26/05/2025

Наверное, об этом задумывался каждый. О роли личности в истории. Казалось бы, уже давно должен был быть придуман способ, чтобы управление предприятием, отраслью, регионом, государством могло бы осуществляться вне зависимости от особенностей характера человека. Столько научных изысканий на эту тему, опыта, практики. Но каждый раз приходится убеждаться, что, как правило, все зависит от человека. От его личностных качеств и, я бы еще добавила, какого-то доброго, позитивного начала и желания неустанно работать. Если это все будет, хорошо, нет – увы. Примеров тому масса. Наша республика в этом смысле – не исключение.
Я часто вспоминаю период моей жизни в 1990-е годы. Наверное, потому что он пришелся на время моей учебы в университете, молодость. С одной стороны, это было очень весело и как-то беззаботно. С другой – происходящее в нашей стране, в республике не могло не отложиться в памяти. Это был период, когда трясло всех и вся. Когда люди годами не получали заработную плату. Как, например, мой отец, инженер, — он два года ходил на работу без оплаты. Сейчас сложно себе даже такое представить. Но ведь это было. И так жили работники многих отраслей народного хозяйства Якутии. Как люди справлялись с этим? Кто-то делал взаимозачеты бартером, кто-то таксовал. Коммунальные аварии шли одна за другой. Социальные объекты находились в крайне плачевном состоянии. Одним словом, это была борьба за выживание, а не жизнь. Честно говоря, вообще непонятно, как мы все это преодолели…
Ждать помощи было неоткуда. Республике нужно было как-то выбираться из этого состояния, что сделать было не так-то просто.
Приведу пример, показывающий, в каком состоянии находилась Якутия после 1990-х годов.
16 октября 2002 года на заседании Палаты Республики рассматривалось положение народного хозяйства Якутии и стал понятен масштаб проблем. Как сказала тогда депутат Зоя Корнилова, «финансы республики разваленные». Подавляющее большинство отраслей народного хозяйства было убыточным. Островком благополучия была только компания АЛРОСА, которая давала 70 процентов доходной части бюджета республики. Кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам ЖКХ составляла 617 миллионов рублей.  Убытки предприятий — 649 миллионов рублей. Задолженность потребителей за оказанные жилищно-коммунальные услуги в 1999 году достигла более двух миллиардов рублей.
По состоянию на 1 октября 2002 года задолженность по заработной плате в целом по республике составляла 1 миллиард 915 миллионов рублей. 55 процентов предприятий государственного сектора экономики были убыточны. Только за 2000-2001 годы из сел в города мигрировало более 20 тысяч человек. Государственный долг республики по состоянию на 1 октября 2002 года составлял 11,4 миллиарда рублей. И все это в тех деньгах, а не нынешних.
Если говорить просто – это был самый настоящий коллапс. Это сейчас читаешь стенограмму и вроде как все прошло, это же было когда-то давно, 23 года назад. Но тогда-то это была наша жизнь! Жизнь каждой семьи и каждого предприятия, которые непонятно за счет чего теплились.
И тогда казалось, что это какая-то пропасть, из которой не выбраться никогда. Куда ни кинь – всюду клин. И надеяться на одну компанию АЛРОСА тоже было нельзя. Ей же тоже надо было как-то жить, развиваться. Тем более что в тот период у компании планов было громадье. Строились Нюрбинский ГОК и Вилюйская ГЭС-3, проектировался подземный рудник «Мир», началась реализация масштабных проектов по алмазодобыче в Анголе и Архангельской области, развернулись масштабные геологоразведочные работы по поиску алмазов.
Поэтому ситуация была на грани. При этом, как было отмечено на заседании Палаты республики, если бы все кредиторы тогда Якутии разом предъявили свои долги, то республика в одночасье стала бы полным банкротом.
Как сказал тогда президент Якутии Вячеслав Штыров«На самом деле многие причины заключаются в том, что не только в 1998 году, а, пожалуй, ещё раньше 1998 года, в республике не было чёткого плана развития и понимания того, чего же мы хотим добиться и куда идём. Многие решения принимались абсолютно спонтанно, необоснованно вообще. Общего плана развития не было. Это самый главный урок, который мы должны извлечь. И это привело к колоссальной несбалансированности отраслей народного хозяйства, социальной сферы. Правительство, Президент Республики Саха (Якутия), Госсобрание не сформулировали ни целей, ни средств, ни путей развития республики. В результате мы находимся в таком сложном состоянии, мягко говоря». И заявил, что теперь «мы должны работать в согласованном, программном ключе».
***
И вот в этом-то программном ключе и пошло дело. И кто бы мог тогда подумать, что такой подход и спасет республику от банкротства. Более того – выведет в реальные лидеры не только по Дальнему Востоку, но и в стране. И самое главное – даже не по показателям промпроизводства, хотя и это тоже важно. А – интеллектуально, идейно. Якутия станет настоящим лидером, на который будут ориентироваться. И, как рассказывал позже Вячеслав Анатольевич Штыров, многие в кулуарах даже обижались – почему-то эта Якутия тянет все на себя – внимание, федеральные средства. А ведь все просто – кто работает, трудится не покладая рук, а не изображает деятельность, того рано или поздно заметят. И поймут, что вот на этих людей, на этот регион можно положиться. Они сообща не только выведут свою территорию в лидеры, но в целом потянут ввысь за собой все народное хозяйство страны.
Вот так и случилось с Якутией много лет назад. После полного провала 1990-х мы сумели стать именно таким регионом-лидером, за которым тянулся весь Дальний Восток и на который с уважением смотрела вся страна.
Как это произошло? Поэтапно.
Наверное, немногие тогда могли себе представить, к чему приведут пятилетние программы, разработанные Правительством Якутии для каждой отрасли народного хозяйства. А ведь именно эти первые управленческие решения стали тем толчком, который позволил нам постепенно встать на ноги. Угледобывающая, золотодобывающая промышленность, строительная, дорожная отрасль, авиация — и так по цепочке.
А первое совещание, проведённое под руководством нового президента Якутии, было посвящено возобновлению строительства железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск. Так было реанимировано это строительство, и в 2019 году (теперь мы уже знаем промежуточный конец этой истории) состоялся торжественный пуск пассажирского движения. И по этому показателю, и по грузообороту компания «Железные дороги Якутии» сегодня бьет все рекорды. Тут даже не нужно приводить цифры.
А ведь как все это было? Заслуженный строитель Российской Федерации Александр Дудников вспоминает: «Вячеслав Анатольевич, став руководителем республики, смог найти единомышленников и найти такие аргументы, которые убедили Правительство Российской Федерации принять постановление и выделить федеральное финансирование на строительство якутской железной дороги». «Кстати, это был целый детектив, как подписывалось постановление – кипели очень большие споры. От полного отрицания до нахождения точек соприкосновения», — добавляет Дудников. А теперь у «Железных дорог Якутии» есть планы строить дорогу дальше – на Магадан.
Сколько пришлось преград преодолеть на этом пути – от Томмота до Нижнего Бестяха, знает только правительство Якутии, которое буквально грудью пробивало проект. Вплоть до последнего – когда зависло выделение 2 млрд рублей на достройку пускового комплекса и Штыров прямо на заседании Совета Федерации сказал тогдашнему вице-премьеру российского правительства Аркадию Дворковичу: «Возьмите ручку и запишите…» В том смысле, что у нас в стране строится одна-единственная железная дорога, а денег на нее не выделяется.
А по поводу моста через Лену ушедший от нас в прошлом году выдающийся государственный деятель Якутии Артур Алексеев сказал так: «По моему субъективному мнению, очень многое зависит от конкретного человека, личности. Мне кажется, если бы Вячеслав Анатольевич Штыров оставался президентом республики после 2010 года, наверное, мост этот был бы построен, железная дорога пришла бы в Якутск, и по сути дела был бы решен очень серьезный вопрос по развитию транспортной инфраструктуры республики».
На подписании инвестиционных соглашений, 2009 г.
То же самое, кстати, можно рассказать про масштабнейший проект по строительству газопровода по дну реки Лена для газификации улусов на правом берегу. Мало кто в принципе верил в этот проект. Как вспоминает тогдашний министр промышленности Якутии Александр Оглы«Мы работали сутками. Помогало то, что у нас была хорошая команда, и в итоге мы все сделали, несмотря на сложности и трудности. Конечно, сыграла свою роль поддержка руководства республики. Поэтому, наверное, это был один из самых сложных, с точки зрения практических дел, период в моей работе. Но я рад, что все получилось и благодаря этому сейчас республика имеет серьезный потенциал, позволяющий активно газифицировать заречные улусы, что в свою очередь качественно изменило жизнь людей, привело к совершенно новому уровню жизни». А много лет возглавлявший Мегино-Кангаласский улус Владимир Птицын подтверждает: «Старики говорят, смеясь, что даже делать нечего стало: раньше нужно было в шесть утра вставать, печку топить, следить за ней, а теперь таких забот нет. Лес не рубится, экология сохраняется».
Но еще большее развитие республика получила с решением в 2006 году о разработке уникального в своем роде документа – Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
Вот сейчас принимается множество стратегий, разного рода программ, но почему-то они не оказывают такого взрывного влияния на рост экономики республики как Схема Якутия-2020. А этот документ, добро на разработку которого дал Президент России Владимир Путин, и который был утвержден Правительством России, стал именно такой движущей силой. Опять же потому, что к его разработке подошли масштабно, комплексно, системно. Работали ведущие умы Якутии и России, целые научные коллективы. И в итоге первой среди всех регионов России республика получила настоящий документ развития. Это был реальный план, который, если уж быть честными до конца, реализовывается и по сей день.

Совершенно новое развитие получило сельское хозяйство. На развитие аграрного сектора в те годы ни один субъект Российской Федерации не выделял столько средств, как Якутия. Их объем достигал 15 процентов от общей величины расходов консолидированного республиканского бюджета. Это по нынешним временам огромные средства – до 60 млрд рублей в год. Представьте, на каком уровне была поддержка сельского хозяйства республики!

Был выбран путь масштабной реконструкции и строительства новых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Во всех улусных центрах были построены пищекомбинаты, а в деревнях с размахом начали заготавливать молоко, мясо. И люди стали через субсидии получать деньги, стали зарабатывать. Поэтому поголовье скота постепенно увеличивалось.

Как подтверждает министр сельского хозяйства того периода Дмитрий Наумов, дело было не только в реформах, контроле и в финансировании: «В то время на уровне Российской Федерации не было программы о поддержке развития сельского хозяйства, а нам президент республики дал задание разработать республиканскую программу комплексного развития сельского хозяйства. Кроме развития сельского хозяйства, программой было предусмотрено комплексное развитие села по различным направлениям: газификация, жилищное строительство, строительство социальных объектов, мелиорация земель и т.д. У селян появилась стабильная поддержка. Президент Якутии Вячеслав Штыров каждый месяц собирал всех членов правительства и руководителей ведомств, и контролировал, принимал отчеты о том, как реализуется программа развития села. В первую очередь был контроль над финансированием. Оценивая все сделанное, сегодня я могу с уверенностью сказать — правильно принятые решения начала 2000-х годов президентом Штыровым обеспечили жизнь якутскому селу. Якутские села живы и там живут люди».

Крупнейшие инвестиционные проекты были задуманы и получили свое воплощение – начали работу угольные гиганты «Колмар» и «Эльга». Именно тогда же началась разработка глобальных проектов по созданию в республике нефтегазовой промышленности общероссийского масштаба и мирового уровня. В Якутии разрабатывались проекты по освоению новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции, вовлечению основных месторождений в эксплуатацию, прохождению трассы магистральных нефте – и газопроводов (впоследствии они стали нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан» и газопроводом «Сила Сибири»). Прорабатывались вопросы размещения на Дальнем Востоке нефтегазоперерабатывающей, газохимической промышленности, газификации всего юга Дальнего Востока.
Произошло объединение изолированных энергосистем Якутии линиями электропередачи. Для этого были построены тысячи километров высоковольтных линий электропередачи: Чернышевский–Мирный–Ленск–Пеледуй–Витим; Светлый–Мирный; Мирный–Сунтар–Кемпендяй–Олекминск–Алдан; Нижний Куранах – Томмот – Майя – Нижний Бестях и ряд других. Они объединили главные электростанции – Нерюнгринскую и Якутскую ГРЭС, каскад Вилюйских ГЭС. По Южно-Якутскому гидроэнергетическому комплексу были проведены изыскательские работы, выбраны створы для будущих гидроэлектростанций.
Выполнено технико-экономическое обоснование для первой из них — Канкунской ГЭС. И строительство этой ГЭС теперь стоит в Генсхеме размещения энергообъектов до 2042 года.
Транспортный комплекс стал ведущим в Якутии. Та работа, которая была проведена в середине 2000-х годов правительством республики, получила продолжение в виде создания авиакомпании «Якутия». Благодаря чему Якутия не только не потеряла свои авиационные мощности, но и вышла на новые рубежи – к 2012 году авиакомпания «Якутия» из почти двух сотен работающих на рынке по показателям пассажирооборота вошла в первую десятку крупнейших компаний России и была безусловным лидером на Дальнем Востоке. Активно начали строиться федеральные дороги «Колыма», «Лена» (которая в 2005 году была признана худшей дорогой в мире!), была передана в федеральную собственность автодорога «Вилюй» и теперь мы имеем отличную дорогу на вилюйском направлении. В целом в республике образовалась опорная сеть автодорог, к которой стали подключаться и региональные автодороги.
Список сделанного, кажется, можно продолжать бесконечно. Здесь — и новое дыхание культуры, и массовое строительство социальных объектов, школ, больниц, цирка, новые здания музеев и библиотек, и многое другое. Отдельная строка – это строительство новых жилых домов, тут мы вообще били все рекорды. Не на бумаге, а на деле.
Невероятное достижение того периода — признание ЮНЕСКО Олонхо шедевром устного и нематериального наследия человечества. Как оценила всю эту работу бывший вице-президент республики Евгения Михайлова«Если охарактеризовать стиль управления Вячеслава Анатольевича республикой, сделанное им, то можно повторить слова Николая Гоголя, который, говоря о Пушкине, сказал, что он «есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». То же самое можно сказать о Штырове. Вячеслав Анатольевич не только оставил значительный след в истории развития республики, но и очень многое преобразовал».
***
А как мы, жители Якутии, прочувствовали на себе изменения к лучшему? По себе помню, что шла как-то в магазин и задумалась – почему мы не покупаем мясо? Отчетливо помню тот момент. Мы действительно не покупали мясо, привыкли есть «окорочка Буша», еще что-то. Элементарно, потому что раньше на мясо не хватало денег.
В Якутске же начался снос ветхого и аварийного жилья – на моих глазах старющие деревяшки по улице Курашова были снесены одна за другой. Как выяснилось позже, в республике (на федеральном уровне такого не было) была принята своя, республиканская, программа по сносу ветхого жилья.
Или, как рассказывают очевидцы, в Кобяйском улусе, например, с отоплением была просто беда. Люди реально топили буржуйки. И вдруг как-то все наладилось, начали топить по-человечески. И это касается не только Кобяйского улуса, но и многих других. Работа жилищно-коммунального хозяйства, которое дышало на ладан, наладилась.
Дальше у населения появились средства на поездки в отпуск, покупку недвижимости, машин. Мы действительно стали жить лучше. И вот такие, казалось бы, элементарные житейские вещи стали населению Якутии доступны. Можно сказать, люди, наконец, спокойно вздохнули.
В общем, как нарекли тот период многие – это был якутский ренессанс.
***
И вот я задаюсь вопросом – как, как нам удалось выйти из того сложнейшего периода, когда буквально руки опускались. Когда реально сложно было что-то даже придумать, чтобы выйти из тяжелейшей ситуации?
И ответ приходит сам собой. В Якутии всегда были талантливые, сильные люди. Мы, северяне, умеем держать слово, умеем полагаться друг на друга и доверять, и умеем добиваться своего. Такими нас сделала природа, суровый климат и в этом смысле, мне кажется, мы очень отличаемся от других регионов. Поэтому особенно в трудный период мы можем сплотиться, постоять один за всех и все за одного. Потому что если не мы, то кто?
Но есть одно но – для того, чтобы уверенно идти вперед и реализовать все свои возможности, нам нужен настоящий Лидер. Человек, который способен и день и ночь работать ради республики. Без всякого преувеличения. Который все недюжинные силы своего таланта, ума, воли направит на одну цель – на то, чтобы республика развивалась, а люди жили лучше день ото дня. Который способен объединить, повести за собой, и еще – правильно поставить цель.
Без такого лидера, к сожалению, ничего не получится. И, как говорит государственный и политический деятель Якутии и России Александр Акимов, нам очень повезло, что на том отрезке пути республику возглавил Вячеслав Анатольевич Штыров: «Сейчас не хватает таких управленцев, которые прошли серьезную школу, подготовку. Вячеслав Анатольевич относится к плеяде очень крупных руководителей, и республике сильно повезло, что он возглавил ее в очень сложное время для всей России и для Республики Саха (Якутия). Это должны все понимать – другой вряд ли бы вытащил экономику республики из того болота, где она находилась».
Это не просто слова. Это подтверждает сама жизнь. И теперь, чем дальше мы уходим от того периода, тем больше становится ясно – так и есть. Большое видится на расстоянии.
Более того, я скажу, что именно такой человек и нужен нам не только во главе республики, но и страны. Человек не только всесторонне подготовленный и имеющий большой практический успешный опыт управленческой работы. А стратег, умеющий видеть на годы, десятилетия и даже столетия вперед. И не просто умеющий видеть, а готовый приложить все усилия, чтобы со своей командой сдвинуть с места это несдвигаемое. Запустить такие коренные процессы, механизмы, которые спустя даже много лет позволят стране, региону жить и процветать. Но самое главное – человек неравнодушный, которому дорога каждая речушка, каждое село, каждый человек, живущий в нашей большой стране.
И очень жаль, что мало, слишком мало таких людей мы видим в жизни. Но я верю, что не оскудела земля наша и еще рождает вот таких настоящих Лидеров. А значит, у нас есть будущее.
Маргарита НИФОНТОВА.