Публикации за 2007 год

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на заседании Правительства Российской Федерации в г. Москве 8 февраля 2007 года

Выступление Президента Якутии В.А. Штырова на заседании Правительства России. 2007г

Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые члены Правительства!

I

Республика Саха (Якутия) является самым крупным по площади субъ­ектом Российской Федерации, занимая без малого пятую часть террито­рии всей страны. Протянувшись с севера на юг на 2000 км, а с запада на восток на 2500 км и имея общую площадь 3,1 млн. кв. км, по своим раз­мерам республика сопоставима с Индией или всей Западной Европой.

Географическое положение

Якутия занимает почти всю северо-восточную часть азиатского материка, выходя на побережье двух морей Северного Ледовитого оке­ана. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кру­гом. В её пределах расположены три часовых пояса.

До настоящего времени Якутия остаётся одним из самых изолирован­ных и труднодоступных регионов мира в транспортном отношении: 83% территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения.

Природно-климатические условия

Природно-климатические условия Якутии во многих отношениях характеризуются как экстремальные. Прежде всего, Якутия – самый хо­лодный из обжитых регионов планеты. Обычная температура воздуха зимой в большинстве районов республики -45°С… -50°С, доходя в от­дельных случаях до -70°С. В то же время лето жаркое (до +35°С) и го­довая амплитуда температур составляет более 100°С. Среднегодовое количество осадков невелико: 200-290 мм, поэтому нередки засухи. Большая часть территории лежит в зоне вечной мерзлоты.

В орографическом отношении территория Якутии делится на две примерно равные части: плоская равнина на западе и мощнейшие гор­ные хребты на востоке.

Климатические и орографические условия сформировали на терри­тории республики четыре природно-климатические зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра и зона северной тайги.

Сама жизнедеятельность человека и способы ведения хозяйства требуют особых подходов и технологий, исходя из условий каждой природно-климатической зоны. Так, в среднем на территории Якутии продолжительность отопительного сезона составляет 8-9 месяцев в году, в то же время в арктической зоне она круглогодична.

Демографическая ситуация

Численность населения Якутии состав­ляет 950 тыс. человек. В республике про­живают представители 120 националь­ностей, в том числе коренные малочис­ленные народы Севера – эвены,эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Большую часть населения составляют якуты (45%) и рус­ские (41%).

Демографическая ситуация характе­ризуется стабильным ежегодным превы­шением рождаемости над смертностью.

В 2006 году естественный прирост пре­высил отрицательное сальдо миграции и в республике впервые за прошедшие 15 лет возросла абсолютная численность населения.

Структура экономики

Основу экономики Республики Саха (Якутия) составляет промышлен­ность, развитие которой связано, прежде всего, с освоением богатейших природных ресурсов. По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации.

Большую часть объёмов промышленного производства обеспечи­вают цветная металлургия (добыча алмазов, золота, олова, сурьмы) и топливно-энергетический комплекс (добыча угля, газа, нефти и электро­энергетика). Их доля составляет более 90% в общем объёме продукции собственного производства Якутии. В то же время необходимо отме­тить высокую степень зависимости общего экономического состояния региона и доходов бюджета от алмазодобывающей промышленности, которая в объёме промышленного производства составляет 60% и от результатов деятельности которой формируется в настоящее время 55% доходов бюджета республики.

Одной из важных особенностей Республики Саха (Якутия) является исторически сложившийся большой удельный вес сельского населения в общем числе жителей (36,8% при 26% в среднем по Российской Фе­дерации и 8% в других северных регионах России). Причём в сельской местности проживает преимущественно коренное население – якуты, русские старожилы, коренные малочисленные народы Севера – со своими традиционными занятиями. Поэтому в Якутии развиты не только характерные для Севера подотрасли аграрного производства – оле­неводство, охотничий и пушной промыслы, рыболовство, но и самые северные в мире земледелие и разведение мясо-молочного крупного рогатого скота и лошадей. Аграрный сектор в целом имеет значитель­ный удельный вес в формировании валового регионального продукта и численности занятых в республике.

В целом по интегральным показателям Минэкономразвития России Якутия относится по экономическому развитию к группе районов стра­ны с рейтингом выше среднего (22-е место в Российской Федерации), по показателю качества жизни – к регионам со средним уровнем развития (31-е место).

В то же время по валовому региональному продукту и произведён­ной добавленной стоимости на душу населения в 2005 году республика занимала 4-5-е место в Российской Федерации, а по уровню развития человеческого потенциала – 8-е место.

II

После кризисных 1990-х, к началу 2000-х годов в республике нако­пился ряд острых проблем, угрожающих экономической безопасности и способствующих росту социальной напряжённости.

Поэтому Правительством Республики Саха (Якутия) были разработа­ны индикативный пятилетний план и пятнадцать целевых республикан­ских программ на 2002-2006 годы, направленные на решение наиболее важных первоочередных задач.

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА

  1. Расшивка узких мест в инфраструктуре как основы развития экономики и решение социальных задач
  2. Реструктуризация, оздоровление и стабилизация с умеренным ростом предприятий базовых отраслей экономики
  3. Решение первоочередных, наиболее острых социальных проблем

В основу выполнения этого плана была положена работа по ре­структуризации и финансовому оздоровлению предприятий и целых отраслей народного хозяйства (ЖКХ, транспорт, сельское хозяйство); стабилизация работы и обеспечение умеренного роста предприятий базовых отраслей за счёт внутренних резервов; расшивка узких мест в инфраструктуре (ликвидация дефицита энергомощностей, создание первого этапа сети опорных дорог, реализация программы энергосбе­режения), решение первоочередных социальных задач (ликвидация ветхого жилья, замена аварийных школ и другие вопросы). По итогам пятилетней работы эти задачи в основном выполнены.

В 2002 – 2006 годах обеспечен рост производства во всех отраслях на­родного хозяйства (по уточнённым данным: промышленность – на 13%, сельское хозяйство – на 6%, транспорт – на 20 %, торговля – на 52%). В результате реальный рост валового регионального продукта составил 16%, а его общий объём достиг 215 млрд. рублей.

Сохранены лидирующие позиции в Дальневосточном Федеральном округе по объёму отгруженной продукции собственного производства, строительству социальных объектов и жилья.

Доля налоговых поступлений в доходах бюджета увеличилась с 36% в 2002 году до 45% в 2006 году. Полностью реструктурированы долговые обязательства перед федеральным бюджетом.

Началось решение первоочередных социальных задач. Реальные до­ходы населения возросли в 1,4 раза, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 26,4% в 2001 году до 20,2% в 2006 году. Практически ликвидирована просроченная задолженность по заработной плате. Построено 1,3 млн. кв. м жилья, и по обеспеченно­сти жильём на одного человека республика впервые вышла на средне­российский уровень.

Предприняты меры по снижению зависимости от моноотраслевой структуры экономики и привлечению в республику новых инвесторов. Сегодня из крупных компаний в Якутии работает не только «АЛРОСА», но и ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Ме­чел», ОАО «Транснефть», подразделения ОАО «Газпром», «Росатом», РАО «РЖД», РАО «ЕЭС России» и другие компании.

В этот период времени реализован ряд инвестиционных проек­тов, имеющих значение не только для Якутии, но и для Российской Федерации в целом. Таких, как строительство и ввод в эксплуатацию одного из крупнейших в мире Нюрбинского горно-обогатительного комбината, первого агрегата Светлинской ГЭС, железной дороги Бер- какит – Томмот.

ВВОД ВАЖНЕЙШИХ ОБЪЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) в 2002-2006 гг.

Объекты инфраструктуры:

  • Введено более 870 км линий электропередач, 315 МВт генерирующих мощностей, в том числе 2 агрегата Светлинской ГЭС;
  • Реконструировано и построено более 200 новых котельных, введены очистные сооружения г. Якутска;
  • 1 этап III нитки магистрального газопровода СВГКМ – Якутск;
  • Началась масштабная газификация сёл: построено 1326 км газопроводов, газифицировано 11,4 тыс. жилых домов, проложен подводный газопровод через реку Лена;
  • Введена железная дорога Беркакит – Томмот, начато строительство железнодорожной линии Томмот – Якутск;
  • Завершён первый этап создания опорной сети автодорог.

Производственные объекты:

  • Нюрбинский горно-обогатительный комбинат по добыче алмазов;
  • Обогатительные фабрики по добыче алмазов в Оленёкском и Анабарском улусах;
  • Строятся 3 подземных рудника по добыче алмазов, 2 угольные шахты;
  • Начато освоениеТалаканского нефтегазового месторождения.

Социальные объекты:

  • С 2002 года введены 73 школы, 40 учреждений здравоохранения, 15 объектов культуры. Введено 1,3 млн. кв. м жилья.

III

Вместе с тем, из приведённых выше материалов, характеризующих социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), видно, что темпы роста экономики в 2002-2006 годах были относительно не­велики.

Более того, проведённый Правительством Республики Саха (Яку­тия) при участии ряда академических и отраслевых научно-иссле­довательских институтов анализ показал, что при сохранении суще­ствующей структуры экономики даже при условии осуществления мероприятий по поддержке и развитию базовых отраслей может быть обеспечен только небольшой рост добавленной стоимо­сти – в среднем 1,8% ежегодно до 2020 года.

Рост будет обеспечен преимущественно за счёт транспортных услуг в результате ввода Амуро-Якутской железной дороги до станции Кердём на правом берегу реки Лена и за счёт увеличения объёмов строительства, связанного с модернизацией объектов алмазодобывающей, уголь¬ной и других базовых отраслей.

Это не позволит снизить уровень дотационности республиканского бюджета и степень зависимости от федеральных трансфертов, решить даже первоочередные социальные задачи, повысить сколько-нибудь существенно доходы населения. После 2020 года в связи с ухудшени­ем минерально-сырьевой базы алмазодобывающей промышленности прогнозируются спад основных макроэкономических показателей и де­прессия во всех отраслях жизни республики.

В этой связи возникла настоятельная необходимость в выра­ботке новой стратегии экономического развития республики, ко­торая позволила бы реализовать потенциальные возможности Якутии для ускоренного экономического роста.

Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия)

Комплексным документом, в котором интегрированы аналитиче­ские, прогнозные и стратегические проработки макроэкономической, социальной, отраслевой и территориальной направленности, является предлагаемая Вашему вниманию Схема комплексного развития произ­водительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Схема разработана Минэкономразвития Российской Фе­дерации совместно с Правительством Республики Саха (Якутия), заин­тересованными федеральными министерствами и ведомствами во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. №154-Пр.

При разработке Схемы проведён анализ сильных и слабых сторон экономики Якутии, её возможностей и угроз динамичному развитию.

Безусловно, главным конкурентным преимуществом Якутии яв­ляется её минерально-сырьевой потенциал, который оценивает­ся в 78,4 трлн. руб.

Удельный вес запасов Республики Саха (Якутия) в минерально-сырье­вом потенциале России составляет: по алмазам – 82%, по золоту – 17%, по урану – 61%, сурьме – 82%, железным рудам – 5%, углю – 5%, оло­ву – 28%, ртути – 8%. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама.

В настоящее время балансовые запасы нефти составляют 330 млн. т, природного газа – 2,4 трлн. куб. м, при том что геологически изучено не более 10% территории четырёх якутских нефтегазовых провинций.

Республика Саха (Якутия) обладает 1/5 общего потенциала гидро­энергетических ресурсов Российской Федерации.

Сложившаяся и ожидаемая в долгосрочной перспективе конъ­юнктура мирового и российского рынков позволяет сделать вы­вод о высокой степени востребованности имеющихся и потен­циальных минерально-сырьевых ресурсов Якутии. В этой связи Схемой предусмотрено, что подотрасли горнодобывающей и топливно­энергетической промышленности будут продолжать служить системо­образующей основой народно-хозяйственного комплекса Якутии.

Исходя из этого, сформулированы стратегические приорите­ты в экономическом развитии, которые заключаются в создании условий для стабильной работы действующих базовых отраслей; создании новых подотраслей горнодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса на базе реализации ряда крупномасштабных инвестиционных проектов; ускоренном раз­витии транспортной и энергетической инфраструктуры.

С учётом мультипликативного эффекта от развития сопряжённых от­раслей, в том числе в сфере малого бизнеса, это позволит увеличить ре­спубликанский валовой региональный продукт к 2020 году в 2,8 раза.

Экономический рост, в свою очередь, позволит увеличить доходы на­селения к 2020 году в 3,6 раза, решить основные проблемные вопросы в социальной сфере, а Республике Саха (Якутия) стать бездотационным субъектом Российской Федерации.

1. Стабильная работа существующих базовых отраслей

Решение первой задачи из стратегических приоритетов – стабилиза­ция работы существующих базовых отраслей народного хозяйства Яку­тии – предусмотрено Схемой за счёт модернизации технологических процессов: переход на подземную добычу алмазов; освоение рудных месторождений золота взамен россыпных; использование новых мето­дов обогащения руд с целью вовлечения более бедных содержанием ценных компонентов месторождений полезных ископаемых (биоло­
гическое и кучное выщелачивание, обогащение на борту карьеров и другие); углубление переработки сырья в золото-сурьмяной промыш­ленности, развитие алмазогранильной и ювелирной промышленности, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.

Эти мероприятия носят масштабный характер и потребуют значитель­ных капитальных вложений, что может быть проиллюстрировано на примере алмазодобывающей промышленности.

В связи с исчерпанием запасов алмазов, возможных технически и экономически для добычи открытым способом, начато и планируется в дальнейшем строительство трёх и проектирование ещё двух под­земных алмазодобывающих рудников, каждый глубиной до 1,5 тыс. м. Суммарная стоимость их строительства в совокупности с другими ме­роприятиями по модернизации алмазодобывающей промышленности потребует только в период с 2007 по 2015 год 180 млрд. рублей.

Схема отработки трубки “Интернациональная”

Около 20 млрд. рублей будет направлено на модернизацию действу­ющих мощностей в угольной промышленности. Значительных инвести­ций потребуют цветная металлургия и другие отрасли.

Несмотря на масштабность капиталовложений, Схемой предусмо­трена реализация модернизационных проектов исключительно за счёт собственных и привлечённых средств предприятий.

Только в отдельных случаях потребуется поддержка государства, прежде всего это касается оловодобывающей промышленности. На се­
годня во всей Российской Федерации действуют всего три предприятия этой подотрасли: в Хабаровском крае, в Еврейской автономной области и Республике Саха (Якутия).

При этом якутский комбинат «Сахаолово» обеспечивает 81% российского производства. Работая в условиях Заполярья, предприя­тие испытывает трудности с оборотными средствами из-за сложности транспортных схем. Аналогичные сложности имеют и два других даль­невосточных предприятия. Всем, наверное, памятна прошлогодняя за­бастовка на комбинате «Хингаолово» в Еврейской автономной области. В этой связи неоднократно ставился вопрос перед федеральными ор­ганами исполнительной власти о введении нулевой ставки налога на добавленную стоимость в оловодобывающей промышленности. Сумма выпадающих доходов бюджета от такого решения невелика – 125 млн. рублей в год, а на другой чаше весов – тысячи рабочих мест на Дальнем Востоке. Однако вопрос не только не решён, но и с 2006 года установле­на нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на олово, что допол­нительно ухудшило условия реализации российской продукции. Требу­ется вернуться к этому вопросу.

2. Развитие новых отраслей

Второй из предусмотренных Схемой стратегических приоритетов – создание новых бюджетообразующих отраслей народного хозяйства Якутии.

Именно эти отрасли должны обеспечить большую часть прироста валового регионального продукта республики. Их создание связано с реализацией целого ряда крупнейших инвестиционных проектов. Ниже приводится характеристика главных из этих проектов.

а) нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность

Учитывая ёмкость рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона и запасы углеводородного сырья, которыми обладает республика, одной из ведущих отраслей станет нефтегазовая промышленность. Развитие отрасли связано с освоением крупнейших нефтяных месторождений: Талаканского (ОАО «Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинского (ОАО «Таас- Юряхнефтегазодобыча»), Иреляхского (АК «АЛРОСА») и других. Принято решение о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Если сейчас добывается немногим более 300 тыс. тонн нефти ис­ключительно для потребностей республики, то к 2020 г. объём добычи планируется довести до 12,7 млн. тонн. Общий объём требуемых инве­стиций – 206 млрд. рублей. Проект находится в стадии осуществления. Ввод первых производственных мощностей намечен на 2008 год.

б) газовая промышленность

В газовой промышленности планируются освоение Чаяндинско- Ботуобинской группы месторождений газа, строительство газо­перерабатывающего завода и магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток.

Добыча газа должна увеличиться с 1,6 млрд. м3, которые сегод­ня направляются исключительно для собственных нужд Якутии, до 13 млрд. м3 в 2016 году и 34 млрд. м3 газа в 2020 году. Реализация этого проекта позволит газифицировать южные районы Якутии, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Приморский край, обеспе­чить экспортные возможности для поставок газа в страны Азиатско- Тихоокеанского региона, создать предпосылки для организации в трёх субъектах Дальневосточного федерального округа газохимических производств.

Предусмотренный Схемой проект дальнейшего развития газовой про­мышленности Якутии полностью совпадает с основными положениями последней редакции разработанного ОАО «Газпром» проекта Програм­мы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (вариант «Восток-50»), учитывающей приоритеты государственных интересов и решающей за­дачу скоординированного вовлечения в разработку 4 газовых центров на Востоке: на Сахалине, в Республике Саха (Якутия), в Красноярском крае, Иркутской области. Все указанные центры при полном развитии будут интегрированы в Единую систему газоснабжения России.

Следует отметить, что в настоящее время все решения и действия в отношении развития газовой промышленности Якутии заморожены фе­деральными органами государственного управления до утверждения Правительством России указанной Программы. Следует ускорить её рассмотрение и утверждение.

Кроме того, по мнению Правительства Республики Саха (Якутия), ба­зовым месторождениям Восточной Сибири и Дальнего Востока, таким, как Чаяндинское в Якутии, следует придать статус стратегических феде­рального значения с целью максимально эффективного их использова­ния в интересах государства.

Из-за отсутствия в настоящее время механизма отнесения уникаль­ных и крупных месторождений углеводородов к объектам федераль­ного значения ни одно месторождение углеводородов или перспек­тивный участок недр в России до сих пор такого статуса не получили. Лицензирование базовых объектов Программы, находящихся в нерас­пределенном фонде недр, после получения ими статуса стратегических объектов федерального значения необходимо проводить без аукциона, по решению Правительства Российской Федерации.

в) угольная промышленность

Угольная промышленность относится к числу традиционных базовых отраслей Якутии. Поэтому Схемой предусмотрены как модернизация действующих производственных мощностей, так и реализация новых инвестиционных проектов в этой отрасли. Крупнейшим из них является проект освоения уникального по запасам Эльгинского месторождения коксующихся углей. Его реализация позволит на первом этапе увели­чить добычу угля в Якутии на 30 млн. тонн в год, а после 2020 года пол­ностью восполнить выбывающие мощности крупнейшего на Дальнем Востоке Нерюнгринского угольного разреза.

Реализация проекта общей стоимостью около 60 млрд. рублей, после решения ряда организационных вопросов, будет начата в 2007 году.

г) гидроэнергетика

Главным проектом в электроэнергетике республики Схемой опреде­лён Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, состоящий из ка­скада ГЭС общей мощностью 8,5 тыс. МВт. Особенностью проекта явля­ется минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Так, удельная площадь затопления на единицу мощности в 45 раз меньше стандартной нормы.

Помимо ЮЯГЭК, получат развитие генерирующие мощности тепловой Нерюнгринской ГРЭС, это позволит повысить системную надёжность Якутской энергосистемы, обеспечить не только внутренние потреб­ности Республики, связанные с реализацией новых инвестиционных проектов, но и перетоки в объединённые энергосистемы Сибири и Вос­тока, что создаст предпосылки к снижению стоимости одного кВт-часа электроэнергии на дальневосточном рынке и ликвидации дефицитов мощностей.

Общая стоимость проекта оценивается в 361 млрд. рублей. В 2007 году начаты проектно-изыскательские работы.

д) цветная металлургия и полиметаллы

В золотодобывающей промышленности планируется к 2015 году за счёт интенсификации разработки Куранахского рудного поля, вовлече­ния в промышленную отработку месторождений Нежданинское и Кючус достичь уровня добычи золота 10-15 тонн в год.

РАЗВИТИЕ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Реализация этих трёх проектов ведётся ОАО «Полюс Золото». Добы­ча золота в целом по республике к 2020 году достигнет 40-45 тонн в год. В непосредственной близости от Нежданинского месторождения выявлены

месторождения свинца, цинка, серебра, меди, вольфрама и угля. Значительная часть этих ресурсов сможет приобрести промыш­ленное значение при условии создания объединённой транспортной и энергетической инфраструктуры Якутии и Магаданской области. Это окончание строительства федеральной дороги «Колыма»; строитель­ство автодороги «Развилка – Нежданинское» (100 км) как ответвления федеральной дороги «Колыма»; строительство ЛЭП-110 кВ (в габаритах 220 кВ) «Хандыга – Усть-Нера» на принципах государственного частного партнёрства.

е) уран

Планируется построить крупное предприятие по разработке урано­вых месторождений Эльконской группы, суммарные запасы которых составляют 344 тыс. тонн. Проектная мощность предприятия – до 5 тысяч тонн химического концентрата природного урана в год. Проект реализуется ОАО «Техснабэкспорт» «Росатома». В настоящее время ведутся работы по разра­ботке ТЭО. Общая стоимость проекта – 50 млрд. рублей

ж) Чёрная металлургия

Схема предусматривает создание в Южной Якутии металлургиче­ского комплекса на базе месторождений железных руд. Разработка железорудных месторождений «Таёжное» и «Дёсовское» позволит по­лучать до 7,4 млн. тонн железорудного концентрата в год. С учётом за­пасов коксующегося угля и возможностей электроэнергетики созда­ются условия для организации металлургического производства. Для формирования комплексной железорудной базы необходимо провести конкурсы по железорудным месторождениям, основным их услови­ем должно быть создание к 2015 году на базе данных месторождений первой очереди горнодобывающего комплекса с производственной мощностью 13-15 млн. тонн железной руды и металлургического с про­изводством 5-6 млн. тонн чугуна и стали к 2020 году. Общая стоимость проекта – около 90 млрд. рублей. В настоящее время ведётся подготов­ка месторождения к лицензированию и разрабатывается ТЭО.

3. Инфраструктурные проекты

Ключевым вопросом как для нормального функционирования эко­номики и социальной сферы республики в стабильном режиме, так и для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов являет­ся развитие инфраструктуры, прежде всего электроэнергетики и транс­порта.

В настоящее время энергосистема Якутии работает четырьмя изо­лированными энергорайонами. Энергообеспечение на 2/3 территории осуществляется мелкими разрозненными дизельными электростан­циями, действует перекрёстное субсидирование как между энерго­районами, так и между потребителями. На остальной 1/3 территории функционируют три централизованные энергосистемы с мощными ге­нерирующими источниками, но не связанные между собой.

Схемой предусматривается, что в связи с активизацией инвестици­онной и производственной деятельности потребление электроэнер­гии в республике возрастёт в 3,1 раза, с 6,7 млрд. кВтч в 2005 году до 21,1 млрд. кВтч в 2020 году, потребление электрической мощности – в 3,2 раза, с 1,2 тыс. МВт в 2005 году до 3,8 тыс. МВт в 2020 году.

Помимо создания новых генерирующих мощностей, в области электроэнергетики Схема предусматривает объединение линиями электропередач трёх централизованных энергосистем Якутии в одну с соединительными линиями в Амурскую область (ОДУ «Восток»), Магаданскую область («Магаданэнерго») и Иркутскую область (ОЭС России).

Это позволит впервые в истории создать объединённую энергосисте­му страны с максимальным экономическим эффектом.

Очень важно, что проектируемые линии электропередач пойдут вдоль линейных общенациональных коммуникаций (нефтепровод ВСТО, проектируемый газопровод «Чаянда – Дальний Восток», железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, автодорога «Колыма»), что позволит организовать их надёжное электроснабжение.

ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ И ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Сегодня более 90% территории имеет только сезонную транспортную доступность, и это в значительной мере сдерживает активность частно­го бизнеса по освоению перспективных месторождений, увеличивает бюджетные расходы. С низкой транспортной освоенностью территории республики связан ряд проблем, которые требуют решения.

Ключевым проектом в создающейся транспортной системе станет железнодорожная линия Беркакит – Томмот – Якутск. Железная дорога окажет непосредственное влияние на развитие хозяйственного ком­плекса не только республики, но и соседней Амурской области, позво­лит наполовину ликвидировать зависимость от сезонного завоза грузов, минимизировать затраты бюджетов, предприятий и населения. Схемой предусматривается также строительство пионерных железнодорожных линий, которые будут способствовать освоению перспективных место­рождений Южной Якутии.

Синхронно с меридиональной железной дорогой необходимо завер­шить формирование широтной опорной сети автомобильных дорог: «Колыма», «Вилюй», «Амга».

Но даже при таком развитии транспортной системы проблема за­воза грузов в арктические районы республики не будет решена. Поэто­му необходимо внесение изменений в действующее законодательство по закупкам продукции для государственных и муниципальных нужд, предоставляющих возможность централизации финансовых средств на закупку топливно-энергетических и других ресурсов для районов с ограниченными сроками завоза. Эта проблема актуальна и для других субъектов Российской Федерации.

Также необходимо провести комплекс путевых работ, обеспечиваю­щий гарантированные габариты внутренних водных путей Ленского бассейна с целью доставки грузов для государственных нужд в районы Крайнего Севера и строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

4. Требуемые инвестиции

Общая сумма инвестиций по наиболее крупным проектам оцени­вается в 2,5 трлн. руб., основная часть которых должна быть привле­чена за счёт средств частных инвесторов – 1,9 трлн. руб. (76%), рас­ходы бюджета Республики Саха (Якутия) – 55 млрд. руб., федерального бюджета с учётом Инвестиционного фонда Российской Федерации – 548 млрд. руб.

Реальна ли реализация таких масштабных проектов? Реальна, по ключевым проектам сегодня идёт активная работа с заинтересован­ными крупнейшими компаниями мирового уровня: РАО «ЕЭС» и его структурами, ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Сургутнефтегаз», ЗАО «Полюс Золото», Стальной группой «Мечел», ЗАО «Евраз-Холдинг», ОАО «Трансстрой», ОАО «Техснабэкспорт».

Особенностью Схемы является проработанная система террито­риального размещения производительных сил. В качестве примера можно привести проект комплексного развития Южной Якутии как часть Схемы. Этот проект является примером типичного территориаль­ного кластера.

5. Прогнозные результаты реализации Схемы

При условии реализации инновационного сценария развития, пред­ложенного в Схеме, к 2020 году Якутия должна стать регионом с устой­чиво развивающейся экономикой, валовой региональный продукт воз­растёт в сопоставимых ценах к уровню 2005 года в 2,8 раза и превысит 1 триллион рублей.

Реализация крупных инвестиционных проектов, укрепление базо­вых отраслей, развитие инфраструктуры региона позволит достичь главной цели государственной политики – повышения благосостояния граждан.

Реальные доходы населения возрастут в 3,6 раза. Развитие кон­курентоспособных производств повысит занятость населения, соз­даст условия прекращения миграционного оттока и привлечения высококвалифицированных рабочих кадров.

Рост налоговых доходов бюджета более чем в 8 раз повысит бюджет­ную обеспеченность региона, укрепит материальное положение работ­ников бюджетной сферы и сельского населения – хранителя культуры и традиций коренных народов Севера.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СХЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ТРАНСПОРТА И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА

  • Рост ВРП в 2,8 раза к 2005 году
  • Рост инвестиций в основной капитал в 2 раза к 2005 году
  • Рост реальных денежных доходов населения в 3,6 раза к 2005 году
  • Снижение уровня зарегистрированной безработицы с 2,4% до 1,6%
  • Повышение надежности транспортной инфраструктуры: до 74% всего населения будет иметь надежную транспортную связь с центром республики и близлежащими районами
  • Обеспечение газоснабжением 65% населения республики
  • Снижение износа объектов ЖКХ с 50% до 15%
  • Рост прибыли рентабельных предприятий в 2,8 раза к 2005 году
  • Рост налоговых доходов бюджета республики в 8 раз к 2005 году

Результаты реализации инвестиционных проектов дадут импульс (не только для Якутии, но и для большинства регионов Дальневосточного округа) как в развитии инфраструктуры, так и в освоении минерально­сырьевой базы.

Большим социальным эффектом от разработки газовых месторож­дений Востока России станет газификация населённых пунктов Якутии, Амурской области, Приморского и Хабаровского краёв и Еврейской авто­номной области. Получит развитие нефтеперерабатывающее и нефтехи­мическое производство в Приморье и Хабаровском крае. С вводом круп­ных гидроэнергетических мощностей снизятся тарифы на электроэнер­гию, возникнет конкуренция между генерирующими предприятиями.

Освоение крупных месторождений обеспечит загрузку Байкало­Амурской магистрали, послужит развитию портов Дальнего Востока.

Масштабное строительство железных и автомобильных дорог позволит создать устойчивое наземное сообщение с самыми крайними восточ­ными территориями России.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕГАПРОЕКТОВ

ОСВОЕНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ (угольных . железорудных и других месторождений)

  • Обеспечение грузопотока для Байкало-Амурской магистрали
  • Развитие портового хозяйства Хабаровского и Приморского краев
  • Железнодорожная магистраль от Транссиба до Магадана
  • Автомобильная магистраль от Иркутской области до Магадана
  • Всесезонное транспортное сообщение между Республикой Саха
  • Объединение энергосистемы Дальнего Востока с объединенной энергосистемой центра и запада Российской Федерации

Схема станет основой системы планирования республики, которая предусматривает разработку Пятилетнего плана, целевых и ведом­ственных программ, прогноза на 3 года и бюджета на очередной финан­совый год.

Для обеспечения единства системы программирования основные положения Схемы просим учитывать при разработке Стратегии разви­тия Дальнего Востока и корректировки ФЦП «Дальний Восток и Забай­калье», отраслевых и целевых федеральных программ.

Президент России В.В. Путин неоднократно акцентировал внимание на необходимости усиления государственной региональной полити­ки и обеспечении национальной безопасности на Дальнем Востоке. Вопросы развития региона поднимались в послании Федеральному Собранию в 2005 г., на совещаниях в Магадане, Хабаровске и Якутске. В декабре прошлого года состоялось специальное заседание Совета Безопасности Российской Федерации по укреплению позиций России на Дальнем Востоке.

Республика Саха (Якутия) – первый дальневосточный субъект Феде­рации, долгосрочный программный документ которого рассматривает­ся на правительственном уровне. Проект Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики получил одобрение Правительства Республики Саха (Якутия), Совета при Полно­мочном представителе Президента Российской Федерации в Дальне­восточном округе. Схема согласована с заинтересованными бизнес- структурами, которые реализуют представленные крупные проекты в республике, с федеральными министерствами и ведомствами, про­фильными комитетами Государственной Думы Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Наращивание экспортной составляющей в производстве ТЭР и электроэнергии
  • Повышение энергетической безопасности
  • Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение предпринимательского климата на Дальнем Востоке
  • Создание условий для притока населения в ДВФО
  • Увеличение доходов в бюджеты всех субъектов Дальневосточного федерального округа

Учитывая всё вышесказанное, а также тот факт, что Минэкономраз­вития России считает целесообразным одобрить разработанную Схему, прошу Вас, уважаемый Михаил Ефимович, и Правительство Российской Федерации принять решение об одобрении Схемы.

В.А. Штыров. Якутия – восточный вектор развития России.
Выступления, интервью по вопросам социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия) за 2006-2008 годы.
– Якутск: ОАО «Медиа-холдинг Якутия», 2008 г. – С. 39-66.