01/11/2021

Мы уже подзабыли, в каких условиях находилась наша республика к началу 2000-х годов. Какие огромные были долги по заработной плате, как выживала сфера ЖКХ, в каком состоянии находились финансы республики. Заслуженный экономист Российской Федерации Зоя Корнилова на одном из заседаний Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) назвала их «разваленными».
А ведь вырваться из упадка нам помогла воля руководителей республики, желание специалистов того периода развиваться во что бы то ни стало. И документ – согласно которому и пошло это развитие — Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
Правительство Якутии в течение этого года проводит «разбор полетов» (как емко охарактеризовал этот процесс заместитель ректора по аналитической и экспертной деятельности СВФУ, кандидат экономических наук Александр Кугаевский). А если говорить точнее –  анализирует, как был реализован главный стратегический документ Якутии новейшего периода.

Схема Якутия-2020 (как коротко называют документ) обеспечила экономике Якутии мощный рывок вперед. По данным Министерства экономики республики подавляющее большинство показателей по инновационному и инерционному сценарию было выполнено. Достаточно сказать, что за 2005-2020 годы привлечено 3,4 трлн рублей инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал вырос в 6,2 раза, что существенно выше инновационного варианта (в 1,2 раза). И то, что с момента старта Схемы Якутия-2020 получили общероссийский масштаб отрасли экономики – газодобывающая и нефтедобывающая. Если доля традиционной алмазодобычи в объеме ВРП Якутии в 2005 году составляла 26%, то в 2020 году за счет ввода новых отраслей экономики она составила всего 10%.
Были и неудачи, которые обусловлены субъективными и объективными причинами.
Однако важно то, что в течение этого года Правительство республики методично подводит итоги Схемы Якутия-2020 с тем, чтобы понять, в какую сторону двигаться дальше, с учетом успехов и ошибок. Предлагаем вашему вниманию одно из ярких вступлений Валентины Кондратьевой, советника директора Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера (НИИРЭС) Северо-Восточного федерального университета, кандидата экономических наук, на состоявшейся недавно Стратегической сессии «Генезис стратегии развития Якутии: программа – Схема-2020 – Стратегия-2032. Развитие транспортной инфраструктуры, связи и информатизации» в рамках мероприятий памяти Владимира Членова: 

— Давайте мысленно вернемся в тот период – в начало 2000-х годов. Мы все помним, что к тому моменту советской плановой экономики уже не было, а стратегического планирования на федеральном уровне еще не было. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» был принят только в 2014 году. Можно сказать, что Российская Федерация в целом и регионы находились в правовом вакууме, когда не было ни региональной политики, ни межведомственного, ни регионального взаимодействия. И поэтому Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года хороша тем, что в тот период республика смогла в единый кулак собрать возможности, желание двигаться вперед и трудовой потенциал, благодаря чему этот документ был разработан. Естественно, при самом активном участии науки – причем наука была представлена Советом по изучению производительных сил (СОПС). Ведущим в области региональной политики в СОПСе был Александр Григорьевич Гранберг – выдающийся ученый нашей страны. Во многом именно благодаря ему так качественно была проработана Схема Якутия-2020.

Теперь вспомним, в каких стартовых условиях разрабатывался этот документ.

Время было не самое веселое. Финансовых ресурсов и возможностей, тем более у регионов, не было вообще. 
Когда я готовилась к этому выступлению, то в папках обнаружила слайды, которые мы готовили к визиту в Якутию министра экономического развития Российской Федерации Германа Грефа. Посмотрела их и сама себе удивилась – что было нами сделано. Ведь именно мы готовили эти материалы. И, конечно, я прежде всего поразилась масштабности второго президента Якутии Вячеслава Анатольевича Штырова. Он стал президентом в 2002 году.

Начал с того, что для всех крупных предприятий и отраслей народного хозяйства и социальной сферы были разработаны 5-летние программы и планы стабилизации их работы, финансового оздоровления, модернизации. На их основе был разработан 5-летний индикативный план социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в целом.
Началась работа по его реализации. Но Вячеслав Анатольевич требовал от нас большего. Он говорил, что надо заглянуть дальше вперед, что республике необходим долгосрочный документ развития. А мы думали: «Какой документ? О чем идет речь?». Мы долго толком не могли понять, чего он от нас хочет.

Время было безденежное. Все решалось на уровне федеральных целевых программ, попасть в которые со своими объектами и мероприятиями было чрезвычайно сложно. А больше никакой возможности получить финансовые средства для развития регионов не было. А стратегических документов нет. Федеральной нормативной базы по этому вопросу – тоже. Мы находились в потемках. Но у нас было огромное желание развиваться.

И вот когда в январе 2006 года в республику приехал Президент Российской Федерации Владимир Путин, на совещании по нашим проблемам Штыров поставил вопрос о разработке и утверждении на федеральном уровне Схемы комплексного развития республики до 2020 года как долгосрочного плана. И хотя тогда в России никто и понятия не имел о долгосрочном планировании, Президент России поддержал это предложение. Он понял, что руководство республики предлагает реализацию таких огромных и значимых для страны проектов, что их исполнение займет не один год. Ведь речь шла о создании на пустом месте целых новых отраслей и территориально-производственных кластеров, имеющих общефедеральное и даже международное значение.

Путин дал поручение по разработке Схемы Якутия-2020, мы постарались и написали, чтобы наряду с нами в работу активно включались Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации и другие федеральные министерства и ведомства, советы при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Чтобы было прямое взаимодействие: регион – федеральный центр.

Тогда больше никаких крупных компаний в республике просто-напросто не было. Предстояло их привлечь для работы в республике. Была только одна – компания «АЛРОСА», за счет которой в основном формировался бюджет Якутии. Больше ни о каких крупных недропользователях, взаимодействии с ними при разработке документа, речи не шло.

И задачу свою мы выполнили. Причем в рекордно кратчайшие сроки. Смотрите: 6 сентября 2006 года Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года была утверждена правительством республики. Затем в ноябре этого же года документ был рассмотрен у Полномочного представителя Президента Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу Камиля Исхакова. А уже в феврале 2007 года готовый документ, который прошел процедуру согласования абсолютно со всеми федеральными органами исполнительной власти, был представлен Правительству России.

А ведь чего это стоило? Нас со Схемой Якутия-2020 многие федеральные органы не подпускали. Мы им всем говорили одно: «Путин вам дал поручение, делайте!». Нас выгоняли, говорили, идите, никакой нормативной базы нет. 

Но тем не менее в 2007 году на заседании Правительства Российской Федерации первый в стране документ стратегического развития региона (тем более из далекого Дальнего Востока) был рассмотрен и принят. Только после нас, после Якутии, другие регионы пошли по нашим стопам и стали разрабатывать свои документы.

И самое главное – сейчас синхронизация стратегических документов с крупными бизнес компаниями стала нормой. А тогда это было в новинку. Нам же удалось согласовать Схему Якутия-2020 со всеми крупными компаниями естественных монополий. Мы к Чубайсу ходили чаще, чем к себе домой. Потому что транспорт и энергетика – для нас это было архиважно. Тем более к тому моменту в Якутии, можно сказать, практически вообще никакой энергетики не было.

Про особенности нашей республики говорить не буду – мы все знаем, где мы живем и как мы живем. И уровень бедности населения прекрасно знаем. В тот период – к началу 2000-х годов – ситуация была намного хуже. 57 процентов всех компаний были убыточными, аварийность объектов жилищно-коммунального хозяйства зашкаливала. Мы все помним, как мы с вами жили – мерзли в домах, топливо в поселки завозили с колес, никакой опорной сети автодорог не было в помине, огромный процент ветхого и аварийного жилья, и еще у нас была проблема закрываемых и затопляемых населенных пунктов. Задолженность по заработной плате составляла 1 млрд 400 млн рублей! О каких инвестициях могла идти речь, когда мы людям заработную плату не могли выплатить! Касками уже в то время не стучали, но проблема с просрочкой выплаты заработной платы была очень острая. Мы старались, чтобы было как можно меньше долгов хотя бы у бюджетного сектора. А с остальными компаниями пришлось просто работать.

Вот в таких условиях начинала реализовываться наша Схема Якутия-2020.

У нас к старту этого документа была моноотраслевая экономка, основанная на работе алмазодобывающей компании «АЛРОСА». Мы сидели на алмазной игле. Дальше так жить было просто нельзя. И Вячеслав Анатольевич простым русским языком это объяснил нам и показал, куда надо двигаться. Это – стабилизация и модернизация действующих базовых отраслей, далее – создание новых отраслей экономики (например, нефтегазовой), и третье – это создание общей транспортной и энергетической инфраструктуры. И, конечно, за счет этого развития нужно было решать главную проблему – снижать уровень бедности, который на тот момент составлял 26 процентов.

К 2007 году началось строительство шахты «Денисовская», обогатительной фабрики, только начиналось освоение Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения. Это было самое начало.
А дальше началось обоснование строительства крупнейших проектов российского и международного уровня – нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», газопровода «Сила Сибири». Хотя мы все помним, что изначально нефтепровод должен был пройти по территории Иркутской области, рядом с Байкалом, республики в этом проекте не было и в помине. И только благодаря настойчивости Штырова и доказательной базе нефтепровод решением президента страны Владимира Путина пошел через Якутию.

А дальнейший ход «Силы Сибири» был уже предопределен – только через республику. Хотя и тут «Газпром» попытался сделать по-своему, и даже уже все прописал в Восточной газовой программе, где будущий газопровод идет в обход Якутии. И чтобы «Газпром» внес изменения в свою программу – да этого никогда в жизни не было. На первом плане стояла разработка Ковыктинского месторождения Иркутской области. Но тем не менее мы сумели своим напором, доказательной базой убедить и руководство страны, и «Газпрома». И в республике началось освоение Чаяндинского месторождения.
Вот так и получился новый промышленный район Южной Якутии, а значит, и новые рабочие места.

Создание единой энергетической инфраструктуры, строительство железной дороги «Беркакит – Томмот – Якутск», реконструкция и строительство федеральных автодорога «Колыма», «Лена», «Вилюй». Создание ФКП «Аэропорты Севера», строительство горно-обогатительных комбинатов «Денисовская», «Инаглинская». Было положено начало ликвидации ветхого и аварийного жилья. Конечно, справиться разом с этой проблемой было сложно, так как в республике к началу 2000-х годов удельный вес аварийного жилья был самым большим в стране. Но начало было положено. Более того, я считаю, что само обоснование и практика сноса ветхого и аварийного жилья зародилась у нас в республике. Потому что для нас это было очень большой болью и мы начали активно решать этот вопрос. И  многое другое было реализовано в рамках Схемы Якутия-2020. Все работает. Я сейчас удивляюсь, насколько дальновидно все было продумано.

Некоторые проекты остались без движения, и может быть, будут реализованы до 2050 года. Это Арктика и субарктика, Северный морской путь Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, Эльконское месторождение урановых руд и газопереработка. Последнюю мы хотели организовать в Алдане, но завод был построен в Амурской области.  Строительство ГЭС у нас повисло, также как и Эльконское урановое месторождение. Но, тем не менее, это проекты еще выстрелят.

Мы в свое время говорили и о решении вопросов локальной энергетики. И то, что мы на сегодняшний день получаем субсидии из федерального бюджета на возмещение разницы в тарифах – это первая ласточка благодаря взаимодействию с энергетическими компаниями.

Когда мы разрабатывали Схему Якутия-2020, в первом приближении мы говорили о Арктике, об ее освоении, о шельфовых месторождениях. А потом подумали – нет, до 2020 года нам это не под силу. И когда разрабатывали Стратегию-2032, мы специально сделали целевое видение до 2050 года, чтобы на научной основе хотя бы начать говорить об этом. И мы начали говорить об СПГ, о Северном морском пути, об освоении шельфовых месторождений. Подтянулись крупные компании. Пусть это будет геологоразведка, но все равно процесс пошел.

Именно в связи с разработкой Схемы Якутия-2020 мы заговорили о том, что надо ежегодно вводить в строй не менее десяти социальных объектов. И выполнили эту задачу. 

Можно смело говорить, что в своей сути Схемы Якутия-2020 выполнена. Была выстроена система развития региона через призму базовых отраслей, создание новых отраслей и инфраструктуры. 

А ведь когда мы озвучивали свои планы, никто и слушать нас не хотел. Мы же показывали карту и объясняли, что может получить Якутия и Российская Федерация. В итоге посмотрите, какое мы получили увеличение ВРП и рост благосостояния граждан.
И я очень рада, что наработки Схемы Якутия-2020 послужили основной для разработки Стратегии-2032.