07/05/2010

… И все же блеск алмазов, а точнее то могущество, что кроется в их таинственном сиянии по-прежнему многим мешает спокойно спать. И хотя процесс налаживания новых отношений в алмазной сфере постепенно набирает силу, о чем говорит и факт создания АК “Алмазы России—Саха”, на страницах “большой прессы” нет-нет да всплывает какая-нибудь “сенсация”. При этом в выборе акцентов авторы далеко не всегда разборчивы…

Вот и публикация в “Российской газете” под броским заголовком “Но почему Ральф из Де Бирс” заявляет, что “это та же ободранная кошка, но только другим способом”, отнюдь не добавляет спокойствия в итак непростую атмосферу России. А поскольку в публикации впрямую компрометируют действия руководства Республики Саха (Якутия), наш корреспондент Дмитрий Киселев обратился с рядом вопросов к Вице-президенту республики Вячеславу Штырову.

В “Российской газете” от 28 ноября появилось пространное интервью председателя подкомитета Комитета ВС РФ по международным делам и внешнеэкономическим связям Леонида Гуревича, в котором руководство Республики Саха обвиняется чуть ли не в контрабанде алмазов… Но, как известно, Якутия вполне официально оставляет у себя 20% ювелирных алмазов, часть которых и была продана сравнительно недавно. Насколько республика была вольна распоряжаться ими?

В Указе Президента Б.Ельцина и в подписанном Соглашении четко записано — 20% алмазов остается в распоряжении республики. Таким образом, мы можем распорядиться ими по своему усмотрению: оставить их в алмазном фонде, продать, заложить… Так что право продажи нет смысла даже ставить под сомнение.

Что касается самой продажи алмазов, то, чтобы организовать ее, надо иметь квоту и лицензию. Понятно, что без этих документов за границу алмазы не вывезешь. И, конечно же, эти документы у нас имелись. Более того, и продавали мы алмазы не сами, а через фирму, которая монопольно продает алмазы на мировом рынке — это государственная федеральная фирма “Алмазювелирэкспорт”. Она же провела и сортировку алмазов. На прошлой неделе в Якутске побывала труппа специалистов Комдрагмета России, которой мы показали все отправные документы. Вместе с ними мы подписали протокол, который свидетельствует, что никаких нарушений у нас нет. Мы это сделали, чтобы рассеять всякие сомнения.

Леонид Гуревич обвиняет Президента М.Николаева в том, что он якобы отозвал представителей Якутии из комиссии, которую Гуревич возглавляет. Насколько это соответствует действительности?

Комиссия эта работала достаточно спонтанно. Когда она только начала работать, там были и наши представители. Потом вышел документ о создании компании “Алмазы России—Саха”, и мы вплотную занялись этим делом, руководствуясь Указом Президента Б.Ельцина, который во многом концептуально изменил подходы к организации алмазного комплекса России. На последнем этапе мы вновь приняли самое активное участие в работе комиссии. Я лично участвовал там по заданию Президента Якутии М.Николаева. Кроме меня там работали и другие наши специалисты. Никаких документов о том, что М.Николаев отзывал кого-то из комиссии, нет.

Как Вы относитесь к вопросам, поднимаемым в интервью Леонида Гуревича?

Я думаю, что здесь столкнулись две разные точки зрения на принципы перехода к рынку, организации, управления. Леонид Гуревич — демократ известный, но я могу сказать на основании личного с ним общения и тех взглядов, которые он излагает, что у него очень слабое понятие о том, что такое рынок. По существу он пытается законсервировать под новым названием старую административно-командную систему. Почему именно Гуревич? Да потому, что происходит столкновение двух крупных группировок. Но говорить о том, что здесь столкнулись интересы Якутии и России — неверно. Здесь столкнулись два принципиально разных подхода к рыночным реформам. За ними стоят определенные люди, с одной из групп тесно связан Л.Гуревич. И попытка выгородить фирму “Интертрейд” выдает его с головой. А с этой фирмой тесно связаны люди, главная цель которых остаться у распределения алмазов, организовать на этом бизнес. И, может, речь идет о том, что при помощи алмазного бизнеса финансируется большая политика, определенный лагерь, в котором состоит и Л.Гуревич?

И ясно, что в этой борьбе никакими методами не гнушаются.

Есть и другой срез этой проблемы. Заключается он в том, что Л.Гуревич, неспециалист в данной области, вдруг начал заниматься алмазами. И занимается, по его словам, восемь месяцев. При этом утверждает, что такие специалисты, как Л.Сафонов, В.Пискунов, ничего не смыслят в алмазном рынке. А ведь они только с компанией “Де Бирс” имеют дело с 60-х годов! На мой взгляд, им руководит желание создать себе имя. Дело доходит до смешного, когда он говорит, что вынужден ходить с пистолетом, опасаясь угроз со стороны Оппенгеймера. Это мальчишество какое-то! И одна из целей “сенсационных” публикаций, на мой взгляд, это желание привлечь внимание к своей особе.

Из всего якутского руководства мне, пожалуй, больше всех пришлось иметь с ним дело. И мнение у меня о нем разное: с одной стороны, то, что я высказал, с другой — я не могу не уважать его за готовность воспринимать чужие идеи, за приверженность определенным взглядам, которых он придерживается… Он может даже откорректировать свою позицию… Но все же… Вот например: он попросил меня встретиться без свидетелей. Разговор длился несколько часов. Мы были только вдвоем. А наутро газета “Коммерсант” публикует небольшую статейку о том, что “из информационных источников стало известно о встрече Гуревича и Штырова в Москве. Обсуждались вопросы алмазно-бриллиантового комплекса”. И дальше идет поразительная фраза: “Информаторы сообщили, что обсуждались такие-то вопросы и приняты примерно такие-то решения…” Так кто же из нас двоих был информатором?!

Этот факт лишний раз говорит о том, что желание привлечь к себе внимание, быть в его центре, толкает Гуревича на такие “сенсации”.

Кроме того, я прихожу к мысли, что его гибкость — есть способ обойти чье-то твердое мнение другим путем, под другим названием. Это его не красит. Я думаю, нам будет трудно продолжать с ним работать. При всем уважении к нему не могу не отметить, что у него неверный теоретический посыл и взгляды на многие вопросы в этой жизни. Я не могу воспринять его взгляды на рынок, на государственное устройство России, на баланс интересов и способы его достижения.

Можно ли сказать, что за всем этим стоит некий “централизм” в отношениях между Россией и республиками? Болезненное восприятие Гуревичем самостоятельности бывших автономий, их желание самим решать задачи, которые испокон веку решались только в Москве?

Да, вы совершенно верно выразились — это действительно “централизм”. И я, при всем уважении к Гуревичу, не могу разделить его взглядов на полномочия республик, краев и областей России, на принципы наших совместных действий… Он думает, что баланс интересов — это если всем руководит Верховный Совет и он, Гуревич, лично…

Таким образом, можно выделить два момента, определяющих поведение Л.Гуревича с одной стороны, возможно, он выражает интересы “большой политики” и группы людей, которые занялись бизнесом на алмазах и желающих в этом бизнесе остаться, с другой стороны, и самому быть постоянно в центре внимания.

В эти же дни опубликован Указ Президента РФ Б.Ельцина “Об акционерной компании по добыче и реализации алмазов”. Каково Ваше отношение к нему?

Этот Указ нужен был для того, чтобы узаконить монопольное право компании на реализацию алмазов на внешнем рынке. И хотя в этом документе ничего не сказано о Федеральном алмазном центре, я думаю, мы не откажемся от идеи его создания. Причем мы считаем, что он должен состоять из двух частей. У нас здесь КомдрагметЯкутии выделит какие-то структуры и Правительство России выделит какие-то структуры. Слившись, они составят наш общий алмазный центр, который будет заниматься контролем. Нам такой центр нужен. И пусть он занимается продажей контрольных отрезков. Но продажи должны быть именно контрольными, а алмазный бизнес в широком смысле не должен быть делом Федерального алмазного центра. Хотя, на мой взгляд, жизнь, рано или поздно, заставит отказаться от продажи контрольных отрезков и партий.

Кроме того, в Указе сказано: “реализуемых в пределах квоты в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации”. Эта фраза наша — Республики Саха (Якутия). И еще этот Указ узаконил существование Наблюдательного совета, что весьма важно для контроля за деятельностью компании. Этот Указ логичный, он полностью вытекает из концепции, которую мы поддержали. Я полностью удовлетворен им.

“Советы Якутии”, 5 декабря 1992 г.; “Федерация”, 14 января 1993 г.