Локомотивы преображения
Публикации за 2008 год
Россия, решающая сейчас задачи, которые определят её будущее на много десятилетий вперёд, столкнулась с необходимостью планировать и эффективно реализовывать масштабные инвестиционные проекты, охватывающие территории, равные по площади некоторым европейским странам. Именно политическая и социально-экономическая значимость каждого из них в дополнение к большому объёму инвестиций (не менее 1 млрд.долларов)вызвала к жизни термин «мегапроект».
В докладе «Мегапроекты России», подготовленном к Якутскому экономическому форуму, который пройдёт 6-7 сентября 2008 года, мы обобщили данные на этот счёт по всей стране. Получилось, что в 2008 году более половины субъектов Российской Федерации планируют реализацию подобных проектов. При этом общая сумма прогнозных инвестиций в них превышает 600 млрд. долларов, или почти 50 процентов валового внутреннего продукта России за 2007 год.
Таких целей отечественная экономика не ставила перед собой уже давно. Для меня, как главы крупного Дальневосточного региона, более чем отрадно сознавать, что впервые за долгие годы основной объём этих инвестиций приходится на территорию Сибири и Дальнего Востока. Здесь планируется инвестировать более 60 процентов от общей стоимости всех крупнейших проектов России.
В последнее время наиболее часто употребляется термин «новая индустриализация». Наверное, это не совсем верно. Сейчас нет цели создать отдельные гигантские промышленные предприятия. Скорее следует говорить о «комплексном территориальном развитии», что отражает результат, на достижение которого направлены все заявленные инициативы. Здесь сочетается интерес и частных инвесторов в расширении своего бизнеса, получении доступа к новым ресурсам, повышении эффективности работы, и государства в увеличении налоговой базы, развитии транспортной инфраструктуры, в росте уровня жизни населения. При этом в российских условиях требуемый эффект «кратного роста» нельзя достигнуть политикой «малых дел». Тут необходимы масштабные вложения как государства – в инфраструктуру, образование, здравоохранение, так и бизнеса – в промышленность, сферу услуг, далее везде.
Поэтому логично, что существенный акцент сделан на развитии Сибири и Дальнего Востока, потенциал которых до сих пор не использовался в полной мере. Новые проекты способны обеспечить необходимые темпы социально-экономического развития, сокращение убыли населения на территории Сибири и Дальнего Востока, повышение качества жизни населения, но только при условии их успешной и динамичной реализации. А потому надо с первых шагов разглядеть, какими будут шаги следующие и что может их осложнить.
Реализация столь масштабных задач с большой долей вероятности натолкнётся на значительные риски: от трудностей управления комплексными проектами развития территорий, когда потребуется эффективное взаимодействие многих участников, до нехватки трудовых ресурсов и возникновения экологических проблем. Именно поэтому, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, из-за значительной уязвимости этих территорий, реализация мегапроектов должна осуществляться только при условии соблюдения целого набора ограничений (жёсткое соблюдение существующих и перспективных экологических требований, использование и развитие местного трудового потенциала и другие).
Увеличение масштабов проектов приводит к тому, что риски и последствия осуществления начинают выходить за пределы территории их реализации, а значит, требуются решения на межрегиональном уровне. Серьёзные просчёты в ходе подготовки проекта могут повлечь за собой необратимые последствия не только для его инициаторов, но и для затронутых помимо своей воли сторон (население, экосистемы). Поэтому государство должно учитывать весь комплекс возможных воздействий от реализации подобных проектов и все факторы, влияющие на степень их успешности.
Специфика деятельности компаний, реализующих мегапроекты, как правило, не позволяет им заглядывать за пределы краткосрочного горизонта планирования. При этом практически все долгосрочные риски управления проектами остаются в тени. В таком случае если препятствия на пути реализации проектов и негативные последствия их осуществления будут выявляться только по мере возникновения, то уже не удастся преодолеть их так же эффективно, как в самом начале пути.
На Якутском форуме мы обсудим весь спектр возможных рисков мегапроектов, влияющих и на эффективность их реализации, и на регионы, где они осуществляются.
Учитывая большое количество мегапроектов в России, ключевой проблемой становится системная оценка рисков и прогноз возможного воздействия на социальную сферу, экономику, экологию, технологии и науку, демографию и другие области. Практика показывает, что пока эти прогнозы не формируются в преддверии реализации проектов. Например, наиболее масштабный из мегапроектов – трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» стоимостью около 25 млрд. долларов – проходит значительное расстояние по территории Республики Саха (Якутия).
Только настойчивая позиция республики и вмешательство высшего руководства страны позволили минимизировать экономические и экологические риски его строительства и выбрать оптимальный «северный» вариант трассы нефтепровода. Это лишний раз показывает, что ключевые риски реализации проектов должны открыто обсуждаться на уровне государственных органов власти и общественных организаций, а решения по ним целесообразно принимать с учётом рассмотрения возможных альтернатив реализации проекта.
При подготовке к Якутскому форуму мы провели масштабное исследование, посвящённое рискам и последствиям реализации мегапроектов в России. В результате было выделено несколько наиболее значимых и вероятных видов рисков, способных оказать влияние на осуществление мегапроектов. Это социально-экономические риски, управленческие, финансовые, проектные и технологические, политические и коррупционные, правовые, экологические.
Социально-экономические и экологические риски, а также некоторые политические и финансовые имеют более длительный период проявления. Правовые, управленческие, проектные и технологические, а также коррупционные риски в наибольшей степени влияют на успешность подготовительной стадии мегапроектов и на саму возможность приступить к их реализации. При недооценке каждого из них и отсутствии необходимых решений многие мегапроекты могут просто не состояться.
Значительный объём рисков может возникнуть в сфере управления проектами. В процесс формирования и реализации проекта, как правило, включены десятки органов исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровня, коммерческие организации-инвесторы, подрядчики и субподрядчики, поставщики. Большое количество участников усложняет процесс координации, так что даже принятие решений, не имеющих конфликтного характера и противоречий, может затягиваться на длительное время, что наносит проекту большой ущерб. Кроме того, между разными участниками проекта могут существовать значительные противоречия, которые также приводят к затягиванию процесса принятия решений. В этом случае процедура совместного принятия решений всеми заинтересованными сторонами, то есть различными органами власти и частными инвесторами, может откладывать реализацию проекта на длительное время и, как крайность, привести к его прекращению.
Для минимизации данного вида рисков, на наш взгляд, управление реализацией проекта необходимо передать специально созданной его участниками на коллегиальных началах структуре, которая будет уполномочена курировать весь ход дела и отвечать за достижение ключевых результатов на разных стадиях осуществления проекта. Она ни в коем случае не должна стать структурой, номинально исполняющей некий набор представительских функций, а на всех стадиях проекта представлять интересы его участников и инвесторов, быть способной быстро реагировать на различные обстоятельства и принимать необходимые решения. У нас в республике первой такой структурой стало ОАО «Корпорация развития Южной Якутии».
Её основной задачей является реализация инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Создана она недавно, но уже первый год работы Корпорации подтвердил необходимость организации подобных структур.
Другим примером значимых рисков может стать существование административных барьеров, затрудняющих реализацию любого проекта с самых первых шагов. Тут и чрезвычайно длительное согласование документов, и высокая стоимость подключения к коммуникациям, которую устанавливают компании-монополии, и неопределённость процедур принятия решений в орга нах власти, в результате чего управленческий процесс останавливается. Решением данной проблемы может стать создание на федеральном уровне единой структуры, которой будут переданы функции межведомственной координации мегапроектов со стороны государства.
Такая структура должна взаимодействовать с подразделениями в органах власти, участвующими или контролирующими процесс реализации того или иного мегапроекта. Она сможет получать и анализировать оперативную информацию о проблемах, вызванных существованием административных барьеров, и, взаимодействуя с органами власти, устранять эти затруднения. Именно у неё должны быть сконцентрированы функции по решению проблемных ситуаций, возникающих в процессе реализации мегапроектов, и возможность оперативного согласования всех вопросов, требующих участия государства.
По результатам сводного анализа всех заявленных мегапроектов Республика Саха (Якутия) сейчас занимает первое место среди российских регионов по объёму привлечённых и планируемых инвестиций. Основная часть мегапроектов реализуется в промышленном секторе или в транспортной и энергетической инфраструктурах. Все они входят в разработанную нами совместно с федеральным Минэкономразвития и одобренную Правительством России Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года. Реализация этой долговременной стратегической программы увеличит объём валового регионального продукта в 2,8 раза, рост денежных доходов населения – в 3,6 раза, позволит решить многие социально-экономические проблемы, сдерживающие сегодня развитие Севера и Востока страны.
Таким образом, сегодняшние мегапроекты – это лишь первый этап в обеспечении развития российских регионов. А потому важно осознавать, что все те риски, которые мы не сумеем минимизировать или преодолеть на данном этапе, могут оказать существенное влияние на последующее развитие экономики и социальной сферы. Несмотря на то, что реализуемые и запланированные в настоящее время мегапроекты имеют в основном ресурсную направленность, они стимулируют развитие инновационных, высокотехнологичных и наукоёмких производств. Поэтому в ходе планирования комплексного развития территорий мы обязаны видеть последующие горизонты, без которых мегапроекты теряют свою значимость.
Подводя итог, можно сказать, что нынешние российские мегапроекты – это локомотивы преображения страны. И надо сделать всё необходимое, чтобы они не замедлили ход на рельсах обновления.
Вячеслав ШТЫРОВ,
Президент Республики Саха (Якутия),
«Российская Федерация сегодня», № 16,2008 г.