Ветер века дует в наши паруса
Публикации за 2007 год
Выступление В. А. Штырова на Торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Саха (Якутия) 27 января 2007 года.
Уважаемые жители Республики Саха (Якутия)! Уважаемые депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн), члены Правительства и Конституционного суда Республики Саха (Якутия)! Уважаемые гости и приглашенные! Дорогие друзья!
Ровно пять лет назад, вступая в должность Президента Республики Саха (Якутия), я говорил о том, что впереди у нас интересная, трудная, творческая, созидательная работа на благо республики, о том, что сохраняя наши завоевания, опираясь на созданный предыдущими поколениями фундамент, необходимо в соответствии с современными реалиями выходить на новый этап общественно-политического и социально-экономического развития республики во благо нашего многонационального Российского государства.
Все пять минувших лет, очень насыщенных важнейшими событиями в политической, экономической, общественной сферах жизни Якутии, мы шли к достижению стратегических целей, которые ставили перед собой в прошлой предвыборной программе, поддержанной жителями нашей республики.
Прежде всего, прошедшие годы были чрезвычайно ответственными в сфере государственного строительства.
Напомню, что на основании совместно принятых решений наш парламент был преобразован из двухпалатного в однопалатный. Думаю, что это позволило повысить эффективность работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как с точки зрения законотворческой деятельности, так и с точки зрения взаимодействия с федеральными законодательными органами. Стала более тесной связь законодателей непосредственно со своими избирателями.
Особой, важнейшей задачей был переход на местное самоуправление как способ приблизить власть к людям и активизировать народную инициативу в решении вопросов управления экономическим и социальным развитием территорий. В течение всех пяти лет в Республике Саха (Якутия) велась планомерная работа по подготовке нормативно-правовой базы и практической организации самоуправления на уровне районов и поселений.
Одновременно с этим много усилий прилагалось для организации конструктивного взаимодействия на федеральном уровне. В 2002 году Президентом Российской Федерации был подписан новый вариант договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия). На его базе заключено 38 разных соглашений с министерствами и ведомствами Российской Федерации, на основании которых строится взаимодействие с ними.
Одним из важных итогов этого взаимодействия стало урегулирование в 2006 году вопросов государственной собственности по ключевым отраслям народного хозяйства с органами государственной власти Российской Федерации на взаимовыгодной основе. Это обеспечивает правовую определённость и уверенность республики в завтрашнем дне.
В политической сфере прошедшие пять лет характеризовались активным партийным строительством, созданием и укреплением партийных структур как части общефедеральных политических партий.
В то же время налажен конструктивный диалог между органами государственной власти, политическими партиями и общественными движениями разной направленности в рамках работы Общественного консультативного совета, других совещательных и консультативных органов при Президенте Республики Саха (Якутия).
Это позволило во всех перипетиях политических событий сохранить в республике гражданский мир и национальное согласие, которые так ценятся северянами.
В 2002-2006 годах реализован индикативный план социальноэкономического развития республики через систему целевых программ развития народного хозяйства, инфраструктурных и социальных отраслей.
Сегодня мы можем сказать, что основные задачи этого плана выполнены.
Так, за пять лет объём промышленной продукции в Якутии увеличился на 10%, продукции сельского хозяйства — на 8%, грузооборот транспорта — на 19%, товарооборот — на 52%.
Реализован целый ряд крупных инвестиционных проектов, в том числе общероссийского масштаба: строительство и ввод в эксплуатацию Нюрбинского ГОКа, Светлинской ГЭС, подводного перехода магистрального газопровода через реку Лена, пускового комплекса железной дороги Беркакит-Томмот. Вступили в строй и новые малые и средние производства.
Поступательное движение отраслей народного хозяйства обеспечило рост валового регионального продукта за пять лет на 16%. По этому показателю на душу населения, как и по произведённой добавленной стоимости, мы входим в пятёрку лучших регионов России, а это значит, что Якутия вносит достойный вклад в экономику Российской Федерации.
В основном решены и особые экономические целевые задачи пятилетнего периода.
Проведены санация и финансовое оздоровление предприятий жилищнокоммунального хозяйства и транспортного комплекса.
Проводилась активная работа по преодолению моноотраслевого характера народного хозяйства республики, когда экономическое состояние огромного региона во многом зависело только от одной алмазной отрасли. Сегодня в Якутии быстро развиваются новые отрасли и работают, помимо наших традиционных предприятий, такие гиганты, как «Сургутнефтегаз», «Евраз-холдинг», «Мечел», «Норильский никель», подразделения «Газпрома», «Росатома», РАО «ЕЭС России», РАО «Железные дороги России», корпорации «Трансстрой».
За пять лет в развитие производства вложено более 180 млрд. рублей, и сегодня Республика Саха (Якутия) имеет самый высокий кредитный и инвестиционный рейтинг на Дальнем Востоке.
Наша республика отличается тем, что нигде в мире нет такого развитого сельского хозяйства в столь северных широтах. Особое внимание развитию сельского хозяйства в Якутии традиционно уделяется ещё и потому, что оно является основой уклада жизни коренных жителей республики: народа саха, русских старожилов, малочисленных народов Севера. В прошедшие пять лет реализован первый этап программы социально-экономического развития села, суммарное финансирование которой за эти годы составило около 20 млрд. рублей. При этом на каждый бюджетный рубль, направленный на поддержку сельского хозяйства, получено продукции в 1,7 раза больше, чем пять лет назад.
Государственная политика на селе направлена на развитие инженерной инфраструктуры, создание перерабатывающих предприятий, развитие сети машинно-технологических станций, усовершенствование политики закупок продукции сельского хозяйства. В реализации программы есть недостатки, недоработки, но и позитивные результаты. Обеспечен рост производства, реальные доходы населения в сельских улусах возросли в 1,6 раза, по социологическим данным, в три раза увеличилась доля сельских жителей, считающих, что жизнь на селе стала лучше. По объёму валовой продукции сельского хозяйства республика является одним из лидеров на Дальнем Востоке.
Укрепление экономического фундамента в результате реализации пятилетних целевых программ позволило создать около 30 тысяч новых рабочих мест, обеспечить за пять лет рост реальных доходов населения без учета инфляции более чем на 40%, а номинальных — в 2,5 раза. Удалось не только увеличить заработную плату, но и в основном погасить огромную задолженность по её выплате, по общему объёму которой мы занимали, к сожалению, в 2002 году первое место в Российской Федерации.
Позитивные сдвиги в экономическом развитии позволили приступить к планомерному решению наиболее острых первоочередных социальных задач. При этом акцент был сделан на укрепление, модернизацию материально-технической базы образования и здравоохранения. Импульс развитию социальной сферы придало начало реализации приоритетных национальных проектов, которые у нас идут с дополнительным финансированием из бюджета республики.
За пять лет мы с вами построили 76 школьных зданий, в результате в 2 раза сократилась доля аварийных школ. Введены новые учебные корпуса и общежития для студентов. Построено 59 объектов здравоохранения, оснащённых современным медицинским оборудованием. Введено более 1,3 млн. кв. м жилья, в том числе за счёт расширения ипотеки. По объёмам строительства объектов социальной сферы и жилья Якутия лидирует в Дальневосточном федеральном округе.
Продолжены сохранение традиций и развитие многонациональной культуры Республики Саха (Якутия), как традиционной народной, так и на уровне высших достижений. Историческим событием для всех жителей нашей республики стало присвоение ЮНЕСКО звания Шедевра мировой нематериальной культуры якутскому национальному эпосу Олонхо.
В течение прошедших пяти лет проведены две Спартакиады народов Республики Саха (Якутия), Спартакиада Якутии по национальным видам спорта, Международные спортивные игры «Дети Азии». В составе сборных России спортсмены Якутии приняли участие в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Существенно укрепилась материальная база массового спорта. Построены четыре универсальных спортивных комплекса, в том числе лучшие сельские в Российской Федерации — в сёлах Майя и Сунтар, введено в эксплуатацию около 100 новых спортзалов.
Как интегральный результат развития социальной сферы, культуры и духовности Якутия сегодня занимает восьмое место среди всех регионов России по уровню развития человеческого потенциала.
Безусловно, в работе органов государственной власти и управления в предыдущие пять лет не всё было легко и гладко. Были и остаются нерешенные вопросы во всех сферах жизни, есть острые экономические и социальные проблемы, по многим из которых ещё только предстоит найти эффективные управленческие решения.
Но, подводя итог в целом, сегодня можно сказать, что положения предвыборной программы Президента и вице-президента Республики Саха (Якутия) «Будущее в наших руках!» и главные задачи пятилетнего плана социально-экономического развития Якутии на 20022006 годы в основном выполнены. Создан надёжный фундамент для дальнейшего поступательного экономического и социального развития, укрепления государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации.
Особенно хотел бы подчеркнуть, что и у руководителей разного уровня, и в трудовых коллективах сформировалось понимание того, что не бывает нерешаемых задач. Всё зависит от воли, настойчивости, наших общих усилий.
Хотел бы сегодня выразить искреннюю благодарность всем жителям республики, всем трудовым и творческим коллективам и их руководителям, депутатам Госсобрания, работникам органов государственной власти и управления, членам Правительства республики за поддержку и самоотверженный труд на благо Якутии и Российской Федерации.
Уважаемые товарищи!
В соответствии с законами диалектики не бывает законченных процессов и дел, как, к сожалению, и нет «философского камня», который давал бы универсальные решения всех проблем. Вот и в следующие пять лет нам опять предстоит огромная и трудная работа на благо республики.
В области государственного строительства перед нами стоят новые задачи в контексте изменения федерального законодательства. Предстоит сложный, но интересный период, когда будет осуществляться переход на партийную схему формирования парламента. По согласованию со всеми политическими силами республики, а также с учётом мнения большинства жителей на очередных выборах пока сохранится смешанная система формирования парламента, чтобы обеспечить представительство всех районов Якутии. Но необходимо иметь в виду, что в дальнейшем надо переходить на чисто партийную систему выборов. Для того чтобы этот процесс был безболезнен и принёс ожидаемые плоды в процесс формирования гражданского общества, необходимо организовать поддержку партийному строительству в Республике Саха (Якутия). Не вмешиваясь во внутреннюю жизнь партий, создать условия для партийного движения как магистрального пути развития демократии в Российской Федерации.
Предстоят и новые шаги в становлении системы местного самоуправления, потому что пока во многом выполнена только организационная часть работы. Теперь надо поэтапно, шаг за шагом пройти эволюционный путь муниципальной реформы, наделяя всё большими полномочиями органы местного самоуправления, при этом оставляя под контролем стратегические, ключевые направления жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия): северный завоз, сложные инженерные системы и некоторые другие вопросы.
Необходимо активизировать мероприятия административной реформы. Я не имею в виду только видимую часть: упрощение организационных структур управления и другие поверхностные вопросы. Прежде всего, должны быть разработаны направления, способы и критерии повышения эффективности деятельности органов государственной власти, расходования бюджетных средств и найдены методы оценки деятельности каждого органа государственной власти по этим критериям.
Необходимо продолжить линию и по увеличению степени участия республики в решении федеральных вопросов. Здесь, прежде всего, необходимо интенсифицировать работу по законодательным инициативам. В этом отношении республика, прежде традиционно ведущий субъект федерации, стала отставать.
Интенсификации требует и развитие межрегиональных связей, особенно в связи с реализацией экономических проектов, потому что ни один наш крупный проект не замыкается на Республике Саха (Якутия), носит либо общефедеральный, либо общедальневосточный характер. Поэтому их реализация должна быть основана на базе конструктивного сотрудничества, двухсторонних и многосторонних отношений, общих решений, которые можно вместе вырабатывать в рамках работы Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Ассоциации взаимодействия субъектов федерации Дальнего Востока, других консультативных органов.
Стратегия экономического развития республики будет строиться на основе Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии на период до 2020 года, которая в настоящее время рассматривается Правительством Российской Федерации. На основе Схемы разработан план социально-экономического развития республики на ближайшие пять лет, в Госсобрание внесены вытекающие из этого плана целевые пятилетние государственные программы по ключевым направлениям развития Якутии.
И Схема развития производительных сил до 2020 года, и пятилетний план предусматривают комплексное решение нескольких главных взаимоувязанных задач.
Первая — это создание условий для стабильной работы с небольшим ростом традиционных базовых отраслей народного хозяйства Якутии: алмазодобывающей промышленности, угольной отрасли, цветной металлургии, сельского хозяйства, промышленности строительных материалов, лесного и деревообрабатывающего комплекса.
Вторая задача — создание новых бюджетообразующих отраслей на основе реализации крупнейших инвестиционных проектов, или, как сейчас стало модным говорить, “мегапроектов”.
Это нефтедобывающая промышленность: сегодня добывается 200 тысяч тонн нефти исключительно для потребностей Республики Саха (Якутия), а в конце периода будет добываться 12 млн. тонн. Газовая отрасль: добывается 1,6 млрд. кубометров газа, а будет — 35 млрд., и по добыче газа мы займем одну из ведущих позиций в Российской Федерации. Планируется создание гидроэнергетического комплекса в Южной Якутии, состоящего из каскада нескольких гидроэлектростанций общей выработкой 25 млрд. кВтч, что вчетверо больше, чем сейчас. Электроэнергия пойдёт для обеспечения потребностей Якутии в связи с реализацией новых проектов, а также для поставок на внутренний рынок Российской Федерации и за пределы страны. Предстоит реализация проекта освоения Эльгинского месторождения угля и создания в Якутии Дальневосточного металлургического комбината. Планируется создание перерабатывающих производств в нефтяной и газовой промышленности, более глубокая переработка первичного минерального сырья, особенно в цветной металлургии, организация добычи апатитовых и урановых руд, удвоение добычи золота.
Само по себе сложнейшее из-за масштабности решение первой и второй задач невозможно без решения третьей — комплексного развития инфраструктуры. Поэтому ключевыми, главными в предстоящие пять лет будут проекты, связанные с созданием объединённой энергосистемы Якутии с выходом в Иркутскую, Амурскую и Магаданскую области; со строительством железной дороги Томмот — Якутск с мостовым переходом через реку Лену и перспективным направлением на Магадан, автодорог «Вилюй» (Иркутск — Якутск), «Колыма» (Якутск — Магадан), «Амга» (Якутск — Аян); прокладкой нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» и газопровода из Якутии на тихоокеанское побережье Дальнего Востока.
Реализация промышленных и инфраструктурных проектов даст толчок к расширению малого и среднего бизнеса в сферах социальной и производственной инфраструктуры, развитию туризма, транспорта, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
При всей масштабности и, на первый взгляд, неподъёмности, названные проекты уже сегодня являются реальностью: быстрыми темпами ведётся подготовка к началу добычи на нефтяных месторождениях Западной Якутии; начато проектирование и строительство нефтепровода ВСТО; строятся железная дорога, подземные алмазные рудники и угольные шахты; ведутся изыскательские работы и готовятся технико-экономические обоснования по каскаду Южно-Якутских ГЭС, Эльконскому горнорудному и Дальневосточному металлургическому комбинатам, Нижне-Куранахскому и Нежданинскому золоторудным комбинатам. Всё это — реальные проекты и уже вложенные средства. Поэтому есть уверенность в их осуществлении, и Якутия должна стать регионом с высокоразвитой экономикой. Валовой региональный продукт возрастёт через пять лет в 1,3 раза, а к 2020 г. в 3 раза. Соответственно увеличатся и реальные денежные доходы населения.
Важно, что результаты реализации наших планов дадут импульс не только для Якутии, но и для других регионов Дальневосточного округа через совместные инфраструктурные и промышленные проекты.
Безусловно, быстрый экономический рост, сопоставимый по масштабам с событиями 70-80-х годов XX века, потребует усиления государственного и общественного контроля в вопросах экологической безопасности, соблюдения прав коренных малочисленных народов, участия крупных компаний в решении социальных задач. Эффективная система такого контроля должна быть налажена.
В то же время мы не должны забывать и другой собственный опыт. Многим из здесь присутствующих, наверное, памятно, как именно безосновательные протесты наших «зелёных» на волне перестройки остановили строительство Адычанской ГЭС. В результате потенциально мощный индустриальноаграрный регион Верхоянья сегодня влачит нищенское существование, и каждый год требуются колоссальные усилия Правительства Якутии только для поддержания его обычной жизнедеятельности.
Все годы нашей совместной работы я говорил, что экономическое развитие не цель, а средство создания условий для полноценной как в материальном, так и духовном плане жизни человека. Поэтому, как и в предыдущие годы, в главном фокусе внимания Правительства республики останется развитие социальной сферы. Соответствующие государственные программы развития здравоохранения, образования, поддержки семьи и детства, духовности и культуры, укрепления правопорядка, газификации населенных пунктов, жилищного строительства на очередные пять лет разработаны, утверждены и начали реализовываться.
В то же время мы должны ясно осознавать, что есть предел экстенсивного роста социальной сферы. И сегодня со всей настойчивостью требуется резко повысить эффективность использования каждого рубля бюджетных средств. Ведь конечной целью является не сумма истраченных в социальной сфере средств, а реальный объём и качество общественных услуг для жителей Якутии. Вот почему нам предстоит трудный, но необходимый переход на нормативные системы финансирования бюджетной сферы. Надеюсь, что это даст ей стимул для повышения эффективности и повернет к нуждам человека.
Уважаемые товарищи!
Даже из этого моего короткого выступления вы видите, какие масштабные задачи нам необходимо решить, чтобы придать нужную динамику развитию республики, обеспечить достойный уровень жизни каждого её жителя. Перед лицом этих задач я как Президент республики могу только повторить свои слова пятилетней давности: у меня нет волшебной палочки, но я обещаю вам всем интересную, трудную, творческую, созидательную работу на благо республики и верю, что, как говорил поэт, ««ветер века — он дует в наши паруса».
В заключение хочу выразить искреннюю благодарность всем жителям республики за неизменную поддержку, Президенту России и депутатам Госсо- брания республики — за оказанное мне доверие. Для меня это высочайшая ответственность и перед руководством страны, и перед каждым жителем республики.
Приложу все усилия для того, чтобы Якутия стала локомотивом и флагманом развития Дальнего Востока, оставаясь территорией межнационального мира и согласия.
Торжественная церемония вступления в должность
Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Анатольевича Штырова
27 января 2007 года — Якутск: Редакционно-издательский отдел Администрации
Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2007—С. 8—14.