Алмазный монополист отвергает обвинения АЛРОСА
22/06/2010
АЛРОСА заинтересована в развитии гранильных заводов
Президент АЛРОСА Вячеслав Штыров нарисовал журналистам грандиозную картину превращения Москвы в мировую алмазную столицу, такую как Лондон или Антверпен. Он уверен, что через несколько лет в городе появится Алмазная улица, на которой будут расположены гранильные производства, алмазная биржа, обслуживающие банки и даже таможенный пост по оформлению ввоза-вывоза из страны драгоценных камней. А начало этому процессу должен положить Смоленский завод, который уже в ближайшие дни станет сайт – холдером (покупателем алмазного сырья) транснациональной корпорации DeBeers.
Сейчас в некоторых масс – медиа рассматриваются версии о том, что компания могла быть заинтересована в убийстве главы смоленского завода “Кристалл”. Убийство Александра Шкадова как раз и связывают с вхождением Смоленского завода в числосайтхолдеров DeBeers. Завод получит право покупать в Центрально-сбытовой организации (ЦСО) компании алмазное сырье. И эта самостоятельность завода якобы невыгодна АЛРОСА. “Это явное непонимание того, как устроен мировой алмазно-бриллиантовый комплекс, – заявил г-н Штыров. – Именно АЛРОСА в свое время рекомендовала Смоленский завод в качестве сайтхолдера, и сейчас продолжает настаивать на целесообразности этого решения”.
То, что между АЛРОСА и DeBeers, существуют и партнерство, и конкуренция, – ни для кого не секрет. На первый взгляд обретение заводом некоторой самостоятельности должно напугать АЛРОСА, которая сейчас является основным поставщиком алмазного сырья для отечественных гранильных производств. Но это не так. Появление Смоленского завода в числе покупателейDeBeers российскому монополисту выгодно. Да и завод не питает иллюзий, что без поддержки АЛРОСА, предоставляющей ему ценовые скидки, отсрочки платежей и свободный выбор сырья, долго не протянет.
Причин несколько, и самая существенная из них состоит в разнице цен на алмазное сырье на внутреннем и мировом рынке, которая составляет от 4 до 20%. Структура мировых продаж такова, что около 80 % необработанных алмазов реализуется через ЦСО по ценам, устанавливаемым организацией. ЦСО продает камнисайтхолдерам, которых в мире насчитывается всего 160. Те, в свою очередь, часть сырья пускают в обработку, а остальное продают промежуточным дилерам, которые перепродают другим дилерам и так далее. Каждый из посредников получает около 2 %, и к тому времени, когда сырье доходит до огранщиков, его стоимость возрастает на 10-20 %. Такая ситуация характерна даже для тех стран, где алмазы добывают, а затем продают DeBeers. Так, гранильные предприятия ЮАР, алмазные копи которой на 51 % принадлежит DeBeers, приобретают сырье у ЦСО со всеми накрутками.
У российских огранщиков условия иные. АЛРОСА продает камни на внутреннем рынке на 4 % дешевле, чем ЦСО. Кроме того, российские производители бриллиантов могут выбирать себе камни, в то время как DeBeers предлагает каждому сайтхолдеру партию, и покупатель не может отказаться от ее части. Таким образом, покупать алмазы на внутреннем российском рынке отечественным заводом намного выгоднее, чем в Лондоне или в Антверпене. Возникает вопрос: зачем тогда Смоленскому заводу становитьсясайтхолдером DeBeers? Спрос на бриллианты разной величины и качества на мировом рынке постоянно меняется.
Следовательно, меняется и стоимость, а в России производятся не все виды алмазного сырья. Поскольку сайтхолдер имеет доступ к мировому алмазному сырью по наиболее низким ценам, получить такой статус выгодно Смоленскому заводу. К тому же никто не мешает крупнейшим российским производителям бриллиантов договориться между собой и заказывать партии камней совместно. Сейчас такая идея Гохраном прорабатывается, и следующим претендентом на статус сайтхолдера является Алмазная палата, которая сможет распродавать партии алмазов на российской алмазной бирже. Но это пока только идея, а Смоленский завод будет участвовать в торгах ЦСО уже 17 августа.
Интерес АЛРОСА в том, что ее собственное гранильное производство непрерывно расширяется: его масштабы превысили 40 млн. долл. С сентября компания запускает совместный проект сБарнаульским заводом, в результате которого производство достигнет в 1999 году 150 млн. долл. Это означает, что АЛРОСА тоже нуждается в импортных камнях. По словам Вячеслава Штырова, возможность объединения усилий со Смоленским заводом также неоднократно обсуждалась, и переговоры по этому вопросу были намечены на сентябрь. Так что подозревать компанию в попытке пресечь самостоятельный выход Смоленского завода на рынок по меньшей мере нелогично.
Екатерина Кац, “Сегодня”, 13 августа 1998 г.