23/12/2024
В начале декабря «Газпром» отметил историческое достижение — рекордные поставки трубопроводного газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» (с Чаяндинского месторождения в Якутии, Ковыктинского — в Иркутской области). Согласно контракту, максимальный объем поставок российского трубопроводного газа в Китай по Восточному маршруту должен составлять 38 млрд м3/год. А в целом в начале декабре исполнилось 5 лет с того момента как как вообще был запущен магистральный газопровод «Сила Сибири».
Мне же в этой связи подумалось, что именно в Якутии стартовали крупнейшие проекты по освоению Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции, федеральная Восточная газовая программа во многом была инициирована руководством нашей республики. В итоге построены крупнейшие магистральные газопровод «Сила Сибири» и нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан».
А начиналось все с приезда А. Миллера («Газпром») в Якутию в 2002 году и совещания при Президенте России Владимире Путине в 2004 году.
Вот исторические строки (Владивосток, 2004 года):
Вячеслав ШТЫРОВ: Хотел бы обратить внимание и на относительно новый вид транспорта для Дальнего Востока – это трубопроводный транспорт. Неделю назад в Якутске прошло Межрегиональное совещание по проблемам освоения нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, на котором было подтверждено, что запасов газа в Эвенкии, на севере Иркутской области и юге Республики Саха (Якутия) достаточно для того, чтобы начать реализацию газового проекта любой мощности, хоть 100 миллиардов кубометров газа в год, хоть 200 миллиардов.
Владимир ПУТИН: Вячеслав Анатольевич, а загрузка нефтяной трубы?
Вячеслав ШТЫРОВ: Для того чтобы обеспечить наиболее эффективную загрузку нефтепроводов, требуется поставить на баланс примерно 1,5 миллиарда тонн нефти. На сегодняшний день на балансе стоит 1 миллиард тонн. Но геологические перспективы таковы, что в течение двух-трёх лет эти 500 миллионов тонн ещё будут поставлены на баланс. Но, заметьте, мы говорим о наиболее эффективной загрузке трубы, когда надо 50 миллионов тонн нефти подать на Восток. Если говорить о 30 миллионах тонн, этот проект хоть сегодня можно начинать.
Владимир ПУТИН: Вячеслав Анатольевич, то, что вы сейчас говорите, крайне важно. Вы с уверенностью это предлагаете?
Вячеслав ШТЫРОВ: Я говорю с абсолютной, стопроцентной уверенностью.
Мухамед ЦИКАНОВ, и. о. заместителя Министра экономического развития и торговли России: Владимир Владимирович, на самом деле так оптимистично сказать невозможно. Поскольку мы считали, и суммы по запасам, и по инвестициям, и сроки окупаемости у нас расходятся. Чтобы поставить на баланс необходимые объёмы, требуется достаточное количество денег, которого сегодня реально не существует. Только на запасы требуется где-то около 10 миллиардов долларов, не говоря о самой трубе.
Вячеслав ШТЫРОВ: Прошу прощения, Мухамед Мухадинович, действительно требуется определённая сумма на геологоразведочные работы для улучшения эффективности проектов. Но сегодня стоят на государственном балансе подтверждённые запасы по категории С1 и С2 – 6,7 триллиона кубометров газа. Для того чтобы сделать проект на 100 миллиардов кубометров и подать газ на Восток, в том числе и для международных проектов, требуется 3 триллиона кубометров, то есть у нас сейчас вдвое больше запасов по газу. Проект по нефти на 30 миллионов тонн можно начинать хоть сегодня, на 50 миллионов тонн потребуется ещё один год.
Владимир ПУТИН: При 50 миллионах оно уже стопроцентно окупаемо?
Вячеслав ШТЫРОВ: Да. Я говорю исключительно о подтверждённых запасах, которые стоят на балансе, все документы находятся в Москве.
Хотел бы также ещё раз обратить внимание на очень важный вопрос – маршруты трасс нефте- и газопроводов. Вариант, о котором мы все говорим, Восточная Сибирь – Находка, стал доминирующим. Варианты Ангарск – Дацин и другие становятся второстепенными. Это абсолютно правильно. Но при конкретном обсуждении трассировки возникает много вопросов: экономических, экологических, технических, сейсмичности зон и других. Помимо принятого сейчас в качестве основного варианта прохождения нефте- и газопроводов вдоль Байкало-Амурской железной дороги, Правительство Республики Саха (Якутия) при участии Министерства природных ресурсов России, РАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз» проработало новый – северный вариант прохождения трасс, где нефте- и газопроводы идут в одном коридоре через основные нефтегазоносные районы Эвенкии, Иркутской области и Якутии на юг Дальнего Востока.
Это значительно удешевляет строительство, ведь большая часть трассы – совместное движение двух труб, что резко повышает эффективность проектов. Кроме того вовлекаются в оборот крупнейшие месторождения Юрубчоно-Тохомской, Ковыктинской, Верхнечонской, Талаканской, Чаяндинской зон. По сути дела, открывается путь к освоению новой – Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Подчёркиваю, что это вариант не только Республики Саха (Якутия), но и Министерства природных ресурсов России, «Газпрома» и «Сургутнефтегаза».
Владимир ПУТИН: Вопрос, который вы сейчас подняли, относится к разряду не региональных, а общегосударственных, стратегических. Поэтому всё, что у вас наработано, прошу в самое ближайшее время мне представить. Я приложу их к пакету документов, которые будут сделаны сейчас, повторяю, различными министерствами и ведомствами, «Транснефтью», «Газпромом». Я уже говорил об этом, только вчера подписано соответствующее поручение Правительству Российской Федерации, чтобы были обобщены все эти материалы. Ваши документы будут как нельзя кстати, потому что за счёт того, что есть в Восточной Сибири, прежде всего в Якутии, эта труба и должна быть заполнена.
Маргарита Нифонтова.
фото — сайт Накануне.ру