23/06/2010

Вчера правительство попыталось взять за горло DeBeers. Не получилось – мощностей не хватило. Гранильных. Но глава компании АЛРОСА Вячеслав Штыров обещал их нарастить.

Штыров напугал вчера членов правительство: “Надо готовиться к возможному разрушению одноканальной мировой системы сбыта алмазов через центральную сбытовую организацию DeBeers, существующую уже около 100 лет”. “Если это произойдет, – подчеркнул он – то конкуренция на мировом рынке драгкамней будет идти не между производителями алмазов, а между производителями бриллиантов”.

Но вот бриллиантов у нас сейчас производится всего, по данным Минэкономики, на $ 600 млн. Для сравнения: в Израиле и Индии ежегодно реализуется собственных бриллиантов на $ – 4,5 млрд. Правда, специалисты DeBeers очень высоко ценят работу русских огранщиков. Нашим бриллиантам даже присвоено название “русский товар” за особо точные геометрические параметры.

Мировой рынок бриллиантов после кризиса 1997 года вновь оживился. Пик продаж ожидается, естественно, в 2000 году, то есть сработает так называемый эффект тысячелетия. По оценкам DeBeers, объем продаж превысит $ 100 млрд. Однако доля русских бриллиантов составит там всего лишь десятые доли процентов. Единственный выход для России – резко нарастить гранильные мощности. АЛРОСА, по словам Штырова, это уже делает. Кредитует программу создания гранильных мощностей в Якутии Эксимбанк США совместно с крупнейшей американской гранильной компанией LazareKaplanInternational. По утверждению Штырова, через три года АЛРОСА намерена довести выпуск бриллиантов до $ 200 млн. в год.

По-видимому Штыров надеется на то, что “эффект тысячелетия” не ограничится 2000 годом, а растянется как минимум на несколько лет. В “Концепции развития алмазно-бриллиантового комплекса до 2005 года”, разработанной Минэкономики и вчера одобренной на заседании правительства, также приведена мысль о необходимости увеличения производства бриллиантов из российских алмазов в 1,7 раза к 2005 году. Одновременно в концепции записано, что добыча сырых алмазов, составляющая ныне до $ 1,5 млрд. (20 % от мирового уровня), должна вырасти до $ 2 млрд. (25% от мировой добычи). Однако ни алмазов, ни бриллиантов внутренний рынок столько переварить не сможет.

По оценкам авторов концепции, в 2005 г. в России будет продаваться ювелирных изделий с бриллиантами не более чем на $ 300 млн. (в этом году – около $ 150 млн.). Поэтому необходимо и дальше наращивать экспорт алмазов и бриллиантов. Уже сейчас 97 % ежегодной добычи сырых алмазов поставляется на экспорт через DeBeers. Одноканальная система сбыта давно уже не удовлетворяет АЛРОСА. В 2002 году истекает срок действия ее договора с DeBeers. Штыров заявил, что договор будет продлен, но его содержание претерпит существенные изменения. Прежде всего, вырастет экспорт бриллиантов и доля алмазов, поставляемых АЛРОСА на внутренний рынок.

Однако серьезно потеснить DeBeers вряд ли удастся. Южноафриканская корпорация недавно объявила, что половину своих алмазных стоков ($ 2,5 млрд.) огранит в бриллианты, после чего станет не только мировым алмазным, но и бриллиантовым монополистом. В результате экспорт русских бриллиантов вслед за алмазами все равно придется осуществлять только через DeBeers.

Константин Левин, “Коммерсант”, 29 октября 1999 г.