Вячеслав Штыров о креативной экономике: «Не только кино, но и новые технологии на стыке науки и производства»
07/09/2021
В рамках рубрики «Диалог с молодежью» Государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров отвечает на вопрос студентки Якутского техникума сервиса Михайловой Анастасии о креативной экономике.
— Среди множества вопросов студентов и школьников, которые были заданы в рамках обсуждения Стратегии развития республики весной этого года, многие касались креативной экономики.
Это немудрено – термин «креативная экономика» действительно сейчас на слуху. Впервые такое понятие в работах некоторых экономистов, ученых возникло еще в начале 2000-х годов.
Что обычно понимается под креативной экономикой? Такие сферы деятельности, которые связаны с творческими способностями человека. И имеется в виду, что это, как правило, нематериальное производство.
Очень часто креативную экономику связывают еще и с постиндустриальной экономикой. Говорят, что креативная экономика является ее частью.
В последние годы распространено мнение, что развитые страны живут в постиндустриальном, счастливом таком, мире. А другие страны, и Россия в том числе, застряли в индустриальном мире и нам еще предстоит этот путь пройти. Вспоминаю как однажды мой коллега – один из губернаторов Дальнего Востока – очень сильно гордился и хвалился тем, что в его регионе развита креативная экономика. Он говорил, что да, может быть, мы отстаем от Якутии по темпам экономического роста, зато у нас структура экономики такая же, как в Америке — постиндустриальная.
А ларчик просто открывался. У них был очень большой торговый оборот, через регион проходили поставки из-за рубежа. И поэтому, конечно, перепродажа всякой импортной техники занимала большую долю в формальных показателях валового регионального продукта субъекта федерации. А разве может целый регион прожить на одной торговле подержанным импортным барахлом?
Я привел этот пример для того, чтобы показать, что сам по себе термин «постиндустриальная экономика» — это лукавый термин. Многие говорят, что постиндустриальная экономика держится на услугах, сфере развлечений, кино, спорте, досуге и так далее, и благодаря этому некоторые страны процветают. Но это, конечно, лукавство полное. Можно задать вопрос: а что они тогда едят, пьют, во что одеваются? Чем они удовлетворяют свои непосредственные житейские нужды? Ответ один — за счет других стран, там, где индустриальная экономика. А кто, как правило, хозяин этих индустриальных предприятий? Да те же самые англичане, американцы, у которых якобы постиндустриальная экономика. Они просто вынесли свою индустрию в другие страны. А в реальности экономика в целом так и осталась на индустриальном уровне, и всему миру еще очень долго переходить к настоящей постиндустриальной экономике.
Поэтому лозунги о постиндустриальной экономике хороши до того момента, пока есть чем платить за то, что необходимо непосредственно для жизни и что производится в рамках индустриальной экономики.
До поры до времени США хватало денег расплатиться с Китаем. Но в последние годы образовался огромный дефицит платежного баланса. У них просто нет средств, чтобы расплатиться за ту продукцию, которую поставляет индустриальная страна Китай.
И что? Вот вам обострение отношений, мировые кризисы и попытки Трампа вернуть, забрать обратно промышленные предприятия из Китая в Америку. Выходит, Трамп пошел против течения, против постиндустриальной экономики. Говорит: «Надо вернуть индустрию на родину, в США. Сделаем снова Америку великой».
То есть на самом деле весь вопрос в лукавстве этого тезиса – «постиндустриальная экономика». Только благодаря ей человек прожить не может – должно быть сочетание всего. А тезис этот используется для того, чтобы прикрыть выкачивание денег развитыми странами со всего остального мира. За счет непомерно больших цен на услуги отраслей так называемой постиндустриальной экономики, а главным образом – за счет эксплуатации других стран в рамках вынесенных в них индустриальных предприятий.
Вот в рамках этого прикрытия сейчас под креативной экономикой как правило понимается несколько отраслей, видов деятельности, которые сосредоточены именно в нематериальном производстве.
Вот традиционная классификация. К креативной экономике относятся искусство и культура; дизайн в широком понимании этого слова (архитектура, мода, интерьеры, одним словом, то, что связано с украшением жизни человека); средства массовой информации и коммуникации. А кроме того IT-технологии – только не в том смысле, что надо создавать, как говорят специалисты, «железо», а в том, чтобы разрабатывать программное обеспечение для использования в разных сферах. К креативной экономике относят и рекламу.
И в нашей стране и республике креативная экономика трактуется сейчас также.
Нужно ли развивать креативную экономику в такой ее трактовке? Конечно, нужно. Более того – я вижу в этом большое будущее. Потому что прогресс идет очень быстро. Происходят важные процессы автоматизации производства и роботизации производства. В будущем это приведет к сокращению рабочего времени, у людей станет больше свободного времени. А потребности человека, как известно, безграничны. В отличие от любого другого живого существа у человека кроме физических есть еще духовные, креативные потребности. Человек – существо творческое и его творческие потребности надо удовлетворить. Раньше некогда было особо внимание творчеству уделять – отработал и дай Бог отдохнуть в выходные и вновь на работу. А сейчас свободное время появляется.
С другой стороны, высвобождается большое количество людей из сферы непосредственного материального производства, которые способны заниматься творческой работой и предложить креативный продукт.
То есть предпосылки для поддержки развития креативной экономки есть.
Причем я хочу обратить внимание на следующее. Любой человек что-то творит – кто-то дома скворечник колотит, и это тоже творчество. Но на самом деле креативная экономика начинается тогда, когда твое творчество приобретает коммерческую форму, когда этот процесс становится достаточно широким, креативная экономика прекращается в важный сегмент экономики в целом.
Вы можете спросить – не противоречу ли я сам себе? Когда говорю, что постиндустриальной экономики не существует – это миф, который создали экономисты для обоснования существующего порядка вещей, в котором небольшая группа развитых так называемых постиндустриальных стран доминирует над всем миром. А в то же время говорю, что надо развивать креативную экономику, которая по сути дела являются частью постиндустриальной.
Я утверждаю, что в современном мире индустриальная экономика живет и будет еще долго жить и здравствовать. Но мы не должны забывать, что именно внутри нее самой происходят такие изменения, которые меняют саму индустриальную экономику, делают ее автоматизированной, роботизированной, без значительного участия человека в процессе. И вот тут и возникает почва для развития креативных видов деятельности. Потому что, у людей становится больше свободного времени. С одной стороны, надо удовлетворить их творческие потребности, а с другой – они могут заняться чем-то иным, чем ранее была их деятельность.
Я перечислил, что у нас в стране принято называть креативной экономикой. Должен сказать, что в таком ее понимании наша республика находится в числе лидеров Российской Федерации по развитию креативной экономики. У нас разработано достаточно много соответствующих нормативных документах. Есть указ Главы республики 2018 года, которым определены главные направления развития республики, где в том числе указано развитие креативной экономики. Об этом же Глава республики говорил в своих в посланиях. Есть специальная концепция развития креативной экономики. Есть и реальные действия, создается Квартал труда в Якутске для развития определенных отраслей.
Я думаю, что такая поддержка рано или поздно должна привести к позитивным результатам. Но надо иметь в виду, что некоторые вещи создаются для внутреннего потребления в республике. А другие мы должны вывести на российский и даже международный уровень. Это наработки в IT-технологиях, перспективная отрасль – киноиндустрия, театральное искусство. Мы должны не замыкаться в себе, а вывести их на федеральный уровень и все предпосылки к этому есть. Уже сегодня якутское кино считается одним из явлений в общероссийской киноиндустрии. Правда, еще только растущим, но тем не менее.
Но, заметьте, для того, чтобы вывести их на новый уровень, надо заняться масштабированием этой деятельности. Надо не просто создать условия для развития – вот, дескать, мы вас поддерживаем, помогаем. Поддержка должна заключаться и в выводе на общероссийскую, а потом и международную арену. Это значит, мы должны стремиться к тому, чтобы наши кинодеятели принимали участие в разных кинофестивалях. В Якутске проводить такие мероприятия, чтобы поднимать общий уровень нашей киноиндустрии.
Это только одно направление, а есть еще и другие перспективные направления – создание ювелирных украшений, обработка мамонтовой кости и так далее. Я думаю, здесь у нас хорошо получится.
Но надо подойти к вопросу несколько шире.
Вот эти традиционные представления о том, что такое креативная экономика, надо расширить. Многие экономисты – и наши, и зарубежные – тоже говорят об этом. Что не надо креативную экономику сужать до сферы нематериального производства. Надо смотреть на стык между материальным и нематериальным производством. Надо и обратить внимание на само индустриальное производство – есть ли там креативная часть и как способствовать ее развитию?
Есть у нашей республики такие возможности? Есть, но мы их, к сожалению, упускаем.
Навскидку я назову две отрасли. Первое – это геология. Мы почему позволяем своим компаниям, где республика принимает участие в акционерном капитале, чтобы они ликвидировали, фактически сворачивали свои геологические структуры? Геология – это чистой воды креатив. Без «серого вещества» невозможно решить задачи по поиску полезных ископаемых, по изучению закономерностей строения земной коры, влияния природных процессов и деятельности человека на климат, и так далее.
Другое направление — научно-исследовательские и проектные институты. Это ведь и есть настоящая креативная экономика. А где наши институты, такие как, скажем, «Якутзолотопроект»? Их уже нет. А единственный оставшийся – «Якутнипроалмаз» — находится в подвешенном состоянии. То его хотят куда-то перевести, то продать хотят. Происходит ориентирование на внешних подрядчиков, а не на наши институты. Мы почему упускаем такую возможность? Ведь это тоже креативная экономика.
Мы должны вывести геологию и научно-проектные работы на такой уровень, чтобы именно мы стали ведущими в этой отрасли. Чтобы нас нанимали в качестве подрядчиков. Это специальная сфера деятельности, которой надо упорно заниматься.
Я хочу отметить еще одно очень важное направление – у нас очень хорошая наука в республике, есть разного рода исследования. Надо попытаться на стыке науки и производства внедрить в практику новые наработки. Это тоже часть креативной экономики.
Какие возможности здесь есть? Я могу привести пример. Помните, к нам в республику приезжал Жорес Иванович Алферов – выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии. Он провел в Якутии достаточно много времени, побывал в Якутске и в Мирном, встречался с учеными, специалистами нашей республики. Он своим визитом дал определенные толчки и в том числе пробудил интерес к развитию нанотехнологий, которые потом вылились в совместное с Роснано производство на базе нашего базальта. Это были совершенно новые технологии.
Первый этап мы прошли успешно и под руководством Егора Петровича Жиркова создали хорошее производство в Покровске. Оно работало рентабельно, было технологически передовым. Затем начался второй этап – на базе этих новых технологий были попытки создать такие вещества из неметаллических материалов, которые заменяют металл. Например, арматуру для строительства. Или для использования на предприятиях, где есть агрессивная среда. Сделать вместо металлических стойкие к этой агрессивной среде конструкции. Чтобы обогатительные фабрики не были у нас «фабриками по производству металлолома» из-за износа конструкций в агрессивной среде.
Это было перспективное направление. Наработки в республике уже начали давать позитивные результаты. Хотя в итоге работы не были до конца доведены, но я считаю, что такие направления на стыке науки и производства очень важны. И это тоже креативная экономика и это тоже может быть наш конек.
Я отдаю должное энтузиасту этого дела, Егору Петровичу Жиркову, которого я упоминал.
А для молодежи еще хочу сказать следующее. Мы говорим о креативной экономике – и говорим, что непосредственной причиной ее развития является высвобождение людей из индустриальной экономики за счет появления свободного времени, чтобы заняться творчеством. А с другой стороны –готовностью людей потребить креативный продукт. Есть больше времени, значит, есть возможность уделить время искусству, кино и так далее.
Но жизнь идет очень быстро и надо все время улавливать ритм времени. И поэтому надо готовиться к тому, что в будущем люди должны не только повышать свою квалификацию в системе непрерывного образования. Образование должно быть не только непрерывным, оно должно быть еще и перекрестным. Человек должен быть готов в любой момент покинуть свою профессию и освоить новую. Это тоже суть креативной экономики.
Сложно это? Да, конечно. Но вот я приводил в пример Егора Петровича Жиркова как одного из лидеров новых направлений, которые мы пытались внедрить. Но ведь и его судьба показывает, что перейти из одной сферы в другую возможно. Вот он – педагог, доктор педагогических наук, министр образования Республики Саха (Якутия), автор концепции национальной школы, которая была самая первая в Российской Федерации и послужила аналогом для других субъектов. А вот он – депутат Государственной Думы, где принимает участие в законодательной работе. И не только с точки зрения своей основной профессии, но и в процессе разработки и принятия таких ключевых законов, как «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Или – законов о развитии отраслей народного хозяйства. То есть очень такую большую работу провел. Затем стал генеральным директором крупного предприятия по добыче сурьмы. Там была начата реализация идей, которые очень перспективны. Это и сфера металлургии, чтобы увеличить степень переработки сурьмяного концентрата, это освоение новых месторождений и так далее. Отлично себя проявил как новатор на новом деле. И на производстве минераловатных изделий также, в развитии конструкционных материалов.
Вот видите – образец есть, как может меняться судьба человека из одной деятельности в другую. В будущем это станет повседневностью. Вот поэтому я и хотел настроить молодых людей на то, что будущее будет интересное и во многом оно будет зависеть не от монотонной работы, которую заменят роботы. Общество останется индустриальным, но оно будет другим и роль креативных направлений возрастет. Но надо иметь в виду, что необходимо расширять свой диапазон, кругозор, отойти от понимания, что креативная экономика – это песни, пляски и все для души. Это правильно, но надо ко всему этому добавлять такую часть, которая связана с техникой, технологиями, с новыми видами материалов, деятельности и так далее. Должен быть полет мысли.
#штыров #якутия #креативнаяэкономика