрбинский горно-обогатительный комбинат по добыче алмазов;
- Обогатительные фабрики по добыче алмазов в Оленёкском и Анабарском улусах;
- Строятся 3 подземных рудника по добыче алмазов, 2 угольные шахты;
- Начато освоениеТалаканского нефтегазового месторождения.
Социальные объекты:
- С 2002 года введены 73 школы, 40 учреждений здравоохранения, 15 объектов культуры. Введено 1,3 млн. кв. м жилья.
III
Вместе с тем, из приведённых выше материалов, характеризующих социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), видно, что темпы роста экономики в 2002-2006 годах были относительно невелики.
Более того, проведённый Правительством Республики Саха (Якутия) при участии ряда академических и отраслевых научно-исследовательских институтов анализ показал, что при сохранении существующей структуры экономики даже при условии осуществления мероприятий по поддержке и развитию базовых отраслей может быть обеспечен только небольшой рост добавленной стоимости – в среднем 1,8% ежегодно до 2020 года.
Рост будет обеспечен преимущественно за счёт транспортных услуг в результате ввода Амуро-Якутской железной дороги до станции Кердём на правом берегу реки Лена и за счёт увеличения объёмов строительства, связанного с модернизацией объектов алмазодобывающей, уголь¬ной и других базовых отраслей.
Это не позволит снизить уровень дотационности республиканского бюджета и степень зависимости от федеральных трансфертов, решить даже первоочередные социальные задачи, повысить сколько-нибудь существенно доходы населения. После 2020 года в связи с ухудшением минерально-сырьевой базы алмазодобывающей промышленности прогнозируются спад основных макроэкономических показателей и депрессия во всех отраслях жизни республики.
В этой связи возникла настоятельная необходимость в выработке новой стратегии экономического развития республики, которая позволила бы реализовать потенциальные возможности Якутии для ускоренного экономического роста.
Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия)
Комплексным документом, в котором интегрированы аналитические, прогнозные и стратегические проработки макроэкономической, социальной, отраслевой и территориальной направленности, является предлагаемая Вашему вниманию Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Схема разработана Минэкономразвития Российской Федерации совместно с Правительством Республики Саха (Якутия), заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. №154-Пр.
При разработке Схемы проведён анализ сильных и слабых сторон экономики Якутии, её возможностей и угроз динамичному развитию.
Безусловно, главным конкурентным преимуществом Якутии является её минерально-сырьевой потенциал, который оценивается в 78,4 трлн. руб.
Удельный вес запасов Республики Саха (Якутия) в минерально-сырьевом потенциале России составляет: по алмазам – 82%, по золоту – 17%, по урану – 61%, сурьме – 82%, железным рудам – 5%, углю – 5%, олову – 28%, ртути – 8%. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама.
В настоящее время балансовые запасы нефти составляют 330 млн. т, природного газа – 2,4 трлн. куб. м, при том что геологически изучено не более 10% территории четырёх якутских нефтегазовых провинций.
Республика Саха (Якутия) обладает 1/5 общего потенциала гидроэнергетических ресурсов Российской Федерации.
Сложившаяся и ожидаемая в долгосрочной перспективе конъюнктура мирового и российского рынков позволяет сделать вывод о высокой степени востребованности имеющихся и потенциальных минерально-сырьевых ресурсов Якутии. В этой связи Схемой предусмотрено, что подотрасли горнодобывающей и топливноэнергетической промышленности будут продолжать служить системообразующей основой народно-хозяйственного комплекса Якутии.
Исходя из этого, сформулированы стратегические приоритеты в экономическом развитии, которые заключаются в создании условий для стабильной работы действующих базовых отраслей; создании новых подотраслей горнодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса на базе реализации ряда крупномасштабных инвестиционных проектов; ускоренном развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.
С учётом мультипликативного эффекта от развития сопряжённых отраслей, в том числе в сфере малого бизнеса, это позволит увеличить республиканский валовой региональный продукт к 2020 году в 2,8 раза.
Экономический рост, в свою очередь, позволит увеличить доходы населения к 2020 году в 3,6 раза, решить основные проблемные вопросы в социальной сфере, а Республике Саха (Якутия) стать бездотационным субъектом Российской Федерации.
1. Стабильная работа существующих базовых отраслей
Решение первой задачи из стратегических приоритетов – стабилизация работы существующих базовых отраслей народного хозяйства Якутии – предусмотрено Схемой за счёт модернизации технологических процессов: переход на подземную добычу алмазов; освоение рудных месторождений золота взамен россыпных; использование новых методов обогащения руд с целью вовлечения более бедных содержанием ценных компонентов месторождений полезных ископаемых (биоло
гическое и кучное выщелачивание, обогащение на борту карьеров и другие); углубление переработки сырья в золото-сурьмяной промышленности, развитие алмазогранильной и ювелирной промышленности, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.
Эти мероприятия носят масштабный характер и потребуют значительных капитальных вложений, что может быть проиллюстрировано на примере алмазодобывающей промышленности.
В связи с исчерпанием запасов алмазов, возможных технически и экономически для добычи открытым способом, начато и планируется в дальнейшем строительство трёх и проектирование ещё двух подземных алмазодобывающих рудников, каждый глубиной до 1,5 тыс. м. Суммарная стоимость их строительства в совокупности с другими мероприятиями по модернизации алмазодобывающей промышленности потребует только в период с 2007 по 2015 год 180 млрд. рублей.
Около 20 млрд. рублей будет направлено на модернизацию действующих мощностей в угольной промышленности. Значительных инвестиций потребуют цветная металлургия и другие отрасли.
Несмотря на масштабность капиталовложений, Схемой предусмотрена реализация модернизационных проектов исключительно за счёт собственных и привлечённых средств предприятий.
Только в отдельных случаях потребуется поддержка государства, прежде всего это касается оловодобывающей промышленности. На се
годня во всей Российской Федерации действуют всего три предприятия этой подотрасли: в Хабаровском крае, в Еврейской автономной области и Республике Саха (Якутия).
При этом якутский комбинат «Сахаолово» обеспечивает 81% российского производства. Работая в условиях Заполярья, предприятие испытывает трудности с оборотными средствами из-за сложности транспортных схем. Аналогичные сложности имеют и два других дальневосточных предприятия. Всем, наверное, памятна прошлогодняя забастовка на комбинате «Хингаолово» в Еврейской автономной области. В этой связи неоднократно ставился вопрос перед федеральными органами исполнительной власти о введении нулевой ставки налога на добавленную стоимость в оловодобывающей промышленности. Сумма выпадающих доходов бюджета от такого решения невелика – 125 млн. рублей в год, а на другой чаше весов – тысячи рабочих мест на Дальнем Востоке. Однако вопрос не только не решён, но и с 2006 года установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на олово, что дополнительно ухудшило условия реализации российской продукции. Требуется вернуться к этому вопросу.
2. Развитие новых отраслей
Второй из предусмотренных Схемой стратегических приоритетов – создание новых бюджетообразующих отраслей народного хозяйства Якутии.
Именно эти отрасли должны обеспечить большую часть прироста валового регионального продукта республики. Их создание связано с реализацией целого ряда крупнейших инвестиционных проектов. Ниже приводится характеристика главных из этих проектов.
а) нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность
Учитывая ёмкость рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона и запасы углеводородного сырья, которыми обладает республика, одной из ведущих отраслей станет нефтегазовая промышленность. Развитие отрасли связано с освоением крупнейших нефтяных месторождений: Талаканского (ОАО «Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинского (ОАО «Таас- Юряхнефтегазодобыча»), Иреляхского (АК «АЛРОСА») и других. Принято решение о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Если сейчас добывается немногим более 300 тыс. тонн нефти исключительно для потребностей республики, то к 2020 г. объём добычи планируется довести до 12,7 млн. тонн. Общий объём требуемых инвестиций – 206 млрд. рублей. Проект находится в стадии осуществления. Ввод первых производственных мощностей намечен на 2008 год.
б) газовая промышленность
В газовой промышленности планируются освоение Чаяндинско- Ботуобинской группы месторождений газа, строительство газоперерабатывающего завода и магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток.
Добыча газа должна увеличиться с 1,6 млрд. м3, которые сегодня направляются исключительно для собственных нужд Якутии, до 13 млрд. м3 в 2016 году и 34 млрд. м3 газа в 2020 году. Реализация этого проекта позволит газифицировать южные районы Якутии, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Приморский край, обеспечить экспортные возможности для поставок газа в страны Азиатско- Тихоокеанского региона, создать предпосылки для организации в трёх субъектах Дальневосточного федерального округа газохимических производств.
Предусмотренный Схемой проект дальнейшего развития газовой промышленности Якутии полностью совпадает с основными положениями последней редакции разработанного ОАО «Газпром» проекта Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (вариант «Восток-50»), учитывающей приоритеты государственных интересов и решающей задачу скоординированного вовлечения в разработку 4 газовых центров на Востоке: на Сахалине, в Республике Саха (Якутия), в Красноярском крае, Иркутской области. Все указанные центры при полном развитии будут интегрированы в Единую систему газоснабжения России.
Следует отметить, что в настоящее время все решения и действия в отношении развития газовой промышленности Якутии заморожены федеральными органами государственного управления до утверждения Правительством России указанной Программы. Следует ускорить её рассмотрение и утверждение.
Кроме того, по мнению Правительства Республики Саха (Якутия), базовым месторождениям Восточной Сибири и Дальнего Востока, таким, как Чаяндинское в Якутии, следует придать статус стратегических федерального значения с целью максимально эффективного их использования в интересах государства.
Из-за отсутствия в настоящее время механизма отнесения уникальных и крупных месторождений углеводородов к объектам федерального значения ни одно месторождение углеводородов или перспективный участок недр в России до сих пор такого статуса не получили. Лицензирование базовых объектов Программы, находящихся в нераспределенном фонде недр, после получения ими статуса стратегических объектов федерального значения необходимо проводить без аукциона, по решению Правительства Российской Федерации.
в) угольная промышленность
Угольная промышленность относится к числу традиционных базовых отраслей Якутии. Поэтому Схемой предусмотрены как модернизация действующих производственных мощностей, так и реализация новых инвестиционных проектов в этой отрасли. Крупнейшим из них является проект освоения уникального по запасам Эльгинского месторождения коксующихся углей. Его реализация позволит на первом этапе увеличить добычу угля в Якутии на 30 млн. тонн в год, а после 2020 года полностью восполнить выбывающие мощности крупнейшего на Дальнем Востоке Нерюнгринского угольного разреза.
Реализация проекта общей стоимостью около 60 млрд. рублей, после решения ряда организационных вопросов, будет начата в 2007 году.
г) гидроэнергетика
Главным проектом в электроэнергетике республики Схемой определён Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, состоящий из каскада ГЭС общей мощностью 8,5 тыс. МВт. Особенностью проекта является минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Так, удельная площадь затопления на единицу мощности в 45 раз меньше стандартной нормы.
Помимо ЮЯГЭК, получат развитие генерирующие мощности тепловой Нерюнгринской ГРЭС, это позволит повысить системную надёжность Якутской энергосистемы, обеспечить не только внутренние потребности Республики, связанные с реализацией новых инвестиционных проектов, но и перетоки в объединённые энергосистемы Сибири и Востока, что создаст предпосылки к снижению стоимости одного кВт-часа электроэнергии на дальневосточном рынке и ликвидации дефицитов мощностей.
Общая стоимость проекта оценивается в 361 млрд. рублей. В 2007 году начаты проектно-изыскательские работы.
д) цветная металлургия и полиметаллы
В золотодобывающей промышленности планируется к 2015 году за счёт интенсификации разработки Куранахского рудного поля, вовлечения в промышленную отработку месторождений Нежданинское и Кючус достичь уровня добычи золота 10-15 тонн в год.
РАЗВИТИЕ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Реализация этих трёх проектов ведётся ОАО «Полюс Золото». Добыча золота в целом по республике к 2020 году достигнет 40-45 тонн в год. В непосредственной близости от Нежданинского месторождения выявлены
месторождения свинца, цинка, серебра, меди, вольфрама и угля. Значительная часть этих ресурсов сможет приобрести промышленное значение при условии создания объединённой транспортной и энергетической инфраструктуры Якутии и Магаданской области. Это окончание строительства федеральной дороги «Колыма»; строительство автодороги «Развилка – Нежданинское» (100 км) как ответвления федеральной дороги «Колыма»; строительство ЛЭП-110 кВ (в габаритах 220 кВ) «Хандыга – Усть-Нера» на принципах государственного частного партнёрства.
е) уран
Планируется построить крупное предприятие по разработке урановых месторождений Эльконской группы, суммарные запасы которых составляют 344 тыс. тонн. Проектная мощность предприятия – до 5 тысяч тонн химического концентрата природного урана в год. Проект реализуется ОАО «Техснабэкспорт» «Росатома». В настоящее время ведутся работы по разработке ТЭО. Общая стоимость проекта – 50 млрд. рублей
ж) Чёрная металлургия
Схема предусматривает создание в Южной Якутии металлургического комплекса на базе месторождений железных руд. Разработка железорудных месторождений «Таёжное» и «Дёсовское» позволит получать до 7,4 млн. тонн железорудного концентрата в год. С учётом запасов коксующегося угля и возможностей электроэнергетики создаются условия для организации металлургического производства. Для формирования комплексной железорудной базы необходимо провести конкурсы по железорудным месторождениям, основным их условием должно быть создание к 2015 году на базе данных месторождений первой очереди горнодобывающего комплекса с производственной мощностью 13-15 млн. тонн железной руды и металлургического с производством 5-6 млн. тонн чугуна и стали к 2020 году. Общая стоимость проекта – около 90 млрд. рублей. В настоящее время ведётся подготовка месторождения к лицензированию и разрабатывается ТЭО.
3. Инфраструктурные проекты
Ключевым вопросом как для нормального функционирования экономики и социальной сферы республики в стабильном режиме, так и для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов является развитие инфраструктуры, прежде всего электроэнергетики и транспорта.
В настоящее время энергосистема Якутии работает четырьмя изолированными энергорайонами. Энергообеспечение на 2/3 территории осуществляется мелкими разрозненными дизельными электростанциями, действует перекрёстное субсидирование как между энергорайонами, так и между потребителями. На остальной 1/3 территории функционируют три централизованные энергосистемы с мощными генерирующими источниками, но не связанные между собой.
Схемой предусматривается, что в связи с активизацией инвестиционной и производственной деятельности потребление электроэнергии в республике возрастёт в 3,1 раза, с 6,7 млрд. кВтч в 2005 году до 21,1 млрд. кВтч в 2020 году, потребление электрической мощности – в 3,2 раза, с 1,2 тыс. МВт в 2005 году до 3,8 тыс. МВт в 2020 году.
Помимо создания новых генерирующих мощностей, в области электроэнергетики Схема предусматривает объединение линиями электропередач трёх централизованных энергосистем Якутии в одну с соединительными линиями в Амурскую область (ОДУ «Восток»), Магаданскую область («Магаданэнерго») и Иркутскую область (ОЭС России).
Это позволит впервые в истории создать объединённую энергосистему страны с максимальным экономическим эффектом.
Очень важно, что проектируемые линии электропередач пойдут вдоль линейных общенациональных коммуникаций (нефтепровод ВСТО, проектируемый газопровод «Чаянда – Дальний Восток», железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, автодорога «Колыма»), что позволит организовать их надёжное электроснабжение.
ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ И ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Сегодня более 90% территории имеет только сезонную транспортную доступность, и это в значительной мере сдерживает активность частного бизнеса по освоению перспективных месторождений, увеличивает бюджетные расходы. С низкой транспортной освоенностью территории республики связан ряд проблем, которые требуют решения.
Ключевым проектом в создающейся транспортной системе станет железнодорожная линия Беркакит – Томмот – Якутск. Железная дорога окажет непосредственное влияние на развитие хозяйственного комплекса не только республики, но и соседней Амурской области, позволит наполовину ликвидировать зависимость от сезонного завоза грузов, минимизировать затраты бюджетов, предприятий и населения. Схемой предусматривается также строительство пионерных железнодорожных линий, которые будут способствовать освоению перспективных месторождений Южной Якутии.
Синхронно с меридиональной железной дорогой необходимо завершить формирование широтной опорной сети автомобильных дорог: «Колыма», «Вилюй», «Амга».
Но даже при таком развитии транспортной системы проблема завоза грузов в арктические районы республики не будет решена. Поэтому необходимо внесение изменений в действующее законодательство по закупкам продукции для государственных и муниципальных нужд, предоставляющих возможность централизации финансовых средств на закупку топливно-энергетических и других ресурсов для районов с ограниченными сроками завоза. Эта проблема актуальна и для других субъектов Российской Федерации.
Также необходимо провести комплекс путевых работ, обеспечивающий гарантированные габариты внутренних водных путей Ленского бассейна с целью доставки грузов для государственных нужд в районы Крайнего Севера и строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».
4. Требуемые инвестиции
Общая сумма инвестиций по наиболее крупным проектам оценивается в 2,5 трлн. руб., основная часть которых должна быть привлечена за счёт средств частных инвесторов – 1,9 трлн. руб. (76%), расходы бюджета Республики Саха (Якутия) – 55 млрд. руб., федерального бюджета с учётом Инвестиционного фонда Российской Федерации – 548 млрд. руб.
Реальна ли реализация таких масштабных проектов? Реальна, по ключевым проектам сегодня идёт активная работа с заинтересованными крупнейшими компаниями мирового уровня: РАО «ЕЭС» и его структурами, ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Сургутнефтегаз», ЗАО «Полюс Золото», Стальной группой «Мечел», ЗАО «Евраз-Холдинг», ОАО «Трансстрой», ОАО «Техснабэкспорт».
Особенностью Схемы является проработанная система территориального размещения производительных сил. В качестве примера можно привести проект комплексного развития Южной Якутии как часть Схемы. Этот проект является примером типичного территориального кластера.
5. Прогнозные результаты реализации Схемы
При условии реализации инновационного сценария развития, предложенного в Схеме, к 2020 году Якутия должна стать регионом с устойчиво развивающейся экономикой, валовой региональный продукт возрастёт в сопоставимых ценах к уровню 2005 года в 2,8 раза и превысит 1 триллион рублей.
Реализация крупных инвестиционных проектов, укрепление базовых отраслей, развитие инфраструктуры региона позволит достичь главной цели государственной политики – повышения благосостояния граждан.
Реальные доходы населения возрастут в 3,6 раза. Развитие конкурентоспособных производств повысит занятость населения, создаст условия прекращения миграционного оттока и привлечения высококвалифицированных рабочих кадров.
Рост налоговых доходов бюджета более чем в 8 раз повысит бюджетную обеспеченность региона, укрепит материальное положение работников бюджетной сферы и сельского населения – хранителя культуры и традиций коренных народов Севера.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СХЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ТРАНСПОРТА И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА
- Рост ВРП в 2,8 раза к 2005 году
- Рост инвестиций в основной капитал в 2 раза к 2005 году
- Рост реальных денежных доходов населения в 3,6 раза к 2005 году
- Снижение уровня зарегистрированной безработицы с 2,4% до 1,6%
- Повышение надежности транспортной инфраструктуры: до 74% всего населения будет иметь надежную транспортную связь с центром республики и близлежащими районами
- Обеспечение газоснабжением 65% населения республики
- Снижение износа объектов ЖКХ с 50% до 15%
- Рост прибыли рентабельных предприятий в 2,8 раза к 2005 году
- Рост налоговых доходов бюджета республики в 8 раз к 2005 году
Результаты реализации инвестиционных проектов дадут импульс (не только для Якутии, но и для большинства регионов Дальневосточного округа) как в развитии инфраструктуры, так и в освоении минеральносырьевой базы.
Большим социальным эффектом от разработки газовых месторождений Востока России станет газификация населённых пунктов Якутии, Амурской области, Приморского и Хабаровского краёв и Еврейской автономной области. Получит развитие нефтеперерабатывающее и нефтехимическое производство в Приморье и Хабаровском крае. С вводом крупных гидроэнергетических мощностей снизятся тарифы на электроэнергию, возникнет конкуренция между генерирующими предприятиями.
Освоение крупных месторождений обеспечит загрузку БайкалоАмурской магистрали, послужит развитию портов Дальнего Востока.
Масштабное строительство железных и автомобильных дорог позволит создать устойчивое наземное сообщение с самыми крайними восточными территориями России.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕГАПРОЕКТОВ
ОСВОЕНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ (угольных . железорудных и других месторождений)
- Обеспечение грузопотока для Байкало-Амурской магистрали
- Развитие портового хозяйства Хабаровского и Приморского краев
- Железнодорожная магистраль от Транссиба до Магадана
- Автомобильная магистраль от Иркутской области до Магадана
- Всесезонное транспортное сообщение между Республикой Саха
- Объединение энергосистемы Дальнего Востока с объединенной энергосистемой центра и запада Российской Федерации
Схема станет основой системы планирования республики, которая предусматривает разработку Пятилетнего плана, целевых и ведомственных программ, прогноза на 3 года и бюджета на очередной финансовый год.
Для обеспечения единства системы программирования основные положения Схемы просим учитывать при разработке Стратегии развития Дальнего Востока и корректировки ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье», отраслевых и целевых федеральных программ.
Президент России В.В. Путин неоднократно акцентировал внимание на необходимости усиления государственной региональной политики и обеспечении национальной безопасности на Дальнем Востоке. Вопросы развития региона поднимались в послании Федеральному Собранию в 2005 г., на совещаниях в Магадане, Хабаровске и Якутске. В декабре прошлого года состоялось специальное заседание Совета Безопасности Российской Федерации по укреплению позиций России на Дальнем Востоке.
Республика Саха (Якутия) – первый дальневосточный субъект Федерации, долгосрочный программный документ которого рассматривается на правительственном уровне. Проект Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики получил одобрение Правительства Республики Саха (Якутия), Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном округе. Схема согласована с заинтересованными бизнес- структурами, которые реализуют представленные крупные проекты в республике, с федеральными министерствами и ведомствами, профильными комитетами Государственной Думы Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Наращивание экспортной составляющей в производстве ТЭР и электроэнергии
- Повышение энергетической безопасности
- Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение предпринимательского климата на Дальнем Востоке
- Создание условий для притока населения в ДВФО
- Увеличение доходов в бюджеты всех субъектов Дальневосточного федерального округа
Учитывая всё вышесказанное, а также тот факт, что Минэкономразвития России считает целесообразным одобрить разработанную Схему, прошу Вас, уважаемый Михаил Ефимович, и Правительство Российской Федерации принять решение об одобрении Схемы.
В.А. Штыров. Якутия – восточный вектор развития России.
Выступления, интервью по вопросам социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия) за 2006-2008 годы.
– Якутск: ОАО «Медиа-холдинг Якутия», 2008 г. – С. 39-66.