Публикации за 2017 год

В настоящее время в международных отношениях сложилась практика, когда под Арктикой понимаются все те земли, остро­ва, моря и покрытые льдом пространства, которые расположены севернее широты Северного полярного круга. Такие территории имеют восемь стран: Россия, США, Канада, Дания, Исландия, Норве­гия, Швеция и Финляндия.

На берегу Северного Ледовитого океана. Море Лаптевых

На берегу Северного Ледовитого океана. Море Лаптевых

Именно на них распространяется поня­тие «арктические государства», они и учредили в 1996 году Аркти­ческий Совет, в рамках которого обсуждаются и решаются представ­ляющие общий интерес вопросы взаимодействия в Арктике в областях экологии, безопасности в морском и воздушном пространствах, поло­жения коренных малочисленных народов. Особую роль играют дву­сторонние и многосторонние отношения между теми пятью из восьми арктических государств, которые имеют непосредственно береговую линию в Северном Ледовитом океане и так называемые «полярные владения» – секторы пространств, простирающих­ся между меридианами, идущими от крайних северо-восточных и северо-западных точек их суверенных границ до Северного полюса.

В 2008 году эти государства приняли Илулиссатскую декларацию, под­тверждающую исторически сложившееся правовое положение Аркти­
ческого региона и отмечающую, что нет необходимости в разработке нового всеобъемлющего международно-правового режима для управ­ления пространствами Северного Ледовитого океана.

Что такое Арктическая зона Российской Федерации с простран­ственной точки зрения, в нашей стране уже десятки лет ведутся теоретические дискуссии между учёными и специалистами разных профилей. Для практических целей она определена Указом Прези­дента России как включающая полярные владения Российской Фе­дерации и территории выходящих на моря Северного Ледовитого океана муниципальных районов восьми субъектов Федерации от Мурманской области до Чукотки.

Именно для очерченной таким образом Арктической зоны Россий­ской Федерации Президентом и Правительством приняты важнейшие документы стратегического характера: «Основы государственной поли­тики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и даль­нейшую перспективу» (2008 г.), «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (2013 г.), Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (2014 г.). Вытекающие один из другого, они чётко обозначают национальные интересы стра­ны, устанавливают цели и приоритеты государственной политики в Арктике, определяют механизмы их достижения. Для общей координа­ции всех участников выполнения поставленных задач создана Государ­ственная комиссия по вопросам развития Арктики

Пожалуй, ни один макрорегион страны на сегодня не имеет такой развитой системы целеполагания и планирования, не пользуется таким вниманием в решении проблемных вопросов со стороны го­сударства, как Арктическая зона. Тому есть несколько причин.

Важнейшая из них – военно-политическая. Обострение наших отношений с Соединёнными Штатами Америки, повышение степени агрессивности со стороны блока НАТО в целом и отдельных его членов по отношению к России заставляют вспомнить, что именно с направле­ния через Северный полюс мы можем ожидать наиболее вероятного ракетно-ядерного удара наиболее вероятного противника. Об этом из­вестно давно. Ещё в годы холодной войны как со стороны Соединённых Штатов, так и со стороны Советского Союза в Арктике были выстроены системы и для нанесения по противнику неприемлемого для него удара, и противоракетной и противовоздушной защиты. Нынешняя ситуация требует не только восстановления разрушенных в 1990-е годы оборо­нительных систем, но их совершенствования. Ведь можно сколько угод­но спорить о природе и обратимости глобального потепления, но факт, что реально здесь и сейчас оно есть и несёт для нас новые угрозы. Они обусловлены снижением возможности скрытных действий наших под­водных лодок стратегического назначения в условиях уменьшения пло­щади постоянных ледовых покровов в Северном Ледовитом океане. Но особенно опасны появляющиеся для вероятного противника новые воз­можности для ввода в открытые ото льда северные моря ударных груп­пировок своего надводного флота, в котором он имеет подавляющее превосходство над любой страной мира, для действий в рамках приня­той им в 2004 году крайне агрессивной и безответственной концепции «быстрого глобального удара». Таким образом, военно-политический фактор становится одной из мощных побудительных причин нашей ак­тивизации в Арктической зоне, а конкретные действия по укреплению северного оборонного рубежа являются не «милитаризацией Арктики», но своевременным ответом вызовам времени.

Другим важным внешним фактором становится повышенное внимание, которое в последние годы уделяется всем ранее ма­лоосвоенным районам планеты со стороны таких, казалось бы, от них далёких традиционных центров мировой экономической силы, как Евросоюз, или новых быстроразвивающихся – КНР, других стран Юго-Восточной Азии. Они склонны рассматривать Арктику и Антарктику как «ничейные» зоны, которые в условиях глобаль­ного потепления и развития новых технологий становятся при­влекательными с точки зрения организации новых транспортных магистралей и потенциального богатства природных ресурсов.

В самом деле, на шельфе Арктической зоны сосредоточены значимые в планетарном масштабе запасы твёрдых полезных ископаемых, в том числе таких крайне востребованных на современном этапе научно­технического прогресса, как благородные и редкоземельные металлы. Считается также, что в Арктике сосредоточено порядка четверти миро­вых потенциальных запасов углеводородного сырья. Общеизвестно и богатство северных морей биологическими ресурсами. С точки зрения морских коммуникаций значительно сокращаются расстояния и ско­рость доставки грузов при движении судов из Европы в Азию через наш Северный морской путь по сравнению с действующим маршрутом че­рез Суэцкий канал или через Северо-Западный проход у берегов Кана­ды, чем через Панамский канал.

Учитывая эти обстоятельства, обострилась борьба за кон­троль над Арктикой. Пока она ведётся на дипломатическом уров­не. Здесь с правовой точки зрения может быть два варианта развития событий. Первый предполагает, что вся Арктика принадлежит пяти го­сударствам, имеющим побережье Северного Ледовитого океана, и её территориальное размежевание является делом пяти стран: России, США, Канады, Норвегии и Дании. На самом деле для этого существуют правовые основания в виде целого массива двух и многосторонних со­глашений и договоров, включая упомянутую Илулиссатскую деклара­цию. По второму варианту на Арктическую зону распространяются уни­версальные правовые документы, главным из которых является Конвен­ция ООН по морскому праву 1982 года. Тогда прибрежным арктическим государствам принадлежат только 200-мильные экономические зоны, а в центре Северного Ледовитого океана образуется международная акватория, сейчас покрытая льдами, и остаётся открытым вопрос о при­надлежности шельфа этой «ничейной» акватории.

Какой нам избрать путь? Фактически Россия свой выбор уже сделала, подав в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку, основанную на Конвенции ООН по морскому праву. Это решение Пра­вительства вызвало резкую критику со стороны многих учёных, специ­алистов, общественных организаций. Они справедливо указывают, что Российская Федерация, сделав его, уже уступила Норвегии ранее кон­тролируемые нашей страной 80 тысяч квадратных километров морской акватории в Баренцевом море, особо богатой биологическими ресур­сами. А предстоит добровольно уступить значительную часть полярных владений России в районе Северного полюса. Самое главное, что там может быть потерян и шельф. Да, нашей страной подготовлены мате­риалы, обосновывающие его принадлежность России, но вопрос этот оспаривается Данией и Канадой, особую точку зрения имеют и Соеди­нённые Штаты Америки. Поэтому впереди нас ждут новые дипломати­ческие сражения.

И оборонная, и дипломатические составляющие защиты наших интересов в Арктике требуют мощного подкрепления экономи­ческой активностью, нашего постоянного делового, не праздного присутствия в регионе. В этом направлении работа ведётся до­статочно серьёзная.

Схема 7. Северный морской путь в Арктическом регионе России. действующая трасса Северного морского пути; — трансконтинентальный маршрут АТР - Европа Северного морского пути

Схема 7. Северный морской путь в Арктическом регионе России.
действующая трасса Северного морского пути;
— трансконтинентальный маршрут АТР – Европа Северного морского пути

Прежде всего надо отметить, что идёт планомерное продвижение в Арктику нефтегазового комплекса, как на сухопутную её часть, так и на шельф северных морей. Можно сказать, что именно Арктическая зона уже в ближайшем будущем станет главным добывающим углево­дороды регионом страны. Развитие получает добыча угля и некоторых других твёрдых полезных ископаемых. Это создаёт предпосылки для качественно новой модели работы Северного морского пути. Скажем прямо: до сих пор он был, по сути дела, внутренним каботажным пу­тём с экспедиционной проводкой грузов в своём восточном секторе. В таком виде претензии на превращение Северного морского пути в важную межконтинентальную международную магистраль были ничем иным, как фантазией. С созданием на Ямале и Гыданском полуострове новых центров добычи углеводородов и портов для их отгрузки ситуа­ция меняется радикально.

Формируемая ими грузовая база требует не караванного, а непрерывного движения судов через моря и льды. Путь должен представлять собой подвижное, но непрерывно существую­щее подобие Суэцкого или Панамского каналов. Управление таким пу­тём – сложнейшая, но достойная нашего времени научно-техническая задача. Её материальная основа – новые серии атомных ледоколов, танкеров и сухогрузов в арктическом исполнении уже создаются. На повестке дня – решение организационно-управленческих вопросов на основе новейших информационных технологий. Достаточно ли для инфраструктурного обеспечения арктических задач одного Северного морского пути? Уже сегодня на этот вопрос можно дать отрицательный ответ хотя бы на примере развития Ямаль­ского центра добычи углеводородов.

В дополнение к морскому здесь настоятельно требуется усиление существующего железнодорожного транспорта, в связи с чем активно прорабатывается вопрос создания его Северного широтного хода. А по большому счёту на повестку дня уже выходит необходимость сооружения Трансарктической железно­дорожной магистрали от Мурманска до Анадыря. На первый взгляд, кажется, что этот вопрос для настоящего времени слишком масштабен и неактуален. Нет, именно сейчас есть обоснованная потребность в соз­дании линии Мурманск – Архангельск – Сыктывкар – Соликамск с выходом её в Микуни на Северную железную дорогу, продолжении послед­ней Северным широтным ходом до Коротчаево и далее через Игарку на Норильск. А завтра станет актуальным необходимость дальнейшего движения на восток к запасам никеля, благородных и цветных метал­лов, редкоземельных элементов Таймыра, Якутии, Чукотки, нефти и газа морей Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского.

В развитии арктической инфраструктуры речь должна идти не только о народнохозяйственных задачах, но нельзя забывать и оборонную со­ставляющую. Мы должны помнить уроки прошлого: по крайней мере, две войны – Крымская и Японская 1904-1905 годов – Россией были про­играны логистически. Сейчас, конечно, времена другие, но сохранение единства страны требует связи её регионов общенациональными ин­фраструктурными магистралями.

В последние годы много говорится о необходимости опережаю­щего развития отраслей шестого технологического уклада. Но очевидно, что этот процесс не получит нужной динамики без долж­ного спроса на разработки и продукцию этих отраслей. В этом отношении масштабное освоение Арктики как раз и обеспечит расширяющиеся потребности в новых материалах с заранее за­данными свойствами, новых средствах связи и управления, новых методах биологической рекреации. А это всё и есть продукция от­раслей шестого технологического уклада: нано-, био- и цифровых технологий. Центрами развития этих отраслей, ориентирован­ных на Арктику, должны стать наши традиционные уральские, си­бирские и дальневосточные промышленные районы. Они составят тыловую часть арктической зоны, поддерживающую её людьми, идеями, технологиями, обменом продукцией.

Из сказанного очевидно, что развитие Арктики требует про­думанного комплексного проектного подхода, а масштабы задач таковы, что они должны решаться на общенациональном уровне. Удовлетворяет ли этим требованиям действующая редакция Государ­ственной программы развития Арктической зоны Российской Федера­ции до 2020 года? Нет. В ней предусмотрена только поддержка локаль­ных опорных для Арктики зон в восьми субъектах Федерации и разви­тие Северного морского пути. Другие вопросы оставлены за скобками. По сути – это программа малых добрых дел. По нынешним временам пока и это хорошо. Но надо иметь в виду, что главные вызовы ещё впереди и развитие российской Арктики должно стать главным нашим государственным проектом.

 


«Завтра», №41(1245), октябрь 2017 г.