Боль Крайнего Севера. Якутия ищет фарватер для своей речной отрасли
25/12/2023
Неподъемная проблема с подъемом затонувших судов (в Якутии их более 300). С кадрами в речной отрасли республики ситуация просто катастрофическая. Это лишь малая часть проблем, которые невозможно решить на уровне региона. И, тем не менее, сегодня можно сказать, что подвижки уже начались. И вот почему.
ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ
Тут надо сразу заметить, что в целом речная отрасль России долгий период времени находилась, так сказать, в загоне. Почему – это вопрос интересный. Наша страна всегда была и является речной державой. Речные пути – это дороги жизни. Так было и в мирной жизни, и во время Великой Отечественной войны.
Но после развала СССР эта отрасль натурально посыпалась, или растеклась, если быть точнее. Никто речными проблемами толком не занимался, отсюда и такое огромное их количество.
Но именно в этому году решили наконец взяться за дело. Во-первых, летом конкретно по речной отрасли прошло совещание при президенте России Владимире Путине. Хотя, отмечу в скобках, Якутия на нем представлена не была. Что очень странно, так как действующее у нас предприятие – Администрация Ленского бассейна – обслуживает, не побоюсь этих слов, самый большой объем водных путей в стране.
Во-вторых, по итогам этого совещания вышли поручения президента по развитию речной отрасли. В-третьих, не так давно состоялся Всероссийский речной форум, где обсуждались проблемы речников. И на этом совещании заместитель министра транспорта России Александр Пошивай так и заявил: «Сегодня мы участвуем в историческом процессе – возрождении речного транспорта России. Конечно, начинать нужно было бы лет 20 назад, тем не менее, мы уже несколько лет активно работаем над этим».
Ну хоть так, под давлением санкций, но все-таки начали заниматься внутренними проблемами своей страны.
КАК ЛИКВИДИРОААТЬ КОРАБЕЛЬНЫЕ КЛАДБИЩА
В Якутии, как мы уже писали, тоже подступились к этим вопросам. Состоялось несколько встреч Государственного советника Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова с представителями речной отрасли. В итоге под председательством министра транспорта Республики Саха (Якутия) Владимира Сивцева прошло совещание.
Это была возможность все проговорить, обсудить, поспорить. Чувствовалось, что по одним и тем же вопросам у представителей разных ведомств свое видение. Но министр в итоге поставил правильную задачу. Он сказал, что львиная часть обсуждаемых проблем – федерального уровня, но сейчас представители отрасли, органов государственной власти республики должны сконцентрироваться, сформулировать основные вопросы и направить их в федеральные органы власти. Чтобы вот так, конкретно, начать по ним работу.
Собственно, основных обсуждаемых вопросов было несколько.
Во-первых, это проблема подъема затонувших судов, решение которой возложено на «Администрацию Ленского бассейна», хотя у предприятия нет такого вида деятельности в уставных документах. Поднять судов нужно много – более 300. А средств на это у предприятия нет. Идут суды, выносятся решения.
По мнению и самого предприятия, и основного перевозчика в республике – ЛОРПа, самая главная загвоздка состоит в том, что на территории Якутии в принципе нет соответствующей инфраструктуры. Нет судоподъемной группы, водолазных групп и так далее. И пока такая инфраструктура не появится, дело с места не сдвинется.
Да, есть надежда на федеральный проект под названием «Генеральная уборка» – он предполагает ликвидацию опасных объектов на суше и море. И даже работа по этому направлению идет – особенно после того как на кладбища судов обратил внимание глава правительства России Михаил Мишустин во время своего визита на Дальний Восток.
А недавно вице-премьер Виктория Абрамченко вообще дала поручение разработать программу по ликвидации кладбищ кораблей по всей стране. Но дело в том, что программа эта, на первоначальном этапе, будет касаться только морей. И когда дело дойдет до внутренних водных путей, никто не знает. Так что надежда на все это весьма призрачна, а затонувшие корабли по требованию прокуратуры и судов на реках Якутии нужно убирать прямо сейчас.
Возможно, в рамках «Генеральной уборки» будут внесены изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта для того, чтобы на утилизацию затонувших кораблей регионам выделялись средства. Но это опять же только в планах.
ТАК МЫ НЕ ПОДНИМЕМ ФЛОТ!
Еще один не менее, а может, еще более острый вопрос – это кадровое обеспечение. С кадрами, мы про это писали ранее, в речной отрасли Якутии дела обстоят просто катастрофически. И как сказал на одной из профильных встреч заместитель исполнительного директора по управлению персоналом ПАО «ЛОРП» Дмитрий Павлов, если мы не начнём решать кадровые проблемы отрасли прямо сейчас, то буквально через пять лет у нас попросту не останется капитанов и механиков.
Основная проблема в том, что выпускники учебных заведений сдают экзамены слишком поздно и не успевают до начала навигации.
Допустим, судоводители госэкзамен сдают в феврале и все – уже в начале марта они готовы к навигации. А ребята, которые учатся по специальности «эксплуатация внутренних водных путей» и «эксплуатация судовых энергетических установок» госэкзамен сдают в июне. Навигация уже идет вовсю. А потом значительную часть ребят еще и в армию забирают. И все – вот таким образом речная отрасль лишается своих кадров. В итоге лишь немногие выпускники идут работать на флот.
Представитель Минобразования республики эту проблему подтвердил, но сказал также, что изменение федеральных государственных образовательных стандартов – это очень сложный и длительный процесс.
Но и тут решили не отступать – обратиться в федеральное учебно-методическое объединение образовательных организаций с вопросом о перспективных сроках внесения изменений в федеральные госстандарты.
Здесь же коснулись вопроса практики учащихся на судах с 16 лет. Сейчас, из-за того, что все виды деятельности на флоте имеют спецоценку условий труда, это невозможно. Но все речники, профессионалы, в один голос сказали – такого быть не должно. Раньше, еще в советское время, ребята шли матросами на флот с 14 лет, потом учились, и только так приучались к дисциплине, труду, привыкали к профессии. А сейчас вчерашний выпускник может, так сказать, официально ступить на борт судна только после 18 лет. Какой же из него речник тогда?
Более того, есть еще такое понятие как «плавательный ценз» и по-хорошему ученик его должен наработать еще во время обучения, чтобы, получив специальность, например, помощника механика, сразу приступить к работе. А сейчас получается так: закончил училище или вуз, имеешь специальность, а работать не можешь – плавательного ценза нет. Его еще нужно наработать.
Как в сердцах сказал представитель ЛОРПа: «Какой человек пойдет на это? Никакой. Вот они и уходят. Так мы не поднимем флот!»
НУЖЕН СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В общем, тем подобного плана много – и по подготовке поваров, и по медицинским осмотрам, и так далее. Нюансов очень много. Но самое главное – процесс пошел. Все участники речного дела, если можно так выразиться, сели за один стол, начали обсуждать проблемы и вырабатывать единую позицию.
Самое главное, теперь начнется плотная работа с федеральными органами власти, потому что основная проблематика, конечно, их. Но вопрос в том, что если в других регионах она, может, и не стоит так остро, то у нас, в районах Крайнего Севера, все проблемы возрастают кратно. В таких уж суровых условиях мы живем.
Собственно, работа уже пошла. Не так давно министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев встретился с замминистра транспорта России Александром Пошиваем. Решали вопросы дноуглубительных работ на реке Яна, обсуждали проблему подъема и утилизации затонувших судов. А вопросы, рассмотренные на совещании по речной отрасли Якутии, планируется подвигать на федеральном уровне с помощью сенаторов, депутатов Госдумы от республики.
Так что подвижки начались. И, кстати, на форуме по речной отрасли, о котором говорилось в самом начале, выступил ведущий эксперт-аналитик направления «Цифровая трансформация и устойчивое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Сергей Абанин. Он сказал, что в Якутии неплохо развивается внутренний водный туризм. Но всем регионам порекомендовал на своем уровне определить стратегические задачи отрасли водного транспорта и вопросов внутреннего водного туризма.
Именно эта тема, начиная с осени этого года, поднималась на всех на встречах Государственного советника Якутии Вячеслава Штырова с речниками. Смысл в том, что сначала нам надо организоваться самим, обсудить проблемы, выработать пути решения, определить источники финансирования, а потом объединяться со всеми дальневосточниками и совместно отстаивать свои интересы в федеральном правительстве.
В общем, как это говорят, капля камень точит. Нужно только работать.
Маргарита НИФОНТОВА.
Фото ЯСИА.