Нам предстоит большая работа
Публикации за 2007 год
Из выступления Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на 38-м (внеочередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Начиная с 2002 года, мы действовали по специальным пятилетним индикативным программам и планам, которые были разработаны по ключевым направлениям развития республики в областях экономики, социальной сферы, государственного строительства и в целом носили комплексный, системный характер. Сейчас заканчивается плановый период, можно подводить итоги для того, чтобы оценить, что сделано и что ещё предстоит сделать.
Если говорить о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия), то на 2002-2006 годы ставились задачи по стабилизации деятельности базовых отраслей народного хозяйства с небольшим ростом основных показателей их работы. Надо было провести финансовое оздоровление целых отраслей и отдельных предприятий, реструктуризировать государственный сектор, который занимал более 90 процентов в экономическом обороте республики.
Требовалось незамедлительно начать решение ключевых проблемных инфраструктурных вопросов. Одновременно выработать стратегические цели, основные направления и инструменты дальнейшего динамичного развития экономики, начать системную работу по привлечению инвестиций, созданию условий для работы инвесторов в республике.
Сегодня, подводя итоги пяти лет, можно сказать, что в основном эти задачи выполнены. Обеспечен рост промышленного производства в реальном исчислении (без учета инфляции) на десять процентов, производства сельскохозяйственной продукции на восемь процентов, увеличены объемы транспортных перевозок и товарооборот. В совокупности это означает, что в республике больше произведено продукции, выполнено работ, оказано услуг. Таким образом, на 16 процентов увеличился валовой региональный продукт, по его величине и добавленной стоимости на душу населения Якутия вошла в число пяти ведущих субъектов Российской Федерации.
Особое внимание в прошедшее пятилетие уделялось активизации инвестиционной деятельности. В среднегодовом исчислении объём капитальных вложений в народное хозяйство республики более чем удвоился. На развитие экономики Республики Саха (Якутия) из разных источников было привлечено около 180 миллиардов рублей. В алмазодобывающей промышленности компанией «АЛРОСА» построены Нюрбинский горно-обогатительный комбинат, вторая очередь подземного рудника «Интернациональный», введены новые производственные мощности на предприятиях «Алмазы Анабара» и «Нижне-Ленское».
Пущена в эксплуатацию Светлинская гидроэлектростанция, реконструированы угольный разрез «Нерюнгринский» и шахта «Джебарики-Хая». Построены участок Беркакит – Томмот Амуро-Якутской железной дороги и линии электропередачи Томмот – Нижний Куранах, Хандыга – Джебарики-Хая, Мирный – Сунтар, Светлый – Мирный, Хаптагай – Майя. Ликвидированы грунтовые разрывы на дорогах «Вилюй» и «Колыма» и сегодня есть возможность сквозного проезда от западной границы Республики Саха (Якутия) до восточной.
Реализация ряда начатых инвестиционных проектов будет продолжена уже в начавшейся пятилетке. Строятся подземные алмазодобывающие рудники «Мир», «Айхал» и «Удачный», угольные шахты «Денисовская» и «Инаглинская», вторая очередь Светлинской ГЭС, автомобильные дороги «Амга» и «Кобяй», участок Томмот – Кердем Амуро-Якутской железной магистрали. Ведутся опытно-промышленные работы, связанные с освоением новых технологий в золотодобывающей промышленности.
Наряду с традиционными для республики, дан старт развитию новых отраслей. Прежде всего, в нефтегазовом комплексе. Начато масштабное освоение нефтегазоконденсатных месторождений Западной Якутии – Талаканского, Среднеботуобинского, Алинского. Положено начало строительству на территории республики магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». В рамках проекта Восточной газовой программы ведутся работы по обоснованию создания одного из крупнейших в стране центров добычи газа на базе Чаяндинского и других наших газовых месторождений.
В ходе реализации пятилетнего плана освоены новые схемы привлечения средств для инвестиционной деятельности. Например, проектное финансирование, с помощью которого построен пивной завод в городе Якутске. По схеме тарифной окупаемости построена линия электропередачи Хандыга – Джебарики-Хая. На цели развития привлечены финансовые ресурсы за счёт выпуска нескольких серий республиканских облигаций. Удалось привлечь новых инвесторов, ряд из которых является крупнейшими финансово-промышленными группами России. На сегодня в Якутии, помимо АК «АЛРОСА», работают ООО «Евразхолдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром-нефть» подразделения ОАО «Норильский никель», АКБ «Еврофинансбанк» и другие большие компании. Всё это создаёт предпосылки для дальнейшего роста инвестиционного интереса к республике. По инвестиционному рейтингу Якутия занимает ведущие позиции в Дальневосточном федеральном округе и в целом среди субъектов Российской Федерации.
Для Республики Саха (Якутия) базовой отраслью является сельское хозяйство. В 2002 году была принята пятилетняя Государственная программа социально-экономического развития села. Сегодня можно сказать, что при всех сложностях основные программные задачи выполнены, на восемь процентов в реальном исчислении увеличен общий объём сельскохозяйственной продукции. За пять лет на развитие сельского хозяйства направлено в качестве финансовой поддержки, инвестиций и дотаций более 20 миллиардов рублей. Организованы опорные сети машинно-технологических станций и перерабатывающих производств, системы государственных закупок сельхозпродукции и поставок ресурсов для нужд сельхозпроизводителей. Созданы предпосылки для дальнейшего роста доли товарного производства в сельском хозяйстве.
Особое внимание в прошедшие пять лет уделялось инфраструктурным отраслям, обеспечивающим жизнедеятельность народного хозяйства и социальной сферы. За это время удалось решить серьёзную проблему в электроэнергетике республики: ликвидированы дефициты мощностей, которые сложились к началу 2002 года в Центральном энергорайоне и отдельных локальных энергосистемах. Это достигнуто в результате ввода в эксплуатацию Светлинской ГЭС, реконструкции Якутской ГРЭС, реализации программы оптимизации малой энергетики. Создана база не только для того, чтобы гарантировать надёжное текущее электроснабжение, но и обеспечить энергией дальнейшее развитие республики.
Предметом особого внимания было и жилищно-коммунальное хозяйство. В силу ряда причин, которые были связаны с общим экономическим состоянием в целом в стране и в республике в 1990-х годах, к 2002 году Якутия подошла к ситуации, когда практически вся отрасль оказалось в состоянии банкротства. В этой связи были приняты энергичные стабилизационные меры, проведена санация предприятий и реструктуризация их долгов, создано общереспубликанское ГУП «Жилищнокоммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», в отрасль привлечены инвесторы, в том числе АК «Якутскэнерго».
По специальной программе проведена модернизация многих объектов теплового хозяйства, сетей, водоснабжения и водоотведения. Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство республики в целом работает безубыточно. Повысилась надёжность его работы. Показателем снижения аварийности можно назвать то, что в период зимы 2001-2002 годов произошла 31 крупная авария, а в прошлую зиму – всего лишь две.
Как важнейшее условие обеспечения безопасного функционирования систем жизнеобеспечения народного хозяйства и социальной сферы, повышения качества жизни людей, под особым контролем находилось выполнение программы газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия). За пять лет с 2002 года на эти цели направлено восемь миллиардов рублей из разных источников финансирования. В ходе реализации программы введено более 1300 тысяч километров газовых сетей, к которым впервые подключен 31 населённый пункт, 11 тысяч домов получили газ, 70 котельных перевели на газовое топливо. Это в значительной степени способствовало устойчивому функционированию энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
Сложнейшая стабилизационная работа была проведена в отраслях транспортного комплекса. В особенно тяжёлом состоянии находилась авиация республики. Поэтому по специальному плану проводились реструктуризация и укрупнение авиационных предприятий, их финансовоэкономическое оздоровление, выработка новых подходов к дальнейшему развитию. Постепенно началось техническое перевооружение, обновление парка авиационной техники, осуществляется переход на новые типы самолетов – Ан-3, Ан-140 и другие, проводится реконструкция аэропорта «Якутск». Сегодня отрасль работает устойчиво.
Позитивные сдвиги в экономическом развитии Республики Саха (Якутия) позволили приступить к системному решению первоочередных социальных задач. Из них главная – повышение доходов населения. За эту пятилетку реальные доходы населения выросли, с учетом инфляции – на сорок процентов, а номинально – в 2,5 раза. Удалось погасить огромную задолженность по заработной плате по всем отраслям народного хозяйства и районам республики.
За счёт всех источников финансирования введено 1,2 миллиона квадратных метров жилья. Подчёркиваю, что ещё до начала реализации в Российской Федерации национального проекта «Доступное жильё» в республике началась апробация новых форм и методов привлечения средств граждан для строительства жилья. Например, за счёт снижения процентной ставки по кредитам для работников бюджетной сферы, развития ипотеки и других. За пять лет на строительство объектов социальной
сферы направлено более 7 миллиардов рублей. Введены 76 школ – это была особая задача для Правительства республики, поскольку обветшание школьных зданий является одной из острейших наших проблем, решать её предстоит и в будущем. Сданы в эксплуатацию 59 объектов здравоохранения, 13 – культуры, пять – для вузов, четыре – для ССУЗов, четыре крупных спортивных комплекса, больше ста небольших спортивных сооружений в разных улусах и наслегах.
Проведены чемпионат России по вольной борьбе в городе Якутске, Международные спортивные игры «Дети Азии», две спартакиады народов Республики Саха (Якутия), спартакиада по национальным видам спорта. Это, с одной стороны, позволило увеличить массовость занятий физкультурой и спортом, с другой стороны, добиться определенных результатов на общероссийской и международной аренах. Планомерно велась работа по программе развития культуры и кинематографии Республики Саха (Якутия). Якутский героический эпос «Олонхо» ЮНЕСКО признан шедевром мирового нематериального культурного наследия.
На протяжении всех пяти лет продолжалась большая и сложная работа в области государственного строительства Республики Саха (Якутия). На основании совместно принятых решений обеих ветвей власти парламент республики из двухпалатного стал однопалатным. Изменилась система выборов его депутатов: от чисто мажоритарной мы перешли к смешанной – по одномандатным округам и партийным. Думаю, что это позволило повысить эффективность работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) как с точки зрения нашей внутренней законотворческой деятельности, так и с точки зрения взаимодействия с федеральными законодательными органами.
С 2002 года планомерно и целенаправленно велась кропотливая работа по организации местного самоуправления. Была подготовлена необходимая нормативно-правовая база Государственным Собранием (Ил Тумэн), принята целая система подзаконных актов Правительством Республики Саха (Якутия). Администрацией Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) проведена по специальному плану большая организаторская работа по выбору вариантов структуры и формированию муниципалитетов на основе народного волеизъявления. Сегодня в республике уже сложилась, набирает силу и авторитет двухуровневая система местного самоуправления.
Много усилий прилагалось для организации конструктивного взаимодействия на федеральном уровне. Напомню, что в 2002 году Президент Российской Федерации подписал новый вариант Договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия), который действует в настоящее время. На его базе подписан целый ряд соглашений с федеральными министерствами и ведомствами по конкретным вопросам. Активно развивались и межрегиональные связи. На сегодняшний День действуют 10 договоров о сотрудничестве республики с субъектами Российской Федерации, в первую очередь с соседями, которые помогают эффективно объединять усилия в решении многих практических вопросов.
Если подвести итоги прошедших пяти лет в целом, то можно уверенно сказать, что они позитивные. Но, с другой стороны, нельзя не отметить, что были определённые упущения, которые необходимо иметь ввиду в будущей работе. Считаю, что не удалось добиться нужных результатов в развитии цветной металлургии, решить кардинально проблемные вопросы оловодобывающей промышленности, достичь плановых параметров в лесной. Не всё благополучно в реализации Президентской программы социально-экономического развития села, особенно в части традиционных народных промыслов, хозяйственной деятельности в арктических улусах.
Есть проблемы в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Если его организационная структура и материальнотехническая база подтянулись, то новые принципы работы, основанные на активном участии людей в управлении жильём через создание товариществ собственников жилья, внедряются достаточно медленно. При всём внимании к транспортному комплексу всё-таки есть недоработки в дорожном строительстве, особенно в части привлечения в отрасль инвестиций из разных источников. В сфере социальных отношений не удалось до конца решить вопросы пенсионного обеспечения, несмотря на то, что к этому прилагались большие усилия всех органов государственной власти Якутии. Отмечая положительные результаты, мы потому должны осознавать недоработки и упущения, чтобы работать над ними в своём движении дальше.
А как должна развиваться Якутия в будущем? Если говорить об экономической составляющей, то в основе наших действии будет Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которая была разработана Минэкономики России и Правительством республики по поручению Президента Российской Федерации, В настоящее время она проходит согласование в федеральных министерствах и ведомствах и должна быть рассмотрена Правительством Российской Федерации. Схема долговременная, разбита на отдельные периоды, каждый со своими задачами, выполнение которых является промежуточным этапом на пути к достижению стратегических целей. По сути дела, это дорожная карта с вехами, по которым надо двигаться.
Как сформированы стратегические цели экономического развития в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики? К 2020 году Якутия должна стать бездотационным, самодостаточным субъектом Федерации с точки зрения формирования в рамках действующей бюджетной системы бездефицитного консолидированного республиканского бюджета, обеспечивающего полное удовлетворение нормативных текущих социальных потребностей и потребностей развития за счёт собственных доходов. Для этого необходимо увеличить к концу расчетного периода валовый региональный продукт в 2,8 раза, а доходы населения в 3,6 раза. Чтобы достичь этих целей, должна быть организована работа по трём направлениям.
Первое – обеспечение стабильной работы базовых, традиционных для республики отраслей народного хозяйства с небольшим, но планомерным и поступательным ростом основных показателей их работы. Это позволит постоянно воспроизводить и сохранять устойчивость всей нашей региональной социально-экономической системы. Второе – создание за счёт реализации целого ряда инвестиционных проектов новых крупных предприятий в отраслях специализации республики в общероссийском разделении труда и новых производств в отраслях, ориентированных на внутренний республиканский рынок.
Именно они должны обеспечить нужную динамику экономического развития, дать существенную прибавку валового регионального продукта и рост доходов бюджета. Третье – опережающее развитие инфраструктуры, обеспечивающее в масштабах и во времени как бесперебойное текущее функционирование народного хозяйства и социальной сфера, так и их развитие.
Работа по первому направлению – кажется с первого взгляда простой текущей задачей. Но на самом деле она достаточно сложная, потому что необходимо не только обеспечить благоприятные финансовоорганизационные условия работы предприятий, но и реализовать ряд инвестиционных проектов только для того, чтобы поддержать достигнутый уровень производства. Например, в алмазодобывающей промышленности предстоит ввести четыре подземных рудника с учетом возможного строительства шахты на Накынском рудном поле. Исходя из баланса текущих запасов руды и её добычи, потребуется вовлечь в эксплуатацию давно известные, но бедные и малорентабельные алмазные месторождения. Необходимо резко увеличить объёмы геологоразведочных работ на алмазы.
В угольной промышленности необходимо реализовать целый план загрузки мощностей ОАО ХК «Якутуголь», высвобождающихся в связи с исчерпанием запасов на Нерюнгринском угольном разрезе. В том числе, предстоит построить две шахты мощностью 6 млн. тонн добычи угля, вовлечь в работу пласт «Пятиметровый», освоить новое гигантское Эльгинское месторождение коксующихся углей. В цветной металлургии надо возвращаться к сложнейшим проблемам оловодобывающей промышленности, создавать металлургический передел в сурьмяном производстве, осваивать новые технологии извлечения тонкодисперсного золота. И так по всем базовым отраслям. Чтобы поддержать их стабильную работу и обеспечить умеренный рост, требуются усилия, средства и время.
Будущее развитие Республики Саха (Якутия) неразрывно связано с созданием новых отраслей промышленности. Прежде всего, это нефтегазовый комплекс. В конце 2008 года должен быть введён нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» и добыт первый миллион тонн нефти на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении. В дальнейшем необходимо увеличить годовое производство нефти до 12 миллионов тонн совокупной добычи всеми предприятиями. Поэтому, наряду с Талаканом, должны быть реализованы и проекты освоения других наших нефтяных месторождений – Алинского, Среднеботуобинского, Иреляхского и даже тех, открытие которых только ожидается. Также для собственных нужд республики предстоит создать нефтеперерабатывающее производство общей мощностью не менее 1 миллиона тонн, по предварительным расчетам – в районе города Ленска.
Масштабное развитие должна получить газовая промышленность. В соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, и по договоренностям с ОАО «Газпром» к 2016 году должна быть обеспечена добыча газа на уровне 15 миллиардов кубометров, а затем доведена до 35 миллиардов в год. Это позволит республике войти в число ведущих производителей природного газа России. Естественно, что газодобывающие промыслы должны создаваться синхронно со строительством магистрального газопровода, маршрут которого аналогичен трассе нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Предстоит создание и новых предприятий газоперерабатывающей и газохимической промышленности.
В Южной Якутии намечается реализовать проект по созданию ЮжноЯкутского гидроэнергетического комплекса. Хочу особо подчеркнуть, что если раньше энергетику мы рассматривали как базу для развития других отраслей, то в данном случае она выступает в своём новом качестве, как самостоятельный бизнес. Я имею в виду продажу электроэнергии за пределы республики, в том числе на экспорт.
Предстоит создать и новые горно-металлургические комплексы в урановой и химической промышленности, чёрной металлургии. Конечно, задачи у нас огромные, и некоторым кажутся неподъёмными. Но должен сказать, что все эти планы вполне реальные, хорошо продуманы и согласованы на всех уровнях. По большинству проектов, за исключением одного-двух, уже есть инвесторы, и их практическая реализация началась.
В период до 2020 года нам предстоит работать не только по крупным проектам общероссийского и даже мирового масштаба. Одновременно новый импульс должно получить развитие местной промышленности, строительная индустрия, сервисные компании, малый бизнес.
Всё, о чём сказано выше, невозможно без коренной модернизации инфраструктуры. Поэтому ключи к экономическому росту республики находятся в решении третьей задачи – опережающем развитии транспорта и энергетики.
В сфере транспорта главная задача – строительство железной дороги до Якутска с совмещённым автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через реку Лену. Но надо сказать, что в Схеме предусмотрено строительство до 2020 года железнодорожных веток и по другим направлениям: Непа – Ленск, Хани – Олёкминск, Улак – Эльга. Приход железной дороги в Якутск должен обязательно сопровождаться синхронным завершением работ по реконструкции федеральной автодороги «Лена» и строительству дороги «Колыма», дальнейшим строительством федеральной автомобильной дороги «Вилюй» с выходом в Иркутскую область, республиканских дорог «Кобяй», «Амга» и «Умнас» для того, чтобы можно было комплексно использовать эффект от работы железнодорожной магистрали. Потребуется модернизация флота в связи с тем, что изменятся грузопотоки в северо-восточном регионе России и Якутск станет одним из важнейших транспортных узлов Российской Федерации.
В электроэнергетике, помимо создания новых генерирующих мощностей в Южной, Западной и Центральной Якутии, особое внимание будет уделено сетевому строительству с целью объединения отдельных энергосистем республики в единую. Планируется также её присоединение высоковольтными энергомостами к объединённым системам Сибири и Дальнего Востока. В отдельную целевую задачу выделена оптимизация локальной энергетики северных и арктических улусов.
Для нас остаётся вечной заботой, заботой благодарной, развитие села. Правительство Республики Саха (Якутия) сформулировало новый вариант программы социально-экономического развития села, теперь уже на очередные пять лет с основными направлениями до 2020 года. Она прошла необходимые апробацию и обсуждение на разных уровнях. Хочу подчеркнуть, упор в ней сделан на развитие товарного производства. Надо создать условия, чтобы сельскохозяйственная отрасль стала доходной, прежде всего для жителей села.
Будут продолжены работы по газификации населённых пунктов. Приняты Программа газификации населённых пунктов в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и основные направления до 2020 года. В предстоящую пятилетку в первоочередном порядке необходимо обеспечить безопасность газового хозяйства Республики Саха (Якутия). Для этого надо проложить вторую нитку подводного перехода газопровода через реку Лену, завершить строительство третьей нитки газопровода Мастах – Берге – Якутск.
Будут продолжены работы по газификации населённых пунктов Заречья, начата газификация Ленского района и левобережья реки Вилюй за счет Среднетюнгского месторождения. На втором этапе, к 2020 году должна быть полностью завершена газификация Заречной группы улусов и всех населённых пунктов вдоль трасс магистральных газопроводов, начнутся работы в Южной и Юго-Западной Якутии. Хочу обратить Ваше внимание, что с 2007 года начнется газификация сельскохозяйственных производственных объектов: животноводческих комплексов, овощехранилищ, машино-технологических станций.
Иначе говоря, газификация будет сопряжена с Программой социальноэкономического развития села.
Главным содержанием дальнейшей работы в сфере жилищнокоммунального хозяйства, помимо укрепления его материальнотехнической базы, будет переход на новые формы организации юридических, экономических и финансовых взаимоотношений между собственниками жилья и обслуживающими организациями. Имеется ввиду формирование товариществ его собственников, управляющих компаний, расчётных центров, выстраивание системы договорных отношений и взаимодействий между ними. Здесь надо вести осторожную политику, поскольку это непосредственно касается повседневной жизни людей.
Будет большое поле деятельности, прежде всего, для Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), которое должно создать целый свод законов по реализации новых подходов для того, чтобы не пострадало население. При этом надо иметь в виду, что не ставится задача в ближайшие пять лет перейти на полную самоокупаемость коммунальных услуг за счет доходов населения. Система государственных дотации будет пока сохранена.
Экономическое развитие республики не является самоцелью. Гглавная цель – улучшить жизнь людей, а экономика это фундамент для решения социальных вопросов. Но именно её рост увеличивает ресурсные возможности для планируемого повышения доходов населения. Что касается развития отдельных отраслей социальной сферы, то для них уже разработаны пятилетние программы, которые Госсо- брание (Ил Тумэн) республики одобрило. В то же время обращаю ваше внимание на важную особенность плана действий в следующие пять лет в социальной сфере. Будет осуществлён переход к нормативным методам финансирования. Будут ли они нормативно – подушевыми или иными – не в этом дело, главное – на всё должны быть нормативы.
Надо создать стимулы для того, чтобы социальная сфера получила источники саморазвития внутри себя. Дальнейшее экстенсивное развитие нам уже не по силам, а экономия всех видов затрат по отношению к нормативам может стать источником дополнительного самофинансирования социальных учреждений, в том числе дополнительной зарплаты их персонала. В стране существует разный опыт: тюменский, санкт-петербургский, есть наш собственный, потому что отдельные элементы этой системы внедрялись в качестве эксперимента на протяжении последних пяти лет. Работа в этом направлении потребует законодательного обеспечения, огромной практической работы для того, чтобы не были сделаны ошибки уже на старте.
Как я уже отмечал, Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года после её утверждения станет нашим основным документом долгосрочного стратегического планирования. Но уже сейчас новый пятилетний план социально-экономического развития республики на 2007-2011 годы разработан не только как логическое развитие и продолжение работы в предыдущие пять лет, но и исходя из конечных целей Схемы. Он является её первым этапом во временном разрезе. Новый пятилетний план утверждён в установленном порядке, теперь наша задача – его выполнять.
В предстоящие пять лет нам предстоит многогранная работа и в области государственного строительства.
Необходимо продолжить курс на формирование гражданского общества, его общественных структур, их включения в систему принятия государственных решений через консультативные органы. Мы перешли на смешанную систему формирования Государственного Собрания (Ил Тумэн), резко повысив при этом значимость политических партий. Но надо признать, что партии в республике существуют во многом формально, активизируются только в период выборов, не до конца сформировались организационно. Наша задача поддержать партийное строительство, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь партий, создавать условия для их участия в политической жизни, рассматривая это как важную часть магистрального пути развития демократии в Российской Федерации.
Предстоят новые шаги в дальнейшем становлении местного самоуправления в республике, потому что пока во многом выполнена только организационная часть работы. Теперь надо поэтапно, шаг за шагом пройти эволюционный путь развития, наделяя муниципалитеты всё большими полномочиями, оставляя под государственным контролем только стратегические, ключевые направления жизнеобеспечения (северный завоз и некоторые другие).
Предстоит провести мероприятия по административной реформе. При этом я не имею в виду поверхностную часть – организационную структуру управления, хотя и её необходимо совершенствовать. Главное, с одной стороны, разработать критерии оценки, а с другой – конкретные направления повышения эффективности деятельности органов государственной власти.
Будет продолжена линия на активизацию участия республики в решении вопросов на федеральном уровне. Здесь прежде всего необходимо интенсифицировать работу по законодательным инициативам. В этом отношении республика, раньше традиционно ведущий регион Федерации, стала отставать. Углубления требует развитие межрегиональных связей с другими субъектами Федерации, особенно в связи с реализацией экономических проектов, потому что ни один наш крупный проект не замыкается на Республике Саха (Якутия), они носят либо общефедеральный, либо макрорегиональный характер. Их реализация должна быть основана на базе конструктивного сотрудничества в рамках двухсторонних отношений и на основе общих решений, которые можно вырабатывать в рамках работы Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
В 2007 году республика готовится достойно встретить 375-летие вхождения Якутии в состав России. Это событие станет главным в нашей общественно-политической жизни. 1 ноября 2006 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О праздновании 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и основания г.Якутска». Уверен, что юбилейные мероприятия станут важной вехой в истории нашей республики и всей России, подлинным праздником дружбы и братства народов.
Успешное выполнение поставленных задач зависит от единства действий и системного подхода к выполнению работы всеми ее участниками законодательной, исполнительной властями республики, федеральными структурами и органами местного самоуправления, ведущими политическими силами, деловыми кругами, всеми трудовыми коллективами. Совместно предпринимаемые шаги должны быть выверены, согласованы и последовательны, чтобы их результаты дали импульс развитию важнейших отраслей производства, способствовали преумножению потенциала и возможностей граждан республики, стали ощутимыми для людей.
Нам предстоит большая работа, план действий чётко обрисован. Я думаю, что мы вместе его выполним!
“Якутия”, 27 января 2007 год.