Для Дальнего Востока нужны долговременные горизонты планирования
Публикации за 2009 год
Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров прокомментировал пресс-службе Президента и Правительства республики и НВК «Саха» итоги состоявшейся 12 августа в Сочи рабочей встречи с Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.
В.А. Штыров отметил, что на этой встрече обсуждались вопросы, которые касаются долгосрочной перспективы развития Дальнего Востока и Республики Саха (Якутия). Одним из основных моментов стало обсуждение проекта Стратегии развития Дальнего Востока на период до 2025 года. Она разрабатывается по решению Совета Безопасности Российской Федерации и до конца нынешнего года должна быть утверждена Правительством России.
На основе анализа внешних и внутренних условий и рисков, а с другой стороны – возможностей макрорегиона Стратегия должна определить желаемый облик Дальнего Востока к концу расчётного периода, дать его качественные и количественные характеристики, поставить цели, которых надо достичь, и задачи, которые надо решить. Но для достижения этих целей и решения этих задач необходим хорошо работающий механизм. В качестве такого механизма Президент республики предложил принять долговременную программу развития Дальнего Востока, рассчитанную на период действия Стратегии – до 2025 года и разбитую на три пятилетних периода.
Да, это совершенно не соответствует ныне принятой в стране системе трёхлетнего планирования. Значит, надо её менять, ломать сложившиеся стереотипы. Это необходимо потому, что в любой текущей, даже сиюминутной, деятельности надо всегда не упускать из виду конечных стратегических целей. Трёхлетний горизонт планирования не позволяет это сделать, он всегда является реакцией на сложившиеся конкретно сегодня обстоятельства, а не исходит из дальних задач. Путь к цели разбивается на мелкие кусочки, из которых можно и не собрать целое.
Расширения горизонта государственного планирования требует и то, что для достижения целей Стратегии развития Дальнего Востока необходимо реализовать целый ряд крупнейших инвестиционных проектов. В первую очередь это проекты, связанные с созданием в макрорегионе общенациональной инфраструктуры: реконструкция Транссиба и БАМа; сооружение новых железных дорог Якутск – Магадан, Усть-Кут – Непа – Ленск, Селихино – Ныш, Супкай – Самарга, Шимановск – Гарь – Февральск; реконструкция и строительство автомобильных дорог «Амур», «Уссури», «Восток», «Лена», «Колыма», «Вилюй», Магадан – Анадырь, Лидога – Ванино; формирование объединённой энергосистемы Дальнего Востока с соединением её через системные узлы связи с действующей объединённой энергосистемой Сибири; прокладка магистральных нефте- и газопроводов из Восточной Сибири на побережье Тихого океана.
Не менее масштабны и проекты развития отраслей специализации Дальнего Востока в общероссийском разделении труда: Восточная газовая программа; создание нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности; организация горно-металлургических кластеров в Южной Якутии, Амурской и Магаданской областях; реконструкция традиционных центров машиностроения и судостроения в Хабаровском и Приморском краях; дальнейшее развитие лесной и рыбной промышленности. Все эти проекты требуют участия государства: либо прямого, либо через подконтрольные ему естественные монополии, либо в рамках системы государственно-частного партнёрства. Но они являются долговременными и не могут основываться на краткосрочном периоде планирования.
Следовательно, и государственное планирование должно быть долговременным. Конечно, в условиях рынка, когда все экономические процессы носят вероятностный характер, планы не могут быть строго детерминированными, директивными. Поэтому предлагается создать систему с целевыми прогнозными пятнадцатилетними планами и более жёсткими индикативными пятилетними.
Для современной Российской Федерации такая постановка вопроса необычная, новая. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев высказал интерес к этой теме и дал поручение Правительству Российской Федерации проработать вопрос в общей постановке и в практическом преломлении применительно к Дальнему Востоку.
На встрече обсуждалась также проблема обеспечения дальневосточников жильём. Президент республики В.А. Штыров отметил, что «нужна специальная жилищная программа для Дальнего Востока, которая бы отличалась от стандартных, которые приняты в Российской Федерации. Сейчас все говорят: «Ипотека, банки, кредиты», но для нас это не очень приемлемо, потому что из-за дороговизны строительства, если посчитать, сколько надо взять кредита на покупку квартиры и выплатить за него процентов, то наш уровень жизни не позволяет это сделать. Поэтому людям нужна государственная помощь либо в оплате части кредита, либо процентов по нему, в том числе и из федерального бюджета. Конечно, эта помощь должна быть обусловлена обязательством гражданина перед государством по стажу работы на Дальнем Востоке, может быть, другим параметрам».
В.А. Штыров привёл в пример развитие Западной Якутии, когда строятся не только крупные промышленные предприятия нефтегазового комплекса, но и планируется создание целых новых посёлков и городов. И здесь необходимо отработать механизм государственночастного партнёрства в жилищном строительстве, где совмещались бы интересы и дела, и человека. «Нет смысла строить производственные мощности, когда люди там не живут, и мы же не достигаем своей главной цели, чтобы Дальний Восток был заселён. В дальневосточной программе должны быть другие подходы и по сносу ветхого жилья, и по строительству школ и детских садов», – отметил Глава республики. Было внесено предложение выделить вопросы социальной сферы Дальнего Востока отдельным разделом в предлагаемую Программу развития Дальнего Востока до 2025 года. Д.А. Медведев согласился с такой постановкой вопроса.
Далее были рассмотрены вопросы, касающиеся Крайнего Севера России. В.А. Штыров акцентировал внимание на проблемах жизни коренных малочисленных народов Севера в свете принятых федеральных законов об охоте, о рыболовстве, земельного и налогового кодексов.
«Получается, что каждый новый закон всё ухудшает и ухудшает положение наших коренных малочисленных народов. Приняли, например, законодательство об охоте. В соответствии с его положениями охотничьи угодья распределяются на аукционе. Значит, надо выиграть аукцион и заплатить… Специалисты посчитали, что в наших условиях необходимо 28-30 тысяч гектаров на одного охотника, поскольку наша северная природа богата качеством объектов промысла, но бедна их количеством, нужны большие угодья. При расценке 50 рублей за гектар угодий получается порядка полутора миллионов рублей. Это, конечно, по максимуму, могут быть и другие цифры – поменьше. Ну, где взять человеку такие деньги? Да и почему должны платить люди, жизнь которых веками основана на этом традиционном занятии на родовых территориях предков?
По новому законодательству о рыболовстве даже для собственного пропитания люди должны брать лицензии, с выполнением всех бюрократических процедур по полной программе… Те же оленеводы должны платить за свои пастбища, и для них не предусмотрено никаких льгот и скидок. Если учесть, какие огромные площади требуются для выпаса оленей, то получаются миллиарды рублей. Абсурд. Эти деньги никто и не платит. Но по закону-то ведь положено».
В.А. Штыров обратился к Президенту с просьбой дать поручение федеральным структурам сделать анализ всех нормативных документов, которые касаются коренных малочисленных народов Севера, на предмет выявления положений, ущемляющих их права.
«Эта большая комплексная проблема, которая назрела для решения. Я должен сказать, что Президент России очень внимательно отнёсся к ней, он эту проблематику знает. Им было дано поручение Правительству Российской Федерации рассмотреть этот вопрос совместно с северными субъектами Федерации и подготовить специальный доклад».
Следующий обсуждаемый вопрос касался бюджетных взаимоотношений. Глава республики обратился к Д.А. Медведеву с предложением внести изменения в бюджетное законодательство, в части мобилизации финансовых средств в региональных бюджетах на проведение навигационного завоза ресурсов в районы Крайнего Севера.
«Из вопросов, касающихся непосредственно Республики Саха (Якутия), с Президентом России обсуждалась организация очередных международных спортивных игр «Дети Азии». Они стали масштабными, приобрели значение для всей Российской Федерации. Мы сделали предложение, чтобы следующие Игры прошли под эгидой Президента, был издан его соответствующий специальный указ, был сформирован оргкомитет на федеральном уровне, чтобы придать этому общегосударственное значение».
В.А. Штыров отметил, что встреча была конструктивная. Д.А. Медведев очень интересовался жизнью якутян, проблемами республики. По итогам встречи Президент России дал поручения рассмотреть Правительству, федеральным министерствам и ведомствам все поставленные вопросы, сообщила пресс-служба Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).
ЯСИА, 28 августа 2009 г.