Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан»: новые возможности для развития Дальнего Востока
Публикации за 2006 год
По материалам выступления В.А. Штырова на заседании Общественно-консультативного Совета при Президенте Республики Саха (Якутия) 13 июня 2006 года
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях не раз подчёркивал уникальное место и роль нашей страны в системе мировой энергетической безопасности. И недавние встречи министров различных отраслей крупнейших стран мира в преддверии очередного саммита большой восьмёрки тоже проходили под лозунгом поиска путей её обеспечения.
Это ещё раз подчёркивает, насколько важна для всего человечества энергетическая база. А любые критические события – политические кризисы или природные катаклизмы – показывают её уязвимость и хрупкость.
Для того чтобы Российская Федерация сохранила своё сегодняшнее весомое положение в обеспечении мировой энергетической безопасности, чтобы энергетические богатства Российской Федерации служили надёжным и мощным источником развития нашей страны, надо сохранять и укреплять свои позиции на мировых рынках. Сейчас идёт упорная борьба за эти рынки, бурно обсуждаются вопросы трасс прохождения трубопроводов, диверсификации логистики энергоресурсов. Вы знаете, какую дискуссию вызывают, предположим, строительства североевропейского газового трубопровода по дну Балтийского моря, нефтепровода Баку-Джейхан в Каспийском бассейне. Конечно же, Российской Федерации в этих условиях надо укреплять свои позиции.
Я полагаю, что на Западе, на европейских рынках, наши позиции достаточно прочные, хотя приходится выдерживать очень жёсткую конкуренцию. А вот на нефтяном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона Российская Федерация, обладая уникальными запасами нефти и газа, никак не участвует, за исключением пока небольших объёмов поставок с Сахалина. Поэтому Президент и Правительство Российской Федерации считают важным и необходимым использовать сложившуюся в последнее время благоприятную конъюнктуру, чтобы осуществить прорыв и выйти на перспективнейший рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Конечно же, некоторые нас там не очень хотят видеть. Существуют проекты подачи на Восток ближневосточной и казахстанской нефти, туркменского газа.
Но возможности для выхода нашей страны на новые ёмкие рынки есть. Ключом к реализации этих возможностей является строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Она нужна всей стране, это стратегическая задача для Российской Федерации, но больше всего она нужна нам, потому что даст мощный толчок развитию Якутии, всего Дальневосточного региона и Восточной Сибири.
По ходу рассмотрения предполагаемого маршрута будущего нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» на разных этапах были разные варианты. Правительство Республики Саха (Якутия) всегда имело свою принципиальную точку зрения по этому важнейшему вопросу. Мы обосновывали её не исключительно республиканскими интересами, а всегда считали, что мы исходим из общероссийских. Во время обсуждений и дискуссий, в том числе на самом высшем уровне, мне не раз приходилось говорить о том, что основной рассматриваемый маршрут нефтепровода из Усть-Кута на Тынду вдоль трассы Байкало-Амурской железной дороги (такназываемый «южный» вариант) не отвечает интересам государства. Потому что этот маршрут проходит по абсолютным «нефтегазовым пустыням».
Исходя из геологических закономерностей, там нет и не будет найдено месторождений углеводородов. В то же время в этом варианте оставались на большом удалении от магистрального нефтепровода нефтяные залежи севера Иркутской области, юго-запада Якутии и Эвенкии. Богатейшие месторождения стали бы в одночасье неэффективными. И понятно почему. От каждого из них надо было бы строить подводящие к магистрали нефтепроводы длиной до тысячи километров. Здравый смысл и государственный подход победили. Наш «северный» вариант принят. Сейчас мы должны, как говорят геодезисты, «вынести проектные оси на местность». Обсудить конкретику.
Компания «Транснефть» в соответствии с действующим законодательством предоставила для рассмотрения в Республике Саха (Якутия), Иркутской и Амурской областях Декларацию о намерении по строительству первой очереди магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». У нас в республике во всех улусах, где проходит трасса нефтепровода, а также в городе Якутске открыты общественные приёмные, куда каждый может обратиться со своими предложениями и вопросами. Декларация была обсуждена на уровне Правительства Якутии, в муниципалитетах, контролирующих и заинтересованных организациях.
Сегодня внесена на рассмотрение Общественно-консультативного Совета при Президенте Республики. И итогом всей этой работы должно быть принятие решения – одобряется Декларация или не одобряется. Это сугубо принципиальный документ, он говорит о том, какие будут приняты основные планировочные, технические и технологические решения, как исполнится при этом действующее законодательство, какие будут экологические и экономические последствия сооружения магистрального газопровода. Если Декларация будет одобрена, начнётся другой этап – разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), а потом проекта строительства.
В ТЭО будет особый раздел – «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС). Он должен зафиксировать, в каком состоянии находится экология по всей трассе нефтепровода до начала строительства, а потом показать, как будет меняться экологическая ситуация с реализацией проекта. Это очень важно. Но до этой стадии ещё надо дойти. Если не будет одобрения Декларации, то проектировщики должны будут принимать другие решения по прохождению маршрута и до ТЭО дело не дойдёт пока. Если же Декларация будет одобрена, то раздел ОВОС в составе ТЭО будет представлен нам, ориентировочно, через месяц, потому что многие предварительные работы по нему уже ведутся.
Тогда мы и должны получить полные ответы на все интересующие нас вопросы по части экологии. Затем, после того, как пройдут общественные слушания и государственная экспертиза по ТЭО в целом и по ОВОС в его составе, могут быть начаты работы по проекту. Ожидается, что проект будет выполняться тремя отдельными частями, и первая часть – от Тайшета в Иркутской области до Талакана – будет закончена в октябре этого года. Вторая часть – от Талакана до Алдана – в ноябре, и в конце года – от Алдана до Сковородино в Амурской области. Такова логика действий.
Схема достаточно структурирована, и у нас будет возможность получить ответы на все конкретные вопросы. Я хочу отметить, что если вы хотите участвовать в работе, то надо участвовать. Здесь вы представляете разные общественные организации и партии. Вам известно (это опубликовано в газетах и Интернете), где находятся общественные приёмные ОАО «Транснефть», рабочие группы проектировщиков, их координаты, телефоны, факсы. Занимайтесь, смотрите, работайте с ними. В принципе в республике эта работа уже довольно продолжительное время ведётся, но пока по административной, а не по общественной линии. А сегодня остановлюсь на общих вопросах, чтобы было единое их понимание.
Насколько эффективен этот проект, что мы должны требовать с экономической и социальной точки зрения от «Транснефти» как будущего хозяина нефтепровода?
По представленным расчётам прямой экономический эффект весьма значителен. Только консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) будет получать на разных стадиях развития проекта от 3 до 5 млрд. рублей в год в виде налоговых доходов. Эта цифра уже рассчитана по годам. На территории республики уже на первом этапе развития проекта, в ближайшие три года, будет создано 1300 новых постоянных рабочих мест, не говоря о подрядных организациях, которые будут привлекаться не только в период строительства, но и в ходе эксплуатации. Мы понимаем, что современные системы управления нефтепроводом – это сложная интеллектуальная работа, которая требует автоматизации производства, современной космической связи, подготовленного персонала.
Поэтому у нас появятся рабочие места для специалистов нового качества. Это хорошо, это пополнение интеллектуального потенциала республики, тем более что он будет сосредоточен в улусах. Большая часть работников будет подготовлена из молодёжи тех улусов, через которые пройдёт нефтепровод. В октябре закончится проектирование первого этапа, и «Транснефть» вместе с администрацией Ленского улуса должна осуществить набор и направить порядка 200 человек на учёбу в свой Центр подготовки
кадров в Ангарске. А в следующем году уже почти половина из требуемых всего 1300 человек должна быть отправлена на учёбу. Они станут специалистами среднетехнического уровня, будут работать непосредственно на рабочих местах.
Инженерный состав также будет набираться в следующем году, его численность в настоящее время согласовывается с Правительством Республики Саха (Якутия). Таким образом, ОАО «Транснефть» уже на старте решает кадровые вопросы за счёт привлечения якутян. Новые рабочие места, требующие высокой квалификации и высокооплачиваемые – это важный социальный эффект от ВСТО для республики. Примерно также с точки зрения бюджетов и занятости будет обстоять дело у субъектов Федерации – наших соседей.
Это первая очередь ВСТО. А дальше вторая очередь нефтегазовой магистрали пройдёт от Сковородино в Амурской области по территории Хабаровского и Приморского краёв до посёлка Козьмино на побережье Тихого океана в районе города Находки. Там планируется создать новый экспортный терминал для отгрузки нефти в страны Азиатско- Тихоокеанского региона и один из крупнейших в России нефтеперерабатывающий завод, а в дальнейшем – и нефтехимический комплекс. В ходе реализации проекта второй очереди магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» потребуется сооружение новых насосных станций в Республике Саха (Якутия) и удвоение численности персонала относительно первой очереди. Экономический и социальный эффект проекта в целом повысится существенно.
Но не только доходы в бюджет и новые рабочие места – главное для нас. Нефтепровод мы должны рассматривать так же, как дорогу. Пришла дорога – начинается жизнь, начинается развитие всех отраслей человеческой деятельности. Так же и здесь – если нефтепровод не будет построен, никому не будут нужны наши месторождения нефти. И наоборот, ввод нефтепровода многократно увеличивает цену любого, даже самого маленького нефтегазоносного участка. Это важнейшая предпосылка для развития нефтегазового комплекса всего востока страны. С имеющимся нефтепроводом у нефтегазового комплекса совсем другие параметры экономической эффективности.
У нас, в Якутии, со строительством магистрали ВСТО перед нефтедобывающей промышленностью открываются наконец-то самые благоприятные перспективы. В 2008 году будет введён нефтяной комплекс на Та- лакане, и к 2010 году он наберёт мощность до 7,5 млн. тонн добычи в год. Это мы планируем уже сейчас, задача абсолютно реальная, и она будет выполнена. К этому же времени компанией «Таас-Юряхнефтегаздобыча» будет освоено Среднеботуобинское месторождение. Она должна добывать более 2 млн. тонн. В совокупности 10 млн. тонн нефти. Объём товарной продукции – более 2 млрд. долларов, столько же, сколько сегодня приносит алмазная компания «АЛРОСА».
Это революционные изменения в бюджетной системе Республики Саха (Якутия), которые связаны только с двумя месторождениями. Но, чтобы это всё было востребовано, чтобы месторождения действительно были запущены, необходима дорога – нефтепровод. Абсолютно также обстоит дело и с месторождениями Эвенкии и Иркутской области. А в целом ВСТО создаёт предпосылки для мощного старта освоения новой для страны Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции. Таким образом, нефтепровод – только условие для выполнения более глобальной задачи, поэтому требовать от него решения всех наших социальных проблем неправильно. Требовать надо от нефтяников, которые используют наши природные ресурсы. Вот такой подход будет реализовываться.
Второе, что даёт нефтепровод – развитие инфраструктуры. Для того чтобы обеспечить электроэнергией ту часть нефтепровода, которая проходит по территории Республики Саха (Якутия), надо построить как минимум две линии электропередач. Одна – из Мирного в Олёкминск и далее в Алдан и на Талакан через Ленск, а другая – от Талакана до Киренска. Вспомните, как Правительство Республики Саха (Якутия) настойчиво ставит вопрос о необходимости создания объединённой энергосистемы страны и через Якутию протянуть ЛЭП с Дальнего Востока в Сибирь. Вы видите, что сам нефтепровод требует такого же решения.
Это означает, что у нас появляется реальная возможность перейти от теоретической постановки вопроса к делу. Вместе с РАО «ЕЭС России» мы этот вопрос прорабатываем и вместе с нефтяниками его реализуем. Для Республики Саха (Якутия) новые ЛЭП – это возможность использовать избытки электроэнергии во всех трёх энергоузлах: в Западном, Центральном и Южном. Во-первых, для получения дополнительных доходов от продажи электроэнергии за счёт перетоков в другие энергосистемы, во-вторых, для снижения тарифов, и, в-третьих, для дальнейшей электрификации всей нашей жизни. Вы видите, что, по меньшей мере в Западной Якутии, частично мы взяли курс не на газификацию, а на электрификацию и переводим дома и социальные объекты на электроотопление. Тем более что это всё направлено на перспективу – через 10-15 лет мы создадим Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, чтобы снизить тарифы в Якутии и на всём Дальнем Востоке и сделать нашу экономику конкурентоспособной.
По автомобильным дорогам, как здесь правильно звучало, действительно есть возможность для развития их сети использовать и строительство нефтепровода, и, главное, освоение нефтяных месторождений.
Но они не стоят в такой прямой, линейной зависимости, как кажется на первый взгляд. Потому что ни одна дорога общего пользования не может попасть непосредственно в зону трассы нефтепровода по нормативным ограничениям. Кроме того, сам по себе нефтепровод – стратегический объект, который будет охраняться, пускать прямо рядом с ним общую трассу запрещено. Но ведь и технологическая притрассовая дорога вдоль нефтепровода и внутренние нефтяные промыслы сами требуют внешних выходов на сеть круглогодичных дорог общего пользования. Иначе они не выполнят свои функции. На западе Якутии и севере Иркутской области действуют только автозимники, построенных дорог нет.
Вот почему эту тему мы недавно обсуждали в Министерстве транспорта Российской Федерации. Разговор шёл об организации государственно-частного партнёрства при строительстве автомобильных дорог в Якутии. Конкретно – федеральной дороги «Вилюй», которая должна идти от Якутска до Иркутска. Я говорю федеральной, потому что вопрос придания этой дороге федерального статуса практически решён. Она нужна всем, в первую очередь нефтяникам. Вот и поле для партнёрства государства и бизнеса. А в более общем плане получается, что именно нефтегазовый комплекс придаёт давно намеченному, но всё время откладывавшемуся проекту строительства автодороги «Вилюй» актуальность и реальность.
Наряду с позитивными социальными и экономическими эффектами, которые мы получим с реализацией проекта нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», могут быть и потери. Например, правильно ставится вопрос о возможном экологическом ущербе. Но если мы одобряем эту трассу, то в разделе ОВОС мы всё
должны проверить и подсчитать. На самом деле, если сравнить те гектары земли, ту площадь, которая отводится для строительства нефтепровода с общим масштабом республики, то под этот проект попадает очень малая часть нашей территории.
Конечно, нельзя это приуменьшать, но нельзя и преувеличивать. Здесь утверждалось, что со строительством железной и автомобильной дорог в Южной Якутии оленеводы Иенгры потеряли пастбища и перестали заниматься оленеводством. На самом деле смешно и говорить об этом. Надо реально всё оценивать. Кстати, жители Иенгры единодушно поддержали маршрут прохождения трассы нефтепровода. Потому что не железная и автомобильная дороги были причиной их потерь, а совсем другие вопросы. Если бы в своё время были созданы экономические и иные предпосылки для того, чтобы было выгодно и интересно заниматься оленеводством, то все бы им занимались. Не надо путать причины со следствием и сваливать всё в одну кучу. Уже первые шаги, которые мы сделали в республике в рамках принятой пятилетней Программы социально-экономического развития села, сразу обеспечили рост оленеводства. Вот где корень, а не в проходящих мимо дорогах.
Честно говоря, для нас было важнее, чтобы магистральный газопровод раньше прошёл по этой трассе, чем нефтепровод. Ситуация такая, что существует основной вариант прокладки газопровода, когда при мерно в том же коридоре, что и нефтепровод, ложатся и газовые трубы, конечно, с какими-то отклонениями. Если газовые трубы пойдут по трассе нефтепровода, это практически газификация севера Иркутской области и большей части Якутии. Не газифицированными останутся только Крайний Север и Восток республики, да и то там мы ведём геологические работы на углеводороды, есть определённые предпосылки их обнаружения.
Пока идут дебаты о схеме развития газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Мы не согласны с «Газпромом» в том, что общий проект надо разбивать на части и приоритет получают Сахалин, Иркутская область, и только потом доходит очередь до наших месторождений. Вопрос будет решаться в сентябре 2006 года, поэтому нам надо укрепить доказательства своей правоты. В этом смысле строительство нефтепровода укрепляет наши позиции, так как создаваемая для него инфраструктура послужит и будущему газопроводу.
Исходя из всего сказанного, я полагаю, что мы должны одобрить Декларацию о намерениях. Декларация – это намерение, заявление о том, что мы хотим провести нефтепровод, доказательство того, что это будет эффективно и безопасно. Не зря здесь так долго говорили о системе управления проектом, о его безопасности. На этом этапе всё, что положено по закону, нам представили. Мы всё изучили и согласны. На следующем этапе мы будем изучать ТЭО проекта и его раздел ОВОС – оценку воздействия на окружающую среду. Вот там мы можем предъявить конкретные требования: делайте трубу под таким или иным углом, такой-то толщины и т. д. Потом предстоит утверждать три проекта отдельно, по частям, а дальше – проект самого строительства.
Следует создать и общественную систему контроля за ходом строительства. Конечно, Правительство республики будет осуществлять контроль. Но и общественный контроль нужен, тем более что мы апробируем его впервые, и это потом может пригодиться для иных целей. Поэтому я предлагаю принять положительное решение. То, что было добавлено вами по части технических, экологических и иных вопросов, мы принимаем, и в составе решения направим в ОАО «Транснефть», Минэнерго Российской Федерации, чтобы они знали, какие у нас существуют проблемы и точки зрения. Спасибо.
Штыров В.А. Устойчивое развитие: проекты и перспективы.
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2006 год. – Якутск:
Библиотека Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2007г. – С. 57-61.