Публикации за 2010 год

По материалам пресс-конференции Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова для журналистов республиканских и районных СМИ 31 января 2010 года в г. Мирном

– Темой нашей сегодняшней встречи будет развитие нефтегазового комплекса республики и всего Дальнего Востока.

Для начала я хотел бы совершить краткий исторический экскурс. Известно, что первые документальные свидетельства о наличии на территории Якутии «каменного масла», как в старину называли нефть, относятся к концу XVIII века. Эти сведения были полностью подтверж­дены спустя чуть более 150 лет, когда Главное управление Северного морского пути Советского Союза получило нефтяной фонтан из про­буренной в Анабарском улусе на берегу Северного Ледовитого океа­на скважины и начало использовать нефть для собственных нужд.

Это произошло в 1948 году и именно его, на мой взгляд, надо считать го­дом рождения нефтяной промышленности Якутии. Через восемь лет в результате целенаправленных поисков было открыто Усть-Вилюйское месторождение газа, а затем и ряд других. Они послужили основой соз­дания в республике новой – газовой – отрасли и широкому использо­ванию газа для нужд энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, в качестве моторного топлива. Благодаря масштабной и результа­тивной работе наших геологов уже к началу XXI века мы подошли с солидными запасами углеводородного сырья на балансе, кото­рые сосредоточены в ряде крупных и крупнейших, по геологиче­ской классификации, месторождений. Одно из них – Чаяндинское – относится к числу уникальных.

Опираясь на эту ресурсную базу и почти полувековой успешный опыт работы газовых промыслов и газотранспортных систем в экстремальных условиях Якутии, Правительство республики в 2002-2003 годах провело огромную работу по выработке страте­гии дальнейшего развития нефтегазового комплекса. Вы, наверное, помните, что в эти годы по инициативе руководства Якутии по нефтега­зовой тематике был проведён целый ряд совещаний на федеральном уровне с участием заместителей Председателя Правительства, Минэко­номразвития, Минприродресурсов, Минэнерго, Минпрома, Минтранса России. Республику посетили первые лица ОАО «Газпром», ОАО «Рос­нефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть», других крупнейших отечественных компаний.

Самые тесные контакты были установлены с учёными Российской академии наук, Московского института нефти и газа, Санкт-Петербургского горного института, других научных учреж­дений страны. Активно работали и наши исследователи Якутского на­учного центра СО РАН, Якутского государственного университета, специалисты многих республиканских предприятий, причём разных отраслей. Результатом этой работы стало концептуальное видение ин­тересов и возможностей республики в нефтяной и газовой промышлен­ности, пошаговый план их развития, по крайней мере, на всю первую треть XXI века. Особо хочу подчеркнуть, что будущее нефтегазово­го комплекса Якутии всегда рассматривалось нами в контексте освоения ресурсов углеводородов всех восточных регионов России в целом и целевых программ социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Предложения республики в целостном виде были представлены на специальном Межрегиональном совещании по стратегии раз­вития нефтяной и газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока. Оно было проведено в начале 2004 года в городе Якутске по совместной инициативе Минприродресурсов России и Правительства Якутии. В совещании приняли участие представите­ли всех заинтересованных федеральных министерств и ведомств, ряда субъектов Федерации, крупнейших российских нефтегазовых компа­ний, ведущие в стране учёные и практики отрасли. В ходе обсуждения острая полемика развернулась вокруг двух концепций развития нефтяной и газовой промышленности востока страны.

Первая предполагала в абсолютно приоритетном порядке со­средоточить усилия в Иркутской области вокруг уже существую­щей группы нефтеперерабатывающих и нефтехимических про­изводств Ангарска и Саянска и Ковыктинского нефтегазоконден­сатного месторождения. Нефть, газ и продукты их переработки предлагалось направлять, в основном, на экспорт в Китай тру­бопроводным транспортом. Что касается групп месторождений углеводородов Эвенкии и Якутии, то их освоение планировалось в отдалённом будущем по мере исчерпания запасов Ковыкты. Саха­линский же центр добычи нефти и газа должен был развиваться самостоятельно и изолированно. Эта концепция получила короткое и ёмкое название «Ангарск – Дацин». Корнями она уходит в идеи не­безызвестного Ходорковского и мобилизованной им мощной лоббист­ской группы чиновников и нанятых теоретиков.

Другая концепция предусматривала параллельное, но с опреде­лённым временным лагом, создание четырёх новых нефтегазо­добывающих центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: Сахалинского, Якутского, Иркутского, Эвенкийского. Эти центры объединяются между собой и связываются с единой трубопровод­ной системой России магистральными нефте- и газопроводами из Сибири на наше Тихоокеанское побережье. Такой вариант гораздо сложней и затратней первого, но его преимущества очевидны. Прежде всего, это энергобезопасность страны: появляется возможность при не­обходимости перераспределять потоки углеводородов с запада на вос­ток и в обратном направлении. Это и все предпосылки для газификации населённых пунктов юга Эвенкии и Якутии, севера Иркутской области, Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краёв.

Это и база для создания новых предприятий нефте­переработки, газопереработки и химической промышленности в целом ряде субъектов Федерации. Да и сами по себе добывающие промыслы и трубопроводные системы дают тысячи новых рабочих мест для сиби­ряков и дальневосточников, новые перспективы для нашей молодёжи. Именно эта концепция, предложенная республикой, и была приня­та за основу для дальнейшей разработки программ развития неф­тегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока на Межрегиональном совещании в Якутске. Поэтому с полным правом можно сказать, что именно Якутия является и инициатором, и участником разработки, и лоббистом, и защитником концептуальных решений по организации добычи, транспортировки и переработки углеводоро­дов на востоке страны, которые сейчас реализуются на практике.

Подписание Соглашения о Сотрудничестве в развитии нефтегазового комплекса между Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО «Сургутнефтегаз». Президент Якутии В.А. Штыров, генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» В.Л. Богданов. г. Якутск. 2004 г.

Нельзя сказать, что после совещания все споры стихли. Они про­должились, но теперь уже в другой плоскости. Касались, в основном, конкретики в рамках концептуальных решений. Например, о трассах прохождения нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Как вы знаете, первоначально планировалось проложить его вдоль Байкало­Амурской железной дороги по маршруту Ангарск – Северобайкальск – Тында – Сковородино – Находка. Однако по настоянию, прежде всего нашему, в 2005 году был выбран иной, «северный» вариант его прохож­дения: Тайшет – Талакан – Алдан – Сковородино – Находка.

Или долго мы не находили общего языка с «Газпромом» по касающимся Якутии деталям Восточной газовой программы. Окончательные решения были согласованы только в 2006 году после приезда в республику руковод­ства компании по поручению Президента России В.В. Путина, с кото­рым на многочисленных встречах перед этим мы обсуждали газовую тематику.

Но при всём этом именно 2004 год можно считать отправной точкой в новейшей истории нефтегазовой промышленности ре­спублики. Ведь тогда были приняты решения, определяющие её сегодняшнее лицо: о строительстве, начальной и конечной точ­ках нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан»; об основных параметрах Восточной газовой программы и созда­нии в её рамках Якутского центра добычи газа. В том же году при­ступил к практической работе в республике «Сургутнефтегаз».

Итак, отправная точка – 2004 год. Сейчас завершился 2009-й. Что же сделано за это время, чего мы добились и как будет дальше?

Прежде всего, важнейшим итогом шестилетней работы стало созда­ние мощного современного нефтедобывающего комплекса на Талакан- ском и Алинском нефтегазоконденсатном месторождениях. Многие из вас побывали на наших нефтяных промыслах и могли своими глазами увидеть десятки вновь созданных объектов. На центральном блоке Та- лакана, куда собирается добытая нефть, они производят впечатление целого города из промышленных сооружений со своими улицами и проспектами. В прошедшем году мы добыли 1,2 миллиона тонн нефти, в этом году должны выйти на рубеж 2,5 миллиона тонн нефти и дальше – по нарастающей. И самое главное, что эту нефть есть куда отправлять.

Завершено строительство первой очереди магистрального нефтепро­вода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Ещё в советские време­на из Западной Сибири в Иркутскую область, в Ангарск был проложен нефтепровод. В Ангарске, как вы знаете, есть нефтеперерабатывающий завод, откуда мы получаем разные виды топлива, нефтехимическую продукцию. Теперь же мы подключились к этому магистральному неф­тепроводу в Тайшете, отсюда ВСТО идёт через Иркутскую область и Яку­тию в Амурскую область до железнодорожной станции Сковородино на Транссибирской магистрали. Дальше нефть пока перевозится по желез­ной дороге в порт Козьмино, находящийся в Приморском крае. Там её перегружают в танкеры и рассылают по всему миру.

Ввод нефтедобывающего комплекса на Талакане и завершение строительства первой очереди магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» означают создание в Якутии но­вой отрасли народного хозяйства – нефтяной промышленности. В общероссийских масштабах их значение заключается в том, что начато освоение новой Восточно-Сибирской нефтегазовой про­винции.

Можно сказать, что первый этап развития нефтяной промыш­ленности на востоке страны завершён и сейчас мы приступаем к реализации второго.

Итогом первого этапа стало создание новой отрасли народно­го хозяйства – современной нефтедобычи. Что это нам даёт? Сегод­ня только в «Сургутнефтегазе» работают 7,5 тысячи человек, 2 тысячи из них – якутяне. Это высококвалифицированная, высокооплачива­емая работа. Количество рабочих мест, которое предназначено для якутян, всё время растёт. Для того чтобы закрепить кадры, мы совместно с «Сургутнефтегазом» и компанией «Транснефть» начали в Витиме строительство современного посёлка. На трассе нефтепровода ВСТО построены три большие насосные станции.

Кто был на Талакане, тот знает, что это целый маленький промышленный городок, где нефть доводится до нужной кондиции, чтобы она нормально прошла по неф­тепроводу. На территории республики построены три такие станции: НПС-10 на Талакане, НПС-14 в Олёкминске и НПС-17 в Алдане. На этих станциях, на обслуживающих их базах работают сотни якутян. Они при­няты на работу в «Транснефть». «Сургутнефтегаз» стал вторым по вели­чине налогоплательщиком в республике после «АЛРОСА», значительно опередив золотодобывающую промышленность и «Якутуголь». Бюд­жет республики теперь пополняется не только за счёт алмазов, но и нефти. Для Ленского же района «чёрное золото» стало главным источником поступления доходов.

Подводя итог, можно сказать, что уже сегодня нефтяная промыш­ленность играет большую роль в жизни республики.

Как она будет развиваться дальше, на втором этапе? В про­шлом году, ещё до ввода в эксплуатацию первой очереди ВСТО и на­шего Талаканского месторождения, начались проектирование и строительство второй очереди нефтепровода, будет проложен трубопровод со станции Сковородино через Амурскую и Еврейскую автономную области, Хабаровский край в Приморье, чтобы удеше­вить транспортировку нефти. Она пойдёт по трубопроводу прямо до морского порта Козьмино, где компания «Роснефть» строит крупный нефтеперерабатывающий завод мощностью 20 миллионов тонн пере­работки нефти в год. Этот завод будет одним из крупнейших в России и мире.

Что же в этой связи будет происходить у нас, в Республике Саха (Якутия)?

Прежде всего, надо наращивать добычу нефти до 15 млн. тонн в год. Это будет делаться за счёт доведения до проектных объёмов произ­водственного комплекса на Талакане и последовательного ввода в экс­плуатацию новых месторождений компаниями «Сургутнефтегаз», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», ЗАО «Иреляхнефть», ОАО «Роснефть». Для того чтобы в Приморский край отправлять миллионы тонн нефти, необходимо построить ещё несколько насосных станций. Одна из них, НПС-12, будет располагаться рядом с городом Ленском, НПС-13 – между Олёкминском и Ленском, НПС-16 – между Олёкминском и Алданом, НПС-18 – между Нерюнгри и Алданом.

На их строитель­стве будут задействованы наши подрядные организации из Олёкминска и Алдана, которые очень хорошо проявили себя на сооружении первой очереди нефтепровода, теперь руководство «Транснефти» про­сит меня поспособствовать, чтобы они работали и дальше. Для работы на постоянной эксплуатации новых станций очередная группа яку­тян, порядка 300 человек, уже сейчас направлена на учёбу в учеб­ный центр «Транснефти», набор нашей молодёжи будет продол­жаться и дальше. То есть будет увеличение объёма производства и рабочих мест, а соответственно и отчислений в бюджет.

Якутия. Ленский район. На совещании с участием Президента Якутии В.А. Штырова и руководителя Федерального агентства «Росавтодор» А.М. Чабунина по выбору маршрута федеральной автодороги «Вилюй» (Якутск – Иркутск). п. Витим. 2010 г.

Но вся проблематика строительства второй очереди нефтепровода не исчерпывается только этим, она приведёт и к другим изменениям в экономике республики.

В первую очередь надо обеспечить надёжность транспортной системы для нормального функционирования нефтепровода ВСТО. В этой связи сейчас ведётся проработка выбора маршрута буду­щей автомобильной дороги Якутск – Иркутск. В 2007 году по нашей настойчивой просьбе республиканская дорога «Вилюй» (Якутск – Мир­ный) была передана в федеральную собственность с целью продолжить её строительство до Иркутска. На участке Мирный – Иркутск, где её сей­час не существует, сегодня ведутся проектные работы, в том числе вы­бирается будущий маршрут. Дорога с нашей стороны заканчивается в Мирном, а со стороны Иркутской области – в Усть-Куте. Теперь нам надо их соединить. Этот вопрос мы сейчас прорабатываем в Министерстве транспорта России.

В прошедшую неделю я встречался с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Ивановым, который курирует транспорт, заместителем федерального министра транспорта А.Н. Недосековым, ответственным за автомобильные доро­ги, и с руководством «Росавтодора». Обсуждались конкретные будущие маршруты дороги. Пока конкурируют два варианта: Мирный – Верхне-марково – Усть-Кут, так как сейчас проходит автозимник, или, как пред­лагает Правительство Республики Саха (Якутия), Мирный – Ленск – Пеледуй – Витим – Верхнемарково, а затем в Иркутской области до Усть-Кута. Второй вариант более значимый для республики, надеемся, что он бу­дет принят. Во всяком случае, мы должны до 2015 года на строительстве этой дороги освоить 41 миллиард рублей. Это огромная стройка.

Такие же капитальные вложения, как были выделены на строительство под­земного рудника «Мир». Конечно, нам надо будет мобилизовать все ре­спубликанские транспортные и строительные организации на выполне­ние работ. В результате у нас будет прямой путь – Якутск – Иркутск. Как вы знаете, уже введены в эксплуатацию последние участки федераль­ной дороги «Колыма». И тогда получается, что самый крайний северо- восток страны будет связан с центральными районами России по трассе Магадан – Якутск – Иркутск и далее до Москвы.

Если говорить в этом же контексте, то само по себе строительство магистрального нефтепровода ВСТО тоже создаёт новый эле­мент единой транспортной системы страны, только в её нефте­проводной части. На западе она начинается в Усть-Луге на Балти­ке, а на востоке будет скоро заканчиваться в Козьмино на Тихом океане.

Также с 2011 года в районе Витима – на Талакане – начинается проектирование крупного аэропорта. Все вопросы уже решены, сделано технико-экономическое обоснование, и у республики вскоре появится современный аэропорт такого же класса, как Мирный.

Автомобильная дорога, аэропорт – это наши главные транс­портные проекты. Их появление обусловлено развитием нефте­газового комплекса. Но они будут работать на всю республику. Это объекты долгожданные, об их необходимости говорили де­сятки лет.

Но этого мало. Надо ещё обеспечить надёжное электроснабже­ние нефтепровода ВСТО. Поэтому сегодня строятся для нас очень важные линии электропередач. Одна из них Мирный – Сунтар – Олёк- минск. Мы должны ввести её в эксплуатацию осенью нынешнего года и подать централизованную электроэнергию с Вилюйской ГЭС в город Олёкминск и на НПС-14 ВСТО. В Олёкминске никогда не было централи­зованного электроснабжения, стояли дизельные электростанции, себе­стоимость выработки электроэнергии там почти 20 рублей за киловатт час, в то время как на Вилюйской ГЭС около 1,4 рубля. Новая ЛЭП позво­лит снизить тарифы в Олёкминске до среднереспубликанских. Но дело не только в этом. В Западной Якутии некуда девать электроэнергию, ра­ботают целых три гидроэлектростанции, а рынок сбыта ограничен. Не- дозагружены и мощности Нерюнгринской ГРЭС. Из-за этого выработка электроэнергии снижается, что ведёт к повышению тарифов.

Поэтому для республики крайне важно расширять зоны централизованного электроснабжения и в конечном счёте создать объединённую энерго­систему, соединив линиями электропередач Западный, Южный и Цен­тральный энергорайоны Якутии. ЛЭП Мирный – Сунтар – Олёкминск как раз и служит этой цели, а дальше уже строится линия электропередачи из Нерюнгри до Алдана, которая пойдёт и на Якутск. Чтобы работали но­вые насосные станции второй очереди ВСТО, проектируются новые ли­нии электропередач от Вилюйской ГЭС через Чернышевский в Мирный, затем до Ленска, Пеледуя и потом в сторону Алдана.

Начато строитель­ство линии электропередачи в сторону Иркутска, которая уже дошла до Талакана и Киренска. Таким образом, развитие нефтепроводной системы привело к развитию энергетики, практическому реше­нию важнейшей нашей задачи – созданию объединённой энергоси­стемы Якутии, связанной линиями электропередач с энергосисте­мами Дальнего Востока и Сибири, которая была задумана сорок лет назад, но казалась неосуществимой мечтой.

Транспорт, энергетика… Ну а что же будет происходить в самой не­фтяной промышленности? На карте Вы видите участки, на которые раз­делён север Иркутской области, Красноярский край и Республика Саха (Якутия). Здесь будут вестись геологоразведочные работы. Каждый год проходят конкурсы и аукционы, постепенно эти участки приобретают своих хозяев, и видите, вся эта огромная территория, конкретно – Западная Якутия, это объект геологоразведочных работ.

Уже сегодня «Сургутнефтегаз» работает не только в Ленском районе, но и на территории Мирнинского района. Сам город Мирный находит­ся в центре лицензионной территории, которую получил «Сургутнеф­тегаз». Помимо «Сургутнефтегаза», у нас начали работать и другие не­фтяные компании. В частности, «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», «Верхне- чонскнефтегаз», «Роснефть», «Газпромнефть». Геологоразведочные ра­боты развиваются, расширяются, охватывая территорию всей Западной Якутии, включая Олёкминский район. До 2020 года здесь должно быть вложено в геологоразведку 93 миллиарда рублей.

Для примера ска­жу, что в предыдущую пятилетку в обычный год мы на геологоразведку направляли около 1 миллиарда. То есть темпы работ ускоряются много­кратно. Это работа и для наших сервисных геологоразведочных пред­приятий, в том числе таких, как «Якутскгеофизика», «Якутскгеология», «Ленанефтегаз» и других.

Как идут дела по нефтепереработке? Мы вчера с Вами на Талакане ви­дели первый в республике небольшой нефтеперерабатывающий завод, вырабатывающий дизельное топливо, которое идёт на собственные нужды «Сургутнефтегаза». Но битум, выпускающийся там, предназна­чен для всей республики. Когда завод только ещё проектировался, мы направили свои заявки, объёмы, потребности и теперь будем получать оттуда свой битум. Главный наш проект по нефтепереработке – соз­дание нефтеперерабатывающего завода в Ленске. Этим занимает­ся компания «Таас-Юрях Нефтегазодобыча».

Они сделали несколько технико-экономических обоснований, которые имели разные показа­тели: некоторые хорошие, другие неважные. Поэтому проект находится на доработке, но завод всё равно будет создаваться в Ленске. Это обяза­тельное условие работы для компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» на территории Республики Саха (Якутия). Проектная мощность завода 500 тысяч тонн нефтепродуктов в год, но, возможно, будет от миллио­на до полутора. Это позволит нам полностью обеспечить потребности, по меньшей мере, западного региона Республики Саха (Якутия). Для нас это важно по той причине, что уменьшатся транспортные издержки. Западная Якутия сможет получать нефтепродукты круглый год, не до­жидаясь навигации. Также улучшится ситуация на реке. Не надо будет ждать, когда придёт большая вода. Этот проект сейчас находится в ста­дии разработки.

Если мы подведём черту, конец 2009 года – окончание первого эта­па развития нефтяной промышленности республики, начинается второй, такой же объёмный, как и первый. Теперь у нас уже есть хо­рошая база, есть на что опереться. Нефтяная промышленность по вкладу в валовой региональный продукт, по налогам уже почти сравнялась с алмазной.

Но газовая промышленность превзойдёт их обе. Как строится план дальнейшего развития газовой промышленности республики? Она у нас есть, существует уже более 50 лет. В районе Кысыл-Сыра есть действующие газовые промыслы, в городе Якутске была построена пер­вая в СССР газотурбинная электростанция, хорошими темпами идёт га­зификация населённых пунктов. Только за последние годы проложено тысячи километров трубопроводов, если иметь в виду не только маги­страли, но и те, которые в населённых пунктах. Газопроводы уже переш­ли через реку Лену, и мы работаем на правом берегу.

На совещании по вопросам реализации Восточной газовой программы.
Председатель Правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллер, Президент Якутии В.А. Штыров.
г. Якутск. 2010 г.

В прошлом году подан газ в город Ленск. Но всё это локальная система, работающая только для нужд Республики Саха (Якутия). Речь же ведётся о создании в Якутии масштабной газовой промышленности общероссийского и мирового уровня и значения. К 2020 году мы должны добывать бо­лее 30 миллиардов кубометров газа. Это в 16 раз больше, чем мы добываем сейчас. И это газовый промысел, который по масшта­бам сопоставим с промышленностью ведущих газодобывающих регионов страны. Примерно столько же газа будет отправляться по трубопроводной системе «Нордстрим», которая идёт по дну Балтийского моря в Германию и о которой сейчас говорит весь мир. Вот какой впереди у нас масштаб.

Как будет развиваться газовая промышленность на востоке стра­ны? Предполагается, что будут газифицированы все районы Дальне­го Востока, которые находятся на юге региона, это Приморский край, Амурская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область, а также Республика Саха (Якутия) и Иркутская область. Предполагает­ся также создание мощных газохимических, газоперерабатывающих производств, производств по сжижению газа, экспорт газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это крайне нужно, потому что стра­не необходимо диверсифицировать направления экспорта газовой продукции, чтобы не зависеть от потребителей, которые находятся в Европе, а там снижаются цены, у «Газпрома» есть свои трудности. Надо выйти на иные рынки.

Это предполагает создание новых центров газодобычи. Таких будет четыре: на Сахалине, в Якутии, Иркут­ской области, на базе знаменитой Ковыкты, и в Эвенкии. Эти четыре центра должны быть соединены системой газопроводов. Будет проложен магистральный газопровод, аналогичный нефте­проводу ВСТО. И маршрут для него выбран примерно такой же, как у нефтепровода. Все новые восточные центры газодобычи будут подключены к этому газопроводу. На западе он возьмёт начало на границе Красноярского края и Иркутской области, где заканчи­вается действующая сейчас единая газотранспортная система страны. Далее его трасса через иркутскую Ковыкту, нашу Чаянду, Алдан, Сковородино, Хабаровск направится в Приморье. Получает­ся, что когда новый газопровод дойдёт до Владивостока, у нас бу­дет объединённая газотранспортная система всей России от за­падных границ до восточных. Работа по этому проекту практически началась.

Сейчас интенсивно развивается Сахалинский газовый центр, строится большой газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Он должен быть завершён в 2012 году, как раз к саммиту АТЭС, который будет проводиться во Владивостоке. Но дело-то в том, что газа, кото­рый будет добываться на Сахалине, недостаточно, чтобы обеспечить весь Дальний Восток, поскольку значимая его часть уже законтракто­вана по известным соглашениям о разделе продукции с иностранными инвесторами. Да и потом поставленная задача газификации восточных районов страны не решается, ведь без газа остаются юг Якутии, Амур­ская область, Еврейская автономная область. Поэтому мы должны соз­дать Якутский газовый центр на базе Чаяндинского месторождения и проложить магистральный газопровод Якутия – Хабаровск параллель­но ВСТО. Следующим этапом будет освоение Ковыктинского месторож­дения, и газопровод планируется продолжить на запад в Иркутскую об­ласть на Ковыкту.

И наконец, четвёртым этапом, к восточной системе присоединится центр газодобычи в Эвенкии, будут соединены западная и восточная газопроводные системы России. Это гигантская задача, по масштабам она превосходит ВСТО, потому что газовые промыслы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имеют гораздо большие масштабы, чем нефтяные. В Якутии всё время ищем нефть, а получа­ем газ. Мы по запасам газа на Дальнем Востоке в лидерах.

Реализация Восточной газовой программы в Якутии входит уже в практическое воплощение. В прошлом году в Ленске появилось отделение «Газпрома», – «Газпром Инвест Восток», развёрнуты геологоразведочные работы. Сейчас работы ведутся в основном на Чаяндинском месторождении, которое является одним из крупнейших в Российской Федерации. Там уже бурятся скважины, проводятся гео­физические исследования, разрабатываются проекты. Уже с 2013 года мы должны начать строительство газопровода от Чаянды до Хабаров­ска. Поэтому с 2010 года работы здесь будут вестись в более интенсив­ном темпе.

Ставится задача завершить строительство газопровода в 2017 году. Одновременно мы должны освоить наше Чаяндинское ме­сторождение, подготовить его к добыче до 35 миллиардов кубометров газа в год. В промежутке между 2013-м и 2017 годом надо начать откачку нефти на Чаянде. Дело в том, что это не только газовое месторождение, там ещё есть нефтяная оторочка, если её не отобрать, потом извлечь будет невозможно из-за падения давления в пластах в ходе добычи газа. Эта нефть должна поступить в нефтепровод ВСТО.

Строительство газопровода тоже потребует создания на территории Якутии серии насосных станций, электроснабжения, дорог. Поэтому ведётся предварительная работа по проектиро­ванию постоянной автодороги Ленск – Олёкминск – Алдан и кольце­вой линии электропередач. Я уже говорил, что её надо тянуть для нефтяной промышленности, но в ещё большей степени – для газа. Мы должны соединить Южную Якутию с Западной и присоединиться к энергосистеме Иркутской области. На всю эту работу требуется около 15 миллиардов долларов капитальных вложений, и, конечно, необхо­димо привлечение огромного количества подрядных организаций для строительства инфраструктуры и развития газовой промышленности.

Надо иметь в виду, что якутский и иркутский газ отличаются от газа других регионов Российской Федерации тем, что очень бо­гаты разными ценными компонентами и веществами. В них, как говорят геологи, ураганное содержание гелия, в десять раз пре­восходящее содержание самых лучших месторождений, которые находятся в России, Алжире, США. Мы должны использовать этот гелий. Для этого надо построить отдельный газоперерабаты­вающий завод. Наш газ ещё содержит и лёгкую фракцию углеводо­родов, из которых получаются вещества, используемые в химиче­ской промышленности для производства пластмассы, удобрений. В таком случае надо создавать и газохимическое производство. Вопрос о том, где будут развиваться эти производства, сейчас нахо­дится в стадии проработки.

Газопереработка, безусловно, будет соз­дана в районе Ленска, чтобы отделить ценные компоненты от газа и отправлять его в чистом виде по трубопроводу. А газохимическое про­изводство, возможно, будет создано в Ленске или Алдане, возможно, в Амурской области. Это покажет технико-экономическое обоснование. Работа по данному проекту, как я уже говорил, началась в 2009 году. Сейчас требуется её интенсификация. Есть поручение Председателя Правительства России В.В. Путина от 30 ноября прошлого года о раз­работке специального плана действий по развитию газовой промыш­ленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Потому что это комплексный проект, включающий в себя и энергетику, и дороги, и социальные вопросы, стыковку с нефтяной промышленностью.

Такой план разрабатывается, и вчера на нашей встрече с заместителем Пред­седателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечиным мы до­говорились о том, что он будет вынесен на рассмотрение правитель­ственной комиссии. Кроме этого, мы с «Газпромом» в марте текущего года проведём совместное заседание правления «Газпрома» и Прави­тельства Республики Саха (Якутия) для того, чтобы утвердить свои раз­делы плана и начать по нему работать.

К каким социальным последствиям должно привести такое раз­витие нефтегазового комплекса республики? Мы эти тонны, кубо­метры, километры, доходы должны превратить в социальное раз­витие республики. Одним из важных направлений является созда­ние новых опорных населённых пунктов, которые были бы привле­кательны для наших людей, куда можно направить нашу молодёжь. Первый из них Витим. Вчера мы ввели там в эксплуатацию школу. Это первый объект будущего центра нефтяной промышленности Западной Якутии. В Витиме начато строительство и других объектов.

В этом году будет введён малосемейный дом для наших молодых специалистов не­фтяной промышленности и бюджетной сферы, закладываем фундамент ещё под два дома: один по линии «Сургутнефтегаза», другой – «Транс­нефти». Строится детский сад, вчера обсуждался вопрос о привлечении средств нефтяников для строительства спортивного комплекса. Уже есть генеральный план Витима. Работа по созданию опорного населённого пункта для нефтяной промышленности и республики продолжается. Это будет хороший город, который по уровню благоустройства, социальной сферы можно будет сравнить с Айхалом и Удачным.

Газовики будут располагаться в Ленске. Они уже предварительно решили, где будут находиться новые микрорайоны, советуются с нами и администрацией района, как им отвести территорию, какой там долж­на быть социальная и коммунальная инфраструктура. Таким образом, Ленск – будущий центр газовой промышленности.

На юге Якутии центры промышленного развития уже существу­ют. Для нефтяников и газовиков опорным пунктом будет Нерюнгри. В городе уже построены офис «Транснефти» и база по эксплуатации нефтепровода.

Особенно большие изменения будут в г. Олёкминске, потому что это ключевая точка. В город приходят линии электропередачи, он бу­дет соединён с другими населёнными пунктами республики дорогами. В связи с проведением Спортивных игр народов республики там стро­ится спортивный комплекс, кроме того, уже заложен новый микрорай­он для «Транснефти».

Якутия. Олёкминский улус. Строители Якутии на сооружении нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». 2010 г.

Безусловно, вся эта гигантская программа развития нефте­газового комплекса Якутии потребует новых кадров. Наш опыт показал, что надо опираться на местные трудовые ресурсы. Ра­бота вахтовым способом, конечно, позволяет сэкономить вре­мя и уменьшить затраты, но она не может стать основой для нормального функционирования таких крупных промышленных комплексов. Вот именно поэтому нефтяники отказались от первоначальных планов работы исключительно вахтовым способом и сейчас принимают местных жителей, участвуют в строительстве жилья, объ­ектов соцкультбыта. Работа в этом направлении должна вестись по­стоянно. В этой связи мы вместе с промышленными предприятия­ми занимаемся созданием материальной базы для подготовки кадров.

В Мирном будет построена вторая очередь Мирнинского политехнического института – филиала СВФУ им. М.К. Аммосова. Здесь будут работать два больших факультета: нефтегазовый и по под­земным горным работам. В Пеледуе уже запроектировано и в 2011 году начнётся строительство техникума нефтяной и газовой промышлен­ности. В Нижнем Бестяхе начато строительство здания транспорт­ного техникума, в Хандыге должен открыться горно-геологический, учитывая, что Восточная Якутия должна развиваться в части расши­рения золотодобывающей промышленности и добычи полиметаллов. Это только по нашей линии.

Каждый год около 50 человек на учёбу для получения высшего образования за свой счёт отправляет «Сургутнефтегаз», готовят кадры из местных жителей для себя «Транснефть», «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Вчера глава «Сур­гутнефтегаза» Владимир Леонидович Богданов на открытии школы сказал, что 15 выпускников Витимской школы компания каждый год будет брать под свою опеку в качестве стипендиатов. Таким образом, мы должны организовать и массовую подготовку кадров.

Конечно, все вопросы чрезвычайно масштабные, сложные. Есть труд­ности, проблемы, но нефтегазовая отрасль Якутии развивается очень быстро. И по сути дела это будущее экономики и нашей ре­спублики, и всего Дальнего Востока. Здесь и геологоразведка, и до­быча, и переработка углеводородного сырья, и сопутствующие энергетическая, транспортная инфраструктура, решение соци­альных вопросов, кадры, работа для молодёжи.

Это не означает, что наша традиционно ведущая алмазная промышленность отодвигается на задний план. Правительство республики и руководство страны по-прежнему будут относиться к ней с особым вниманием. Это визитная карточка республики. Но по масштабам, объёмам производства буду­щее Республики Саха (Якутия) за нефтегазовой отраслью. Она соз­дана и ей предстоит стать надёжным фундаментом экономики Якутии и всего Дальнего Востока.

Вячеслав ШТЫРОВ,
Президент Республики Саха (Якутия),
«Якутия», 3 февраля 2010 г.