Мы обязаны строить и развивать свою экономику
Публикации за 1993 год
Анализируя деятельность Правительства Республики Саха (Якутия) за первый год его работы, очевидно, следует обратиться к фактам, ставшим уже историческими.
К началу 1992 года перестал существовать Союз ССР, перестала действовать союзная система министерств, буквально пронизывавшая всю страну в ее хозяйственной деятельности. К тому времени коммунистическая партия, определявшая стратегию управления народнохозяйственным комплексом Союза, России, Якутии, ушла с политической арены. Новая система управления экономикой в России находилась в стадии становления. Кроме этого, в руководстве Российской Федерации (тогда еще РСФСР) возобладали новые, радикально-рыночные взгляды.
Считалось, что при помощи комплекса макроэкономических мер без активного воздействия со стороны органов государственного управления на конкретные социально-экономические процессы, экономика и социальная сфера могут успешно функционировать и развиваться в режиме саморгуляции. Теперь уже с полной определенностью можно сказать, что взгляд этот был ошибочным. Причин тому много, они могут, да и послужат поводом не только для газетных публикаций, но и для глубоких научных исследований.
Тогда же, в условиях стремительных перемен в политике и идеологии, радикальной смены экономического курса, утраты централизованного целеполагания и разрыва хозяйственных связей, многие предприятия и организации потеряли ориентиры, возникла угроза хаоса в народном хозяйстве.
Наша республика к тому времени объявила о своем суверенитете. С тем, чтобы укрепить государственность Якутии, Верховный Совет проголосовал за введение института президентства в республике. В сложившейся ситуации только что избранного президента буквально одолели руководители предприятий. Их беспокоило то, что разорвались многие, если не все, хозяйственные связи, потеряны рычаги управления. Для того, чтобы все окончательно не развалилось, необходимо было поддержать хозяйство республики и в организационном, и в экономическом плане. Говоря другими словами, потеряв централизованное управление, экономика Якутии должна была найти какую-то новую точку опоры. Ею могла стать только новая система управления республикой.
Следует напомнить, что в декабре 1991 г., после того как Президент вступил в должность, управление экономикой продолжал нести старый Совет Министров республики, структура и функции которого не могли уже удовлетворить требованиям коренным образом изменившейся ситуации. А в составе президентских структур были только Президент, Вице-президент и Руководитель Администрации. Поэтому остро встал вопрос о необходимости скорейшего реформирования системы управления в республике применительно к новым обстоятельствам.
Прежде, чем начинать практические действия, следовало определить, чем должно заниматься и что будет делать Правительство республики в условиях рынка. Какие отношения должны быть с предприятиями Якутии? Ну, а поскольку Республика Саха стала суверенной в составе России, то совершенно однозначно вставал вопрос о новых взаимоотношениях с Федеральным Правительством. Из теоретического анализа этих проблем и вытекал ответ на вопрос о том, какими должны быть структуры управления и их функции.
Подчеркну особо, формального подхода к решению сложного комплекса этих проблем не было. Был глубокий анализ ситуации с учетом опыта стран зарубежья. Не последнюю роль в формировании новой структуры исполнительной власти сыграли наработки по их созданию в странах СНГ, других регионах Российской Федерации.
Модель структуры нового Правительства республики была построена, исходя из концептуального представления, что ускоренная динамика событий, большая степень неопределенности и риска, разнообразие возмущающих факторов в переходный к иной социально-экономической системе период требуют активного участия и контроля со стороны государства за ходом процессов в ключевых сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовной. Соответственно, в структуре Кабинета министров, образование которого было предусмотрено новой Конституцией республики, было сформировано три блока министерств и госкомитетов: экономический, отраслевой и социальный.
При этом в экономическом блоке были выделены подсистемы министерств и госкомитетов макроэкономического и отраслевого регулирования. Четвертый блок составили силовые структуры и контрольные органы, подчиненные непосредственно Президенту. Двадцать четыре руководителя вновь созданных и реорганизованных министерств и госкомитетов вошли в состав Кабинета министров республики. Члены Кабинета министров, заместители Председателя Правительства, возглавляющие блоки министерств, председатель Национального банка, Вице-президент, которому была поручена координация работы Кабинета министров, и Президент составили Правительство республики. Таким образом, состав Правительства шире состава Кабинета министров.
Это связано с необходимостью разделения функций: задача Правительства состоит в выработке стратегических, концептуальных решений, Кабинета министров — в их реализации прямыми и косвенными методами.
По итогам года работы можно сказать, что структура органов государственного управления республики в основном отвечает требованиям сегодняшнего дня. Она позволяет контролировать и направлять в нужном русле социально-экономическую ситуацию в условиях общего развала управления в России, дает возможность анализировать и регулировать происходящие процессы в взаимосвязи и единстве их экономических, социальных, политических и духовных аспектов, диалектически соединяет и разделяет стратегическое и тактическое управление.
Проблема формирования системы управления в республике не исчерпывалась совокупностью вопросов о структуре, функциях, основных принципах и процедурах работы Правительства и Кабинета министров республики в целом. Не менее важной была задача организации работы министерств и госкомитетов на уровне, отвечающем требованиям реформенного времени. Для ее решения требовалось по-новому взглянуть на функции республиканских ведомств в условиях либерализации, в широком смысле этого слова, деятельности предприятий, учреждений, организаций в экономической и социальной сферах при переходе к рынку. Применительно к новым функциям было необходимо модернизировать их внутреннюю структуру. В наибольшей степени это касалось отраслевых министерств.
На основе теоретических разработок и накопленного к тому времени небольшого опыта было определено, что отраслевые министерства в переходный период должны выполнять пять основных функций. Первая — определение перспектив, стратегии развития отрасли. Важность этой функции обусловлена тем, что предприятия республики, на протяжении всей истории своего существования жившие в условиях централизованных плановых закупок их продукции, не имели достаточной собственной информационной базы о состоянии мирового и российского рынков, возможных колебаниях экономической конъюнктуры, дефляторов цен и тарифов, изменениях политической ситуации.
На отраслевые министерства и был возложен сбор, анализ и передача предприятиям стратегической экономической и политической информации. Кроме того, на основе этого анализа осуществлялся выбор перспективных производств, отвечающих критериям, определенным программой структурной перестройки экономики, заслуживающих селективной поддержки государства.
Второй функцией отраслевых министерств было определено нормативное регулирование деятельности субъектов хозяйствования отрасли. Помимо разработки и контроля за соблюдением технических и технологических отраслевых нормативов, с первых же дней либерализации хозяйствования выявилась настоятельная необходимость внедрения лицензирования видов деятельности. Это было связано с тем, что возникло множество новых предприятий разных форм собственности. Зачастую они не имели достаточного опыта и квалификации персонала в избранном виде деятельности, что было причиной массовых нарушений стандартов качества, норм безопасности и экологии.
Поэтому в отраслевых министерствах лицензирование стало одним из основных направлений реализации функции нормативного регулирования. Не менее важно держать под контролем и тенденции экономического и финансового состояния отраслей. Здесь речь идет не об опеке над отдельными предприятиями, а об анализе глобальных изменений в доходности и эффективности целых отраслей под воздействием как текущих, так и долговременных рыночных факторов. Исходя из возможных аналитических сценариев, министерства должны разрабатывать предложения в Правительство республики о мерах по экономическому регулированию деятельности отраслей и предприятий с целью избежания неконтролируемого развития депрессивных явлений.
Функции отраслевых министерств в области кадровой политики далеко не исчерпываются подбором и расстановкой руководителей государственных предприятий. Речь идет о широком подходе к решению проблем высвобождения и переподготовки рабочих и специалистов, регулированию внутри и межотраслевых потоков рабочей силы, подготовки молодежи.
Пожалуй, наиболее острые споры выявились при определении функций отраслевых министерств в отношении государственной собственности. Преодолев крайности разных точек зрения, в конечном итоге были выработаны следующие подходы. Министерства, с одной стороны, участвуют в разработке отраслевых программ разгосударствления и планов приватизации конкретных предприятий, с другой — осуществляют руководство остающейся в распоряжении государства собственностью через участие в работе наблюдательных советов государственных и акционерных предприятий. Они реализуют эти свои функции в тесном взаимодействии с Госкомимуществом республики.
Сомнения вызывало и закрепление за министерствами функций оперативного управления в подведомственных отраслях. Однако, жизнь показала правильность принятых решений в наших условиях Крайнего Севера В основном, министерства сумели избежать мелочной опеки предприятий, но им удалось достаточно четко координировать сложные процессы навигации, ликвидации аварийных ситуаций, концентрации ресурсов на выполнении целевых инвестиционных задач.
Исходя из тщательно разработанных функций министерств, была сформирована их внутренняя структура, определены лимиты численности и содержания. Естественно, стал вопрос подбора руководителей министерств и госкомитетов. И это явилось не столь простой задачей, как кажется на первый взгляд. Скажу откровенно, что здесь столкнулись и групповые, и личные, и политические интересы. Не скрою, были и обиды. Но все же удалось претворить в жизнь принцип, который был намечен. Мы привлекли к работе свежие, молодые силы, принесшие в Правительство новые взгляды и идеи. Вместе с тем, чтобы экономика республики функционировала нормально, было необходимо соблюсти преемственность в управлении.
Поэтому в состав Правительства были включены и люди опытные, владеющие всеми тончайшими нитями управления производством, знающие состояние дел в хозяйстве Якутии сегодня, способные обеспечить более-менее ритмичную работу, особенно на ключевых направлениях: в транспорте, связи, промышленности. Другими словами образовался достаточно сильный сплав опыта и молодости, науки и производства.
Сожалений о таком составе Правительства нет, но поначалу пришлось довольно сложно. Как уже было сказано, мне по поручению Президента пришлось координировать работу Кабинета министров и вести заседания Правительства. Теперь могу констатировать, что если раньше работа Совмина велась размеренно, собирались раз в месяц, то теперь возникла необходимость ее интенсификации и ускорения, в силу беспрерывно меняющейся политико-экономической ситуации в России проводить заседания Правительства еженедельно.
И в то же время из группы способных, знающих, но думающих по-разному членов Правительства, необходимо было создать коллектив, из порой прямо противоположных мнений членов которого вырабатывалась бы единая политика. Потребовалось немало времени для того, чтобы это произошло. Поначалу не было даже единого интереса в Кабинете министров к обсуждаемым проблемам. Но в конечном итоге, думаю, мы смогли привить членам Правительства сознание того, что и каждый в отдельности отвечает за его работу в целом, и все вместе. Следовательно, они должны все знать, понимать, анализировать положение не только в своей отрасли, но и в целом найти подходы к решению экономических, социальных, духовных проблем Якутии.
Процесс формирования такого понимания задач Кабинета министров занял, по моим наблюдениям, месяца четыре. Летом я уже мог сказать, что Правительство действует как сплоченный коллектив. Это принесло положительные результаты. Хотя бы, например, в том, что несмотря на экономическую нестабильность в России, отчего лихорадило и хозяйство Республики Саха, мы завершили 1992 год с бездефицитным бюджетом.
С самого начала Правительство республики не стало копировать или слепо перенимать один к одному существующие модели при переходе к рынку. Мы не можем взять чей-то готовый образец, например, Южной Кореи или Польши, так как должны действовать в едином общероссийском русле. Но и не можем слепо повторять один к одному то, что делало Правительство Е.Гайдара. Понимая как специфические особенности и уязвимые места республики, так и ее преимущества, которые можно поставить на службу экономике и социальному развитию, мы сразу же начали разработку собственного варианта модели перехода крынку.
Раздумья над этим длились довольно долго. Правительство на этот счет не делало каких-то широковещательных заявлений, но интенсивно шел процесс выработки собственной политики. Он продвигался различными путями: и в открытых, и в закрытых дискуссиях, и в совещаниях с участием специалистов различного профиля, и на семинарах, да и просто в кулуарных беседах. Постепенно сформировался целостный план действий, который был изложен в июне 1992 года на сессии Верховного Совета.
Одна из сложностей в его разработке заключалась в том, что нам необходимо было спрогнозировать, как будет развиваться ситуация в целом в России. В течение какого-то времени мы не могли этого сделать. Российское Правительство при всем уважении к нему, уважении лично к людям, его составляющим, вело себя достаточно непредсказуемо. Думаю, что здесь были две основные причины: с одной стороны там были молодые люди, теоретики, которые не очень ясно представляли за что они взялись, а с другой — слишком крутой перелом в жизни огромного государства предусматривают предложенные ими реформы. На этом пути неизбежны изгибы в экономической политике, скороспелые решения, отмена их, принятие новых.
Но уже к середине прошлого года мы могли уверенно предсказать, какие шаги будет предпринимать Кабинет Е.Гайдара в той или иной области, какая будет динамика развития событий. Кроме того, определили и свои слабые места: материально-техническое снабжение и денежно-финансовая сфера. Нет нужды говорить о том, что в этих двух вопросах республика во многом зависима от Российского правительства. Их решение мы и поставили как основные в наших взаимоотношениях с федеральным центром. В этом был надежный задел: подписанные весной 1992 года Федеративный договор и Соглашение по экономическим вопросам. На реализации положений, заложенных в них, мы сосредоточили свои усилия.
Особая работа проводилась по поставкам нефтепродуктов. Потребовалось много доказывать, настаивать и даже требовать. Да и собственными силами проводили большую работу по поставкам на Крайний Север. Мы предложили Российскому правительству ряд вариантов коренного изменения системы доставки грузов, думая о завозе 1992 года. Она должна быть комбинированной, учитывающей рыночные факторы и в то же время сохраняющей государственное влияние. Работая в этом направлении, мы имеем в виду не только себя, но и создание системы поставок в целом на Российский Север.
В части снабжения Якутии товарами народного потребления и материально-техническими ресурсами активно начали налаживаться горизонтальные связи. Много работали с основными поставщиками в различных странах СНГ, областях, краях, республиках России. Было много официальных и неофициальных встреч. Развернута сеть торговых представительств. Безусловно, это сыграло положительную роль в обеспечении населения товарами народного потребления, а народного хозяйства республики всем необходимым для нормального функционирования.
Многим еще памятна весна и лето прошлого года, когда самым популярным словом стало слово «наличка». Правительство республики сделало все возможное, чтобы урегулировать поставку денежных знаков. Для этого использовали и валютные средства. Тогда мы имели несколько запасных вариантов, вплоть до введения собственных, для внутреннего потребления денег. Под контролем была и финансово-кредитная система.
Еще один важный вопрос был предметом постоянного внимания Правительства: справедливые цены на нашу продукцию. Сейчас мы продаем ее, за исключением угля, по мировым ценам. Однако и здесь есть резервы.
Все это в сочетании с целым комплексом мер, предпринятых внутри республики по регулированию цен, уровня заработной платы, социальной защите населения, контролю за производством и инвестициями, помогло сбалансировать работу народного хозяйства республики и закончить 1992 год с удовлетворительными результатами.
Не избежали и ошибок. Наиболее существенная из них — слишком вольготно распоряжались финансами в минувшем году. Были сделаны излишние траты, особенно на уровне районных бюджетов. Мы дали районным администрациям большую чем раньше самостоятельность, и они не смогли ею воспользоваться в полной мере. Произошло это, очевидно, в силу неопытности руководителей и бесконтрольности. Над проблемой более жесткого контроля за использованием финансово-кредитных ресурсов нам и предстоит сегодня работать.
Еще один недостаток. Нам нужно было сформировать какую-то структуру или структуры, которые позволили бы, пользуясь временными превышениями доходов над расходами, финансы прирастить. В нынешнем году это будет одним из главных в деятельности Правительства. Наша задача из алмазной, золотой республики стать еще и финансовой. Это достаточно сложно. Нужны кадры, новые идеи.
Не смогли мы обеспечить контроль и за деятельностью кредитной системы внутри республики. Это тоже считаем крупным упущением в работе Правительства. Коммерческие банки, Национальный банк работают крайне неудовлетворительно, система взаиморасчетов несовершенна. И, признаюсь, мы в этом деле продвинулись недалеко.
Если говорить об итогах года работы Правительства республики в целом, то я бы оценил их положительно. Нельзя сбрасывать со счета, что оно действует в совершенно новой обстановке на неизведанных, полных неопределенности и риска, путях реформы.
Мы обязаны строить и развивать свою экономику. Необходимо остановить спад производства промышленной продукции, остановить инфляцию. Нужно усилить роль государства во всех сферах жизни Республики Саха (Якутия). Крайне осторожно подходить к вопросам реорганизации, особенно социальной сферы. Необходима последовательность в работе Правительства, решительность в проведении как внутренней, так и внешней политики.
Это не декларативные заявления, а жизненная необходимость. И, думаю, мы добьемся положительных результатов, если будем основываться на своем опыте, держа руку на пульсе времени. Основания для оптимизма есть. Семена посеяны добрые, а урожай нам надо вырастить всем вместе.
В. Штыров, вице-президент Республики Саха (Якутия).
Публикация подготовлена пресс-службой Президента Республики Саха (Якутия).
«Правительственный вестник», 18 февраля 1993 г.