Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова

на совещании при Президенте Российской Федерации В.В. Путине

по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока

26февраля 2004 года в Хабаровске.

Text Box:  

Президент Якутии В.А. Штыров. г. Хабаровск. 2004г
В.А. ШТЫРОВ:Уважаемые коллеги! В прошлом году транспортный комплекс страны получил основополагающий документ, определяющий перспективу его развития – транспортную стратегию, рассмотренную сначала Госсоветом Российской Федерации, затем утвержденную Правительством России. Для нас очень важно, чтобы выработанные в стратегии основные концептуальные положения развития транспортного комплекса преврати­лись в практический, реальный план действий. Поэтому я поддержи­ваю то, о чем говорил Министр транспорта Российской Федерации Сергей Оттович Франк: необходимо разработать новую редакцию федеральной целевой программы модернизации транспорта в свете вновь принятой стратегии, включив в нее в качестве составной части национальную программу развития автомобильных дорог. Считаю также, что некоторые проекты транспортного комплекса возможно профинансировать за счет фе­деральных адресных инвестиционных программ, так называемыхФАИПов.Эти решения необходимо принять быстро, тем более что субъекты федерации на ос­новании федеральных программ должны перестраивать свои внутренние про­граммы, а с 2005 года надо начинать практическую работу.

Хотелось бы акцентировать внимание на некоторых ключевых проблемах реализации стратегии.

Транспортная стратегия предусматривает, если говорить о железнодорожном транспорте, в числе приоритетных проектов строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. Проведена колоссальная работа по технико-экономическим обоснованиям, ее про­ектированию. Благодарен присутствующим здесь министрам, руководителям федеральных ведомств за под­держку в этом вопросе. Нам осталось поставить точку – подписать постановле­ние Правительства Российской Федерации.

В.В. ПУТИН:Кто курирует этот вопрос в правительстве?

В.А. ШТЫРОВ: Владимир Анатольевич Яковлев.

В.А. ЯКОВЛЕВ, и.о. заместителя Председателя Правительства РФ: Владимир Владимирович, все материалы готовы, на прошлой неделе Алексей Леонидович Кудрин завизировал проект постановления. Думаю, что в понедельник-вторник мы будем в состоянии подписать этот важный документ.

В.А. ШТЫРОВ: Здесь говорилось о том, что необходимо рационально загрузить Байкало-Амурскую магистраль и для этого сделать серию ответвлений от нее к крупным месторождени­ям тех или иных полезных ископаемых, многие из которых являются уникаль­ными. К числу таких задач относится и строительство дороги УлакЭльга, строи­тельство которой было начато несколько лет назад и теперь законсервировано. Вопрос непростой, особенно с точки зрения финансирования, но есть некото­рые варианты его решения, и мы просили бы, чтобы в первом полугодии 2004 года Прави­тельство Российской Федерации рассмотрело наши предложения по финансированию строитель­ства этой дороги.

Хотел бы остановиться на проблемах авиации. Согласен с мнением, что в последние годы наблюдается заметная стабилизация работы магистральных авиакомпаний в России. Но, к сожалению, мы не можем этого сказать по поводу местных авиаперевозок. У региональных авиакомпаний не хватает финансовых и организацион­ных ресурсов, чтобы встать на ноги. Здесь можно выделить три проблемы, ко­торые требуют быстрых решений. Первое – проблема эффективности работы авиации. Большинство авиакомпаний осуществляют авиаперевозки на местных маршрутах в убыток себе, так как мал пассажиропоток. Но в то же время во многих регионах Дальнего Востока, особенно на Крайнем Севе­ре, никакой альтернативы авиации нет и летать надо при любых обстоятельствах. В этой связи думаю, что местные авиаперевозки и аэропорты должны получать дотации из федерального бюджета и бюджетов субъектов феде­рации. Такие способы поддержки авиации осуществляются во всех странах с обширной территори­ей: Бразилия, США, Канада, Австралия. Второе – проблема в системах управления воз­душным движением. Сначала было их разукрупнение, затем происходила централизация систем. Но получилось, что в ходе этой централизации наиболее эффективные центры управления воздушным дви­жением, которые осуществляют проводку воздушных судов международных или внутренних магистральных авиалиний, перешли в федеральное ведение и более-менее сносно существует, а убыточные местные центры остались на попечении субъектов федерации, у которых на их содержание нет средств. Надо решить эту проблему.

В.В. ПУТИН:Давайте у Сергея Оттовича Франка спросим, как он смотрит на эту проблему?

С.О. ФРАНК,и.о. министра транспорта РФ:Конкретно по Якутии есть такая проблема. Сейчас мы изучаем возможность интеграции ряда центров в единую госкорпорацию в рамках реформирования этой системы. Думаю, что буквально в первом полугодии мы определимся с этим вопросом и примем все необходимые меры.

В.В. ПУТИН:Надо активно это делать. Ведь Президент Якутии говорит об издержках, а издержки проистекают и от того, что компании маломощные. Они вынуждены повышать тарифы, цены и не справляются. Надо сказать, что правительство довольно вяло реагирует на все эти процессы.

В.А. ШТЫРОВ:Ну и, конечно, Владимир Владимирович, проблема обновления техники. Через два-три года летать на старых типах самолетов будет не­возможно, все они подлежат списанию. К сожалению, несмотря на разговоры, что появились новые типы самолетов, например, СУ-80, АН-140 или «Грач», «Аист», на самом деле нет ни одного полностью сертифицированного самоле­та, который встал бы на серийный выпуск. Здесь нужен мощный толчок, чтобы сдвинуть этот вопрос. Думаю, что надо поддержать предложение Сергея Оттовича о том, что необходимо создать национальную систему лизинга, особенно самолетов малой авиации с погашением кредитных ставок за счет бюджетных средств.

Хотел бы обратить внимание и на относительно новый вид транспорта для Дальнего Востока, о котором сегодня здесь говорилось, – это трубопроводный транспорт. Неделю назад в Якутске прошло Всероссийское совещание по проблемам освоения нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, на котором было подтверждено, что запасов газа в Эвенкии, на севере Иркутской области и юге Республики Саха (Якутия) достаточно для того, чтобы начать реализацию газового проекта любой мощности, хоть 100 миллиардов кубометров газа в год, хоть 200 миллиардов.

В.В. ПУТИН:Вячеслав Анатольевич, а загрузка нефтяной трубы?

Text Box:  

Якутия. Ленский район. Начало работ по освоению новой Восточно-Сибирской нефтегазоносной                       провинции. Первые нефтяные скважины ОАО «Сургутнефтегаз» на Талаканском                       нефтегазоконденсатном месторождении.
В.А. ШТЫРОВ:Для того чтобы обеспечить наиболее эффективную загрузку нефтепроводов, требуется поставить на баланс примерно 1,5 миллиарда тонн нефти. На сегодняшний день на балансе стоит 1 миллиард тонн. Но геоло­гические перспективы таковы, что в течение двух-трех лет эти 500 миллионов тонн еще будут поставлены на баланс. Но, заметьте, мы говорим о наиболее эффективной загрузке трубы, когда надо 80 миллионов тонн нефти подать на Восток. Если говорить о 30 или 50 миллионах тонн, этот проект хоть сегодня можно начинать.

В.В. ПУТИН:Вячеслав Анатольевич, то, что вы сейчас говорите, крайне важно. Вы с уверенностью это предлагаете?

В.А. ШТЫРОВ:Я говорю с абсолютной, стопроцентной уверенностью.

М.М. ЦИКАНОВ, и.о. заместителя министра экономического развития иторговли РФ:Владимир Владимирович, на самом делетакоптимистично ска­зать невозможно. Поскольку мы считали, и суммы по запасам, и по инвестициям, и сроки окупаемости у нас расходятся. Чтобы поставить на баланс необходимые объемы, требуется достаточное количество денег, которого сегодня реально не существует. Только на запасы требуется где-то около 10 миллиардов долларов, не говоря о самой трубе.

В.А. ШТЫРОВ:Прошу прощения, Мухамед Мухадинович, действительно требуется определенная сумма на геологоразведочные работы, для улучшения эффективности проектов. Но сегодня стоят на государственном запасе подтвержденные ресурсы по категории С1 и С2 – 6,7 миллиарда кубометров газа. Для того чтобы сделать проект на 100 миллиардов кубометров и подать газ на Восток, в том числе и для международных проектов, требуется 3 миллиарда ку­бометров, то есть у нас сейчас вдвое больше запасов по газу. Проект по нефти на 30 миллионов тонн можно начинать хоть сегодня, на 50 миллионов тонн по­требуется еще один год.

В.В. ПУТИН:При 50 миллионах оно уже стопроцентно окупаемо?

В.А. ШТЫРОВ:Да. Я говорю исключительно о подтвержденных запасах, которые стоят на балансе, все документы находятся в Москве.

Хотел бы также еще раз обратить внимание на очень важный вопрос – маршруты трасс нефте– и газопроводов. Вариант, о котором мы все говорим, Восточная Сибирь – Находка, стал доминирующим. Варианты Ангарск – Дацин и другие становятся второстепенными. Это абсолютно правильно. Но при конкретном обсуждении трассировки возникает много вопросов: экономических, экологических, технических, сейсмичности зон и других. Помимо принятого сейчас в качестве основного варианта прохождения нефте– и газопроводов вдоль Байкало-Амурской железной дороги, Правительство Республики Саха (Якутия) при участии Министерства природных ресурсов России, РАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз» проработало новый – северный вариант прохождения трасс, где нефте– и газопроводы идут в одном коридоре через основные нефтегазоносные районы Эвенкии, Иркутской области и Якутии. Это значительно удешевляет строительство, ведь большая часть трассы – совместное движение двух труб, что резко повышает эффектив­ность проектов. Кроме того вовлекаются в оборот крупнейшие месторождения Юрубчоно-Тохомской, Ковыктинской, Верхнечонской, Талаканской,Чаяндинской зон. По сути дела, открывается путь к освоению новой – Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Подчеркиваю, что это вариант не только Республики Саха (Яку­тия), но и Министерства природных ресурсов РФ, «Газпрома» и «Сургутнефте­газа».

В.В. ПУТИН: Вопрос, который вы сейчас подняли, относится к разряду не региональных, а общегосударственных, стратегических. Поэтому все, что у вас наработано, прошу в самое ближайшее время мне представить. Я приложу их к пакету документов, которые будут сделаны сейчас, повторяю, различными ми­нистерствами и ведомствами, «Транснефтью», «Газпромом». Я уже говорил об этом, только вчера подписано соответствующее поручение Правительству Российской Федерации, чтобы были обобщены все эти материалы. Ваши документы будут как нельзя кстати, потому что за счет того, что есть в Восточной Сибири, прежде всего в Якутии, эта труба и должна быть заполнена.

В.А. ШТЫРОВ:Владимир Владимирович, я сейчас выскажу несколько, может быть, спорных суждений. Когда мы говорим о развитии транспортного комплекса, подразумеваем огромные инвестиции. В последнее время в стране проведена целенаправленная работа по концентрации финансовых ресурсов. Например, автодорога Чита – Хабаровск. Но заметьте, о чем говорил Сергей Оттович Франк, финансовые ресурсы, направляемые на развитие транспортного комплекса, в частности дорожного строительства, уменьшаются каждый год, это во-многом связано с непрерывными изменениями налоговой системы.

В свое время приняты решения ликвидировать дорожные фонды и отменить целевой налог на пользователей автомобильных дорог. Это объяснялось тем, что дорожные фонды, якобы используются зачастую не по назначению, а налог на пользователей дорог является оборотным и увеличивает стоимость всех товаров на рынке. Будет более адресно и прозрачно, если дорожное хозяйство станет финансироваться прямо из бюджета.

Прошло время, и что получилось в итоге? Строительство и содержание автодорог в отсутствие целевых дорожных фондов финансируется по остаточному принципу, не является защищенной статьей бюджетов. Что касается налога на пользователей автомобильных дорог, то, коль скоро он оборотный, с его отменой мы были вправе ожидать снижения цен на товарных рынках. Произошло ли снижение на 2%? Далеко не факт. Это означает, что сэкономленная за счет отмены налога сумма осталась в карманах торговцев, как дополнительный незаработанный доход, а ситуация на товарных рынках лучше не стала. С другой стороны, мы потеряли мощный источник финансирования строительства автомобильных дорог. А ситуация по дорогам настолько острая, что если провес­ти опрос руководителей крупных предприятий, то большинство скажет, что лучше платить этот налог, чем страдать от бездорожья. Здесь говорилось, что 20% от себестоимости любой продукции в Хабаровском крае составляют транспортные издержки. Могу вам сказать, что в Магадане, Чукотке и Якутии – это от 70 до 100%. По­этому необходимо вернуться к проблематике надежных источников финансирования дорожного хозяйства и пересмотреть действующие подходы.

Text Box:  

Федеральная автомобильная дорога «Колыма» (Якутск-Магадан).                                                                Аварийный участок Теплый Ключ-Развилка.

Второй аспект – распределение денежных средств на транспортные проекты. В Москве и Санкт-Петербурге существуют все условия для привлечения частного капита­ла на строительство дорог. Вот там и надо ихактивно привлекать. На Дальнем же Востоке надо опираться преимущественно на государственные средства. Здесь инвесторов вообще не густо, а на инфраструктуру их просто нет. Но у Правительства России ко всем регионам подход стандартный. Это неверная позиция. Надо ее менять.

Третье – кредитные ресурсы. Некоторые свои транспортные проблемы мы пытаемся решить при помощи кредитов, и тут требуется государственные гарантии. Мы совместно с федеральным Министерством транспорта порой инициируем вопрос перед Правительством России о предоставлении гарантий на привлечение кредитов на внутреннем или внешнем рынке. Как правило, получаем отрицательный ответ с объяснением, что любые вливания денег в экономику приведут к увеличению ин­фляции. Я думаю, что такая позиция неверна даже с точки зрения теории. Ведь у нас существует достаточное количество незагруженных производствен­ных мощностей в дорожно-строительной индустрии, а значит, существует избыток предложения производственных мощностей над спросом. В этом случае дополнительные инвестиции не будут иметь инфляционного характера.

В заключение хотел бы сказать, что на протяжении моего двухлетнего опыта президентства отношение Правительства России к региональным пробле­мам меняется в положительную сторону, конструктивный диалог налаживается. Мы постепенно начинаем работать вместе и, если так продолжим, то у нас должно все получиться.

“Якутия”, 28 февраля 2004 г.

“Саха сирэ“, 28 февраля 2004 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here