Публикации за 2005 год

27-28 сентября 2005 года в Хабаровске состоится Первый Дальневосточный международный экономический конгресс «Горизонты партнёрства России с госу­дарствами Азиатско-Тихоокеанского региона: человек, природа, экономика». По­добных по значимости и масштабности мероприятий на территории округа ещё не проводилось. Якутия будет участвовать в форуме на первых ролях. В частно­сти, из 10 «круглых столов», которые там пройдут, мы являемся организаторами трёх.

Наиболее важный из них – «Природные ресурсы в экономике регионов вос­тока России». На его базе организуется конференция с аналогичным названием, сопредседателем которой является Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров. Кроме того, во время конгресса пройдёт выставка инвестиционных про­ектов, на которой Якутия представит 18 программ, в частности, такие крупные, как «Добыча золота на Нижнеякокитском рудном поле», «Освоение Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения», «Освоение Эльгинского месторожде­ния каменного угля», «Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс» и другие.

Накануне проведения конгресса глава Якутии ответил на вопросы корреспон­дента республиканской газеты. (Публикуется с сокращениями)

– Вячеслав Анатольевич, что вы ждёте от предстоящего форума? Удачно ли выбраны место и время его проведения?

– В последние годы в результате политики, проводимой Президентом и Правительством России, обстановка в стране заметно стабилизирова­лась. Появились возможности для экономического роста. Это касается и Дальневосточного региона, который стратегически важен для нашей страны и имеет значительный и разнообразный потенциал. Здесь уже несколько лет реализуется федеральная целевая программа социально­экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Сформи­ровался определённый уровень взаимосвязей как между субъектами Российской Федерации, так и с зарубежными партнёрами. Сейчас идёт речь о поиске путей ускоренного развития экономики Дальнего Востока, укрепления социальной сферы и позиций Российской Фе­дерации в Тихоокеанском регионе. Эти вопросы и будут обсуждаться на Дальневосточном международном экономическом конгрессе.

Такие форумы – не новинка для страны. Например, всемирно извест­ны Петербургский или Байкальский. Они уже принесли позитивные результаты. Дальний Восток также созрел для организации подобных масштабных мероприятий. Поэтому идея проведения у нас междуна­родного экономического конгресса своевременна и полезна.

Потен­циал, накопленный во всех субъектах Дальневосточного региона, требует реализации. Нам необходимо самим понять собственные возможности в межотраслевой и межрегиональной кооперации, уточнить взаимоотношения с зарубежными странами, показать свой потенциал возможным инвесторам, как российским, так и иностранным, провести научный анализ процессов, происходящих в экономике. Для этого и проводится форум в Хабаровске.

Руководители субъектов Федерации Дальнего Востока:
Глава Еврейской автономной области Н.М. Волков, Президент Якутии В.А. Штыров, губернаторы Магаданской области Н.Н. Дудов, Приморского края С.М. Дарькин, Камчатской области М.Б. Машковцев, Амурской области Л.В. Коротков. г. Владивосток. 2005 г.

У нас накоплен достаточно большой опыт двусторонних связей меж­ду субъектами Федерации внутри округа. Активно идёт работа Совета

глав субъектов при Полномочном представителе Президента России в Дальневосточном федеральном округе, проводятся всевозможные региональные выставки, выполняются обязательства по заключённым договорам между краями и областями региона. Всё это приводит к по­зитивным результатам. Например, за последние два-три года товаро­оборот Якутии с Амурской областью увеличился в десять раз. Якутские товаропроизводители появились на амурском рынке, а предприятия на­ших соседей укрепились у нас. Конечно, всё это несоизмеримо по мас­штабам с предстоящим конгрессом, но показывает, как можно наладить сотрудничество на пользу всем субъектам Федерации. Как говорится, надо идти от малого к большому. Поэтому конгресс, как более объёмная форма, уверен, принесёт нам огромную пользу.

– Якутия представит на форуме ряд крупных инвестиционных про­ектов, связанных с добычей полезных ископаемых. В последние годы эта отрасль стала бурно развиваться. И всё же достаточно ли эффектив­но используются ресурсы недр?

– Действительно, в последние годы на Дальнем Востоке возросли объёмы производства, в первую очередь, в горнодобывающей про­мышленности, которая является, наряду с энергетикой, основой экономики региона. Это способствовало подъёму сопряжённых отраслей, укреплению финансово-экономического состояния и бюджетов субъектов Федерации. Тем не менее, мы далеки от мыс­ли, что недра используются со стопроцентной эффективностью. Существует несколько аспектов проблемы.

Во-первых, ныне действующее законодательство «О недрах» и вообще свод законов о предпринимательской деятельности, свя­занный с горнодобывающей отраслью, не стимулируют произ­водителей к эффективному использованию природных ресурсов. С одной стороны, Министерство природных ресурсов России вместе с федеральными агентствами, осуществляющими контроль за природо­пользованием, и субъекты Федерации усилили контроль за соблюде­нием лицензионных и природоохранных требований, что позволило повысить эффективность использования недр. Но это административ­ные меры. Что же касается экономического стимулирования освоения небогатых месторождений или их вторичного использования, то эти вопросы не решены. Законодательство не предусматривает, например, стимулов в виде гибкой шкалы налогообложения для недропользова­телей, чтобы они добывали минеральные ресурсы на забалансовых и техногенных месторождениях.

Или взять вопрос полноты извлечения полезных компонентов. Не секрет, что многие месторождения, особенно нефтяные, варварски эксплуатируются, и значительные запасы нефти, остающиеся в пластах после добычи, никогда не будут извлечены из недр. При заданных не­зависимыми от них внешними обстоятельствами уровнях цен, налогов, себестоимости работ у недропользователей имеется определённый экономический рубеж. Они не станут до конца извлекать полезные ис­копаемые, если это не принесёт прибыли. Отсюда и проблемы, которые особенно характерны для старых горнопромышленных районов. Поэ­тому перед нами стоит задача наряду с административными методами создать экономические стимулы для недропользователей, чтобы они до конца извлекали полезные компоненты.

Во-вторых, многие месторождения сейчас являются экономи­чески неэффективными, потому что не развита инфраструкту­ра. До них просто невозможно добраться и, соответственно, вовлечь в эксплуатацию. Сегодня, когда мы ещё не восстановили экономический потенциал до дореформенного уровня, нам пока хватает минеральных и энергетических ресурсов. Но уже завтра нас ждёт дефицит многих их видов. Поэтому масштабную проблему создания инфраструктуры необ­ходимо решать на государственном уровне. Применительно к Дальнему Востоку – это строительство дорог.

О какой бы проблеме мы сейчас ни говорили, какая бы из них ни казалась первоочередной и глобальной, на самом деле нет вопроса важнее, чем развитие транспортной сети. Поэтому Транспортная стратегия страны, принятая два года назад Гос­советом, а затем и Правительством Российской Федерации, должна ма­териализоваться в программу модернизации транспортной сети России и, в первую очередь, Дальнего Востока. Без решения этой проблемы ре­сурсный потенциал Дальневосточного округа невозможно полностью использовать.

В-третьих, в девяностые годы из-за отсутствия финансирования произошёл застой в геологоразведке. Недропользователи не име­ют стимулов для развития геологоразведочных работ, так как по законодательству они не получают прав на открытые место­рождения. Приходится, вложив деньги в геологоразведку, идти затем на аукцион и платить за лицензию, которая может ещё и другому до­статься. Кроме того, не надо забывать, что совсем недавно основные отрасли горнодобывающей промышленности, за исключением разве что нефтяной и газовой, находились в глубоком кризисе и не имели воз­можности полнокровно финансировать геологоразведку. Поэтому мы должны признать, что потенциал Дальнего Востока в разы больше, чем мы имеем месторождений на балансе. Это также относится к вопросу об эффективном использовании ресурсов.

В-четвёртых, необходимо принять комплекс экономических мер, чтобы стимулировать производителей обрабатывать уже добытые ресурсы по максимуму. Мы должны продавать не нефть, а продукты её переработки, не сырые алмазы и золото, а изделия из дра­гоценных металлов и камней. Необходимо всерьёз задуматься над этим и путём тонкой настройки экономического механизма стимулировать развитие переработки сырья.

– В последние годы наблюдается всплеск инвестиций в отрасли не­дропользования. Это не случайно, так как добыча нефти, газа, алмазов, угля всегда считалась удачным вложением капиталов. Сюда вкладыва­ют деньги не только российские, но и зарубежные компании. Хватает ли их? Может ли Якутия привлечь достаточно инвестиций для реали­зации своих масштабных проектов в горнодобывающих отраслях?

В Якутии есть несколько отраслей в горнодобывающем ком­плексе, которые развиваются и получат новое развитие в бли­жайшие годы. Сегодня уже известен примерный объём инвестиций, необходимый как для поддержания нынешнего уровня добычи ресур­сов, так и для освоения новых месторождений.

Если взять традиционную для нас отрасль – алмазную, то мы не ста­вим перед собой задачу резкого увеличения алмазодобычи. Важнее сохранить нынешний уровень на 20-25 лет вперёд. Это потребует инвестиций в несколько миллиардов долларов. Наши ведущие алма­зодобывающие компании, не только «АЛРОСА», но и «Нижне-Ленское», «Алмазы Анабара», готовы вложить такие средства в течение ближай­ших лет.

Якутия. Нерюнгринский район. Выбор вариантов схемы освоения Эльгинского месторождения коксующихся углей. Губернатор Амурской области Л.В. Коротков, Глава Нерюнгринского района В.В. Старцев, Президент Якутии В.А. Штыров. 2005 г

Также в течение пятилетки, до 2010 года, мы должны вложить около трёх миллиардов долларов в нефтяную промышленность республики. Инвесторы у нас есть. Это «Сургутнефтегаз», «Таасюрях- нефтегазодобыча» и другие. Наиболее крупный инвестиционный проект, который нам нужно осуществить, – освоение Эльгинского угольного месторождения. Туда необходимо вложить за пять лет порядка двух-двух с половиной миллиардов долларов. Инвесторы для осуществления проекта, как говорится, выстраиваются в очередь. Заин­тересованность проявляют как российские компании, так и фирмы из Японии, Южной Кореи, Англии. После решения некоторых организаци­онных вопросов, связанных с выходом из проекта компании «Железные дороги России», работа возобновится, и я совершенно уверен, что мы доведём её до логического завершения.

И, наконец, республику ожидает масштабное развитие газовой отрасли на базе Чаяндинского и других газонефтеконденсатных месторождений. Реализация проекта, а также строительство газопро­вода, если он пройдёт по территории Якутии, потребуют инвестиций порядка трёх миллиардов долларов только на ближайшую пятилетку.

Если всё сложить, то объём инвестиций, с учётом и более мелких про­ектов, составит около десяти-пятнадцати миллиардов долларов. Это всё реально, и я уверен, что в ближайшие годы они будут вложены в экономику Республики Саха (Якутия). Что касается других территорий Дальнего Востока, то и там имеется немало привлекательных проектов, которые сегодня находятся в стадии реализации.

– Дайте оценку проекту нового Закона «О недрах» с точки зрения формирования законодательной базы для привлечения инвестиций в разработку недр. Позволит ли он окончательно сформировать законо­дательное поле для эффективной разработки недр и сокращения сро­ков согласования с регулирующими органами? Не оттолкнёт ли закон иностранных инвесторов от финансирования проектов на террито­рии России?

– Хотел бы начать со второй части вопроса. Когда мы создаём своё законодательство, то вообще не должны думать об иностранных инвесторах. Необходимо создавать нормальные условия для всех. Привлечение иностранных инвестиций в горнодобывающую про­мышленность России не является главной задачей. Более того, я сторонник того, чтобы приоритет имели отечественные пред­приятия. В России сформировался достаточный инвестиционный ка­питал как внутри страны, так и тот, который в своё время был вывезен за её пределы. Не думаю, что мы сильно нуждаемся в инвестициях со сто­роны чисто иностранного капитала. Я имею в виду прямые инвестиции. Другое дело – получение кредитов на разумных условиях. Это нормаль­ная мировая практика. Но создавать особые условия для иностранцев – в этом нет никакой необходимости.

Что касается нового варианта проекта федерального Закона «О недрах», то я неоднократно говорил, что он не даёт ни одного стимула для повышения эффективности работы недропользова­теля. Он решает только один вопрос – перераспределение полно­мочий и доходов в пользу федерального центра.

Приход частных инвесторов сопровождается привлечением новых технологий добычи и переработки сырья. В качестве примера можно привести опыт использования технологии кучного выщелачивания, используемого на месторождении рудного золота на Дальнем Востоке. Есть ли у нас подобные примеры?

Технология кучного выщелачивания у нас используется давно. Она применяются, например, на таких предприятиях, как артель «Селигдар», «Нерюнгри-Металлик». Это технология не новая, и нельзя считать её каким-то последним достижением. Она была разработана в СССР в ше­стидесятые годы прошлого века. От нас попала в США и другие страны, благодаря чему те совершили рывок в золотодобыче. Другое дело, что её долго не удавалось адаптировать к северным условиям. Но теперь, благодаря разработкам якутских инженеров, она прижилась в респу­блике и от нас перешла в другие регионы страны.

Сейчас мы хотим пойти дальше и применить технологию биологиче­ского выщелачивания золотоносных руд. Такую задачу, в частности, по­ставили перед Нежданинским горно-обогатительным комбинатом. По­ложительный опыт в стране есть, и, думаю, мы её решим. Кроме того, на территории Якутии геологи открывают совершенно новые типы золото­носной руды, которые мы раньше не добывали и не обогащали. Поэтому нам необходимо изучать мировой опыт, отказаться от некоторых тра­диционных способов извлечения золота и искать нестандартные пути получения концентратов драгоценного металла. Над этим работают зо­лотодобывающие предприятия, институты Сибирского отделения Ака­демии наук, находящиеся на нашей территории, и институты Академии наук Республики Саха. Здесь предстоит ещё немало поработать.

– Каковы перспективы разработки месторождений золота?

– Перспективы известны. В ближайшие пять лет мы должны провести реконструкцию горно-обогатительного производства на Куранахском рудном поле в Алданском районе. Сегодня там добывается пять тонн зо­лота. Мы должны увеличить этот показатель до восьми-десяти тонн. Про­ектирование комплекса завершено в прошлом году, теперь начинается реализация проекта, который оценивается примерно в 100 миллионов долларов. Столько же будет вложено и в Нежданинский ГОК. Там залегают труднообогатимые руды, поэтому придётся применять новые технологии, в частности, биологического выщелачивания, то есть извлекать золото с помощью бактерий. Сейчас ведутся геологоразведочные работы по ме­сторождению «Кючюс», которое находится в Усть-Янском улусе на севере Якутии. Туда тоже потребуется вложить около 100 миллионов долларов.

Таковы три главных проекта республики по извлечению рудно­го золота. Если мы их реализуем, то только из руды будем добывать 15-20 тонн.

– В последние годы в наиболее перспективных областях недрополь­зования, особенно нефтегазовой, золотодобывающей, угледобываю­щей, налицо процессы слияний и поглощений. Пойдёт ли этот процесс дальше, какие области недропользования он затронет в ближайшей перспективе?

– Я совершенно уверен, что данный процесс будет развиваться и в будущем. Дело в том, что горнодобывающая промышленность ха­рактеризуется двумя особенностями, сложными с точки зрения привлечения инвестиций. Как правило, крупные проекты носят долговременный характер. Освоение тех или иных месторождений, которое начинается сегодня, принесёт отдачу через пять-десять лет. Во- вторых, у них большая капиталоёмкость. Я уже говорил о проектах, куда необходимо вкладывать по два-три миллиарда долларов. Такие деньги могут мобилизовать только очень крупные компании, имеющие возможность привлечения заемных средств или достаточную прибыль, чтобы вкладывать собственные деньги. Поэтому в горнодобывающей отрасли происходит и будет происходить закономерный процесс слияния и поглощения компаний.

В горнодобывающей промышленности доминирующие места зани­мают гигантские компании, каждая из которых имеет долю не менее 20 процентов на мировом рынке. Это касается любой отрасли – уголь­ной, алмазной, нефтегазовой и так далее. Такова специфика отрасли: реализовать глобальные проекты могут только крупные компании. Но это не означает, что в горной отрасли нет места для небольших предприятий. Будущее есть у сервисных, специализированных геологоразведочных, технологических и других фирм, связанных с крупными компаниями на принципах кооперации.

Вокруг гигантов существует поле деятельности и для мелких предприятий. Кроме того, не все месторождения носят глобальный характер. Место найдётся всем, но процесс слияния и поглощения будет происходить и дальше. Восприниматься он должен положительно. Ведь часто бывает так, что компания получит месторождение, но, не имея достаточ­ных ресурсов, начинает паразитировать на нём. Пускается во все тяжкие: в спекуляцию лицензией, выпуск ценных бумаг и так далее. А нам нужна реальная работа, а не фиктивный, как говорят эконо­мисты, капитал.

Якутия. Нюрбинский улус. На опытной геологоразведочной шахте «Надежда» на Накынском алмазоносном рудном поле

– Поиск полезных ископаемых требует немалых финансовых затрат. Однако их не всегда хватает. Кто должен вкладывать средства, в част­ности, в геологоразведку – государство, как во времена СССР, или недро­пользователи?

– В последние годы в результате недовложения средств в геологораз­ведочную отрасль прирост запасов у нас был отрицательным. Каждый год мы добывали минеральных ресурсов больше, чем открывали их но­вых месторождений. Такая ситуация сложилась в целом по стране. Хотя в некоторых регионах и отраслях было по-другому. Например, в Якутии в девяностых годах открыли трубку «Нюрбинская», которая сразу же соз­дала положительный баланс для компании «АЛРОСА». Теперь там пока добывают алмазов меньше, чем имеют в запасе. То есть это дело пре­ходящее. Но в целом положение с приростом запасов минерально­сырьевых ресурсов складывается тревожное. В том числе это каса­ется и энергоносителей. Например, сейчас начинается строительство магистрального нефтепровода Тайшет – Перевозная, который придёт из Восточной Сибири и Якутии в Приморский край. Параллельно плани­руется сооружение большого газопровода, который протянется из Вос­точной Сибири на Дальний Восток и будет служить не только нам, но и для поставок газа на экспорт. Но на самом деле минерально-сырьевой базы для них ещё недостаточно. Она есть в потенциале, но требуются финансовые вложения в геологоразведку. Поэтому нужно сделать две вещи.

Во-первых, те участки недр, которые имеют признаки каких-либо полезных ископаемых, нужно немедленно выставлять на аукционы для того, чтобы там появились нормальные недропользователи и начали работу. Особенно это касается нефтяных и газовых месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке. Чтобы наполнить будущий трубопро­вод, уже сейчас необходимо развернуть доразведку и освоение многих месторождений. Этого пока нет, хотя давным-давно известно, на каких площадях есть нефть и газ. Такой шаг не потребует особых затрат. Нуж­на лишь грамотная работа Министерства природных ресурсов России и субъектов Федерации, чтобы составить планы лицензирования и реа­лизовать их.

Это одна задача, достаточно лёгкая. Вторая намного сложнее. Необ­ходимо заново настроить систему геологоразведочных работ на территории России. Для этого нужно разделить функции. Такие рабо­ты, как общегеологическое изучение территорий, выявление зако­номерностей строения больших площадей, научные и прогнозные разработки, необходимо осуществлять за счёт государственных средств. Это то, что в геологии называют «региональными» работа­ми. На основании данных этих работ недропользователи будут иметь представление о перспективности территорий. На базе этого они уже сами должны получать лицензии и непосредствен­но искать минерально-сырьевые ресурсы. Для государства важен потенциал территорий, а освоение месторождений – дело недро­пользователей.

Однако сейчас существуют законодательные препо­ны. Например, сегодня в законе нет положения о том, что если я нашёл месторождение, то имею на него права. Наоборот, они принадлежат государству. Оно может изъять участок с полезными ископаемыми, вы­ставить на аукцион, и тот, кто имеет средства, выиграет. В лучшем случае можно лишь компенсировать свои затраты на поиск и разведку. А вот в Канаде, например, дело обстоит иначе. Если ты нашёл месторожде­ние, то имеешь на него все права. Можешь продать лицензию или стать дольщиком более крупного предприятия. Благодаря такому подходу в Канаде создана масса небольших компаний, которые добиваются по­разительных результатов в области геологоразведки.

Для открытия новых залежей полезных ископаемых нужны не только капвложения. В первую очередь это интеллект сотрудников и техноло­гический уровень компании. И зачастую именно небольшие предпри­ятия, обладающие квалифицированными кадрами, находят месторож­дения. Как правило, у них нет денег на последующую их разработку. Но они передают права пользования или продают часть своих акций крупным компаниям, становясь дольщиками. Такой подход создаёт сти­мул для поиска новых месторождений.

Например, ни «Де Бирс», ни кто- либо другой, искавшие в Канаде алмазы на протяжении 50 лет, ничего не нашли. Месторождения открыли мелкие компании, с которыми по­том «Де Бирс» вступил в долю или выкупил у них права пользования. Это яркий пример того, как можно стимулировать геологоразведочные работы. Кто открыл месторождение, тот и должен иметь на него права. У нас же этого нет, и потому теряется смысл заниматься геологораз­ведкой. Поэтому необходимо изменить Закон «О недрах» и некоторые другие законодательные акты. Ситуация для этого созрела. В России появились крупные горнодобывающие компании, которые имеют ка­питалы и, самое главное, желание осваивать новые территории, есть и специалисты-геологи, оставшиеся после разрушения геологической от­расли в 1990-е годы.

Сегодня постепенно меняются государственные подходы к геолого­разведке, появилось федеральное финансирование, и дело потихоньку сдвинулось с мёртвой точки. Я позитивно оцениваю те шаги, которые в последние два-три года предпринимают в министерствах природных ресурсов и экономического развития России. Осталось устранить лиш­нее, добавить нужное и дело пойдёт.

– После нескольких лет борьбы за сохранение так называемых «двух ключей», субъекты Федерации были фактически отстранены от уча­стия в лицензировании объектов недр на своих территориях, исключая небольшой перечень материалов, используемых в строительной от­расли (песок, щебень и пр.). Привело ли это к повышению эффективно­сти лицензирования и выполнения лицензионных условий?

– Конечно, нет. Более того, здесь заложена мина замедленного дей­ствия. Давайте вернёмся в конец восьмидесятых годов, когда наступил кризис советского общества. На территориях городов и посёлков су­ществовали крупные промышленные предприятия, использовавшие в производстве ядерные материалы, продукты химии, нефтехимии и так далее. Решения об их размещении принимались абсолютно без участия людей, проживавших на этих территориях. Это вызывало массу возму­щений. В стране функционировали мощнейшие нефтегазопроводы, при помощи которых весь мир снабжался нефтью и газом.

А подавляющее число населённых пунктов СССР не были газифицированы. В Союзе строили гигантские ГЭС, линии электропередач которых проходили над деревнями, где использовали лучины. Это послужило источником недовольства в обществе. Люди спрашивали, почему богатая страна не может обеспечить светом и теплом своих граждан. Стали предъявлять требования к правительству, государственным органам в том числе, экологические. Всё это не было главной причиной, но послужило ката­лизатором развала великой страны.

Нынешняя система недропользования, которая создаётся путём лик­видации так называемых «двух ключей», тоже приведёт через некото­рое время к таким же противоречиям. Сегодня главным критерием в проекте Закона «О недрах» является одно: сколько та или иная компания заплатит за месторождение. После получения лицензии она не отвечает за социальные, экологические и прочие послед­ствия, которые ждут жителей этих территорий в результате её промышленной деятельности. Не предусмотрены и компенсации за причинённые неудобства. Представьте себе, вдруг у вас в огороде на­чали добывать золото. Как вы будете себя при этом чувствовать, ничего не получив взамен погубленной картошки?

Обсуждение вопросов законодательства по недропользованию. Председатель Комитета Совета Федерации по экологии и природным ресурсам В.П. Орлов, Президент Якутии В.А. Штыров. г. Хабаровск. 2005 г.

Сейчас ситуация находится в состоянии маятника. Было время, когда субъекты Федерации имели чересчур много прав. Маятник качнулся в сторону, опасную для единства и самого существования страны. Но те­перь он движется к другой крайности, когда не признаются интересы населения, регионов. Это чревато в будущем обострением проти­воречий. Не дай бог, если произойдут какие-нибудь кризисные явле­ния. Тогда всё это недовольство выплеснется наружу. Вопрос даже не в правах субъектов Федерации, а в вовлечении населения в решение эко­логических, социальных и других проблем.

Люди, на территории про­живания которых осваиваются месторождения, должны иметь права на компенсации, муниципалитеты должны заключать до­говоры с недропользователями и так далее. В нынешнем проекте закона этого не будет, что может привести в дальнейшем к негативным последствиям. Я думаю, маятник нужно уравновесить, найти гармонию, золотую середину. Конечно, по месторождениям, имеющим обще­национальное значение, например, Чаяндинскому в Якутии, решение должно приниматься исключительно на федеральном уровне, но по согласованию с региональными властями. Что касается других месторождений, то здесь решение должно приниматься по ини­циативе региональных властей и также по согласованию с феде­ральным центром.

Местные полезные ископаемые должны быть отданы на откуп муниципалитетам. Мы должны ранжировать полезные ископаемые по принципу их использования: общефеде­ральные, региональные и местные. И ещё один важный аспект. На каком бы уровне ни принималось решение, всегда должны быть со­гласования с местным населением, общественными и экологическими организациями. Надо, чтобы все были заинтересованы в развитии горной промышленности.

Сегодня же субъекты Федерации и муни­ципалитеты всячески пытаются откреститься от неё. Чем меньше до­бывающих предприятий на их территории, тем лучше – меньше забот и хлопот. Например, крупная горнодобывающая компания начинает разработку месторождения. На чьи плечи ложится забота о социальной сфере, кто должен построить для нефтяников или газовиков школы, больницы? Субъект Федерации или муниципальные власти. Кто их дол­жен содержать? Они же. А что местные власти и население имеют от тех же нефти и газа? Ничего. Тогда зачем им это нужно?

Поэтому все заинте­ресованы вытолкнуть горную промышленность со своей территории и лишь выпрашивать деньги из федерального бюджета, ссылаясь на свою бедность. В каждом субъекте есть какие-то природные ресурсы: лес, газ, рыба, нефть, золото. Но теперь там не заинтересованы в том, чтобы до­бывать их. Поэтому, пока закон не принят, в него необходимо внести из­менения, чтобы он работал на благо людей.

Спасибо за интервью.

Беседовал Алексей ЯРОВИКОВ,
«Якутия», 1 сентября 2005 г.