Публикации за 1998 год

Интервью президента акционерной компании «АЛРОСА» В.А. Штырова «Независимой газете».

А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало…

В.А. ШТЫРОВ:

В алмазном мире мы действительно выдающаяся страна. Сами добываем алмазы и значительное их количество перерабатываем. Технологически независимы. Если культуру добычи алмазов, культуру работы сними во все страны мира принес «Де Бирс», то в Советском Со­юзе были созданы свои методики поиска месторождений, техноло­гии добычи алмазной руды, способы её обогащения, классификации алмазного сырья, школы обработки алмазов. И это даёт нам воз­можность оказывать серьёзное воздействие на наших партнёров, в том числе и на транснациональную корпорацию (ТНК) «Де Бирс».

Добыча алмазов обогатила Республику Саха? Много ли бриллиан­тов у якутян?

Было время, когда Якутия, как и ряд других северных регионов, про­изводила в денежном выражении продукции значительно больше, чем потребляла. Но эта ситуация была связана с принятой в советское время стратегией освоения северных территорий, которая во многом реали­зовывалась за счёт специальной ценовой политики.

И в начале нынешних реформ республика выиграла. В 1992 году ал­мазы, золото, другие минеральные ресурсы стали продаваться по ми­ровым. А цены, по которым якутские предприятия покупали нефтепро­дукты и другие внутренние товары, были ниже мировых. У республики в целом было превышение доходов над расходами.

Но сегодня мы покупаем основные товары по ценам значительно бо­лее высоким, чем мировые. Ну, например, дизельное топливо стоит у нас на 30 процентов больше, чем на мировом рынке. К тому же не со­всем благоприятно для экспортно ориентированных отраслей менялась динамика курса рубля и динамика инфляции. Всё это привело к тому, что Республика Саха, да и все другие северные территории страны, ста­ли регионами, которые потребляют в стоимостном выражении больше, чем производят.

Долги растут как снежный ком. На них уже перестали обращать вни­мание.

Традиционно экономика Республики Саха (Якутия) базировалась на трёх китах: алмазодобывающей, золотодобывающей и угольной про­мышленности. Что теперь с ними сталось? Золотодобывающая промышленность стала практически нерен­табельной. Каждый произведённый грамм золота продаётся на рынке примерно на 20-30 процентов дешевле, чем фактическая его себестои­мость.

Угольная промышленность имеет нулевой баланс. У шахтёров ноль прибыли и ноль убытков. Иначе говоря, массу угля продав, она воз­мещает только свои издержки. Таким образом и эта отрасль перестала быть бюджетообразующей.

Только алмазодобывающая промышленность с её «трубками» на сегодняшний день является высокорентабельной и даёт более 60 про­центов республиканского бюджета. Но её доходов на всё не хватает. Получается так, что золото надо поддерживать. Не оно кормит респу­блику, а его теперь надо поддерживать. По углю нулевой баланс. Сель­ское хозяйство, транспортную и социальную инфраструктуру республи­ка содержит самостоятельно. Доходов от алмазов, конечно же, не стало хватать, чтобы Якутия жила более-менее нормально. Поэтому республи­ка живёт и существует в роли дотационной. Она становится в очередь, чтобы что-то получить у федерального центра.

Но я ещё раз подчеркну: весь Север Российской Федерации в таком положении.

И это при том, что вы даёте стране миллиарды долларов? Всего в мире алмазов продается на 5 миллиардов долларов еже­годно. Из них 1,5 миллиарда приходится на нашу компанию. По объёму экспорта мы занимаем 4-5-е места среди других отраслей в стране.

Все добывают, а «Де Бирс» продаёт

Тогда, Вячеслав Анатольевич, расскажите, как построен мировой алмазный рынок. Так как именно им и порождаются многие чисто рос­сийские алмазные проблемы.

Ситуация на мировом рынке сложилась уникальная. И действи­тельно, именно от неё во многом зависит и состояние нашей алмазной промышленности, и самое главное – в ней и корни многих «алмазных» споров, которые ведутся у нас в стране.

Алмазный рынок на протяжении начальной своей истории, скажем, с 1880-х по 1930-е годы, трижды претерпевал сильные потрясения, когда фактически он уничтожался. Порой цены падали настолько, особенно во времена экономических кризисов, что производство их станови­лось глубоко убыточным. Конечно, производители пытались каким-то образом договориться между собой. Создавались алмазный картель, синдикат. В 1930-х годах Опенгеймерам удалось создать жёсткую одно­канальную систему, когда весь сбыт стал регулироваться Центральной

Южно-Африканская Республика. Легендарная трубка «Кимберли» – первое известное коренное месторождение алмазов на планете, г. Кимберли, 1995 г.

сбытовой организацией (ЦСО) ТНК «Де Бирса». Все крупные производи­тели были вынуждены продавать алмазы «Де Бирсу», а его ЦСО распро­страняла их по всему миру. Таким образом, продажи и цены оказались под жёстким контролем. Можно сказать, что тогда и сбалансировались добыча алмазов, производство бриллиантов и их цена.

И когда в 1950-х годах в Советском Союзе началась масштабная добыча ювелирных алмазов и наша страна стала крупным их про­изводителем, Правительство СССР склонилось к тому, чтобы не выходить самостоятельно на рынок, а использовать одноканаль­ную систему «Де Бирса».

Чем она полезна для производителя алмазов?

Прежде всего тем, что с её помощью удерживаются монопольно высокие цены на алмазы и это даёт возможность всем произво­дителям, несмотря на высокие издержки их добычи, иметь со­лидную прибыль. Но за существование этой системы каждый должен платить. Потому, естественно, мы продаём свои алма­зы компании «Де Бирс» с заранее установленной скидкой с цены. Которая и используется для поддержания одноканальной систе­мы. Иначе говоря, мы платим за монопольно высокие цены на ми­ровом рынке.

«Де Бирс» использует эту плату в основном для рекламы алмазов и бриллиантов. И весьма эффективно.

Например?

Назову Японию. Она была традиционно равнодушна к драгоценным камням. «Де Бирсу» удалось за какие-то 10 лет, начиная с 1970-х годов, превратить японцев в крупнейших потребителей изделий с бриллиан­тами. Сегодня они покупают до 30 процентов всех бриллиантов в мире, хотя до этого, повторяю, они не особо ценили драгоценные камни.

В Индии «Де Бирсу» удалось провести не только эффективную ре­кламную кампанию и вызвать устойчивый спрос на бриллианты, но и организовать мощную гранильную промышленность.

Таким образом, одноканальная система сбыта служит интере­сам тех, кто добывает алмазы. Но и тех, кто перерабатывает алмазы. И кто их покупает, не остаются в накладе. Благодаря ей бриллианты не падают в цене.

Поэтому все алмазники в той или иной мере и поддерживают эту систему?

Конечно. Хотя ничто в мире не является совершенным и посто­янным. Очевидно, придёт время, когда и её придётся трансформиро­вать.

Но не устраивает некоторых ваших оппонентов?

Как Россия подорвала мировой рынок

В.А. ШТЫРОВ:

В связи с либерализацией экономики в 1992-1993 годах в России появилось около 120 совместных предприятий по огранке алмазов. Что привлекло к нам американский, бельгийский, израильский капи­талы? В основном три обстоятельства. Первое – цены на внутреннем рынке Российской Федерации оказались значительно ниже, чем на мировом. Считалось, что скидки к ценам и отсрочки платежей за алма­зы будут стимулировать развитие огранки в России с помощью совмест­ных предприятий. В результате такой попытки нашего Правительства покупка сырья обходилась для СП на 10-12 процентов дешевле, чем на мировом рынке.

Вторая причина: все российские гранильные предприятия име­ют право выбора алмазов. Если «Де Бирс» продаёт коробку с алма­зами, покупатель должен либо купить её целиком, либо отказаться, но от всего содержимого сразу. У нас же огранщики имеют право выбрать лучшее. Значит, СП получили доступ к высококачественным алмазам.

Плюс третье преимущество: с появлением СП была задейство­вана система давальческого сырья. В России осуществлялось две-три операции на алмазах, а потом их перевозили за рубеж и там на своих фабриках дорабатывали.

Согласитесь, очень заманчиво купить на таких условиях в России алмазы, тем или иным способом вывезти за границу и перепродать. Зачем возиться с огран­кой, тратить деньги на станки, зарпла­ту? Можно сразу извлечь прибыль от пере­продажи сырья. Как говорил классик, ради прибыли капиталист пойдёт на всё. Так и случилось: алмазное сырьё двинулось не­легально или полулегально прямо за ру­беж.

Таким образом, в одноканальной си­стеме была пробита брешь. В результате, скажем, Израиль, стал крупнейшим в мире не только обрабатывающим центром, не имея производства по добыче алмазов и самих месторождений, но и крупнейшим реэкспортёром.

Что в итоге получилось? Мы, добытчики алмазов, в целях под­держки отечественных обработчиков, снизили цену на алмазы, а этой льготой через различные СП воспользовались за рубежом.

Фактически таким образом они изъяли часть нашей прибыли и до­ходов государства.

Это с одной стороны. С другой – появился новый канал сбыта ал­мазов. Если через систему «Де Бирс» в год продавалось на пять милли­ардов долларов, то через этот новый, неконтролируемый никем канал – ещё на миллиард. И это привело к тому, что в 1995 году, впервые за последние 60 лет, цены на алмазы на мировом рынке начали сни­жаться. В конечном итоге Россия потеряла примерно 150-200 миллио­нов долларов только в тот год.

Потому-то бытует мнение, и пресса активно его поддерживает, что там, где бриллианты, обязательно вспыхивают какие-то сканда­лы. Особенно эта тема раскручивается сейчас, в связи с делом Козлен­ка. Муссируются многие известные фамилии.

История с Козленком – это верхушка айсберга. Алмазы и золотые монеты на сумму около 180 млн. долларов были незаконно проданы из государственного хранилища по схеме, против которой активно высту­пала компания «АЛРОСА». Мы публично, в том числе и на заседани­ях Правительства России, доказывали пагубность для экономики страны такого подхода. Парадоксально, но факт: в деле о хищении алмазов замешаны люди, которые по своим служебным обязанностям должны были охранять, защищать государственное добро.

Но на самом деле причины такого повышенного внимания к алмаз­ной проблематике другие. В частности, наша компания была втянута в настоящую борьбу разных интересов, порой небескорыстных.

Вызванных нашими рыночными преобразованиями или борьбой за власть?

Под шумок алмазы увели

В.А. ШТЫРОВ:

Во-первых, это связано с разными позициями федерального центра и Республики Саха.

Вся алмазная промышленность перешла в собственность ре­спублики. До поры до времени всех это устраивало. Однако, когда на­чался бюджетный кризис в России, встал вопрос: давайте, дескать, вернёмся к собственности и разберёмся, где, что и чьё. И кто дол­жен получать с этого доходы. Последовали столкновения разных точек зрения. Короче говоря, компания, как основной представитель алмазной промышленности, оказалась в узле противоречий между Федерацией и регионом. Возникли напряжённые споры: куда платить, как платить. Были даже попытки приостановить экспорт, если не дого­ворится республика с Федерацией. Это одна сторона дела.

Вторая связана с тем, что в последние годы начался глобаль­ный передел собственности между определёнными финансово­промышленными группами, которые к этому времени уже сложились в России. Вы же знаете, какие были столкновения по поводу «Связьин­веста», какие приготовления ведутся в связи с объявленным конкурсом по продаже пакета акций «Роснефти». И компания «Алмазы России- Саха» – лакомый кусок для многих. Мы до сих пор являемся государ­ственным предприятием, поскольку 77 процентов наших акций принад­лежат органам государственного управления. В том числе 32 процен­та – непосредственно Госкомимуществу России. А время от времени делаются попытки включить компанию в число приватизируе­мых предприятий.

Но всё-таки самые главные события, конечно, развернулись внутри алмазно-бриллиантового комплекса. В чём тут суть дела?

Иногда говорят, что в последние годы в России развернулась целая «алмазная война». Она нашла своё выражение в горячих дебатах во время слушаний в Госдуме и Совете Федерации, в напряжённых дис­куссиях при обсуждении проблем алмазно-бриллиантового комплекса в Правительстве России.

Чисто внешне всё происходящее можно было принять за акаде­мический спор двух теоретических подходов к организации алмаз­ного рынка. Первый предполагал поддержку Россией одноканаль­ной системы – своеобразной формы монополии на мировом рынке, организованной ТНК «Де Бирс». Второй подход состоял в том, что наша страна якобы может игнорировать мировую монополию, ведя абсолютно самостоятельную сбытовую политику, а моно­польно высокие цены на алмазы в мире каким-то чудесным обра­зом сохранятся сами собой. Удивительно похоже на известный тезис «ни войны, ни мира – всё само собой образуется».

Но на самом деле за всеми философскими построениями всегда стоят конкретные чьи-то интересы.

Компания «Алмазы России-Саха», будучи одним из крупнейших производителей необработанных алмазов в мире, естественно, заинтересована в стабильно высоких ценах на свою продукцию. Объективно, это полностью отвечает интересам Российского государства, поскольку чем выше цены, тем больше оно имеет дохо­дов от собственной алмазодобывающей промышленности.

Кроме того, к началу 1990-х годов в государственных запасах находилось огромное количество ранее добытых алмазов (о чём, к сожалению, теперь прихо­дится говорить в прошедшем времени), обесценивания которых нельзя было допустить. Как уже говорилось, монопольная организация рынка сырых алмазов по большому счёту выгодна и производителям брил­лиантов и их потребителям. Исходя из всего этого, наша компания и стремилась к укреплению рынка через сотрудничество с «Де Бирсом», наведению порядка на внутреннем рынке, строгому соблюде­нию международных обязательств.

На рабочей встрече руководителей ТНК«Де Бирс» и АК «АЛ РОСА». Управляющий директор «Де Бирс» Г. Рейф, председатель Совета директоров «Де Бирс» Н. Оппенгеймер, президент АК «АЛРОСА» В. Штыров, г. Москва, 1998 г.

Совершенно иными интересами руководствовались многочис­ленные СП по обработке алмазов, которые появились в начале 1990-х годов как грибы после июльского дождя. Они создавались под лозунгом необходимости привнесения в Россию передовых технологий, западно­го менеджмента, новых каналов сбыта. На самом деле российская гра­нильная промышленность ни в чём этом не нуждалась, она и так в своё время занимала ведущие позиции в мире. Беда была в том, что в усло­виях гиперинфляции наши предприятия потеряли оборотные средства. Воспользовавшись этим, иностранные предприниматели заняли господствующие позиции в бриллиантовом бизнесе и принялись за установление новых порядков.

Была выдвинута теория, что пусть, дескать, в мире существу­ет алмазная монополия, а в отдельно взятой стране мы устроим свободный рынок. Да не простой, а с каналами выхода на мировой. Дескать, «Де Бирс» и без своего главного партнёра – России – удержит монопольно высокие цены. А покупая на свободном российском рын­ке более дешёвые алмазы, можно перепродать их за рубежом по ценам «Де Бирс», положив разницу в карман. Не утруждая себя даже видимостью их обработки в СП.

 

Фактически эта теория была явочным порядком реализована на практике, пока шли дебаты на разныхуровнях о судьбе российского алмазно-бриллиантового комплекса. К сожалению, всё это происходи­ло при мощной поддержке бывшего руководства Роскомдрагмета, действовавшего под лозунгом необходимости развития отечественной гранильной промышленности с участием иностранного капитала, кото­рому были созданы уникальные возможности. Не удалось только раз­громить компанию «Алмазы России-Саха», раздробить её на части, чтобы СП могли полностью захватить сбыт российских алмазов. А угрозы такие были более чем серьёзные.

Жизнь не обманешь, и бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Конечно же, мировой рынок не устоял перед мощным неконтро­лируемым потоком алмазов из России. Упали цены на сырьё, брил­лианты, ювелирные изделия. Множество предприятий в целом ряде стран разорились.

У нас в стране алмазодобытчики теряли до 200 млн. долла­ров доходов в год. Продана по демпинговым ценам значительная часть госзапаса, а остаток обесценился. За редким исключением бедствуют гранильные предприятия с отечественным капитал- лом. Хозяева многих СП исчезли, унося в карманах дармовые деньги. Перед всем этим дело Козленка – тлеющий уголёк на фоне пожара. Та­ков финал «алмазной войны».

Сейчас дело медленно, но поправляется. Принят Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Прави­тельство взялось серьёзно за разработку программы развития алмазно-бриллиантового комплекса России.

Бриллиантовая карусель

Года полтора назад была попытка организовать рынок золота. Для населения. Известно, чем эта затея закончилась. Оно активности не проявило. А была ли попытка организовать в России рынок брилли­антов?

На бриллианты, в отличие от сырых алмазов, монополии не суще­ствует, но свободно они в России не продавались. И на то существуют две причины. Ещё до недавнего времени человек, который хотел купил обработанный алмаз или бриллиант, но не вставленный в кольцо, пер­стень, серьги, мог стать преступником. Эти операции были у нас запре­щены. А был ли спрос? Был.

Правительство Якутии в качестве эксперимента принимало поста­новление о продаже бриллиантов, и продажа шла с огромной скоро­стью. По цене в два-три раза дороже, чем ожидалось. Это был просто искусственный спрос, вызванный желанием некоторых людей капита­лизировать свои деньги, инвестировать их во что-то надёжное.

Ювелирная же промышленность Российской Федерации до сих пор не является крупным потребителем бриллиантов. Почему? Почти все ювелиры, которые работают на нашем рынке, покупают здесь золото, бриллианты, затем отправляют их в Италию, делают готовые изделия там и потом везут их обратно в Россию и продают на нашем рынке. Иначе говоря, само состояние нашей ювелирной промышленности таково, что она не может быть массовым покупателем брилли­антов. Почему?

Не уступая по качеству иностранной, продукция наших за­водов неконкурентоспособна, прежде всего, из-за высоких на­логов, включаемых в её стоимость. Вся действующая система налогообложения, ядром которой являются косвенные налоги, была оправдана в условиях гиперинфляции. Сейчас она не только устарела, но и вредна. Один НДС убивает ювелирную промыш­ленность.

Можно даже не приступать к работе, заранее зная, что при прочих равных условиях цена твоего изделия будет всегда выше за­рубежного. Эта проблема обсуждается уже года три. Но принимаются разные локальные решения. Иногда мы идём на уступки производите­лям бриллиантов, НДС не берём. Зато сами штрафы платим. Но создан­ная система не работает на массового потребителя бриллиантов. И у нас его просто нет.

Что же получается, колечко с бриллиантом дешевле купить в Из­раиле?

Конечно. Дешевле даже в Италии. Но, надеемся, что многое решит новый Налоговый кодекс. С другой стороны, Закон «О драгметаллах и драгкамнях» дал возможность начать свободную торговлю брилли­антами. В Москве 28 мая впервые открыта алмазная биржа для ор­ганизации рынка бриллиантов. И необработанные алмазы там будут продаваться. Это позволит создать какие-то условия для их оборота, легализовать этот специфичный рынок. Но в целом для нормального функционирования рынка драгоценных камней этого ещё недоста­точно.

«Де Бирс» – в Россию, мы – в Анголу…

Известно, что Республика Саха – не единственное место в Рос­сии, где есть месторождения алмазов. В конце 1920-х годов открыты несколько крупных месторождений алмазов на Урале, в частности в Пермской области. В 1980-х годах открыты месторождения в Архан­гельской области. Почему они не разрабатываются по сей день?

Если бы вы заглянули в государственный реестр месторождений, то убедились бы, что примерно 82 процента действующих и потенци­альных запасов алмазов находятся в Республике Саха (Якутия). 18 про­центов – в Архангельской области, в Поморье. Есть алмазы и на Ура­ле. Однако месторождения эксплуатируются только в Якутии и на Урале. Причем наша компания добывает по стоимости 98 процентов ал­мазов, а «Уралалмаз» – 2 процента.

А что происходит в Архангельске?

Я уже говорил, что первоначально стоял вопрос о том, что в состав нашей компании должны быть включены все действующие месторож­дения. Но «Уралалмаз» и «Севералмаз» по разным причинам, в основ­ном из-за попытки уравновесить интересы Федерации и Республики Саха, туда не вошли. Они начали самостоятельную жизнь.

Государственное предприятие «Уралалмаз» действует более-менее успешно. Самые большие проблемы возникли в Архангельске. К на­чалу 1990-х годов там были выполнены только геологические работы. Требовались ещё большие усилия и деньги, чтобы разработать технико­экономическое обоснование, провести опытно-экспериментальные ра­боты, создать какой-то проект.

Так вот, архангелогородцы сразу взяли курс в основном на западный капитал. Они летали и ездили по всему миру, пытаясь привлечь инве­стиционные ресурсы. Но оказалось, что привлечь инвестиции чрезвы­чайно сложно. И хотя работа на месте проделана большая, практически за это время не удалось сильно продвинуться вперёд. Шли путём выпус­ка новых акций, их продаж. Но непрерывная продажа акций на свобод­ном рынке привела к тому, что в конце концов они через посредников оказались в руках у «Де Бирса». И на сегодняшний день «Де Бирс» кон­тролирует 53 процента акций «Севералмаза». Мы же имеем там около 10 процентов.

А как вы смотрите на это?

Отрицательно. Поскольку понимаем, что при той ситуации, которая складывается на мировом рынке, у «Де Бирса» нет заинтересованности в развитии алмазодобычи в Архангельской области. Поэтому, скорее всего, стратегическая цель у них простая – держать пока месторожде­ние в запасе, ведя бесконечно геологические работы.

Таким образом «Де Бирс» оказался в России. А с другой стороны, мы начали в прошлом году добывать с ангольцами алмазы в Африке. То есть в самой вотчине «Де Бирса». Естественно, им это не нравится. И мы договорились встретиться для обсуждения таких глобальных изме­нений в наших позициях. Они оказались в Архангельске, а мы – в Анго­ле. На повестке дня вопрос, как будем дальше взаимодействовать.

Но ведь сведения о Поморской группе месторождений алмазов, о балтийском щите были засекречены. Кто же продал эти сведения на Запад?

То, что балтийский щит алмазоносный, не является государствен­ным секретом. Это общегеологический вывод. Не является секретом и то, что там были открыты месторождения алмазов. А вот качество месторождений, объём запасов, их содержание – вот это уже государст­венный секрет. Геология вся развалилась, официально эти месторож­дения не рассекречены. И это создаёт для «Де Бирса» дополнительные проблемы. Хотя какую-то информацию «Де Бирс» уже давно, наверное, получил. Это происходит через многочисленные мелкие геологиче­ские предприятия, которые возникли после развала государственной геологии.

Архангельская область. Месторождение алмазов имени М.В. Ломоносова. 1997г.

Свою же позицию мы никогда не скрывали. Мы ещё до появления там «Де Бирса» вели переговоры с руководством «Севералмаза». Предлага­ли им сотрудничество. Мы знаем, что и как там надо сделать, чтобы ме­сторождение поднять за пять-семь лет и запустить в эксплуатацию. От этих позиций мы не отказываемся и сегодня.

Но кроме, как вы сказали, глобальных изменений в позициях, есть и другие проблемы наших взаимоотношений с «Де Бирсом». Например, в вопросах поставок алмазов в Россию. Что вы скажете об этом?

Да, мы всё время добивались, чтобы наши поставки алмазов в Россию были признаны «Де Бирсом» приоритетными. Дело в том, что «Де Бирс» не допускает обработки алмазов в тех странах, где они производятся, за исключением России. Но мы поставили вопрос шире: Сам «Де Бирс» дол­жен поставлять алмазы для российской гранильной промышленности в том ассортименте, которого нету компании «Алмазы России-Саха».

И второе. Мы хотим не просто иметь торговые отношения с «Де Бир­сом», а и участвовать в сбыте алмазов. И наше новое торговое согла­шение уже носит характер не взаимоотношения между продавцом и покупателем, а договора по совместному регулированию рынка. Предусмотрены определённые способы контроля за ситуацией на мировом рынке, консультаций и принятия решений по ценам. Это, как мы считаем, большой шаг вперёд.

Потому что раньше это и не предусматривалось торговыми соглашениями. И вот теперь у нас есть возможность развернуть собственную сбытовую сеть, дей­ствовать в определённых направлениях самостоятельно, как бы параллельно с «Де Бирсом».

Всё это предусмотрено нашим действующим соглашением.

К сожалению, мы настолько долго вели согласования по нему в Прави­тельстве России, что подписали его всего за год до окончания действия соглашения. Поэтому придётся, видимо, возобновлять новые перегово­ры, готовить новое соглашение.

Не оскудеет рука дающего

Небезызвестная вам Лариса Попугаева, которая была причастна к открытию якутских алмазов в начале 1950-х годов, знаменита ещё и тем, что открыла в Ленинграде первую выставку чукотских и якутских художников. Мы знаем, что и вы, ваша компания «Алмазы России-Саха», тоже спонсировали выставку якутских художников в Москве. А есть ли в целом у вас программа поддержки центров творчества, культурных очагов?

Есть, конечно. В Республике Саха мы поддерживаем ряд куль­турных программ, помогаем русской православной церкви. Сами содержим профессиональные ансамбли, балетную школу, откуда молодые люди выходят с дипломами профессионалов. Имеем и соб­ственную телевизионную компанию. Поддерживаем газеты. Есть и разо­вые акции.

Вот картины художников из Якутска, Мирного в Москве вы­ставили. Шефство над черноморской подводной лодкой взяли. Цель какая? Не просто оказывать помощь черноморцам, а ещё и нашу молодежь готовить к службе, приобщить к флоту, дать работу демобилизованным воинам.

И «Российская газета» шефствует над крейсером «Бора» Черномор­ского флота. Так что в этом смысле мы с вами в одной компании.

Кстати, мы свои объявления печатаем в «Российской газете». Все

г. Севастополь. На подшефной АК «АЛРОСА» подводной лодке Черноморского флота. Посвящение президента АК «Алмазы России-Саха» В.А. Штырова в подводники.

предприятия её выписывают, и на дом многие получают. Мы любим и ценим «Российскую газету».

Федеральные власти готовятся передать часть научно-исследовательских институтов, в том числе и академических, местным властям, на их кошт. Что бы вы делали, свались вам на голову парочка академических институтов да ещё три-пять других?

У нас в республике раньше был Якутский научный центр Сибирско­го отделения Академии наук. В Якутске было несколько академических институтов. Все они были союзными. Когда вся научная система заша­талась, ряд институтов Академия наук передала на финансирование в республиканский бюджет. Те, которые занимались проблемами мест­ного характера. Например, Институт северного луговодства.

Другие институты, по сути дела, вынужденно из-за отсутствия средств у центра начали финансироваться как из республиканского, так и из федераль­ного бюджетов. Всё это продолжалось до 1995 года. Потом события так развернулись, что республика уже не может их в полном объёме финан­сировать.

Так что новая передача науки на региональный уровень может привести к её развалу. И учёные так говорят. Есть же общефедераль­ные проблемы. Есть общефедеральные научные школы. Раздробить всё это на кусочки? После разделения финансирования последуют не­минуемо разделения тематические, организационные. Губернатор ска­жет, ты мне повысь надои коров или сделай ещё что-нибудь полезное. И фундаментальный потенциал Академии наук, конечно, будет разрушен. Надо искать другие способы финансирования науки.

Более того, предусмотрено включать институты в финансово­промышленные группы, если местная власть не сможет их содержать. Кто платит деньги, тот будет и заказывать музыку. А деньги будут платить банкиры…

В составе нашей компании есть два института. Один – Научно- исследовательский алмазодобывающей промышленности, его спе­циализация – технология добычи алмазов. И геологический – якутский филиал ЦНИГРИ. Они решают наши прикладные задачи, но поручать им фундаментальные исследования не совсем правильно.

Возьмите амери­канский опыт. Да, там есть лаборатории в составе крупных корпораций. Но фундаментальные исследования ведут межотраслевые и независи­мые структуры, которые пользуются всяческой поддержкой и предпри­нимателей, и государства.

Ряд северных льгот отменили недавно. Как северяне это рассма­тривают?

Спокойно. Потому что Закон о северах и ряд других законов, кото­рые были приняты, фактически ведь не выполнялись. Поэтому то, что их отменили, никакого значения не имеет для многих людей.

Вопрос личного характера. Не собираетесь ли вы участвовать в выборных кампаниях?

Пять лет я был вице-президентом республики, почти три года – премьер-министром. А сейчас у меня другое дело, которое соответству­ет моей профессии. Я ведь являюсь управленцем по образованию. Но, думаю, если потребуется, буду участвовать и в выборах. Мой прошлый и настоящий опыт говорит о том, что многие экономические вопросы надо решать на политическом уровне.

Спасибо, вы своими ответами дали богатую пищу для размышле­ний. Надеемся, что многих сторонников вы найдёте и среди читателей «Российской газеты».

Вячеслав ГОНЧАРОВ, «Российская газета», 4 июня 1998 г.