Невидимый оборот гранильной промышленности
19/06/2010
Ухудшается качественный состав алмазов в стоке Гохрана
Как считает Вячеслав Штыров, президент АК “Алмазы России – Саха”, все утверждения о том, что отечественная гранильная промышленность добилась выдающихся результатов, имеют мало оснований. Отдельные положительные моменты наблюдаются на фоне общей удручающей картины. Многие российские заводы находятся в тяжелом финансовом положении.
Вдвое сократилось число огранщиков на Барнаульском заводе. Не освоил мощности новейший завод “Забайкалзолото”, последний из построенных в СССР. В сложном положении находится Московский завод, который, по сути, стал банкротом. Выбыл из строя Кусинский завод. С большими трудностями происходит становление гранильной промышленности в Якутии. Только один Смоленский завод смог освоиться в новых условиях и закрепиться на мировом рынке.
И в этих условиях о громадном подъеме отечественной гранильной промышленности говорит президент Ассоциации российских производителей бриллиантов (АРПБ) Евгений Бычков. Если в лучшие годы в СССР объем производства бриллиантов, по его словам, не превышал 500 млн. долл., то два последних года он достигает 1 млрд. долл.
Если учесть, что из государственных заводов скорее жив, чем мертв, только Смоленский завод с объемом производства в 150 млн. долл. (1996 г.), то остальное производство в основном приходится на СП и фирмы с частным капиталом, естественно, зарубежным.
Что же представляет собой российская гранильная промышленность? В России зарегистрировано порядка 120 гранильных предприятий, из которых только 50 были признаны таковыми бывшим руководством Роскомдрагмета РФ. Признание комитета получили лишь те предприятия, которые имели 20 и более гранильных станков. Только эти предприятия попадали в перечень Роскомдрагмета, и только на удовлетворение потребностей этих 50 заводов правительство выделяло сырые алмазы из стока Гохрана и из продукции АК “АЛРОСА”. Кому и сколько, каких и почем – определял исключительно комитет.
Как использовал комитет это право, можно судить по информации самого Евгения Бычкова: одно СП Московского завода судится с Роскомдрагметом из-за невыполнения последним договора о поставке сырых алмазов (декабрьская пресс-конференция Евгения Бычкова), а другое производит бриллиантов на 220 млн. долл. (интервью Евгения Бычкова ” НГ “, 16.01.97).Владелец последнего СП г-н Леваев, как подчеркнул Евгений Бычков, является крупнейшим производителем бриллиантов в мире (до 1 млрд. долл. в год).
Нынешнего положения г-н Леваев достиг за последние 4 года, занявшись гранильным бизнесом в России, а до этого, по свидетельству руководителя московского представительства “ДеБирс” Реймонда Кларка, в алмазном бизнесе ничем не выделялся. Кстати, “Де Бирс” исключила его из рядов своих сайтхолдеров, то есть на мировом рынке он должен покупать сырые алмазы только у посредников-перекупщиков, а значит, на 10-15% дороже, чем у “ДеБирс”.
В то же время из материалов Счетной палаты РФ следует, что гранильные предприятия способствуют вывозу необработанного сырья из России.
Если представители “Де Бирс” не называют цифры поставок из России алмазов и бриллиантов, руководствуясь принципами деловой этики, то отсутствие официальной статистики об обороте алмазов и бриллиантов в России мотивируется стратегическими интересами. В случае, когда главный оппонент в алмазной торговле имеет, по утверждению Реймонда Кларка, достовернейшую информацию о российском обороте алмазов и бриллиантов с точностью до карата, засекречивание ее внутри страны соответствует, скорее, интересам отдельных групп, а не государства.
Об алмазном обороте России можно судить на основе данных, в которой представлены общие итоги работы АК “АЛРОСА” по реализации алмазов на внутреннем и внешнем рынках в 1995 г. Данные КДМ РФ требуют уточнения: комитет реализовывал алмазы не только через компанию, но и напрямую. По свидетельству Евгения Бычкова, объем продаж из стока Гохрана в 1994-1995 гг. составлял порядка 500-600 млн. долл. ежегодно. Следовательно, реализация российских алмазов превышала 2,1 млрд. долл.
Но дело не только в объеме продаж, но и в качестве сырья. Как свидетельствуют многие эксперты, из Гохрана продавались алмазы ювелирного качества. О качественном ухудшении среза алмазов из стока Гохрана может косвенно свидетельствовать весовой рост потребляемых алмазов при падении стоимости продукции Смоленского завода, но так как срез поставок АК “АЛРОСА” не изменялся, измениться мог только срез поставок из Гохрана. Ухудшение качественного состава стока Гохрана недавно подтвердил заместитель его начальника Борис Поздняков. Он признал необходимость исправления сложившейся ситуации, и поэтому руководство Гохрана предполагает возобновить закупки алмазов у АК “АЛРОСА”.
Истощение качественного состава стока Гохрана ставит под вопрос все достижения отечественной гранильной промышленности. Как отмечается в материалах Счетной палаты, которые, правда, не имеют статуса официальных, большинство СП и частных фирм имеет небольшой уставный капитал (от 50 до 500 млн. руб.), несмотря на то, что их годовой торговый оборот исчисляется десятками миллионов долларов. Такое положение, по-видимому, обусловлено постоянной готовностью иностранного партнера уйти с российского рынка.
Как видим, несмотря на тяжелейшее налоговое бремя, СП и частные фирмы успешно развивались. За счет чего они могли процветать? Только за счет возможности отбора качественных алмазов. Скорее всего, с истощением запасов Гохрана большая часть СП и фирм с частным капиталом расстанется с берегами Москва – реки, и Россия останется при своих государственных гранильных заводах.
Владимир Санько, “Независимая газета”, 28 января 1997 г.