20/12/2023

Все лето жители Якутии с тревогой следили за положением дел на реке Яне – из-за обмеления произошла существенная задержка завоза грузов. Было потеряно 25 из 70 дней арктической навигации. Жизнеобеспечивающие грузы по Яне доставляются, но другие грузы, скорее всего, в полном объёме доставлены не будут. А что это означает на практике?

Землесос «Олег Стрельченя» на баре реки Яны.

К примеру, строительство атомной станции малой мощности в посёлке Усть-Куйга будет испытывать трудности. Очень серьёзные трудности. А ведь строительство должно быть завершено к 2028 году. И дело касается, конечно, не только атомной станции, но и множества других объектов, предприятий, людей, которые ждут свои грузы. А что значит завезти груз в Арктику, насколько это сложно, долго и дорого, если не успеть сделать это водным транспортом, не понаслышке знают многие жители арктических районов.

И, к сожалению, сложная судоходная обстановка на реках Якутии давно уже не новость и не редкость. Как пишут в своих документах речники, причины в основном две: во-первых, постепенно меняется гидрогеологическая обстановка на реках, а во-вторых, элементарно не хватает дноуглубительной техники.

То есть с каждым годом нашим речникам все труднее удаётся делать свою работу. А ведь это северный завоз – это жизнь наших людей, это, в конце концов, стратегические задачи – развитие Арктики, Северного морского пути.

Так что же происходит, почему ситуация не меняется, а лишь усугубляется?

И вот тут мы подходим к главным проблемным вопросам, которых очень много, но суть одна – в целом, речная отрасль что по стране, что по республике, оказалась заброшена.

Неподъёмный судоподъём

Начнём, пожалуй, с важного для речной отрасли Якутии предприятия – ФБУ «Администрации Ленского бассейна». Предприятие федеральное, но проблемы-то наши, якутские.

Администрация Ленского бассейна занимается судоходной обстановкой – дноуглублением, освещением водных путей так далее. То есть, если представить себе любую реку Якутии (и не только – предприятие работает ещё и на Чукотке, и в Иркутской области) в виде дороги, то работы над ней и есть дело Администрации Ленского бассейна. Без этой работы ни одно судно по рекам не пройдёт.

И что же мы имеем?

Средний возраст земснарядов, которые заняты дноуглубительной работой на реках, составляет более 43 лет. Представляете? Землесосов, как их ещё по-другому называют, не хватает категорически. Ведь углублять дно нужно не только на реках, но и на барах рек, то есть при выходе в море. Нужно как минимум ещё восемь земснарядов, чтобы нормально шла работа. Но ведь вот в чём дело – в программах Минтранса России строительства нужного для наших условий типа земснарядов попросту нет. И на заявки Якутии ведомство не реагирует.

То есть ситуация крайняя уже сейчас, а даже в дальней перспективе ничего не просматривается.

Землесос «Яна» (слева) 1974 года постройки и буксир «Баскунчак» (справа) 1959 (!) года постройки эксплуатируются до сих пор. Буксиру 64 года! 

Если взглянуть на ситуацию с речным флотом в целом, а не только по Администрации Ленского бассейна, то она примерно такая же – практически патовая. Средний возраст грузового флота составляет 32 года, пассажирского – 33 года, судов, используемых на туристских маршрутах – 41 год, при этом более 75 процентов самоходных грузовых судов и буксиров имеют возраст свыше 25 лет. За последние пять лет выбытие грузового флота превышало ввод новых судов в 20 раз.

Как вам такая обстановка на якутских реках? Нужно ли говорить, что цифры эти на практике означают старые суда, которые подлежат бесконечному ремонту, которые не могут гарантировать стопроцентную безопасность доставки грузов и пассажиров, и так далее.

Какие попытки совершаются Якутией по этой проблеме – чуть позже. А пока еще пара  слов по проблемам Администрации Ленского бассейна. А именно – по проблеме так называемого судоподъёма. Имеются в виду старые, затонувшие на берегах рек судна, которые надо поднимать и утилизировать. По ним ведётся работа. Ну, как ведётся? Природоохранная и транспортная прокуратура бдят, было выявлено 264 единицы затонувшего имущества, 24 из которых признаны бесхозяйными, 176 – непонятно кому принадлежат.

И как бы эти суда не несут угрозы для прохода судов по якутским рекам (иначе как бы они вообще ходили?), но прокуратура сказала:  надо, надо эти обломки убирать. И кто бы против? Все только «за». Но где взять деньги? Да и техники, которая необходима для этого, у Администрации Ленского бассейна тоже нет. Прокуратуру это, конечно, не волнует. Есть уже несколько судебных решений, по которым предприятие обязано поднимать эти затонувшие суда. Но, как уже было сказано, денег и спецтехники на это у Администрации Ленского бассейна нет, а собственник – Росморречфлот – их не выделяет. А средств нужно много – до одного миллиарда рублей.

Так и где их брать? Вопрос висит в воздухе.

А тем временем количество работы у Администрации Ленского бассейна всё растёт. Так, с 2021 года объём обслуживаемых водных путей стал больше на почти 2 300 км. А это опять-таки углубление, освещение и так далее.

Жатайский долгострой

Теперь возвращаемся к технике – к речным судам разного класса, которым уже неприлично много лет.

Наверное, уже каждый житель Якутии в курсе, что в поселке Жатай строится Жатайская судоверфь. Строится с 2019 года, вот только сроки ввода объекта в эксплуатацию все отодвигаются и отодвигаются.

Насколько я пониманию, этому есть целый ряд причин.

Среди них – реальный рост цен на все в последние годы. Но нельзя не сказать и о том, что были недоосвоены выделенные федеральными властями средства. И не только из-за нерасторопности заказчика строительства – Жатайской судоверфи. Но и потому, что действующее федеральное законодательство о тендерах позволяет выигрывать их малоквалифицированным и безответственным подрядчикам. В скобках можно сказать, такая же ситуация произошла при строительстве аэропорта в Олёкминске. Надо менять законодательство. Во-первых, чтобы в тендерах участвовали предприятия, имеющие соответствующие компетенции и возможности. Во-вторых, приоритет должен быть отдан местным подрядчикам. И это должно касаться всех строек Дальнего Востока.

А сейчас, как сказал на недавнем совещании по развитию дальневосточных городов министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, обязательства Федерации по этой стройке были исполнены на 100 процентов и выделено 4,1 млрд рублей. «Должны были закончить ещё в 2020 году, но стоимость стройки выросла практически на 1,1 миллиарда. Мы в прошлом году изыскали дополнительно сами 1,1 миллиарда, но, к сожалению, компания не смогла освоить это», – сказал Мантуров. В итоге, как сказал министр, глава Якутии Айсен Николаев «обратился с просьбой передать госпакет в собственность республики». Тогда, уже по словам главы республики, в 2024 году будут привлечены средства, а в 2025 году начнут строиться первые суда.

Хотя, если честно, не совсем понятно, почему такой крупный объект, строительство которого предполагает две очереди и который является высокотехнологичным, а значит, очень затратным, республика вынуждена брать на себя? Ведь это означает, что дальше (а мы пока что даже первую очередь не осилили) мы будем строить все за счёт госбюджета или внебюджетных источников (то есть кредитов, которые потом все равно нужно отдавать)? В общем, одни вопросы.

Пока же без учёта оборудования стройка находится на уровне 70-процентной готовности. По графику производства работ на текущий период должно быть 170 работников, фактически работают 132 человека. С двумя подрядчиками договоры расторгнуты.

А объект-то нужный, очень нужный. Жатайская судоверфь – это наконец-то реальное производство в пределах якутской городской агломерации. Не очередная увеселительная контора и какие-то другие мифические проекты, а настоящее высокотехнологичное производство.

Да, судоверфь сможет выпускать 10 судов в год. Это сразу не покроет всей надобности транспортных компаний, путейцев, граждан в новой технике. Но зато это будет свое производство. И рабочие места будут, где начнут работать выпускники Жатайского техникума, Института водного транспорта. Кроме того, судоверфь будет заниматься утилизацией, другими работами. В общем, это будет настоящая точка роста. Надо только достроить, чтобы хоть как-то начать решать проблему со стремительно стареющим и выходящим из строя речным флотом республики.

Глобальная проблема всей речной отрасли Якутии – отсутствие кадров

Но, пожалуй, самая острая, я бы даже сказала острейшая проблема, на речном флоте Якутии – это кадры. Точнее их отсутствие. Кадров катастрофически не хватает везде.

Просто приведу пример.

Жатайскую судоверфь недавно посетил государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров и одним из первых вопросов, который он задал, был – где кадры будете брать?

В ответ прозвучало, что, во-первых, планируется привлекать специалистов по программе мобильных кадров (оказывается, в республике есть такая). Это для того, чтобы привлечь кадры из других регионов в возрасте 35-40 лет (то есть уже специалистов). Во-вторых, готовят кадры в учебных заведениях за пределами республики. В-третьих, конечно, есть желание брать на работу выпускников Жатайского техникума по специальностями «судостроение», «роботехника». Но что происходит в реальности с выпускниками этого техникума? Допустим, выпустились сварщики. Так нередки случаи, когда почти вся группа после окончания работает на переработке металлолома, в отрасль практически никто не идёт.

А людей категорически не хватает. Сам Вячеслав Штыров рассказал, что его родная тётя живет в Большом Камне в Приморском крае и в качестве инженера проработала всю жизнь на заводе, который производит подводные лодки. Она уже ушла на пенсию, так её отозвали – работать некому.

На одной из встреч с госсоветником по проблематике речной отрасли выступил заместитель исполнительного директора по управлению персоналом ПАО «ЛОРП» Дмитрий Павлов. Он прямо сказал, что если мы не начнём решать кадровые проблемы прямо сейчас, то буквально через пять лет у нас попросту не останется капитанов и механиков. Так как с их подготовкой масса проблем (не буду здесь углубляться), а средний возраст работающих в отрасли специалистов сейчас составляет не менее 55 лет.

И такая ситуация касается не только ЛОРПа, но и других судоходных компаний Якутии, и Администрации Ленского бассейна – да всех.

И, к большому сожалению, молодёжь не стремится идти в речную отрасль. Известны случаи, когда молодые ребята бросали работу на реке из-за отсутствия интернета или обилия комаров. Вот как теперь бывает.

Кто спасёт утопающих

На самом деле в статье, конечно, удаётся отразить только малую часть острейших проблем. Но и перечислять все проблемы речной отрасли Якутии нет особого смысла. Ясно одно – из-за того, что как на федеральном, так и на региональном уровне проблемы речников не решались годами, ситуация сложилась крайне тяжёлая.

Кто-то может сказать:  да ну их, речников, есть же железная дорога, есть автомобильный транспорт. Но так могут говорить только не знающие, не понимающие северную специфику люди. Более того, согласно статистике, и даже несмотря на все набирающие обороты железнодорожные перевозки, грузоперевозки по воде только растут. В 2018 году было перевезено 2 412 тысяч тонн, в 2022 году – 3 273 тыс. тонн. То есть идёт постоянный рост.

Да что говорить, речная отрасль для нашей республики, да и для всей России всегда будет на первом месте! Мы просто не можем её лишиться. А проблем такой клубок, что не знаешь, за что хвататься. Начиная от отсутствия техники, заканчивая подготовкой повара на судне.

И, к большому сожалению, на федеральном уровне не торопятся решать проблемы речной отрасли северных регионов. Да, есть целая Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. И там, кстати говоря, все хронические проблемы речной отрасли страны и Крайнего Севера расписаны вполне себе понятно. А что толку? Она была принята в 2016 году, а воз, как говорится, и ныне там.

Более того, в этом году, летом, президент страны Владимир Путин провёл совещание по развитию речного судоходства. И на нем, во-первых, о Крайнем Севере речь не зашла вообще. А во-вторых, выяснилось, что на содержание внутренних водных путей в 2023 году выделено всего 82 процента от нормативной потребности. Иными словами, отрасль хронически недофинансируется. И никто (подчеркиваю, никто) на этом моменте во время совещания внимания не заострил!

Как говорится,  спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Поэтому во время совещания на Жатайской судоверфи, в котором принимали участие госсоветник республики Вячеслав Штыров и министр транспорта республики Владимир Сивцев,  было внесено предложение, что нужно для начала в самой республике разработать и принять общую программу по речной отрасли Якутии. Куда вошло бы всё – и проблемы судоверфи, включая заказ на производство судов, и кадровая проблема. А потом – переходить федеральный уровень, чтобы добиваться создания такой общей программы по проблематике речной отрасли по всему Дальнему Востоку. Наши же, республиканские,  проблемы не уникальны. Только так только поступательно действуя, есть шанс чего-то добиться.

Маргарита НИФОНТОВА.

Фото автора.