Публикации за 2008 год

Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров о развитии региона, ипотеке, наводнениях и бриллиантах.

Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров.

Правительство Якутии представило и одобрило в Москве свою новую эконо­мическую программу, рас­считанную до 2020 года. Она предусматривает развитие новых производств и отрас­лей, создание более 100 ты­сяч новых рабочих мест, строительство базовых го­родов для тех, кто работает на освоении месторождений вахтовым методом. Станут ли от этого богаче её жители и какие вопросы приходится решать Правительству Яку­тии, чтобы повысить качество жизни северян, об этом на «деловом завтраке» в «Российской газете» расска­зал Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.

Только самолётом

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Вячеслав Анатольевич, жить на Севере тя­желее и дороже, чем в других регионах страны. Поэтому у северян всег­да были льготы. Но не все они сохранились за годы реформ. Есть, на­пример, сегодня у людей возможность поехать отдохнуть за пределы Якутии?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Недавно благодаря напору северян восста­новлена одна из важных для нас норм федерального законодатель­ства. Теперь работодатели раз в два года полностью оплачивают своим сотрудникам проезд к месту отдыха и обратно. А вот с не­работающими пенсионерами имеются проблемы. У нас их 230 тысяч че­ловек на один миллион населения. По закону они тоже имеют право на бесплатный проезд. Но оплатить их проезд на отдых можно только по­сле предъявления билетов, которые сначала надо купить за свои деньги. Теперь представьте, что якутскому пенсионеру выписали санатор­ную путёвку в Минводы. В один конец на самолёте это стоит примерно 25 тысяч рублей. И как быть, если пенсия всего 4 тысячи рублей?

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Недавно на заседании президиума Госсовета очень остро обсуждали вопрос о том, что для большинства жителей Дальнего Востока из-за дороговизны билетов континентальная Россия стала фактически Большой землёй. Многие уже несколько раз побывали в Японии, Китае и Корее, но ни разу не были в центре страны. Как, на ваш взгляд, может быть решена проблема снижения цен на авиабилеты в целом по стране?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Необходимо дотировать авиаперевозки. Для этого, конечно же, надо провести определённую организаци­онную работу. Во-первых, выделить социально значимые авиали­нии. Критерием их выделения может быть, например, невозможность добраться из данного населённого пункта до общероссийских желез­нодорожных, автомобильных и водных магистралей без использова­ния авиатранспорта. Или определённые маршруты в определённые времена года по направлению восток – запад страны. Величина госу­дарственных дотаций на социально значимых авиалиниях должна определяться расчётным путём, исходя из платёжеспособности населения и фактической стоимости перевозок. Но тогда необхо­димо вводить лицензирование полётов на этих маршрутах, чтобы выполнить расчётные показатели загрузки самолётов.

Во-вторых, возможно перевести на государственное содер­жание аэродромную деятельность, тогда существенно удешевятся расходы авиакомпаний в аэропортах. Для этого необходимо разделить аэродромы по видам собственности – на федеральные, региональные и местные, создать казённые предприятия соответствующих уровней для их содержания, финансируемые прямо из бюджетов. Поскольку боль­шинство северных и дальневосточных субъектов Федерации дотаци­онные им могут быть выделены по расчётам субсидии на содержание аэродромов.

На перекрестке трёх дорог

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Якутия остаётся самым труднодоступным регионом России, едва ли не единственной республикой, которая не име­ет прямого доступа к железным дорогам.

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Пока существует только одна автомагистраль, которая связывает республику со всей страной. В Реестре федеральных автомобильных дорог она числится под именем «Лена», начинается в Амурской области и заканчивается в Якутске. Эта федеральная дорога четвёртой категории построена ещё в 1930-е годы и во время распутицы не удовлетворяет никаким техническим и эксплуатационным требовани­ям. Минтранс России планирует выделить значительные средства на её обновление и за три года привести в порядок. Одновременно быстрыми темпами строится вторая федеральная автотрасса «Колыма» из Якутска в Магадан.

По этому сложнейшему инженерному сооружению, которое большей частью пролегает по плоскогорьям и горам с серпантинами и опасными прижимами, можно будет ездить круглый год. В этом году её строительство должно в основном завершиться. Наконец, принято решение о строительстве третьей автодороги «Вилюй» – от Якутска до Иркутска. Так что связь с «материком», как говорят северяне, обеспечат три федеральные дороги, на перекрестке которых стоит столица Респу­блики Саха (Якутия) город Якутск. Началось строительство автомобиль­ной дороги «Амга» из Якутска к морскому порту Аян на Охотском море в Хабаровском крае.

Но главное ожидаемое историческое событие для нас – это приход в 2015 году железнодорожной Амуро-Якутской магистрали в город Якутск. В совокупности со строящимися феде­ральными и прилегающими к ним республиканскими автодорогами железная дорога создаёт опорную транспортную сеть, как крове­носную систему, обеспечивающую жизнь Якутии.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Во сколько сейчас обходится доставка тон­ны груза в Якутию и во сколько будет обходиться потом, когда в респу­блике будет создана опорная сеть дорог? Дешевле ли станет жизнь в Якутске?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Для наглядного примера возьмём перевозку одной тонны бензина с нефтеперерабатывающего завода Ангарска в Якутск. Сегодня эти перевозки дробятся на составные – по «Российским железным дорогам» до Нерюнгри, потом – от Нерюнгри до Томмота по «Якутским железным дорогам». Цены на перевозки разные, и в общей сложности это 1806 рублей за тонну. Далее плюс автоперевозки из Том­мота до Якутска – 3125 рублей. В целом доставка этой тонны с завода в Ангарске до нефтебазы в Якутске стоит около 5 тысяч рублей. С прихо­дом железной дороги в город Якутск доставка одной тонны бензина по этому маршруту будет стоить всего около 2,5 тысячи рублей. Снижение затрат более чем наполовину.

Но, помимо экономического эффекта, без формирования опор­ной транспортной сети невозможна реализация крупных инвести­ционных проектов, предусмотренных Схемой комплексного разви­тия производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: В чём суть этого документа?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Схема комплексного развития производи­тельных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года – это комплексный документ стратегического планирования, определяющий основные направления социально-экономического раз­вития нашего региона на долгосрочный период. Она разработана Мин­экономразвития Российской Федерации и Правительством Якутии по поручению Президента России Владимира Путина, согласована с феде­ральными министерствами и ведомствами и одобрена Правительством России. Схема предполагает, что в течение двенадцати лет валовой региональный продукт увеличится в реальном исчислении в 2,8 раза, а доходы населения – в 3,6 раза, Якутия станет регионом-донором для федерального бюджета.

Работа по её реализации должна развернуться по трём главным направлениям.

Якутия. Нерюнгринский район. На строительстве угольной шахты «Денисовская». п. Чульман

Первое – реконструкция и модернизация существующих базо­вых отраслей народного хозяйства республики: алмазодобываю­щей, угольной, золотодобывающей, цветной металлургии, гранильной и ювелирной промышленности, сельского хозяйства. Эта задача сама по себе сложная и капиталоёмкая. Например, алмазная промышленность. До сих пор мы добывали алмазы относительно дешёвым способом из карьеров на кимберлитовых трубках. Теперь нужно строить шахты глу­биной до полутора километров.

Одна такая шахта стоит 50 млрд. ру­блей. А их надо построить четыре и одну запроектировать. В угольной промышленности необходимо ввести в эксплуатацию три новые шахты освоить гигантское Эльгинское месторождение коксующихся углей. Должно быть создано три новых золотодобывающих комбината. В сель­ское хозяйство планируется направить около 80 млрд. рублей.

Но ещё более масштабные задачи мы должны решить по второ­му направлению – создание новых для Якутии отраслей. Речь идёт о нефтяной и нефтеперерабатывающей, газовой и газоперерабатываю­щей промышленности, организации добычи апатитовых, урановых и железных руд, руд цветных металлов и создании металлургических ком­плексов. Создание этих отраслей опирается на богатейший минерально­сырьевой потенциал республики. По рейтингу природных ресурсов Якутии нет равных в Российской Федерации. Но принципиально важно и то, что впервые планируется не только добыча, но и переработка в республике полезных ископаемых.

Безусловно, ни одна экономическая или социальная задача не может быть у нас решена без преодоления инфраструктурных ограничений. Поэтому развитие инфраструктуры – это третий по счёту, но первый по значению приоритет Схемы. О проблемах транспорта мы уже немного упоминали. Следует только добавить, что в плане до 2020 года – завершение строительства нефтепроводной системы «Вос­точная Сибирь – Тихий океан», создание в одном коридоре с ней ма­гистрального газопровода, обновление парка самолётов и реновация речного флота.

Предстоит также строительство магистральных линий электропере­дачи, чтобы объединить сегодня три изолированные якутские энерго­системы и создать через республику энергомост «Восточная Сибирь – Дальний Восток». Планируется развитие и генерирующих мощностей, в первую очередь, каскада Южно-Якутских ГЭС.

На реализацию всех проектов потребуется более 2,5 триллио­на рублей из всех источников финансирования. Сумма огромная. Однако всё это вполне реально, и в Якутию пришли крупнейшие российские компании «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», РАО «ЕЭС Рос­сии», «Газпром», «Мечел», «Полюс Золото», «РЖД», «Транснефть» и другие. С помощью Правительства России уже сегодня развёрнута работа по всем направлениям.

В Якутию на ПМЖ

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Это же ещё и тысячи новых рабочих мест. Но в республике проживает всего один миллион человек, включая младен­цев. И, конечно, сразу возникает вопрос: а где людей возьмёте?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Мы должны создать примерно 112 тысяч но­вых рабочих мест. Для республики это серьёзная цифра, ведь у нас всего около 500 тысяч работающих. В основном планируем использо­вать собственные трудовые резервы. Однако часть работников придёт­ся привлекать из других регионов.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Речь идёт о китайцах? Говорят, в связи со строительством Восточного нефтепровода их в Якутии всё прибы­вает?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: В Якутии, по данным Федеральной миграцион­ной службы, постоянно проживают около тысячи китайцев. До сих пор они ничем особым себя не проявили, занимаются в основном торговлей, даже на стройках не работают и традиционным сельским хозяйством не занимаются.

В прошедшем году из-за нехватки рабочих рук руководство «Транс­нефти» действительно дополнительно на строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» привлекло китайцев. Как показала практика, это себя не оправдало, темпы работ у китайской компании низкие, и часть её объёмов, по-видимому, будут вынуждены выполнять наши подрядчики. Думаю, привлекать иностранную рабочую силу нет смысла. В России ещё есть кому работать!

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Но квалифицированные рабочие, тем более из других регионов России, просто так в Якутию не поедут. Чем будете их заманивать?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Действительно, вопрос стимулов для при­влечения и закрепления рабочих кадров и специалистов в восточ­ные районы страны сейчас, когда разрабатываются долгосроч­ная стратегия и обновлённая программа развития Дальнего Вос­тока, становится особенно актуальным. По нему обсуждаются разные идеи.

Есть смысл заново оценить старые советские подходы, когда были северные коэффициенты и надбавки к зарплате, другие льго­ты. Но всё-таки, наверное, главное в том, чтобы создать условия для полноценной во всех отношениях жизни людей в районах севе­ра и востока страны. Этот вопрос многоаспектный. В первую очередь необходимо решать вопросы снижения чрезмерной дороговизны стоимости жизни. Возьмём тарифы на электроэнергию и коммуналь­ные услуги. На Дальнем Востоке они вдвое выше, чем в среднем по стра­не. Это делает для многих семей просто неподъёмной оплату жилья.

Недаром всё большим спросом пользуются малогабаритные квартиры. Снизить тарифы, а следовательно, и затраты из семейных бюджетов воз­можно за счёт специальных программ модернизации характерных для отдалённых районов страны изолированных энергосистем. В области градостроительства необходимо отказаться от принципиально неверной идеи о том, что север и восток страны могут быть осво­ены преимущественно вахтовым способом из освоенных регионов запада и юга. Накопленный опыт показал, что работа на длительной вахте, особенно в других часовых поясах, является источником цело­го ряда медико-биологических и социальных, прежде всего семейных, проблем. Но даже не это главное. Главное – сама философия подхода к своей стране, своей Родине.

Любой уголок страны имеет такую же ценность, как и всякий другой, и должен быть ухожен и обустроен. Вот почему важно создать на севере и востоке страны опорную сеть современных базовых городов. Они-то и должны стать цен­трами экономической и организаторами социальной жизни регио­нов нового освоения. Из них можно работать на относительно безопас­ной вахте в пределах одного и того же часового пояса.

В Якутии подобный опыт уже есть. Наша алмазная столица – город Мирный – уже давно стала системообразующим центром всей Запад­ной Якутии, из него летают на вахту, на предприятия отдалённых место­рождений, алмазники. В ближайшие годы для освоения нового Эльгин- ского угольного комплекса и железорудных месторождений Южной Якутии базовым городом станет Нерюнгри. С 2008 года начинается строительство двух новых городов – Витима для нефтяников и Томмота для горняков.

Конечно, как я уже говорил, в кадровой работе мы опираемся пре­жде всего на собственные ресурсы. Ежегодно 700 лучших выпуск­ников школ республики направляются на учёбу в ведущие учебные заведения страны за счёт бюджетных средств. По специальной программе развивается крупнейший на Дальнем Востоке Якут­ский госуниверситет, где в ближайшие три года будет создан новый факультет нефти и газа. Запланировано строительство пяти новых техникумов. В то же время будем рады специалистам из любого уголка нашей страны.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: А какая средняя зарплата в республике? По си­лам молодым людям, занятым в других сферах деятельности, сегодня взять ипотечный кредит, построить свой дом, жильё?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: В горнодобывающих отраслях средняя зарпла­та – 35 тысяч рублей в месяц, на лучших предприятиях – до 60 тысяч. Однако у бюджетников она существенно ниже. Расчётная же стоимость строительства одного квадратного метра жилья – 27 тысяч рублей. По­нятно, что при этих параметрах классическая ипотечная схема для вра­чей или учителей неприменима.

Потому мы вынуждены за счёт бюджета финансировать бюджетни­ков – первоначальные взносы платить в виде субсидий, погашать про­центы по банковским кредитам. Или с помощью предприятий, когда те дают гарантию банкам и сами гасят за своих сотрудников проценты, часть кредитов. При помощи этих схем строительный комплекс развива­ется, и по объёму ввода жилья на душу населения Якутия – номер один на Дальнем Востоке. Но чтобы ипотечные схемы на Севере массово заработали, надо не меньше половины затрат на строительство жилья людям по специальным нормам компенсировать за счёт го­сударства.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Недавно в России создан Фонд содействия ре­формированию ЖКХ, которому выделено 250 миллиардов рублей. Яку­тия стала одним из пилотных регионов в реализации проекта ликвида­ции ветхого, аварийного жилья. Вы уже получили свою часть денег?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Пока нет. Ждём методику распределения средств. Она пока не разработана. Для нас это особо важный вопрос, ведь в Якутии самое большое количество времянок и ветхого жилья в стране. 14 процентов общего жилого фонда, тогда как в целом по стра­не – около 3 процентов. Так сложилось исторически, в ходе быстрого индустриального развития республики в 70-80-е годы XX века, когда ради темпов строительства экономили на жилье. При этом надо отдать должное: мы не обижены федеральной властью. В прошлом году полу­чили почти 300 миллионов рублей на снос ветхого жилья. Если учесть, что до этого мы имели не более 40 миллионов рублей в год, то это, ко­нечно, большая сумма.

«Газпром-2» и небо в алмазах

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: В конце 2007 года экологи высказывали сомне­ния относительно безопасности прокладки трубы нефтепровода «Вос­точная Сибирь – Тихий океан» через реку Лену. Как вы отреагировали на эти опасения?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Экологические движения для того и существу­ют, чтобы постоянно заострять волнующие вопросы. В первоначальном варианте «Транснефть» предложила прокладывать трубу в тоннеле под рекой Леной. Однако оказалось, что карстовые породы под дном Лены могут подвергать тоннель деформациям. Экологи забили тревогу. Во­прос рассматривался Правительством Якутии с участием руководства «Транснефти».

Сегодня предложен другой, более безопасный вариант прокладки «трубы в трубе» по твёрдому основанию дна. При этом вну­три трубы будут установлены специальные датчики, которые улавли­вают малейшие движения и деформации. Река Лена действительно се­рьёзная водная преграда. Но сегодня трубопроводы, которые идут из Сибири на восток, на запад, тоже пересекают и Иртыш, и Обь, и Волгу, и другие реки. Мы надеемся, что «Восточный» нефтепровод также безо­пасно будет служить людям.

Якутия. Олёкминский улус. На строительстве подводного перехода нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» через реку Лена. с. Солянка. 2008 г

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Накануне нового года российское правитель­ство внесло в разряд стратегических ряд крупнейших месторождений. В Якутии им стало знаменитое Чаяндинское, с запасами газа 1,24 трил­лиона кубометров. Значит, иностранные инвесторы лишаются досту­па к ним? Но смогут ли отечественные компании заменить их?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Уточню, месторождения нефти, золота, даже алма­зов к разряду стратегических не отнесены и могут выставляться на аукцио­ны, в том числе для иностранных инвесторов, чем мы не очень довольны. В стратегические попали только якутские месторождения газа, по­тому что содержат высочайшую на планете концентрацию гелия, уникальное количество ценных компонентов для химической про­мышленности, оборонных целей. Нельзя такой газ продавать просто так, как топливо. Предполагается, что эти ценные месторождения будут переданы на основании Закона «О газоснабжении России» отечественным компаниям без аукционов. А Правительство Якутии, в свою очередь, предлагает на ряд этих месторождений, в том числе на Чаяндинское, выдать лицензии РАО «Газпром».

В соответствии с утверждённой в прошлом году по представлению РАО «Газпром» Восточной газовой программой в короткие сроки компания должна освоить несколько наших газовых месторождений, построить в одном коридоре с неф­тепроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан» магистральный га­зопровод на Дальний Восток, газифицировать юг Якутии, Еврейскую автономную и Амурскую области, Приморье, Хабаровский край. Бу­дут построены газохимический и газоперерабатывающий заводы.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Однако к газовой промышленности, кроме «Газпрома», другие российские компании интереса не проявляют. В чём причина, нет денег?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Думаю, в недостатке средств их упрекнуть нельзя. Просто многие не знают, что с газом делать. Например, «Сур­гутнефтегаз» в своё время заполучил на геологоразведку целый ряд территорий. И наряду с нефтью два года подряд находил довольно не­плохие газовые месторождения. Но они остались невостребованными. Многие нефтяные компании и первого, и второго эшелонов заявляют, что готовы инвестировать в небольшие и средние месторождения газа. Но не могут этого делать, пока не будет магистральных газопроводов и гарантий от РАО «Газпром» о покупке газа.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Вы, насколько нам известно, вообще предла­гаете разделить «Газпром»?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Если абстрагироваться от текущей ситуации и конкретных интересов, то полагаю, что масштабы проблем, кото­рые решает РАО «Газпром», уже переросли его организационные возможности. Поэтому я и дальше буду предлагать разделить эту компанию и создать новый «Газпром», так называемый «Газ­пром-2» или «Газпром-Восток», специально для Восточной Сибири и Дальнего Востока. Здесь огромное новое поле деятельности.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: После совещания в Магадане, в котором при­нимал участие Президент России и где шла речь о создании в стране ин­дустрии золотодобывающей промышленности, многие ждали здорово­го всплеска «золотой лихорадки». В том числе на территории Якутии. Почему этого не случилось?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Есть волшебная фраза – «доработать». Когда я ещё в «АЛРОСА» работал, один чиновник написал такую резолюцию: «Удовлетворить просьбу отказом». По-моему, в данном случае та же си­туация. И ведь поблажек никто не просил. Речь шла только о создании инфраструктуры – строительстве линий электропередачи, централи­зованного электроснабжения, автомобильных дорог. И всё это должно было решаться в рамках государственно-частного партнёрства. Но все поручения Президента на этот счёт «дорабатываются».

Что касается Якутии, то рост добычи золота у нас связан с освоением рудных месторождений. На одном из них – Куранахском рудном поле – ОАО «Полюс Золото» выполняется программа технического переосна­щения, будет увеличена мощность золотоизвлекательной фабрики, нач­нётся проектирование, а затем строительство новой фабрики. Другие два крупнейших месторождения, Нежданинское и Кючусское, располо­жены на северо-востоке, в районах со слабо развитой транспортной и энергетической инфраструктурой. Для их освоения разрабатывается инвестиционный проект, который будет представлен в Инвестици­онный фонд Российской Федерации. Надеемся, что наконец-то будет реализован принцип государственно-частного партнёрства в золото­добыче: государство берёт на себя затраты по строительству объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, а бизнес – по строи­тельству промышленных объектов. Реализация этих проектов позволит к 2015 году достичь ежегодной добычи золота на уровне 40 тонн, то есть удвоить текущие объёмы добычи.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Кроме сырьевых отраслей, какие местные производства ещё намерены развивать в первую очередь?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Якутия – крупнейший на Дальнем Востоке аграрный регион. 37 процентов населения – сельские жители. У нас 250 тысяч голов крупного рогатого скота, 135 тысяч голов лошадей, 180 тысяч голов оленей. Это создаёт предпосылки для организации пи­щевой и перерабатывающей промышленности. По специальному пла­ну развития агропромышленного комплекса республики за послед­ние пять лет создано более ста предприятий по производству продовольственных товаров. За это время объём их производ­ства вырос на 20%.

С 2002 года в два раза выросли объёмы выпуска бриллиантов и ювелирных изделий, в полтора раза – стройматериалов. В произ­водстве других товаров народного потребления успехов поменьше, эти отрасли надо подтягивать.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Якутия, кстати, всегда славилась пушниной – серебристыми чернобурками, зверофермами. Теперь, как утверждают хозяева звероферм, никто не покупает меха. Так ли это?

Хабаровский край. Товары якутского предприятия «Сахабулт» в торговом центре «Якутия» в городе Хабаровске

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Проблемы со сбытом действительно есть. В 1980-е годы каждая женщина считала должным иметь песцовый во­ротник и такую же шапку. Теперь их мало носят, перешли на синтетику, в основном на южно-азиатский ширпотреб из-за его дешевизны. Некото­рые виды зверей уже просто не разводят. Но это не значит, что меховая промышленность совсем зачахла. На плаву держится «Сахабулт» – наш национальный концерн. Он имеет в Якутске самую крупную в стране фабрику по переработке пушнины. И одновременно является респу­бликанским государственным уполномоченным заготовителем.

Иными словами, охотники сдают пушнину в обмен на деньги, боеприпасы, прочие необходимые предметы для охотничьих нужд. Правда, шкурку эту можно продать и частникам по более дорогой цене. Тем не менее 80 процентов всей пушнины в Якутии уходит в концерн «Сахабулт». Но значительного прироста производства за эти годы нет, хотя надеемся, что по мере роста экономики и доходов населения спрос со временем повысится.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: А огранка, изготовление бриллиантов? Здесь- то спрос точно есть?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Бриллиантов производим примерно на 400 мил­лионов долларов в год, создана сбытовая сеть внутри Якутии и во мно­гих регионах страны. Однако сейчас вся алмазно-бриллиантовая отрасль в России на распутье. И это не только Якутии касается, но и Московского гранильного центра, и Смоленского, и Орловского. В ходе либерализации рынка, новых требований Евросоюза снимаются ограничения на экспорт и импорт алмазов и бриллиантов, и мы выходим на прямую конкуренцию с иностранцами. И теперь край­не остро стал вопрос выравнивания условий работы наших пред­приятий с иностранными в области налогов и упрощения фор­мальных процедур.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Какие меры, на ваш взгляд, должны быть здесь предприняты?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: В феврале этого года Минфин должен рассмо­треть наши предложения. В общих словах они сводятся к тому, что надо отказаться от применения к гранильной и ювелирной отраслям действующей в стране стандартной системы налогообложения и перейти к взиманию налогов с алмазного оборота, как это дела­ют наши конкуренты – Индия, Израиль, Бельгия, Китай.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: В прошлом году Еврокомиссия приняла анти­монопольное решение о запрете торговых отношений между знамени­той алмазно-бриллиантовой империей «Де Бирс» и российской «АЛРО­СА». В чём теперь заключается сотрудничество двух компаний?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Оно превратилось в дружбу. «Де Бирс» склоняет «АЛРОСА» к научно-техническому сотрудничеству в области технологии добычи алмазов. Более того, поступило несколько предложений о пря­мом участии «АЛРОСА» в капитале некоторых подземных и открытых рудников «Де Бирс». Это говорит о том, что, возможно, они исчерпали технологические возможности и хотят воспользоваться нашими зна­ниями. Алмазов в мире становится всё меньше, а месторождения – всё беднее. Надо искать технологические новшества. Вот они и ищут их у нас. Но надо понимать, что «АЛРОСА» и «Де Бирс» теперь стали пря­мыми конкурентами на мировом рынке. И нам надо к своим техно­логическим достоинствам добавить обдуманную и эффективную стратегию сбытовой политики.

Плюс два градуса

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: В 2001 году разрушительное наводнение на Лене нанесло серьёзный урон многим городам и посёлкам Якутии. Воз­можно ли повторение этой беды?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Мы всегда считали, что главная опасность, ко­торая поджидает республику – это периоды засухи, повторяющиеся че­рез каждые 11 лет, ведь у нас количество осадков в год такое же, как в пустыне Сахара. Но в последние годы этот цикл нарушился. Климат заметно повлажнел. Если в мире за 10 лет температура повысилась на 4 градуса, то у нас почти на 2 градуса. За такой короткий период вре­мени это катастрофическое потепление, которое ставит перед нами се­рьёзнейшие задачи.

Якутия. Олёкминский улус. На строительстве защитных противопаводковых сооружений.
г. Олёкминск. 2007г.

Мы теперь боремся с наводнениями. Строим защитные сооружения по федеральной программе вокруг крупных населённых пунктов. По­сле памятного наводнения 2001 года Ленск защитили дамбой высотой до 15 метров. Строятся дамбы в городах Якутск, Олёкминск, посёлке Зырянка. Разрабатывается специальная республиканская программа для населённых пунктов на внутренних реках Якутии. Однако масштабы климатических, гидрогеологических, почвенных и мерзлотных измене­ний, особенно на побережье Ледовитого океана и в прилегающей к нему тундровой зоне, таковы, что Правительство Якутии готовит обращение за помощью в федеральное Правительство.

Прежде всего, требуются срочное научное осмысление происходящих процессов и выработка рекомендаций по предотвращению возможных самых негативных их последствий.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Как в целом складываются взаимоотношения с Федеральным центром?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: В целом, мне кажется, за последние годы сложи­лась более или менее оптимальная система взаимоотношений. После развала системы управления страной в 90-е годы прошлого сто­летия, когда дело дошло до угрозы целостности Российской Феде­рации, Президентом В.В. Путиным были предприняты энергичные меры по восстановлению вертикали власти. Теперь же, когда про­цесс централизации достиг необходимой точки и федеральная власть достаточно укрепилась, каких только полномочий регионы не получи­ли. Это и управление водными ресурсами и лесами, и решение многих вопросов, которыми раньше только федеральные органы занимались.

Так что баланс восстановлен, но уже при гораздо более эффектив­ном общегосударственном управлении со стороны федеральных властей. Хотя работать ещё есть над чем. Например, над рацио­нализацией управленческих структур. Вот, скажем, существует Правительство Республики Саха (Якутия), а параллельно в респу­блике функционирует в полтора раза больше федеральных струк­тур, которые во многом выполняют те же функции, что и респу­бликанские. Может, следовало бы пойти по пути взаимного деле­гирования управленческих функций, не затрагивая существующую систему разделения полномочий?

Думаю, что пришло время оценить и эффективность выделе­ния из министерств агентств, служб и иных подразделений. Ведь за годы административной реформы число только федеральных служащих увеличилось многократно и достигло четырёх процен­тов от общего числа занятых, не говоря уж о региональных.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: А Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» помогает вашей работе?

ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ: Тоже диалектика. Есть и негатив, и позитив. Раньше в Якутии на поселенческом уровне местного самоуправления вообще не было. Сейчас создано 446 муниципалитетов. То есть мгно­венно число муниципальных служащих возросло на несколько тысяч человек. Например, избрали 446 глав местных администраций. Каждо­му из них надо иметь своего финансиста, кадровика и бухгалтера, так как появились муниципальные финансовые ресурсы и штаты. С дру­гой стороны, появление самоуправления стало катализатором разного рода полезных местных инициатив. Например, есть у нас такое движение «добрых дел». Допустим, каждому муниципалитету выделяем 200-300 тысяч рублей, чтобы они использовали их по свое­му усмотрению. Благодаря этому муниципалитеты выполняют с помо­щью жителей строительных, дорожных, благоустроительных работ на 5-7 миллионов рублей. Люди сами заготавливают материалы, выпол­няют работы, а выделенные деньги идут только на внешние услуги. Ду­маю, переход на местное самоуправление, конечно же, имеет больше позитивного.

Татьяна ЗЫКОВА,
«Российская газета»,
23 января 2008 г.