27/05/2025

Какими качествами человеколюбия надо обладать руководителю и что такого важного и необходимого надо сделать для людей, чтобы они так признательно говорили о президенте своей республики?

В наше время крайне редко встречается сильный лидер, способный своим личным обаянием и идеями оказывать большое влияние на окружающих. И речь не об авторитарных сильных личностях, которым демократия и выборные процессы могут препятствовать, и не об отсутствии, например, системного подхода к развитию лидерских качеств средствами образовательных программ. Как говорят и пишут современные историки и философы, отсутствие лидера – это признак прогресса, когда современное общество не требует концентрации власти в руках одного человека, от мнения и решений которого зависит не только судьба целого региона или государства, но и всего мира. Вместе с тем анализ больших данных свидетельствует, что отсутствие сильных лидеров – это комплексная проблема, связанная с политическими, социальными и экономическими факторами. Также искусственный интеллект считает, что отсутствие сильных лидеров может привести к неопределенности и трудностям в принятии решений в критических ситуациях, чем изобилует наше настоящее, и для принятия быстрых и решительных действий необходимо наличие сильных лидеров. Конечно, мы догадываемся, что человекоцентричность искусственного интеллекта – от его создателей, то есть от людей. Человек, мы думаем, никогда не будет стремиться заменить людей, но имитировать интеллектуальные функции человека ИИ уже способен. Вообще говоря, мы знаем, что среди людей есть не только «великие комбинаторы», но появляются разные группы людей, например, «имитаторы жизни», которые могут и лидера имитировать, не пародировать, а именно воспроизводить, почти как в телешоу «Один в один». Очень важным ценностным качеством – умением объединять людей, укреплять единство усилий сообществ на благие дела, не разъединять, не разобщать людей, а вдохновлять их на общие достижения, обладают только люди, самые лучшие из них. И я немного расскажу об одном из них, чтобы таких, как Он, стало больше!

Как появляются настоящие лидеры, люди «длинной воли», пассионарии, в терминологии Л. Гумилева, берущие на себя ответственность за судьбы стран, регионов, народов? Вероятно, это зависит и от генетики, заложившей выдающиеся интеллектуальные способности, характер победителя, и от воспитания, примера родителей, образования, жизненных обстоятельств, развивших природные способности, и от места рождения, и от того, что называется исторической необходимостью. Каждое время рождает своих лидеров. А каждый народ, по выражению философа Монтескье, имеет того лидера, которого заслуживает.

Вячеслав Анатольевич Штыров – коренной якутянин, и, хотя детство и юность его прошли в Приморье – месте службы отца контр-адмирала, после учебы он по распределению прибыл в Якутию, на строительство Вилюйской ГЭС. Он часто вспоминает слова мамы Нины Ивановны: «Родная земля позвала…». Якутия стала его судьбой. Не сомневаюсь, что, выбрав местом работы свою суровую родину, он меньше всего думал о собственной карьере и благополучии, «получить место под солнцем» при его выдающихся способностях можно было и в более теплых краях и комфортных условиях. Но этот человек создан для преодоления. Иначе ему неинтересно. Творческое, созидательное начало – основа его многогранной личности.

Дар стратега, мощный интеллект, энциклопедическая образованность позволяют сравнить Вячеслава Анатольевича с личностями эпохи Возрождения, поставить в один ряд с выдающимися государственными деятелями и учеными современности. На какой бы должности ни работал В.А. Штыров, он проявлял задатки настоящего руководителя, и, по отзывам многих, было ясно – его ждет большое будущее. И оно не замедлило наступить. Но не потому, что очень стремился, а потому что, замечая его незаурядные способности, старшие товарищи, руководители, поручали ему все более ответственную работу. До сих пор он вспоминает с благодарностью тех, кого называет своими учителями: Евгения Никаноровича Батенчука, Анатолия Петровича Рябова, Льва Леонидовича Солдатова, Валерия Владимировича Рудакова, Юрия Николаевича Прокопьева, Михаила Ефимовича Николаева.

С 1975-го по 2002-й шаг за шагом В.А. Штыровым был пройден трудовой путь от мастера участка, заместителя управляющего трестом, вице-президента и Председателя Правительства республики, президента АК «АЛРОСА» до всенародно избранного Президента Республики Саха (Якутия). Глубокое знание производства, его особенностей и проблем, бесценный опыт государственного управления в тяжелые времена смены экономического строя, завидная работоспособность и стойкость натуры, нацеленность на результат – все это позволило Вячеславу Анатольевичу принять на себя и успешно, с честью пронести через без малого два срока президентства бремя ответственности и почетную обязанность Главы республики.

В науке есть такое понятие – «герменевтический круг», когда прошедшие события, получая последовательную интерпретацию в течение времени, каждый раз приобретают новое осмысление, все более ярко раскрываясь в своем истинном значении. Думаю, что истинное значение для судьбы республики «эпохи Штырова» еще предстоит оценить тем, кто придет после нас.
«Схема» как необходимость

Что явилось главным в его деятельности на посту руководителя республики? С чего начал новый президент?

Прежде всего был реализован системный подход к решению накопившихся крупных социально-экономических проблем республики, а ее долгосрочное перспективное развитие поставлено на плановую основу. Президент исходил из того, что управление государством, регионом, организацией – это и наука, и искусство. Его эффективная реализация сначала требует концентрации интеллектуальных усилий по созданию плана действий, потом еще более высокой концентрации для принятия грамотных управленческих решений по воплощению намеченного в жизнь.

В самые трудные перестроечные годы, когда разладилась вся система государственного управления в стране, возобладавшая стихия рынка, передел собственности, тяжелые социальные проблемы перевели управление в режим «латания дыр». Правительство зачастую было вынуждено выполнять функции «пожарной команды». Сложное положение многих производственных предприятий и целых отраслей, падение уровня жизни населения, долги и неплатежи не позволяли системно заниматься проектированием будущего республики. Руководство республики ценой неимоверных усилий, но с честью преодолело испытания, выпавшие на долю Якутии, сохранив производственный потенциал и снизив остроту социальных проблем. Еще в 2000 году по инициативе первого президента Якутии М.Е. Николаева правительством республики были разработаны «Основные направления социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 г.» (утверждены 11.05.2001 г.), определившие цели развития республики в новом веке и пути их достижения. Это была своего рода предтеча главного перспективного документа – Схемы развития республики до 2020 года. Тогда, в 2002 году, в начале пути, многие не верили в возможность ее составления, утверждения, а главное, реализации.

В.А. Штыров верил. Он попросту знал, что, если есть историческая необходимость, она непременно будет реализована. Надо только работать. Системно, тщательно, кропотливо, пробивая стены непонимания, расширяя круг участников процесса, сторонников и в республике, и на федеральном уровне. Обладая огромным даром убеждения, президент не только «обратил в свою веру» руководство республики, министров, парламентариев, управленцев, но и превратил их в команду, сплоченную общей идеей, «заразил» всех нас своим видением будущего республики, нацелил на созидательный труд. А самое главное, Вячеславу Анатольевичу удалось убедить руководство страны. Еще в декабре 2004 года на встрече с Президентом России В.В. Путиным Штыров поднял вопросы развития не только республики, но и всего северо-востока страны. Его авторитет, умение ставить и добиваться разрешения общих проблем региона выдвинули его в лидеры и среди губернаторов округа. Многие федеральные руководители самого высокого уровня, руководители крупных бизнес-структур поддержали Схему комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 г., имеющую межрегиональное и общероссийское значение, включились в ее реализацию. Ведь смысл Схемы-2020 не только в росте производственного потенциала, это не самоцель, а в том, чтобы, грамотно задействовав и развив его, совершить прорыв в социальной сфере, уровне и качестве жизни населения, приблизить условия жизни северян к принятым в современном мире. Мы гордимся нашими производственными достижениями, введением в строй крупнейших объектов, таких как Светлинская ГЭС, Якутская ГРЭС, Якутская ГРЭС новая, каскад Вилюйских ГРЭС, подземные рудники по добыче алмазов на западе Якутии, трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) на юге республики, доведение железной дороги до Нижнего Бестяха и др. Потому что каждая добытая на введенных в промышленный оборот новых месторождениях тонна нефти, каждый кубометр природного газа, каждый километр введенных в строй железных и автомобильных дорог приносят дополнительный доход республике, новые возможности. А рост доходов, создание новых рабочих мест – залог устойчивого развития человеческого капитала. Нас с вами, наших детей и внуков. Будущих поколений.

Несомненной исторической заслугой В.А. Штырова является то, что в значительной мере благодаря его созидательной энергии и воистину титаническим усилиям, страна приобрела, как сейчас говорят, «восточный вектор развития», стратегию, которая органично встроена в программу модернизации России «Стратегия-2020».

В январе 2021 г. Глава Якутии А.С. Николаев дал высокую оценку Схеме-2020, назвав её «уникальным документом территориального планирования»: «Схема-2020 предусматривала работу по трем главным направлениям:
— модернизация действующих базовых отраслей народного хозяйства (цветная металлургия. алмазодобыча, угольная промышленность, сельское хозяйство и ряд других);
— создание новых для Якутии отраслей (нефтегазовый комплекс, производство минеральных удобрений, чёрная металлургия, добыча урана);

— комплексное развитие инфраструктуры.

Схема предусматривала комплексное развитие 3-х больших территориальных кластеров. Это, например, развитие Западной Якутии, где в первую очередь планировалось становление нефтегазовой отрасли… Мы видим, что реально за последние 15 лет на наших глазах возникла новая отрасль экономики – нефтегазовая, которая работает не только на наше внутреннее потребление, а на экспорт в мировых масштабах. В Южной Якутии построен новый перспективный угледобывающий комплекс на Эльге, создан ряд крупных предприятий, обслуживающих нефтегазовый комплекс. В скором времени один за другим будут вводиться новые объекты в рамках проекта «Томпонский горнопромышленный узел». … Развёрнуто строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, началось создание опорной сети автомобильных дорог, соединены линии электропередачи Западного, Центрального и Южного энергорайонов республики, проведена огромная работа по газификации населённых пунктов. И то, что сделано, уже привело к очень позитивным изменениям в макроэкономических показателях развития республики. … В целом, Схема-2020 сыграла выдающуюся роль в экономическом развитии нашей республики».

На вопрос журналиста: «Каким он был у руля региона?», – Айсен Сергеевич ответил: «Вячеслав Анатольевич с его блестящим интеллектом – я мало знаю людей с таким интеллектом, как у него, с его огромной работоспособностью, а он реально мог работать сутками без сна для решения тех или иных задач, с его настойчивостью в решении вопросов, и в хорошем смысле этого слова – бесстрашием в дискуссиях, сыграл очень большую роль в формировании меня как личности, как руководителя».
Главное качество Штырова

Если бы меня спросили, какое качество является главным в личности Штырова-руководителя, то я бы назвала ответственность. Ответственность за сказанное слово, за данное обещание, за дело, которое является главным в жизни. Сегодня ни для кого не секрет, что это исконно мужское качество в большом дефиците. Сколько политиков на наших глазах, особенно в период, как сейчас, выборных кампаний, раздают щедрые посулы налево и направо, забывая о них на следующий же после выборов день. К сожалению, у нас нет за это ответственности уголовной. Но людей не обманешь. Впечатление остается и копится, превращаясь в устойчивую репутацию. В этом смысле у Вячеслава Анатольевича репутация завидная.

Говорить правду, сделать все возможное, а зачастую и невозможное для решения поставленных задач – на это неустанно нацеливал нас президент, сам этот принцип неукоснительно соблюдал при любых жизненных обстоятельствах.

Взяв на себя в 2002 году ответственность за судьбу республики, за исторически короткий срок – 9 лет – он сумел вывести ее на передовые позиции в регионе, да и по многим позициям в стране в целом. Вот характерная деталь: наверное, немного найдется руководителей регионов, которые регулярно отчитывались бы о выполнении своих предвыборных программ, В.А. Штыров отчитывался ежегодно по каждому пункту программы «Будущее в наших руках» до тех пор, пока она не была исполнена в 2007 году. Это дало ему полное право заявить на церемонии вступления в должность Президента республики во второй раз в январе 2007 г.: «… подводя итог в целом, сегодня можно сказать, что основные положения предвыборной программы и главные задачи пятилетнего плана социально-экономического развития Якутии на 2002-2006 годы в основном выполнены. Создан надежный фундамент для дальнейшего поступательного экономического и социального развития, укрепления государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации».

Все мы помним, как впервые вступая в должность президента республики, Вячеслав Анатольевич обещал «работу трудную, но интересную». Но вряд ли мы тогда представляли, насколько будет она трудна и интересна. И теперь по прошествии лет мы можем сказать: «Да, работа была трудной, но творческой, увлекательной и эффективной, есть чем гордиться!». Ведь широта и глубина поставленных задач требовали не только ввести и реализовать на практике программно-целевой метод управления республикой, но и оптимизировать законодательную деятельность, мобилизовать население республики, объединить людей для создания одного большого коллектива якутян. И опять понадобилось умение убеждать, разъясняя, аргументируя все преимущества преобразования Государственного Собрания (Ил Тумэн) в однопалатный законодательный орган, введения системы местного самоуправления как основы формирования гражданской инициативы, полноценного гражданского общества, сильной власти на местах, способной самостоятельно решать проблемы. С 1 января 2006 года Якутия полностью перешла на местное самоуправление.

Широкая поддержка населения – в этом видел В.А. Штыров главное условие исполнения намеченных масштабных преобразований. Поэтому сегодня все муниципальные органы на уровне улусов и районов республики имеют собственные перспективные планы развития, синхронизированные с перспективными планами республики и производственных компаний, работающих на их территории. Эти планы во многом реализуются на основе соглашений о сотрудничестве, подготовленных по инициативе и при поддержке президента Штырова. Благодаря этим соглашениям даже в отсутствие законодательной базы государственно-частного партнерства крупные корпорации-партнеры ведут социальные программы в местах промышленного освоения (Ленск, Витим, Олекминск). Так социальная ответственность бизнеса воплощается на практике.

В нашей республике издавна были сильны процессы консолидации граждан во имя общих интересов, а представители власти всегда шли навстречу пожеланиям общества. Но если в 1990-е годы создавались общественные советы, локальные по составу и возможностям: молодежи, старейшин, женщин, отцов и т.д., – то уже в начале нового века в республике назрела необходимость консолидации общественных сил для решения общих задач. По инициативе В.А. Штырова в 2002 году в республике был создан Общественно-консультативный совет при Президенте РС (Я), в состав которого вошли представители 47 общественных объединений республики, в том числе региональных отделений всероссийских политических партий. Появление в республике такого совета с функциями постоянно действующего совещательного органа задолго до создания Общественной палаты РФ в 2006 году – несомненное достижение и показатель уровня развития гражданского общества в нашей республике.

Важно, что именно личность лидера республики, доверие к его видению развития республики стали основой подписания в самом начале работы вновь избранного президента республики Договора о взаимодействии власти и общества, к которому присоединились все региональные отделения политических партий и крупные общественные организации. Пример, наверное, из разряда единичных в наши сложные времена среди регионов России.
Наше общее достояние

Бывая во многих уголках, городах и самых отдаленных наслегах республики, наряду с замечаниями, предложениями, а иногда и претензиями в адрес руководства множество раз приходилось слышать слова благодарности и поддержки политики президента, а наши мудрые старики говорили: «Штырова нам Бог послал». Такое признание дорогого стоит. «Мне довелось побывать во всех улусах, большинстве населенных пунктов республики. И всегда я ощущал искреннюю поддержку всех жителей Якутии, в этом плане мне было работать гораздо лучше, чем руководителям других субъектов Федерации. Я всегда ощущал теплоту в отношениях и мощную поддержку жителей республики», – говорит Вячеслав Анатольевич. Как психолог могу сказать, что люди очень тонко чувствуют истинное отношение к себе, их не введешь в заблуждение красивыми словами и показными жестами, они искренне признают право руководить собой только за теми, кто живет их интересами, заботится об их благополучии и доказывает это реальными делами!

В политике президента Штырова были приоритеты, но не было слабых сторон. Видеть главное не означало для него уповать на будущее, ждать, когда будут созданы условия для социального развития, оставляя на потом решение острых проблем. Жизнь нынешнего поколения нельзя отложить на потом. Вячеслав Анатольевич не уставал повторять, что экономическое развитие не цель, а средство создания условий для полноценной материальной и духовной жизни человека. Масштабное строительство жилых кварталов в городах и жилья для селян, создание современной инфраструктуры, социальной сферы, больниц и учреждений культуры и искусства, спортивных залов и парков, объектов промышленности и сельского хозяйства – все это сегодня является живым свидетельством его отношения к людям. Я никогда не забуду слов Вячеслава Анатольевича, сказанных нам всем: «Наши души устремлены вместе в будущее. Наши сердца бьются в унисон. И для меня это главное. Это значит, что мы сможем справиться со всеми задачами». И такое взаимное притяжение, духовное и жизнеутверждающее, вдохновляет и воодушевляет всех якутян на созидательную деятельность.

Идея номинирования якутского героического эпоса «Олонхо», который признан ЮНЕСКО шедевром мирового культурного наследия человечества, принадлежит президенту Штырову. Равно, как и идея создания Северо-Восточного федерального университета на базе Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова, чтобы появились новая прочная основа и возможность для успешного развития молодежи, а значит, всей республики.

Охватить проблему целиком, увидеть ее во всех взаимосвязях, оценить, как ее решение выстроится в общую логику развития, и исходя из этого, действовать по плану – такой подход исповедовал Штыров сам и требовал от своих коллег. Социальная сфера еще в советские времена исчерпала экстенсивный ресурс развития. Нужны были новые подходы, новые решения. Я всегда говорю: для того, чтобы соответствовать требованиям новой информационной эпохи, чтобы реализовать наши перспективные планы, нам надо в 1000 раз лучше воспитывать и обучать детей и нашу молодежь.

Вячеслав Анатольевич всегда подчеркивает, что якутяне – особая межнациональная общность из более чем 120 народов, сплоченная суровыми условиями проживания, спаянная многовековой дружбой. Эта дружба – наше общее достояние, она особенно ценна сегодня, когда в отдельных регионах страны еще тлеют межнациональные конфликты. Поэтому президент уделял особое внимание сохранению этого согласия, позиционированию республики как примера толерантности и справедливости. Так, в рамках празднования 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства в 2007 году впервые в Якутске состоялись Конгресс народов России, IV Ассамблея народов, Всероссийский фестиваль национальных культур. Не только у нас в республике, но и в обеих столицах страны широко прошли праздничные мероприятия, что еще раз продемонстрировало неразрывность исторических судеб народов Якутии с Россией, их стремление к консолидации, укреплению Российского государства. Сохранение самобытной культуры, языка, традиционного уклада и образа жизни коренных народов Севера – особое значение эта работа приобрела сегодня в условиях интенсивного экономического и промышленного развития Якутии. В 2003 году был открыт Дом народов Севера, а в 2005 г. в г. Якутске состоялся III Конгресс оленеводов мира, в 2006 г. – II съезд эвенов Якутии, в 2007 г. – Конгресс народов Саха, в 2009 г. – III съезд эвенков Российской Федерации и V съезд эвенков Республики Саха (Якутия).

Умение убеждать, превращая противников в сторонников, а убедив, сплачивать и добиваться нужных результатов – этим искусством Вячеслав Анатольевич обладает, как никто другой. Недаром философы определяют диалог как основу понимания и обучения. Диалог опровергает стереотипы, создает доверие и позволяет людям быть открытыми к перспективам, даже если они сильно отличаются от их собственных. Отвечая за социальный блок в правительстве республики и потом работая на посту вице-президента, мне не раз приходилось быть свидетелем и непосредственным участником сложнейших переговорных процессов и на федеральном, и на международном уровне, когда умение нашего президента вести диалог определяло успех дела.

Ставя перед собой амбициозные, казавшиеся порой нам самим нереальными цели, под руководством нашего президента мы упорно шли вперед. Во многом благодаря его усилиям, авторитету и поддержке жителей республики. Поддержке, без которой не будет совместных реальных планов и общих достижений. Достижений во благо процветания нашей любимой Родины.
Строитель современной Якутии

Вячеслава Анатольевича Штырова по праву мы называем строителем современной Якутии, архитектором прочной основы экономического устойчивого развития республики. Когда-то один товарищ, обидевшись, что его долго не принимает президент, в интервью назвал Штырова «прорабом на стройке». Мне пришлось напомнить об эпохе Великого Петра Первого, когда некоторые бояре за глаза называли государя «мастеровым». А «мастеровой-то» пробил «окно в Европу»! И кто помнит тех бояр? Для многих якутян Штыров – знаменосец, не побоюсь пафоса, индустриализации Якутии, создатель новых направлений промышленности, что, безусловно, способствует развитию экспортно-ориентированной экономики республики. Под его руководством республика обрела долгосрочную стратегию развития, открыла новые горизонты для молодежи республики, ради которой, по сути, мы живем и трудимся. Самый ценный урок для молодежи от Вячеслава Анатольевича Штырова – это прежде всего культивация настроя человека («мы можем сделать это сами») и, конечно же, воспитание уверенности в себе («и небывалое бывает»). Как никто другой он обладает необычайно сильным чувством истории. Великолепная память позволяет приводить в пример любое историческое событие и его последствия. Мы знаем, что для Президента Штырова политика была не «искусством возможного», а претворением воли человека. Президент Штыров был уверен – развитие не привносится извне. Развитие происходит только тогда, когда люди видят перспективные направления своей деятельности и имеют возможность творить, производить что-то, делать нужное и полезное. Большинство знает, что деятельность активно развивается только тогда, когда человек уверен в результатах своих усилий и знаний, которые, несомненно, отражаются на их уровне жизни, зарплате, доходах. Поэтому Президентом Штыровым уделялось самое серьезное внимание развитию не только крупных отраслей экономики и системообразующих предприятий, но и развитию собственного дела человека, развитию малого и среднего бизнеса, предпринимательства. Вячеслав Анатольевич всегда говорил, что правительство должно создавать такие условия, чтобы у людей была возможность заниматься самообразованием, саморазвитием, самосовершенствованием.

Со временем мы все стали понимать – нельзя разработать и внедрить сверху национальное самосознание, нельзя купить развитие. Развитие не произойдет само собой, никто не преподнесет его на блюдечке. Надо для этого много учиться, много работать, и главное – самому человеку надо очень сильно желать стать лучше, стать более грамотным, компетентным и ответственным человеком. При Штырове не только экономика республики отличалась особой динамичностью развития, многие приезжие – гости, участники различных мероприятий – по праву отмечали жителей республики как очень активных, талантливых и ярких граждан России, гостеприимных и щедрых хозяев своей республики. Будь это глава многодетной семьи или студент-конкурсант, ученый-биолог или актриса театра, врач-кардиолог или учитель физики, строитель или геолог, все старались достичь целей, внести свою лепту в общее дело, не уронить честь свою и родины. Республика стала одним большим коллективом, нацеленным на высокие достижения во всех вопросах жизнедеятельности человека, где бы он ни жил – в Анабаре, Якутске или Алдане. Основой, надежным фундаментом развития республики была объявлена стабильность в обществе, согласованность действий власти и представителей общественных организаций, трудовых коллективов. Особое внимание, заботливое и, одновременно, требовательное отношение было подрастающему поколению. Современные здания школ и дошкольных учреждений, учреждений среднего профессионального образования и центров дополнительного образования, строительство современных корпусов для ЯГУ-СВФУ и ЯГСХА, зданий училищ и общежитий для учащихся СПО, оснащение учебно-лабораторным оборудованием, введение повсеместно практико-ориентированного обучения – все эти важные вопросы были приоритетными для Президента республики.

И именно Вячеславу Анатольевичу пришла идея получения Якутским государственным университетом им. М.К. Аммосова нового статуса вуза, чтобы, как сказал Президент республики, «ЯГУ не остался на обочине». В начале июня 2005 г., когда мы возвратились из Парижа, где проходили Дни РС (Я) в ЮНЕСКО в связи с номинированием якутского героического эпоса Олонхо, Вячеслав Анатольевич попросил меня заняться подготовкой к юбилею ЯГУ, добиться подписания соответствующего распоряжения Правительства РФ, а также согласия министра А.А. Фурсенко возглавить оргкомитет. Благодаря поддержке Г.А. Балыхина, И.И. Калины, Т.М. Алимовой, мне удалось подготовить проект распоряжения и согласовать со всеми ответственными лицами в Министерстве образования и науки и в Правительстве РФ, кроме самого Фурсенко. Чтобы добиться согласия министра, мне пришлось лететь 15 июня в г. Нагоя на ЭКСПО-2005, где главным экспонатом была голова мамонта, найденного возле с. Юкагир. Лететь через Тихий океан – для меня сродни героическому поступку, но провалить поручение Президента не могла себе позволить. В г. Нагоя министр дал согласие и подписал проект. Руководителем аппарата Правительства РФ тогда был С.Е. Нарышкин, с которым я разговаривала почти каждый день, и, наконец, 1 сентября 2005 г. распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Фрадкова о проведении 50-летнего юбилея ЯГУ им. М.К. Аммосова было подписано.

Затем, благодаря авторитету Президента республики В.А. Штырова, мне удалось согласовать и подписать у Г.А. Балыхина, руководителя Рособразования, и А.А. Фурсенко программу развития ЯГУ на 2007 – 2011 годы стоимостью 2 млрд. руб. На тот момент, как отмечал федеральный министр, программа была единственной в России программой развития вуза, подписанной федеральным министром.
Когда через некоторое время Вячеслав Анатольевич сказал мне, что надо добиться статуса федерального университета для ЯГУ, я ответила словами Эйнштейна: «Если идея с самого начала не кажется абсурдной, то за неё и не стоит браться». Вначале я не очень верила, что при высокой конкуренции большого количества хороших вузов удастся достичь цели поручения. Почти четыре года я писала письма, обоснования, расчеты, десятки раз была на высоких приемах. Сегодня, анализируя работу в те годы, просто поражаюсь и восхищаюсь гениальностью и дальновидностью Вячеслава Анатольевича. Его безупречный авторитет в федеральных структурах открывал мне двери, помогал решать вопросы. Я же проявляла настойчивость, старалась быть более мужественной и решительной, чувствуя поддержку своего Президента.

Далее, хочу перечислить наиболее крупные достижения республики при Президенте Штырове как факторы социально-экономического успеха, чтобы молодые люди знали и помнили:

1. Ликвидация всех задолженностей бюджета, в первую очередь, по заработной плате (2002 – 2003 гг.), что отрегулировало все трудовые споры.
2. Переход на новую систему оплаты труда, ориентированную на эффективность и результативность труда, отказ от ЕТС (Единая тарифная сетка) (2003 – 2008 гг.), что создало условия для увеличения заработной платы работникам учреждений образования, науки, здравоохранения, культуры, спорта и др.
3. Переход на программно-целевое финансирование приоритетных отраслей экономики и социально-культурной сферы республики (22 республиканские программы, например, «Создание условий для духовно-нравственного развития народов республики», «Укрепление правопорядка», «Повышение безопасности дорожного движения» и 18 ведомственных программ).
4. Разработка и утверждение на федеральном уровне стратегического документа по развитию республики – глобальное видение лидера республики. Президент Вячеслав Штыров всегда имел свое принципиальное мнение по вопросу конкурентоспособности экономики республики и никогда не уклонялся от проблем.
5. За 9 лет своего президентства Вячеслав Штыров обеспечил эффективное управление республики, направленное на развитие.
В федеральных и региональных СМИ по результатам различных исследований и опросов Вячеслав Анатольевич неоднократно отмечается как эффективный и влиятельный политик.
6. Модернизация лечебного оборудования в медицинских учреждениях республики (2005 – 2009 гг.), массовая замена рентген-аппаратов 1950 – 1960 г., на новейшее диагностическое и лечебное оборудование во всех муниципальных образованиях.
7. Первое место в РФ по реализации национальных проектов по здравоохранению, образованию, строительству и сельскому хозяйству (2008 г.).
8. Внедрение системы квотирования рабочих мест на предприятиях республики независимо от форм собственности для выпускников учебных заведений всех трех уровней образования (с 2003 г. ежегодно), что на деле обеспечивает трудоустройство молодых специалистов.
9. Обеспечение прорывного строительства объектов социальной сферы (школ, училищ, больниц, учреждений культуры, общежитий, жилья для работников бюджетной сферы).
10. Возврат дольщикам, в основном, сельским пайщикам, незаконно проданного правлением по немыслимо дешевой цене здания «Холбос» и других объектов.
11. Провозглашение ЮНЕСКО якутского героического эпоса Олонхо мировым шедевром всего человечества (2003 – 2005 гг.). Принятие Программы Олонхо, проведение ежегодного национального праздника Ысыах, посвященного Олонхо. Проведение в Якутске фестиваля «Встреча шедевров ЮНЕСКО на Земле Олонхо» – первой коллективной встречи хранителей устного нематериального наследия, носителей традиций разных народов – как вклад Якутии в международную деятельность ЮНЕСКО по защите и сохранению культурного разнообразия человечества.
12. Впервые Якутия стала местом проведения крупнейшего форума народов России: был проведен конгресс народов России «Историческое духовное наследие дружбы народов России» с участием делегатов из 84 регионов страны.
13. Увеличение за 9 лет президентства Штырова продолжительности жизни населения на 3,5 года и достижения 67 лет.
14. Создание Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова на базе ЯГУ им. М.К. Аммосова (Указ Президента РФ Д.А. Медведева) как основы развития Якутии, которой очень нужны образованные трудовые ресурсы. «Хорошие планы должны осуществляться способными людьми», – говорил Вячеслав Штыров.
15. Введение системы местного самоуправления как основы для массовой демократии, расширения гражданского участия, децентрализации и передачи полномочий.
Проведение местных выборов изменило статус населенных пунктов и муниципальных образований от «подчиненного» до «самоуправляемого». Вячеслав Штыров верил, что местное самоуправление станет центральным звеном, которое приведет Якутию к процветающей экономике и жизнеспособной демократии.

16.  Президент Штыров в 2005 г. высказал мысль о необходимости развития Якутска как интернационального города. С этой целью в 2008 г. была проведена Первая Международная конференция «Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве» под эгидой ЮНЕСКО при поддержке МК РФ и неправительственной программы «Информация для всех» с участием делегатов со всех 5 континентов планеты. Итоги конференции получили большой резонанс в мире, на документы конференции ссылаются эксперты мирового класса. Якутии было доверено проведение и Второй Международной конференции «Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве» в 2011 г.

Мир узнает Республику Саха, готовую к сотрудничеству и партнерству. На политической карте мира появляется новая Якутия, для которой основными ценностями являются человек, свобода и демократия.

Якутия должна стать «территорией возможностей» для многих молодых людей, в т.ч. для иностранных студентов. Сегодня в эпоху глобализации и высокой конкуренции высококвалифицированные кадры играют решающую роль в устойчивом развитии страны и повышении ее конкурентоспособности на международной арене. Якутия будет хорошо подготовлена и достойно встретит вызовы новой глобальной экономики, основанной на знаниях, где человеческий капитал становится главным стержнем социально-экономического роста страны. Современный надежный фундамент для этого построен, и только от нас зависит, сумеем ли мы воспитать и научить нашу молодежь древней традиции трудолюбия. У нас для этого есть все.

Вице-Президент Республики Саха (Якутия) (2007 – 2010 г.г.), Президент Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Евгения Михайлова