Путь из алмазов в бриллианты нередко сопряжен в России с криминальными сюжетами
23/06/2010
В течение нескольких лет в России разрабатывается Концепция развития и совершенствования алмазно-бриллиантового комплекса (АБК). Наконец она подошла к своему завершению и недавно была рассмотрена на заседании правительства. Однако концепция пока не принята. Почему?
С этим вопросом мы обратились к президенту российской алмазодобывающей компании «АЛРОСА» Вячеславу Штырову.
– На мой взгляд, по причинам, как говорят в таких случаях, скорее чисто техническим, чем имеющим серьезные основания. Одному из участников заседания подчиненные дали непроверенную, искаженную информацию, и он, огласив ее, дезинформировал присутствующих. Другой, из-за того, что недавно возглавил ведомство и к тому же долго отсутствовал, не сразу разобрался в сложностях обсуждаемого вопроса. Были, правда, и некоторые принципиальные разногласия, но они, скажем так, вполне поддаются урегулированию. В целом же концепция завершена и, очень нужна российской экономике.
– В чем ее суть, Вячеслав Анатольевич?
– Если коротко, то, с одной стороны, в увеличении добычи алмазов при росте объемов их продажи на мировом рынке, а с другой – в сокращении сырьевой составляющей в АБК и развитии смежных отраслей «алмазного передела» – гранильной и ювелирной промышленности.
Концепция намечает поднять объемы добычи алмазов в России в денежном выражении до суммы в 2,25 млрд. долларов. Это очень серьезный рост. Но он реален. С 1993 года – начала деятельности компании «АЛРОСА» – нам удалось увеличить добычу с 1,1 млрд. долларов до 1,5 млрд.
Такой рост стал возможен благодаря тому, что компания за последние годы значительно обновила свои производственные мощности и расширила сырьевую базу. Мы завершили реконструкцию карьера «Мир», и алмазы из этой трубки уже поступают на рынок. В 1996 году начата добыча на одной из крупнейших в мире кимберлитовой трубке «Юбилейная». Здесь за счет средств компании построен горно-обогатительный комбинат стоимостью около 1 млрд. долларов. В 1997 году мы ввели в эксплуатацию алмазный прииск в бассейне реки Анабар. На этом самом северном в мире месторождении уже начата добыча алмазов из россыпей. Завершается строительство самого первого в России подземного алмазного рудника «Интернациональный». В этом году здесь начнется промышленная добыча алмазов.
Если бы мы не вводили все последние годы новые мощности и не реконструировали действующие месторождения, объем производства в АЛРОСА не только не вырос бы от уровня 1993 года, но, наоборот, на 20 процентов снизился.
Особое внимание уделяется поисковым работам. В год мы тратим на геологоразведку до 50 млн. долларов. Благодаря этому в 1994-м и 1996-м годах открыты две новые перспективные трубки – «Ботуобинская» и «Нюрбинская», промышленная эксплуатация которых начнется в 2000 году.
А всего благодаря работе на перспективу «АЛРОСА» обеспечила себе стабильную сырьевую базу почти на 40 лет вперед.
Я не сказал об Архангельском месторождении, где тоже большие запасы алмазов. Правда, и проблем там больше. Если «АЛРОСА» – компания, по сути, государственная (77 процентов акций находятся в руках федеральных, региональных и местных органов госвласти), то «Севералмаз» – структура, скажем так, частная. Основной пакет акций – у ЗАО «Согласие» и образовавшего с ним совместное предприятие концерна «Де Бирс».
У российской «АЛРОСА» всего 10 процентов. И не потому, что мы не хотели участвовать в освоении месторождения. Это результат противодействия некоторых высших чиновников, в том числе из прежнего правительства. С упорством, достойным лучшего применения, они делали все, чтобы отечественная компания, полностью находящаяся под государственным контролем, не была допущена к разработке архангельских алмазов. Даже льготный кредит в 30 млн. долларов из небогатых российских средств дали «Де Бирсу», а не своим. На сегодня он растрачен, а каких-то ощутимых результатов не видно. Если бы этот кредит правительство дало «АЛРОСА», то к 2001 году архангельские алмазы пошли бы на рынок.
– А не скажется ли такой рост добычи алмазов в России на состоянии рынка?
– Нет. Благодаря намеченному в концепции техническому перевооружению гранильной и ювелирной промышленности предполагается значительно увеличить огранку добываемых алмазов в России. Я назову цифры. 90-95 процентов рентабельных к огранке у нас алмазов будет потреблять внутренний рынок. На внешний пойдут уже бриллианты и ювелирные изделия с ними, чем сейчас Россия почти не представлена там. Концепция развития алмазно-бриллиантового комплекса страны предполагает внести некоторые коррективы и в организацию торговли необработанными алмазами на мировом рынке. Мы не собираемся полностью прекращать многолетнее выгодное сотрудничество с транснациональным концерном «Де Бирс». Возражения противпередачи «Де Бирс» российских алмазных месторождений в Архангельской области, когдав стране есть своя мощная, десятилетиями проверенная компания «АЛРОСА», – это одно, а торговля на мировом рынке через этот концерн – другое. В условиях сегодняшнего снижения спроса на бриллианты в Японии (на 40 процентов) и в странах Юго-Восточной Азии (на 50 процентов) тесное сотрудничество с корпорацией «ДеБирс», направленное на укрепление стабильности мирового рынка, будет продолжаться. Но постепенно мы намерены эти торговые отношения корректировать. Через совместное регулирование цен, объемов и ассортимента реализуемых алмазов будем переходить к расширению самостоятельной торговли.
– Если алмазодобывающая отрасль, согласно концепции, должна обрести второе дыхание, отечественная гранильная промышленность – встать с колен, то ювелирная отрасль вообще из младенчества шагнуть в зрелость. Как этого можно добиться?
– Главный путь, как везде, – государственная поддержка в виде ослабления налогов. Более эффективного не придумано. Посмотрите, что произошло с ювелирной промышленностью. Она и так-то была не самая заметная в мире, а налоговоекиллерство реформенных лет убило ее совершенно. Стало нерентабельным делать в России кольцо из российского золота и с российским бриллиантом. Дешевле купить его в Италии, Турции, США, привезти в Россию и продать. Только кому достанется выгода?
Не дает вздохнуть налоговая удавка и алмазодобывающей отрасли. Например, условия, в которых работает «АЛРОСА» (климатические,горно-геологические и другие), намного сложнее тех, где действуют такие её горнодобывающие конкуренты, как “РиоТинто”, “Би Эйч Пи” и “Де Бирс”. Это означает, что затраты на воспроизводство в Якутии должны быть гораздо объемнее, чем в Канаде и Южной Африке.
Но если вышеназванные наши конкуренты заплатили в 1997 году в качестве налогов соответственно 8,4 и 5 процентов от суммы реализации, то «АЛРОСА» – почти 64. Подчеркиваю: от реализации, а не от прибыли. Если пересчитать наши прямые и косвенные налоги по международной методике (сумма реализации минус все производственные, сбытовые, амортизационные и другие затраты), то получится, что «АЛРОСА» заплатила в 1997 году 267 процентов того, что заработала.
Разве можно в таких условиях развивать отрасль? Мало того. Мы вынуждены за свой счет финансово поддерживать гранильную отрасль как в России, так и в странах СНГ. Каким образом? С помощью НДС, от которого мы освободили наших покупателей, однако нас от него никто не освободил. Делать мы это начали ради сохранения внутреннего рынка и поддержки гранильной отрасли.
Указом Президента России от 20 июля 1997 года и вышедшим через 3 дня постановлением правительства Минфину было поручено подготовить для внесения в Госдуму проект закона об освобождении от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации алмазного сырья на внутреннем рынке, а также при его вывозе из России и ввозе в нее.
Минфин такой проект подготовил и внес на рассмотрение правительства в августе 1997 года. Но в аппарате правительства передумали и решили, что лучше эти изменения учесть при внесении в Госдуму проекта Налогового кодекса.
Однако проект кодекса внесли, а предложение относительно АБК «забыли».
В ноябре прошлого года Минфин России снова внес в правительство проект закона по поводу злополучного НДС. В январе нынешнего года в правительстве дошли до него руки и проект направили на согласование в Министерство по налогам и сборам, в Минюст, в Минэкономики РФ.
Там он находится и сейчас. А мы, естественно, перестали отпускать внутренним покупателям алмазное сырье без НДС. Слишком тяжелое дополнительное бремя ложилось на наш коллектив. К тому же поддерживались не столько подлинно отечественные предприятия (им и сейчас сырье отпускается на льготных условиях), а немалое количество израильских и бельгийских предпринимателей, работающих на нашем внутреннем рынке.
Но проблема как таковая осталась. Поэтому компания АЛРОСА и Ассоциация российских производителей бриллиантов надеются, что правительство, явно повернувшееся к здравой либерализации налоговой системы, доведет до конца изменения относительно НДС в алмазно-бриллиантовом комплексе. Иначе все, что намечено, останется благим пожеланием.
– Насколько известно, острый разговор при обсуждении концепции шел не только вокруг налогов. Министра внутренних дел Сергея Степашина, так жекак вас, обеспокоила история с архангельскими алмазами, контроль над которыми Россия может потерять, и ухудшение криминальной обстановки в местах производства драгоценных камней. Есть основания для этого?
– В определенной мере есть. В 50-60-е годы в алмазодобывающей отрасли была создана надежная система защиты от хищений драгкамней. Режим гостайны, охрана объектов органами МВД, закрытая зона, где нельзя было селиться ранее судимым за хищения, довольно суровые приговоры за кражу алмазов и т.д. – все это позволило установить жесткий государственный контроль за отраслью. Крупных хищений как таковых не было вообще.
Однако в конце 80-х и начале 90-х годов многие факторы, которые до того предотвращали хищения в АБК, ослабли или исчезли совсем. Была отменена «закрытая зона», в результате чего в алмазодобывающие районы Якутии устремились криминальные элементы, в том числе судимые ранее за хищения алмазов. Лица, принадлежащие к организованным преступным группам, стали покупать приватизированные квартиры в городах и поселкахалмазодобытчиков.
Ослабление правоохранительных органов, резкое снижение социальной защищенности их сотрудников, либерализация судебной практики, когда 70 процентов уголовных дел, связанных с хищением алмазов, стало заканчиваться условным наказанием, – все это еще больше способствовало росту криминалитета.
В результате за 5 лет (с 1994-го по 1998 год) было выявлено 17 хищений алмазов на сумму около 270 тысяч долларов США.
– Но, несмотря на значительность этой цифры, вряд ли можно считать, что именно эти хищения создали так называемый «черный»рынок алмазов. Какова роль совместных предприятий в его создании и расцвете?
– Очень большая, если не главная. Об этом много сказано, я только вкратце повторю. Провозглашенная руководством прежнего Роскомдрагметадоктрина, что опорой российскойограночной отрасли должны стать не существовавшие до того государственные заводы «Кристалл», а совместные предприятия, оказалась в действительности дорогой к созданию этого «черного» рынка. В течение короткого времени было зарегистрировано около 160 СП. И что интересно, почти все они были организованы шестью лицами из Израиля и Бельгии. Объективно не имея возможности обработать весь объем приобретаемого в России сырья, в том числе – лучшего из Гохрана, эти СП начали искать незаконные пути «избавления» от излишков как внутри страны, так и прокладывать нелегальные дороги за рубеж. Одно толькопредоставленное им право вывозить алмазы за границу, якобы для переработки на давальческой основе, которое существовало с 1992-го по 1997 год, вплоть до известного Указа президента РФ от 20 июля 1997 года, нанесло стране огромный ущерб. По имеющимся данным, только в 1996 и 1997 годах Израиль экспортировал на вторичном рынке алмазов на сумму свыше 600 млн. долларов ежегодно.
Указ прервал деятельность большинства таких «совместных» предприятий. А мы со своей стороны усилили разностороннюю работу по защите алмазного сырья от хищений.
Результаты дают о себе знать. Хотя нелегальный вывоз алмазов значительно снизился, рецидивы его еще сохраняются. По информации наших коллег, к контрабанде алмазного сырья причастны 4 конкретных СП, которые только за два последних месяца 1998 года нелегально вывезли в Израиль сырых алмазов на 72 млн. долларов США. За год они увезли контрабандным способом алмазов примерно на 140 млн. долларов. При этом настораживает, что для кражи используются даже дипломатические каналы.
Кроме того, нашими и зарубежными специалистами отмечены также другие случаи нелегального вывоза алмазов из России, к чему причастны еще три СП. Не так давно за рубежом появилась партия дорогого сырья стоимостью около 14 млн. долларов. По сведениям осведомленных источников, эти драгоценные камни нелегально вывез руководитель одного СП. Однако, чтобы отвести ответственность от себя, эти люди и их соратники в России стараются изо всех сил хоть как-то дискредитировать АЛРОСА.
Дескать, ищите в другом месте. На заседании правительства, о котором мы говорим, в выступлении министра внутренних дел С. Степашина прозвучало обвинение АЛРОСА в том, что она якобы занизила в 1997 году стоимость добытых алмазов на 25 млн. долларов. Именно этот факт я имел в виду, когда говорил вначале о том, что подчиненные дали руководителю непроверенную информацию, а он невольно дезинформировал присутствующих, в том числе премьер-министра Е.Примакова. Так вот, не существовало никакого занижения стоимости. А было следующее.
1997 год стал самым, пожалуй, тяжелым для АЛРОСА. В течение ряда предшествующих лет на компанию было организовано невероятное давление. Цель была одна: дискредитировать ее руководство, убедить общество в его неумении руководить столь важной государственной структурой и подготовить общественное мнение к необходимости расчленения компании с последующей приватизацией самых выгодных составляющих.
Для достижения этой цели были задействованы все средства. Чиновники правительства на 2-3 месяца без всяких объяснений задерживали квоты на вывоз алмазов. Ряд средств массовой информации, связанных с теми, кто намеревался по бросовой цене захватить одну из последних выгодных отраслей российской экономики, травили компанию, раздувая ничтожные факты и искажая действительность. Особенно старались тогдашние «Известия» руками корреспондента, который вскоре после ликвидацииРоскомдрагмета и его порочного курса уехал в Париж.
Своего пика давление на АЛРОСА достигло в 1997 году. Тогда задержка квот правительством побила все «рекорды»: до 27 июня. Хотя по указу Президента РФ они должны выдаваться за месяц до конца предыдущего года.
Все эти месяцы многотысячный коллектив компании добывал алмазы и, неся огромные финансовые потери, складировал их. Как только квоты были получены, АЛРОСА подготовила партию к экспорту. И тут несостоявшиеся претенденты на алмазную отрасль поняли: их шанс уходит. Тогда была запущена провокация. В таможню, ФСБ, МВД и другие контролирующие органы поступил «сигнал»: алмазы готовой к отправке партии оценены занижено.
Партию арестовали. В течение 4 месяцев проходили все мыслимые и немыслимые проверки. В конце концов, эксперты пришли к заключению: никакого отклонения от заявленной стоимости нет. Товар был экспортирован по первоначальной цене.
Россия и ее алмазодобывающая компания понесли снова большой убыток. А те, кто в очередной раз дискредитировал страну и нанес ей финансовый урон, даже не извинились за свои действия. Больше того, подставили министра внутренних дел такой «информацией».
– Но вернемся к обсуждавшейся на заседании правительства концепции. Насколько известно, АЛРОСА – первая компания в мире, которая и добывает алмазы, и начинает из них делать бриллианты Ваш вклад в бриллиантовое оформление начала нового тысячелетия учитывается в документе?
– Полагаю, да. Мы только что вернулись из Вашингтона, где подписали соглашение с компанией LKI. Оно позволяет получить выгодные кредиты, которые будут использованы на трех разных направлениях.
Для реконструкции действующих мощностей по добыче алмазов и ввода новых производств. Для развития энергоснабжения Республики Саха (Якутия). И для увеличения производства бриллиантов самой компанией. Мы доведем их выпуск до 150 млн. долларов в год. А на заводах «Кристалл» в Москве и Барнауле благодаря соглашению будет изготовлено бриллиантов в течение ближайших 10 лет на сумму в 1 млрд. долларов США.
Андрей Чернов, “Парламентская газета”, 8 апреля 1999 г.