18/08/2025

Когда мы говорим о строительстве, нельзя руководствоваться только сухой статистикой. Потому что строительство – это больше, чем цифры, это сама жизнь, которую можно увидеть и потрогать своими руками. Ведь многим, наверное, знакомо чувство, когда ты заходишь в свой новый дом, квартиру, новую больницу или дворец культуры. Это ни с чем не сравнимые ощущения – когда хочется радоваться, строить планы и вообще уверенно смотреть вперед.

Особое место в строительном деле занимает также и возведение крупных производственных и инфраструктурных объектов. Помнится, ехала в первом пассажирском поезде от Алдана до Нижнего Бестяха в 2019 году. Впечатления непередаваемые – как, мы вот так просто сели на поезд и поехали почти до самого Якутска? Кажется, как будто ты во сне. Это и волнение, и радость, и какое-то острое чувство сопричастности к чему-то большому и значимому.

Был период в нашей республике, когда ввод вот таких крупных объектов, жилья был особенно активным и важным для людей. И потому что после 1990-х новые дома, строительство автодорог, линий электропередач и многого другого было символом нового, лучшего времени. И потому что просто в воздухе витало ощущение, что все как мощный локомотив движется вперед, на всех парах. А в таком движении, ритме всегда есть место делу и каждый находил в нем свой участок ответственности. Значит, мы все вместе, своими руками строили свое будущее.

Ко Дню строителя, который прошел недавно, удалось побеседовать с бывшим министром строительства Якутии (2003 -2014 годы) Сергеем Дереповским. И вспомнить о том, как это было – как республика вставала на ноги после 1990-х годов и какую важнейшую роль в этом процессе сыграл строительный комплекс Якутии.

Сергей Яковлевич, как и полагалось в советское время, прошел все ступени карьерного роста. Да что значит карьерного. Человек просто выбрал профессию по душе – стал строителем, созидателем, окончил Новосибирский инженерно-строительный институт (Сибстрин). Потом, начиная с должности мастера, дошел до директора Бестяхского завода железобетонных изделий и только после этого перешел на государственную гражданскую службу. В общем, все как положено.

А далее началась сложная работа. Потому что во многом республика была первопроходцем в тот период. По количеству вводимых школ в год – не менее десяти, по разработке первой в стране программы переселения из ветхого и аварийного жилья (на федеральном уровне такой не было). К примеру, за 9 лет (с 2002 по 2009 год) было построено 41 дошкольное учреждение, 129 школ, 38 больниц, 40 амбулаторно-поликлинических учреждений, 22 клуба, 2 бассейна, 9 стадионов, 1 цирк, 2 дворца спорта. Причем, все это было построено за счет республиканских ресурсов.
Были введены такие объекты как подводный газопровод через реку Лена; Светлинская ГЭС на реке Вилюй; вторая очередь рудника «Интернациональный», рудники «Мир» и «Айхал», Нюрбинский ГОК «АЛРОСА»; газопровод «Сила Сибири», благодаря чему Россия сегодня практически не ощущает последствий санкций; нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан»; сотни километров высоковольтных линий электропередач; угольная шахта «Денисовская»; Мирнинский индустриальный техникум, Горно-геологический техникум в поселке Хандыга, крытый футбольный стадион в Нерюнгри, универсальный театрально-концертный комплекс в Мирном и многое другое.

Что стоит за этими цифрами, названиями объектов? Огромный труд всего строительного комплекса республики. Каждодневный упорный труд.
И, конечно, сердцем всей этой слаженной работы было Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия). Сплоченный коллектив Минстроя все задачи решал оперативно, сообща и всегда был готов к нестандартным решениям, которых в тот период было хоть отбавляй. И нам нужно быть благодарными и тогдашнему коллективу Минстроя, многие из которых продолжают и сегодня трудиться на благо республики, и в целом всему строительному комплексу за их решимость и способность преодолевать все трудности.
А Сергей Яковлевич особенно отметил, что строители республики мужественно проявили себя в период ликвидации последствий наводнения в Ленске в 2001 году.

«В 1990-е годы, когда я еще работал на Бестяхском заводе железобетонных изделий,  продукцию у меня просто просили. Я отдавал без оплаты, в надежде, что со мной кто-то рассчитается. Вы же помните – это были очень тяжелые времена, повсеместные неплатежи, бартер. Потом ввели векселя, но это была могила, конечно, для строительного комплекса. Мы начали потихоньку умирать, даже в зимний период не работали — ни завод, ни строители. А 2001 год, ленские события, очень сильно подхлестнули строительную отрасль. И после этого мы начали наращивать производство».

В тот период строители Якутии проявили себя героически. Ведь нужно было за кратчайший срок построить очень большой объем жилья, разных объектов, и это было сделано.

Сергей Яковлевич подчеркивает, что республика всегда была на передовой. В Якутии в  2002 году появилась своя, республиканская программа переселения и сноса ветхого жилья. То есть на федеральном уровне такой не было, а в республике уже разработали. Потом была создана федеральная структура — Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. На Дальнем Востоке только три субъекта, в том числе и Республика Саха (Якутия), сумели выполнить все требования Фонда. И республика благодаря этому получила большие средства на снос ветхого и аварийного жилья.

Как вспоминает Сергей Яковлевич, работники Минстроя Якутии для того, чтобы попасть в программу Фонда, работали не покладая рук. Причем, приходилось отстаивать наши позиции в Москве, защищать программу. В том числе с этой работой успешно справлялся Виктор Романов, который сейчас является министром строительства Якутии. Его Сергей Яковлевич называет грамотным, подготовленным профессионалом.

«Вот сейчас в стране работают федеральные национальные проекты. А в республике к моменту их разработки все это уже было. Вячеслав Анатольевич Штыров, тогдашний президент республики, всегда на шаг впереди шел, видел на перспективу и определял верные цели. И по программе сноса ветхого и аварийного жилья, и по строительству школ. Перед нами была поставлена задача строить в год не менее 10 школ, и мы шли как положено.

Более того, мы сдавали объекты с опережением. Свою лепту в развитие села и удержание населения вносило движение добрых дел «Моя Якутия в XXI веке». Построенные в тот период в сельской местности клубы, школы, детсады, культурные центры, сыграли свою роль. Это строительство позволило удержать молодежь на селе, закрепить трудовые кадры.

В целом был очень жесткий контроль за ходом строительства любого объекта, буквально ежедневный, по каждому этапу строительства. Была создана служба госзаказчика, ее специалисты находились на каждом объекте, и мы получали достоверную информацию каждое утро – что и как идет.

Если случались отставания, это тут же докладывалось руководству республики. Например, в Чокурдахе потребовалось оперативно перепроектировать детский сад под больницу. Вячеслав Анатольевич дважды вылетал на этот объект, и все удалось сделать качественно и вовремя.

Одним словом, возведение жилья, объектов здравоохранения, образования, спорта – все выполнялось системно, качественно и в срок, потому что любое поручение президента было для нас законом».

Сергей Яковлевич вспоминает, что работа шла в деловом режиме. И только один раз он был свидетелем, когда президент жестко спрашивал с подрядчика, который занимался строительством больницы в городе Алдане. После этого были приняты меры, нерадивый подрядчик был заменен, и объект был сдан в срок. Как и другие реконструированные объекты района – Алданский политехнический техникум, новый учебно-лабораторный корпус медицинского училища в городе Алдан.

Особенно, конечно, в тот период преобразился город Якутск. Началась поквартальная застройка. Буквально было запрещено брать себе лакомые куски, где не нужно сносить ветхие дома и расселять людей, а просто строить там дома под продажу. Наоборот, было поставлено условие – хочешь строить, расселяй и сноси. Тогда же было создано «Республиканское ипотечное агентство».

Началась капитальная реконструкция автодорог. Были построены мосты – на улицах Богатырева, Пояркова, по направлению к «Триумфу» — Сайсарский мост. А ведь раньше, как утверждают очевидцы, по улице Пояркова, то есть буквально в центре города, в принципе проехать было нельзя – машины с большой проходимостью застревали!

Была построена серия памятников, православная семинария, Старый город и многое другое.

В целом был разработан комплексный план развития города, и его автомобильной части.

Предусматривалось, что и улица Петра Алексеева должна была стать широкополосной, плоть до объединения с объездным шоссе. Что сейчас позволило бы существенно разгрузить улицы города.
Не говоря уже о строительстве железной дороги в обход Якутска (при условии строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через реку Лена). Железнодорожный вокзал должен был находиться в районе аэропорта, и тогда столица стала бы полноценным транспортным хабом, где соединились бы и федеральные автодороги, и авиатранспорт, и железная дорога. И тогда улицы столицы не были бы так загружены как сегодня и еще больше – в перспективе, со строительством автомобильного моста через Лену.

«Я считаю, что столица республики так преобразилась в тот период благодаря тому, что Вячеслав Анатольевич Штыров четко представлял, что нужно делать. До этого строительство в городе шло сумбурно. А с приходом Штырова началась системная работа, поквартальная застройка, в целом весь город превратился в одну строительную площадку.
Поквартальная застройка началась с 36 квартала, потому что там две «незавершенки» стояли. Тут же построили школу № 17. И пошло-поехало: детский сад возвели внутри квартала, и дальше – 68 квартал, 128 квартал вообще мгновенно вырос, и так далее. На всю мощность работал ДСК – до 60 тысяч квадратных метров в год завод строил.

Одним словом, поквартальная застройка – это было замечательное решение, благодаря которому город преобразился.

Я жил по улице Октябрьской и на работу шел всегда через стройки. И вот шел, встречал знакомых людей, и они на вот это мощное строительство говорили: «Ну, вы даете, ну, даете».

Дальше была подготовка к играм «Дети Азии» 2012 года. Тогда тоже был сдан в эксплуатацию ряд больших объектов – «Триумф», «Дохсун», бассейн «Долгун» и другие».

По словам Сергея Яковлевича, Якутия в тот период по темпам строительства серьезно опережала другие регионы Дальнего Востока. Сделать это удавалось за счет того, что в республике раньше федеральных начали действовать свои, республиканские программы. И не только по сносу ветхого и аварийного жилья. А, к примеру, по строительству жилья для бюджетников. Условия были такими – бюджетники платили 35 процентов стоимости жилья, остальное дополнялось из бюджета республики. И люди были очень довольны, активно пользовались этой программой.

Особенно Сергей Яковлевич и все строители республики гордятся, что удалось полностью, на 100 процентов, решить вопрос с жильем для ветеранов Великой Отечественной войны. Для них строили целые дома и заселяли. Причем, не только в Якутске, но и, например, в Ленске, Мирном.

Коллеги-строители из других регионов часто удивлялись строительному буму в Якутии, старались перенять наш опыт.

Отдельно Сергей Яковлевич остановился на источниках финансирования строительства. Конечно, бюджетных средств не хватало. Тогда и бюджет республики не был таким, как сейчас. Практически не было налоговых поступлений от нефтяной, газовой, золотодобывающей отраслей. Поэтому приходилось выкручиваться.

Во-первых, шла серьезная работа с федеральным правительством. Искалась любая возможность получить средства из федерального бюджета, и это получалось. Но подключались и республиканские предприятия, типа «Комдрагмета». Серьезную помощь оказывали промышленники – газовики, нефтяники. Сергей Яковлевич вспомнил, как торжественно была открыта большая школа в поселке Витим Ленского района. В этом мероприятии приняли участие генеральные директоры компаний «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов и «Роснефть» Игорь Сечин.

 


***
А в финале нашего разговора с Сергеем Яковлевичем Дереповским, конечно, была затронута кадровая проблема.

Сергей Яковлевич отметил, что зря в постсоветский период были закрыты учебные комбинаты, нужно нечто подобное восстанавливать. Привлекались студенты из СВФУ, было организовано целевое обучение за пределами республики. На ДСК был свой класс, куда приглашались студенты. И всегда, конечно, старались брать на работу местных ребят.

«На ДСК в свое время была бригада Гаврила Гавриловича Дьяконова, это же все местные ребята были. Лучшая монтажная бригада, они и сейчас еще будут продолжать работать на новых объектах, потому что прошли отличную школу.

В качестве примера можно также привести предприятие КП «Монтажник», руководитель Ханин Александр Михайлович. Его фирма недавно сдала объект в Таттинском улусе к «Играм Манчаары». У него работают практически все местные ребята, объекты сдают сложнейшие. То есть это уже сложившая строительная школа, образно говоря.

У Полушкина Ивана Ивановича, компания «Стройкон», всегда были отличные местные специалисты.
Иными словами, наши местные строители работают замечательно, целые строительные династии есть в республике. Нужно продолжать эти добрые традиции».

В ответ на вопрос, на что нужно обратить внимание в строительном комплексе сегодня, Сергея Яковлевич сказал следующее — вплотную заниматься строительством объектов образования; обратить внимание на вопрос со строительством жилья в Якутске, так как уже имеется переизбыток пустующего жилого фонда; нужно думать о новых методах водоотведения, благоустройства в столице – «иначе дороги можно ремонтировать вечно».

Будущее строительной отрасли республики видится Сергею Дереповскому, прежде всего, в самостоятельности. Он считает, что надеяться нужно только на себя, повышать свою квалификацию и всегда двигаться вперед. Пусть так и будет!

Маргарита НИФОНТОВА.