Публикации за 2004 год

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на 1 съезде работников транспортного комплекса Якутии 2 декабря 2004 года.

Уважаемые товарищи! Стало аксио­мой, что степень развития транс­портного комплекса для всех сфер жизни нашей республики с учетом её экономико-географических и природно­климатических условий является фун­даментальным фактором. Можно ска­зать, что его состояние определяет саму возможность существования многих отраслей народного хозяйства Якутии и нормальной жизнедеятельности наших сёл, посёлков и городов. Идёт время, и по мере производственного, социального и про­странственного развития республики значе­ние транспорта только возрастает. Вот поче­му Правительство Республики Саха (Якутия) в последние годы очень много занимается проблемами транспорта и в концептуальном плане, и в своей практиче­ской работе. Принят целый ряд важных решений.

Мы тесно взаимодействуем в этой работе с федеральными органами го­сударственной власти и управления. За последние три года нашу республи­ку посетили и бывший Министр транспорта России Сергей Франк, и новый – Игорь Левитин, и руководители федеральных агентств и служб дорожного хозяйства, речного, авиационного и железнодорожного транспорта.

Во время пребывания в Республике Саха (Якутия) Председателя Пра­вительства России Михаила Касьянова центральной темой обсуждения
стали глобальные проблемы транспортной обеспеченности Якутии и все­го северо-востока страны.

Эти вопросы ставятся и перед Президентом Российской Федерации. На наших встречах с Владимиром Владимировичем Путиным обсужда­лось стратегическое значение для всей страны строительства железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. Благодаря его поддержке сегодня это строительство становится реальностью. Также обсуждались обоснова­ния придания федерального статуса республиканским дорогам «Вилюй», «Амга», и решение этих вопросов находится в практической плоскости. Мы высказывали Президенту России свою точку зрения и вносили пред­ложения о необходимости изменения методики распределения бюджет­ных средств Российской Федерации на нужды дорожного хозяйства, о судьбе дорожных фондов, о способах финансирования автомобильных дорог, по проблемам развития авиации и общегосударственной системы магистрального трубопроводного транспорта на востоке страны. Многие из них учтены при принятии решений на федеральном уровне.

Республика Саха (Якутия) приняла самое активное участие в обсуждении и разработке транспортной стратегии Российской Федерации. На её основе первыми в России разработали соб­ственную транспортную стратегию Республики Саха (Якутия). И она введена в действие Правительством республики. Вы вчера и се­годня во время работы съезда рассмотрели проект программы развития транспорта Якутии, которая подготовлена исходя из транспортной стратегии. Эта программа будет рассчитана на 2006­2010 годы, её исполнение станет практическим воплощением на­шей транспортной стратегии.

Я не буду останавливаться на основных положениях проекта програм­мы, вы все это знаете – участвовали в разработке, критиковали, коррек­тировали, поддерживали, учитываете в решениях и резолюциях съезда. Хотел бы обратить ваше внимание на два очень важных вопро­са, которые являются ключевыми в этой программе. Во-первых, программа предусматривает комплексное развитие всех видов транспорта. Это означает, что мы видим будущее каждого вида транс­порта не самого по себе в отрыве от других а, наоборот, во взаимосвязи с ними. Все решения должны быть увязаны в рамках общей транспорт­ной схемы.

Например, если мы введем в эксплуатацию железную дорогу до Якутска, то здесь должен быть создан крупный многофункциональный транспортный узел и воздушного движения, и автомобильного, и речного флота. И второе – хотел бы обратить внимание на то, что все вопросы, развития транспорта, должны решаться не только комплексно, но и синхронно.

Если мы планируем, что 2010 году железная дорога при­дет на правый берег Лены, а она меридиональная, то именно к этому вре­мени мы должны успеть создать хотя бы контур широтной части опорной сети автомобильных дорог республики. Имеется ввиду ликвидация грун­товых разрывов на автодорогах «Вилюй» (Мирный – Якутск) и «Колыма» (Якутск-Усть-Нера). Я привел это в качестве примера. Но и все другие главные события в развитии разных отраслей транспорта должны быть взаимоувязаны во времени между собой.

Транспортная стратегия республики не только концептуально определяет основные направления развития транспортной ин­фраструктуры, но и выделяет его рубежные этапы. Проект же программы развития транспорта конкретизирует задачи, кото­рые должны быть решены на каждом этапе. В свою очередь они раз­биты по годам. Опускаясь от теории к практике, я хотел бы остановиться на тех задачах, которые мы должны решить уже в течение следующего года.

Якутия. Алданский район. На строительстве дороги Беркакит-Томмот-Якутск.
г. Томмот. 2002г.

Самые главные, крупные, масштабные события должны раз­вернуться в области железнодорожного транспорта. Решены все вопросы по организации финансирования строительства желез­ной дороги Томмот – Якутск, и мы должны на практике развернуть работы вдвое, втрое более ускоренными темпами, чем это было в текущем году. Уже сегодня принят бюджет Российской Федерации на следующий год, из которого на эту стройку выделяется 340 миллионов рублей, при­нято решение РАО «Железные дороги России» о направлении на строи­тельство миллиарда рублей. Правительство Республики Саха (Якутии) тоже изыскало возможность выделения одного миллиарда рублей. Та­ким образом, первый этап организационного характера завершен. Теперь – вперед, за дело! У нас есть действительно хорошие тради­ции железнодорожного строительства, но в таких масштабах мы строили только много лет тому назад. Надо быстро восстановить мощности транс­портных строителей. Если потеряем сегодня темп, то дальше потеряем качество и время.

В области железнодорожного транспорта мы должны решить и другую очень важную задачу. В прошлом году введен в эксплуатацию участок железной дороги от Беркакита до Томмота. Теперь он должен работать устойчиво и стабильно, а самое главное – прибыльно. Рост объемов пере­возок и прибыль – вот на сегодня главные критерии эффективности рабо­ты железнодорожников.

Если говорить об автомобильных дорогах, то надо смотреть правде в глаза – мы испытывали и будем испытывать трудности с их финансированием. Я неоднократно ставил вопросы перед Прези­дентом и Правительством Российской Федерации о том, что совершенно неправильно в последние годы решается вопрос о судьбе дорожных фон­дов. Вы знаете, что с каждым годом меняются источники их наполнения, средств становится все меньше и меньше. Конечно, все эти новшества не принесли нам радости.

В целом по Дальнему Востоку с 2000 по 2004 годы суммарный объем финансирования всех территориальных дорожных фон­дов уменьшился вдвое – с 12,5 млрд. рублей до 6 млрд. рублей. У нас в республике не произошло резкого падения объемов дорожных работ, пото­му что мы привлекли средства других источников, но с финансированием, конечно, трудно и сложно. Сейчас же вообще идет речь о ликвидации до­рожных фондов – и федерального и территориальных. Тем не менее, и в этих условиях надо дальше жить и работать. В течение 2005 года будем решать вопросы прямого бюджетного финансирования от­расли. Искать другие источники. Теперь еще важнее становится концентрация средств и усилий на главных задачах.

В 2005 году ресурсы и силы необходимо сосредоточить на завершении строительства республиканской дороги «Вилюй». Я имею ввиду ликвида­цию на ней грунтовых разрывов. Мосты на этой трассе завершим позже.

Эта дорога строится, наверное, уже полвека. На каждой карте она есть, а в натуре – нет. Эта дорога должна быть обязательно построена, исходя из ее огромной важности в обеспечении энергетической безопасность цен­тральных районов Якутии, прежде всего города Якутска. Ведь она идет вдоль трассы магистрального газопровода Мастах-Берге – Якутск, от ко­торого зависит обеспечение газом, электроэнергией и теплом 60 % всего населения Республики Саха (Якутия). Это сегодняшнее значение дороги. А в уже недалеком будущем она станет связующим звеном Западной Яку­тии со строящейся железной дорогой. Дорога «Вилюй» – наша, исключи­тельно республиканская задача. А совместно с федеральным Правитель­ством мы должны в 2005 году завершить ликвидацию грунтовых разрывов на участке Уолба – Мегино-Алдан автодороги «Колыма» и таким образом обеспечить через Томтор сквозной проезд от Магадана до Якутска.

Вы видите, как на самом деле все взаимосвязано. Если вы мыслен­но представите на карте дороги «Вилюй» и «Колыма», то увидите, что вместе они составляют единую широтную линию опорной сети автомо­бильных дорог Республики Саха (Якутия). И каждая из них в Якутске, или пока – в Кердеме, сходится с Амуро-Якутской железной дорогой. Значит поставленные на 2005 год задачи полностью соответствуют транспортной стратегии Якутии, вытекают из нее. Так и должно быть.

Как известно, очень сложные и болезненные решения были приня­ты в области реорганизации авиационного транспорта. Вы помните, сколько было споров и всевозможной их критики. Но жизнь показала, что организационные решения были приняты абсолютно правильные и полезные. На сегодня реорганизованные авиакомпании более-менее устойчиво работают. Постепенно набирает обороты и ГУП «Аэропорты Якутии». Отлажена схема бюджетной поддержки местных авиаперевозок и аэропортовой деятельности. В 2005 году мы должны последователь­но продолжить работу по укреплению материально-технической базы авиации. Прежде всего, надо на практике освоить новые фи­нансовые инструменты приобретения авиационной техники. Это и лизинговая система, и система кредитования через гарантийные механиз­мы. К сожалению, остаются пока не реализованными все наши проекты и наработки по этим направлениям. Теперь это задача 2005 года. Вместе с федеральным Правительством нам предстоит продолжить реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта федерального значения «Якутск». Необходимо начать проработку инвестиционных проектов и по созданию новых аэровокзальных комплексов. Здесь совершенно справедливо го­ворилось, что, пожалуй, самой главной проблемой авиации стала подго­товка кадров. Если рассмотреть причины и серьезных аварий, и мелких инцидентов, то 95 % из них происходят за счет человеческого фактора.

В силу экономических и других причин 1990-е годы авиацию покинули очень многие квалифицированные кадры. Теперь нам предстоит создать строй­ную систему их подготовки и закрепления. Должны быть использованы и возможности Якутского авиационного училища, и направление на учебу за пределы республики по линии Департамента подготовки кадров.

Якутия. Новый СЛИП на Жатайском судоремонтно-судостроительном заводе.
п. Жатай.

Что касается речного флота, то за прошедшие три года на флоте решена важная задача. Речной флот Якутии в целом перестал быть убыточным. Судоходные компании, а самое главное наша ве­дущая компания – «Ленское объединенное речное пароходство», рабо­тает с прибылью. Это очень важно. Прибыль есть основа устойчивого су­ществования любого предприятия. С 2004 года медленно, но начался процесс обновления флота. Некоторые наши судоходные компании

заказали новые корабли на Осетровском и Жатайском судоремонтно­судостроительных заводах. В Жатае построен новый СЛИП. Но этой трибуны справедливо говорилось о том, что темпы обновления фло­та неудовлетворительны. Теперь мы должны дать этому процессу определенную государственную поддержку.

Безусловно, важнейшая проблема – это состояние водных путей и су­доходной обстановки на реках Якутии. Надо иметь в виду, что на протяже­нии последних 15 лет в этом отношении мало что делалось. Как результат этого – катастрофическое наводнение 2001 года в Ленске. Иначе говоря, сейчас мы делаем ту работу, которую не делали 15 лет. В то же время остро стоит вопрос финансирования дноуглубительных и других работ на Лене, её притоках и на барах арктических рек. По действующему зако­нодательству это федеральный вопрос.

Выступая здесь у нас на съезде, руководство Росморречфлота утверждает, что на содержание водных пу­тей Ленского речного бассейна выделяется достаточно средств. Такая по­зиция в корне неверна. Ленское государственное бассейновое управле­ние водных путей хронически недофинансируется. В советское время для поддержания водных путей в порядке мы перерабатывали до 20 млн. ме­тров кубических грунта в год, а теперь едва дотягиваем до 2. Какой уж тут достаток? Вот почему Правительство Якутии вынуждено было участво­вать в финансировании этих работ. На протяжении последних трех лет из республиканского бюджета выделялось 120-150 миллионов рублей в год для выполнения этой задачи. Но с 1 января 2005 года мы не сможем этого делать, потому что принят федеральный закон №122-ФЗ.

Этот закон пере­распределяет обязанности между федеральным центром и республикан­скими органами власти, и не дает нам право этого делать. Исходя из это­го, Правительство республики настойчиво ставит вопрос об уве­личении финансирования содержания водных путей Ленского бас­сейна за счет федерального бюджета. Он обсуждался на моих встре­чах с Председателем Правительства России Михаилом Касьяновым и Министром финансов Алексеем Кудриным. Думаю, решение будет най­дено, но Минтранс России и Росморречфлот должны более глубо­ко понимать и реалистично оценивать ситуацию, поддержать нас.

Наиболее стабильная обстановка сложилась в автомобиль­ном транспорте. Здесь у нас достаточное количество перевозчиков и сформировалась конкурентная среда. Только в некоторых случаях, обу­словленных низкой коммерческой привлекательностью отдельных видов перевозок, мы покупаем транспорт муниципалитетам. В частности, за последние эти три года для них был закуплен 81 автобус.

Приобретено также некоторое количество подвижного состава для грузоперевозок. Эта работа будет продолжаться по мере необходимости. Мы за развитие конкурентной среды и все идеи, которые прозвучали на съезде о дальнейшей приватизации, необходимости развития рыночных отношений, будут поддержаны. Задача государственной власти – нормативное регулирование, в первую очередь, в области пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Все остальное можно решить и за счет частного капитала.

В 2005 году начнется новый этап в развитии трубопроводного транспорта Якутии. Правительством России будет принято ре­шение о конкретных маршрутах трасс нефтепроводов из Сибири на Дальний Восток. Для нас это будет, без преувеличения сказать, судьбоносное решение. После его принятия мы доработаем соответ­ствующий раздел транспортной стратегии Якутии и утвердим конкретный план действий. Текущей же задачей 2005 года в области трубопроводно­го транспорта остается ввод в эксплуатацию очередного участка третьей нитки магистрального газопровода Мастах-Берге-Якутск.

Уважаемые товарищи! Уверен, что с задачами, которые определ- ны транспортной стратегией республики справиться нам по плечу. Я очень доволен тем, как мы всё обсуждали, было очень много конструктивных замечаний и предложений. Все они будут учтены в до­кументах съезда и в решениях Правительства республики, которые будут приняты по его итогам. Также будут внесены определенные коррективы в проект нашей программы развития транспорта на 2006-2010 годы.

Подходит к концу 2004 год. Год чрезвычайно сложный, недаром говорят -високосный. Было очень много событий: и радостных, и не очень. Республика Саха (Якутия) к завершению года приходит с хороши­ми результатами в своем социально-экономическом развитии. Мы вышли на первое место по объемам валового регионального продукта в Дальневосточном федеральном округе, а ведь еще че­тыре года назад мы занимали всего третьи-четвертые места. У нас хоро­шие показатели по всем видам деятельности, хорошие показатели по работе транспортного комплекса.

От себя лично, от имени Правительства Республики Саха (Якутия), от всех жителей республики хотел бы поблагодарить вас за уверенную, хо­рошую работу и в навигацию, и в зимний период. Желаю вам успехов, счастья, здоровья, а самое главное – плодотворного сотрудничества по реализации нашей Программы так, чтобы мы вскоре обсуждали ее успешное выполнение и конкретные результаты. Спасибо вам!

Выступления, доклады, интервью в 2004 году Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова.- Якутск: Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2005, с. 109-113.