18/01/2023

С началом полномасштабного санкционного давления на нашу год назад стало ясно, что, грубо говоря, «Россия, как всегда, к войне не готова». В том смысле, что даже с учетом санкций 2014 года и далее мы так и не смогли стать суверенными в экономическом, технологическом плане. В итоге только сейчас начались судорожные метания, чтобы хоть как-то эту ситуацию выправить.

Но так и не было сделано главного – стройной системы стратегического управления и планирования в стране как не было, так и нет. И это не общая фраза. Стратегическое планирование для экономики, а особенно для высокотехнологичных отраслей с длительным циклом деятельности – авиапрома, автопрома, строительства железных дорог и так далее – это жизненно важно. Без конкретных планов эти отрасли просто не срабатывают, не дают результат.

Что мы и увидели как нельзя наглядно буквально на днях.

Многих, наверное, удивила натуральная пикировка между президентом страны Владимиром Путиным и зампредом российского правительства Денисом Мантуровым во время совещания с членами правительства.

Речь шла строительстве новых самолетов. Мантуров, в стиле худшего чиновничьего образца, доказывал, что все прекрасно. Президент ему – да где ж прекрасно, «я знаю, что контрактов (даже на 2023 год) нет на предприятиях, мне директора сказали. Что Вы, в самом деле, дурака-то валяете? Когда контракты будут?».

После того как Путин все-таки прижал к стенке Мантурова, встал вопрос о сроках заключения договоров по строительству самолетов. Мантуров заявил, что сделает это в течение квартала. На что Путин ему: «Я вас прошу, в течение месяца должно быть всё сделано. Квартала какого-то. О чём мы говорим? Мы что, не понимаем, в каких условиях мы живём?»

Однако непонятно, чему все-таки удивлялся президент. 31 марта 2022 года, сразу после начала СВО, Путин провел совещание по вопросам авиастроения, на котором дал задание до 1 июня разработать комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Думаете, утвердили в срок? Кое-как к концу июня осилили.
А уж что касается исполнения – ответы Мантурова показали, как идет дело.

Хотя вопрос-то острейший. Совершенно ясно, что скоро нам не на чем будет летать. И ситуация эта не то, что не нова, она уже покрылась мхом и паутиной. Последние десятилетия специалисты и все, кто понимает ситуацию в отрасли, только что не кричали, что надо исправлять, исправлять ситуацию. Реакции на это не было никакой. Продолжали городить проекты далеко не первостепенной важности типа Сухого суперджета 100.
В качестве примера того, что надо делать, можно привести выступление В. Штырова 2016 года, который возглавлял рабочую группу по авиации в Совете Федерации:
«У нас просто беда с самолетами, проблема. И начинается она с того, что в стране неправильная система целеполагания. В советское время были Министерство гражданской авиации и Минобороны. Они выступали в качестве заказчиков для Минпрома и говорили – нам нужны такие-то самолеты таких-то характеристик и столько-ко штук на такой-то период времени. Идите и разрабатывайте. Сейчас эта система начисто разрушена». «Минтранс не выполняет функцию заказчика авиационной техники, нарушена система целеполагания и, если дальше так будет продолжаться, мы опять окажемся в тупике. Надо менять эту систему. Минтранс должен составлять консолидированный заказ на всю страну и на много лет вперед, должен учитывать потребности субъектов федерации, авиакомпаний, министерств, которые нуждаются в самолётах (Минобороны, МЧС, Минздрав). Сделать консолидированный заказ, под него субъекты федерации со своими авиакомпаниями пописывают протокол о намерениях, а потом лизинговые компании вместе с авиакомпаниями подписывают контракты. Вот такую систему надо создать. Надо, чтобы жизнь, практика диктовала, какую технику надо выпускать».

Это был 2016 год. С тех пор ничего не поменялось. В том плане, что как нужна была система целеполагания в авиации, так и осталась нужна. Это вроде бы поняли, но как ее воплотить в реальность, видимо, для Мантурова остается загадкой.

И ведь что самое плохое. Это лишь один пример – он касается авиации. А у нас в стране какую отрасль ни возьми – везде также как в авиационной отрасли: правая рука не знает, что делает левая.

Причем, такое положение для России давно стало хроническим. Как сказал недавно академик Сергей Глазьев, самый яркий пример отсутствия единого стратегического планирования в нашей стране — провал реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., которая с помпой была принята в 2008 г. «Не было выполнено буквально ничего из того, что там написало правительство. Ожидалось, что к сегодняшнему дню Россия достигнет технологического суверенитета и мы будем летать на отечественных самолётах. Планировался объём производства в 1,5 раза больше, чем сегодня обладает страна, и доходы населения в 1,5 раза выше, чем фактически. В реальности всё только ухудшилось».

Сложно сказать, повлияют ли слова президента на Мантурова, возьмется ли он за работу, заключат ли, наконец, предприятия договоры на изготовление самолетов. Факт в другом – президент не может и не должен в ручном режиме, с пререканиями заставлять нерадивых подчиненных работать. Нам, и особенно в это время, как воздух необходима слаженная система стратегического управления и планирования и такое же неукоснительное выполнение поставленных целей и задач. Эта система должна работать как часы, без всяких вынужденных вмешательств со стороны президента. Сейчас перед страной стоит самая главная задача – выполнить поставленные цели в специальной военной операции на Украине. Все остальное, согласно единой системе целеполагания, должно быть выстроено в ряд и выполняться. И вот тут впору повторить за президентом – неужели чиновники типа Мантурова не понимают, в каких условиях живут? Очевидно, что нет, не понимают. А значит, само время требует других исполнителей. Абсолютно и совершенно других.
Маргарита Нифонтова.
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ.