Запастись оптимизмом
06/05/2010
6 апреля 1992 года состоялась пресс-конференция Вице-президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова. Во вступительном слове Вячеслав Анатольевич рассказал журналистам республиканских средств массовой информации о деятельности Правительства республики в сфере экономической политики.
Последние несколько недель были насыщены событиями большой политической и экономической важности. Прошла внеочередная XI сессия Верховного Совета республики, где была выработана позиция республики по отношению к Федеративному договору, что дало возможность нашей делегации подписать этот договор. Это большое историческое событие.
Вице-президент остановился на бюджете республики на II квартал. Правительством было предложено несколько новых подходов к формированию бюджета и выражена позиция в отношении решения экономических вопросов.
Можно сказать, что сейчас в рамках большой экономической реформы проводится миниреформа. Она заключается в попытке увязать воедино и выработать согласованную политику в отношении комплекса проблем, связанных с заработной платой, ценами и социальной защитой населения.
Сейчас минимум заработной платы установлен в размере 1260 рублей. Рассчитывая его, трехсторонняя комиссия, созданная по Указу Президента, учитывала и возможный объем национального дохода, совокупного общественного продукта республики и минимальный жизненный уровень в соответствии с логикой развития динамики цен и, конечно, опыт соседних областей, краев и Российской Федерации в целом. Но этим работа в области регулирования заработной платы не исчерпывается — еще в декабре Правительством республики была задумана реформа заработной платы, которая преследовала одновременно три цели: привести минимальную зарплату в соответствие с минимальным прожиточным минимумом, учитывая региональные особенности, довести зарплату до уровня в 2-2,5 раза более высокого, чем в среднем по Российской Федерации, и, наконец, ликвидировать диспропорции, сложившиеся в разных отраслях.
Сейчас оплата труда, например, в алмазодобывающей промышленности выше, чем в сельском хозяйстве в 13 раз! Это не только ничем не обосновано, но и противоречит законам рынка. С введением новой минимальной тарифной ставки в среднем по республике заработная плата будет составлять 11 тыс. рублей. В начале марта она составляла 5 тыс. 200 рублей. При помощи прогрессивного налога на фонд потребления Правительство будет сдерживать рост зарплаты в тех отраслях, где она и так высока, и поднимать там, где она неоправданно низкая: в сельском хозяйстве, бюджетных организациях. Правительство оставляет за собой право контролировать колебания заработной платы в зависимости от роста производительности труда и эффективности производства.
Что касается ценовой политики, то некоторое сдерживание роста цен было оправдано неготовностью республики к либерализации. Сейчас ситуация изменилась, и сдерживать цены уже нельзя. Во-первых, это требует слишком больших затрат (например, чтобы удержать цену на мясо в пределах 80 рублей за кг., нам требуется на квартал около 700 млн. рублей). Во-вторых, это ведет к “перекачке” товаров из государственной торговли в коммерческие структуры и создает почву для злоупотреблений. Кроме того, сдерживание цен снижает ответственность производителей: деньги на дотации отпускаются бюджетом и никто не заинтересован в снижении себестоимости, повышении эффективности производства и за счет этого снижения цен. Правительство оставляет за собой контроль только за ценами на хлеб, молоко, мясо и масло.
Все остальные товары пойдут по свободным рыночным ценам. Таким образом, Правительство республики продолжает реформу заработной платы и одновременно отпускает цены. И этот сложный процесс должен быть сбалансирован. Одновременно проведены и некоторые изменения в налоговой системе — с 1 апреля отменен налог на прибыль предприятий и будет введен налог на доходы предприятий. “Правительство считает, — сказал В.А. Штыров, — что это позволит более эффективно осуществлять контроль за ростом заработной платы и издержек производства с одной стороны, и поможет взимать налоги с тех, кому до недавнего времени удавалось успешно уклоняться от их уплаты. Особенно это касается коммерческих структур”. Третье направление проводимой Правительством реформы — изменение подходов к социальной защите населения. Еще недавно считалось, что контроль за ценами — это и есть защита населения.
На самом деле это приводило к обогащению богатых и обнищанию бедных. Сейчас Правительство переходит к адресной социальной защите конкретных людей. Подсчитывается минимальный прожиточный минимум, который приходится на одну семью, на одного человека, определяется черта бедности. И тот, кто окажется за этой чертой, будет пользоваться государственной помощью. Создается система социальной защиты, формируются специальные фонды и в районных, и в республиканском бюджетах. В качестве примера В.А. Штыров привел оплату за авиаперевозки, которые, видимо, будут повышены в связи с либерализацией цен. И помощь в приобретении билетов будет оказана тем, кто действительно в ней нуждается — например, жителям районов, в которых самолет — единственное средство транспорта, больным, отправляющимся на лечение, студентам, отпускникам, имеющим право на проезд и т.д. Конкретная адресная помощь будет оказываться и нуждающимся семьям с учетом их материального положения.
Все эти меры в области экономики большей частью одобрены Верховным Советом, и теперь Правительство подтверждает их своими решениями и действиями. По словам Вице-президента, Правительство считает своим долгом активизировать работу в области аграрной реформы. В частности, сейчас воплощается в жизнь недавний Указ Президента Республики Саха (Якутия). Начата работа над структурной перестройкой экономики.
Здесь Правительство намерено развивать те отрасли, которые увеличивают долю добавленной стоимости, производимой на территории республики. Среди них нефтеперерабатывающая, пищевая, легкая, ювелирная промышленности. В этом направлении делаются определенные шаги: выделяются материальные и финансовые ресурсы, разрабатываются конкретные программы. Начинают развиваться элементы машиностроения — сборка компьютерных систем и. т.д. Другими словами, на основе уже разработанной общеэкономической политики Правительство приступает к решению конкретных задач.
Отвечая на вопросы журналистов, Вице-президент республики В.А. Штыров остановился на проблемах коммерциализации торговли, которая, как и многие другие отрасли, находится в сложном положении. Причем не исключена и опасность искусственной задержки товаров для удерживания высоких цен и не только в республике, но и в Российской Федерации.
Особый интерес у журналистов вызвал ответ на вопрос о перспективах алмазной промышленности. “Здесь, — сказал Вице-президент, — необходимо сохранять государственную монополию, но нельзя в условиях рынка держать ее под жестким государственным контролем. Поэтому Правительству необходимо стимулировать процесс преобразования алмазодобывающих предприятий, чтобы они имели возможность нормально существовать в условиях рыночных отношений, чтобы они были заинтересованы в увеличении производства и улучшении качества продукции, увеличении доходов.
В результате консультаций со специалистами, с жителями тех районов, которые прилегают к “алмазной провинции”, сформировалась идея создания алмазодобывающей компании на акционерных началах. Если объединить под одной крышей не только наши алмазодобывающие предприятия, но и те, которые занимаются сортировкой и переработкой алмазного сырья, то можно было бы существенно повысить доходы республики от алмазной промышленности. Документы, связанные с организацией и деятельностью этой компании, будут обнародованы. Кроме того, те идеи, которые возникли и сформировались в ходе консультаций и переговоров, могут быть применены в организации работы других предприятий. Создание и осуществление этой компании не только согласуется, но и прямо вытекает из Экономического соглашения, подписанного президентами М.Е.Николаевым и Б.Н.Ельциным”.
Один из самых сложных вопросов, на которые пришлось отвечать Вице-президенту — это о дефиците денежной массы. Она продолжает вывозиться за пределы республики, утаивается коммерческими структурами. И, судя по всему, у Правительства нет пока достаточно мощных механизмов, способных воспрепятствовать этому. На данном этапе предлагается как можно шире использовать безналичные расчеты во всех сферах жизни, связанных с денежным обращением.
За время почти часовой пресс-конференции Вице-президент республики ответил и на многие другие вопросы журналистов, касающиеся экономической и политической ситуации в Якутии. И здесь хочется отметить, что, несмотря на серьезные трудности, переживаемые сейчас республикой, и по словам Вице-президента, хорошо представляемые Правительством, ответы на поставленные вопросы прозвучали достаточно оптимистично. Во всяком случае, главный акцент в своих ответах В.А. Штыров сделал на деятельности Правительства, направленной на социальную защиту населения.
Ну что же, нам ничего не остается делать, как тоже запастись оптимизмом. И постараться работать так, чтобы обеспечить себе в конце концов достойную жизнь.
Дмитрий КИСЕЛЕВ. “Советы Якутии”, 8 апреля 1992 г.