07/05/2010

Интервью корреспонденту газеты “Якутия”

Наша встреча проходит на следующий день после подписания учредительных документов АК “Алмазы России—Саха”. Какова оценка руководством республики этого события?

Руководство Якутии расценивает факт создания компании как новый шаг закрепления позиций республики. Федеральное Правительство, выступив наряду с Правительством Якутии учредителем компании, признало еще раз новый статус республики — как партнера в экономических вопросах. Должен отметить, что произошло это не само по себе. В Федеральном Правительстве и Верховном Совете России были и остаются сторонники сохранения прежних административных подходов к сотрудничеству с субъектами Федерации. И нам, прежде всего Президенту М.Николаеву, пришлось приложить немало усилий, прежде чем Указ Б.Ельцина, Экономическое соглашение в рамках Федеративного договора стали фактами не только юридическими, но и на практике.

Во-вторых, нам кажется, что создание компании подтверждает объективный характер процесса установления нового экономического порядка, суть которого руководство республики осознало и последовательно осуществляет на практике. Это — политический итог. Из него следует экономический: республика получает возможность самостоятельно решать вопросы социально-экономического развития. Теперь перед нами стоит стратегическая задача: суметь извлечь из участия в компании максимум пользы и для Якутии, и для страны в целом. Я имею в виду не столько прибыль, которую мы станем получать, сколько необходимость разумно использовать эти деньги на развитие экономического и научно-технического потенциала.

А как Вы оцениваете перспективы регистрации компании? Только что избранный президент компании В.В.Рудаков на пресс-конференции, отвечая на вопрос о том, когда компания начнет работать, заявил, что она уже работает.

Видимо, Валерий Владимирович имел в виду то, что производственный процесс на разных участках в алмазной отрасли и не останавливался. Что касается самой компании, то учреждение ее — лишь первый шаг к цепочке очень важных и, можно сказать, трудных решений правительств России и Якутии. Сейчас готовится совместное постановление двух правительств. Оно отразит факт учреждения компании и определит механизм запуска ее работы. Ведь учредители не вывеску поменяли и назвали одно из прежних направлений деятельности корпорации “Росалмаззолото” компанией. Изменился характер взаимодействия участников единого процесса. И его нужно регулировать, чтобы реорганизация принесла благо, а не убытки. А иначе все преимущества новой формы могут быть сведены на нет. Мы пошли на создание компании еще и потому, что хотели достичь большего экономического эффекта от добычи алмазов. Специалисты считают, что наше алмазное производство много теряет только из-за отсутствия стимулов к предприимчивости и высокоэффективному труду для участников производственно-экономических процессов, из-за консервации хозяйственного механизма в отрасли, основанного на преимущественно административных методах управления. Это к вопросу о том, стоила ли игра свеч.

Видимо, стоила. Тем не менее было бы наивно думать, что теперь часть дополнительных доходов мы просто положим в карман. Предстоят немалые расходы…

Безусловно. Взять, к примеру, сортировку алмазов. Чтобы не углубляться в проблему, скажу, что каждый ювелирный алмаз оценивается по 6,5 тысячам параметров. 800 сортировщиц в Москве заняты этим. Чтобы подготовить одну, нужно минимум пять лет. Кстати, этот вопрос — откуда Якутия свою квоту станет получать: из Москвы, либо у себя сортировку организует — был “камнем преткновения” до самого момента подписания документов. В конце концов удалось договориться, что сортировка может быть и у нас. И подобных проблем перед нами встанет еще немало.

Видимо, одна из них — как извлечь максимальную прибыль из 20% “своих ” алмазов?

Часть из них мы будем продавать. Соответствующее соглашение с концерном “Де Бирс” Президент М. Николаев подписал не так давно в Лондоне. А остальные будем использовать для производства бриллиантов, алмазного инструмента. Думаю, что промышленность по огранке алмазов, производству инструментов с использованием технических алмазов должна стать национальной. Алмазное производство с его низким удельным весом основных фондов в себестоимости продукции, экологически чистыми технологиями может стать национальным. Имею в виду — якутским не по национальности, а как визитная карточка республики. Как раньше о Якутии говорили: край лютых морозов, где 12 месяцев зима, остальное — лето. А теперь Якутию, возможно, будут называть “бриллиантовой”. В ближайшее время будет создано несколько предприятий по огранке, причем, главным образом, не в традиционных промышленных центрах республики, а в аграрных районах. Эти предприятия будут со смешанным капиталом. Мы привлекаем к их созданию иностранных партнеров.

Участие иностранных фирм достаточно болезненно воспринимается в обществе. Насколько и всегда ли это оправдано?

Отвечу на ваш вопрос, исходя из наших оценок целесообразности сотрудничества с инофирмами. Они реализованы в проектах совместных предприятий по огранке алмазов. Мы не сможем самостоятельно выйти на мировой бриллиантовый и алмазный рынки. Возможно, у кого-то и есть мнение, что наши алмазы, бриллианты там ждут не дождутся, однако это всего лишь заблуждение. Алмазный рынок сложился давно и, пожалуй, наиболее стабильный. Крупные и внезапные выбросы большого количества алмазов или бриллиантов его “встряхнут” настолько сильно, что это сразу же отразится на состоянии мирового алмазного рынка, а, значит, и всей мировой экономики. В этом мы отдаем себе отчет. И потому стараемся выйти на рынок осторожно, так, чтобы наши шаги были правильно поняты, и поведение наше прогнозировалось партнерами.

Вот почему мы заинтересованы в сотрудничестве с иностранными фирмами. Они знают законы, писаные и неписаные, и помогут нам освоить их. С другой стороны, многие инофирмы используют технологию огранки, дающую больший выход продукции, чем на предприятиях России. Согласитесь, что и это существенный аргумент в пользу сотрудничества. Те фирмы, что пошли на создание с нами совместных предприятий по огранке алмазов, небольшие, их и наш риск минимален. Серьезные же проекты по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики в настоящее время находятся в стадии предварительных проработок и экономической, экологической и социальных экспертиз. Как видите, мы обдуманно подходим к этому вопросу и хочу заверить: решение о привлечении иностранных фирм к сотрудничеству принимается в каждом случае отдельно и отнюдь не по шаблону. В то же время планируем тесно сотрудничать и с ведущими чисто российскими предприятиями из Смоленска, Барнаула и другими.

Можно ли сказать, что первый тайм Правительство республики уже отыграло — добилось квоты на алмазы, Якутия стала соучредителем АК “Алмазы России—Саха”, создает гранильную промышленность, производство алмазных инструментов. И отыграло, кажется, неплохо. Правда, без правил — программы создания этого нового промышленного комплекса?

Действительно, первый тайм отыграли. Что касается программы, то уже осенью мы будем ее иметь. Проект рабочей группой разработан, нужно обсудить его. Программа будет включать аспекты функционирования и развития всего алмазно-бриллиантового комплекса: добычу, обработку, контроль, новое для нас направление — страхование производства, экспорт готовой продукции, вопросы налогообложения, возможных финансовых льгот на этапе становления. Для решения этих вопросов от нас и от Верховного Совета Республики Саха (Якутия) потребуется немало усилий, поисков оптимальных вариантов, чтобы в конечном итоге оправдать надежды якутян на реализацию существующих и новых программ социального развития.

С.СУРАНОВ. “Якутия”, 1 августа 1992 г.