14/08/2024

В потоке негативной информации последних дней эта поездка стала для меня глотком свежего воздуха в прямом и переносном смысле этого слова.

В местность, а точнее дачный поселок Тобук (в переводе с якутского – «колено», так еще называется ручей, впадающий в реку Алдан) друг Владимир Ермаков, тоже журналист, звал давно. И вот мы наконец-то собрались.

Поездка из Якутска с учетом паромной переправы заняла примерно 12 часов. Конечно, в дороге мы не раз задумались о том, что если бы был мост через реку Лену, то добрались бы гораздо раньше.

Владимир вспомнил, как ему когда-то рассказывал о грандиозных планах якутского правительства под руководством Вячеслава Штырова Владимир Членов: «Ты еще по хорошей дороге от Якутска до Алдана будешь на выходные на блины к теще кататься».

То же самое легендарный якутский министр транспорта Якутии Владимир Михайлович, которого знала и уважала вся Якутия, говорил про железную дорогу, имея в виду, что она активно строится, потом дойдет до Нижнего Бестяха. А дальше – будет возведен железнодорожный мост до города Якутска через реку Лена и можно будет совершенно спокойно сесть на поезд в столице и в считанные часы доехать до Алдана. Особенно, если со временем пойдут электрички, а значит, скорость поездов будет значительно выше.

Так, кстати, и планировалось – что жители столицы смогут на электричках ездить на лыжную базу города Алдана, буквально на выходные.

Но сейчас Владимир честно признался, что Владимиру Михайловичу тогда не поверил. Еще бы! Федеральная трасса «Лена» от Нижнего Бестяха до Невера в середине 2000-х годов была признана самой худшей дорогой в мире. И неспроста – проехать по ней тогда был целый квест. Машины стояли в дороге по несколько дней, вперед в некоторых случаях их тянули большегрузы.

Как мне как-то рассказывал Почетный железнодорожный строитель России Александр Дудников, который построил железную дорогу до Нижнего Бестяха, в дороге особенно было жалко женщин. Они, находясь в машинах посреди непролазной грязи, не могли даже выйти. Вот такие говорящие картинки с заваленными набок машинами облетели всю Россию, если не мир. Поэтому немудрено, что поверить Владимиру Членову тогда было сложно.

Но вот же, свершилось. А все потому что тогдашний президент Якутии Вячеслав Штыров публично заявил, что «Лена» – худшая трасса в мире, что вызвало бурю негодования в Министерства транспорта России, в Правительстве России. Но ведь по факту так и было – эта трасса была просто непролазной, по-русски говоря. И в результате правительство Якутии добилось выделения средств на реконструкцию автодороги. Помог в этом, кстати, лично министр транспорта России тех лет Игорь Левитин.

Теперь же из Якутска можно спокойно добраться до Алдана по вполне себе современной, практически завершенной до нормативного состояния автодороге – федеральной автомобильной трассе «Лена». Еще чуть-чуть и она вообще будет в образцовом виде. Пока что сервис на трассе оставляет желать лучшего, но это отдельная тема. А в целом – да, то, что обещал Владимир Михайлович, сбылось.

Про мост, конечно, особо говорить не хочется. Но  верить, что и эти планы якутского правительства середины 2000-х годов будут воплощены рано или поздно в жизнь. Потому что довести железную дорогу до Нижнего Бестяха и оставить почти 400-тысячный город через реку без железной дороги – это как минимум недальновидно. Не говоря уже о выводах Счетной палаты России о том, что без железнодорожного моста инвестиции федерального правительства в железную дорогу Беркакит—Томмот—Якутск неоправданны.

А пока что мы спокойно доехали до Алдана, а там еще часа полтора по проселочной (вполне неплохой, отмечу) дороге, и мы оказались в местности с интересным названием Тобук.

Тобук – это, по сути, небольшой поселочек. Облюбовали алданцы это место давно, еще в 1940-е годы, во время войны. Даже большие фанаты и патриоты Тобука достоверно не знают всю историю  поселка.  Достоверно известно, что здесь был совхоз, и он собирал неплохие урожаи овощей. Потом тут начали  появляться дачи. Дороги не было, сплавлялись на лодках из села Хатыстыр. Не было и света, только если на дизель-генераторах. Топливо берегли, а потому часто сидели при свечах.

Но несмотря на бытовые неудобства жили дружно, общались, вместе рыбачили, работали на огородах, отдыхали. Здесь с бабушками и дедушками выросли поколения юных алданцев, таких, как Владимир Ермаков. И они не забывают свою родную деревушку, строятся тут, приезжают, стараются как можно чаще.

В 1990-е жизнь здесь практически остановилась. И особенно этому поспособствовало наводнение, которое случилось в 1997 году. Но, тем не менее, потихоньку пробивали дорогу, старались жить. И, конечно, у кого были дачи на Тобуке, имели свои овощи, рыбу, что позволяло хоть как-то прокормить семью в тяжелейшие годы для страны. Но централизованного электричества здесь не было ровно… до этого года.

Что же из себя представляет Тобук сейчас? Это небольшая деревня с несколькими десятками домов. Здесь все друг друга знают, здороваются. Причем, знают не просто по имени и фамилии. А про всю родню, вплоть до прадедов. То есть это совершенно особая атмосфера, и мне в какой-то момент подумалось, что именно так и должен жить человек – зная не только свои корни, но и то, чем и как живут его соседи. Жить общением с ними, потому что это важно и нужно человеку. А не сидеть за закрытыми дверями в компьютере или телефоне.

Впрочем, на Тобуке это вряд ли возможно – вот такой современный так называемый индивидуализм. Телефонной связи здесь нет в принципе и никакой. У некоторых есть спутниковые тарелки, а значит, интернет. Но это, конечно, не тот интернет, к которому мы привыкли. Поэтому свобода от информации  на Тобуке гарантирована. И мне это показалось очевидным преимуществом.

Но это, конечно, далеко не все.

Совершенно удивительная природа алданской земли – она завораживает. Здесь и лес, и горы, и скалы практически как на Ленских столбах, и горная река Алдан, мощное течение которой отчетливо слышно. Здесь и богатейшие места для добычи грибов, разнообразной ягоды (в том числе ягоды под названием маховка – нечто навроде смородины, мне так показалось). И, конечно, рыба – ленок, окуни, тугунки и так далее. Был даже когда-то осетр, но, почему-то вывелся.

Зарыбление, увы, не проводится, наоборот, отдельные нерадивые золотодобывающие компании (как это особенно стало известно в прошлом году) травят реку Алдан. В том числе и в районе Тобука. И, к сожалению, по-настоящему наказать их у ответственных органов не получается. И это еще один очень серьезный вопрос, которым нужно заниматься вплотную, чтобы не убить такие заповедные места.

А если говорить про алданскую природу, то не могу не рассказать еще об одном, очень важном – о воздухе. Кажется, его можно есть, пить, хочется вдохнуть его в себя весь. Особенно, когда едешь на лодке. Это удивительный воздух, свежий, горный, насыщенный всеми оттенками местного леса. Мы поднялись на одну небольшую сопку. Жаль, что в этом году засуха по всей Якутии, лес сухой, нет даже традиционной алданской голубики. Но все равно – воздух какой-то здесь особенный. Как и родники, откуда мы набирали питьевую воду – в них ледяная, очень вкусная вода.

И вот в такой непередаваемой красоте и богатстве природы люди основали поселок Тобук. Земля здесь тоже благодатная, растет все. Причем, климат не такой засушливый, как в Якутске. Помню, как-то мне Владимир рассказал, что на Тобуке можно высадить огород и особо не поливать – постоянно идут дожди. Или так – с утра дождь, после обеда солнце. Вот и растет все как на дрожжах.

Помню, как я удивлялась и не могла себе такого даже представить. Потому что в Якутске на даче летом в один жаркий день не полил – и все, все потенциально засохло.

Но есть на Тобуке и еще одно замечательное место, которое произвело на меня особенное впечатление. Это местное фермерское хозяйство. Здесь несколько десятков коров, лошади, козы, куры, гуси, козы и так далее. И все – в образцовом порядке! С каким удовольствием мы прошлись по коровнику, курятнику – любо-дорого посмотреть. Все питомцы ухоженные, упитанные.

А какие тут молоко, творог, сливки, яйца – и все расходится мгновенно. Работа на ферме кипит. В этом году впервые коров на зиму не будут перевозить в Алдан, зимовать они останутся на Тобуке. Здесь же и огород, тоже в идеальном порядке. В общем, просто душа порадовалась, глядя на это хозяйство, понимая его перспективность.

Одним словом, мне посчастливилось пробыть несколько дней на Тобуке, и они, конечно, не забудутся. И не только потому что здесь радуются и глаз, и душа. А потому что радуется сердце, глядя на то, как ладно живут люди. Как чтут традиции, как обрабатывают родную землю. Как стараются развивать свои хозяйства и делиться как-то по-особенному добро своими дарами с соседями.

Скажу откровенно, что в потоке негативной информации последних дней эта поездка стала для меня глотком свежего воздуха в прямом и переносном смысле этого слова. И, мне кажется, если у каждого есть такая вот малая родина, клочок своей родной земли, который мы не променяем ни на что, то вот это и есть самое главное. Вот это мы и будем из последних сил защищать – потому что это наши корни, наша жизнь и будущее наших детей. Ничего важнее этого нет.

Маргарита НИФОНТОВА.
Фото М. Нифонтова, В. Ермаков