Локомотив якутской экономики
Публикации за 2009 год
В этом году, как показывает статистика, из-за кризиса практически во всех регионах России наблюдается спад инвестиционной деятельности – в среднем на 20%. А вот Якутия за девять месяцев 2009 г. вложила в реализацию проектов на своей территории 152,8 млрд. рублей, что на 28,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такой результат позволил республике стать победителем VIII общероссийского конкурса «Стратегические инициативы в антикризисных программах» в номинации «За обеспечение инвестиционной привлекательности региональной экономики в условиях кризиса».
Эксперты считают, что всему виной – строительство проходящего по территории Якутии нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). О том, насколько это верно, а также о том, как выживает северный регион в условиях кризиса и что помогает ему уверенно смотреть в будущее, «Нефти России» рассказал Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.
Наша справка
Вячеслав Анатольевич Штыров родился 23 мая 1953 г. в посёлке Хандыга Томпонского района Якутской АССР. В 1975 г. он окончил Дальневосточный политехнический институт по специальности «Инженер- строитель», а в 1991 г. – Академию общественных наук при ЦК КПСС.
С 1975 по 1991 гг. работал на стройках Якутии, прошёл путь от мастера до первого заместителя руководителя строительномонтажного объединения.
С 1991 по 1992 гг. – Министр строительства и инвестиций Республики Саха (Якутия).
В 1992-1996 гг. – вице-президент и Председатель Правительства Республики Саха (Якутия).
С 1996 по 2002 гг. – президент компании «АЛРОСА», народный депутат Государственного собрания (Ил Ту- мэн) Республики Саха (Якутия).
С 2002 г. – Президент Республики Саха (Якутия).
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Орденом Почёта, а также медалями.
Имеет звания «Заслуженный строитель Российской Федерации», «Почётный гражданин Республики Саха (Якутия)», «Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия)». Лауреат Государственной премии имени М.К.Аммосова в области государственного строительства.
В.А. Штыров – кандидат экономических наук, почётный профессор Иркутского государственного технического университета, академик Международной академии наук о природе и обществе, член- корреспондент Международной инженерной академии.
Женат, воспитал двух дочерей.
– Вячеслав Анатольевич, за счёт чего Якутия была признана самым привлекательным для инвестиций регионом России? Только ли благодаря строительству нефтепровода ВСТО?
– Действительно, львиная доля инвестиций пришлась на магистральный трубопровод. По-другому и быть не могло – ведь строится объект государственного значения. Протяжённость нефтепровода (по территории Якутии) составляет 1458 км. Для сравнения, расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга по прямой равняется 635 км.
Якутия является самым труднодоступным регионом России, одним из немногих субъектов федерации, не имеющих прямого доступа к железным дорогам. Его характерные особенности – экстремальные природноклиматические условия, бездорожье, тайга, болота. Летом – мошка, комары. Зимой – снежные заносы и морозы (до -60 0С).
Строителям нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» пришлось пересекать своенравную сибирскую реку Лену и прокладывать трубопровод по самому её дну. Общая длина уложенного дюкера составила 1598 метров. Глубина подводной траншеи достигает 12 м (от уровня воды).
При этом были приняты беспрецедентные меры по обеспечению технической надёжности и экологической безопасности объекта с учётом решений руководства и замечаний общественности Республики Саха (Якутия). В частности, для изготовления труб использовалась сталь высочайшего класса с пределом прочности, на 15% превышающим уровень аналогов, применяемых в обычной практике строительства подводных переходов магистральных нефтепроводов.
Несмотря на все сложности, совместными усилиями нам удалось полностью и в срок завершить запланированные работы. И, конечно, средства были потрачены значительные. Они составили 40% от общей суммы всех инвестиций в республику. Остальные финансовые ресурсы были направлены на реализацию проектов в алмазной, угольной, нефтедобывающей промышленности и других отраслях.
– Оказало ли строительство ВСТО позитивное воздействие на экономику региона?
– Да, безусловно. Для нас реализация нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» проекта изначально была одним из главных приоритетов. По сути, вся республика (непосредственно или косвенно) участвовал в «стройке века». Она стала стимулом создания новых круглогодичных маршрутов наземного сообщения, а также реновации речного флота и строительства магистральных линий электропередачи, которые в перспективе объединят изолированные якутские энергосистемы.
Трубопровод вдохнул жизнь во многие населённые пункты, расположенные вдоль трассы его прохождения. А для нефтяников он стал палочкой-выручалочкой, так как перевёл производство «чёрного золота» из вялотекущего в активное состояние.
– Каким образом сооружение ВСТО отразилось на производственных показателях нефтяных компаний? Хватает ли сейчас углеводородного сырья для обеспечения внутренних потребностей республики?
– До конца 2008 года сбыт углеводородов в регионе ограничивался в основном потребностями жилищно-коммунального хозяйства в котельном топливе. А добыча нефти в республике не превышала 290-300 тыс. т в год.
Конечно, можно было производить больше. Но как транспортировать извлечённые из недр ресурсы? К примеру, объём добычи нефти «Сургутнефтегазом» на центральном блоке Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения ограничивала транспортная схема доставки до потребителя: пропускная способность временного нефтепровода ПМТП- 150 Талакан – Витим составляла 250-260 тыс. т в год.
Начиная с октября 2008 года, с запуска в реверсном режиме участка ВСТО Усть-Кут – Талакан, появилась возможность для более массовых поставок нефти с этого месторождения. Трубопровод позволил нефтяникам наращивать добычу. По итогам 2008 года производство «чёрного золота» на центральном блоке Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения составило 598 тыс. т, что в 2,5 раза превышало показатели 2007 года.
Кроме того, ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» завершило разработку проектов обустройства центрального блока Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения и сооружения подводящего нефтепровода до системы ВСТО. Таким образом, в этом году в Якутии будет добыто порядка 1,2 млн. т нефти, большая часть – на Талакане.
– Насколько богаты нефтью и газом якутские недра? Надолго ли хватит их запасов?
– Наша республика имеет большие перспективы развития нефтегазового комплекса. Общая площадь основных потенциально нефтегазоносных территорий, расположенных в Якутии, превышает 1,5 млн. км2. Основные объёмы углеводородного сырья сосредоточены в Ботуобинском и Вилюйском геологических районах, которые характеризуются наибольшей изученностью на общем фоне других.
По состоянию на конец 2009 г. в Республике Саха (Якутия) запасы природного газа по категории С1 составляют 1302,7 млрд. м3, С2 – 1208,9 млрд.
К промышленному освоению подготовлены запасы нефти, разведанные по категории С1 – 248,0 млн. т (извлекаемые). По категории С2 предварительно оценены запасы в объёме 188,1 млн. т (извлекаемые).
При текущем уровне внутреннего потребления (порядка 1650 млн. м3 газа и 200 тыс. т нефти в год) утверждённых запасов «голубого топлива» хватит на… 1500 лет, «чёрного золота» – более чем на 2 тыс. лет.
В рамках реализации Восточной газовой программы запасы природного газа республики в состоянии обеспечить ежегодную добычу в объёме до 35 млрд. м3 в течение 114-160 лет. Этого вполне хватит для снабжения соседних регионов, особенно Амурской области, Хабаровского и Приморского краёв, нуждающихся в источниках энергообеспечения, а также для поставок в крупных объёмах в страны АТР
А запасы нефти достаточны для ежегодной добычи в объёме до 15 млн. т.
– Когда в регионе нашли «чёрное золото» и «голубое топливо», и сколько после этого понадобилось времени, чтобы начать промышленную добычу углеводородного сырья?
– Наверное, предки, освоившие якутские земли, знали об их богатстве всегда. Ведь нефть, если она есть, сама об этом сигнализирует, появляясь на поверхности. Документально сведения о наличии нефти у нас сохранились с конца XVIII века. В нашем национальном архиве хранится копия походного журнала «Дело о редкостях» сержанта Степана Попова, который по заданию коменданта Якутского уезда Г.Козловского-Угренина летом 1794 г. проложил маршрут в 1878 верст от Оленька до Сунтар с целью поиска полезных ископаемых. Сержант Попов писал: «Вышли на речку Лимпею, которая устьем впала в р. Хатунку с полуденной стороны. Таковым же порядком прошли 20 верст и видели много утёсов и в одном нашли каменное масло».
Позднее мещанин А.С.Бельков писал на имя царя Александра I: «В прошлом 1804 г. по случаю переездов моих по берегу Ледовитого моря в Анабарской стороне найдены были мною соль каменная и таковое же масло, названная Врачебной управой чёрной нефтью».
Конечно, в царское время никто серьёзно поисками и добычей нефти не занимался, так как это было экономически нецелесообразно. Зато в советский период началось освоение недр. Уже в 1925 году Академия наук СССР организовала первую комплексную экспедицию с целью изучения естественных производительных сил республики. За два с половиной года общая протяжённость её маршрутов по Якутии составила более 100 тыс. км.
В дальнейшем исследования продолжились силами Якутской горнотехнической конторы и Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Однако их усилия увенчались успехом только 20 декабря 1948 года, когда из скважины Р-102 (Южно-Тигянская антиклинальная складка) был получен первый в Якутии фонтан нефти объёмом 10-12 м3 в сутки.
А спустя восемь лет в устье реки Вилюй было найдено и «голубое топливо». Струя газа с глинистым раствором достигала более 40 м в высоту. Открытие Усть-Вилюйского месторождения имело огромное научное и практическое значение для дальнейших поисков углеводородного сырья в регионе, так как были окончательно развеяны сомнения скептиков по поводу перспективности территории Якутии для нефтегазового комплекса.
– Кто сегодня осваивает якутские недра? Сколько компаний занимаются добычей углеводородов и насколько успешно?
– К концу 2009 года на территории Республики Саха (Якутия) реализацией нефтегазовых проектов занимаются пять компаний. Наибольший объём работы приходится на ОАО «Сургутнефтегаз», которое разрабатывает Талаканское, Алинское, Верхнепеледуйское, Северо-Талаканское, Восточно-Алинское месторождения, а также Хоронохский, Кедровый, Пе- ледуйский, Юряхский, Станахский и Бахчинский лицензионные участки. ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» работает на центральном блоке Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения и Ку- рунгском лицензионном участке, ЗАО «Иреляхнефть» – на Иреляхском нефтяном месторождении, Мурбайской и Кэдэргинской площадях, ООО «Газпромнефть-Ангара» – на Тымпучиканском газонефтеконденсатном месторождении, Хотого-Мурбайском газовом месторождении.
ОАО «Ленанефтегаз» оказывает этим компаниям операторские услуги по добыче и транспортировке нефти, бурению эксплуатационных и поисковых скважин.
Добычу газа осуществляют также пять компаний: ОАО «Якутгазпром» осваивает Средневилюйское и Мастахское газоконденсатные месторождения; ОАО «АЛРОСА-Газ» – северный блок Среднеботуобинского; ОАО «Сахатранснефтегаз» – локальный участок Среднетюнгского; ООО «Ленск-Газ» – Отраднинское месторождения. «Газпром» приступает к освоению Чаяндинского газонефтеконденсатного месторождения, уникального по запасам и по содержанию ценных компонентов.
В прошлом году предприятия топливно-энергетического комплекса республики увеличили производство в 1,7 раза по сравнению с 2007 годом. Был достигнут максимальный за последние 15 лет объём добычи угля – 12,6 млн. т, что на 3,5% больше, чем годом ранее. Нефти было извлечено 675 тыс. т (в 2007 году – 260 тыс. т).
А вот добыча природного газа в прошлом году составила 1,4 млрд. м3. Могло быть и больше, но газовый рынок республики ограничивается потребностями жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Надо отметить, что газодобывающая и газотранспортная система Якутии состоит из трёх локальных подсистем – Центральной, Западной и Среднетюнгской. Они работают замкнуто и технологически независимо друг от друга. Газоснабжение Центрального энергорайона осуществляется предприятиями ОАО «Якутгазпром» и ОАО «Сахатранснефтегаз». Первое из них добывает природный газ на Средневилюйском и Мастах- ском газоконденсатных месторождениях и поставляет его в магистральные газопроводы, а второе – транспортирует сырьё до конечного потребителя.
В Западном энергорайоне добычу и поставку «голубого топлива» с Северного блока Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения осуществляет ОАО «АЛРОСА-Газ», которое реализует сырьё потребителям Мирнинского района, а также осуществляет его транспортировку по магистральным газопроводам и распределительным сетям. Основными покупателями данного энергоносителя являются «АЛРОСА» и «Якутскэнерго».
Уровень газификации с каждым годом растёт. Не так давно мы проложили газопроводы в сёла Кюбяинде и Усун. Следующий этап – расширение сбыта природного газа за счёт газификации населённого пункта Тербяс и других сёл Вилюйского улуса.
В октябре нынешнего года введён в эксплуатацию участок комплексной подготовки газа Отраднинского газоконденсатного месторождения и налажена подача газа в г. Ленск. Трубопровод протяжённостью 64 км сооружён ООО «Ленск-газ» (дочернее предприятие ОАО «Сахатранснефте-
газ»). Первый котёл котельной «Центральная» АК «АЛРОСА» переведён на использование «голубого топлива». В городе появились новые современные котельные, потребляющие экологически чистые энергоносители, а сжигавшаяся до сего дня нефть (около 50 тыс. т ежегодно) пойдёт на экспорт по нефтепроводу ВСТО.
– Отвечает ли потребностям индустрии и населения газификация Республики Саха?
– Она началась с принятием Государственной программы «Газификация населённых пунктов Республики Саха (Якутия) в 2002-2006 годах и основные направления газификации до 2010 года». До этого времени газификацией был охвачен 41 посёлок в пяти улусах, а также г. Якутск с пригородами.
Реализация же пятилетней программы позволила практически завершить газификацию всех сёл, расположенных вдоль магистрального газопровода Мастах – Берге – Якутск, а также села Кюль Верхневи- люйского улуса. Началось строительство газопровода к селу Бердигестях. Была введена в эксплуатацию основная нитка магистрального газопровода, пролегающего по дну р. Лена, что дало возможность приступить к газификации заречных улусов. На западе республики, в Мирнинском районе, построен магистральный газопровод Чернышевский – Айхал.
Кроме того, благодаря вводу в действие ГРС-2 и реконструкции газовых сетей была повышена надёжность системы обеспечения газом г. Якутска и Центрального энергорайона республики.
В целом за пятилетний период – с 2002 по 2006 гг. – в Республике Саха газифицирован 31 населённый пункт, построено 1362 км газопроводов, переведено на газовое топливо 70 котельных и четыре дизельные электростанции. Благодаря этому экономия составила 30 млн. рублей в год.
– Имеются ли перспективы создания в регионе нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий?
– В сфере переработки нефти похвастаться пока нечем. Производство светлых нефтепродуктов составляет лишь несколько десятков тысяч тонн в год. Но и добыча «чёрного золота» долгое время была столь мала, что вряд ли могла обеспечить потребности даже небольшого нефтеперерабатывающего завода, хотя попытки создать мини-НПЗ на Среднеботуобинском, Иреляхском и Талаканском месторождениях осуществлялись.
Но сегодня, когда пришло время «большой нефти», мы возвращаемся к этой проблеме. Несмотря на экономический кризис, удалось убедить руководство ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» заняться строительством первого в республике НПЗ. Уже в следующем году эта компания завершит проектирование завода на базе Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения. На эти цели выделено 800 млн. рублей. Предварительно согласовано, что мощность предприятия составит приблизительно 500 тыс. т нефти в год, а выпуск дизельного топлива достигнет 200 тыс. т., НПЗ будет сооружён к 2014 году.
Переработка газового конденсата осуществляется на Средневилюйском и Мастахском газоконденсатных месторождениях, владельцем которых является ОАО «Якутгазпром».
На Якутском газоперерабатывающем заводе (принадлежит ОАО «Са- хатранснефтегаз») ведётся расширение производства, в частности в этом году завершено строительство дополнительных резервуаров.
Конечно, принципиально иные масштабы развития газовой отрасли мы связываем с Восточной газовой программой, практическая реализация которой на территории Республики Саха (Якутия) уже начата ОАО «Газпром».
В соответствии с Планом первоочередных мероприятий между ОАО «Газпром» и Правительством Республики Саха (Якутия) в июле 2007 года заключено Соглашение о сотрудничестве.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 г. №1707-р пять крупнейших месторождений Республики Саха (Якутия) отнесены к месторождениям, имеющим стратегическое значение для газоснабжения Российской Федерации (Чаяндинское, Таас-Юряхское, Верхне- вилючанское, Среднетюнгское и Соболох-Неджелинское).
В 2008 году Чаяндинское газонефтеконденсатное месторождение передано на бесконкурсной основе в пользование ОАО «Газпром» – собственнику Единой системы газоснабжения.
В течение 2009 года ООО «Газпром инвест Восток» изучило всю транспортную инфраструктуру юго-западного региона Республики Саха (Якутия) в части организации доставки грузов наземным (зимники), водным (период навигации) и воздушным видами транспорта на Чаяндинское месторождение, а также сформированный здесь фонд скважин.
Оператор геолого-разведочных работ ООО «Газпром нефть шельф» занимается бурением разведочных скважин и организацией подъездных путей в южной части Чаянды. Подрядчиком в лице ООО «Татнефтегео- физика – Групп» начаты подготовительные работы по сейсморазведке на нефтяной оторочке месторождения.
21 августа 2009 года на совещании под председательством В.В. Путина в г. Мирный Республики Саха (Якутия) были обозначены конкретные сроки разработки и освоения Чаяндинского газонефтеконденсатного месторождения (2016 год), в том числе нефтяной оторочки месторождения (2014 год). Строительство газотранспортной системы Якутский центр газодобычи – Хабаровск начнётся с 2012 года, то есть сразу после завершения строительства газотранспортной системы Сахалинский центр газодобычи – Хабаровск – Владивосток.
В рамках федеральных целевых программ и других федеральных стратегических документов проводятся мероприятия по опережающему развитию транспортной и энергетической инфраструктур территорий, примыкающих к Якутскому центру газодобычи. Это позволит обеспечить их электроэнергией и создаст условия для круглогодичного доступа транспорта к осваиваемым месторождениям, а также к объектам магистрального газопровода, газопереработки и газохимии.
Например, уже в 2010 году будет завершено строительство высоковольтной линии (ВЛ) 220 кВ «Сунтар-Олёкминск» в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Указанная линия будет обеспечивать энергоснабжение НПС-14 «Олёкминск» трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Учитывая, что трасса газотранспортной системы Якутский центр газодобычи – Хабаровск будет проходить в одном коридоре с трассой ВСТО, мощности данной ВЛ позволят осуществлять энергоснабжение и других объектов ОАО «Газпром».
Ведётся проектирование высоковольтной линии Мирный – Ленск – Пеледуй, которая в перспективе будет задействована для энергоснабжения объектов Чаяндинского месторождения.
На Талаканском месторождении силами ОАО «Сургутнефтегаз» построена газотурбинная электростанция, мощность которой достаточна не только для производственных объектов этой нефтяной компании, но и других недропользователей, в первую очередь ОАО «Газпром».
Силами ООО «Востокнефтепровод» (дочернее предприятие ОАО «Транснефть») ведётся сооружение дорог вдоль трассовых и технологических проездов, уже обеспечен сквозной проезд от г. Алдан до НПС-14 «Олёкминск». «Сургутнефтегазом» введена в эксплуатацию автодорога Талакан-Витим. Построены и введены в эксплуатацию вертолётные площадки на нефтеперекачивающих станциях ВСТО, а также по линейной части этой трубопроводной системы. Данные объекты также будут востребованы при строительстве газотранспортной системы Якутский центр газодобычи – Хабаровск.
Федеральной целевой программой «Развитие транспорта России на 2010-2015 гг.» предусмотрено строительство федеральной автодороги «Вилюй», трасса которой также проходит в непосредственной близости от нефтегазовых месторождений Западной Якутии.
Таким образом, на условиях государственно-частного партнёрства, за счёт средств федерального и регионального бюджетов и средств недропользователей, уже к 2012 году в инфраструктурном отношении как само
Чаяндинское месторождение, так и предполагаемая трасса газотранспортной системы Якутский центр газодобычи – Хабаровск будут подготовлены для организации широкомасштабного освоения.
Сжатые сроки ввода в эксплуатацию Чаяндинского газонефтеконден- сатного месторождения требуют консолидации усилий многих федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. ОАО «Газпром» и других российских компаний по опережающему проектированию и строительству объектов обустройства и инфраструктуры – необходимых сооружений на буровых, трубопроводов, автомобильных дорог, линий электропередачи, базовых посёлков и городов.
Создание Якутского центра газодобычи позволит сформировать условия для динамичного социально-экономического развития региона, повышения активности и уровни жизни в Республике Саха (Якутия). Появятся новые рабочие места, вырастет занятость жителей республики, социальная стабильность будет обеспечена на долгую перспективу.
На условиях государственно-частного партнёрства Республикой Саха (Якутия) совместно с федеральным центром и частными инвесторами ведётся активная работа по организации перерабатывающих производств в рамках Инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», предусмотрено строительство газохимического комплекса в Ленске (для извлечения и хранения гелия и других ценных компонентов природного газа), а также строительство завода моторных топлив в Алдане.
Предполагается, что продукция этого завода будет поставляться для нужд южного региона республики, при этом в случае наличия излишков она может реализовываться как в южном направлении (за пределы республики), так и в северном (для нужд центрального региона республики). Предполагается, что на ГХК в Ленске на первом этапе гелий будет утилизироваться для хранения в подземных хранилищах, другие виды продукции (полиэтилены, полипропилены и т.д.) – вывозиться за пределы республики для нужд химической отрасли Российской Федерации по предусмотренной в «Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 г.» железнодорожной ветке Усть-Кут – Непа – Ленск.
– Вячеслав Анатольевич, теперь, когда многое уже сделано, республика может почивать на лаврах или есть ещё над чем работать?
– Мы только в начале пути, останавливаться нельзя. Якутия один из немногих субъектов федерации, где разработана комплексная стратегия развития, основанная на реальных долгосрочных целях и задачах. И, несмотря на финансовый кризис, эти планы претворяются в жизнь.
Сотрудничество органов власти федерального и регионального уровней предполагает дальнейшее внедрение принципов государственно-частного партнёрства. Сейчас, когда с развитием инфраструктуры открываются новые возможности, надо удвоить усилия по созданию новых производственных мощностей, чтобы экономика региона заработала более эффективно. К 2015 году планируется построить Амуро-Якутскую магистраль, которая соединит столицу нашей республики с общей железнодорожной сетью страны. А к 2020 году за счёт введения в эксплуатацию новых производственных объектов в Якутии появятся более 100 тыс. новых рабочих мест.
Важнейшей задачей, если хотите – мегапроектом республики, становится подготовка кадров из числа местных жителей для работы на проектируемых и строящихся предприятиях.
21 октября нынешнего года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ ««О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах». Согласно данному документу, на базе ряда учебных заведений Якутии будет создан Северо-Восточный университет.
У нас есть и другие задачи. На новом этапе исторического развития необходимо предпринять шаги, которые позволят нам укрепить экономику и социальную сферу.
«Нефть России», № 12, 2009 г.