Публикации за 2008 год

Как вы знаете, 2007 год явился отправной точкой в новой политике Российской Федерации в отношении Восточной Сибири и Дальнего Востока, контуры которой определил В.В. Путин в своих Посланиях и во время визита в нашу республику в 2006 году. По поручению главы государства Якутия, в числе первых в стране, разработала долгосрочную программу – Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года, одобренную федеральным Правительством в феврале 2007 г. В Схему заложены фундаментальные решения и действия, которые предопределят будущее инновационного развития республики, ее интеллектуального и научно­технического потенциала.

Схема как путь к высокоразвитой экономике

2007 год стал стартовым в плане реализации Схемы, основные инве­стиционные проекты которой охва­тывают практически всю терри­торию Якутии. Ведётся строительство железной и автомобильных дорог, не­фтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», разрабатываются месторождения нефти, газа, угля, золота, ведутся про­ектные работы по другим направлениям: гидроэнергетика, металлургия, добыча урана и апатитов.

Ключевые проекты нашей Стратегии сосредоточены в трёх регио­нах республики, которые станут локомотивами роста всего народнохо­зяйственного комплекса Якутии. Так, в Южной Якутии на принципах государственно-частного партнёрства создается новый круп­ный промышленный район, предполагающий развитие угольной про­мышленности, гидроэнергетики, золотодобывающей промышленности, добычу урана, железной руды и других полезных ископаемых. В Запад­ной Якутии формируется комплекс нефтегазовых производств с общей энергетической инфраструктурой, которая связана и с до­бычей алмазов. В третьем районе – Восточной Якутии – намечено освоение золоторудных и полиметаллических месторождений с созданием необходимой транспортной и энергетической составляющей. Что касается Центральной Якутии, наиболее заселённой части республики, то здесь будут аккумулированы инвестиции для раз­вития транспортной инфраструктуры и агропромышленного комплекса. Уже сегодня идет масштабная газификация населённых пун­ктов, строительство объектов сельского хозяйства.

Опорными пунктами для создания новых промышленных узлов будут Ленск и Витим в Западной Якутии; Томмот и Олёкминск в Южной Якутии; Хандыга и Усть-Нера в Восточной Якутии; Нижний Бестях в Центральной Якутии. Импульс развития получат и населённые пункты, прилегающие к железной дороге, магистральным трубопроводам и автомобильным до­рогам.

Реализация транспортных проектов позволит добиться того, что поло­вина территории республики будет обеспечена автомобильными дорога­ми круглогодичного действия с выходом на федеральную транспортную сеть. Это позволит существенно оптимизировать действующую систему досрочного завоза грузов. До 75% населения будет иметь доступ к на­дёжной транспортной связи с центром республики и близлежащими райо­нами.

Организация масштабной добычи и переработки нефти и газа обеспе­чит всю потребность населённых пунктов республики в ГСМ, газоснабже­нием будет обеспечено 65% населения республики.

Все эти огромные задачи требуют развития единой энергетической си­стемы республики, которая предполагает объединение изолированных энергорайонов республики, создание Южно-Якутского гидроэнергети­ческого комплекса, модернизацию Нерюнгринской и сооружение новой Якутской ГРЭС, строительство в изолированных энергорайонах, в основ­ном в арктических улусах, двадцати мини-ТЭЦ.

В целом в результате реализации Схемы развития производительных сил через 10-15 лет Якутия должна стать регионом с высокоразвитой экономикой, инфраструктурой, сельским хозяйством, способными обе­спечить достойный уровень жизни населения. ВРП должен возрасти почти в 3 раза, реальные доходы населения – в 3,6 раза. Доходы бюдже­та увеличатся более чем в 4 раза, что позволит более эффективно ре­шать социальные задачи по всей республике, такие, как строительство объектов социальной инфраструктуры: школ, больниц, детских садов, жилья, увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, социальных выплат.

Нужно особо выделить важный эффект от реализации основ­ных инвестиционных проектов Схемы – будет создано порядка 100 тысяч новых рабочих мест. Таким образом, создаётся уни­кальный шанс для развития трудовых ресурсов, занятости населения. В отличие от прошлых лет, когда образование но­вых для республики отраслей экономики, таких, как золото-, ал- мазо-, угледобыча, производилось, в основном, за счёт привле­чения рабочей силы из-за пределов Якутии, в новых условиях мы должны использовать в первую очередь собственный тру­довой потенциал.

Залог успеха – квалифицированные кадры

Залог успешной реализации намеченных планов заключается не только в привлечении инвестиций. Первоочередная задача – под­готовка квалифицированных кадров, которая должна решать­ся на всех этапах обучения, начиная от школы и до совершен­ствования уже полученных профессиональных знаний и навы­ков.

Стратегия развития образования должна быть нацелена на повыше­ние конкурентоспособности его выпускников, подготовку детей к будущей профессиональной деятельности, формирование потребности к непре­рывному образованию, образованию через всю жизнь. «Век живи, век учись!» – эта старая поговорка как никогда актуальна. Учиться надо посто­янно: в детском саду, школе, вузе, на работе. Главная задача педагогов на всех ступенях образования – научить учиться, научить думать и действовать.

Якутия. Томпонский улус. Разговор Президента Якутии с выпускниками Томпонской улусной гимназии. п. Хандыга. 2008 г

Показатели статистики свидетельствуют, что общеобразовательные школы республики в целом неплохо готовят выпускников для перехода в профессиональную школу. В 2007 году 83% выпускников школ посту­пили учиться в учреждения профессионального образования, из них 36 процентов – в учреждения начального и среднего профессионального образования, около 64 процентов – в вузы. Конечно же, нужно продол­жить последовательную работу по модернизации образования, формиро­ванию его оптимальной сети, организации предпрофильного и профиль­ного обучения, созданию интегрированных многоуровневых учреждений начального и среднего профессионального образования, ресурсных цен­тров образования.

Необходимо организовать самонастраивающуюся систему посто­янной соотнесённости направлений профильного обучения в школах и потребностей рынка труда. Очевидно, что это ставит перед нами зада­чу формирования структуры профилей обучения с активным участием представителей системы профессионального образования и работодате­лей, управляющих советов, органов местного самоуправления. Тогда и станет школа уверенным и полноценным партнёром для всех заинтересо­ванных в улучшении социальной и экономической жизни республики.

Достижение высоких параметров качества человеческих ресурсов в немалой степени зависит и от создания условий для качественного об­разования. С этой целью оказывается государственная поддержка школ и учителей, внедряющих инновационные формы обучения, талантливой молодёжи. Проводится системное обновление материально-техничес­кой базы за счет нового строительства современных зданий школ, обе­спечения их безопасности, модернизации лабораторного оборудования и наглядных пособий, внедрения новых методов и форм обучения, в том числе и подключения всех общеобразовательных школ к сети Интернет.

Якутия. Аллаиховский улус. В Чокурдахской средней школе. 2008 г

Реализуется комплексный проект модернизации образования, направ­ленный на создание конкурентной среды среди учителей, преподавате­лей, ориентированный, прежде всего, на интересы учеников. В 65 шко­лах, где внедрена новая система оплаты труда учителей, которая пред­усматривает стимулирование по результатам труда, заработная плата повысилась в среднем на 30 %. Перед всеми директорами школ, главами администраций, руководителями органов управления образованием ставится сложная задача создания эффективной системы зависимости заработной платы учителя от результативности его труда с активным участием в этом процессе потребителей образовательных услуг – семьи, родителей, представителей работодателей и общественности.

Для обеспечения доступности бюджетных целевых мест в образова­тельных учреждениях применяются различные формы вступительных экзаменов. На мой взгляд, наиболее демократичной является практика проведения региональных предметных олимпиад. В текущем году прой­дут выездные региональные олимпиады по физике, математике, химии и русскому языку в трёх зонах республики. Для привлечения наибольшего количества учащихся из арктических улусов решён вопрос компенсации им транспортных расходов. В марте, апреле и мае олимпиады проводят­ся в городах Якутск и Нерюнгри. По итогам предметных олимпиад 2008 года планируется рекомендовать зачислить на целевые места ВУЗов Рос­сии свыше 350 выпускников образовательных школ.

Высшее образование в Якутии в последние годы имеет положитель­ную динамику. В рамках специальных программ получили новое раз­витие Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, Якут­ская государственная сельскохозяйственная академия. Укрепляются материально-техническая база и социальная сфера – строятся новые учебные корпуса, общежития для студентов и преподавателей. Совер­шенствуются учебные процессы.

На базе Якутского госуниверситета победителя федерального конкурса, активно реализуется инноваци­онная программа «Научно-образовательный технологический центр инновационного развития Северо-Востока России», цель которой – соз­дание динамично развивающейся системы высшего профессионально­го образования на основе инновационных подходов для качественного изменения состояния экономики и повышения уровня жизни населе­ния. Программа ориентирована на подготовку специалистов с высоким уровнем компетенции по инновационным технологиям геологоразведки и добычи полезных ископаемых, телемедицине, дистанционному обу­чению, информационным технологиям, разработке новых материалов, энергоресурсосбережению, биотехнологиям, развитию среды инноваци­онного предпринимательства, интеграции с реальным сектором эконо­мики, создание эффективной системы трансфера технологий.

Сегодня в рамках программы техническими кафедрами модернизируются рабочие учебные программы дисциплин и учебно-методических комплексов с ориентацией на потребности предприятий реального сектора и научных учреждений. Заключены договоры с институтами Академии наук и пред­приятиями о прохождении студентами практики, проведении специаль­ных совместных исследований. Так, с ОАО «Нижне-Ленское» опреде­лены объёмы совместных поисковых работ и работ по геофизическому исследованию скважин.

Создан Информационно-технологический парк «Три долины», где ра­ботают лаборатория международного студенческого менеджмента и сту­денческая МеЬ – студия. В рамках формирования среды инновационного предпринимательства достигнута договоренность о сотрудничестве лабо­раторий и парка «Три долины» с 1Т – компаниями. Ведется организационная работа по созданию новых лабораторий: низкотемпературных испытаний, Лр1о, международного экологического туризма, геоинформации.

Нам также нужна принципиально новая система оценки каче­ства профессионального образования, причём с опорой на кри­терии, предъявляемые рынком труда. Интеграция разных ступеней профессионального образования позволит в короткие сроки заметно уси­лить рыночную эффективность каждого выпускника – рабочего, техника, специалиста.

Необходимо добиться того, чтобы все участники рынка труда – выпускники средних школ, учащиеся профессионально­технических училищ и колледжей, студенты вузов, крупные ком­пании и фирмы, предприятия малого и среднего бизнеса, профес­сиональные ассоциации, а также органы государственной власти и местного самоуправления – реально и активно привлекались в процессах подготовки, отбора и закрепления кадров.

План приёма студентов на целевые места ежегодно формируется с учетом потребностей народнохозяйственное о комплекса республики. С началом реализации Схемы комплексного развития производительных сил республики до 2020 года увеличена доля студентов технических и технологических специальностей, обучающихся в высших учебных за­ведениях за пределами республики. Теперь более 70 % от ежегодного набора по линии Департамента при Президенте Республики Саха (Яку­тия) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров – это будущие инженеры и технологи.

Например, с учетом дальнейшего ускоренного развития нефтегазовой отрасли республики значительно увеличен приём студентов на специальности именно для неё. Так, практически вдвое уве­личен приём в Томский политехнический университет, Уральский государ­ственный горный университет, Иркутский государственный технический университет, Красноярский государственный технический университет. Существенно увеличен приём в Российский государственный универси­тет нефти и газа имени Губкина.

Новое здание корпуса инженерно-технических институтов Якутского государственного университета. г. Якутск. 2007 г

С началом реализации Схемы особое значение придается подготовке технических кадров и внутри республики. Открыты филиалы Якутского государственного университета по подготовке инженеров разного профиля в промышленных регионах республики, введён в эксплуатацию новый корпус инженерно-технических факультетов в Якутске. В 2007 году в ВУ­Зах и ССУЗах республики начата подготовка специалистов более 40 но­вых профессий и специальностей с техническим уклоном.

Планируется получение лицензий на подготовку специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин, геологии нефти и газа, обогащению полезных иско­паемых, шахтному и подземному строительству, мостам и транспортным тоннелям, химической технологии и биотехнологии, добыче и обогаще­нию урана. Якутский государственный инженерно-технический институт в этом учебном году открыл 6 новых специальностей. Департаментом при Президенте Республики Саха (Якутия) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров ведётся работа по целевому набору студентов для будущей работы в Западной и Южной Якутии по специальностям транс­порта, гидроэнергетики, урановой промышленности, чёрной и цветной металлургии, газоперерабатывающего и газохимического производства, нанотехнологий.

Сегодня есть растущий интерес бизнес-структур к рабочим и специ­алистам среднего звена. В республике активно идёт работа по перена­целиванию системы профессиональной подготовки кадров на удовлет­ворение этого спроса. Только в этом году учреждениями начального и среднего профессионального образования открыто обучение по более, чем 10 новым специальностям. Так, училищами и лицеями Мирного, Ал­дана. Удачного, Айхала открыты специальности «Ремонтник горного обо­рудования», «Обогатитель полезных ископаемых», «Оператор нефтяных и газовых скважин», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» и другие.

В ПТУ № 20 города Ленска ведётся подготовка специалистов для строительства нефтепровода «Восточная Сибирь Тихий океан»: «Монтажник трубопровода», «Трубопроводчик, обход­чик линейный». Мирнинским политехническим колледжем в п. Светлый осуществляется подготовка по специальностям «Электроснабжение», «Электроснабжение и теплотехническое оборудование», «Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях»; в Радиотехническом колледже г. Якутска – «Электрические станции, сети и системы»; в Нерюнгринском политехническом колледже – «Гидромони- торщик»; в профессиональном лицее № 11 г. Якутска – «Машинист дорож­ных строительных машин», «Машинист локомотива», в Алданском поли­техническом колледже – «Техническая эксплуатация и ремонт подвижного состава»; а Нерюнгринском политехническом колледже – «Строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство».

Принято решение о строительстве нефтегазового техникума в Ленске, транспортного техникума в Нижнем Бестяхе и горно-геологического тех­никума в Хандыге. Планируется строительство техникума водного транс­порта в Пеледуе.

Кроме того, начата целевая подготовка специалистов со средним спе­циальным образованиям за пределами республики. В 2007 году впервые был осуществлён набор на обучение по специальностям среднего звена для нефтегазового комплекса в Томский политехнический техникум, Ир­кутский геологоразведочный техникум. В настоящее время Департамен­том при Президенте Республики Саха (Якутия) по прогнозированию, под­готовке и расстановке кадров ведётся работа по уточнению потребности в специалистах, которые понадобятся республике в ближайшее время, и которых пока можно подготовить только за пределами республики.

Особое внимание со стороны руководства республики уделяется трудоустройству выпускников ВУЗов и ССУЗов. Практикуется подписание четырёхсторонних договоров, что значительно повысило процент трудоу­стройства выпускников. Например, в 2007 году данный показатель составил 86%. В дальнейшем такая практика будет продолжена. Кроме того, в рамках действующего правового поля будут ужесточены меры к сторонам, нарушив­шим договор, – как к студентам, так и к потенциальным работодателям. Пред­приятиям Республики необходимо усилить работу с молодыми специалиста­ми. Сегодня каждое предприятие обладает огромным арсеналом средств, способствующих закреплению кадров – это помощь в решении жилищных проблем, применение различных стимулов для повышения мотивации, переподготовка кадров, развитие наставничества и другое.

Обсуждение вопросов дуального образования и закрепления молодёжи на производстве на республиканском Августовском совещании учителей. г. Якутск.

Рынок труда в республике расширяется. Разработаны Комплекс­ные планы развития рынков труда Западной и Южной Якутии на 2007-2011 годы. В Ленском, Нерюнгринском, Алданском и Олёкминском районах действует республиканский оперативный штаб организации ра­боты по привлечению местных трудовых ресурсов на новые пред­приятия Западной и Южной Якутии. Ведётся работа по созданию республиканского резервного банка данных на специалистов и ква­лифицированных рабочих кадров, желающих работать в промыш­ленных предприятиях. Всем нам, а молодёжи – в первую очередь необходимо использовать складывающуюся благоприятную си­туацию на рынке труда, быть конкурентоспособными как с точки зрения владения знаниями, так и умения их применять. В противном случае наи­более привлекательные ниши приложения труда будут заняты другими.

Объединить образование, науку и производство

Вторая ключевая задача для успешной реализации Схемы ком­плексного развития производительных сил Якутии – это необхо­димость задействования огромного научно-технического потен­циала республики.

Выпускники ВУЗов – это не только будущие строители и инженеры, а это резерв для большой науки, которая будет востребована в интересах ре­спублики. По мере реализации инвестпроектов объём исследовательских и научно-прикладных работ будет стремительно расти. Об этом надо ду­мать уже сейчас, чтобы не растерять конкурентные преимущества в на­учных исследованиях.

Постепенно набирает силу процесс интеграции академической и вузов­ской науки. В Якутском государственном университете преподавателями- совместителями работают 75 учёных из академических институтов РАН и ве­дущих вузов страны, из которых 3 академика РАН и 9 академиков Республики Саха (Якутия), а в институтах Якутского научного центра функционируют 14 филиалов кафедр университета. Это движение в правильном направлении, поскольку формируются устойчивые связи между научной и образовательной деятельностью, вузовский и академический секторы объединились и для ре­шения научных проблем.

Например, установка «Север» для очистки питьевой воды, разработанная учёными Политехнического института в г. Мирном со­вместно с ИПКОН РАН и АК «АЛРОСА» (ЗАО), была отмечена Золотой ме­далью 8-го Международного форума «Мир чистой воды» (Москва, ВВЦ). Ещё одну медаль мирнинцы получили на выставке РАН «Недра – 2006» за техноло­гию экологически безопасного обогащения алмазосодержащего сырья.

Высшие учебные заведения Якутии являются инициаторами и орга­низаторами многих научных мероприятий среди студентов, аспирантов и молодых учёных. Проводятся научные конференции «Шаг в будущее», «Лаврентьевские чтения», «Ларионовские чтения», Всероссийские шко­лы для студентов, аспирантов и молодых учёных по математическому моделированию и теоретической физике. Ежегодно наши студенты стано­вятся медалистами и дипломантами Открытого конкурса на лучшую науч­ную студенческую работу по естественным, гуманитарным и техническим наукам в вузах России Учреждено 50 грантов Президента республики для молодых учёных и специалистов, рассматривается вопрос о присуждении ещё 40 стипендий студентам, занимающимся научной деятельностью.

В исследовательской лаборатории Якутской государственной сельхозакадемии. г. Якутск. 2008 г

Студенческим проектно-конструкторским бюро (СПКБ) Якутского государственного университета ведутся работы по выполнению научно­исследовательских, конструкторских и проектных работ, направленных на повышение надёжности энергетических систем. Выпускниками универси­тета, в СПКБ разработаны 13 технических заданий на проектирование объектов ОАО «Якутскэнерго», Большой простор для развития научной деятельности открывается с возможным участием ЯГУ в проектах Госу­дарственной корпорации «Роснанотех».

Я хотел бы особо отметить, что реальное взаимодействие вузовской, академической и отраслевой науки осуществляется на поле инноваци­онной деятельности, которая позволит обеим сторонам выйти на новый уровень развития.

Якутия обладает огромным научным потенциалом. Сегодня мы с уве­ренностью говорим, что хозяйственный комплекс республики в его совре­менном виде существует во многом благодаря научным достижениям. Мы гордимся открытиями якутских учёных, внесших огромный вклад в раз­витие российской и мировой науки. Научными учреждениями республики получены фундаментальные результаты теоретического и практического значения, обеспечивающие мировой приоритет отечественной науки, на­правленные на устойчивое развитие основных отраслей народного хозяй­ства республики.

В республике сложился ряд научных школ, признанных на российском и мировом уровнях. Мы по праву гордимся нашими академиками Н.В. Черским, П.И. Мельниковым, В.П. Ларионовым, Г.Ф. Крымским, В.В. Ко­вальским, – внесшими значительный вклад в разработку теории механики земной коры, мерзлотоведения, хладостойкости материалов и конструк­ций, космических лучей и минералогии. В целом перечень научных раз­работок, накопленных в настоящее время в республике и предложенных для широкого использования, включает более 90 наименований.

В условиях необходимости прорыва в экономике и освоения но­вых сфер деятельности вклад науки должен стать более значи­мым. Сегодня как никогда необходим симбиоз науки, образования и бизнеса. Развитие научно-образовательной сферы с учетом приоритет­ных направлений социально-экономического развития республики долж­но связывать в единую цепочку Якутский государственный университет и другие ВУЗы, научно-исследовательские институты и центры, государ­ственные и частные компании, работающие или желающие работать в республике. Только так – объединив образование, науку и производство можно достичь инновационного прорыва в экономике.

Реализация Схемы – импульс инноваций

Главная цель Стратегии развития России до 2020 года – повышение производительности экономики путем реализация стратегии инновацион­ного развития. Основные направления построения национальной иннова­ционной системы были изложены Президентом России Д.А. Медведевым на V Красноярском экономическом форуме. Во-первых, это поддержка науки. Во-вторых, реализация мегапроектов на прорывных направлени­ях развития технологий. Для Республики Саха (Якутия) инновационное развитие – это стратегия, основанная на широком внедрении новшеств, использовании возможностей, реализация которых требует применения новых стандартов и технологий с обязательным учётом наших региональ­ных особенностей природы и экономики.

Развитие республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе определяется Схемой комплексного развития производительных сил ре­спублики до 2020 года. Реализация заложенных в ней крупных комплекс­ных проектов невозможна без участия науки, мониторинга процессов, связанных с их осуществлением. Эти проекты, в свою очередь, дают хо­рошую почву для практической реализации многих имеющихся наработок отечественной науки, научных коллективов республики непосредственно в условиях Якутии, тем более что многие из этих наработок имеют важное значение и адаптированы к нашим экстремальным северным условиям.

Якутия. Вилюйский улус. На обследовании стоянок древнего человека в зоне нефтегазовых месторождений.
Президент Якутии В.А. Штыров, директор Центра арктической археологии и палеэкологии человека С.А. Федосеева, начальник Приленской археологической экспедиции Ю.А. Мочанов.

Сегодня научные институты республики активно участвуют в процес­се реализации мегапроектов. Так, Институт прикладной экологии Севера Академии наук Республики Саха (Якутия), Институт биологических про­блем криолитозоны СО РАН приняли участие в работе по оценке воздей­ствия на окружающую среду строительства магистрального нефтепро­вода «Восточная Сибирь – Тихий океан», железнодорожной магистрали Томмот – Кердем. Центром арктической археологии и палеоэкологии человека проводится археологическая экспертиза зоны строительства ВСТО.

Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН прове­дена оценка техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами в зоне урановых месторождений на территории Южной Якутии. Сотрудниками Института мерзлотоведения разработана система инженерно-геокриологического и эколого-геокриологического мониторин­га Южной Якутии. Создание подобных систем необходимо не только для оценки изменения природных условий, но и для контроля и принятия пре­вентивных оперативных решений в процессе строительства и эксплуата­ции объектов.

Разработан ряд инновационных проектов, среди которых следует от­метить проекты Института прикладной экологии по методам озеленения хвостохранилищ и по рекультивации нарушенных термоэрозией земель, составлению аннотированного списка рыбообразных и рыб морских и пресных вод Якутии.

Такая совместная работа науки и бизнеса уже в ближайшей перспекти­ве должна стать неотъемлемой составляющей государственно-частного партнёрства, опорой инновационного развития нашей республики, долж­на служить дальнейшему укреплению и развитию нашей науки, укрепле­нию её материальной базы и престижа, привлекательности для молодых кадров.

Именно инновационно-внедренческий вектор дальнейшего развития российской науки обозначен в Основах государственной политики Рос­сийской Федерации в области развития науки и технологий и в Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республики Саха (Якутия), которая разработана при непосредственном участии на­учных учреждений республики.

Министерства, как уполномоченные органы Правительства Республики Саха (Якутия) по реализации вышеуказанной Концепции государствен­ной научно-технической политики, предпринимают необходимые усилия по выполнению поставленных перед ним задач.

Это, в частности, касается и работы по формированию государствен­ного заказа республики на научно-исследовательские работы.

В 2007 году проведена целенаправленная организационная работа с министерствами и ведомствами республики по формированию государ­ственного заказа на НИР на 2008-2010 годы.

Рядом республиканских министерств с крупными хозяйствующими субъектами республики подписаны соглашения о сотрудничестве, частью которой является совместное проведение и финансирование научно­исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок. Такие соглашения подписаны с Республиканской инвестиционной компанией (РИК) в марте 2008 года и с ОАО ХК «Якутуголь» в рамках Дней министер­ства науки и профессионального образования в Нерюнгри в апреле 2008 года. Планируется подписание соглашений с ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Якутскэнерго».

Миннауки республики уже получило ряд заявок на выполнение при­кладных НИР на условиях софинансирования от крупных промышлен­ных компаний, таких, как ОАО Холдинговая компания «Якутуголь», ФГУП «Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта», АК «АЛРОСА» (ЗАО), ОАО «Нижнеленское», ОАО АК «Якут­скэнерго», ОАО «Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс», АК «Железные дороги Якутии», ОАО «Газпром».

Проведена совместная коллегия четырёх республиканских мини­стерств: Миннауки, Минпрома, Минэкономики, Минприроды, и Прези­диума Якутского научного центра СО РАН, на которой рассмотрены во­просы научного сопровождения мегапроектов. Среди них такие, как «О промышленном развитии Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Про­блемы, требующие научного сопровождения», «Мониторинг эффектив­ности и безопасности объектов, возводимых в Республике Саха (Якутия) в рамках Схемы-2020», «Радиационная безопасность и охрана здоровья населения в зоне влияния Эльконского горно-металлургического комби­ната». Согласованные документы станут основой для организации работ по научному сопровождению реализации «Схемы-2020».

Подписание Соглашения о сотрудничестве между Республикой Саха (Якутия) и Сибирским отделением Российской академии наук. Президент Якутии В.А. Штыров, Председатель Президиума СО РАН академик А.Л. Асеев. г. Якутск.

Мы должны совместными усилиями, при активном участии научной общественности, выработать постоянные механизм взаимодействия с хозяйствующими субъектами, реализующими инвестиционные проекты в рамках нашей Схемы с учётом необходимости контроля за эффектив­ностью и безопасностью возводимых объектов с широким привлечением научных учреждений, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), При том, надо учесть, что мониторинг эффективности и безо­пасности должен осуществляться на паритетных и взаимовыгодных для государства и бизнеса условиях.

Якутские учёные будут проводить научно-исследовательские разра­ботки по основным направлениям Схемы комплексного развития произ­водительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года. Так, Институтом проблем нефти и газа СО РАН ведутся работы по разработке техноло­гии хранения компонентов природного газа в гидратной форме, изучает­ся возможность использования водорастворимых полимеров для повы­шения коэффициента извлечения нефти, для борьбы с последствиями разливов нефти создаются сорбены нефти на базе местных материалов с использованием микробиологических нефтедеструкторов.

Институ­том горного дела Севера СО РАН разрабатываются методы оценки ус­тойчивости горно-технических сооружений в условиях криолитозоны, изу­чаются эффективные геотехнологии отработки месторождений в условиях Севера, планируется внедрение дистанционных методов исследования массива горных пород и эксплуатационной разведки месторождений. Институтом космофизических исследований и аэрономии СО РАН будет осуществляться грозовой и геомагнитный мониторинг в окрестностях ма­гистральных объектов (трубопроводы, ЛЭП) в республике и разработка физических основ электрозащиты магистральных объектов в условиях многолетней мерзлоты. Институт физико-технических проблем Севера планирует разработать методику научно-технического сопровождения мониторинга, оценки и прогнозирования техногенных чрезвычайных си­туаций на объектах топливно-энергетического комплекса республики.

Будут проводиться исследования состояния подводного перехода маги­стрального нефтепровода ВСТО в процессе прокладки и последующей эксплуатации с разработкой рекомендаций по повышению эксплуатаци­онной прочности и надежности нефтепровода. Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН будет задействован в разработке систе­мы комплексного экологического мониторинга, позволяющей своевре­менно отслеживать совокупный эффект от хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.

Большие задачи стоят перед Институтом мерзлотоведения СО РАН. Планируется создание комплексной инженерно-геокриологической мони­торинговой сети, оснащённой современными приборами и оборудовани­ем для ведения наблюдений в пределах строящихся крупных объектов транспорта и энергетики на территории Республики Саха (Якутия). Требу­ется организовать геохимический мониторинг и создать базу данных гео­экологической информации по опасным геотехническим объектам на тер­ритории республики (месторождениям полезных ископаемых, трубопро­водам, магистральным транспортным путям).

Реализация Схемы даст дополнительный импульс создания приклад­ной базы научных исследований и позволит довести долю инновационной продукции в общем объёме промышленного производства до 50%.

Наша главная общая цель – добиться полноценного участия науки в решении перспективных задач развития нашей республики, сохранить и преумножить научный потенциал, создававшийся десятилетиями, при­влечь молодёжь к занятию наукой, создать на практике триединство «об­разование – наука – производство».

Большой комплекс задач

Одновременно с этими масштабными задачами мы должны решать и другие институциональные и экономические задачи, направленные на стимулирование инноваций. Необходимо ускорить работу по фор­мированию инфраструктуры региональной инновационной системы. Высшие учебные заведения, расположенные на территории республи­ки, должны стать не только научно-образовательными и культурными, но и научно-техническими центрами с производственной инфраструк­турой для создания наукоёмких технологий, активного их продвижения на рынок.

В этом плане определённые надежды мы ожидаем от работы технопарка и IТ-парка «Три Долины» Якутского государственного универ­ситета. В ближайшее время необходимо рассмотреть вопрос создания информационного фонда переводов научно-технической документации, университет мог бы всем заинтересованным субъектам предложить эту квалифицированную услугу.

Обсуждение вопросов развития науки и высшего образования в Республике Саха (Якутия). Министр образования России А.А. Фурсенко, Президент Якутии В.А. Штыров. г. Москва. 2008 г.

Требуется также разработка экономических стимулирующих механиз­мов. Это совершенствование финансирования науки, механизма госу­дарственного заказа на научно-исследовательские работы, разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих привлечение частных инвестиций в инновационную сферу, создание определённых условий для развития малых и средних инновационных предприятий, а также стимулирование и поддержка рационализаторов и изобретателей.

Таким образом, необходимо решать большой комплекс задач по реа­лизации Схемы комплексного развития производительных сил Якутии до 2020 года. И здесь открывается широкое поле деятельности для научно­технической интеллигенции, которая должна стать объединяющим на­чалом инновационного пути развития республики.

Вячеслав ШТЫРОВ, «Илин», №1-2, 2008 г.