Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на заседании Правительства Российской Федерации 8 февраля 2007 года.

Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые члены Правительства!

I

Text Box:   Выступление Президнта Якутии В.А. Штырова на заседании Правительства России. 2007 г. Республика Саха (Якутия) является самым крупным по площади субъектом Российской Федерации, занимая без малого пятую часть территории всей страны. Протянувшись с севера на юг на 2000 км, а с запада на вос­ток на 2500 км и имея общую площадь 3,1 млн. кв. км, по своим размерам республика сопоставима с Индией или всей Западной Европой.

Географическое положение

Якутия занимает почти всю северо-восточную часть азиатского матери­ка, выходя на побережье двух морей Северного Ледовитого океана. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом. В ее пределах расположены три часовых пояса.

До настоящего времени Якутия остается одним из самых изолированных и труднодоступных регионов мира в транспортном отношении: 83% территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения.

Природно-климатические условия

Природно-климатические условия Якутии во многих отношениях характеризуются как экстремальные. Прежде всего, Якутия – самый холодный из обжитых регионов планеты. Обычная температура воздуха зимой в большинстве районов республики – -45°С – -50°С, доходя в отдельных случаях до -70°С. В то же время лето жаркое (до +35°С) и годовая амплитуда температур составляет более 100°С. Среднегодовое количество осадков невелико: 200-290 мм, поэтому нередки засухи. Большая часть территории лежит в зоне вечной мерзлоты.

В орографическом отношении территория Якутии делится на две примерно равные части: плоская равнина на западе и мощнейшие горные хребты на востоке.

Климатические и орографические условия сформировали на территории республики четыре природно-климатические зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра и зона северной тайги.

Сама жизнедеятельность человека и способы ведения хозяйства требу­ют особых подходов и технологий, исходя из условий каждой природно-климатической зоны. Так, в среднем на территории Якутии продолжительность отопительного сезона составляет 8-9 месяцев в году, в то же время в арктической зоне она – круглогодична.

 

 

Демографическая ситуация

Численность населения Якутии составляет 950 тыс. человек. В республике проживают представители 120нацио-нальностей, в том числе коренные малочисленные народы Севера – эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чук­чи. Большую часть населения составляют якуты (45%) и русские (41%).

Демографическая ситуацияхаракте-ризуется стабильным ежегодным превы-шением рождаемости над смертностью. В 2006 году естественный прирост превысил отрицательное сальдо миграции и в респуб-лике впервые за прошедшие 15 лет возросла абсолютная численность населения.

Структура экономики

Основу экономики Республики Саха (Якутия) составляет промышленность, развитие которой связано, прежде всего, с освоением богатейших природных ресурсов. По рейтингу общих запасов всех видов природных ре­сурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации.

Большую часть объемов промышленного производства обеспечивают цветная металлургия (добыча алмазов, золота, олова, сурьмы) и топливно-энергетический комплекс (добыча угля, газа, нефти и электроэнергетика). Их доля составляет более 90% в общем объеме продукции собственного производства Якутии. В то же время необходимо отметить высокую степень зависимости общего экономического состояния региона и доходов бюдже­та от алмазодобывающей промышленности, которая в общем объеме промышленного производства составляет 60% и от результатов деятельности которой формируется в настоящее время 55% доходов бюджета республики.

Одной из важных особенностей Республики Саха (Якутия) является исторически сложившийся большой удельный вес сельского населения в об­щем числе жителей (36,8% при 26% в среднем по Российской Федерации и 8% в других северных регионах России).

Причем в сельской местности проживает преимущественно коренное население – якуты, русские старожилы, коренные малочисленные народы Севера – со своими традиционным занятиями. Поэтому в Якутии развиты не только характерные для Севера подотрасли аграрного производства – оленеводство, охотничий и пушной промыслы, рыболовство, но и самые северные в мире земледелие и разведение масо-молочного крупного рогатого скота и лошадей. Аграрный сектор в целом имеет значительный удельный вес в формировании валового регионального продукта и численности занятых в республике.

В целом по интегральным показателям Минэкономразвития России Якутия относится по экономическому развитию к группе районов страны с рейтингом выше среднего (22 место в Российской Федерации), по показателю качества жизни – к регионам со средним уровнем развития (31 место).

В то же время по валовому региональному продукту и произведенной добавленной стоимости на ду­шу населения в 2005 году республика занимала 4-5 место в Российской Фе­дерации, а по уровню развития человеческого потенциала – 8 место.

II

После кризисных 1990-х, к началу 2000-х годов в республике накопился ряд острых проблем, угрожающих экономической безопасности и способ­ствующих росту социальной напряженности.

Поэтому Правительством Республики Саха (Якутия) были разработаны индикативный пятилетний план и пятнадцать целевых республиканских программ на 2002 – 2006 годы, направленные на решение наиболее важных первоочередных задач.

В основу выполнения этого плана была положена работа по реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий и целых отраслей на­родного хозяйства (ЖКХ, транспорт, сельское хозяйство); стабилиза­ция работы и обеспечение умеренного роста предприятий базовых отрас­лей за счет внутренних резервов; расшивка узких мест в инфраструктуре (ликвидация дефицитаэнергомощностей, создание первого этапа сети опорных дорог, реализация программы энергосбережения), решение пер­воочередных социальных задач (ликвидация ветхого жилья, замена аварий­ных школ и другие вопросы) По итогам пятилетней работы эти задачи в основном выпол­нены.

В 2002 – 2006 годах обеспечен рост производства во всех отраслях народного хозяйства (по уточненным данным: промышленность – на 13%, сельское хозяйство – на 6%, транспорт – на 20 %, торговля – на 52%). В результате реальный рост валового регионального продукта соста­вил 16%, а его общий объем достиг 215 млрд. рублей.

Сохранены лидирующие позиции в Дальневосточном Федеральном округе по объему отгруженной продукции собственного производства, строительству социальных объектов и жилья.

Доля налоговых поступлений в доходах бюджета увеличилась с 36% в 2002 году до 45% в 2006 году. Полностью реструктурированы долговые обязательства перед федеральным бюджетом.

Началось решение первоочередных социальных задач. Реальные доходы населения возросли в 1,4 раза, доля населения с доходами ниже прожиточ­ного минимума сократилась с 26,4% в 2001 году до 20,2% в 2006 году. Практически ликвидирована просроченная задолженность по заработной плате. Построено 1,3 млн. А. м жилья, и по обеспеченности жильем на од­ного человека республика впервые вышла на среднероссийский уровень.

В этот период времени реализован ряд инвестиционных проектов, имеющих значение не только для Якутии, но и для Российской Федерации в целом. Таких, как строительство и ввод в эксплуатацию одного из крупнейших в мире Нюрбинского горно-обогатительного комбината, первого агрегата Светлинской ГЭС, железной дороги Беркакит – Томмот.

Предприняты меры по снижению зависимости отмоноотраслевой структуры экономики и привлечению в республику новых инвесторов. Сегодня из крупных компаний в Якутии работает не только «АЛРОСА», но и ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Мечел», ОАО «Транс­нефть», подразделения ОАО «Газпром», «Росатом», РАО «РЖД», РАО ЕЭС России и другие компании.

III

Вместе с тем, из приведенных выше материалов, характеризующих социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), видно, что темпы роста экономики в 2002-2006 годах были относительно невелики.

Более того, проведенный Правительством Республики Саха (Якутия) при участии ряда академических и отраслевых научно-исследовательских институтов анализ показал, что при сохранении существующей структуры эконо­Ами даже при условии осуществления мероприятий по поддержке и разви­тию базовых отраслей может быть обеспечен только небольшой рост добав­ленной стоимости – в среднем 1,8% ежегодно до 2020 года.

Рост будет обеспечен преимущественно за счет транспортных услуг в результате ввода Амуро-Якутской железной дороги до станции Кердём на правом берегу реки Лена и за счет увеличения объ­емов строительства, связанного с модернизацией объектов алмазодобыва­ющей, угольной и других базовых отраслей.

Это не позволит снизить уровень дотационностиреспубликанского бюджета и степень зависимости от федеральных трансфертов, решить даже первоочередные социальные задачи, повысить сколько-нибудь существен­но доходы населения. После 2020 года в связи с ухудшением минерально-сырьевой базы алмазодобывающей промышленности прогнозируются спад основных макроэкономических показателей и депрессия во всех отраслях жизни республики.

В этой связи возникла настоятельная необходимость в выработке новой стратегии экономического развития республики, которая позволила бы реализовать потенциальные возможности Якутии для ускоренного экономического роста. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия)

Комплексным документом, в котором интегрированы аналитические, прогнозные и стратегические проработки макроэкономической, социаль­ной, отраслевой и территориальной направленности, является предлага­емая Вашему вниманию Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Схема разработа­на Минэкономразвития Российской Федерации совместно с Правитель­ством Республики Саха (Якутия), заинтересованными федеральными ми­нистерствами и ведомствами во исполнение поручения Президента Рос­сийской Федерации от 3 февраля 2006 №154-Пр.

При разработке Схемы проведен анализ сильных и слабых сторон экономики Якутии, ее возможностей и угроз динамичному развитию.

Безусловно, главным конкурентным преимуществом Якутии является ее минерально-сырьевой потенциал, который оценивается в 78,4 трлн. руб.

Удельный вес запасов Республики Саха (Якутия) в минерально-сырье­вом потенциале России составляет: по алмазам – 82%, по золоту – 17%, по урану – 61%, сурьме – 82%, железным рудам – 5%, углю – 5%, олову – 28%, ртути – 8%. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, се­ребра, свинца, цинка, вольфрама.

В настоящее время балансовые запасы нефти составляют 330 млн. т, природного газа – 2,4 трлн. куб. м, при том что геологическиизучено не бо­лее 10% территории четырех якутских нефтегазовых провинций.

Республика Саха (Якутия) обладает 1/5 общего потенциала гидроэнергетических ресурсов Российской Федерации.

Сложившаяся и ожидаемая в долгосрочной перспективе конъюнктура мирового и российского рынков позволяет сделать вывод о высокой степе­ни востребованности имеющихся и потенциальных минерально-сырьевых ресурсов Якутии. В этой связи Схемой предусмотрено, что подотрасли горнодобывающей и топливно-энергетической промышленности будут продолжать служить системообразующей основой народно-хозяйственного комп­лекса Якутии.

Исходя из этого, сформулированы стратегические приоритеты в экономическом развитии, которые заключаются: в создании условий для стабиль­ной работы действующих базовых отраслей; создании новых подотраслей горнодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса на базе реализации ряда крупномасштабных инвестиционных проектов; ускоренном развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.

С учетом мультипликативного эффекта от развития сопряженных отраслей, в том числе в сфере малого бизнеса, это позволит увеличить республиканский валовый региональный продукт к 2020 году в 2,8 раза.

Экономический рост, в свою очередь, позволит увеличить доходы населения к 2020 году в 3,6 раза, решить основные проблемные вопросы в социальной сфере, а Республике Саха (Якутия) стать бездотационным субъектом Российской Федерации.

1.     Стабильная работа существующих базовых отраслей

Решение первой задачи из стратегических приоритетов – стабилизация работы существующих базовых отраслей народного хозяйства Якутии –предусмотрено Схемой за счет модернизации технологических процессов: переход на подземную добычу алмазов; освоение рудных месторождений золота взамен россыпных; использование новых методов обогащения руд с целью вовлечения более бедных содержанием ценных компонентов месторождений полезных ископаемых (биологическое и кучное выщелачивание, обогащение на борту карьеров и другие); углубление переработки сырья в золото-сурьмянойпромышленности, развитие алмазогранильной и ювелир­ной промышленности, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.

Эти мероприятия носят масштабный характер и потребуют значитель­ных капитальных вложений, что может быть проиллюстрировано на приме­ре алмазодобывающей промышленности.

В связи с исчерпанием запасов алмазов, возможных технически и экономически для добычи открытым способом, начато и планируется в дальнейшем строительство трех и проектирование еще двух подземных алмазодобывающих рудников, каждый глубиной до 1,5 тыс. м. Суммарная стои­мость их строительства в совокупности с другими мероприятиями по модернизации алмазодобывающей промышленности потребует только в пери­од с 2007 по 2015 годы 180 млрд. рублей.

Около 20 млрд. рублей будет направлено на модернизацию действующих мощностей в угольной промышленности. Значительных инвестиций потре­буют цветная металлургия и другие отрасли.

Несмотря на масштабность капиталовложений, Схемой предусмотрена реализация модернизационных проектов исключительно за счет собствен­ных и привлеченных средств предприятий.

Только в отдельных случаях потребуется поддержка государства, преж­де всего это касается оловодобывающей промышленности. На сегодня во всей Российской Федерации действуют всего три предприятия этой подот­расли: в Хабаровском крае, в Еврейской автономной области и Республике Саха (Якутия).

При этом якутский комбинат «Сахаолово» обеспечивает 81% российско­го производства. Работая в условиях Заполярья, предприятие испытывает трудности с оборотными средствами из-за сложности транспортных схем. Аналогичные сложности имеют и два других дальневосточных предприятия. Всем, наверное, памятна прошлогодняя забастовка на комбинате «Хингаолово» в Еврейской автономной области. В этой связи неоднократно ста­вился вопрос перед федеральными органами исполнительной власти о вве­дении нулевой ставки налога на добавленную стоимость в оловодобываю­щей промышленности. Сумма выпадающих доходов бюджета от такого ре­шения невелика – 125 млн. рублей в год, а на другой чаше весов – тысячи рабочих мест на Дальнем Востоке. Однако вопрос не только не решен, но и с 2006 года установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на олово, что дополнительно ухудшило условия реализации российской про­дукции. Требуется вернуться к этому вопросу.

2.     Развитие новых отраслей

Второй из предусмотренных Схемой стратегических приоритетов – создание новых бюджетообразующих отраслей народного хозяйства Якутии.

Именно эти отрасли должны обеспечить большую часть прироста валового регионального продукта республики. Их создание связано с реализацией целого ряда крупнейших инвестиционных проектов. Ниже приводится характеристика главных из этих проектов.

а) нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность

Учитывая емкость рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона и запасы углеводородного сырья, которыми обладает республика, одной из ведущих отраслей станет нефтегазовая промышленность. Развитие отрасли связано с освоением крупнейших нефтяных месторождений: Талаканского (ОАО «Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинского (ОАО «Таас-Юряхнефтегазодобыча»), Иреляхского (АК «АЛ­РОСА») и других. Принято решение о строительстве нефтепровода «Восточ­ная Сибирь – Тихий океан». Если сейчас добывается немногим более 300 тыс. тонн нефти исключительно для потребностей республики, то к 2020 г. объем добычи планируется довести до 12,7 млн. тонн. Общий объ­ем требуемых инвестиций – 206 млрд. рублей. Проект находится в стадии осуществления. Ввод первых производственных мощностей намечен на 2008 год.

б) газовая промышленность

В газовой промышленности планируются освоениеЧаяндинско-Ботуобинской группы месторождений газа, строительство газоперерабатываю­щего завода и магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток.

Добыча газа должна увеличиться с 1,6 млрд. м3, которые сегодня направля­ются исключительно для собственных нужд Якутии, до 13 млрд. м3 в 2016 го­ду и 34 млрд. м3 газа в 2020 году. Реализация этого проекта позволит гази­фицировать южные районы Якутии, Амурскую область, Еврейскую автоном­ную область, Приморский край, обеспечит экспортные возможности для поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создать предпосылки для организации в трех субъектах Дальневосточного федерального округа газохимических производств.

Предусмотренный Схемой проект дальнейшего развития газовой промышленности Якутии полностью совпадает с основными положениями последней редакции разработанного ОАО «Газпром» проекта Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (вариант «Восток-50»), учитывающей приоритеты государственных интересов и решающей задачу скоординированного вовлечения в разработку 4-х газовых центров на Востоке: на Саха­лине, в Республике Саха (Якутия), в Красноярском крае, Иркутской области. Все указанные центры при полном развитии будут интегрированы в Единую систему газоснабжения России.

Следует отметить, что в настоящее время все решения и действия в отношении развития газовой промышленности Якутии заморожены федеральными органами государственного управления до утверждения Правитель­ством России указанной Программы. Следует ускорить ее рассмотрение и утверждение.

Кроме того, по мнению Правительства Республики Саха (Якутия), базовым месторождениям Восточной Сибири и Дальнего Востока, таким, как Чаяндинское в Якутии, следует придать статус стратегических федерального значения с целью максимально эффективного их использования в интере­сах государства.

Из-за отсутствия в настоящее время механизма отнесения уникальных и крупных месторождений углеводородов к объектам федерального значения ни одно месторождение углеводородов или перспективный участок недр в России до сих пор такого статуса не получили. Лицензирование базовых объектов Программы, находящихся в нераспределенном фонде недр, после получения ими статуса стратегических объектов федерального значения необходимо проводить без аукциона, по решению Правительства Российской Федерации.

в) угольная промышленность

Угольная промышленность относится к числу традиционных базовых отраслей Якутии. Поэтому Схемой предусмотрены как модернизация действующих производственных отраслей, так и реализация новых инвестиционных проектов в этой отрасли. Крупнейшим из них является проект освоения уни­кального по запасам Эльгинского месторождения коксующихся углей. Его реализация позволит на первом этапе увеличить добычу угля в Якутии на 30 млн. т в год, а после 2020 года полностью восполнить выбывающие мощ­ности крупнейшего на Дальнем ВостокеНерюнгринского угольного разреза.

Реализация проекта общей стоимостью около 60 млрд. рублей, после решения ряда организационных вопросов, будет начата в 2007 году.

г) гидроэнергетика

Главным проектом в электроэнергетике республики Схемой определен Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, состоящий из каскада ГЭС общей мощностью 8,5 тыс. МВт. Особенностью проекта является минималь­ное негативное воздействие на окружающую среду. Так, удельная площадь затопления на единицу мощности в 45 раз меньше стандартной нормы.

Помимо ЮЯГЭК, получат развитие генерирующие мощности тепловой Нерюнгринской ГРЭС, это позволит повысить системную надежность Якут­ской энергосистемы, обеспечить не только внутренние потребности Респуб­лики, связанные с реализацией новых инвестиционных проектов, но и пере­токи в объединенную энергосистему Сибири и Востока, что создаст пред­посылки к снижению стоимости одного кВт-часа электроэнергии на дальне­восточном рынке и ликвидации дефицитов мощностей.

Общая стоимость проекта оценивается в 361 млрд. рублей. В 2007 году начаты проектно-изыскательские работы.

д) цветная металлургия и полиметаллы

В золотодобывающей промышленности планируется к 2015 году за счет перевода на открытую разработку Куранахскогорудного поля, вовлечения в промышленную отработку месторождений Нежданинское и Кючус достичь уровня добычи золота 10-15 т в год.

Реализация этих трех проектов ведется ОАО «Полюс золото». Добыча золота в целом по республике к 2020 году достигнет 40-45 т. в год. В непосредственной близости от Нежданинскогоместорождения выявлены месторождения свинца, цинка, серебра, меди, вольфрама и угля. Значительная часть этих ресурсов сможет приобрести промышленное значение при условии создания объединенной транспортной и энергетической инфраструктуры Якутии и Магаданской области. Это окончание строительства федеральной дороги «Колыма»; строительство автодороги «Развилка – Нежданинское» (100 км) как ответвления федеральной дороги «Колыма»; строительство ЛЭП-110 кВ (в габаритах 220 кВ) «Хандыга-Усть-Нера» на принципах государственного частного партнерства.

е) уран

Планируется построить крупное предприятие по разработке урановых месторождений Эльконской группы, суммарные запасы которых составляют 344 тыс. тонн.

Проектная мощность предприятия – до 5 тысяч тонн химического концентрата природного урана в год. Проект реализуется ОАО «Техснабэкспорт». В настоящее время ведутся работы по разработке ТЭО. Общая стоимость проекта – 50 млрд. рублей.

ж) Чёрная металлургия

Схема предусматривает создание в Южной Якутии металлургического комплекса на базе месторождений железных руд. Разработка железоруд­ных месторождений «Таежное» и «Десовское» позволит получать до 7,4 млн. тонн железорудного концентрата в год. С учетом запасов коксующегося уг­ля и возможностей электроэнергетики создаются условия для организации металлургического производства. Для формирования комплексной железорудной базы необходимо провести конкурсы по железорудным месторожде­ниям, основным их условием должно быть создание к 2015 году на базе данных месторождений первой очереди горнодобывающего комплекса с производственной мощностью 13-15 млн. тонн железной руды и металлургического с производством 5-6 млн. тонн чугуна и стали к 2020 году. Общая стоимость проекта – около 90 млрд. рублей. В настоящее время ведется подготовка месторождения к лицензированию и разрабатывается ТЭО.

3.     Инфраструктурные проекты

Ключевым вопросом как для нормального функционирования экономики и социальной сферы республики в стабильном режиме, так и для реализа­ции крупномасштабных инвестиционных проектов является развитие инфраструктуры, прежде всего электроэнергетики и транспорта.

Схемой предусматривается, что в связи с активизацией инвестиционной и производственной деятельности потребление электроэнергии в республи­ке возрастет в 3,1 раза, с 6,7 млрд. кВтч в 2005 году до 21,1 млрд. кВтч в 2020 году, потребление электрической мощности – в 3,2 раза, с 1,2 тыс. МВт в 2005 году до 3,8 тыс. МВт в 2020 году.

В настоящее время энергосистема Якутии работает четырьмяизолированными энергорайонами. Энергообеспечение на 2/3 территории осущест­вляется мелкими разрозненными дизельными электростанциями, действует перекрестное субсидирование как между энергорайонами, так и между по­требителями. На остальной 1/3 территории функционируют три централизо­ванные энергосистемы с мощными генерирующими источниками, но не свя­занные между собой.

Поэтому, помимо создания новых генерирующих мощностей, в области электроэнергетики Схема предусматривает объединение линиями электропередач трех централизованных энергосистем Якутии в одну с соединитель­ными линиями в Амурскую область (ОДУ «Восток»), Магаданскую область («Магаданэнерго») и Иркутскую область (ОЭС России).

Это позволит впервые в истории создать объединенную энергосистему страны с максимальным экономическим эффектом.

Очень важно, что проектируемые линии электропередач пойдут вдоль линейных общенациональных коммуникаций (нефтепровод ВСТО, проектируемый газопровод «Чаянда – Дальний Восток», железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, автодорога «Колыма»), что позволит организовать их на­дежное электроснабжение.

Сегодня более 90% территории имеет только сезонную транспортную доступность, и это в значительной мере сдерживает активность частного бизнеса по освоению перспективных месторождений, увеличивает бюджет­ные расходы. С низкой транспортной освоенностью территории республики связан ряд проблем, которые требуют решения.

Ключевым проектом в создающейся транспортной системе станет железнодорожная линия «Беркакит – Томмот – Якутск». Железная дорога ока­Ам непосредственное влияние на развитие хозяйственного комплекса не только республики, но и соседней Амурской области, позволит наполовину ликвидировать зависимость от сезонного завоза грузов, минимизировать затраты бюджетов, предприятий и населения. Схемой предусматривается также строительство пионерных железнодорожных линий, которые будут способствовать освоению перспективных месторождений Южной Якутии.

Синхронно с меридиональной железной дорогой необходимо завершить формирование широтной опорной сети автомобильных дорог: «Колыма», «Вилюй», «Амга».

Но даже при таком развитии транспортной системы проблема завоза грузов в арктические районы республики не будет решена. Поэтому необходимо внесение изменений в действующее законодательство по закупкам продукции для государственных и муниципальных нужд, предоставляющих возможность централизации финансовых средств на закупку топливно-энергетических и других ресурсов для районов с ограниченными сроками завоза. Эта проблема актуальна и для других субъектов Российской Федерации.

Также необходимо провести комплекс путевых работ, обеспечивающий гарантированные габариты внутренних водных путей Ленского бассейна с целью доставки грузов для государственных нужд в районы Крайнего Севе­ра и строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан».

4.     Требуемые инвестиции

Общая сумма инвестиций по наиболее крупным проектам оценивается в 2,5 трлн. руб., основная часть которых должна быть привлечена за счет средств частных инвесторов – 1,9 трлн. руб. (76%), расходы бюджета Рес­публики Саха (Якутия) – 55 млрд. руб., федерального бюджета с учетом Ин­вестиционного фонда Российской Федерации – 548 млрд. руб.

Реальна ли реализация таких масштабных проектов? Реальна, по ключевым проектам сегодня идет активная работа с заинтересованными крупней­Ами компаниями мирового уровня: РАО «ЕЭС» и его структурами, ОАО «Газпром», «Российские железные дороги», «Сургутнефтегаз», ЗАО «Полюс Золото», Стальной группой «Мечел», «Евраз-Холдинг», «Трансстрой», «Техснабэкспорт».

Особенностью Схемы является проработанная система территориально­го размещения производительных сил. В качестве примера можно приве­сти проект комплексного развития Южной Якутии как часть Схемы. Этот проект является примером типичного территориального кластера.

5.     Прогнозные результаты реализации Схемы

При условии реализации инновационного сценария развития, предложенного в Схеме, к 2020 г. Якутия должна стать регионом с устойчиво развивающейся экономикой, валовой региональный продукт превысит 1 триллион рублей, возрастет в сопоставимых ценах к уровню 2005 года в 2,8 раза.

Реализация крупных инвестиционных проектов, укрепление базовых от­раслей, развитие инфраструктуры региона позволит достичь главной цели государственной политики – повышения благосостояния граждан.

Реальные доходы населения возрастут в 3,6 раза. Развитие конкурентоспособных производств повысит занятость населения, создаст условия при­остановления миграционного оттока и привлечения высококвалифициро­ванных рабочих кадров.

Рост налоговых доходов бюджета более чем в 8 раз повысит бюджетную обеспеченность региона, укрепит материальное положение работников бюджетной сферы и сельского населения – хранителя культуры и традиций коренных народов Севера.

Результаты реализации инвестиционных проектов дадут импульс (не только для Якутии, но и для большинства регионов Дальневосточного окру­га) как в развитии инфраструктуры, так и в освоении минерально-сырьевой базы.

Большим социальным эффектом от разработки газовых месторождений Востока России станет газификация населенных пунктов Якутии, Амурской области, Приморского, Хабаровского краев и Еврейской автономной обла­сти. Получит развитие нефтеперерабатывающее и нефтехимическое произ­водство в Приморье и Хабаровском крае. С вводом крупных гидроэнергети­ческих мощностей снизятся тарифы на электроэнергию, возникнет конку­ренция между генерирующими предприятиями.

Освоение крупных месторождений обеспечит загрузку Байкало-Амурской магистрали, послужит развитию портов Приморского края. Масштаб­ное строительство железных и автомобильных дорог позволит создать устойчивое наземное сообщение с самыми крайними восточными территориями России.

Схема станет основой системы планирования республики, которая предусматривает разработку Пятилетнего плана, целевых и ведомственных про­грамм, прогноза на 3 года и бюджета на очередной финансовый год.

Для обеспечения единства системы программирования основные положения Схемы просим учитывать при разработке Стратегии Дальнего Восто­А и корректировки ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье», отраслевых и це­левых федеральных программ.

Президент России В.В. Путин неоднократно акцентировал внимание на необходимости усиления государственной региональной политики и обеспечении национальной безопасности на Дальнем Востоке. Вопросы развития региона поднимались в послании Федеральному Собранию в 2005 г., на совещаниях в Магадане, Хабаровске и Якутске. В декабре прошлого года состоялось специальное заседание Совета Безопасности Российской Фе­дерации по укреплению позиций России на Дальнем Востоке.

Республика Саха (Якутия) – один из первых дальневосточных субъектов, долгосрочный программный документ которого рассматривается на правительственном уровне. Проект Схемы комплексного развития производительных сил, транспор­та и энергетики республики получил одобрение Правительства Республики Саха (Якутия), Совета при полномочном представителе Президента Рос­сийской Федерации в Дальневосточном округе. Схема согласована с заин­тересованными бизнес-структурами, которые реализуют представленные крупные проекты в республике, с федеральными министерствами и ведом­ствами, профильными комитетами Государственной Думы Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Фе­дерации.

Учитывая все вышесказанное, а также тот факт, что Минэкономразвития России считает целесообразным одобрить разработанную Схему, прошу Вас, уважаемый Михаил Ефимович, и Правительство Российской Федера­ции принять решение об одобрении Схемы.

 

В.А. Штыров. Якутия – восточный вектор развития России.

Выступления, интервью по вопросам социально-экономического

развития Республики Саха (Якутия) за 2006-2008 годы –

Якутск: ОАО «Медиа-холдинг Якутия», 2008 – с. 39-66.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here