Авиапром: необходимо менять систему целеполагания
Публикации за 2014 год
По материалам совещания при заместителе Председателя Совета Федерации В.А. Штырове по вопросу о разработке и производстве воздушных судов гражданской авиации в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» в г. Москве 22 мая 2014 года
В. ШТЫРОВ: Уважаемые коллеги! В системе органов государственной власти нашей страны Совет Федерации Федерального Собрания является палатой регионов. Он аккумулирует, выражает и защищает интересы субъектов Федерации. И наиболее важные и острые проблемы, которые у них возникают, выносятся через Совет Федерации на общегосударственный уровень для принятия решений. Решений законодательного характера и решений контрольного характера, потому что, как вы знаете, есть закон о парламентском контроле, в соответствии с которым Государственная Дума и Совет Федерации, равно как и отдельные депутаты и члены Совета Федерации, должны осуществлять парламентский контроль за бюджетным процессом в Российской Федерации, за выполнением государственных программ. По результатам контроля вырабатываются рекомендации для федерального Правительства или предложения по корректировке законодательства.
В последнее время в адрес Совета Федерации стало поступать множество обращений из регионов о неудовлетворительном состоянии обслуживания населения и производственных предприятий воздушным транспортом. Причём поток жалоб возрастает. Непосредственными причинами для них являются не только авиационные происшествия или аварии, участившиеся срывы авиаперевозок, но и общее состояние отрасли: ликвидация аэропортов и авиаплощадок, банкротства авиапредприятий, прекращение авиасообщения между населёнными пунктами, массовое списание авиатехники без замены новыми летательными аппаратами. Особенно негативно эти проблемы сказываются на жизни людей и нормальной работе народного хозяйства восточных и северных регионов страны.
Вопрос обострился настолько, что на одном из последних пленарных заседаний Совета Федерации было принято решение о необходимости комплексно рассмотреть проблемы авиации для выработки рекомендаций по исправлению положения. Мне, как заместителю Председателя Совета Федерации, курирующему экономические вопросы, поручено провести
серию совещаний и представить предложения Совету палаты. Совместно с профильными комитетами мы посчитали целесообразным разбить всю проблему на три группы вопросов. Конечно же, они тесно взаимосвязаны, но рассматриваются поочерёдно для более глубокой проработки.
Первая группа вопросов – состояние парка воздушных судов в Российской Федерации. Вторая – подготовка кадров и безопасность полётов. Третья – состояние аэропортов. По каждой из них мы последовательно проведём специальные совещания. Затем обобщим их результаты и будем докладывать Совету Федерации, что в стране авиационная отрасль либо движется в правильном русле и надо только периодически осуществлять контроль за текущим состоянием дел, либо есть значимые проблемы и требуются новые законодательные или правительственные исполнительные решения.
Свою работу мы начинаем с анализа состояния дел с разработкой и строительством воздушных судов отечественного производства.
***
Ну что же, уважаемые коллеги, мы заслушали доклады заместителя Министра транспорта Российской Федерации В.М. Окулова и директора Департамента авиационной промышленности Минпрома России А.И. Богинского, выступления участников совещания. Можем делать некоторые выводы.
Характеризуя итоги работы гражданской авиации, Минтранс России приводит данные о достаточно заметном росте в последние несколько лет количества перевезённых пассажиров и грузов, пасса- жирооборота. Да, это действительно так. Но заглянем в структуру авиаперевозок. Возьмём за базу 1991 год. Тогда по РСФСР в целом было перевезено 88 миллионов пассажиров, из них 3,5 миллиона на международных воздушных линиях, 84,5 миллиона – на внутренних. По отчётным данным за 2013 год билеты купили 84 миллиона человек. Не многим меньше, чем в советское время. Но внутри России перевезено всего 39 миллионов пассажиров, остальные летали за границу. Сравните: 84,5 миллиона и 39! Значит, мы потеряли более 45 миллионов пассажиров на внутренних авиалиниях.
Кто и почему перестал летать? Главным образом, это потенциальные пассажиры местных маршрутов. Но разве отпала у наших людей потребность поехать по работе, на учёбу или отдых в другой город, а в отдалённых труднодоступных регионах в райцентр на лечение, оформить пенсию, навестить родственников? Нет, конечно. Почему тогда они не имеют возможности воспользоваться услугами воздушного транспорта? Стандартный ответ: из-за низкой платёжеспособности населения.
Но ведь в последние пять лет по статистике доходы граждан России растут. Медленно, но непрерывно. Кроме того, федеральным Правительством и субъектами Федерации принимаются хаотичные, но энергичные меры по субсидированию авиаперевозок. Они идут по двум направлениям. В своё время совместным решением Минтранса России и Правительства Якутии в качестве эксперимента было создано федеральное казённое предприятие «Аэропорты Севера». Для него рассчитывается смета затрат на содержание. Половина их финансируется за счёт аэропортовых сборов в цене билета, а вторая – из федерального бюджета. Таким образом, стоимость билета существенно снижается. Сейчас казённые предприятия, работающие на таких экономических принципах, создаются в целом ряде регионов Сибири и Дальнего Востока. Сами авиаперевозки начали субсидировать субъекты Федерации.
Конечно, на своих внутренних линиях и в пределах собственных финансовых возможностей: от 60 миллионов рублей в год в Костромской области до почти 500 миллионов на Сахалине. Магистральные авиалинии с востока на запад и юг субсидируются федеральным Правительством. Безусловно, требуются более выверенные, системные решения по части субсидирования воздушных перевозок. Вопрос сложный. Финансово-экономические структуры Правительства России возражают против трат любой копейки. Но мы должны готовить свои предложения по методикам определения социально-значимых авиационных маршрутов и порядку их субсидирования. Вопросы эти должны быть узаконены и стать нормой при бюджетном планировании. Пока это кажется нереальным, но капля камень точит. Никто ведь не надеялся на субсидии для дальневосточных авиаперевозок, а они по решению Президента России осуществляются. В этом, кстати, есть и наша заслуга. Надо дальше работать.
Принятые меры позволили несколько увеличить поток пассажиров на местных авиалиниях. Особенно этот рост стал заметен в прошедшем году (14%), когда были запущены почти одновременно федеральные и региональные программы субсидирования перевозок. Но мы не можем и не должны уповать только на финансовую господдержку. Да, необходимо упорядочить и узаконить систему субсидирования, но это вопрос рационального и адресного использования государственных средств, а не их увеличения. Такой возможности нет. Тогда как действовать дальше, чтобы сделать воздушный транспорт доступным для человека, особенно в глубинке? Надо снижать себестоимость перевозок и, соответственно, цены на авиабилеты, чтобы сблизить предложение с платёжеспособным спросом. В значительной степени это зависит от используемой авиатехники, потому что от её характеристик напрямую зависят затраты на полёты.
К сожалению, здесь дело в нашей авиации обстоит не только не лучшим, а самым критичным образом. Возьмём местные авиаперевозки. Главными машинами здесь пока ещё служат наши выдающиеся по конструкции и исполнению самолёты: в категории до 12 кресел вместимости – АН-2, до 30 кресел – Л-410 и до 50 кресел – АН-24. Но ведь это давным-давно снятые с производства устаревшие модели. Поскольку замены им нет, индивидуальный ресурс каждой машины продлевается и продлевается до предельной возможности. Работа на устаревшей и изношенной технике, помимо рисков для безопасности полётов, приводит к их значительному удорожанию. Это и понятно, ведь кратно возрастают затраты на обслуживание и ремонт самолётов, запчасти к ним. Но особенно большое влияние на себестоимость полётов оказывают повышенные расходы топлива на двигателях устаревшего типа. Самолёты же АН-2 вообще используют авиационное топливо Б-91, которое на порядок дороже стандартного ТС-1. Вот почему во многих местных аэропортах можно увидеть печальную картину: «калашный» ряд поставленных на прикол АН-2, а рейсы никуда не выполняются, ведь никто не может за них заплатить.
При этих обстоятельствах началась во всё возрастающих масштабах закупка импортной техники. Но и она не привела к снижению себестоимости авиаперевозок. Причины понятны: дорого обходится лизинг, велики затраты на обслуживание, импортные запчасти и масла. Причём платить за всё надо в валюте, что особенно затруднительно при падении курса рубля. Круг замкнулся. Надо сказать, что такая же ситуация, как на местных авиалиниях, сложилась и на магистральных. Самолёты отечественного производства практически полностью вытеснены импортными с теми же последствиями для экономики полётов. Следовательно, выход один – налаживание производства современной экономичной отечественной авиационной техники. Чем же отвечает на этот вызов наш авиапром?
Из представленного Минпромом России доклада можно сделать вывод, что, практически, ничем. В Госпрограмме «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» предусматриваются только разработка и производство ближнемагистрального самолёта «Сухой- Суперджет» и в перспективе – среднемагистрального МС-21. Всё. Где же остальные типы воздушных судов? Ведь в Советском Союзе выпускалась вся их линейка от АН-2 для местных воздушных линий до широкофюзеляжных ИЛ-96 для дальних международных магистралей. И другой вопрос: а почему сделан первоочередной упор на «Сухой-Суперджет»? Ведь это далеко не самый востребованный на сегодняшний день самолёт. Из сказанного выше следует, например, что надо в первую очередь делать замену машинам АН-2 и АН-24.
Ответы Минпрома России и представителей Объединённой авиастроительной компании (ОАК) на эти вопросы никак нельзя признать удовлетворительными. Конечно, можно ссылаться на недостаток мощностей авиастроительных предприятий, нехватку кадров и другие объективные причины. Но для того и разрабатывалась Госпрограмма, чтобы если не сегодня, то к 2025 году подойти готовыми к выпуску необходимой стране техники. Ведь это план развития именно авиационной промышленности, а не пищевой. Но в ней не ставится амбициозных задач вернуться на советские рубежи. Выбраны два типа самолётов, вокруг них и планируется развитие промышленного потенциала.
Мне кажется, что в Госпрограмме неверно выбрана цель. Там сказано, что российский авиапром должен стать конкурентоспособным и занять определённую нишу на мировом рынке. Конечно, эта цель легко достижима: спроектировал и выпустил два более или менее приличных самолёта, вот и достиг заданного результата. А задача должна быть другая – обеспечить полное удовлетворение оборонных, народнохозяйственных и социальных потребностей страны в воздушных судах всех нужных типов. Ведь Россия в силу своей огромной территории не может существовать без собственного развитого авиапрома. Если хотите, это вопрос сохранения государственного суверенитета страны.
А посмотрите, каковы критерии эффективности Госпрограммы. Один из главных – рентабельность активов авиастроительных компаний. Ну сдайте свои производственные площади в аренду пивному заводу и получите искомую рентабельность. Разве это критерий для Госпрограммы? Это советы директоров ОАО «ОАК» и ОАО «Вертолёты России» должны заботиться о рентабельности при выполнении заказов, в том числе государственных. А для Госпрограммы критерий должен быть один – выпуск воздушных судов нужного количества, качества и стоимости.
Теперь относительно приоритетов Госпрограммы. Если исходить из состояния баланса спроса и предложения на рынке авиаперевозок, то самые востребованные на сегодняшний день перевозки на местных и дальних авиалиниях. А выбран в качестве главного приоритета ближне- магистральный самолёт «Сухой-Суперджет», наименее востребованный сейчас. Наверное, участники совещания обратили внимание, что Мин- пром уже сетует на то, что только несколько отечественных компаний имеют намерение приобрести этот самолёт для полётов внутри страны. Почему тогда было принято решение именно по «Сухому-Суперджету»? А исходя исключительно из существующих технологических возможностей и представлений о рынке ОАО «Объединённая авиастроительная компания». То есть она сама себе определила приоритеты и поставила задачи. Но ведь это абсолютно неверно.
Если у ОАО «ОАК» не хватает технологических, технических, кадровых ресурсов, или, как сейчас модно говорить, компетенций, на более востребованные машины, то для того и должна служить Госпрограмма, чтобы их приобрести. Посмотрите, она так и называется: «Развитие авиационной промышленности». Даже не программа производства воздушных судов, а именно развития авиапрома. Но ведь он должен развиваться под потребности страны. Минтранс России с участием отечественных эксплуатантов подготовил предложения по текущей и перспективной востребованности разных типов самолётов на внутреннем рынке и трижды вносил их для рассмотрения, но они не были приняты во внимание.
И в конце концов этот главный компетентный орган государственного управления воздушным транспортом остался не у дел, отказавшись даже стать соисполнителем Госпрограммы. Иными словами, нарушен важнейший принцип управления: для успешного развития системы цели её деятельности должны формироваться извне. А у нас всё поставлено с ног на голову: авиапром стал «вещью в себе», движется к собственным целям исходя из своих возможностей и интересов, сам себе формулирует задачи, выдавая их за государственные.
Такое положение вещей может иметь крайне негативные последствия. Уже сегодня возникают сомнения в предполагаемой востребованности того же «Сухого-Суперджета» на внутреннем рынке. По-видимому, сложным будет и выход на мировой. Возможно, потребуется ещё одна специальная программа поддержки экспорта этого самолёта, поскольку надо создавать целую систему его послепродажного обслуживания на весь жизненный цикл. А в то же время оказались выброшенными из всяких планов работы по наиболее востребованным воздушным судам для местных авиалиний. Забыты все наработки по АН-3, «Соколу», «Аисту», «Фениксу», СУ-80, Бе-32, АН-38, АН-140 и тому подобным машинам.
А ведь именно воздушные суда пассажировместимостью до 12, 30 и 50 кресел, способные приземляться на грунтовые, снежные и ледовые аэродромы крайне нужны людям и народному хозяйству. Если имеющиеся наработки по таким самолётам устарели, то что мешает в короткий срок запроектировать новые? Проект самолёта на замену АН-2, грубо говоря, это курсовая работа для студентов. А наладить их выпуск можно за полгода. По крайней мере, так считают специалисты. Востребованы и дальнемагистральные воздушные суда, в том числе широкофюзеляжные. Что мешает, например, довести до кондиций ИЛ-96?
Но вместо работы по нужным для страны направлениям Мин- пром России, наряду с другими федеральными ведомствами, выступил одним из инициаторов отмены импортных пошлин на всякую иностранную подержанную авиарухлядь. Наверное, в реестр иностранных агентов надо вносить не только некоммерческие организации, но и некоторые наши министерства и некоторых министров. По крайней мере, будем хоть знать, с кем имеем дело.
Уважаемые коллеги, в ходе нашего сегодняшнего совещания прозвучало много конструктивных и полезных предложений, в том числе от критикуемых федеральных ведомств и структур. Это и предоставление преференции для авиаперевозчиков, использующих технику отечественного производства; и поддержка операционного лизинга и послепродажного обслуживания самолётов; и предложения, связанные с рационализацией налоговой системы в отрасли. Они будут учтены в рекомендациях Правительству России и в планах законотворческой деятельности Совета Федерации.
В то же время мы видим, что есть системные управленческие проблемы. Многих присутствующих удивило высказанное представителем Союза товаропроизводителей мнение, что Госпро- грамма – это важный документ, но носящий лишь форму обоснования финансирования проектов в авиапроме, а вот общей стратегии развития авиационной промышленности нет. А ведь по сути дела это так и есть. Мы же с Вами увидели отсутствие стратегии хотя бы на примере одного из важнейших её элементов – целеполагания. Ведь цели для авиапрома должны были быть сформулированы Минобороны России и Минтрансом России. А на самом деле он ставит себе их сам. Отсюда и нет понятия «консолидированный заказ» на авиационную технику и развитой на его основе системы требований к качеству и количеству планируемых к производству воздушных судов, порядку их продвижения на рынок и контрактации. Потому-то и Госпрограмма выглядит как план развития двух корпораций, а не отрасли в целом.
К сожалению, примерно такая же ситуация во многом характерна и для других отраслей народного хозяйства и социальной сферы. Всевозможные программы, дорожные карты, планы штампуются сотнями. Но всё это бессистемно, хаотично, без общей идеи. Если хотите, в стране утеряны культура и навыки долгосрочного стратегического прогнозирования и планирования. Её надо восстанавливать. Но это тема для особого разговора, а применительно к авиации мы к ней вернёмся отдельно.
Москва, 22 мая 2014 г.