Публикации за 2006 год

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на II заседании Совета Федерации профсоюзов Якутии 6 апреля 2006 года

Первомай – яркий праздник Весны и Труда, шествующий по планете уже более века. Его главный лозунг: «Солидарность и единство, свобода и справедливость!», ведь этот праздник исторически связан с отстаиванием социально-экономических прав трудящихся.

Руководство Республики Саха (Якутия) работает в тесном контакте с профсою­зами, которые являются выразителями и защитниками интересов трудящихся. Такое сотрудничество оказывает содействие развитию народного хозяйства и уси­лению социальной защиты всего населения республики. Опыт профсоюзного дви­жения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) показывает, что у власти и самой массовой общественной организации есть и желание, и возможности для партнёрских отношений на благо народа. Диалог сторон – один из действенных способов поиска пути решения экономических и социальных проблем.

И в преддверии праздника 1 Мая мы предлагаем вашему вниманию высту­пление Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова о развитии со­циального партнёрства в республике на II заседании Совета Федерации профсою­зов Республики Саха (Якутия).

Уважаемые товарищи!

На протяжении многих лет сложилось конструктивное взаимодействие между Пра­вительством Республики Саха (Якутия), органами государ­ственной власти республики в целом и профсоюзами, которое основано на понимании того, что профсоюзное движение и профсоюзы представляют не­посредственно трудовые кол­лективы. Здесь Александр Нико­лаевич Ким-Кимэн говорил о том, что членов профсоюзов у нас сегодня более 200 тысяч человек – это примерно половина всех работающих, а на некоторых предприятиях и в некоторых отраслях их число составляет до 90% от всего персонала.

Поэтому кому, как не профсоюзам представлять интересы трудящихся. В этой связи мы продолжаем то конструктивное сотрудничество, кото­рое было налажено раньше, когда начала активно работать трёхсторон­няя комиссия по урегулированию трудовых отношений, а республикан­ские профсоюзы впервые получили право инициативы в разработке нормативно-правовых актов Республики Саха (Якутия).

Каждому времени присущи свои проблемы. Вот и на новом этапе развития республики мы должны сосредоточить усилия в рамках нашего сотрудничества на нескольких наиболее актуальных на­правлениях.

Прежде всего, необходимо усовершенствовать и активизиро­вать работу по заключению тарифных соглашений. Она должна начинаться на республиканском уровне с работы трёхсторонней комис­сии: правительство – профсоюзы – работодатели, затем должна быть продолжена на отраслевом уровне и, наконец, дойти до коллективных договоров на конкретных предприятиях. Казалось бы, схема действий давно выстроена, отработана и надо просто следовать ей, но новые об­стоятельства требуют изменений.

В первую очередь, необходимы изменения организационного харак­тера. В течение ближайшего месяца мы должны поменять сторону в си­стеме трёхсторонних отношений, представляющую работодателей. Нам предстоит провести специальную конференцию Союза товаропроизво­дителей Республики Саха (Якутия) с широким участием представителей деловых кругов и сформировать новый общественный орган, который и будет представлять работодателей в трёхсторонней комиссии. Мы должны также рассмотреть и вопрос, который прозвучал уже с этой три­буны – чтобы республиканские министерства в случаях, если речь идёт о тарифных соглашениях в бюджетной сфере, тоже имели возможность выступать стороной в качестве работодателей.

Но главное – содержательный аспект работы республиканской трёх­сторонней комиссии. До сих пор мы основное внимание уделяем лишь одной части всей сложной структуры заработной платы – мини­мальной тарифной ставке. Нам же надо перейти к более сложному анализу и расчёту необходимого уровня оплаты труда.

Приведу пример. Вот с этой трибуны представитель профсоюза жилищно-коммунального хозяйства начинает говорить с некоторой до­лей угрозы о том, что «мы перейдём на федеральные тарифные ставки, иначе завалим производство». Не перейдёте и не завалите. Ведь такое решение означало бы, что в очередной раз мы должны поднять цены на коммунальные услуги примерно на 25%. Вот здесь сидят представи­тели профсоюзов других отраслей. Спросим: согласны ли они на это?

Нет! Тогда как быть? Зарплата мала, а тарифы и цены поднять нельзя, их просто платить будет некому. А вот давайте заглянем внутрь фонда заработной платы в себестоимости коммунальных услуг, который уста­навливает Региональная энергетическая комиссия. Мы увидим, что там достаточно возможностей и условий для того, чтобы существенно повы­сить зарплату при установленной минимальной тарифной ставке. И на многих предприятиях жилищно-коммунального хозяйства фактическая зарплата превышает средний уровень по республике и достигает уровня промышленных предприятий. Это там, где правильно построена система оплаты труда на основе использования внутрифирменных нормативов и хозяйственного расчёта.

Якутия. Мирнинский район. Обсуждение вопросов оплаты труда на встрече Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова с коллективом строителей Вилюйской ГЭС-3

Кроме того, в скобках, подчёркиваю: кто хочет получать федеральную тарифную ставку, тот будет получать и федераль­ный районный коэффициент, который, как известно, на 30% ниже респу­бликанского. Я привёл этот пример специально для того, чтобы показать, что вопрос не только в тарифной ставке. Мы должны рассматривать системы оплаты труда в целом, со всеми их составляющими. Это новый, более сложный подход.

Определённые принципы должны быть сформированы на уровне республиканской трёхсторонней комиссии, а дальше мы должны детализировать их на отраслевом уровне. Я думаю, что это даст нам возможность, с одной стороны, сба­лансировать все тарифы в республике и зарплату внутри них, а с другой стороны, использовать резервы и хозрасчётные механизмы для повы­шения оплаты труда. Вот это первое направление в области заработной платы, по которому, как мне кажется, пришло время нам более активно вместе с профсоюзами поработать и выработать новые подходы.

Второе направление касается не производственных предприя­тий, а бюджетной сферы. Александр Николаевич сказал, что профсо­юзы республики за то, чтобы по всей стране была единая тарифная сет­ка для бюджетников. Правительство республики тоже было за это, и мне неоднократно приходилось выступать по этому поводу на федераль­ном уровне, но сегодня в стране взят другой курс и события будут раз­виваться по-иному. Тарифные ставки и сетки, по мнению Правительства Российской Федерации, должны иметь только справочно-расчётный ха­рактер. А бюджетные отрасли будут всё больше переходить на платные услуги. В зависимости от особенностей отраслей по-разному будет раз­виваться схема их коммерциализации.

Например, если мы говорим о том, что в стране по инициативе Пре­зидента Российской Федерации введено всеобщее среднее 11-летнее образование, а я напомню, в республике у нас оно вообще никогда не отменялось, значит, что в чисто коммерческом плане систему среднего образования невозможно построить, раз оно всеобщее и обязатель­ное. Тогда подходы планируются другие. Прежде всего, это переход на нормативное финансирование. Чтобы перейти на нормативное финан­сирование, надо реализовать принцип: деньги идут за учеником. Что это означает? Это означает, что должны быть рассчитаны нормативы на одного ученика. Сколько есть в школе учеников, столько и получает школа денег, а куда уже тратит – на зарплату, на мебель или компьюте­ры – это дело самой школы и её Попечительского совета.

В системе здравоохранения планируется в чём-то схожий подход. Сколько обслужит врач больных, столько медучреждение и зарабо­тает денег. При этом оплата за больного будет идти как из бюджетных средств разного уровня по социальной норме, так и за счёт собствен­ных средств, заработанных медиками сверх нормы.

Ну ладно, заработали деньги школы и больницы за образовательные и медицинские услуги, получили их из бюджета, системы соцстраха или от граждан, оплатили материальные ресурсы и услуги. А дальше-то что? Как остаток распределить на зарплату? Вот тут, в отраслях и должны быть созданы свои системы оплаты труда, учитывающие его квалифика­цию, количество и качество.

Якутия. Жиганский улус. В сельской участковой больнице. с. Кестетем

Это главные идеи, которые сегодня существуют в схемах построения финансирования и оплаты труда в бюджетной сфере. Вы видите, совсем другое дело, чем наши пожелания сохранить единую тарифную сетку по всей России. Всё, что было сказано выше, это только максимально упрощённая схема возможной оплаты труда в образовании и здраво­охранении. Наша же задача – на основе этих общих идей сформировать до мельчайших подробностей детально разработанную эффективную систему. Здесь нужно хорошо поработать не только отраслевым мини­стерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия), которые на каждую проблему смотрят через свою призму, но и с участием широкой обще­ственности, в том числе – профсоюзов.

У нас есть большое поле для взаимодействия и в области кон­троля за реализацией национальных проектов. На первый взгляд, национальные проекты – это короткие программы, рассчитанные на два года. Но на самом деле уже сегодня на уровне Президента и руко­водства Российской Федерации совершенно чётко сложилось убежде­ние, что это долговременные проекты, которые будут продолжаться многие годы. В первые два года мы должны пройти организационную стадию, научиться работать, а дальше углубить и развить национальные проекты.

Среди них для нас особо важен проект «Доступное и комфортное жильё – гражданам России». Сегодня в жилищном строительстве Республика Саха (Якутия) является лидером в Дальневосточном федеральном округе. Четыре года подряд занимаем первое место на Дальнем Востоке по объёмам сноса ветхого и ввода нового жилья. Для примера я могу сказать, что в 2004 году только в городе Якутске сдано жилья больше, чем в Хабаровском крае в целом, хотя там 1,6 млн. чело­век, а в Якутске, как известно, около 250 тысяч. В республике стали ис­пользоваться различные схемы финансирования строительства жилья – это бесплатное жильё для ветеранов Великой Отечественной войны, социальное жильё, жильё за счёт средств предприятий по кре­дитным и безвозмездным ссудам, ипотека.

Вот уже два года работает схе­ма субсидирования процентных ставок для бюджетников. Всё это даёт положительный эффект. Однако пока этого мало для резкого ускорения темпов строительства жилья. Поэтому, начиная со следующего года, Правительство Республики Саха (Якутия) планирует значительно увели­чить объёмы ипотечного кредитования жилищного строительства, ког­да первый взнос осуществляется гражданином за счёт кредитов банков по залоговым схемам. Для этого готовятся специальные финансовые резервы, и эти системы будут внедряться. Мы также планируем при­нять решения, которые позволили бы нашим предприятиям, особенно крупным, таким, как ОАО ХК «Якутуголь», АК «АЛРОСА», АК «Якутскэнер- го», да и большой массе средних предприятий, начинать кредитовать за счёт собственных средств по льготным схемам своих сотрудников на строительство жилья. Могут быть и иные предложения. И я призываю профсоюзы к совместной работе.

Представителей профсоюзов мы включили в свои рабочие группы по реализации национальных проектов, но в принципе не только эта фор­ма взаимодействия может быть реализована, мы готовы выслушать все другие предложения, которые могут быть вами сформулированы.

Нам вместе нужно рассмотреть и вопрос о состоянии нашей ре­спубликанской инфраструктуры по организации лечения и отдыха трудящихся. Те времена, когда мы могли перемещаться по всей стра­не за счёт специальных льгот, которые были предусмотрены в общем трудовом законодательстве СССР и специальном законодательстве по Крайнему Северу, уже прошли. Значительная часть работодателей не имеет возможности оплачивать проезды для своих работников. С боль­шим трудом изыскиваются средства на оплату проезда бюджетникам в полном объёме. Поэтому необходимо думать о развитии собственной сети здравниц и индустрии отдыха и оздоровления в республике. Исто­рически большинство санаториев, курортов и домов отдыха принад­лежало либо профсоюзам, либо крупным предприятиям.

Предприятия, за исключением единиц, давно отказались от содержания этих соци­альных объектов, считая их экономической обузой, а в профсоюзах, к сожалению, они находятся в крайне запущенном состоянии. Об этом надо прямо говорить. Я думаю, что мы должны совместно с Правитель­ством Республики Саха (Якутия) найти формы оказания финансовой и иной поддержки профсоюзам в содержании и развитии сети оздоро­вительных учреждений. Главное – обеспечить непрерывный механизм финансирования и функционирования этих структур для того, чтобы их оживить и навести там порядок. В следующие пять лет по специальному плану реконструировать и создать новую сеть здравниц в Республике Саха (Якутия). Правительство этим начало заниматься. Ждём конструк­тивного подхода от профсоюзов, чего, к сожалению, раньше не было.

У нас очень много совместных вопросов, которые мы должны вместе решать и на политическом уровне. Прежде всего, это во­просы, которые связаны с пенсионным обеспечением. Вы знаете, что тема справедливых пенсий для Президента и Правительства Республи­ки Саха (Якутия) была одной из ключевых в работе во все последние четыре года. Конечно, мы смогли кое-что сделать, например, локально сохранили районный коэффициент к пенсиям для некоторых катего­рий пенсионеров в Нерюнгринском районе, добились того, чтобы пен­сионное законодательство предусматривало районный коэффициент к базовой части пенсий, чего раньше не было. Но, по большому счёту, многие из тех льгот по пенсионному законодательству, которые раньше были у нас, северян, теперь отменены.

Больше того, Пенсионный фонд Российской Федерации, «стимулируемый» Министерством социального развития России, продолжает вносить всё новые законодательные ини­циативы, ухудшающие пенсионное положение северян. Это обосновы­вается двумя пунктами. Первое, Пенсионный фонд имеет большой де­фицит средств, и второе, с 1 января мы перешли на новую систему пен­сионного обеспечения. Официальная версия такова, что новая система справедлива и в будущем даст прирост пенсий, а сейчас, если у пенсио­неров есть трудности, то это временный, переходный период. Значит, 10 лет, начиная с 2002 года, будет трудно, а дальше всё будет хорошо и безоблачно. Но мы оцениваем ситуацию по-иному. С огромным трудом, после принятия решений о районных коэффициентах к базовой части пенсии, мы добились того, чтобы с конца 2005 года средний размер пен­сии в республике немного превысил размер прожиточного минимума.

Якутия. Мирнинский район. Председатель профсоюза «Профалмаз» П.А. Третьяков,
Председатель Федерации профсоюзов России М.В. Шмаков, Президент Якутии В.А. Штыров.
г. Мирный.

Но ведь прожиточный минимум – это самые минимальные средства, ко­торые получают наши пенсионеры, только чтобы выжить. Больше нам похвастаться нечем. Поэтому наша совместная работа на федеральном уровне с подключением Федерации независимых профсоюзов России должна быть продолжена, и здесь я призываю профсоюзы республики принять более активное участие, чем это было до сих пор.

Я думаю, что наша совместная работа потребуется и в связи с тем, что в ближайшее время Правительство Российской Федера­ции возвращается к некоторым нужным нам вопросам. Например, к новой схеме районирования страны. У нас есть возможность дока­зать, что вся Республика Саха (Якутия) относится к районам Крайнего Севера, и не может быть такого положения, когда в одном и том же на­селённом пункте, в одной семье люди получали разные районные ко­эффициенты. Необходимо вернуть районному коэффициенту исходное значение, как способу компенсации регионального удорожания стои­мости жизни.

Но есть и другая сторона дела, другая опасность. В ходе новых подходов к районированию может так случиться, что вообще по­ловина республики не будет отнесена к районам Крайнего Севера. И та­кие идеи, мысли есть, они зреют в недрах некоторых структур. Здесь и есть совместное поле для нашей работы, и не только в плане выработки теоретических предложений, но и с точки зрения защиты наших интере­сов на федеральном уровне. В том числе подключая политические воз­можности профсоюзов. Эта совместная работа должна быть налажена нами сейчас, чтобы потом не было поздно.

Я остановился на главных направлениях работы, которую мы должны с вами совместно вести. Вы видите, что этих главных направлений уже несколько.

Знаю, что Александр Николаевич Ким-Кимэн уже направил в мой адрес предложения, которые вы сформировали по отраслям в качестве поста­новочных вопросов. Они будут рассмотрены на уровне Правительства Республики Саха (Якутия), и мы примем по ним необходимые решения, посоветовавшись с вами.

В заключение хотел бы остановиться ещё на одном важном вопросе. Мы должны понимать, что необходимы новые подходы в организации самого профсоюзного движения изнутри. Это очень важно, и я под­держиваю то, что говорилось на заседании Вашего Совета о необходи­мости оживления, оздоровления работы самих профсоюзов. До сих пор профсоюзы Республики Саха (Якутия) находились в таком промежуточ­ном состоянии перехода от старой системы к новой. В советские вре­мена профсоюзы были встроены в общую систему государственно­го устройства, имели гарантированное место в жизни общества, свою роль, свою функцию, свою задачу. А сейчас мы переходим к другому социально-экономическому устройству общества, этот процесс развивается быстро.

Переходный период заканчивается везде и всюду, в том числе и в деятельности профсоюзов. Вы должны иметь в виду, что неспроста происходит уменьшение числа членов проф­союзов. На арену выходят новые формы взаимодействия между трудом и капиталом, развиваются острые противоречия, поэто­му работодатель во многих случаях не заинтересован в создании боеспособных представителей трудовых коллективов в профсо­юзной или в другой форме. Это понятно. Легче предпринимателю навя­зывать свои условия труда и заработной платы отдельным работникам, чем организованным коллективам.

Известны случаи в стране и у нас в республике, когда профсоюзы распускаются по инициативе предприни­мателей или даже трудовых коллективов под воздействием работодате­лей либо в силу инертности профсоюзных лидеров. Но в перспективе в стратегическом отношении это неверно, так как нельзя, чтобы одна из сторон в диалектическом взаимодействии труда и капи­тала, столкновений их интересов имела перевес над другой. А на деле это наблюдается сплошь и рядом. Особенно на мелких и средних предприятиях: не нужны представители трудовых коллективов, не нужен диалог, нужен диктат хозяина над работником.

Если эта линия перевесит, неименуемы тяжёлые последствия для нашей страны и общества. Вот почему работа профсоюзов должна быть перестроена таким об­разом, чтобы вы были нужны трудовым коллективам, обществу, властям всех уровней. А это означает, что расслабленная, вальяжная внутренняя жизнь, какой она была на протяжении последних 10 лет, за­канчивается, и профсоюзам предстоит доказать свою нужность и найти своё место в общественной жизни.

Обещаю, что мы будем поддерживать профсоюзы, республикан­ские профсоюзные организации, учитывать их мнения, взаимо­действовать. Но многое зависит и от профсоюзного актива, от вас. Поэтому я думаю, что Александр Николаевич прав, когда призывает обдумать ситуацию, когда призывает пересмотреть некоторые принци­пы и подходы в работе профсоюзного движения для того, чтобы усилить позиции профсоюзов в защите интересов трудящихся, для того, чтобы диалог между трудом и капиталом был равным при посредничестве ор­ганов государственной власти и управления. Это возможно. И богатый опыт работы профсоюзов Республики Саха (Якутия) показывает, что это всё осуществимо. Я желаю вам успехов в работе. Спасибо!

«Якутия», 29 апреля 2006 г.