23/10/2021

Анализ событий лета 2021 года необходим. Мы привыкли оценивать то, что происходит в республике, в том числе и масштабные пожары, с точки зрения сегодняшнего дня. И с точки зрения принимаемых решений законодательными органами и органами власти.

Однако природные катаклизмы – явление трудно прогнозируемое и также трудно управляемое. Поэтому важно взглянуть на ситуацию шире, понять причины происходящего не только в Якутии, но и во всем мире. Важно, потому что, поняв проблему, осознав ее, можно сделать правильные выводы, адаптироваться, и тщательно подготовиться к тому, что еще может происходить. О глобальных причинах пожаров в Якутии, катаклизмов на всей планете и о том, как подготовиться Якутии к ним в цикле рубрики «Диалог с молодежью» рассказывает  Государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.

— В ходе обсуждения итогов реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, и обсуждения вопросов, а как дальше развиваться республике, прозвучало много вопросов, касающихся глобального потепления. И связанных с ним, как я думаю, проблем лесных пожаров, наводнений, стихийных бедствий, которые постигают нашу страну и всю нашу планету.

Причем, вопросы были заданы задолго до того, когда в республике начались масштабные лесные пожары нынешнего года. Видимо, настолько частыми стали аномалии для Якутии и связанные с ними катаклизмы и катастрофы, что опасения, связанные с ними, вошли в наш обиход. Я думаю, что это неспроста, и волнение по поводу происходящего – правильная позиция. Мы должны быть обеспокоены тем, что в целом происходит на нашей планете. В нашей стране, в нашей республике. Потому что перемены во внешних условиях нашей жизни прямо наяву.

Неудивительно, что в этой связи всех на слуху такая тема как глобальное потепление. Это явление ощущает на себе каждый. Мы часто говорим, что климат стал значительное теплее, нас донимает летняя жара, зной.

С другой стороны, мы задумываемся о том, есть глобальное потепление или нет, потому что в последние годы бывают и необычайно холодные зимы, какой у нас в республике была прошедшая зима. Или в теплых странах происходят аномалии – в Испании, например, выпал снег. Мы все это видим, удивляемся.

Что же происходит?

Многие ученые и специалисты убеждены в том, что на земле повышается средняя годовая температура у поверхности земли, то есть идет глобальное потепление. Учитывая актуальность проблемы, в свое время были даже организованы специальные межгосударственные рабочие группы на уровне Организации Объединенных наций по изучению этих вопросов. В результате проведенных исследований вывод был сделан однозначный – потепление идет и каждым десятилетием темпы его увеличиваются. Именно это является причиной тех катаклизмов, которые сейчас постигают нас всех, и касаются жизни миллионов людей. Специалисты приводят примерно 26 тысяч различных результатов наблюдений, исследований, фактов, которые доказывают то, что глобальное потепление существует.

Но с другой стороны, существует достаточно значительный круг ученых с мировым именем, которые говорят: «Нет, даже если глобальное потепление и есть, то оно носит циклический характер». Они считают, что в жизни нашей планеты, даже когда уже появился человек, все уже было. Например, гораздо теплее, чем сейчас, было конце первого тысячелетия нашей эры. В качестве классического примера приводится тот факт, что тысячу лет назад викинги из Норвегии спокойно плавали через северные моря, в Гренландию. Само слово «гренландия» обозначает – «зеленая земля». И значительная часть ее не была покрыта ледниками, как сейчас. Там росли леса, травы, поэтому викинги занимались рыболовством, скотоводством, лесным хозяйством. Это было тысячу лет назад.

Прошло время. И совсем недавно по историческим меркам был так называемый малый ледниковый период, когда температура на нашей планете резко понизилась. И именно понижение температуры, последовавшие за этим сложности с сельским хозяйством, привели к очень большим катаклизмам в общественно-политической жизни. В частности, знаменитая Смута, когда поляки захватили Москву, когда у нас объявился Лжедмитрий, пала династия Рюриковичей, и на смену ей пришла новая династия Романовых. Это тяжелое  время в истории нашей страны, которое так и называется Смутным, большинство историков, экономистов, географов связывают с тем, что тогда прошло такое большое похолодание на территории нашей страны, что три года подряд вообще никакого урожая не было. Были израсходованы все запасы продовольствия населения, тысячи людей погибли от голода, повсеместно возникли волнения и восстания и это вызвало Смуту. Потребовались колоссальные усилия всего нашего народа, чтобы изгнать иноземных захватчиков и восстановить Российское государство.

Видите, какие события происходили раньше. Да что далеко ходить – даже во времена нашего поколения, если взять 70-е годы или начало 80-х годов прошлого столетия, все в Советском Союзе обсуждали – что же происходит с Каспием? Уровень Каспийского моря стремительно падал, море мелело, береговая линия отступала вовнутрь морского бассейна. Все это воспринималось как глобальная катастрофа.

Было очень много теорий, почему это происходит. Но звучали и такие голоса, что ничего страшного – это циклические явления. На протяжении двухсотлетнего периодов уровень воды то поднимается, то опускается. И связано это с переменой движения ветров, которые приносят влагу из Атлантики. Они идут то южнее, то севернее, и в зависимости от этого Каспий то поднимается, то опускается. Поэтому успокойтесь, призывали некоторые специалисты, ничего в том, что происходит, сверхъестественного нет. Все было в этом мире, пройдет и это. И они оказались правы.

Видите, какой спор. Многие специалисты утверждают, что есть глобальное потепление, но есть и другая позиция и она высказаться не просто кем-то некомпетентным или записными оппонентами, а многими видными учеными. Идут споры не только по тому вопросу, есть или нет глобальное потепление. Идут споры – в чем его причина – если оно есть.

Сторонники теории глобального потепления говорят, что причиной всему является человек. В доказательство этого они приводят графики того, начиная с 1850 года, когда массово стал использоваться уголь в качестве главного энергетического топлива. И тогда начались выборы в атмосферу углекислого газа и других продуктов сжигания, которые являются парниковыми газами. А они в свою очередь задерживают тепло на земле.

Вот если взять эту точку отсчета и до настоящего времени, то график повышения температуры (а в то время уже велись метеорологические наблюдения за температурой) ровным образом соответствует графику повышения выбросов в атмосферу, графику расширения использования угля, а потом к этому еще добавились нефть и газ, являющиеся углеродным топливом. Вот такие доказательства влияния человека на климат на планете.

Оппоненты с этим категорически не согласны. По их мнению, человек – это песчинка, и его деятельность никак не может привести к глобальному потеплению. И вообще последние геологические и геофизические исследования говорят о том, что все было ровным счетом наоборот. Сначала по неизвестным, непонятным и независящим от человека причинам повышалась глобальная температура на планете, а потом это вызывало увеличение содержания парниковых газов в атмосфере. За счет чего? Например, за счет того, что начинала таять мерзлота и выделялся метан или разрушались газовые гидраты, которые были на морских отмелях, в результате наступления-отступления моря при повышении температур. Вот – человек здесь не причем.

Или, например, 60 миллионов лет назад не существовало на планете трав и степей. Они возникли тогда, когда распался огромный материк, который находился в Южном полушарии, и который включал в себя Антарктиду нынешнюю, Южную Америку, Австралию. И вот Антарктида отделилась от них, вокруг нее образовался круговой пролив, по которому начала циркулировать холодная вода и началось накопление льда. Оно привело к тому, что увеличилась отражательная способность земной поверхности, солнечные лучи в значительной степени начали уходить с Земли, отражаясь от этого льда, и таким образом понизилась температура. В результате место тропических саванн на планете заняли степи.

А вот три миллиона лет назад сомкнулись Южная Америка и Северная – там, где сейчас Панамский перешеек. И в результате теплое круговое течение, которые было вокруг экватора, повернуло на Север и стало тем, что мы сейчас называем Гольфстримом. Помимо того, что климат потеплел, течение принесло еще массу воды, которая испарялась и образовалась ледяная шапка теперь на Северном полюсе.

И вот некоторые специалисты говорят – способен ли человек таким способом влиять на природу и климат на планете? Нет, конечно. Способен ли человек предотвратить извержение вулканов? Нет, конечно. Поэтому не надо приписывать человеку то, на что он не в силах повлиять. И поэтому надо думать совсем о другом – о том, что, возможно, существуют иные причины повышения температуры, не зависящие от человеческой деятельности.

Скажем, исследования геофизиков показывают, что постепенно повышается температура недр в земной коре. Возможно, это является причиной потепления. Недавно было установлено, что повысился естественный радиоактивный фон на некоторых территориях, которые находятся ближе к экватору. Может, там что-то происходит.

А вообще, говорят некоторые ученые, что бы ни происходило, достоверно известно, что примерно три миллиона лет назад температура на Земле очень сильно понизилась. Наша планете вступила в глобальную Ледниковую эпоху. Она делится на отдельные периоды длиной примерно по 120 тысяч лет. 100 тысяч лет ледники занимают огромную территорию, потом слегка теплеет, и примерно через 20 тысяч лет начинается новый Ледниковый период. Этот циклический процесс идет непрерывно на протяжении последних трех миллионов лет. А мы сейчас живем в середине между двумя Ледниковыми периодами. Всего лишь 12 тысяч лет назад лед толщиной 1-2 километра занимал большую часть современной Европы, России и в скором времени наступит новый Ледниковый период. И нам надо бояться вовсе не глобального потепления, а глобального похолодания.

Видите, какие существуют точки зрения. Казалось бы, это ученые споры, но они имеют и практическую сторону. 

Например, точка зрения противников теории глобального потепления и участия человека в этом позволила бывшему президенту США Дональду Трампу вывести страну из всех соглашений по регулированию климата. Конечно, у этих решений есть и политико-экономические причины. Но сам президент сделал это, опираясь на мнение ученых. Нынешний же президент США Джо Байден опирается на теорию сторонников глобального потепления и все вернул назад. И началась повсеместная работа по борьбе с выбросами парниковых газов.

То есть взгляды ученых очень сильно влияют на то, что происходит в практических действиях. Но мы можем сказать, что как бы ученые между собой ни спорили, какие бы политики не принимали решения, мы здесь и сейчас чувствуем перемену климата и надо что-то с этим делать. Ведь эти изменения угрожают жизни, здоровью и благосостоянию огромному числу людей на нашей планете, в нашей стране и непосредственно в нашей республике. Мы это сами видим.

Что делать?

План действий разбивается на две части. Первая – активная часть – это борьба с возможными изменениями климата. Тут некогда разбираться, кто прав, кто виноват. Мы примерно предполагаем, что причинами потепления являются выбросы парниковых газов, значит, надо их снизить. На это нацелена работа на международном уровне. Были проведены знаменитые международные конференции в Рио-де-Жанейро, Киото, Париже. Заключены климатические соглашения. Началась практическая работа. И скоро она скажется на жизни каждого из нас, потому что будет происходить глобальная перестройка экономики.

Ну вот у всех на слуху возобновляемая энергетика. Надо, по мнению некоторых специалистов, закрыть тепловые электростанции и перейти на солнечные батареи, ветряные электростанции. У всех на слуху электромобили, Илон Маск и остальные прочие. Дескать, все это является панацеей от выбросов.

Но это на поверхности вещей, а на самом деле энергетика дает только 27 процентов выбросов парниковых газов в атмосферу, транспорт – 16 процентов. А где все остальное? Отопление, кондиционеры – это 7 процентов. 31 процент – это промышленность. То есть мало того, что промышленность потребляет энергию, в ходе выработки которой уже были выбросы парниковых газов, так она еще и сама для своих технологических процессов использует такие технологии, которые сами приводят к выбросам. Ну, например, производства цемента. Сельское хозяйство дает 19 процентов выбросов.

Следовательно, все решения, которые сейчас принимаются, будут касаться не только энергетики или транспорта – рано или поздно приведут к изменениям в промышленности и сельском хозяйстве. Это означает, что произойдет радикальная перестройка технологий. Их еще нет – над ними только работают. Но факт – что они перевернут нашу жизнь.

Задача настолько глобальная, что появились работы видных ученых, философов, социологов, климатологов о том, что масштаб работы по снижению выбросов парниковых газов таков, что надо пересмотреть вообще общественно-экономические основы жизни на нашей планете. Идет речь о том, что капитализм исчерпал себя. Что методами капитализма, во главе которых стоит извлечение прибыли, невозможно решить эти проблемы. Надо перестраивать и всю нашу общественную жизнь.

Похоже это на социализм? В какой-то степени да, похоже. Хотя это и отрицается. Видите, чем дело обернулось.

Но это линия активной, практической работы. Однако, мы не должны ждать и ее результатов. Надо пытаться приспособиться к изменениям климата. Вот эта приспособительная часть касается непосредственно нашей жизни.

Что в первую очередь надо делать?

Возьмем лесное хозяйство. Мы видим, что в последние годы лесные пожары тянутся непрерывно. Нынешняя ситуация может быть самая катастрофическая, но ведь и в прошлом году был пожары. Если взять по масштабам, то в прошлом году их было ненамного меньше, чем сейчас. Просто они были рассредоточены по разным краям и областям. Или вспомните 2010 год, когда Москву заволокло дымом. И это не кончается.

Значит, мы должны понимать, что, с одной стороны, глобальное потепление приводит к лесным пожарам. А с другой стороны, сами лесные пожары раскручивают глобальное потепление, потому что в ходе горения лесов огромное количество парниковых газов опять выбрасывается в воздух. Как с этим бороться?

Надо менять наши основы нашего подхода к лесному хозяйству. Подход к лесу только как к экономическому ресурсу — он себя не оправдал и в принципе неверен. Надо относиться к лесу, как к национальному достоянию всех жителей нашей страны, которое формирует наш образ жизни, экологию и климат. В этом ключе необходимо пересматривать весь Лесной кодекс Российской Федерации начисто. 

У нас есть еще и водная проблема. Мы как-то забыли, что на реке Лене существуют десяти или одиннадцатилетние, как говорят ученые, циклы. Циклы периодических засух, наводнений.

Мы сейчас боремся с пожарами, но наступит время, и мы в силу природы вещей будем бороться с наводнениями – большими или маленькими. Поэтому в приспособительных мерах к изменению климата мы должны заняться очень серьезно вторым направлением — водным.  

Наводнения отгремели, отшумели, мы были заняты спасением, возведением дамб, а сошел паводковый период в несколько лет, и все про это забыли. А давайте проведем ревизию – все ли программы выполнены по строительству противопаводковых сооружений и другим противопаводковым мероприятиям. Да они выполнены, но только частично. Значит, надо возвращаться к этому, ставить вопрос на федеральном уровне, решать на уровне республики, муниципалитетов. Надо вернуться ко всем старым проектам и сделать защиту в тех населенных пунктах, где не успели ее сделать. Например, в той же Зырянке, Хандыге и так далее.

Надо пересмотреть водное законодательство и усилить ту составляющую, которая связана с содержанием рек. Ведь выделяются совершенно мизерные деньги на это, а сейчас предлагают еще сделать коммерциализацию этого процесса. Кто возит по реке, те пусть платят, а мы им будем углублять дно.

Для нашей республики есть еще третья тема – это вечная мерзлота. Республика в свое время выступала с проектом замечательного закона о контроле за состоянием вечной мерзлоты. К сожалению, он не прошел через Госдуму. Надо создать общегосударственную систему контроля за вечной мерзлотой. Иначе глобальное потепление может привести к тому, что в одночасье разрушатся инженерные системы – газопроводы, нефтепроводы, города наши, многие промышленные сооружения и так далее. Должен быть непрерывный контроль и налажена работа по обеспечению восстановления размороженных грунтов. Эта работа должна проводиться на государственном уровне.

Вот эти три адаптационных направления, над которыми мы должны работать. Что-то – на федеральном уровне, что-то – на уровне субъекта федерации. Но факт тот, что это настолько назревшие вопросы, что не замечать их нельзя.

Вот видите, отвечая на вопрос о глобальном потеплении, сколько я привел разных фактов, рассказал о разноголосице мнений, направлениях будущих работ. Я специально не привожу свою точку зрения, о том есть или нет глобальное потепление, кто виноват – человек или природа, потому что думаю, что ответить на эти вопросы – ваша задача. Вы должны познать, понять процессы, разработать методы приспособления человека к жизни в новых условиях, внести инженерные предложения. Поэтому у нашей молодежи огромное поле работы и будут востребованы те специалисты, которые являются инженерами, химиками, биологами, геологами, климатологами. Вот перспективные профессии, которые нужны в XXI веке.