Публикации за 2007 год

Выступление В. А. Штырова на Торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Саха (Якутия) 27 января 2007 года.

Уважаемые жители Республики Саха (Якутия)! Уважаемые депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн), члены Пра­вительства и Конституционного суда Республики Саха (Якутия)! Уважаемые гости и приглашенные! Дорогие друзья!

Ровно пять лет назад, вступая в должность Президента Республики Саха (Якутия), я говорил о том, что впереди у нас интересная, трудная, творче­ская, созидательная работа на благо республики, о том, что сохраняя наши завоевания, опираясь на созданный предыдущими поколениями фундамент, необходимо в соответствии с современными реалиями выходить на новый этап общественно-политического и социально-экономического развития ре­спублики во благо нашего многонационального Российского государства.

Все пять минувших лет, очень насыщенных важнейшими собы­тиями в политической, экономической, общественной сферах жиз­ни Якутии, мы шли к достижению стратегических целей, которые ставили перед собой в прошлой предвыборной программе, поддер­жанной жителями нашей республики.

Прежде всего, прошедшие годы были чрезвычайно ответственны­ми в сфере государственного строительства.

Напомню, что на основании совместно принятых решений наш парламент был преобразован из двухпалатного в однопалатный. Думаю, что это позволило повысить эффективность работы Госу­дарственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как с точки зрения законотворческой деятельности, так и с точки зрения взаимо­действия с федеральными законодательными органами. Стала более тес­ной связь законодателей непосредственно со своими избирателями.

Особой, важнейшей задачей был переход на местное самоуправление как способ приблизить власть к людям и активизировать народную инициа­тиву в решении вопросов управления экономическим и социальным разви­тием территорий. В течение всех пяти лет в Республике Саха (Якутия) велась планомерная работа по подготовке нормативно-правовой базы и практической организации самоуправления на уровне райо­нов и поселений.

Одновременно с этим много усилий прилагалось для организации конструктивного взаимодействия на федеральном уровне. В 2002 году Президентом Российской Федерации был подписан новый вариант до­говора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Ре­спубликой Саха (Якутия). На его базе заключено 38 разных соглашений с министерствами и ведомствами Российской Федерации, на основании кото­рых строится взаимодействие с ними.

Одним из важных итогов этого взаимодействия стало урегули­рование в 2006 году вопросов государственной собственности по ключевым отраслям народного хозяйства с органами государствен­ной власти Российской Федерации на взаимовыгодной основе. Это обеспечивает правовую определённость и уверенность республики в завтрашнем дне.

В политической сфере прошедшие пять лет характеризовались активным партийным строительством, созданием и укреплением партийных структур как части общефедеральных политических партий.

В то же время налажен конструктивный диалог между органами го­сударственной власти, политическими партиями и общественны­ми движениями разной направленности в рамках работы Обществен­ного консультативного совета, других совещательных и консультативных органов при Президенте Республики Саха (Якутия).

Это позволило во всех перипетиях политических событий сохра­нить в республике гражданский мир и национальное согласие, кото­рые так ценятся северянами.

В 2002-2006 годах реализован индикативный план социально­экономического развития республики через систему целевых про­грамм развития народного хозяйства, инфраструктурных и соци­альных отраслей.

Сегодня мы можем сказать, что основные задачи этого плана выпол­нены.

Так, за пять лет объём промышленной продукции в Якутии увеличился на 10%, продукции сельского хозяйства — на 8%, грузооборот транспорта — на 19%, товарооборот — на 52%.

Реализован целый ряд крупных инвестиционных проектов, в том числе общероссийского масштаба: строительство и ввод в эксплуатацию Нюрбинского ГОКа, Светлинской ГЭС, подводного перехода магистрального газо­провода через реку Лена, пускового комплекса железной дороги Беркакит-Томмот. Вступили в строй и новые малые и средние производства.

Поступательное движение отраслей народного хозяйства обеспечило рост валового регионального продукта за пять лет на 16%. По этому пока­зателю на душу населения, как и по произведённой добавленной стоимости, мы входим в пятёрку лучших регионов России, а это значит, что Якутия вно­сит достойный вклад в экономику Российской Федерации.

В основном решены и особые экономические целевые задачи пятилетне­го периода.

Проведены санация и финансовое оздоровление предприятий жилищно­коммунального хозяйства и транспортного комплекса.

Проводилась активная работа по преодолению моноотраслевого характе­ра народного хозяйства республики, когда экономическое состояние огром­ного региона во многом зависело только от одной алмазной отрасли. Сегод­ня в Якутии быстро развиваются новые отрасли и работают, помимо наших традиционных предприятий, такие гиганты, как «Сургутнефтегаз», «Евраз-холдинг», «Мечел», «Норильский никель», подразделения «Газпрома», «Ро­сатома», РАО «ЕЭС России», РАО «Железные дороги России», корпорации «Трансстрой».

За пять лет в развитие производства вложено более 180 млрд. рублей, и сегодня Республика Саха (Якутия) имеет самый высокий кредитный и инве­стиционный рейтинг на Дальнем Востоке.

Наша республика отличается тем, что нигде в мире нет такого развитого сельского хозяйства в столь северных широтах. Особое внимание развитию сельского хозяйства в Якутии традиционно уделяется ещё и потому, что оно является основой уклада жизни коренных жителей республики: народа саха, русских старожилов, малочисленных народов Севера. В прошедшие пять лет реализован первый этап программы социально-экономического разви­тия села, суммарное финансирование которой за эти годы составило около 20 млрд. рублей. При этом на каждый бюджетный рубль, направленный на поддержку сельского хозяйства, получено продукции в 1,7 раза больше, чем пять лет назад.

Президент Якутии В.А. Штыров. Вступление в должность Главы Республики Саха (Якутия) на второй срок. г. Якутск. 27 января 2007 года.

Государственная политика на селе направлена на развитие инженерной инфраструктуры, создание перерабатывающих предприятий, развитие сети машинно-технологических станций, усовершенствование по­литики закупок продукции сельского хозяйства. В реализации программы есть недостатки, недоработки, но и позитивные результаты. Обеспечен рост производства, реальные доходы населения в сельских улусах возросли в 1,6 раза, по социологическим данным, в три раза увеличилась доля сельских жителей, считающих, что жизнь на селе стала лучше. По объёму валовой продукции сельского хозяйства республика является одним из лидеров на Дальнем Востоке.

Укрепление экономического фундамента в результате реализации пяти­летних целевых программ позволило создать около 30 тысяч новых рабочих мест, обеспечить за пять лет рост реальных доходов населения без учета ин­фляции более чем на 40%, а номинальных — в 2,5 раза. Удалось не только увеличить заработную плату, но и в основном погасить огромную задолжен­ность по её выплате, по общему объёму которой мы занимали, к сожалению, в 2002 году первое место в Российской Федерации.

Позитивные сдвиги в экономическом развитии позволили при­ступить к планомерному решению наиболее острых первооче­редных социальных задач. При этом акцент был сделан на укрепление, модернизацию материально-технической базы образования и здравоохра­нения. Импульс развитию социальной сферы придало начало реализации приоритетных национальных проектов, которые у нас идут с дополнитель­ным финансированием из бюджета республики.

За пять лет мы с вами построили 76 школьных зданий, в результате в 2 раза сократилась доля аварийных школ. Введены новые учебные корпу­са и общежития для студентов. Построено 59 объектов здравоохранения, оснащённых современным медицинским оборудованием. Введено более 1,3 млн. кв. м жилья, в том числе за счёт расширения ипотеки. По объёмам стро­ительства объектов социальной сферы и жилья Якутия лидирует в Дальне­восточном федеральном округе.

Продолжены сохранение традиций и развитие многонациональной куль­туры Республики Саха (Якутия), как традиционной народной, так и на уровне высших достижений. Историческим событием для всех жителей нашей ре­спублики стало присвоение ЮНЕСКО звания Шедевра мировой нематери­альной культуры якутскому национальному эпосу Олонхо.

В течение прошедших пяти лет проведены две Спартакиады народов Республики Саха (Якутия), Спартакиада Якутии по национальным видам спорта, Международные спортивные игры «Дети Азии». В составе сборных России спортсмены Якутии приняли участие в Олимпийских играх, чемпио­натах мира и Европы. Существенно укрепилась материальная база массо­вого спорта. Построены четыре универсальных спортивных комплекса, в том числе лучшие сельские в Российской Федерации — в сёлах Майя и Сунтар, введено в эксплуатацию около 100 новых спортзалов.

Как интегральный результат развития социальной сферы, куль­туры и духовности Якутия сегодня занимает восьмое место среди всех регионов России по уровню развития человеческого потенциала.

Безусловно, в работе органов государственной власти и управления в предыдущие пять лет не всё было легко и гладко. Были и остаются нере­шенные вопросы во всех сферах жизни, есть острые экономические и со­циальные проблемы, по многим из которых ещё только предстоит найти эф­фективные управленческие решения.

Но, подводя итог в целом, сегодня можно сказать, что положения предвыборной программы Президента и вице-президента Республи­ки Саха (Якутия) «Будущее в наших руках!» и главные задачи пяти­летнего плана социально-экономического развития Якутии на 2002­2006 годы в основном выполнены. Создан надёжный фундамент для дальнейшего поступательного экономического и социального раз­вития, укрепления государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации.

Особенно хотел бы подчеркнуть, что и у руководителей разного уровня, и в трудовых коллективах сформировалось понимание того, что не бывает не­решаемых задач. Всё зависит от воли, настойчивости, наших общих усилий.

Хотел бы сегодня выразить искреннюю благодарность всем жителям ре­спублики, всем трудовым и творческим коллективам и их руководителям, де­путатам Госсобрания, работникам органов государственной власти и управ­ления, членам Правительства республики за поддержку и самоотверженный труд на благо Якутии и Российской Федерации.

Уважаемые товарищи!

В соответствии с законами диалектики не бывает законченных процессов и дел, как, к сожалению, и нет «философского камня», который давал бы универсальные решения всех проблем. Вот и в следующие пять лет нам опять предстоит огромная и трудная работа на благо республики.

В области государственного строительства перед нами сто­ят новые задачи в контексте изменения федерального законода­тельства. Предстоит сложный, но интересный период, когда будет осу­ществляться переход на партийную схему формирования парламента. По согласованию со всеми политическими силами республики, а также с учё­том мнения большинства жителей на очередных выборах пока сохранится смешанная система формирования парламента, чтобы обеспечить предста­вительство всех районов Якутии. Но необходимо иметь в виду, что в даль­нейшем надо переходить на чисто партийную систему выборов. Для того чтобы этот процесс был безболезнен и принёс ожидаемые плоды в процесс формирования гражданского общества, необходимо организовать под­держку партийному строительству в Республике Саха (Якутия). Не вмешиваясь во внутреннюю жизнь партий, создать условия для партийного движения как магистрального пути развития демокра­тии в Российской Федерации.

Предстоят и новые шаги в становлении системы местного са­моуправления, потому что пока во многом выполнена только организаци­онная часть работы. Теперь надо поэтапно, шаг за шагом пройти эво­люционный путь муниципальной реформы, наделяя всё большими полномочиями органы местного самоуправления, при этом оставляя под контролем стратегические, ключевые направления жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия): северный завоз, сложные инженерные системы и некоторые другие вопросы.

Необходимо активизировать мероприятия административной реформы. Я не имею в виду только видимую часть: упрощение организаци­онных структур управления и другие поверхностные вопросы. Прежде всего, должны быть разработаны направления, способы и критерии повышения эффективности деятельности органов государственной власти, расходо­вания бюджетных средств и найдены методы оценки деятельности каждого органа государственной власти по этим критериям.

Необходимо продолжить линию и по увеличению степени участия республики в решении федеральных вопросов. Здесь, прежде всего, не­обходимо интенсифицировать работу по законодательным инициативам. В этом отношении республика, прежде традиционно ведущий субъект феде­рации, стала отставать.

Интенсификации требует и развитие межрегиональных связей, особенно в связи с реализацией экономических проектов, потому что ни один наш крупный проект не замыкается на Республике Саха (Якутия), носит либо общефедеральный, либо общедальне­восточный характер. Поэтому их реализация должна быть основана на базе конструктивного сотрудничества, двухсторонних и многосторон­них отношений, общих решений, которые можно вместе вырабатывать в рамках работы Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Ассо­циации взаимодействия субъектов федерации Дальнего Востока, других консультативных органов.

Стратегия экономического развития республики будет стро­иться на основе Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии на период до 2020 года, кото­рая в настоящее время рассматривается Правительством Российской Феде­рации. На основе Схемы разработан план социально-экономического развития республики на ближайшие пять лет, в Госсобрание внесены вытекающие из этого плана целевые пятилетние государственные програм­мы по ключевым направлениям развития Якутии.

На церемонии вступления в должность Президента Республики Саха (Якутия).
г. Якутск. 2007 год.

И Схема развития производительных сил до 2020 года, и пятилетний план предусматривают комплексное решение нескольких главных взаимоувязанных задач. 

Первая — это создание условий для стабильной работы с небольшим ростом традиционных базовых отраслей народного хозяйства Якутии: алмазодобывающей промышленности, угольной отрасли, цветной металлургии, сельского хозяйства, промышленности строительных материалов, лесного и деревообрабатывающего комплекса.

Вторая задача — создание новых бюджетообразующих отраслей на основе реализации крупнейших инвестиционных проектов, или, как сейчас стало модным говорить, “мегапроектов”.

Это нефтедобывающая промышленность: сегодня добывается 200 тысяч тонн нефти исключительно для потребностей Республики Саха (Якутия), а в конце периода будет добываться 12 млн. тонн. Газовая отрасль: добыва­ется 1,6 млрд. кубометров газа, а будет — 35 млрд., и по добыче газа мы займем одну из ведущих позиций в Российской Федерации. Планируется создание гидроэнергетического комплекса в Южной Якутии, состоящего из каскада нескольких гидроэлектростанций общей выработкой 25 млрд. кВтч, что вчетверо больше, чем сейчас. Электроэнергия пойдёт для обеспечения потребностей Якутии в связи с реализацией новых проектов, а также для поставок на внутренний рынок Российской Федерации и за пределы страны. Предстоит реализация проекта освоения Эльгинского месторождения угля и создания в Якутии Дальневосточного металлургического комбината. Пла­нируется создание перерабатывающих производств в нефтяной и газовой промышленности, более глубокая переработка первичного минерального сырья, особенно в цветной металлургии, организация добычи апатитовых и урановых руд, удвоение добычи золота.

Само по себе сложнейшее из-за масштабности решение первой и вто­рой задач невозможно без решения третьей — комплексного разви­тия инфраструктуры. Поэтому ключевыми, главными в предстоящие пять лет будут проекты, связанные с созданием объединённой энергосисте­мы Якутии с выходом в Иркутскую, Амурскую и Магаданскую области; со строительством железной дороги Томмот — Якутск с мостовым переходом через реку Лену и перспективным направлением на Магадан, автодорог «Ви­люй» (Иркутск — Якутск), «Колыма» (Якутск — Магадан), «Амга» (Якутск — Аян); прокладкой нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» и газо­провода из Якутии на тихоокеанское побережье Дальнего Востока.

Реализация промышленных и инфраструктурных проектов даст толчок к расширению малого и среднего бизнеса в сферах социальной и производ­ственной инфраструктуры, развитию туризма, транспорта, сельского хозяй­ства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

При всей масштабности и, на первый взгляд, неподъёмности, названные проекты уже сегодня являются реальностью: быстрыми темпами ведётся подготовка к началу добычи на нефтяных месторождениях Западной Яку­тии; начато проектирование и строительство нефтепровода ВСТО; стро­ятся железная дорога, подземные алмазные рудники и угольные шахты; ведутся изыскательские работы и готовятся технико-экономические обо­снования по каскаду Южно-Якутских ГЭС, Эльконскому горнорудному и Дальневосточному металлургическому комбинатам, Нижне-Куранахскому и Нежданинскому золоторудным комбинатам. Всё это — реальные проек­ты и уже вложенные средства. Поэтому есть уверенность в их осущест­влении, и Якутия должна стать регионом с высокоразвитой экономикой. Валовой региональный продукт возрастёт через пять лет в 1,3 раза, а к 2020 г. в 3 раза. Соответственно увеличатся и реальные денежные доходы населения.

Важно, что результаты реализации наших планов дадут импульс не толь­ко для Якутии, но и для других регионов Дальневосточного округа через со­вместные инфраструктурные и промышленные проекты.

Безусловно, быстрый экономический рост, сопоставимый по мас­штабам с событиями 70-80-х годов XX века, потребует усиления госу­дарственного и общественного контроля в вопросах экологической безопасности, соблюдения прав коренных малочисленных народов, участия крупных компаний в решении социальных задач. Эффектив­ная система такого контроля должна быть налажена.

В то же время мы не должны забывать и другой собственный опыт. Многим из здесь присутствующих, наверное, памятно, как именно безосновательные протесты наших «зелёных» на волне перестройки остановили строитель­ство Адычанской ГЭС. В результате потенциально мощный индустриально­аграрный регион Верхоянья сегодня влачит нищенское существование, и каждый год требуются колоссальные усилия Правительства Якутии только для поддержания его обычной жизнедеятельности.

Все годы нашей совместной работы я говорил, что экономическое раз­витие не цель, а средство создания условий для полноценной как в материальном, так и духовном плане жизни человека. Поэтому, как и в предыдущие годы, в главном фокусе внимания Правительства ре­спублики останется развитие социальной сферы. Соответствующие государственные программы развития здравоохранения, образования, под­держки семьи и детства, духовности и культуры, укрепления правопорядка, газификации населенных пунктов, жилищного строительства на очередные пять лет разработаны, утверждены и начали реализовываться.

В то же время мы должны ясно осознавать, что есть предел экс­тенсивного роста социальной сферы. И сегодня со всей настойчи­востью требуется резко повысить эффективность использова­ния каждого рубля бюджетных средств. Ведь конечной целью является не сумма истраченных в социальной сфере средств, а реальный объём и качество общественных услуг для жителей Якутии. Вот почему нам предсто­ит трудный, но необходимый переход на нормативные системы финансиро­вания бюджетной сферы. Надеюсь, что это даст ей стимул для повышения эффективности и повернет к нуждам человека.

Уважаемые товарищи!

Даже из этого моего короткого выступления вы видите, какие масштабные задачи нам необходимо решить, чтобы придать нужную динамику развитию республики, обеспечить достойный уровень жизни каждого её жителя. Перед лицом этих задач я как Президент республики могу только повторить свои слова пятилетней давности: у меня нет волшебной палочки, но я обещаю вам всем интересную, трудную, творческую, созида­тельную работу на благо республики и верю, что, как говорил поэт, ««ветер века — он дует в наши паруса».

В заключение хочу выразить искреннюю благодарность всем жителям ре­спублики за неизменную поддержку, Президенту России и депутатам Госсо- брания республики — за оказанное мне доверие. Для меня это высочайшая ответственность и перед руководством страны, и перед каждым жителем республики.

Приложу все усилия для того, чтобы Якутия стала локомотивом и флагма­ном развития Дальнего Востока, оставаясь территорией межнационального мира и согласия.

Торжественная церемония вступления в должность
Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Анатольевича Штырова
27 января 2007 года — Якутск: Редакционно-издательский отдел Администрации
Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2007—С. 8—14.