23/12/2024

В начале декабря «Газпром» отметил историческое достижение — рекордные поставки трубопроводного газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» (с Чаяндинского месторождения в Якутии, Ковыктинского — в Иркутской области). Согласно контракту, максимальный объем поставок российского трубопроводного газа в Китай по Восточному маршруту должен составлять 38 млрд м3/год. А в целом в начале декабре исполнилось 5 лет с того момента как как вообще был запущен магистральный газопровод «Сила Сибири».
Мне же в этой связи подумалось, что именно в Якутии стартовали крупнейшие проекты по освоению Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции,  федеральная Восточная газовая программа во многом была инициирована руководством нашей республики. В итоге построены крупнейшие магистральные газопровод «Сила Сибири» и нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан».

А начиналось все с приезда А. Миллера («Газпром») в Якутию в 2002 году и совещания при Президенте России Владимире Путине в 2004 году.

Вот исторические строки (Владивосток, 2004 года):

Вячеслав ШТЫРОВ: Хотел бы обратить внимание и на относительно новый вид транс­порта для Дальнего Востока – это трубопроводный транспорт. Неделю назад в Якутске прошло Межрегиональное совещание по проблемам освоения нефтяных и газо­вых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, на котором было подтверждено, что запасов газа в Эвенкии, на севере Иркутской области и юге Республики Саха (Якутия) достаточно для того, чтобы на­чать реализацию газового проекта любой мощности, хоть 100 миллиар­дов кубометров газа в год, хоть 200 миллиардов.

Владимир ПУТИН: Вячеслав Анатольевич, а загрузка нефтяной трубы?

Вячеслав ШТЫРОВ: Для того чтобы обеспечить наиболее эффективную загрузку нефтепроводов, требуется поставить на баланс примерно 1,5 миллиарда тонн нефти. На сегодняшний день на балансе стоит 1 миллиард тонн. Но геологические перспективы таковы, что в течение двух-трёх лет эти 500 миллионов тонн ещё будут поставлены на баланс. Но, заметьте, мы говорим о наиболее эффективной загрузке трубы, ког­да надо 50 миллионов тонн нефти подать на Восток. Если говорить о 30 миллионах тонн, этот проект хоть сегодня можно начинать.

Владимир ПУТИН: Вячеслав Анатольевич, то, что вы сейчас говорите, крайне важно. Вы с уверенностью это предлагаете?

Вячеслав ШТЫРОВ: Я говорю с абсолютной, стопроцентной уверенно­стью.

Мухамед ЦИКАНОВи. о. заместителя Министра экономического раз­вития и торговли России: Владимир Владимирович, на самом деле так оптимистично сказать невозможно. Поскольку мы считали, и суммы по запасам, и по инвестициям, и сроки окупаемости у нас расходятся. Что­бы поставить на баланс необходимые объёмы, требуется достаточное количество денег, которого сегодня реально не существует. Только на запасы требуется где-то около 10 миллиардов долларов, не говоря о са­мой трубе.

Вячеслав ШТЫРОВ: Прошу прощения, Мухамед Мухадинович, действи­тельно требуется определённая сумма на геологоразведочные ра­боты для улучшения эффективности проектов. Но сегодня стоят на государственном балансе подтверждённые запасы по категории С1 и С2 – 6,7 триллиона кубометров газа. Для того чтобы сделать проект на 100 миллиардов кубометров и подать газ на Восток, в том числе и для международных проектов, требуется 3 триллиона кубометров, то есть у нас сейчас вдвое больше запасов по газу. Проект по нефти на 30 мил­лионов тонн можно начинать хоть сегодня, на 50 миллионов тонн по­требуется ещё один год.

Владимир ПУТИН: При 50 миллионах оно уже стопроцентно окупаемо?

Вячеслав ШТЫРОВ: Да. Я говорю исключительно о подтверждённых запа­сах, которые стоят на балансе, все документы находятся в Москве.
Хотел бы также ещё раз обратить внимание на очень важный во­прос – маршруты трасс нефте- и газопроводов. Вариант, о котором мы все говорим, Восточная Сибирь – Находка, стал доминирующим. Варианты Ангарск – Дацин и другие становятся второстепенными. Это абсолютно правильно. Но при конкретном обсуждении трассировки возникает много вопросов: экономических, экологических, техниче­ских, сейсмичности зон и других. Помимо принятого сейчас в каче­стве основного варианта прохождения нефте- и газопроводов вдоль Байкало-Амурской железной дороги, Правительство Республики Саха (Якутия) при участии Министерства природных ресурсов Рос­сии, РАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз» проработало новый – северный вариант прохождения трасс, где нефте- и газопроводы идут в одном коридоре через основные нефтегазоносные районы Эвенкии, Иркутской области и Якутии на юг Дальнего Востока.

Это значительно удешевляет строительство, ведь большая часть трассы – совместное движение двух труб, что резко повышает эффективность проектов. Кроме того вовлекаются в оборот крупнейшие месторожде­ния Юрубчоно-Тохомской, Ковыктинской, Верхнечонской, Талаканской, Чаяндинской зон. По сути дела, открывается путь к освоению но­вой – Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Подчёр­киваю, что это вариант не только Республики Саха (Якутия), но и Мини­стерства природных ресурсов России, «Газпрома» и «Сургутнефтегаза».

Владимир ПУТИН: Вопрос, который вы сейчас подняли, относится к раз­ряду не региональных, а общегосударственных, стратегических. Поэтому всё, что у вас наработано, прошу в самое ближайшее время мне представить. Я приложу их к пакету документов, которые будут сделаны сейчас, повторяю, различными министерствами и ве­домствами, «Транснефтью», «Газпромом». Я уже говорил об этом, только вчера подписано соответствующее поручение Правительству Россий­ской Федерации, чтобы были обобщены все эти материалы. Ваши до­кументы будут как нельзя кстати, потому что за счёт того, что есть в Восточной Сибири, прежде всего в Якутии, эта труба и должна быть заполнена.
Маргарита Нифонтова.
фото — сайт Накануне.ру